ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Храмы Ленинградской области:

 

1.   Монастыри действующие, закрытые и исторические.

2.   Церкви и соборы по районам:     


 

Часть 2.6 - храмы Гатчинского района:

 

2.6.1   Собор во имя Святого Апостола Павла.
        На широкой площади в центре прямоугольной сети кварталов старой части Гатчины высится пятиглавый четырехстолпный собор святого апостола Павла - "одно из лучших церковных сооружений всей С. Петербургской губернии." В конце XVIII в. Гатчина являлась любимым местопребыванием великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I, и сразу по его воцарении в 1796 г. была возведена на степень города. Количество жителей в ней и при Павле, и в первой четверти следующего, XIX века, было очень невелико: в городе не существовало даже отдельно стоящего православного храма. Приходской церковью служила госпитальная церковь св. ап. Павла, построенная в 1823 г. Только в 1840-х годах, когда город сделался штаб-квартирой Николая I во время ежегодных военных маневров, наметился быстрый рост его населения. В 1845 г. был утвержден новый план Гатчины, значительно расширивший ее территорию. Композиционным центром города стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитекторы Роману Ивановичу Кузьмину (1810 - 1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. Собор, заложенный 17 октября 1846 г., был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства.
        Гатчинский Павловский собор представляет собой ценный памятник эпохи заката классицизма и возрождения композиционных приемов и архитектурных форм древнерусского зодчества. Поиски национальной выразительности церковной архитектуры привели к выработке в 1830-х гг. "русско-византийского" типа храма. По имени архитектора К. А. Тона (1794 - 1881), одним из первых применившего стилизованные формы древнерусского и византийского зодчества, такие храмы получили название "тоновских". Гатчинский собор Р. И. Кузьмина выдержан в тоновских традициях. Но большой вкус зодчего, отмеченный еще его современниками, и отличное знание стилей, позволили ему создать высоко художественное, яркое произведение. Кубическое здание храма стоит на высоком подклете, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. На глади стен, скупо прорезанных окнами, эффектно выделяются барельефы в медальонах и полуциркульный перспективный портал главного входа с огромным окном-розой над ним. Такие же розы украшают южный и северный фасады. Группа тесно сближенных куполов с гранеными барабанами и приплюснутыми луковицами придает зданию, несмотря на его сравнительно небольшие размеры, величественный, богатырский вид. В храме раскрыт только центральный купол. Боковые главы, много меньшие по размеру, имеют декоративный характер; его западная глава служит звонницей.
        Внутри собор просторен и наряден. Главный и поперечный нефы значительно шире и выше угловых компартиментов. Ветви центрального креста украшены большими коринфскими колоннами, спаренными у подкупольных пилонов. Колонны несут полный антаблемент с сочным орнаментом во фризе. Стены собора светло-зеленые. Обширный световой шестиоконный барабан покоится на подковообразных подпруженных арках, которые еще больше увеличивают высоту подкупольного пространства. Это сообщает интерьеру особую легкость и устремленность ввысь, подчеркнутую тактичным включением в убранство готических мотивов (ребра свода купола, лепка капителей колонн, орнамент фриза). Над притвором устроены хоры, расположенные на большой высоте, и пение прекрасно слышится во всех уголках храма. Солея поднята на пять ступеней, перед главным иконостасом она значительно шире, чем в пределах. Иконостасы всех трех алтарей невысокие, двухъярусные, первоначально резаны из кипариса по рисунку археолога Ф. Г. Солнцева (1801 - 1892). Главный иконостас украшен витыми колоннами и завершен многоголопастной "бочкой" с большим 4-х конечным крестом над ней. В 1939 г. иконостасы были разобраны, но их сохраняла жительница Гатчины Варвара Прозорова. После войны они установлены вновь, с добавлением недостающих частей из сосны. При этом форма боковых иконостасов несколько упрощена. Тогда же для иконостасов были выписаны новые образа. Глубокий молитвенный настрой создает в храме настенная роспись. В конце абсиды главного алтаря, на золотом поле изображен благословляющий Спаситель на престоле с предстоящими апостолами Петром и Павлом и коленопреклоненными ангелами. Эта прекрасная композиция исполнена Ф. С. Завьяловым (1810 - 1856). Он же написал фигуры пророка Моисея и Иоанна Крестителя в нишах клиросов, воссозданные в 1950-х гг. Евангелисты в парусах купола и 12 медальонов пророков в барабане написаны академиком П. И. Шамшиным (1811 - 1895).
        В соборе хранится много икон. По сторонам царских врат главного иконостаса возложены на аналои образ Филермской Богоматери (копия) и икона с изображением десницы Иоанна Крестителя. Эти иконы особо почитаются как местными жителями, так и паломниками. Они напоминают о том, что в Гатчинский собор в течение 65 лет (1852 - 1917) ежегодно приносились, первоначально на 10 дней, а впоследствии на месяц, часть древа Креста Господня, икона Филермской Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукою (оплечное изображение Богоматери без младенца) и десная рука мощей Крестителя Господня Иоанна. Эти реликвии принадлежали ордену св. Иоанна Иерусалимского, созданному крестоносцами в Палестине в начале XII века и хранились долгое время на острове Мальта в Средиземном море. В 1799 г., когда Павел I взял орден под свое покровительство и принял титул великого магистра, мальтийские святыни были поднесены ему в Гатчине (12 октября) и затем помещены в соборе Зимнего дворца. Мальтийская святыня "состоит из величайших предметов христианской веры; с нею связаны воспоминания о важнейших лицах и событиях в истории нашей веры". Поэтому Русская Церковь установила ежегодно вспоминать день 12 октября 1799 г. В 1917 г. святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября (ст. стиля), остались после Великой Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 г. при отходе войск Юденича из-под Петрограда, они, по приказу белогвардейского командования, были вывезены в Таллинн, откуда позже попали в Западную Европу. В соборе же были созданы "копии" святынь. День пренесения святынь в Гатчину (12/25 октября) и ныне празднуется в Павловском соборе торжественно, со всенощным бдением. Местно чтится икона Покрова Богоматери - храмовый образ Гатчинского подворья Пятогорского Богородицкого женского монастыря (сам монастырь основанный в 1900 г., находился в 20 км к западу от Гатчины). Со времени последней войны в соборе находится большой образ "Утоли моя печали". Он был обретен в тяжелую годину оккупации как бы в утешение жителей города от Самой Царицы Небесной. В киотах главного нефа помещены иконы с мощами: великомученика Пантелеимона в рост, пожртвованная в 1871 г. в Царскосельский Екатерининский собор, и княгини-инокини Анны Кашинской из Церкви Алексия Митрополита в п. Тайцы. Привлекают внимание три златофонных мозаичных образа работы А. Фролова (нач. XX в.): Спаса Вседержителя, Богоматери с младенцем и апостола Павла и мученицы Веры, взятые в собор из склепа Павла и Веры Нечаевых на Гатчинском кладбище. Резьба пристенных киотов повторяет резьбу иконостаса, этим достигнута стилистическое единство интерьера собора. За 150 лет существования собора в нем сменилось немало священников. В большинстве своем это были примерные, высокообразованные клирики, нередко талантливые администраторы. Примечательная особая преемственность настоятелей собора. Новый настоятель обычно назначался из священников этого же храма, а не перемещался извне. По штатам 1853 г. Павловскому собору полагалось иметь ключаря, двух священников и диакона. В 1876 г. ключарь заменен штатным протоиереем.
        Богослужения в соборе прервались в феврале 1938 г., планировалось перестроить его под кинотеатр. В 1939-40 гг. в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В сентябре фронт приблизился к Ленинграду. Гатчина оказалась на территории, временно оккупированной фашистами. В 1942 году немцы разрешили открыть один из храмов Гатчины, предложив Покровский. Но был открыт Павловский храм, считавшийся главным городским собором, так как ему требовался срочный ремонт - артиллерийским снарядом был разрушен купол. Оккупанты переселили в город население из прифронтовой полосы, в том числе из г. Пушкина. Перед войной в Пушкине действовала Знаменская церковь, настоятелем которой был 73-летний митрофорный протоиерей Федор Забелин. Оказавшись в Гатчине, о. Федор получил разрешение служить в нижнем храме Павловского собора. В январе 1944 г. Гатчина была освобождена воинами Советской Армии. Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил на ремонт верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946-49 гг. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик, задуманный Р. И. Кузьминым. В Петров день, 29 июня (12 июля) 1952 г. Гатчинский собор св. апостола Павла торжественно праздновал свое 100-летие. Божественную литургию и благодарственный молебен в соборе совершал митрополит Григорий и епископ Таллинский Роман (Танг) в сослужении местного и приезжего духовенства. На другой день, 30 июня, был освящен правый придел во имя свв. Константина и Елены. Службы в Павловском соборе отличаются редким для провинции благолепием. Этому способствует и глубоко продуманное внутреннее устройство самого храма, и большой состав клира (3 священника и 2 диакона), и гармоничное пение хора. В престольный праздник и в день воспоминания пренесения в Гатчину мальтийских святынь здесь совершаются архиерейские богослужения.
        За десятилетия, прошедшие со времени послевоенной реставрации, гатчинский собор стал еще благоустроеннее. В настоящее время он имеет 5 престолов: три в верхнем храме и два в нижнем. Придельный престол подклетного храма устроен в 1948 г. протоиереем Петром Белавским. Он освящен в честь иконы Богоматери "Утоли моя печали", ради явления этого образа в Гатчине в годы войны. Сама икона, как особо чтимая, находится в верхнем храме, и к ней совершаются выходы духовенства по воскресным дням после литургии. Престолы верхнего храма поосвященные св. апостолу Павлу, равноапостольным Константину и Елене и Марии Магдалине. Последний, левый престол освящен в 1957 г. епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1979 г. Павловский собор украсился новыми паникадилами: большим, трехъярусным в главном нефе и двумя малыми, двухъярусными - в боковых. Изящные и легкие по рисунку, подчеркнуто современные, они удачно вписались в интерьер 130-летнего храма. 12 июля 2002 г. собор св. апостола Павла отметил свое 150-летие.
Павловский собор. Фото 2002 г. Павловский собор. Купола. Фото 2002 г. Вид на Павловский собор. Фото 14 сентября 2003 г.

        г. Гатчина, Соборная ул., д. 26.


2.6.2   Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого Благоверного Князя Александра Невского.
        В 1896 году одноименная церковь была перестроена из деревянного дома для подворья Пятогорского Богородицкого женского монастыря.
        К. К. Карпов, купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. О. Иоанн предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала. Из общей стоимости постройки в 96 тыс. руб. К. К. Карпов внес 90 тыс.руб. Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм , переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым - инженером путей сообщения, архитектором. По данным начало строительных работ приходится на 1895 год. Жители Гатчины принимали участие в строительстве. Строительство главного корпуса началось в мае 1904 года. Начались пожертвования граждан и не только деньгами, но и строительными материалами. Привозили лес, песок, щебенку. Работы продолжались 10 лет, но еще не закончив наружные работы, все силы бросили на внутреннюю отделку. Живописные работы выполнялись руками монастырских сестер Покровского Богородицкого монастыря. Иконы, написанные сестрами монастыря, славились своим высочайшем искусством на всю Россию и за ее пределами, и сестры выполняли заказы для многих храмов. Особо почиталась сестрами монастыря и жителями Гатчины икона Покрова Пресвятой Богородицы (пожертвованная для храма К. К. Карповым). 3 октября 1914 года состоялось освящение собора. Главный придел был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы; правый придел - св. благоверного князя Александра Невского; левый придел - свт. Николая Чудотворца. Начавшаяся первая мировая война и последующая революция внесла дополнительные трудности в окончание отделочных работ, так и осталась неразрешенной проблема отопления, фасад храма так и остался не штукатуреным - только колокольня и барабаны куполов дают возможность представить ту величественную красоту, задуманную нашими предками. Русскую Церковь потряс обновленческий раскол. Петроград 1922 - 1923 гг. являлся одним из оплотов обновленчества. Приход, пастыри, монастырские сестеры и все служащие Покровского собора сохранили верность принципам канонического церковного управления. В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего - в груду безжизненых развалин. В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое Богослужение в приделе святого блг. князя Александра Невского и с этого времени Богослужение в соборе не прекращалось, несмотря на масштабные восстановительные работы. За все годы возрождения храма основным и постоянным "спонсором" являются горожане, жертва которых - бесценна, будь то деньгами или трудом в тяжкое для России время. Также важно отметить что все работы которые велись и ведутся в храме выполняются руками Гатчинских мастеров и это говорит о том что храм собрал вокруг себя богатейший творческий потенциал города во всех направлениях деятельности. В "подвальной" части собора создан "нижний" храм в честь св. Иоанна Кронштадтского. Покровский собор является самым большим храмом в Ленинградской области, освященным в честь Богородицы.
Покровский собор. Фото 14 сентября 2003 г. Покровский собор. Фото 10 октября 2005 г. Покровский собор. Фото 10 октября 2005 г. Покровский собор. Фото 10 октября 2005 г.
        г. Гатчина, Красная ул., д. 3.


2.6.3   Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.
        Каменный храм был возведен в 1790 - 1794 годах. Архитектором его был, возможно, И. Е. Старов. В 1901 - 1906 годах храм был перестроен под наблюдением архитектора А. А. Степанова. Церковь была закрыта в конце 1920-х годов, её здание сохранилось.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, с. Александровка.


2.6.4   Церковь во имя Алексия Митрополита Московского.
        В центре поселка Тайцы на шоссе Гатчина - Красное Село гордо возвышается каменная церковь во имя святителя Алексия. Идея строительства храма появилась в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием Таицкои железной дороги под Петербургом. Церковь была возведена в 1913 - 1914 годах на денежные пожертвования по проекту архитекторов Н. И. Постникова и И. В. Экскузовича и торжественно освящена епископом Гдовским Вениамином во имя святителя Алексия, метрополита Московского. Большой вклад в создание храма внес генера-адьютант К. Н. Нилов. Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан. После революции судьба не пощадила и эту святыню. В 1939 году Таицкий храм был закрыт и превращен в клуб. На время фашистской оккупации, в 1941 - 1944 годах храм был открыт для верующих, а после освобождения Тайцев в нем разместился склад, а позднее поселковый дом культуры, в 1937 году на землю был сброшен большой церковный купол. В мае 1990 года сходом жителей поселка Тайцы было принято решение о возрождении храма. За короткое время здание храма отреставрировали и в 1992 году в церкви, которая предстала перед нами в первозданном виде, возобновили богослужения. Также тайцкий храм является памятью погибшим войнам Великой Отечественной воины. В братской могиле на территории храма нашли свой приют 386 павших на полях сражений советских солдат и офицеров.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, с. Большие Тайцы, Гатчинское шоссе, д. 16-а.


2.6.5   Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
        Деревянная церковь построена в 1845 году. Храм не действовал с 1936 года и был закрыт в 1941 году. Церковь сгорела в 1994 году.
        Гатчинский район, с. Введенское.


2.6.6   Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.
        Каменный храм построен в 1762 - 1766 годах архитектором С. И. Чевакинским, перестроен в 1841 - 1842 годах с приделом святого Александра Невского. Храм не действовал с 1933 года и был закрыт в 1940 году; вновь действовал в 1943 - 1962 годах. Здание церкви частично сохранилось и ныне возвращено общине, однако по причине отсутствия средств восстановительно-реставрационные работы не ведутся. На ст. Елизаветино пока решено выстроить новый одноименный храм, что обойдется приходу в более скромную сумму.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, с. Дылицы (ст. Елизаветино).


2.6.7   Церковь во имя Вознесения Господня.
        Каменная церковь на поселковом кладбище построена в 1781 - 1784 годах по проекту Ф. И. Волкова. Здание закрытой в советское время церкви сохранилось, но неуклонно разрушается.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, с. Рождествено.


2.6.8 - 2.6.10   Церкви во имя Воскресения Христова.
        В 1715 году известный петровский сподвижник, первый владелец суйдинской мызы граф П. М. Апраксин построил в полуверсте от своих покоев небольшую деревянную церковь во имя Воскресения Христова. История этой церкви неразрывно связана с именами предков, родных и близких А. С. Пушкина. В 1759 году эти земли купил прадед поэта А. П. Ганнибал. Именно в этой церкви крестили Арину Родионовну - будущую няню Пушкина. Здесь венчались будущие родители поэта.
Новая история церкви началась в 1845 году, когда управляющий суйдинской мызой, принадлежавшей помещице Н. В. Евдокимовой стал просить разрешения епархии на построение в Суйде новой каменной церкви. Разрешение было получено, но каменный храм построить не удалось. Новая церковь, построенная на каменном фундаменте имела форму продолговатого четырехугольника. Длина ее была 9, а ширина 4 сажени. Старая церковь была разобрана в 1848 году. С этого момента древнее село Суйда начало именоваться Воскресенским. Суйдинский приход был одним из крупнейших в С.-Петербургской епархии. В его состав входило 15 деревень. В суйдинском приходе ежегодно производились большие престольные праздники; Рождества Июнна Предтечи, Покров, Архангела Михаила. В приходе церкви стояли 3 часовни: в Суйде, в Куровицах и в Покровской.
В 1912 году в церкви Воскресения Христова был проведен технический осмотр. Было обнаружено, что церковь сильно обветшала и покосилась, а под колоколню были подведены деревянные подпорки. Кроме того ей грозила опасность в пожарном отношении. В Суйде было необходимо начать строительство храма. Разрешение на постройку храма было получено летом 1913 года. Проект будущей церкви Воскресения Христова был выполнен архитекторами Д. П. Рябовым и Э. Фишером. В августе 1913 года место строительных работ посетил епископ Гдовский Вениамин, который и совершил крестный ход вокруг строящегося храма. Строительство церкви, начатое в 1914 году, затянулось,в связи с началом 1-й Мировой войны и было закончено лишь в 1915 году. Храм был построен в русском стиле и имел форму креста. Церковная утварь и образа были перенесены из старой церкви. Храм, расчитанный на 600 молящихся был торжественно освящен в 1916 году. Не успели отойти в прошлое трагические события 1917 года, как суровые испытания обрушились на российские церкви и монастыри. Суйденские храмы не были исключением. В 1918 году была закрыта церковно-приходская школа и изъята церковная земля. В 1921 году последовала компания по изъятию церковных ценностей. В 1930-х годах запрещены крестные ходы и церковные праздники. В 1937 году в старой суйдинской церкви разместили клуб совхоза имени Пушкина. Серьезная опасность нависла и над новым храмом. В Куровицкой часовне устроили зернохранилище, в Покровской - сельский магазин. Но закрыть Суйдинский храм не успели - помешала начавшаяся война. В конце августа 1941 года, когда в селе находились фашисты, от прямого попадания советского снаряда здание церкви загорелось. Большую часть старинных книг и икон удалось спасти. Святыни вновь приняла старая церковь. С сентября 1941 года в ней вновь проходили службы. После особождения Суйды в 1945 году в церкви открыть клуб не решились. Отстояли храм и в хрущевское время. Но 4 ноября 1964 года храм погиб от пожара при загадочных обстоятельствах.
Весной 1990 года была зарегистрирована община по восстановлению Суйдинской церкви. Освящение места под строительство храма состоялось 6 июня 1992 года. Ныне Воскресенская церковь приписана к Покровскому собору г. Гатчины.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, пос. Высокоключевой, с. Воскресенское (Суйда), ул. Олейниковой, д. 34.


2.6.11   Церковь во имя Всех Святых.
        В 1882 году жители Гатчины обратились к императору Александру III с просьбой построить часовню в память Александра II. Царь указал место строительства - Егерская слобода. Но там уже была церковь и управляющие города приняли решение - храм строить на месте нового кладбища, что в нескольких верстах от города. Через месяц проект храма выполнили архитекторы дворцового управления /архитектор Н. В. Дмитриев/. Церковь в напоминала храмы Ярославля, Ростова XVI-XVII веков. И строили ее всего 2 года. В октябре 1889 года она была освящена во имя Всех Святых. Такого храма, кроме еще Москвы, больше не было на Руси. Храм был закрыт в 1939 году. В годы войны церковь очень сильно пострадала. Реставрационные работы по возобновлению архитектурного убранства храма не ведутся до сих пор. Глядя на ее нынешнее состояние, трудно даже представить ее былое убранство.

Фото нач. ХХ века.
Фото нынешнего состояния церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        г. Гатчина, ул. Солодовникова.


2.6.12   Церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца.
        Деревянная церковь, построенная в 1702 году, обветшав, была разобрана в 1827 году. В том же году был освящен каменный Георгиевский храм. Церковь закрыта в 1930 году. Здание ее было разрушено во время войны.
        Гатчинский район, кладбище на берегу р. Оредеж, напротив дер. Нестерково.


2.6.13   Церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского.
        Деревянная церковь-школа сооружена в 1909 - 1912 годах по проекту архитектора П. П. Трифанова. Храм закрыт в 1932 году. Здание его в 1930-е годы было перевезено на станцию Новинка и в дальнейшем не сохранилось.
        Гатчинский район, ст. Чаща.


2.6.14   Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
        Западная часть поселка Вырица - Княжеская Долина к началу 1910-х гг. активно застраивалась дачами: за два года с момента начала распродажи земельных участков, в излучине Оредежа на пятистах проданных участках было возведено около трехсот дач. Выстроенные посреди соснового бора причудливые деревянные дома с башенками, эркерами и мезонинами, обильно украшенные деревянной резьбой, радовали глаз. Удаленность Княжеской Долины от центра Вырицы породила мысль о прокладке к дачным участкам от станции Вырица железнодорожной ветки, на которой появились Первая, Вторая, Третья платформы и конечная станция - Поселок (1910). Это сделало местность Княжеской Долины более привлекательной для дачников.
        То же обстоятельство, что Петропавловский храм, выстроенный в восточной части Вырицы, отстоял от местности Княжеской Долины, - нового района стремительно растущего "образцового города", в шести верстах, послужило основанием к строительству здесь еще одного храма. В 1911 г. по инициативе дачников было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, обратившееся в Св. Синод с ходатайством о разрешении построить в Вырице, в местности Княжеской Долины, православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Синод 9 декабря 1911 г. благословил учреждение братства, ставшего, по сути дела, строительным комитетом по возведению храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который решено было соорудить в память 300-летия Дома Романовых. Изначально были зарезервированы два бесплатных участка по Ракеевской улице, между Майским и Пильным проспектами. Однако, собрание владельцев участков попросило изменить это решение на более удачный вариант, предусматривавший отведение под храм четырех смежных участков на пересечении Ракеевской ул. и Магистрального проспекта.
        Храм Княжеской Долины, в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам храмов, решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных храмов XVI-XVII веков, обращенных к идеалам Святой Руси. В объявленном братством конкурсе участвовало пять проектов, из которых лучшим был признан совместный проект архитекторов Михаила Витольдовича Красовского (1874-1939) и полковника Владимира Петровича Апышкова (1871-1939), строителя моста Петра Великого в С.-Петербурге. Идея обращения к истокам древнерусского зодчества в 1900-1910-х гг., высочайше поддержанная самим Императором Николаем II, находила свое воплощение в строительстве целого ряда не только монастырских построек и храмов, но и административных, общественных и жилых зданий, - как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по всей Империи. Вот что писали сами архитекторы в преддверии строительства Вырицкого Казанского храма в память 300-летия Дома Романовых о мотивах, побудивших их обратиться в своем творчестве к истокам Древней Руси:
        "Реформы Петра Великого, сравняв культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло не отразиться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности и вследствие этого на Руси начали строить такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве, построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идей католичества, а никак не православия. Конечно такое направление долго продолжаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного строительства и уже при Императоре Николае I взоры передовых людей начинают обращаться к родной старине, ее начинают изучать и охранять ее памятники. Следствием этого являются такие сооружения, как Троицкий и Введенский соборы в Петрограде, все еще далекие от идеала допетровской Руси. Однако, постепенно, наравне с увеличением изучения старинных церквей, и новые начинают к ним все более приближаться и, наконец, в наше время появляются такие храмы, как церковь в память моряков, погибших при Цусиме, которая безусловно прекрасна и в то же время бесспорно чисто русская по духу ее композиции. Все сказанное касается преимущественно каменных храмов, но и церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при постройке их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продержался гораздо дольше, чем это можно было предполагать, и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым зодчие строили деревянные церкви, похожие на дешевые пригородные дачи и совершенно не отвечающие вследствие своей пошло-игривой внешности той серьезности и величию, которыми должно отличаться от людского жилья церковное здание. Наконец в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следует - они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались, как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники.
Подписали: Апышков, Красовский".
        14 июля 1913 г. состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери, рассчитанного на 600-700 молящихся. Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ Тобольский Алексий в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором. 21 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма, а 6 июля 1914 г. состоялось освящение церкви, которое возглавил епископ Гдовский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.
        В 1918 г. для богослужений в холодное зимнее время, когда не было возможности натопить всю большую Казанскую церковь, был устроен нижний, пещерный храм, освященный в честь преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия. В 1922 г., после закрытия в Петербурге на Васильевском острове храма при доме призрения Брусницыных, в вырицкий храм был перенесен из него иконостас. Величественный и соразмерный объемам Казанской церкви, изготовленный в 1897 г. в мастерской Циммермана, он прибавил интерьеру купеческого размаха. Прежний двухъярусный иконостас меньших размеров, выполненный по рисунку М.В. Красовского, был перенесен в боковой придел Николая Чудотворца.
        С 1937 года богослужения в храме не совершались, а в 1938 г. он был закрыт и переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим). Осенью 1941 года в церкви были возобновлены богослужения (чудом она не была взорвана при отступлении советских войск из Вырицы летом 1941 г.).
        Во время войны в Вырице проживал иеросхимонах Серафим (Муравьев), числящий себя прихожанином Казанской церкви. Он не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему. С первых дней войны старец открыто говорил о победе русского оружия. Кроме того, дивный духовный подвиг он нес во время оккупации Вырицы. Подражая прп. Серафиму Саровскому, он молился в саду дома на камне перед иконой о прощении грехов людских и об избавлении России от нашествия иноземцев. Из рассказов родственников прп. Серафима Вырицкого: "...В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Ведь он страдал хроническими заболеваниями ног, сердца, сосудов и легких. ...Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. ...Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург". После войны к о. Серафиму в Вырицу по-прежнему шел поток людей, стремящихся отыскать потерянных в годы войны родственников, вопрошающих о своих жизненных проблемах и жаждущих духовного спасения. Старец скончался 3 апреля 1949 года и был погребен за алтарем Казанской церкви, на маленьком церковном кладбище.
        Казанский храм, оставшийся действовать после войны на протяжении всей второй половины XX века, остается одним из духовных центров епархии. Над могилой прп. Серафима Вырицкого в 1990-х гг. сооружена небольшая часовня в его честь. Известность Вырицы как святого места постепенно вышла далеко за пределы С.-Петербургской епархии. Остается она таковой и до сего дня, привлекая множество богомольцев.

Казанская церковь. Фото 16.09.2004 г.
Казанская церковь. Фото 20.11.2005 г.
Часовня Серафима Вырицкого и ворота церковного участка. Фото 16.09.2004 г.

        Гатчинский район, Вырица, просп. Кирова, д. 49.


2.6.15   Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
        В преддверии 300-летия Дома Романовых храм был выстроен также в пригороде Вырицы - дачном поселке Малая Ковшовка, возникшем при вновь открытой станции Царскосельской железной дороги (земли его входили раньше в состав Красницкого удельного имения). В начале 1900-х гг. местность была приобретена крестьянином Петром Лиуконеном, который построил здесь свою усадьбу, а расположенные рядом дачные участки стал продавать под застройку. Быстро было выстроено более 50 дач, где проживало до 500 человек, летом сюда приезжали отдыхать еще до 600 дачников. В 1907 г. местные жители пожелали выстроить в образцовом дачном поселке церковь, на что было получено Высочайшее разрешение, создана община и образован церковно-строительный комитет. Деревянный храм был выстроен в 1908-1910 гг. по проекту архитектора Б.Н. Басина и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Еще через три года, когда вся Россия отмечала 300-летие царствования Дома Романовых, железнодорожная станция и поселок Малая Ковшовка по просьбе местных жителей были переименованы (в 1914 г.) в Сусанино - в честь народного героя, 300-летие подвига которого отмечалось одновременно с юбилеем Династии. Юбилейный Романовский храм сохранился и действует в пос. Сусанино по настоящее время (был закрыт в 1939 году, но вновь действует с 1941 г.).
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, пос. Сусанино, 5-я линия, д. 40.


2.6.16   Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
        Деревянная Казанская церковь в память 300-летия Дома Романовых сооружена в 1913 - 1915 годах по проекту архитектора П. Д. Мегорского. После 1917 года церковь была переосвящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Храм закрыт в 1938 году. Здание его в 1938 году было перевезено на станцию Новинка и использовалось как клуб. До нашего времени оно не сохранилось.
        Гатчинский район, кладбище между дер. Озерешно и ст. Новинка.


2.6.17   Церковь во имя Архангела Михаила.
        Деревянная церковь сооружена в 1920 году. Спустя всего десять лет, в 1930 году она была закрыта. Здание церкви не сохранилось.
        Гатчинский район, с. Кремено.


2.6.18   Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.
        Храм свт. Николая был возведен в 1904 - 1906 годах по проекту петербургского архитектора С. И. Овсянникова, при участии В. П. Тавлинова. Никольский храм находился на территории усадьбы "Белогорка" и являлся домовым храмом помещицы Е. А. Фоминой. Большой вклад в строительство храма внес известный петербургский купец и меценат А. Г. Елисеев. С 1910 года храм был передан православному приходу Белогорской усадьбы и деревень Ново-Сиверская, Извара и Кезево. Престольным праздником храма является день Святителя Николая Чудотворца - 19 декабря. Рядом с храмом был построен деревянный двухэтажный дом священника и основано Белогорское двухклассное народное училище. Приход Никольского храма был небольшим. В "Метрической книге" за 1909 год сообщается, что в храме зарегистрировано: "новорожденных 89 человек, бракосочетавшихся 22 пары, умерших 27 человек...". В Никольском храме находились ценные иконы, священные сосуды, книги. Некоторые из них были подарены прихожанами. Храм украшали 12 больших и малых колоколов. В храме велись Богослужения до 1936 года. Затем, в 1939 г. храм был закрыт и использован под сельскохозяйственный склад. Перед Великой Отечественной войной с храма были сброшены все колокола, и уничтожено его убранство. Некоторые ценные иконы были увезены в Ленинград и переданы в действующие храмы. В послевоенное время, в 1966 году, решением местной партийной организации храм был реконструирован под Белогорский дом культуры. Была разрушена храмовая колокольня, а так же проведена полная реконструкция внутреннего помещения храма.
В 1993 году храм был передан православному приходу пос. Белогорка. С 1993 года по настоящий день, храм восстанавливается силами прихода. C 1995 в храме проводятся богослужения.

Фото нач. ХХ века.
        Гатчинский район, с. Белогорка, Институтская ул., д. 23.


2.6.19   Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.
        Деревянная церковь во имя Воскресения Словущего была выстроена в Сиворицах в 1719 году. К 1731 году она упоминается как церковь свт. Николая. В 1775 - 1784 годах по проекту И. Е. Старова сооружается новый каменный храм. Церковь действовала до 1937 года. В 1940 году она была закрыта. До нашего времени дошли руины храма. Ныне рядом с ними возведена деревянная одноименная церковь.
Фото храмов имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, с. Никольское.


2.6.20   Церковь во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.
        Деревянная церковь на кладбище сооружена в 1889 году. Церковь была закрыта в 1930-е годы. Здание её не сохранилось.
        Гатчинский район, с. Елизаветино.


2.6.21   Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
        Деревянная церковь построена в 1910 - 1913 годах архитектором Н. И. Котовичем. Храм святых апостолов Петра и Павла - один из сельских храмов, построенных и освященных в 1913 году (21 июля) в память 300-летия царствующего дома Романовых. Землю под его строительство и деньги для его возведения пожертвовал барон Павел Гейкинг, владелец большого птицеводческого хозяйства. После ареста в 1938 году последнего настоятеля церкви о. Павла, храм был закрыт. Во время войны немцы восстановили церковь, и в ней в 1941 - 1944 годах проводились службы. Но после победы в 1945 году в стенах храма был открыт клуб, причём архитектурному облику здания был нанесён непоправимый ущерб: снесены главный купол и колокольня, полностью перепланированы внутренние помещения и т. д.
        В 1993 году по ходатайству местных жителей бывшее здание храма было возвращено верующим. Благодаря пожертвованиям и усердию тружеников, удалось произвести первоочередные работы по восстановлению храма: был построен иконостас с полиграфическими иконами, восстановлен и оснащён необходимой утварью алтарь, проведены другие восстановительные работы. Царские врата возвратила местная жительница, сохранявшая их в своем доме ровно пятьдесят лет - с тех пор, как храм переделали в клуб. Всё это позволило проводить богослужения, которые совершались прикомандированными священнослужителями. Постепенно росла и православная община прихода.

Фото нач. ХХ века.
Фото здания церкви в наши дни имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        Гатчинский район, Карташевская, Красная ул., д. 28.


2.6.22   Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
        Строительство в 1901-1911 гг. линии железной дороги от Царского Села на юг способствовало возникновению вдоль нее новых дачных поселков, возникавших рядом со вновь открытыми станциями. Из них самым обширным, известным и популярным у петербуржцев селением (по сути дела городом-спутником Царского Села) суждено было стать Вырице. Необычайно живописные виды излучины реки Оредеж, сосновый бор, целебный воздух, благотворно влияющий на здоровье, при удобстве сообщения с Петербургом и Царским Селом стали привлекать сюда горожан. Одновременно с ростом дачной местности, в Вырице началось строительство храмов. В первую очередь стали застраиваться улицы поселка, проложенные к востоку от железной дороги, поэтому самым первым храмом Вырицы стал расположенный здесь храм святых апостолов Петра и Павла. Храм строился по проекту выпускника Института гражданских инженеров, техника С.-Петербургского градоначальства, архитектора Николая Ивановича Котовича, в основном, на пожертвования местного населения. Соорудить храм решено было в память чудесного спасения Царской Семьи во время крушения поезда в Борках (1888 г.). Закладка храма была совершена 10 сентября 1906 года, освящение последовало менее чем через два года, 22 июня 1908 года. Новый храм был выстроен в "старомосковском стиле" и представлял собой деревянное крестообразное в плане здание на высоком фундаменте из валунов, с просторным двусветным церковным залом, вмещавшим до 1500 человек, шатровым куполом и высокой колокольней.
        В 1928-1930 гг. Вырица стала важным центром иосифлян и истинно-православной Церкви. Особенно роль Петропавловского храма возросла после разгрома храма Спаса-на-Крови и его общины. Многие пастыри, служившие в соборе Воскресения, приезжали служить в Петропавловский храм. С 1938 года церковь не действовала так, как ее последний настоятель 25 февраля 1938 г. был арестован, и через две недели расстрелян. Юридически храм был закрыт в 1939 г. Власти решили устроить в его здании клуб, однако его мало кто посещал, и в бывшем храме разместили военкомат.
        Во время войны, в декабре 1941 г., Петропавловский храм был возвращен церкви, его освящение состоялось 19 декабря 1941 г. В январе 1944 г. Вырица была освобождена советскими войсками. При этом, во время боевых действий пострадали колокольня и купол Петропавловской церкви (разрушенные в войну они утрачены по сей день), повреждена взрывом стена алтаря. Церковь была восстановлена в 1944-1945 гг., приобретены дарохранительница, св. Евангелие, потир. В 1950 г. храму, вместо ветхого, был выдан новый антиминс, в октябре 1950 г. приходом был приобретен серебряный ковчежец со свв. мощами (из Рима), который помещен в храме для общего почитания и поклонения верующих. 23 ноября 1952 г. храм был заново освящен. В 1952 - 1954 гг. из разрушенного храма в с. Большие Ящеры в храм был перевезен иконостас, хоругви, паникадило и семисвечник, из закрытого храма в с. Усть-Введенское - Царские врата. Полностью строительные работы по восстановлению храма были завершены в 1954 г.

Фото 1910-х гг.

Фото 16.09.2004 г.

Фото 16.09.2004 г.

Фото 16.09.2004 г.

Фото 16.09.2004 г.

Фото 16.09.2004 г.
        Гатчинский район, Вырица, ул. Павассара, д. 28, угол Сиверского шоссе.


2.6.23   Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
        Деревянная церковь построена в 1888 - 1889 годах по проекту архитектора П. С. Самсонова. Колокольня церкви построена в 1902 году. Храм действовал до 1938 года и был закрыт в 1941 году. Возвращен верующим в 1942 году.
        Гатчинский район, Сиверская, Красная ул., д. 39.


2.6.24   Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
        История создания Покровской церкви в Мариенбурге связана с перенесением в Гатчину в 1838 году Егерской слободы. Дворцовый храм, куда раньше ходили егеря, был закрыт, и поэтому придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви. Проект поручили составить архитектору Д. И. Гримму, но он сделал только эскиз будущей церкви, т.к. рабочие чертежи делал академик И. А. Стефаниц. Работы по постройке храма начались в декабре 1885 года. Закладка церкви состоялась в присутствии императора Александра в честь Покрова Пресвятой Богородицы. За один год храм был возведен вчерне и подведен под крышу. Железные каркасы для главок, которые покрывались луженой медью делал столичный завод Сан-Галли, которому поручили изготовить семь червонного золота крестов. В конце августа кресты, поддерживаемые золочеными цепями, были торжественно подняты вместе с колоколами /их было семь/. Отлил мариенбургские колокола литейный завод Лаврова. В конце 1867 года все строительные работы были окончены и началось художественное оформление храма. Образа для иконостаса были написаны Н. М. Сафоновым. Стены расписал П. Шилер. Все необходимое для ризницы храма было закуплено в магазине при фабрике З. Е. Сытова в Петербурге. Все было готово к торжественному освящению, когда Александр, посетив церковь, остался недоволен теснотой храма и потребовал ее расширить. В результате были произведены большие изменения, для которых потребовалось 111 дней напряженного труда. Освящение состоялось через месяц после спасения императорской семьи при крушении поезда близ Харькова. В том же году храм стал функционировать. После февральской революции императорская охота была упразднена, а храм стал приходским. Неизвестно, как протекала жизнь храма в последующие 15 лет. Закрытие храма произошло в так называемую "пятилетку безбожия", судя по всему или в конце 1932, или в начале 1933 года. С закрытием храма все имущество и церковное убранство храма было разграблено и уничтожено. Казалось, навсегда умолк колокольный звон. Но вот грянула война и немцы заняли Гатчину. Просьба об открытии церкви поступила в 1942 году и Покровский храм был снова открыт. Можно представить, что иконостас был временный, а утварь и иконы были с разных мест собраны верующими. В 80-х годах в храме был проведен ремонт: вычищена, обновлена роспись, покрашены стены, написаны алтарный и наддверный образа, настлан поверх казенного деревянный пол... Среди современных святынь храм особо следует отметить особо почитаемые прихожанами образа: Божьей Матери "Взыскание погибших", святой благоверной Анны Кашинской и великомученицы Екатерины с частицами их мощей. За алтарем храма расположено небольшое кладбище, на котором погребены настоятели Покровской церкви.
Фото церкви имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        г. Гатчина, Мариенбург, Круговая ул., д. 7.


2.6.25   Церковь во имя Преображения Господня.
        Первые упоминания об Орлинской церкви относятся к 1790 году, когда была заложена и построена церковь Преображения Господня. Построенный в то время храм был деревянным без купола, с отдельной колокольней. Вокруг церкви находилось обнесенное деревянной изгородью кладбище. В 1790 году помещик Стахиев пристроил комнату или склеп, где был погребен он сам, его жена и внук. Вместо этой непрочной и тесной церкви помещица графиня Протасова начала строить нынешнюю каменную церковь. 23 августа 1809 года церковь была освящена софийским священиком Семионом Яковлевым, в присутствии государыни Елизаветы Алексеевны. В 1837 году в западной части храма был устроен теплый придел во имя святителя Николая, для служения зимой. В 1883 году придел уничтожен и вся церковь сделана зимней. При церкви Приображения Господня учреждено в 1893 году церковно-приходское попечительство для благоустройства храма и церковных строений.
        Храм не действовал с 1938 года и был официально закрыт в 1940 году. Церковь действовала в годы войны (1941 - 1944 гг.), затем вновь закрыта, а ее имущество разграблено. В храме был устроен склад, а в последствии клуб. Новая жизнь церкви началась в 1990 году, после передачи ее епархии. Храм был вновь открыт после реконструкции в 1995 году.
        Гатчинский район, с. Орлино, Центральная ул., д. 82.


2.6.26   Церковь во имя Преображения Господня.
        В южной части Вырицы, неподалеку от станции Поселок, рядом с Богоявленской (ныне - Купальной) улицей была возведена часовня, сгоревшая 2 августа 1913 г. На ее месте постановлением чрезвычайного общего собрания членов "Общества благоустройства" 8 августа 1913 г. было решено выстроить церковь-школу, для чего была избрана комиссия из наиболее почтенных жителей. Выстроенная в 1914-1915 гг. по проекту петербургского архитектора М.М. Перетятковича деревянная церковь-школа в Поселке была освящена в честь Преображения Господня и являлась приписной к Петропавловскому храму, и лишь позднее была обращена в приходскую. В 1920-х гг. участок, примыкающий к церкви стал использоваться для захоронений и, таким образом, помимо приходского кладбища в Вырице здесь, возле Спасо-Преображенского храма, возникло еще одно. В 1930-х гг. храм был закрыт и передан под клуб. Здание храма сохранялось до 1940-х гг. и, очевидно, погибло в годы войны. На его месте установлен крест с небольшой каменной Голгофой, напоминающий о том, что здесь был алтарь храма.
        Гатчинский район, Вырица, Посёлок.


2.6.27   Церковь во имя Преображения Господня.
        Каменная церковь построена в 1911 - 1913 годах по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Церковь была закрыта в 1939 году, затем вновь действовала в годы войны. Позже её здание было полностью перестроено.
        Гатчинский район, д. Старосиверская.


2.6.28   Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
        Каменная церковь на "новом" кладбище действовала до 1938 года. С 1942 по 1962 год храм снова действовал. До наших дней церковь дошла сильно разрушенной.
Фото имеется здесь: Народный каталог православной архитектуры
        г. Гатчина, ул. Солодовникова.


2.6.29   Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы
        Первый храм, который упоминается в летописях - во имя Николая Чудотворца, был построен в 1499 году и находился в конце старого рождественского парка - там, где из скал красного песчаника струятся студеные воды целебных родников. О судьбе этого храма известно, что он был разрушен в годы первой шведской оккупации (1583-1590).
        В 1713 году по указу Алексея Петровича, сына Петра I, строится храм Рождества Пресвятой Богородицы в излучине Оредежа, на пригорке - там, где сейчас находится старое кладбище. Храм был освящен 24 сентября 1713 года. Служба совершалась здесь до 1785 года, когда была построена новая во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь в центре села. С тех пор храм, превращенный в часовню, был "закрыт и оставлен без призрения". В начале XIX века его перестроили, и в качестве кладбищенской часовни он просуществовал до 1920 года. А село, обязанное своим именем этому храму, носит его и поныне.
        Новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы располагалась на месте нынешнего храма в самом центе села и в 1785 году была освящена. Зеленый, с нарядной красной крышей, "краса Рождествена" недолго оглашался церковными песнопениями. 11 сентября 1837 года на центральной улице села начался сильный пожар, от которого сгорел и храм.
        Через 30 лет здесь начинается строительство третьего, каменного храма. Возведение церкви пришлось на годы царствования императора Александра III, "чутко относившегося ко всему русскому". В наружном облике храма главенствуют самобытные черты - это "византийский стиль". Руководство строительством храма осуществлял синодальный архитектор Иван Иудович Буланов. Освящение вновь построенной церкви состоялось 9 сентября 1883 года. Работы по отделке церкви продолжались до 1886 г. Храм является памятником архитектуры. В нем три престола: главный, белого мрамора с колоннами по углам - во имя Рождества Пресвятой Богородицы; северный придел - во имя Николая Чудотворца, южный - во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Иконостас трехъярусный. Рядом с храмом находится мраморная усыпальница семьи И.В. Рукавишникова, благотворителя храма.
        Храм действовал до 1936 года. В 1941 году, по просьбе местного населения, немцы, находившиеся в селе Рождествено, открыли храм. В храме начали совершаться богослужения, и церковно-приходская жизнь уже не прекращалась, хотя реальная угроза закрытия храма существовала в период "хрущевской оттепели" 1960-х годов. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году храм был капитально отремонтирован. В 2003 г. к празднованию 500-летия села Рождествено на храм установлены новые кресты.

Фото 28 сентября 2003 г.

Фото 4 мая 2003 г.

Фото 4 июля 2004 г.
        Гатчинский район, с. Рождествено, Церковная ул., д. 1.


2.6.30   Церковь во имя Рождества Христова.
        Церковь строится c 2000 г.
        Гатчинский район, с. Сяськелево, Центральная ул., д. 14-а.


2.6.31   Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
        Каменный храм 23-й артиллерийской бригады в артиллерийском манеже сооружен в 1893 году. В 1919 году церковь была закрыта.
        г. Гатчина, Ингербургская ул.


2.6.32   Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
        Деревянная церковь была освящена уже после 1917 года. Храм не действовал с 1938 года. В 1940 году она была закрыта и снесена.
        Гатчинский район, ст. Дивенская.


2.6.33   Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
        В 1885 году общество вспоможения бедным при Покровской коломенской церкви С.-Петербурга у сиверских крестьян купило большой участок земли, поросший елями и соснами для устройства здесь детского приюта, а при нем домовой церкви во имя Тихвинской иконы Божией матери. За короткий срок были построены прекрасный большой двухэтажный деревянный дом, служебные и хозяйственные постройки. Приют работал с ранней весны до поздней осени, а его школу посещали местные ребята. 31 мая 1898 года при детском приюте была торжественно освящена домовая церковь. Это был второй храм, построенный в Сиверской после летней церкви апостолов Петра и Павла. Однако доступ в новый храм был строго ограничен. С 1910-х годов Тихвинская церковь стала общедоступной. Прекрасный, светлый храм, построенный по проекту архитектора Кондратьева, был одной из жемчужин старой Сиверской. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери продолжала существовать и после закрытия детского приюта в 1918 году. Это один из немногих храмов, действующих со дня своего основания и единственный в Сиверской незакрывавшийся даже на короткий срок. Тихвинская церковь работала и в годы фашистской оккупации. После закрытия Троицкой церкви в Дружноселье, Сиверский храм принял поруганные иконы, открыв у себя в 1950 г. Троицкий придел. В 1960 г., по указанию сиверских властей, с церкви был снят большой колокол, а средние и малые пропилены, чтобы их звоны не были далеко слышны. Сегодня этот храм - подлинный духовный и культурный центр поселка.
        Гатчинский район, пос. Сиверский, Колхозная ул., д. 2.


2.6.34   Церковь во имя Пресвятой Троицы.
        Деревянная церковь сооружена в 1909 - 1911 годах. Церковь не действовала с 1940 года и год спустя была закрыта. Во время войны в 1942 - 1944 годах храм вновь действовал и повторно был закрыт в 1945 году. В 1980-х годах здание его было снесено.
        Гатчинский район, с. Дружноселье.


2.6.35   Церковь-школа во имя Успения Божией Матери.
        В начале XX столетия по количеству православных эстонцев Гатчина и ее окрестности занимали одно из первых мест в Санкт-Петербургской губернии. Поэтому давно ощущалась необходимость в постройке эстонской православной церкви. Идея возведения подобного храма относится к 1907 - 1908 гг. Инициатива принадлежала известным священникам Павлу Кульбашу и Карлу Ламбергу. Строительство новой церкви началось на безвозмездно выделенном участке земли по проспекту Павла I, близ площади Коннетабля. Руководил работами известный архитектор и художник Лопатин, сумевший подарить Гатчине удивительное по красоте и необычайности деревянное строение, воплотившее и соединившее в себе элементы двух культур русских и эстонских народов. Благодаря долгому и упорному труду получились блестящие результаты. К 1909 году были почти одновременно построены церковь и приходская школа. Необходимо заметить, что в этой школе учились дети не только эстонских, но 14 русских семей, Церковно-приходской школе немало помогал ее главный попечитель - С.-Петербургский купец Цырин. Также в Гатчине неоднократно устраивались различные благотворительные организации, средства от которых шли в пользу эстонской православной церкви и приходской школы. Действовала церковь до 1938 года, а на следующий год была закрыта и позже перестроена в жилой дом. Сейчас на ее месте - пустырь.

Фото нач. ХХ века.
        г. Гатчина, Александровская слобода, д. 3.


 


1.   Монастыри действующие, закрытые и исторические.

2.   Церкви и соборы по районам:     

 


 


А. Разумов, 2003-2005 гг.
alex-razumov@yandex.ru

()

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz