Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Феодоровский Государев собор

г. Пушкин, Академический просп., д. 32

 

Рядом с детищем Петра Великого – Петербургом, – самым европейским из всех русских городов, в 1912 году возводится древнерусский храм, в котором впервые со времен Святой Руси осознанно возрождается и намеренно подчеркивается идея соборности. Величественный Феодоровский собор – главная доминанта царскосельского "Феодоровского городка" (1909 – 1912), казарм для полков царской охраны.

Создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села - летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в Царском Селе было более 30-ти приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в царскосельском гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи - Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, "где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы". Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его августейшей супруги Александры Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви. Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж. Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св. Александра Невского, так как по причине болезни Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати, и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. На сравнительно небольшом участке Фермерского парка зимой 1908 года он собственноручно сделал разметку нового храма. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года.

Николай II "высочайше" утвердил состав Строительного комитета. Его председателем был назначен командир Собственного Его Императорского Величества Сводного полка генерал-майор В. А. Комаров. Членами комитета стали полковник В. В. Перепеловский, капитаны Д. Н. Ломан и Н. В. Шереховский, штаб-капитан Н. Н. Андреев и подъесаул А. Д. Тускаев. Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея - соорудить храм в стиле церквей XVII - XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале "Аполлон" об этом проекте была помещена разгромная статья под названием "Уродство". Был назначен новый архитектор - академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство "царского" железнодорожного павильона. Покровский принял за образец Московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В. М. Васнецов, князь А. А. Ширинский-Шихматов, князь М. С. Путятин, профессор Н. В. Покровский, граф А. А. Бобринский, А. В. Прахов, А. В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 г., после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками.

Были устроены невысокие помещения для часовен, входов, ризниц. Это придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор и сблизило его некоторыми церквами Псково-Новгородскими. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня.

20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки.

Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов. Нижний, Пещерный, храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Появлению Пещерного храма Собор обвязан особому почитанию Царской Семьей преподобного Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI - XVII веков, представлявших огромную художественную и историческую ценность. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками. В храме нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского. На престоле храма находилась дарохранительница, изображавшая сень над ракою с мощами Серафима. С благословения митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в храм была передана частица мощей святой княгини Анны Кашинской. С левой стороны от входа находилось изображение Серафима Саровского работы иконописца В. П. Гурьянова, справа - икона Божией Матери "Умиление", список с иконы, которая находилась в келии Серафима. Но главной святыней храма был бесценный дар Великой Княгини прпмц. Елизаветы Федоровны - мантия прп. Серафима Саровского.

Кроме самой церкви в нижнем храме было особое помещение "царская комната", вся обитая трехцветной тканью с красными цветами. Потолок был раскрашен фресковой живописью художниками Пашковым и Щербаковым в стиле фресок XVII века. Пол также покрыли ковром. В комнате разместили пятьдесят древнерусских икон из Москвы и Новгорода в басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными пеленами, лампадами и паникадилами. Вдоль стен стояли резные скамьи и в том же стиле резные столы, которые были покрыты старинными скатертями и парчей. Все церковные предметы были подлинными старинными, в том числе в Пещерном храме находилось уникальное Евангелие 1677 года и икона XVI века "Николай Чудотворец". Все это создавало полное подобие древнерусской палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся в древнерусскую благочестивую старину.

Над главным входом в храм расположено мозаичное панно с изображением Феодоровской Божьей Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях. На восточной апсиде храма – мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор, несмотря на минувшие десятилетия безбожия. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены резными по камню рельефами.

На богослужениях в Феодоровском соборе пел хор царской капеллы под руководством Климова. Службами в соборе руководил ктитор Дмитрий Николаевич Ломан. По словам его сына Юрия, "вспоминая службы в Феодоровском соборе, я теперь с полным основанием могу их сравнить с лучшими спектаклями Мейерхольда или Станиславского. Должен сказать, что отец был блестящим режиссером, и службы в Государевом соборе были своего рода шедеврами. Залитый светом Верхний храм, то утопающий в белых хризантемах, то в сирени, то в цветущем миндале или мрачный, маленький... Пещерный храм, создавали нужное молящимся настроение". В Феодоровском соборе неоднократно бывал служивший санитаром в 1916 - 1917 гг. в лазарете, располагавшемся в годы первой мировой войны в Феодоровском городке, Сергей Есенин. Определенный в канцелярию при соборе, он его неоднократно упоминает в своих письмах, отправленных из Царского Села. Здесь он написал свое стихотворение "Царевнам", посвященное Великим Княжнам, которые ежедневно посещали лазарет своего имени.

Отсканировано с журнального фото 1970-х годов

В 1922 году собор был разграблен, а спустя 11 лет закрыт и обращен в кинозал. Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки. В 1941 – 1944 годах храм серьёзно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб. К счастью, остов здания и несущие конструкции, в большинстве своем сохранились. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1980-х годах трестом "Леноблреставрация" был проведен большой объем общестроительных работ.

Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 29 августа 1996 года – в верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен. В 2005 г. был покрыт слоем позолоты главный купол собора.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей, ныне возвышается бюст Императора Николая II работы петербургского скульптура В. В. Зайко. Заложен памятник 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года, в канун 75-й годовщины екатеринбургского расстрела.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru