Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи

(Чесменская Церковь)

ул. Ленсовета, д. 12

 

Одно из самых знаменитых морских сражений кампании 1768 - 1777 годов - Чесменский бой - произошло в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. После сражения в Хиосском проливе Эгейского моря вся турецкая эскадра укрылась в небольшой Чесменской бухте. Российский флот под командованием Алексея Григорьевича Орлова и адмирала Григория Андреевича Спиридонова атаковал неприятельскую эскадру, несмотря на значительное превосходство сил противника. Погибло более 60 больших и малых турецких судов и свыше 10 тысяч матросов и офицеров. Потери на российской стороне составили 11 человек. Сильнейший турецкий флот был полностью разгромлен. Эта война закончилась заключением Кючук-Кайнарджийского мира в июле 1774 года, по которому Крым отходил от Османской Империи и провозглашался независимым. Россия получила часть морского побережья и право "судам беспрепятственно плавать по Черному морю."

Политика эпохи классицизма, провозглашающая идеи общегосударственного масштаба, воплощалась в создании монументальных памятников, которые должны были в себе отражать и увековечивать "потомкам в назидание" важнейшие достижения и победы Российского государства. Так и в этом случае по поводу блестящей победы Российского флота было задумано создание Чесменского ансамбля, включавшего путевой дворец и церковь, строительство которого началось в 1774 году в бывшей болотистой местности Кикерикиксен (что в переводе с финского языка означает "лягушачье болото") в ложноготических формах.


=NEW=

Торжественная закладка храма состоялась 6 июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Строительство комплекса было задумано и одобрено самой Екатериной II. На его месте, по преданию, императрица Екатерина II получила от курьера известие об победе в Чесменском бою. Помимо причин объективных, отражающих ход развития архитектуры 18 века, для возникновения оригинального Чесменского ансамбля огромное значение имели обстоятельства субъективного характера: интерес императрицы к средневековой готике и особенности таланта архитектора. Возведение храма было завершено к 10-ой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение состоялось 24 июня 1780 года, на котором вместе с Екатериной II под именем графа Фалькенштейна присутствовал римский император Иосиф II.

Необычна для Санкт-Петербурга архитектура Чесменской церкви, представляющей собой изящное и легкое устремленное ввысь здание в псевдоготическом стиле. Богатый изысканный орнамент из листьев аканта и розеток украшает медные решетки, закрывающие оконные проемы. Благодаря узким вертикальным тягам на красноватом фоне стен, высоким стрельчатым окнам и башенкам-пинаклям, здание приобретает легкость и стройность. Остроконечные башенки завершают основные объемы здания церкви. Тонко очерченные зубчатые парапеты роднят облик храма со средневековыми замками.


=NEW=

=NEW=

Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещен большой колокол весом в 6 пудов, остальные 7 малых колоколов были укреплены в другой главе. Пятиглавие Чесменской церкви можно рассмотреть как следование традициям русского храмового зодчества. Центральный вход с западной стороны храма акцентирован небольшим фронтоном, украшенным белокаменным барельефом.

Церковь имеет компактный "центрический" план. Основой внутреннего пространства является квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые в плане помещения- апсиды. Схема очень распространенная. Стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона, объединяют эти помещения с центральным в единое целое. Окна, характерные для готической архитектуры, увеличивают внутреннее пространство храма. В потоках света четко выделяются на светлом фоне гладких стен и белые тянутые профили, и изящный лепной декор. Поэтому при входе в церковь создается впечатление, что попадаешь в просторный зал; и совсем не ощущаешь его небольших размеров.

Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью и простотой. Иконы невысокого иконостаса были "превосходной итальянской работы" неизвестного мастера. Из них наибольший интерес представляли старые работы: "Распятие Спасителя", "Умовение ног а постолов Иисусом Христом", "Святой царевич Дмитрий" с его страданиями, а также "Иоанн Креститель" с видом Чесменского сражения. При входе в церковь была установлена мраморная доска: "Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господя Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".

Современники высоко оценили новое творение Ю. М. Фельтена: "Церковь эта, по легкости своего стиля и необыкновенной смелости исполнения, может быть причислена к замечательнейшим зданиям столицы". Церковь несколько раз подвергалась ремонтам и реставрациям. Однако архитектура её почти не изменилась. На прилегавшей к церкви территории было устроено небольшое кладбище, где хоронили ветеранов, доживавших свой век в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце.

В мае 1919 года церковь была закрыта, однако прихожане и причт храма смогли возобновить его в новом здании - даче Вебера на Московском шоссе 29, где он просуществовал до 17 июля 1924 года. В здании Чесменской церкви в 1919 году разместился первый лагерь принудительных работ (концлагерь) в Советской России. В разные годы здесь размещались мастерские и склады. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, алтарь сгорел во время пожара. В 1965 году приступили к реставрации Чесменской церкви, которая проводилась по проекту архитектора А. П. Куликова. Были выполнены работы по ремонту куполов, укреплению кирпичной кладки, восстановлению утраченных элементов готической архитектуры. Колокола были отлиты на заводе "Монументскульптура". Также была осуществлена тщательная реставрация интерьеров храма. В 1977 году, после завершения реставрационных работ, в церкви открылся филиал Военно-Морского музея "Чесменская победа", в котором были представлены экспонаты, связанные с победами русского флота на Черном море. В 1991 году Чесменская церковь была возвращена верующим, сегодня в ней снова проходят богослужения, церковь пребывает в ухоженном состоянии.

Чесменская церковь является одной из самых ярких архитектурных построек Петербурга, именно своей яркостью и непохожестью выпадающая из всего облика города. Ей присуща необычность во всем. Будучи выражением идей неоготики, простому зрителю, несведущему в специфических архитектурных формах, Чесменская церковь может показаться игрушкой, забавой, сказочным домиком.

Действительно облик всего храма создает впечатление легкости и даже некоторой несерьезности этой постройки. Кажется, будто это прихоть современного архитектора, созданная для радости глаза прохожего. Впечатлению несерьезности способствует и современное месторасположение церкви. Стоя на искусственно созданной полянке, вся окруженная зеленью ровно высаженных елок, она четко вырисовывается на их зеленом фоне своим красно-белым убранством фасадов. Кажется, что это современная постройка, а между тем этому архитектурному памятнику более 200 лет и создан он значимой фигурой архитектурного мира России 18 века Ю. М. Фельтеном.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru