Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Собор во имя Святого Исаакия Далматского

Исаакиевский Собор

 

Одним из самых замечательных храмов Петербурга является знаменитый Исаакиевский собор, возведенный во имя святого Исаакия Далматского. Этот византийский подвижник жил во второй половине VI в. Он обличал ересь ариан, фактически не считавших Иисуса Христа Богом и выступавших против учения о Троице. В 325 г. на 1 Вселенском Соборе в городе Никея арианство было осуждено как ересь. Огромная заслуга в этом принадлежит святым Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому. Однако арианство само собой не исчезло. Некоторые императоры, в частности современник святого Исаакия император Валент, исповедовали арианство и преследовали православных христиан. Заключенный Валентом в тюрьму святой Исаакий пробыл в ней до предсказанной им смерти Валента и восшествия на престол православного императора Феодосия. Скончался святой в 383 г. 30 мая. Позднее этот день войдет в историю, как день рождения Петра I. Император решил увековечить день своего рождения возведением в 1707 г. рядом со зданием Адмиралтейства маленькой Исаакиевской церкви. Так неожиданно византийский святой стал небесным покровителем Петербурга. Церковь была построена в здании бывшего чертежного "амбара" близ западного фланга Адмиралтейства. 19 Февраля 1712 г. в ней состоялось венчание Петра I с будущей императрицей Екатериной Алексеевной. Но здание это простояло недолго. 6 августа 1717 г. на берегу Невы, примерно там, где сейчас стоит памятник Петру I, была заложена вторая Исаакиевская церковь с многоярусной колокольней, построенная в 1727 г. по проекту архитектора. Г.-И. Маттарнови, напоминавшая по внешнему виду Петропавловский собор. Ее интерьер украшал резной золоченый иконостас, выполненный по рисунку И. Зарудного. Место строительства было выбрано неудачно. В результате оползания грунта в здании появились трещины, в 1735 г. ее постиг пожар. В конечном счете церковь пришлось разобрать.
      Новый проект собора разработал архитектор С. И. Чевакинский. Он же предложил построить здание в другом месте - в центре вновь создаваемой городской площади. Это предложение было принято, однако вступившая на престол в 1762 г., Екатерина II вместо проекта С. И. Чевакинского приняла проект архитектора Антонио Ринальди. Собор был задуман с пятью куполами и высокой колокольней. При этом фасады должны были быть облицованы мрамором. К постройке собора приступили в 1768 году. Но строительство велось крайне медленно и Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не дождавшись окончания строительства. После смерти Екатерины II Павел I поручил архитектору Винченцо Бренна завершить строительство. Строительство было закончено только в 1800 году. Выполняя желание царя, Бренна вынужден был исказить проект Ринальди. Он уменьшил размеры верхней части собора и вместо пяти куполов воздвиг один; мраморная облицовка была доведена только до карниза, верхняя часть осталась кирпичной. В результате получилась неудачная, некрасивая и приземистая постройка, не гармонировавшая с обликом столицы и вскоре встал вопрос об ее перестройке. В 1809 г. был объявлен конкурс на создание нового проекта храма. В конкурсе приняли участие такие архитекторы как А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и другие. Результатов это конкурс не дал, так как не было учтено требование царя - сохранить алтарную часть храма А. Ринальди.

В 1810-х годах был объявлен новый конкурс на разработку проекта нового собора. Француз О. Монферран представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора: в византийском, романском, готическом, классическом стилях, и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Рассмотрев этот альбом проектов, император Александр I утвердил вариант пятиглавого собора в классическом стиле. 20 февраля 1818 года последовал указ: "Произвести окончательную перестройку Исаакиевского собора с приличным оному благолепием и утвердив план таковой перестройки по проекту Монферрана". Исаакиевский собор был торжественно заложен 26 июня 1818 года. Постройка собора началась, однако Монферран - талантливый архитектор-рисовальщик, не имел опыта как архитектор-строитель и в своем проекте допустил ряд серьезных технических ошибок. Вскоре пришлось прервать строительство и создать специальную комиссию Академии художеств во главе с ее президентом А. Н. Олениным, чтобы внести исправления в проект. В состав комиссии вошли архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов и другие. Лишь при поддержке этой комиссии Монферрану удалось довести постройку до конца. Большую роль в строительстве Исаакиевского собора сыграл начальник "Комитета по делам строений и гидравлических работ" инженер, генерал-лейтенант А. А. Бетанкур.

Постройка собора потребовала гигантского труда. Она продолжалась сорок лет, с 1818 по 1858 год, в работах участвовали сотни тысяч людей. Для закладки фундамента в болотистую почву пришлось вбить 24 тысячи свай. Работы по сооружению фундамента продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 тыс. рабочих: каменщиков, плотников, кузнецов.

Основание собора представляет сплошную гранитную массу, поверх которой возведено здание собора. В плане здание представляет собой равносторонний (греческий) крест с двумя шестнадцати- и двумя восьмиколонными портикам снаружи. Наружные стены сложены из кирпича и гранита и облицованы внутри и снаружи итальянским и серым финским мрамором. Стены прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками. Завершается собор высоким барабаном, увенчанным золоченым куполом с восьмигранным фонариком. Высота собора - 101 м 52 см. Это одно из высочайших и грандиозных купольных зданий в мире. Длина здания – 111,5 м, а ширина – 97,6 м. Внутри собора одновременно могут находиться 12 - 14 тысяч человек.

В каменоломне Пютерлакс, неподалёку от Выборга, шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год. Руководил этими работами выходец из Вологодской губернии подрядчик С. С. Суханов. Побывавший в каменоломне Монферран сделал запись в дневнике: "Удивление, которое мы испытывали, когда увидели... гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере необработанными еще колоннами...". Эти монолитные колонны водным путем доставлялись в Петербург, а затем устанавливались вертикально с помощью специальных лесов, сконструированных инженером генералом Бетанкуром. Первая из 48 колонн-портиков была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей и тысячи петербуржцев, последняя - 11 августа 1830 года. Всего собор украшают 112 монолитных колонн из полированного гранита, из которых 48 нижних 17-метровой высоты, каждая весом 130 тонн.

При возведении стен и опорных пилонов тщательно готовили известковый раствор. В кадки попеременно сыпали просеянную известь и песок так, чтобы один слой ложился на другой, затем их смешивали, и этот состав выдерживался не менее трёх суток, после чего использовался для кирпичной кладки. Стены из кирпича возводились толщиной от двух до пяти метров. Для укрепления конструкций здания в кирпичную кладку вводили железные связи, выкованные вручную. Кузнецами были изготовлены и другие металлические детали: стропила для кровли, конструкции металлического купола и многое другое. Внутри южной и северной стен для вентиляции проложены галереи. На строительстве широко применялись технические новшества: приспособление для поворачивания колонн, был проложен рельсовый путь для перевозки гранитных монолитов.

Важную роль в наружном оформлении собора играет скульптура, созданная крупнейшими скульпторами И. П. Витали, П. К. Клодтом, А. В. Логановским, Н. С. Пименовым, Ф. Лемером и другими мастерами. Портики собора увенчаны фигурами 12-ти апостолов, вокруг барабана купола на балюстраде собора - 24 монументальные бронзовые фигуры ангелов. Над крышей по углам здания скульптурные группы ангелов со светильниками работы И. П. Витали. Впервые для монументальной скульптуры была использована техника гальванопластики, разработанная Б. С. Якоби.

Особый интерес представляют четыре огромных горельефа на фронтонах. Называется горельеф фронтона южного портика, выполненный И. П. Витали, "Поклонение волхвов". На северном фронтоне находится горельеф "Воскресение Христа", на восточном - "Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом". Наконец, на западном фронтоне горельеф "Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия", скульптора К. П. Витали. Здесь автор создал ряд реалистических образов, наделив их чертами своих современников. В образах вельмож из свиты императора - Виктора и Сатурнина - передано портретное сходство с князем П. М. Волконским - председателем Комиссии по построению собора - и Президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу фронтона изображен сам Монферран с моделью Исаакиевского собора в руках. По первоначальному замыслу Монферран хотел придать Феодосию и его жене Флаксилле портретное сходство с Николаем I и императрицей Александрой Федоровной, но император категорически воспротивился этой затее.

Наружные двери собора выполнены И. П. Витали и изображают новозаветные сцены, а содержат также статуи Архистратига Михаила, Александра Невского, святых Николая Мирликийского и Исаакия Далматского. Всего в семи дверях собора, отлитых из бронзы, размещены 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста.

Уникальна конструкция металлического купола Исаакиевского собора, разработанная Монферраном. Купол состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней - сферической, средней - конической и наружной - параболической. Диаметр наружного купола - 25,8 метра, внутреннего сферического - 22,15 метра. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листы меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, а затем медленным нагреванием над жаровнями выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным. На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. За всю историю собора купол не потребовал повторного золочения. У русских церквей золочёные купола встречаются часто, но огромные купола Исаакия - единственные в своём роде не только в России, но и в Европе. На золочение большого купола было израсходовано около 100 кг червонного золота.

Сравнительно небольшие колокольни Исаакиевского собора расположены по углам основного объема здания. Колокола собора были уникальны. В их сплаве помимо меди и олова присутствовал высокий процент серебра. 25 сентября 1848 г. на северо-западной звоннице был укреплен главный колокол весом около 30-ти тонн. Его украшали медали с изображениями Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, - тех императоров, при которых строились все четыре Исаакиевских храма.

В убранстве Исаакиевского собора использованы 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены, имеющие местами пятиметровую толщину, покрыты серым мрамором. Внутри собор поражает своим великолепием. Стены собора облицованы белым карарским мрамором, на котором выделяются панно из зеленого генуэзского, желтого сиенского мрамора, полихромной яшмы, красного порфира из Карелии. Пол выложен плитами из разноцветных русских, итальянских и французских мраморов, обрамлен фризом из порфира. Над розовыми пилястрами возвышаются мраморные антаблемент и аттик, вмещающий в себя 40 образов и картин, написанных масляными красками по штукатурке.

В соборе три алтаря. Главный - во имя святого Исаакия Далматского. С правой стороны - Святой Великомученицы Екатерины, слева - святого благоверного князя Александра Невского. Иконостас главного алтаря отделан белым мрамором и расцвечен малахитовыми колоннами. По бокам царских врат поставлены колонны из бадахшанского лазурита. Над аркой царских врат - скульптурная группа "Христос во славе". В окне за престолом главного алтаря расположен цветной витраж "Воскресение Христа". Все иконы, помещенные на иконостасах, переведены в мозаику мастерами Мозаичного отделения Академии художеств. Скульптуры, расположенные на иконостасах и в верхней части храма, выполнены в только что изобретенной технике гальванопластики и позолочены клеевым способом. На золочение интерьера собора пошло 300 кг червонного золота. Под куполом реет укрепленный на стальном тросе посеребренный голубь, символизирующий Святой Дух. Кроме ценнейших произведений живописи работы К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни примечательны мозаичные картины, выложенные из кусочков смальты 28 тысяч оттенков, общей площадью 600 кв. метров. Живописные композиции исполняли К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин, В. К. Шебуев, Т. А. Нефф. Большой купол украшает роспись, начатая Брюлловым и законченная Басиным, - "Богоматерь во славе", площадью свыше 800 кв. м. Центральный неф собора расписан в основном Ф. А. Бруни.

Среди святынь собора следует отметить чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, явленную в год освящения собора в Петербурге в доме мещанки Марии Востоковой. В 1859 г. по распоряжению митрополита Григории ее торжественно перенесли в собор. Через год на приношения верующих для иконы создали золотую с драгоценными камнями ризу весом более 12 кг. Из других святынь отметим пожалованный Александром II Нерукотворный Образ Спасителя, ранее принадлежавший Петру I. Икону украшала риза червонного золота с крупными бриллиантами. В соборе хранилась также части от древа Креста Господня и часть мощей апостола Андрея Первозванного.

Собор был освящен 30 мая 1858 года и стал главным кафедральным собором города и считался "первенствующим в империи". На одном из самых видных его мест начертана надпись "Храм Мой храмом молитвы наречется", в этих евангельских словах выражено главное его значение и достоинство. Ни один храм в России не может вместить такого количества молящихся, собор вмещает 15 тыс. человек. Ни один храм в такой мере не приспособлен к совершению всенародных и церковных торжеств, как Исаакиевский собор.

Вскоре после революции для Исаакиевского собора, как и для большинства храмов Петербурга, настали тяжелые дни. Только в мае 1922 г. из собора было изъято золотых украшений весом 45 кг, серебряных 2 230 кг, около 800 драгоценных камней. В 1928 году собор был закрыт, а в 1931 году был превращен в музей. Невосполнимой художественной утратой явились снятие и переплавка в 30-е годы колоколов собора, по своим звуковым свойствам и художественной значимости являвшихся интересными произведениями искусства. В годы Великой Отечественной войны золотой купол Исаакиевского собора был тщательно замаскирован, но, несмотря на это, зданию были причинены значительные повреждения. На протяжении 1950-1970 гг. были проведены большие реставрационные работы, позволившие приостановить разрушение храма и сохранить многое из его внутреннего и внешнего убранства. Ныне собор снова предстает во всем своем великолепии. Со времени своего закрытия как храма в 1928 году Исаакиевский собор утратил неповторимые материальные ценности, украшавшие его интерьер и бывшие непременными атрибутами православного богослужения. Они представляли собой не менее важную историческую, художественную и духовную ценность, чем само здание собора. А именно: престолы алтарей, церковная утварь, серебряные и золотые сосуды, иконы, облачения, плащаницы, богослужебные книги и многое другое. Часть этих ценностей хранится в Эрмитаже, Русском музее и музее религии, часть вывезена за границу, многое безвозвратно расхищено.

Вплоть до настоящего времени здание собора принадлежит Государственному музею "Исаакиевский собор". Только в 1990 году здесь была зажжена лампада и прозвучала молитва - отслужена Пасхальная вечерня. A с 1998 года возродилось богослужение (хотя и ограниченное особыми днями), была восстановлена церковная община. Окончилось 70-летнее осквернение собора.

В августе 2002 года была достигнута договоренность о совместном использовании здания Исаакиевского собора Церковью и музеем. Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви был передан левый придел собора, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир официально становится настоятелем собора преподобного Исаакия Далматского, назначается штатный причт собора. Так процесс возрождения Исаакиевского собора начался. 12 сентября 2002 г., в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского - Небесного покровителя града св. Петра, в соборе преподобного Исаакия Далматского состоялось первое со времени своего закрытия как храма в 1928 году регулярное богослужение. Накануне этого исторического события был освящен левый придел собора во имя св. Александра Невского, в котором и была совершена Божественная литургия, ознаменовавшая собой начало возрождения богослужебной жизни в одном из самых величественных соборов Русской Православной Церкви. С северной стороны храма открыт свободный доступ верующих во время богослужений. Cобор, несомненно, начинает занимать свое достойное место в жизни Санкт-Петербургской митрополии и духовно-нравственной жизни верующих Петербурга и всей России.


Фото Л. Бесараб, 2005 г.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru