Церкви, разрушенные в 1920-х- 1980-х годах:
156. Храм во имя Христа Спасителя (Спас-на-водах).
Храм построен в 1910 – 1911 годах архитектором М. М.
Перетятковичем, крупнейшим зодчим начала ХХ века. Прототипом для Спасского
храма послужила знаменитая церковь Покрова на реке Нерль, но пропорции его
ближе пропорциям Дмитриевского собора во Владимире. Архитектор не ограничился
постройкой одного церковного здания, а выстроил комплекс монастырского типа.
Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII
века крытыми переходами. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и
многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью
буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века.
Архитектурная и декоративная пластика Спаса была насыщена древними символами,
будившими в подсознании человека XX столетия положительные чувства, которые на
интеллектуальном уровне осознавались как переживание красоты.
В отделке храма участвовали многие известные художники. Эскизы мозаик
исполнили В. М. Васнецов и Н. А. Бруни, каменные рельефы на фасаде – Б. М.
Микешин. В алтаре по эскизам Бруни в мозаике изобразили шествующего по морю
Христа. Облицованный белым камнем (старицким известняком) с главой, сияющей
золотом, храм очень красиво смотрелся с Невы, замыкая перспективу набережной, и
сглаживал остроту слишком близкого соседства дворцов и заводских построек,
разделенных ниточкой канала. Вместе с пятиглавой Успенской церковью на другом
берегу Невы, храмы создавали своего рода пропилеи при морском входе в парадную
часть столицы.
Английская наб.
157. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревская) при подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря.
В 1896 г. в деревянном здании при Болдыревой белильной фабрике
открылся молитвенный дом, в котором пожеланию рабочих служились всенощные, утрени
и молебны. Дом напоминал "богато украшенную часовню со множеством икон в ценных
киотах". 7 сентября 1908 г. в нем была отслужена первая литургия, и в следующем
году открыто Сергиевское общество трезвости и противосектантские курсы.
Когда молитвенный дом перешел к Обществу милосердия, оно в
1909 г. поручило архитектору Ф.Д. Павлову выстроить храм с хорами, звонницей,
главками и шатровым куполом. Интерьер храма расписал иконописец Ф. Е. Егоров.
Из-за нарушений строительного устава готовый к весне 1910 г. храм был освящен лишь
7 августа 1911 г., однако в ноябре закрыт и снова открыт весной 1912 г., получив
собственный причт. Летом 1913 г. церковь, приписанная к Екатерининской церкви в
Екатерингофе, опять закрылась, но возобновила свою деятельность через четыре года.
18 мая 1919 г. здание освятили как приходской храм. После революции некоторое время
он числился подворьем Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря Тверской епархии.
Церковь закрыта летом 1929 года и вскоре снесена в связи с постройкой Нарвского
универмага. Ныне на этом месте располагается здание филиала универмага, возведенное
в 1970-е годы.
Просп. Стачек, д. 7/2.
158. Церковь во имя Казанской Божьей Матери при подворье Вышневолоцкого Казанского женского монастыря Тверской епархии.
В 1872 году в Вышнем Волочке образовалась женская община,
через девять лет преобразованная в общежительный монастырь. Для его подворья
М. Ф. Утин, владелец ресторана "Вена", пожертвовал в 1907 году на Петроградской
стороне деревянный дом, к которому епархиальный архитектор А. П. Аплаксин
пристроил небольшую часовню со шпилем, освященную 30 ноября 1908 года
архимандритом лавры Макарием.
Одновременно началась подготовка к постройке каменного храма в псковском стиле
по проекту того же зодчего. Во главе строительной комиссии встал гофмейстер Б.
В. Штюрмер. Весной 1910 года закипела стройка, официальная закладка же епископом
Нарвским Никандром состоялась 19 ноября 1910 года, когда четырехэтажный дом для
сестёр был уже подведен под крышу, а трехпридельный храм выстроен до первого
этажа.
Его торжественное освящение совершено 30 ноября 1912 года. Белый оштукатуренный
храм с часовней на первом этаже и звонницей был впервые в городе украшен снаружи
фресковой росписью, исполненной Вишневским. Роспись внутри и образа в иконостасе
принадлежали сестрам обители. 11 ноября 1912 года был освящен последний придел
Мученика Андрея Стратилата и Преподобомученицы Евгении. Церковь с красивой
луковичной главой, выдержанная в неорусском стиле, в 1919 году была передана
приходу, а летом 1923 года закрыта. Перестроена в жилой дом в конце 1920-х
годов. Сохранились фрагменты, производящие чрезвычайно сильное впечатление.
Малый просп. П.С., д. 69/14
159. Часовня (с 1918 г. - церковь) во имя Святой Ефросинии Полоцкой
Этот древний необщежительский монастырь стоял в двух верстах от
Полоцка, на правом берегу реки Полоти. Его основала в 1125 г. полоцкая княгиня
Ефросинья, канонизированная после своей кончины. Монастырь полтора века
находился в руках католиков и лишь в 1840 г. он был восстановлен как
православный.
В 1894 г. крестьяне Вологодской слободы пожертвовали
обители участок на 8-й версте Петергофского шоссе для храма преподобной
Ефросинии и святителя Николая в память о короновании Государя. Однако проект
церкви, как и проекты часовни, составленные позже, отклонялись епархиальным
начальством. Безуспешной оказалась и попытка перенести в 1910 г. на участок
деревянную часовню Старо-Ладожского подворья. Монахиням разрешили выстроить
лишь двухэтажный деревянный дом. Только 15 ноября 1911 г. при подворье была
заложена деревянная часовня, средства на которую дала почетная гражданка О. М.
Михайлова. Рубленая из брёвен, крестообразная в плане часовня, увенчанная
двумя шатрами, была освящена во имя Святой Ефросинии Полоцкой в первой половине
следующего года. Она занимала ответственное положение у излома Петергофской
дороги, поворота на Царское Село и Московскую дорогу и служила местной
градостроительной доминантой. 29 августа 1918 г. к часовне было разрешено
пристроить алтарь и служить в ней литургию. Община и церковь существовали до
1935 года. В конце 1930-х годов все здания подворья были разобраны.
Просп. Стачек, д. 74, Комсомольская пл.
160. Церковь во имя Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии при подворье Калязинского Александро-Невского женского монастыря Тверской епархии.
В 1895 г. в селе Моклоково - имении калязинского купца И. Д.
Бачурина, в 15 верстах от станции Талдом Савеловской железной дороги,
возникла женская община, которая в 1906 году стала общежительским монастырем.
В 1907 г. для сбора подаяния в столицу прибыла игуменья Измарагда, которой
крестьянка Д. Дмитриева подарила, по благословению Иоанна Кронштадтского, на
"Палевских местах" за Невской заставой двухэтажный деревянный дом. Через два
года на прилегающем участке было позволено устроить подворье с домовым храмом
"для удовлетворения религиозных потребностей многочисленного населения
фабричного района". Всего за три месяца одноэтажный деревянный храм был
пристроен к существовавшему дому и 7 марта 1910 г. освящен настоятелем
Смоленской церкви. Он вмещал 800 человек. Одноярусный дубовый иконостас был
пожертвован храму А. В. Большаковым. Утварь подарил купец Д. И. Иванов.
Этот подворский храм считался временным, и уже в том же 1910 году был
проведен конкурс на проект каменного, который выиграли Г. М. Никитин и Н. М.
Сапунов. Хотя их проект утвердили, строительный комитет во главе с гр. С. С.
Игнатьевой в конце концов выбрал другой, составленный Д. В. Милеевым. По
этому проекту епископ Бессарабский и Кишеневский Серафим заложил 29 апреля
1912 г. трехпридельный в русском стиле двухэтажный храм во имя святителя
Алексия, митрополита Московского с прилегающей богадельней. Из-за распрей в
строительном комитете и начавшейся войны средства на строительство поступали
плохо, и сестрам, которых было около двадцати, пришлось молиться в деревянной
постройке. На подворье действовала церковно-приходская школа на 120 детей.
Летом 1925 г. незавершенный храм был разобран, а деревянный еще некоторое
время служил пяти оставшимся на подворье монахиням, но 22 октября 1932 года
и он был закрыт и передан заводу "Большевик" под общежитие. Позже, в середине
1930-х годов, подворские здания были снесены. Сейчас на этом месте -
современная жилая застройка.
Ул. Ольги Берггольц, д. 2/21, угол ул. Пинегина.
161. Церковь во имя Преподобного Серафима Саровского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви.
Двухэтажная деревянная церковь, которая ранее была возведена на Обводном канале, при постройке каменного храма Воскресения была перевезена и поставлена между Серафимовской и Соловьевой улицами в 1909 году. Её автором был архитектор Н. Н. Никонов.
В 1912 году храм сгорел и был заменен временным бараком с главкой, построенным по проекту архитектора И. Т. Соколова.
Планы строительства каменной церкви так и не осуществились. Храм, перешедший с 1929
года иосифлянской общине, был закрыт летом 1930 года и в 1930-х же годах
церковное здание было снесёно.
Ул. Белоусова, д. 15, двор.
162. Церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
Каменная церковь в селе Олила построена в 1911 году. Закрыта и разобрана в 1925 году. Курортный р-н, Солнечное |
163. Церковь во имя Холмской иконы Божьей Матери при подворье Радочницкого Свято-Антониевского женского монастыря Холмской епархии.
164. Церковь во имя Святого Алексия Человека Божия.
165. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на бывшем Успенском кладбище села Александровского.
Деревня Мурзинка располагалась на левом берегу Невы вблизи
места впадения в неё речки Мурзинки севернее села Рыбацкого. В середине XVIII
века на деревенском кладбище была построена деревянная церковь Успения
Пресвятой Богородицы, по которой и само кладбище стало называться Успенским.
Первоначально церковь обслуживалась причтом Покровской церкви в Рыбацком, а с
середины XIX века имела свой причт. В 1911 году здание Успенской церкви было
капитально перестроено и расширено по проекту архитектора С. И. Андреева. В
Советское время до августа 1925 года церковь в Мурзинке была приписана к
приходу церкви "Кулич и Пасха". Затем она была передана обновленцам. Храм был
закрыт в апреле 1940 года. Здание церкви и кладбище при ней были впоследствии
снесены.
Просп. Обуховской Обороны у Запорожской ул.
166. Церковь во имя Казанской Божьей Матери при подворье Пекинской православной духовной миссии.
История церкви связана со столичным подворьем центра Пекинской
духовной миссии - пекинского Успенского монастыря. Сама эта миссия,
находившаяся в Китае, более века была единственным дипломатическим
представительством России в стране, крупным центром китаеведения. Для
служителей миссии, прибывших в столицу, и было выстроено подворье. В 1902 г.
вдова ремесленника И. С. Беляева подарила миссии близ Лиговки землю, на которой
уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря - небольшой деревянный храм с
подворьем, выстроенный по проекту гражданского инженера Р. А. Берзена.
Казанская церковь, сооруженная из дерева, вскоре обветшала. Проект новой
каменной, двухэтажной, четырехпрестольной церкви составили техники-строители
Кишкин и Шорохов, а архитектор Петербургской епархии Андрей Петрович Аплаксин
существенно переработал его "в духе древненовгородских храмов". В 1910 году для
строительства каменного храма был создан комитет, председателями которого
избрали гофмейстера Б. В. Штрюмера и купца П. А. Фролова. Осенью начались
строительные работы. Торжественная закладка церкви Казанской Богоматери
состоялась 8 мая 1911 года. Уже 6 ноября 1911 года покровитель подворья епископ
Финляндский Сергий освятил нижний Михайловский придел храма. Через два года
строительство было окончено. Престол верхнего этажа предполагалось освятить
во имя Рождества Христова осенью 1912 года, но было совершено лишь 15 августа
1913 года. 1 декабря того же года настал черед правого придела. По
предложению П. А. Фролова храм был посвящён памяти Отечественной войны 1812
года, столетие которой тогда широко отмечалось. Высокая церковь со шлемовидным
куполом в неорусском стиле, где автор удачно использовал остростилизованные
формы новгородского зодчества, хорошо выражала особенности его почерка,
стремления к созданию современных не связанных шаблонами культовых построек.
При храме производилась запись в трезвенники и имелся обширный склад книг, икон,
лампад, сосудов для богослужения, принадлежавший Обществу трезвости. При
подворье был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице,
справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, книжный склад с китайскими
книгами и библиотека. У миссии имелся также временный храм в пос. Отрадное
Шлиссельбургского уезда. На Лиговском проспекте предполагалось возвести часовню,
но сделать это не успели. В августе 1919 года Казанская церковь стала
приходской, а с июня 1923 года стала официально именоваться церковью во имя
Рождества Христова. Интереснейший памятник культового зодчества начала XX века
просуществовал лишь два десятилетия. В 1938 году храм был закрыт и несколько
позже здание, в котором находилась церковь, было перестроено под клуб и
общежитие промкомбината, а затем снесёно. Сохранились лишь незначительные
фрагменты. Ныне на месте храма - котельная.
Воронежская ул., д. 110
167. Церковь во имя Сошествия Святого Духа на Фарфоровском (Спасо-Преображенском) кладбище.
168-169. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Громовском кладбище (старообрядческие Белокриницкого согласия).
Деревянное здание Успенской церкви было возведено поповской
старообрядческой общиной Белокриницкого согласия на земле, пожертвованной для
старообрядческого кладбища Ф. Г. Громовым, в первой половине 1840-х годов. До
1913 года эта церковь была главным старообрядческим храмом Громовского
старообрядческого кладбища. В 1920-х годах здание церкви было снесено.
В начале ХХ века старообрядцы Громовского кладбища заказали проект своего
нового храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы (на снимке) московскому
архитектору Н. Г. Мартьянову, который исполнил его в неорусском стиле. В 1912
году здание было заложено, а через три года, в 1915, освящено, но отделка
интерьеров продолжалась и позже.
Великолепный каменный храм был взят
под охрану, но это не спасло его от закрытия в феврале 1939 года и сноса.
Громовское старообрядческое кладбище, Ташкентская ул., д. 8.
170. Церковь во имя Воскресения Христова на военном кладбище.
Каменная церковь построена в 1913 году по чертежам военного
инженера Шевелёва. Закрытая в 1932 году церковь ныне находится в руинах.
Петергоф
171. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца и святого Благоверного князя Александра Невского (Николо-Мирликийская или Барградская)
История церкви восходит к 1870 году, когда торговцы
Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения
Императора Александра II при покушении на него 25 мая 1867 года в Париже. В
1872 году проект часовни был утвержден, однако освящение её состоялось только
6 декабря 1879 года митрополитом Исидором. Вскоре часовню приписали к Сионскому
храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи святителя Николая Чудотворца.
На восстановление этого храма в часовне стали собирать деньги два монаха из
русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей
великомученика Пантелеймона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной
иконы Божией Матери "Скоропослушница". Осенью 1885 года Александровская часовня
сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому
обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой
Земле, ее изучения и помощи русским паломникам.
Храм в Мирах из-за политических осложнений восстановить так и не удалось, и в
1910 году собранные средства решено было употребить на постройку русского
подворья в Бари (Италия), где поныне покоятся святые мощи Николая Чудотворца,
а тесную столичную церковь, в которую в начале века была перестроена часовня,
заменить зданием в новгородско-псковском стиле. Новый проект составил архитектор
С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал архитектор
В. Т. Георгиевский. Митрополит Владимир заложил храм 8 ноября 1913 года на
мощах святителя Алексия, митрополита Московского в присутствии Великой Княгини
Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915
года он же освятил её. Храм сразу получил небольшой приход.
Стройная островерхая, с одним шлемообразным куполом на высоком барабане,
древнерусская церковь, оригинально интерпретировавшая псково-новгородские
мотивы, снаружи была украшена резным узором и крестами из белого старицкого
камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Оформление храма было
выполнено лаконично, образ получился цельным, разве что сомнения вызывают
полукруглые выступы на углах, да и форма креста нетипична для псковской или
новгородской архитектуры. Церковь вызывала всеобщее восхищение живописностью
своего силуэта. Внутри храм украшали фрески в стиле шедевров Дионисия в
Ферапонтовом монастыре, исполненные В. А. Плотниковым и В. С. Щербаковым.
Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе,
серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы
XVI – XVII веков разных школ, собранные председателем строительного комитета,
знатоком и ценителем древнерусского искусства А. А. Ширинским-Шихматовым,
бывшим обер-прокурором Синода. Царские врата датировались XVI веком, золотые
сосуды, Евангелие и утварь – XVI – XVII веками. Наиболее чтимая икона Божией
Матери "Скоропослушница" находилась в киоте, вырезанном по образцу киота
Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие
святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и
икона Вознесения Господня с частицей камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908
году Иерусалимский патриарх Дамиан), список надгробного образа преподобного
Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 году из Троице-Сергиевой
Лавры), а также икона в рост преподобного Серафима Саровского с частью его
мантии и мощевая – священномученика Гермогена. Под храмом, вмещавшим 320
человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе
московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней – кельи
для служивших в храме иеромонахов. На углу Старо-Невского и Полтавской улицы
рыночные торговцы в 1903 году поставили двухъярусный мраморный киот, сделанный
в мастерской Гвиди, с четырьмя иконами.
После революции в церкви был устроен музей, в котором хранились редкие старинные
иконы и утварь, собранные Ширинским-Шихматовым. Замечательный храм-музей
взорван 20 мая 1932 года, несмотря на энергичные возражения служб охраны
памятников. Теперь на этом месте – проезжая часть перекрестка. Икона Божией
Матери "Скоропослушница" находится ныне в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской Лавры.
Просп. Бакунина, д. 4, угол Мытнинской ул.
172-173. Церкви во имя Святителя Николая Чудотворца при подворье Бежецкого Благовещенского женского монастыря Тверской епархии.
174. Церковь во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" при подворье Красностокского Рождества Богородицы женского монастыря.
175. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и Святой Мученицы Евгении при подворье Балашовского Покровского женского монастыря Саратовской епархии.
Здание церкви было построено на участке подворья в 1915 году по
проекту инженера В. Л. Максимова. Церковь действовала до августа 1929 года.
Её здание было передано под жилье и позднее было снесено.
Ул. Швецова, д. 18, угол ул. Маршала Говорова, д. 41.
176. Церковь во имя Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" Большеохтинского отделения Александро-Невского общества трезвости.
Церковь в Исаковке была построена в 1915 - 1916 годах по проекту
архитектора Михаила Францевича Покорного. Храм действовал до 14 июля 1934 года,
когда был ликвидирован и позже снесён.
Просп. Металлистов, близ д. 21.
177. Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского при 180-м запасном пехотном полку.
Во время Первой мировой войны на Смоленском поле, где находились
огороды Финляндского полка, в западной части Среднего проспекта, для обучающихся
запасных были выстроены временные бараки. Один из них, где помещалась столовая,
солдаты самостоятельно приспособили под церковь, выстроив звонницу, выполнив
иконостас и роспись. 25 сентября 1916 г. ее освятил митрополит Питирим. Образа в
этой церкви были копиями, исполненными полковыми умельцами, за исключением двух
старинных XVII века икон. Тем же столетием датировался напрестольный крест.
Церковь закрылась, вероятно, еще в 1917 году. Позже ее здание было снесено.
Сейчас эта территория близ кинотеатра "Прибой" застроена жилыми домами.
Средний просп., у д. 93
178. Церковь во имя Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" в имении Картавцовых "Мариоки".
Каменная церковь возведена в 1914 – 1916 годах по проекту
архитектора И. А. Фомина. Храм, разрушенный в 1944 году, поныне находится
в руинах.
Курортный р-н, пос. Чёрная Речка
179. Церковь во имя Иконы Божией Матери "Утоли Моя Печали" на Братском кладбище героев I Мировой войны.
В XIX – начале XX века в Царском Селе получили постоянное место
пребывания некоторые гвардейские полки. Для погребения умерших чинов
Царскосельского гарнизона при Казанском кладбище, по инициативе Великого Князя
Владимира Александровича, главнокомандующего войсками С.-Петербургского военного
округа, был отведен довольно обширный участок земли, одной стороной примыкающий
к городскому кладбищу, с трёх других окруженный валом. В центре его в 1891 –
1892 годах была выстроена небольшая каменная изящная часовня. К лету 1914 года
военный участок был совершенно заполнен, вследствие этого был отведен новый
участок под военное отделение. Особо здесь выделялось место для погребения
погибших в текущей войне офицеров и нижних чинов частей Царскосельского гарнизона.
В начале специальный участок назывался "Уголком Героев". Позже здесь стали также
хоронить солдат и офицеров, умерших в госпиталях Царского Села. В начале 1915
года кладбище приобрело характер кладбища-памятника Великой войны и получило
наименование Царскосельское Братское кладбище.
Весной 1915 года Императрице приходит мысль возвести здесь небольшую деревянную
церковь "возможно простую деревенскую русскую, дабы ещё больше освятить это
святое место". Проект храма, выдержанного в стиле северного древнерусского
деревянного зодчества, составил гражданский инженер С. Ю. Сидорчук. 18 августа
1915 года состоялась закладка храма. Строительство новой церкви было завершено
в кратчайший срок. Через 10 дней на законченном срубе храма были водружены
кресты, всего строительство заняло 48 дней. 4 октября 1915 года состоялось
освящение церкви. Церковь и все убранство – иконостас, паникадило, аналои,
скамьи, подсвечники, решетки клиросов – были изготовлены по особо составленным
Сидорчуком и утверждавшимся лично Императрицей Александрой Феодоровной рисункам
фирмой "П. И. Оловянишникова сыновья" в Москве, а также царскосельскими
дворцовыми и частными мастерскими в духе старого стиля архангельских деревянных
церквей XVII века "с соблюдением величайшей простоты". Деревянная небольшая
церковь рассматривалась как временная – предполагалось в дальнейшем на этом месте
возвести каменный храм-памятник, но этим планам не удалось сбыться.
После революции имена героев Великой войны 1914 - 1918 годов были преданы
забвению, памятники этой войны безжалостно уничтожались. Царскосельское
Братское кладбище в 1920-е - 1930-е годы существовало благодаря приходу церкви
Божией Матери "Утоли моя печали". В начале 1938 года церковь была закрыта и в
том же году разобрана. Иконы храма были перенесены в последнюю действовавшую к
началу войны Знаменскую церковь. После 1945 года было уничтожено и Братское
Царскосельское кладбище –
могильные холмики бульдозерами были собраны в кучи и вывезены на газоны города.
Ныне на могилах воинов и на месте храма – огороды, где бесстрашные горожане
выращивают картошку.
Пушкин, Гусарская ул.
181. Церковь во имя Преподобного Кирилла Челмогорского при подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пустыни Олонецкой епархии.
Небольшая мужская пустынь была основана в 1316 г. преподобным
Кириллом Челмогорским в пяти верстах от Каргополя. Свое название она получила
от ближайшего Челмозера.
Нуждаясь в средствах, монастырь начал хлопотать об открытии
подворья в подаренном ему доме на Обводном канале, 65, где монахи в 1912 г.
устроили часовню, затем они обосновались в другом доме и в начале июня 1918 года
освятили в нем часовню во имя преподобного Кирилла Челмогорского и
священномученика Ермогена. В 1919 году она стала приходской церковью. Домовая
церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась большой популярностью
среди окрестных жителей. 14 января 1924 года она была закрыта, а имущество храма
передано в Мирониевскую церковь. Здание подворья отдано под жильё. Дом сохранился
и занят ныне квартирами.
Боровая ул., д. 40.
182. Церковь во имя Пресвятой Троицы при подворье Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря Петербургской епархии.
Деревянное здание церкви было построено в 1915 году по проекту
архитектора М. М. Долгополова на участке, приобретенном подворьем на Приморском
проспекте. Церковь при Творожковском подворье в Старой Деревне действовала
до ноября 1923 года. До 1926 года, когда ее здание было снесено, оно
использовалось частным лицом для жилья.
Ул. Савушкина, близ д. 104.
183. Церковь во имя Пресвятой Троицы при подворье Великолукского Троице-Сергиева мужского монастыря Псковской епархии.
Здание церкви было построено в 1910-х годах по проекту А. П.
Аплаксина на правом берегу Невы на участке, приобретенном подворьем
Троице-Сергиева мужского монастыря. После революции церковь была закрыта, её
здание позднее было снесено.
Свердловская наб., д. 58.
184. Часовня во имя Святого великомученика Пантелеймона Целителя при подворье Александро-Ошевенского Успенского мужского монастыря Олонецкой епархии.
Монастырь, основанный в 1443 году преподобным Александром
Ошевенским, стоял на реке Чурьяге, в 40 верстах к северо-западу от Каргополя,
и был бедным. Осенью 1903 г. иеромонах Иоаким подал епархиальным властям
просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого,
на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку
участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 года
по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без
права обращать ее в церковь. Часовня была выстроена в стиле храмов русского
Севера, по схеме "восьмерик на четверике". 27 июля 1907 года она была освящена.
В 1909 г. часовня была расширена, и стала своим видом походить на небольшой храм.
Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 г. У окрестных жителей часовня
пользовалась большой любовью.
C 1919 года на подворье уже никто не жил. С декабря 1927 года до своего закрытия
в январе 1931 года часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е годы ее здание
использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До
нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена.
Волго-Донской (бывш. Беляевский) просп., 4, угол Пискарёвского просп.
185. Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа при Военно-Походной канцелярии.
Церковь была построена в 1913 - 1915 годах по проекту архитектора
Александра Константиновича Миняева для Императорской Военно-походной канцелярии,
размещавшейся в соседнем доме № 17 по Захарьевской улице. В 1918 году церковь
была закрыта, её здание позднее было капитально перестроено.
Захарьевская ул., д. 19.
186. Церковь во имя иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радости" и Святого Питирима Епископа Тамбовского Общества попечения о бедных женщинах "Лепта" и Братства попечения увечных воинов.
Церковь была построена в 1916 - 1917 годах и освящена в 1917
году. Вскоре после Октябрьской революции церковь была закрыта. До нашего
времени здание храма не сохранилось.
Угол 2-го Муринского и Институтского проспектов.
187. Церковь во имя Преображения Господня в имении Б. Н. Ридингера в Куоккале.
Деревянная церковь построена в 1917 году на месте сгоревшей за
год до этого, сооруженной в 1894 году. Храм сгорел или был разрушен в 1939 году. |
188. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы при Новодеревенском отделении Александро-Невского общества трезвости.
Отделение Александро-Невского общества было открыто 15 марта
1918 года. Церковь на втором этаже здания действовала как приходская с апреля
1918 года. Полное освящение церкви состоялось 22 ноября 1920 года. Предполагалось
на первом этаже открыть церковь во имя свт. Николая Чудотворца, а на третьем –
часовню для совершения треб. Разрешение на это было получено в январе 1922 года,
а в декабре того же года храм был закрыт и спустя несколько лет снесён.
Приморский просп., д. 31б
189. Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и преподобной Марии Египетской в дер. Каменка.
Перед самой русской катастрофой, в 1916 году, был
заложен последний храм дореволюционного Петербурга, освященный митрополитом
Вениамином уже в 1921 году. Это был храм в селе Каменка на Киевском шоссе,
освященный в честь св. Князя Александра Невского и преподобной Марии Египетской.
Церковь закрыта в 1930-е годы и разрушена во время войны.
Пулковское шоссе в районе платф. Аэропорт