Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церкви, разрушенные в 1920-х - 1980-х годах:

 

 

 

В данный раздел включены храмы, как полностью разрушенные, так и существующие, значительно перестроенные и до сих пор занимаемые организациями, продолжающими их постепенное разрушение (последние выделены серым цветом).

 

Уничтоженные храмы конца XVIII века:

 

 

7. Церковь во имя Святого Георгия Победоносца на Большеохтинском кладбище.

Фото 1900-х гг.

В 1774 - 1778 годах на новом городском кладбище, на берегу реки Чернавки, построили каменную церковь Святого Георгия Победоносца, отчего кладбище первоначально называлось Георгиевским. Во второй половине XIX века за ним закрепилось название Большеохтинского. Церковь была однокупольной, с полуциркульной апсидой и простыми боковыми фасадами. Храм первоначально служил для отпевания жителей Охты, но позже на кладбище стали хоронить и жителей прилегающих районов. Спустя сорок лет, 30 мая 1817 года, здание церкви сильно пострадало от пожара. После продолжительного ремонта, проводившегося на пожертвования охтинцев и графа П. А. Шувалова и его супруги, церковь была вновь освящена в 18 сентября 1823 года. В 1860 г. вновь случился пожар, и церковь возобновили в тот же год. В 1872 году церковь была отремонтирована и перестроена по проекту архитектора К. А. Кузьмина, к ней пристроили портал и два новых придела - во имя Всех святых и во имя апостола Андрея Первозванного. Был изменен западный фасад церкви, а колокольня над зданием храма разобрана. Новую колокольню возвели над папертью. В храме находилось множество икон, пожертвованных в разное время родственниками усопших. В 1935 году скромную Георгиевскую церковь закрыли, а в 1938 - снесли, посчитав её сооружением, не представляющим "ни исторической, ни художественной ценности".
Просп. Металлистов, д. 5, Большеохтинское кладбище

 

 

8. Церковь во имя Преображения Господня в Стрельне.

Фото 1900-х гг.

Преображенская церковь была построена в 1717 - 1718 годах; на это указывают строки из "Поденной записки" А. Д. Меншикова, который 9 августа 1717 года осмотрел новое строение и "учредил" проект иконостаса. В 1718 году церковь была освящена. В царствование Екатерины II церковь была капитально перестроена. В начале XIX века рядом с ней возникло небольшое кладбище, где хоронили лиц, известных своими заслугами великому князю Константину Павловичу.
      Незадолго до Великой Отечественной войны церковь превратили в столовую, уничтожив при этом купол и колокольню. В период боевых действий она сгорела. Ныне территория церкви передана Троице-Сергиевой пустыни, которая планирует восстановить храм в качестве монастырского скита.
      К церкви были приписаны две часовни, обе освященные во имя Николая Чудотворца - одна из них, в Стрельнинском порту, сохранилась; другая, построенная также по проекту Д. Зайцева в 1899 году на углу шоссе и нынешней Фронтовой улицы была разрушена. На стене дома, построенного на её месте после войны, ныне закреплен памятный православный крест.
Стрельна.

 

 

9. Церковь во имя Иконы Божией Матери "Знамение" лейб-гвардии Конногренадерского полка.

Фото 1890-х гг.

Знаменская церковь относилась к наиболее значительным зданиям Старого Петергофа, являясь главной архитектурной доминантой прилегающего района. Она была построена в 1773 - 1775 годах на месте прежней деревянной церкви, вблизи штаба и других строений лейб-гвардии Конногренадерского полка.
    В 1894 году храм был перестроен архитектором А. А. Парландом. В 1902 году был освящен придел храма во имя Всех Святых.
    Закрытая в 1930 году церковь была разрушена в 1941 году, когда был практически полностью уничтожен весь Старый Петергоф, оказавшийся на линии фронта.
Петергоф, Знаменская ул.

 

 

 

10. Церковь во имя Рождества Христова на Песках.

Местность, известная в Петербурге под названием Пески, начала заселяться в XVIII веке в основном мастеровыми людьми. С 1720-х годов здесь стояла деревянная церковь. К 1737 году её разобрали. В 1752 - 1753 гг. для переселенных в этот район служителей "Канцелярии строения домов и садов", ведавшей строительством дворцов и придворных зданий первые полвека существования С.-Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм. Однако быстрый рост населения Песков вскоре потребовал более обширного храма.
Его заложили 18 сентября 1781 года. В 1781 - 1789 гг. здесь, на площади, получившей впоследствии название Рождественской, был выстроен каменный трехпрестольный храм. Для обширной каменной церкви архитектор П. Е. Егоров избрал стиль классицизма. Композиция Рождественской церкви отчасти напоминала композицию Свято-Троицкого собора лавры. Она представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. Западный фасад церкви подчеркивался двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком входа. В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Как и первая, деревянная, каменная песковская церковь строилась за счет казны. Первый придел - во имя Всех Святых был освящен 6 ноября 1787 года, придел Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1788 года, а ровно через год - главный, который митрополит Гавриил освятил в присутствии цесаревича Павла Петровича с семьёй. Резчики канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков - роспись, И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков - образа.

Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850 - 1851 годах архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, и П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров. В 1886 - 1887 годах архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы. Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по кникам XVIII века.
Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856 - 1866 годах его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство со школой, приютами для мальчиков и девочек, общежитием для сирот и воспитанников приюта, богадельней и даже своей церковью. 22 октября 1896 г. братство открыло бесплатную столовую для бедных.
Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.
6-я Советская ул., угол Красноборского пер.




 

 

11. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери в Большом Пулкове.


Район Пулковских высот был заселён при Петре I и состоял из двух слобод: Большого (Верхнего) Пулкова и Подгорного Пулкова. Каменная однопрестольная церковь. взамен деревянной, 1749 года постройки, построена в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково в 1782 - 1784 годах. Храм был построен в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги. Рядом с ним была выстроена каменная колокольня. Около церкви у дороги на Царское Село была построена часовня.
Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
Пулковское отд. совхоза "Шушары"

 

 

12. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в Большом Кузьмине.

Каменная церковь построена взамен деревянной Успенской, перенесенной в 1748 году с Царскосельского кладбища. Автором возведённого в 1783 - 1785 годах храма был Дж. Кваренги. Достоянием Благовещенской церкви был явленный в 1827 году на берегу речки Кузьминки образ Казанской Божией Матери.
    Храм закрыт в 1939 году и разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1996 году на месте алтаря храма села Кузьмино, ныне вошедшего в городскую черту Пушкина, был установлен памятный крест.
г. Пушкин, С.-Петербургское шоссе.

 

 

13. Церковь во имя Преображения Господня в Московской Славянке.

Каменная церковь построена в 1783 - 1787 годах по проекту Дж. Кваренги. Закрытая в 1938 году церковь сильно пострадала в годы войны. В 1946 году ее руины были окончательно снесены.
Пушкинский р-н, пос. Московская Славянка

 

 

14. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком.

В 1742 году в Рыбацкой слободе была построена одноэтажная деревянная церковь, а в 1741 - 1744 годах рядом с ней на средства прихожан была построена каменная церковь, которую полвека спустя, в 1792 году, надстроили вторым этажом с куполом и одноярусной колокольней. В 1862 - 1864 годах, во время ремонта, по проекту Г. И. Карпова были пристроены два каменных придела. Боковые приделы были освящены несколько ранее главного алтаря, освященного 29 января 1865 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел был посвящен Святителю Николаю, левый - Толгской иконе Божией Матери. Верхний храм был освящен во имя Апостолов Петра и Павла. В 1872 - 1873 годах церковь была обнесена оградой с часовней, каменными воротами и калиткой.
В 1900 - 1901 годах архитектор Д. П. Рябов основательно перестроил всё здание, сделав его одноэтажным и двусветным. Фасады были отделаны в "русском стиле", появилось пятиглавие, колокольня получила шатровое увенчание. Церковь славилась красивым высоким двухъярусным иконостасом.
В 1930-е годы Покровская церковь была закрыта и передана заводу "Большевик". Здание её было сильно повреждено в годы Великой Отечественной войны, когда здесь проходил рубеж внутренней обороны города. В 1950-е годы полуразрушенная церковь была полностью разобрана и на её месте разбит сквер.
Рыбацкий просп., д. 12.

 

 

15. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в Галерной Гавани.

Слобода, называвшаяся Галерной Гаванью, начала заселяться в 1721 - 1722 гг. галерными офицерами и служителями. В 1721 г. в ответ на просьбу чинов и офицеров галерного флота последовало разрешение Петра I соорудить полотняную церковь, "чтобы ее можно было брать с собою в плавание и переносить с места на место". Она была изготовлена в Москве и привезена в строящийся Петербург. В 1722 г. походная церковь получила имя святой живоначальной Троицы. Почти три года она находилась у Калинкина моста, затем в феврале 1725 г. ее перенесли на Васильевский остров, к Галерной Гавани. Здесь полотняная церковь просуществовала около восьми лет, до 1733 года. Тогда вместо нее возвели отдельный деревянный двухэтажный флигель, в который поместили все церковное имущество. В 1792 г. обветшавший храм по указу Екатерины II был капитально перестроен по проекту архитектора Якова Перрена и освящен в начале декабря 1792 года. Строение представляло собой простой продолговатый, обшитый тесом деревянный дом, с западной стороны которого возвышалась одноярусная колокольня. Троицкую церковь часто посещал А. В. Суворов. В память об этом его внук передал храму сопровождавший А. В. Суворова в походах образ Христа Спасителя, который с тех пор считался одной из драгоценнейших святынь церкви. В 1808 году Троицкая церковь была передана из Морского ведомства в Епархиальное, но в 1826 году перешла обратно в Морское.
      В церкви находился образ Сергия Радонежского, переданный из домовой церкви Петра I, а также иконы святого Николая Чудотворца и Святой Троицы старинного письма. Многие годы церковь была однопрестольной. Иконостас в церкви был деревянный, золоченый.

В 1886 году у южной стены храма под хорами был построен и освящён второй придел во имя Трёх Святителей и Святителя и Чудотворца Николая. В 1887 - 1888 гг. по указанию императора Александра III произвели ремонт храма. Он должен был сохраняться как памятник старины и царская святыня. Воздушность силуэта, пропорциональность форм придавали особенную уютность зданию, окруженному березами. В октябре 1927 года церковь закрыли, а в 1932 году снесли, не позаботившись о том, чтобы сберечь фрагменты её наружного убранства и интерьера.
Наличная ул., д. 8, в створе Среднего просп.

 

 

16. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Матфея (с 1923 года - Матфеевский собор).

   9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Позднее в память об этом событии в солдатской слободе, где квартировал Белозерский пехотный полк, была построена (сложена) и 31 января 1720 года освящена деревянная церковь. Но история этого храма началась в год основания города.
   29 июля 1703 года на территории строящейся в устье Невы крепости была заложена первая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра и была расписана снаружи "под каменный вид желтым мрамором". Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. В 1712 году Петр I рядом с деревянной церковью положил основание каменному собору, а первоначальную церковь спустя cемь лет, в 1719 году, разобрали и перенесли, с Заячего острова на Березовый (Городской; с 1730-х годов и до 1914-го - Петербургский остров, с 1914 - Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия 31 января 1720 г. В этой церкви Петр совершал молебны за победу над шведами.
   При императрице Анне Иоановне, около 1730 года, близ Матфиевской церкви были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки и церковь надолго стала и приходской и полковой. Имеются сведения о том, что в 1738 - 1768 гг. при церкви существовало довольно обширное кладбище. Усилиями причта и прихожан в 1751 году для церкви был отлит колокол в 114 пудов, который считался одним из самых больших в городе. В 1797 году в Матфиевской церкви был основан придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
   Матфиевская церковь была холодной. Поэтому еще при Елизавете Петровне рядом выстроили теплую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, восстановленную после пожара и освященную в 1754 году. Надпись на кресте под престолом гласила: "освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честна Ея покрова, при державе благочестивейшiя и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексiевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословлению святейшаго правительствующаго всероссiйскаго синода и преосвященнаго Сильвестра архiепископа С.-Петербургскаго и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невскаго. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта"... Простояв около полувека, Покровская церковь обветшала и была разобрана, а на ее месте в конце 90-х годов XVIII века началось строительство двухпредельного каменного храма с деревянной колокольней и деревянным куполом под руководством архитектора Л. И. Миллера, ученика Баженова.

1 октября 1800 года состоялось освящение нового храма Покрова Пресвятой Богородицы с двухярусным иконостасом и пределом преподобного Сергия Радонежского. В июне 1806 года по Высочайшему повелению была, наконец, разобрана из-за ее крайней ветхости, Матфиевская церковь, а вместо нее в расширенной Покровской церкви освятили одноименный придел, куда были перенесены святой престол и иконостас (в сокращенных размерах) из старой. Тогда же в память первоначальной церкви новую Покровскую переименовали в Матфиевскую.

Фото 1914 г.

Первый большой ремонт в храме проведен в 1842 г. В Покровском приделе поставили новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха. По случаю возобновления Матфиевской церкви после ремонта указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 года было предписано беречь старинный петровский иконостас, "чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне", хотя к тому времени иконостас был уже в неполном виде из-за недостаточности места в приделе апостола Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенный темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте. В царских вратах - Божья Матерь и Архангел Гавриил. По правую сторону от царских врат - Преображение Господне и святой апостол Матфий, по левую - Божья Матерь; на дверях в алтарь - св. Аарон. В южной стороне алтаря находились образа св. апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия Человека Божьего. Таким образом, иконостас Матфиевского придела представлял собой исторический памятник, напоминающий сразу о многих событиях русской истории: об основании города Петром I, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург, на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день апостола Матфия и даже о царевиче Алексее Петровиче. Два образа храма приписывались известным мастерам: "Св. Андрей Первозванный" - А. П. Лосенко, "Св. Василий Великий" - В. Л. Боровиковскому. В отдельном застекленном киоте хранились несколько серебряных крестов XVIII века с мощами. Напрестольное Евангелие XVIII века было украшено серебряным окладом в стиле барокко. Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них проход в главный храм. Тут обращала на себя внимание Старорусская икона Божией Матери громадных размеров, покрывавшая собой стену Матфиевского придела.

Снаружи здание было строгих пропорций, с фасадами, решенными в духе барокко. Компактная группа тесно сдвинутых куполов делала храм похожим на Смольный собор, хотя масштабы обоих сооружений, естественно, различались.
   Второй ремонт, связанный с изменением интерьера, был проведен в 1862 - 1863 годах, когда по проекту А. И. Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил Балин. В 1884 году храм несколько расширили и в 1889 - 1890 гг. Г. И. Карпов пристроил к нему два придела и заменил деревянную колокольню двухъярусной каменной, легкой и изящной, а также удлинил трапезную. В 1899-ом году прихожане поставили в алтаре витраж с изображением Воскресения Христова, а в 1910-м интерьеры украсили резные киоты с иконами Е. Т. Иванова.

На колокольне храма было 4 больших и 6 малых колоколов. В ограде храма располагались три часовни. Одна из них была построена в XVIII веке, многократно ремонтировалась и обновлялась. В 1879 году она была перестроена по проекту архитектора Г. А. Соловьёва. Ещё две часовни были сооружены в 1814 - 1817 годах по проекту В. П. Стасова. Церкви св. апостола Матфия принадлежали две приписных: прекрасная церковь св. Алексия Человека Божьего при отделении Дома милосердия для взрослых на Бармалеевой улице и церковь нерукотворного образа при приюте отрока Василия на Гатчинской. Кроме того, была и часовня на Сытном рынке. К последней в праздник Тихвинской Божией Матери совершали крестный ход. Прихожанкой храма св. апостола Матфия была святая блаженная Ксения Петербургская. Она проживала на улице Андрея Петрова (ныне Лахтинская).
   В 1763 г. при церкви открылась женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год - гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфеевском приходе было устроено оспопрививательное заведение - "оспенный дом". С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфеевское приходское училище, затем на его месте - Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале ХХ века в этом же доме разместился переведенный из Царского Села Александровский лицей.
   Из Матфеевской в бедные церкви в разное время передавались образа, богослужебные книги, облачение, церковная утварь. Такие пожертвования посылались в сербские и болгарские церкви, в приходские церкви Минской губернии и др. При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и приют. Кроме того, с 1910 г. при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Распятого Христа, а с 1914 г. - миссионерское братство Воскресения Христова.
   С 1923 года храм стал собором. Несмотря на историко-художественную ценность, храм 25 июля 1932 года был закрыт и в том же году весь церковный комплекс был снесен. На месте собора сейчас находится сквер с возвышением от остатков старинного здания.
Б. Пушкарская ул., д. 35, угол ул. Ленина.

 

 

17. Всей артиллерии собор во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие "пушкарскому делу", то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На месте улиц Сергиевской (Чайковского), Захарьевской и Фурштадтской с первой четверти XVIII века пролегали три Артиллерийские улицы. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. Построенная в 1731 г., в 1738 она сгорела до основания. В следующем году была освящена вновь сооруженная по проекту архитектора И. Шумахера небольшая церковь. В 1743 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны на месте деревянной церкви решено было построить каменный храм. В том же году началось строительство обширной каменной церкви по проекту И. Шумахера. В 1746 году этот храм был достроен и в сентябре освящен. Он простоял более 50 лет. В 1796 году он был сломан и по проекту архитектора Ф. И. Демерцова на Литейном проспекте началось возведение новой великолепной каменной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского, вмещавшей до двух тысяч человек. 25 сентября 1798 г. был освящен во имя Николая Чудотворца один из приделов строящегося храма. Через 2 месяца был освящен во имя Святого Архангела Михаила второй придел, а 5 июля 1800 года - и главный алтарь храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. Спустя четыре года, 17 декабря 1803 г. храм переименовали в "собор всей артиллерии" и для него были учреждены "соответствующие этому наименованию штат и табель". Новый однокупольный собор в стиле классицизма стал главным храмом всей русской артиллерии. Вытянутое прямоугольное здание храма увенчивал величественный двенадцатиколонный купол на круглом барабане, прорезанном двенадцатью окнами. Западный фасад, выходивший на проспект, украшал четырехколонный ионический портик с фронтоном, над которым возвышалась каменная двухъярусная колокольня в виде четырехугольной башни. Шестиколонным ионическим портиком с фронтоном был отмечен и южный вход в собор со стороны Сергиевской улицы. Строгость архитектурного решения подчеркивалась почти полным отсутствием каких бы то ни было декоративных деталей на фасадах. Благородство форм отличало и интерьер храма, в убранстве которого довольно искусно использовались элементы военной символики. В соборе хранилось множество реликвий, связанных с историей гвардейской артиллерии. В главном приделе собора размещался великолепный резной вызолоченный иконостас с резными же царскими вратами. К святыням храма относились большой серебряный ковчег в форме пятиглавой церкви, пожертвованный храму в 1841 году генералом Эйлером, старинный напрестольный крест с мощами угодников Божиих и Тихвинская икона Божией Матери, пожертвованная храму М. Удаловой в 1792 году. Одной из главных святынь храма была знаменитая Троицкая ризница - облачения для трёх священников и одного дьякона из вишневого бархата с золотым шитьём и крупным жемчугом, пожертвованные графом Платоном Зубовым. Ризы были изготовлены из личных парадных мундиров императрицы Екатерины II. Чтимы были также иконы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Образ Саваофа в алтаре большого придела создан В. К. Шебуевым.

При соборе была библиотека, в которой имелись ценные рукописные книги. В 1869 г. по инициативе княгини Е. Трубецкой в приходе собора был создан Сергиевский приют для призрения бедных детей. Собор был закрыт 31 мая 1932 года. Здание собора, стоявшее под охраной государства, было частично разобрано и перестроено через два года. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности ОГПУ-НКВД, при строительстве которого были использованы части стен собора.
Литейный просп., д. 6, угол ул. Чайковского


 

Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru