Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церкви, разрушенные в 1920-х- 1980-х годах:

 

 

Уничтоженные храмы I трети XIX века:

 

 

 

18. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне.

"Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову - и в воскресенье
Там слушать русское богослужение".

А. С. Пушкин

Церковь, которую Пушкин упоминает в поэме "Домик в Коломне" и прихожанином которой он в молодости был, построена в 1798 - 1803 годах И. Е. Старовым. Церковь стала последней работой зодчего. По его чертежам храм строил племянник Старова - архитектор В. П. Петров. Церковь сооружалась на добровольные пожертвования разных чиновных лиц, живших в Большой Коломне. 30 сентября 1812 года состоялось освящение главного алтаря во имя Покрова Пресвятой Богородицы. У церкви было два боковых придела: северный - во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, южный - во имя собора Иоанна Предтечи. Здание представляло собой массивное сооружение с одним куполом. Его главный, западный, фасад украшал внушительный дорический портик, над которым возвышалась двухъярусная колокольня.

Церковь отличали четкость объёмов, строгость и благородная простота архитектурных форм. Торжественное впечатление производил её интерьер, оформление которого строилось на сочетании грузных пилонов и легких пилястр. Центральный неф замыкал довольно интересный иконостас, в основном сохранивший первоначальную форму, традиционную для ампирных иконостасов начала XIX века. Он был сооружен по проекту Петрова. Образа для иконостаса выполнены академиками братьями Малковыми.
      Железная ограда с двумя часовнями построена в 1814 - 1816 гг. архитектором В. П. Стасовым. При реконструкции 1849 г. были сделаны боковые пристройки, в которые перенесли придельные алтари. Храм вновь был освящен в 1852 г. После следующей перестройки 1899 - 1902 годов, по проекту гражданского инженера С. П. Кондратьева, все приделы стали одинаковыми. В боковых приделах храма находились копии с картины "Явление Христа народу" А. И. Иванова и с фрески "Страшный Суд" В. М. Васнецова. Главной святыней церкви был чудотворный образ Святителя Николая, написанный одним из священников церкви.
      При церкви имелось три каменных дома. Причт церкви состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Они не получали жалования и существовали только на доходы от совершения приходских треб и пожалования прихожан. 17 мая 1871 года при храме было открыто Общество вспоможения бедным прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которое действовало на основании устава, утвержденного Министерством внутренних дел. Общество оказывало помощь бедным, выдавало денежные пособия, а также содержало двухклассную церковноприходскую школу. В 1872 г. Общество открыло богадельню для престарелых женщин, в 1874 году - приют для девочек, а в 1879 г. - приют для мальчиков, в 1892 году была открыта столовая для бедных, живущих в приходе. В 1897 г. на станции Сиверская был построен санаторий для бедных детей прихода.
      Ценность здания церкви определялась не только достоинствами её художественного облика, ставшего одним из наиболее совершенных образцов строгого классицизма. Сооружение храма в центре широкой площади имело большое градообразующее значение. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был снесен в 1936 году, с той поры площадь, где он стоял, потеряла свое лицо.
      29 мая 1998 г. состоялась церемония открытия памятного знака на месте разрушенной церкви. Памятный знак освятил настоятель храма Воскресения Христова. На знаке помещена мозаичная икона Божией Матери и выгравированы слова молитвы ко Пресвятой Богородице. С оборотной стороны на знаке можно прочитать поэтические строки А. С. Пушкина о Покровской церкви. Памятный знак, водруженный на месте храма, спроектирован творческой группой преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Его изготовление и установка были произведены за счет пожертвований предприятий и организаций Адмиралтейского района города.
Сквер на пл. Тургенева

 

 

 

19. Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь).

      Первоначально, в 1759 - 1765 годах, по повелению императрицы Елизаветы Петровны здесь поставили деревянную церковь. Освящение ее началось с приделов: одного - в честь Знамения Пресвятой Богородицы (в сентябре 1765 г.), второго - в честь святителя и чудотворца Николая (в октябре 1766 г.). Главный придел - Входа Господня в Иерусалим - освящен позже других, в июне 1768 г. В эту церковь перенесли иконостас из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. Этот же иконостас затем установили и в каменной церкви. Вместе с ним были переданы одиннадцать образов, крест, напрестольное Евангелие и священные сосуды.
      Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 года, но через три года строительство приостановилось. В августе 1801 г. ее отстроили вчерне, но окончательно отделали еще через три года. В 1804 г. из старой церкви во вновь построенный храм были торжественно перенесены иконостас, антиминс и иная утварь. Его освящение состоялось 6 октября 1804 года, но митрополитом Амвросием в присутствии Александра I был освящен только главный придел, и лишь 19 мая 1806 года настал черед последнего - Никольского. Благородное по контуру здание хорошо открывалось со стороны площади и Невского проспекта. При сооружении этой церкви в 1794 - 1804 годах наиболее полно раскрылся талант архитектора Ф. И. Демерцова.

      Знаменской церковь называлась в честь самой чтимой иконы храма - образа Знамения Пресвятой Богородицы, писанного в 1175 году в Новгороде греком Христофором Семеновым, и находившейся в приделе храма во имя Знамения Божией Матери на возвышении в старинном серебряном окладе. Красивая белая церковь на высоком гранитном цоколе с пятью шлемообразными куполами, средний из которых был несколько выше и шире, была возведена на месте деревянной и играла важную роль в ансамбле вокзальной площади. Фасады зодчий скромно орнаментировал рустами. Особенно удался ему интерьер. Пространство под куполами прямоугольником охватывала легкая белая колоннада коринфского ордера с золочеными капителями, выделяя средний неф. С колоннадой как бы сливался богатый трёхъярусный иконостас в стиле ампир, блиставший позолотой.
      В 1805 г. ветхая деревянная постройка, просуществовавшая почти полвека, была разобрана. В 1809 году, дополняя ансамбль, Демерцов выстроил ограду и 2 угловые часовни, которые были перестроены при капитальном ремонте 1863 - 1865 гг. архитектором П. А. Чепыжниковым. Позже в храме были созданы ещё два придела - Сретенский на хорах, который был освящён 6 февраля 1868 года, и Преподобного Серафима Саровского, освящённый 19 февраля 1912 года в пристройке, возведённой Ф. А. Корзухиным. В 1904 году, в связи с юбилеем, здание прошло реставрационный ремонт.
      В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII века. В ризнице можно было видеть прекрасную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами мощей святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, первомученика Стефана, святого Пантелеймона, Федора Стратилата, Димитрия Солунского и Антония Римлянина, часть древа Животворящего креста Господня и часть ризы Божией Матери. В 1865 году при церкви возникло благотворительное общество вспоможения бедным, которое содержало богадельню для престарелых и увечных женщин, дневной приют для приходящих детей, убежище для малолетних сирот с двумя школами, бесплатные квартиры и бесплатную столовую.
      В советское время Знаменская церковь действовала благодаря ходатайствам её старосты - академика И. П. Павлова, но после его смерти в 1938 году была сразу же закрыта и через два года взорвана, чтобы освободить место для строительства метро. С 1955 года на ее месте, грубо копируя стиль уничтоженного памятника, находится вестибюль станции метро "Площадь Восстания"
Лиговский просп., угол Невского проспекта

 

 

 

20. Церковь во имя Святого Апостола Павла при Обуховском заводе.

Церковь была построена для рабочих Александровской бумажно-прядильной мануфактуры, основанной по повелению императора Павла I в 1798 г., и посвящена святому апостолу Павлу. Фабричная церковь располагалась в центре мануфактуры. Храм был заложен 29 июня 1804 г., под руководством Г. П. Пильникова начались строительные работы, которые в следующем году из-за войны остановились и возобновились лишь в 1817 г. Возведенные до карниза стены оказались уже негодными и их пришлось разобрать. Церковь была закончена к 1824 г. Освящение ее состоялось 9 мая 1826 года. Это - одна из ранних работ архитектора Андреяна Захарова. Внешне она повторяла композицию известных западноевропейских католических храмов. В плане церковь представляла собой вытянутый с востока на запад латинский крест. Высота здания с крестом составляла более 30 метров. На средокрестии помещался большой купол на барабане, а главный западный фасад был отмечен портиком, несколько растянутым вдоль фасада, на уступах поставлены две мраморные доски с мальтийскими крестами. Барабан отличало ритмическое сочетание окон и колонн. Колокольня размещалась в середине фронтона церкви. Предельно простой была алтарная часть, имевшая минимум икон. Алтарь был сделан полукруглым, кирпичный иконостас облицован белым мрамором. Солея сделана из сердобольского камня, балюстрада клиросов - из белого мрамора. Иконы работы художников А. Г. Варнека, А. Е. Егорова и Н. М. Тверского были написаны на медных листах и обрамлены сребропозлащенными ризами. В основном они изображали святых, чьи имена носили члены семьи Павла I. Царские врата вырезал известный охтинский резчик С. Куликов. Утварь была выполнена из золоченого серебра, часть ее подарила Императрица Мария Федоровна. Художник-любитель князь С. Д. Абамелек-Лазарев написал позже картину "Нерукотворный Спас", копию с работы С. К. Зарянко.
      В 1863 г. Александровская мануфактура была упразднена. 1 сентября 1865 года Павловскую церковь передали в епархиальное ведомство и обновили на пожертвования разных лиц. Среди них были принц Петр Ольденбургский, купеческий сын П. Тарасов, купец Р. Гафа и другие. С разрешения митрополита на уступах против алтаря были поставлены две мраморные доски в позолоченных рамах с мальтийскими крестами. Текст на одной из них гласил: "Предназначенный в 1801 году к сооружению во имя святого апостола Павла храм сей воздвигнут в память императора Павла Петровича императрицею Мариею Федоровною в 1826 г.". На другой доске надпись: "Храм сей обновлен в царствование благочестивейшего государя императора Александра Николаевича попечением его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского в 1864 г.".
      Вскоре храм поступил в ведение завода, выстроенному на месте мануфактуры известным металлургом П. М. Обуховым и поставлявшему пушки армии и флоту. В 1879 - 1880 годах церковь была еще раз отремонтирована и получила новую внутреннюю отделку. В 1880 году она была вновь освящена митрополитом Исидором. У входа были установлены мраморные барельефы работы Балушина, изображавшие митрополита Исидора и цесаревича Александра Александровича. В 1901 г. последовал новый ремонт храма, завершившийся 14 октября малым освящением.
      Из евангелий, принадлежавших церкви, самым драгоценным считалось изданное в Киеве в 1828 году. Из пожертвованных храму икон наиболее замечательными были икона Иоанна Предтечи (пожертвование тайного советника Х. Лазарева) и икона Вознесения Господня (пожертвование Общества петербургских мещан).
      В сентябре 1920 г. в подвале церкви был устроен временный придел Николая Чудотворца, где поставили иконостас из упраздненной Никольской церкви при Доме трудолюбия общества "Народная помощь" на Прогонной ул. В 1928 году храм был закрыт. Церковь была снесена в 1930 году "для расширения территории завода "Большевик", хотя числилась под охраной государства как памятник архитектуры начала XIX века.
Просп. Обуховской Обороны, д. 120

 

 

 

21. Собор св. Андрея Первозванного в Кронштадте.

Первый собор в Кронштадте в честь святого Апостола Андрея Первозванного, как покровителя России и ее военно-морского флота, был заложен в 1717 году Императором Петром Великим. Собор этот был деревянным, выстроенным, предположительно, капитан-командора Э. Лейна. В 1742 году собор этот пришел в ветхость и его престол был перенесен в один из губернских домов, где храм и находился в течении 45 лет.
В 1805 году была начата постройка каменного Андреевского собора, закладка которого была совершена 20 июня того же года митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Амвросием в присутствии Императора Александра I. Строительство храма было начато по составленному в 1804 году проекту архитектора Ч. Камерона. Однако при строительстве фундамента и кладке стен собора были допущены неточности, и строительство храма было продолжено по новому проекту А. Д. Захарова. Захарову принадлежал и проект иконостаса, выполненного П. И. Брюлловым. Этот уникальный иконостас - ценнейший памятник русского искусства живописи и резьбы по дереву начала XIX века. Скульптура и барельефы собора были созданы академиками Н. П. Александровым, И. Ворошиловым и И. Г. Крыловым, росписи - академиками живописи Л. С. Миропольским и А. Л. Витбергом. Завершение строительства собора, законченного в 1817 году, было поручено архитектору А. Н. Акутину. 26 августа 1817 года последовало освящение храма и центрального придела святого Апостола Андрея Первозванного, совершенное епископом Ревельским Филаретом, будущим святителем Московским. 15 августа 1820 года в соборе был освящен второй придел - в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1831 году он был упразднен, и взамен 12 ноября 1834 года на хорах был освящен придел святых Апостолов Петра и Павла. Cобор с полным правом может быть отнесен к лучшим памятникам русского классицизма. Он представлял собой крестообразное в плане здание, над центром которого возвышался большой купол, подчеркиваемый тесно сдвинутыми колоннами барабана. Западная часть храма как бы служила основанием для высокой колокольни, очень простой по замыслу. Её нижний ярус с высокими арками звонов был четырёхгранным; верхний ярус, опирающийся на узкий четверик, - цилиндрическим, двенадцатиколонным, напоминавшим лёгкую ротонду. Колокольню увенчивал узкий золочёный шпиль, достигавший почти семидесятиметровой высоты. В 1847 году купол и шпиль над колокольней были покрыты червонным золотом. Из-за роста числа прихожан к середине века храм стал тесен и был расширен по проекту Р. И. Кузьмина, который придал протяженному с запада на восток храму крестообразную форму. В сентябре 1852 года была начата перестройка собора, и через три года он был вновь освящен. Освящение главного престола последовало в марте 1855 года; боковые приделы были освящены 19 марта 1855 года - правый во имя святых Апостолов Петра и Павла и 30 марта - левый, - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Позже храм был ещё дважды перестроен. В 1874 году - расширен в северном и южном направлениях архитектором В. В. Виндельбандтом. Впечатление монументальности всего сооружения придали три великолепных шестиколонных ионических портика с треугольными фронтонами, которыми были отмечены входы в собор. После этой перестройки храм стал вмещать до тысячи прихожан. В 1897 году собор был незначительно перестроен по проекту городского архитектора Кронштадта К. А. Долбинского - были расширены и удлинены к востоку алтари боковых приделов. Свыше ста лет шпиль Андреевского собора служил главной архитектурной доминантой не только Кронштадта, но и западной части Невской губы.
        Всероссийскую, и даже за пределами нашей страны, известность храм получил благодаря тому, что полвека в нем служил отец Иоанн (Сергиев), величайший подвижник Русской Церкви начала XX века, канонизированный в 1990 году под именем Святого Иоанна Кронштадтского. Он был настоятелем Андреевского собора с 1855 по 1908 год. Более ста лет Андреевский собор принадлежал Адмиралтейств-коллегии (Морскому ведомству), затем был передан епархии. Разграбленный вскоре после революции, храм был закрыт в 1931 и взорван в 1932 году. На его месте разбит сквер, в центре которого поставлен памятник В. Ленину. Ныне военными и гражданскими властями Кронштадта ставится вопрос о восстановлении этого памятника русской культуры и православия. 2 января 2003 г. состоялась закладка воссоздаваемого храма. Кронштадт, просп. Ленина, д. 17, сквер.

 

 

 

 

22. Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Уже в 1718 г. в этом месте, где квартировали гарнизонные полки, упомянута деревянная Ильинская часовня. Первая деревянная полковая церковь на этом участке была построена в начале царствования императрицы Анны Иоанновны и освящена 30 января 1732 года во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через восемь лет е ней, на хорах был устроен Ильинский придел. Так как церковь была холодной, то по распоряжению императрицы Екатерины II рядом с ней была построена небольшая каменная церковь, освященная 26 февраля 1766 года во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Она простояла до 1809 г. К 1793 году деревянная Введенская церковь совсем обветшала и была разобрана, и на её месте по проекту малоизвестного городского архитектора И. М. Лейма стали возводить новое каменное здание трехпридельного приходского храма, которое из-за недостатка средств и бедности прихода было достроено в 1806 году. 15 июля 1806 г. главный придел новой церкви был освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Правый Тихвинский придел (на месте разобранной церкви) был освящен 7 ноября 1809 г., а левый теплый Ильинский - 9 октября 1810 года. В нем был установлен старинный трехъярусный иконостас петровского времени, перенесенный из храма прп. Нила Столбенского. В том же 1810 г. архитектор Ф. Ф. Штейгель возвел над входом деревянную колокольню; тогда же здание было обнесено оградой. Однокупольный храм оказался приземистым, громоздким, с довольно скучными фасадами. До 1838 г. церковь, вмещавшая до 1000 человек, подчинялась военному ведомству, а сделавшись приходской, была в 1839 - 1840 годах расширена архитектором В. Е. Морганом, который построил вместо деревянной каменную двухъярусную колокольню, что несколько оживило силуэт здания. После расширения церкви в ней, у алтарной апсиды были устроены еще два придела: во имя новопрославленного святителя Митрофана Воронежского и в честь преподобного Андрея Критского. В ограде храма были выстроены две часовни - Тихвинская и Введенская. Много средств на эти работы дал староста храма - купец Андрей Матвеевич Аверин, пожертвовавший для него в 1842 г. иконы и церковные сосуды. В 1857 г. весь храм был сделан теплым, главный иконостас в нем был увеличен в высоту и позолочен. Через два года в куполе появились изображения евангелистов. 21 ноября 1878 г. храм был вновь освящен митрополитом Исидором после большого ремонта, во время которого были уничтожены хоры, сделаны новый свод, кафедра и Царские врата. В 1903 г. художник П. П. Вечтомов украсил интерьер церкви росписью, написав две картины: "Иоанн Креститель на берегу Иордана" и "Христос, окруженный болящими". К столетию храма его купол был выкрашен в синий цвет со звездами, как у Измайловского собора.
      Окруженная березами, эта церковь с большим голубым куполом, усыпанным золотыми звездами, и островерхой колокольней, стоявшая на стыке трех улиц, была не самой красивой на Петроградской стороне, но одной из старейших. В целом, она вносила определенный колорит в окружающую застройку, замыкая угол Введенской и Большой Белозерской улиц. Церковь была одной из самых посещаемых в городе; это был единственный храм на Петербургской стороне, имевший пять престолов. В 1920-х годах церковь являлась центром обновленчества на острове. Однако она была закрыта и снесена в 1932 году. Сейчас на ее месте сквер.
      К Введенской церкви примыкала церковь иконы "Всех Скорбящих Радосте", освященная 7 сентября 1898 года при приюте для детей-калек и идиотов во имя Царицы Небесной.
Большая Пушкарская ул., д. 15-17.

 

 

Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru