Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Пл. Александра Невского, д. 1

 

В дореволюционной России существовало всего четыре лавры, включая Александро-Невскую, в 1797 году возведённую в этот ранг из рядового мужского монастыря по велению императора Павла I.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году.

 

Cобор Святой Живоначальной Троицы

Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до "подошвы" из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.

В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон.

Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.

 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и
во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.

В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.

Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом, пожертвованным церкви Прасковьей Николаевной Фредро (урожденной графиней Головиной). В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена "палатка" - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали "музею-некрополю", а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга.

 

Церковь во имя Святого Праведного Лазаря на Лазаревском кладбище

В 1717 году была построена и освящена каменная церковь во имя Святого Лазаря при основанном в 1716 году Лазаревском кладбище, где была погребена любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. На этом кладбище захоронены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Л. Эйлер, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, П. К. Клодт, Ж. Ф. Тома де Томон, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос, Н. Н. Гончарова-Ланская. и многие другие деятели культуры, науки и знатные особы.

В 1787 году каменный храм был расширен за счет ризницы и трапезной, возведенной на месте разобранной деревянной постройки на деньги И. П. Елагина. В последующие два года граф Н. П. Шереметев дал средства на новый иконостас и пристройку притвора, расширенного в 1835 году по проекту Т. Я. Тиблена на средства Д. Н. Шереметева, после чего церковь приобрела современные размеры. В церкви находится семейная усыпальница графов Шереметевых, здесь также похоронены гр. А. П. Шувалов, гр. М. Ю. Вильегорский, кн. И. Ю. Трубецкой, гр. Г. А. Строганов, адмирал А. С. Шишков и основатель Херсонской крепости И. А. Ганнибал.

Интерьеры Лазаревской церкви, закрытой в 1923 году, и пристройки к ней подверглись перестройкам, после которых от убранства церкви сохранилось очень немногое. В 1932 году был разобран иконостас и расхищены многие иконы и остатки церковного имущества.

 

Церковь во имя Святого Благоверного Князя Феодора Ярославича и
во имя Святителя Николая Чудотворца,
церковь во имя Преподобного Исидора Пелусиота

К югу от собора расположен двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 году начал строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П. А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была и церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Антонио Трезини (сына Доменико Трезини) в 1745 – 1750 годах в юго-восточном углу комплекса. Завершил строительство архитектор М. Д. Расторгуев. Композиция и формы здания, где она находилась, в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями.

К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков.

В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений.

С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Сейчас здание занято производственным объединением "Прометей". Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена.

 

Церковь Св. Михаила Архангела в Митрополичьих Покоях

Архиерейский (или митрополичий) дом - выдающийся памятник гражданской архитектуры XVIII века. Он был воздвигнут на западной стороне монастыря в 1756 – 1758 годах по проекту М. Д. Расторгуева и имел вид двухэтажного здания, соединенного одноэтажными крыльями с угловыми башнями.

По окончании постройки сюда была перенесена существовавшая еще с 1743 года митрополичья церковь, и в 1767 году она была освящена в покоях, в юго-восточной части, во имя Всех Святых.

После надстройки дома церковь была перемещена и 3 февраля 1819 года снова освящена митрополитом Михаилом уже в честь Архангела Михаила. В 1851 году небольшой храм был расширен притвором. Закрыта церковь, очевидно, в начале 1920-х годов, до последнего времени в ее здании размещалось объединение "Прометей".

 

Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (надвратная)

Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с  Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

Приходская церковь на втором этаже здания освящена 15 июля 1786 года. В 1806 году стены храма были расписаны, а в 1860 году она была капитально отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щурупова. В январе 1904 года в этой церкви был открыт латышский приход. Церковь закрыта в октябре 1931 года. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 года власти вернули эту церковь епархии.

 

Церковь Сошествия Святого Духа и
церковь во имя Преподобной Мученицы Евдокии

Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году.

Духовской корпус.

6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть.

Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р.Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения, в том числе кн. Е.И. Кутузовой-Смоленской, вдовы полководца, гр. М.А. Милорадовича, кн. Е.И. Голицыной, гр. Н.К. Загряжской ("Пиковая Дама"), кн. Г.С. Волконского, гр. В.П. Кочубея, гр. Н.Н. Новосильцева, гр. В.В. Левашова, гр. А.Г. Кушелева-Безбородко. У левого клироса Духовской церкви находилась икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года.

Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – станция переливания крови.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Крестовая)

Эта небольшая двусветная церковь с хорами заложена 16 июня 1861 года в южной части митрополичьего дома, на третьем этаже. В это время А. М. Горностаев вел в доме надстройку боковых крыльев. 23 июня 1863 года митрополит Исидор освятил домовой храм, а 13 августа того же года - его левый придел во имя святителя Тихона Задонского.

Иконы в двухъярусном иконостасе написал С.В. Постемский, роспись стен и потолка произвел П.С. Титов по эскизам Ф.Г. Солнцева. Над царскими вратами в церкви помещалась икона Успения Пресвятой Богородицы, копия с чудотворной иконы Киево-Печерской лавры.

По пятницам в храме служился акафист Успению с киевскими напевами в исполнении прекрасного митрополичьего хора.

Церковь была закрыта в 1926 году; святыни храма были изъяты, а помещение перестроено и передано Педагогическому музею; ныне оно занято объединением "Прометей".

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище

В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г.И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г.И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р.И. Кондратенко, писатели И.А. Гончаров и Д.Н. Мамин-Сибиряк, поэт А.Н. Апухтин, литературовед Ф.Д. Батюшков, издатель А.С. Суворин, художник К.Е. Маковский.

Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

Храм на кладбище был выстроен в 1868 - 1871 году. Церковь с деревянным куполом строилась на кладбище по проекту Карпова на средства купца Н.И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Ризница и вся утварь церкви были приобретены и принесены в дар церкви Русановым. Работы длились два года и закончились в 1871 году освящением. Находившаяся в храме икона Николая Чудотворца широко почиталась.

Церковь была закрыта в декабре 1932 года. В начале мая 1985 года она была вновь освящена после реставрации и используется для ранних обеден.

 

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище

Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года.

Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви.

Расположенное здесь Тихвинское кладбище – место упокоения многих крупнейших деятелей русской культуры XIX – XX веков. Здесь находятся могилы писателей Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, Ф.М. Достоевского, Е.А. Баратынского, Н.И. Гнедича, П.А. Вяземского, композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.С. Даргомыжского, художников А.А. Иванова, П.А. Федотова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи, В.М. Кустодиева, скульпторов В.И. Демут-Малиновского, С.С. Пименова, Б.И. Орловского, П.К. Клодта, зодчего В.П. Стасова и его сына, художественного критика В.В. Стасова, актеров Ю.М. Юрьева, А.К. Мартынова, В.А. Каратыгина, П.А. Стрепетовой, В.Ф. Комиссаржевской, Е.П. Корчагиной-Александровской, Н.К. Черкасова, химика С.В. Лебедева, режиссера Г.А. Товстоногова... Многие надгробия, авторами которых являются А.Н. Воронихин, И.П. Мартос, М.И. Козловский, Н.К. Рерих, И.А. Фомин и другие, представляют значительную художественною ценность. Ныне кладбище превращено в "Некрополь мастеров искусств", причем при его устройстве в 1930-е годы большинство старых могил было уничтожено и около шестидесяти перенесено с других кладбищ города.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Палладия.

В лавре эта небольшая домовая церковь на хорах братской трапезной появилась после того, как в 1896 году архитектор Л.П. Андреев начал расширять трапезную в митрополичьем доме. Митрополит Палладий освятил оба её придела 23 марта 1897 года - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и своего святого покровителя – преподобного Палладия. Закрыта, очевидно, при ликвидации резиденции митрополита в 1920-х годах. Помещение храма при трапезной было полностью перестроено.

* * *

В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей.

Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М.Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.

В Александро-Невской лавре находится высшее церковное учебное заведение – Духовная академия, здание которой, примыкающее к Феодоровскому корпусу построено в 1817 – 1819 годах по проекту Л. Руски, а также Духовная семинария, построенная на набережной Обводного канала в 1838 – 1841 годах по проекту архитектора Синода Аполлона Щедрина, с домовой церковью во имя Иоанна Богослова.

C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы и церкви Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь.

После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви.

В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса.

Контора и ризница Лавры и Консисторские ворота

 

 

А. Разумов, 2003...2005 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru