Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, церковь Воскресения Христова и часовня Святой Ксении Петербургской

В.О., Камская ул., дома 9, 24; Смоленское православное кладбище

 

На левом берегу реки Смоленки, на широкой низменности, раскинулось одно из старейших в Петербурге Смоленское православное кладбище. Кладбищенские ворота: плавное полукружие желтой арки словно очерчивает окно в иной мир - мир благодатной тишины, сокровенной молитвы и светлой печали.

Шум и суета большого города остаются за церковной оградой. Лишь невесомо кружатся листья да высоко-высоко, в кронах вековых деревьев, перекликаются птицы. На Смоленском кладбище вечным сном спят наши далекие-близкие предки, три века подряд талантом и трудом созидавшие величественную северную столицу. А среди изумрудной зелени вдруг вырастает небесно-голубой храм Смоленской иконы Божией Матери с устремленной ввысь точеной колокольней.

По преданию, одними из первых обрели вечное упокоение на берегах Черной речки, как тогда называлась Смоленка, артельные работные люди из Смоленска. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на Васильевском острове поселились те, кого монаршая воля призвала в Петербург. Однако жить было негде. Первое время ночевали под открытым небом; к тому же, из-за дороговизны не хватало съестных припасов. Непривычный образ жизни, тяжкие труды свели в могилу многих. Место захоронения строителей Петербурга нарекли Смоленским полем. Официальной датой рождения кладбища можно считать 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод постановил: "В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарнику и поделать канальцы". В 1756 году стихийно росшее кладбище было благоустроено и обнесено "городьбой". Первая деревянная церковь на кладбище была была построена заботами императрицы Елизаветы Петровны и освящена после двух лет постройки 30 сентября 1760 года во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 г. теплый Михайловский придел.

Каменная церковь была построена в 1786 – 1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Четкость плана, гармоничность пропорций здания отличают архитектуру раннего русского классицизма. 2 июня 1786 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил прибыл на Смоленское кладбище и сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы подвозились по Смоленской речке к самому месту постройки. Спустя четыре года строительство закончилось. Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен ее главный придел во имя иконы Смоленской Божией Матери. В облике церкви отразилось влияние принципов зрелого классицизма. Прямоугольное в плане здание увенчивал один большой круглый барабан, плавно переходящий в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкали трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа, отвечавшие настроению окружения.

Этому храму была уготована трудная, но счастливая и долгая судьба. Не потому ли, что сама святая Ксения Петербургская покровительствовала постройке? По ночам подвижница тайно поднимала кирпичи на леса и молилась. Дивились наутро строители, но узнав, кто их неизвестный помощник, работали еще усерднее.

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. В 1807 - 1809 годах архитектор Л. Руска выстроил два корпуса кладбищенской богадельни для вдов и сирот духовного звания. Их соединила арка, ставшая главным входом на кладбище. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел.

Тяжелейшим испытанием явилось для храма печально знаменитое наводнение 1824 года. Стихия с особым неистовством свирепствовала на Смоленском кладбище. Вода не пощадила даже зарытых в землю гробов. Большая часть памятников была снесена напором волн и падением вырванных с корнем деревьев. С небывалой силой вода хлынула в подвал каменного Смоленского храма и уничтожила хранившиеся там книги, архивные документы. В полную негодность пришла деревянная церковь в честь архистратига Михаила. На пятый день после наводнения церковь посетил Государь Император Александр I. Государь повелел прирезать для кладбища новый участок земли и похоронить на нем всех погибших от стихии. Храмоздатель и первый настоятель Смоленской церкви протоиерей Георгий Петров после наводнения прожил недолго. Он скончался восьмидесяти четырех лет 8 июля 1825 года и погребен под алтарем придела святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Главный памятник ему - храм Смоленской иконы Божией Матери, который, благодаря основательности постройки и прочности глубоко заложенного фундамента, во время наводнения почти не пострадал.

В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, "приличный столичному кладбищу"; положено начало церковной библиотеке.

Примечательным событием в дореволюционной истории церкви явилось деятельное участие ее духовенства и прихожан в сборе пожертвований на военные нужды во время Отечественной войны 1812 года. Позднее церковь содержала богадельню, вдовий дом, церковно-приходскую школу.

В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих.

Многие поколения петербуржцев возносили в этом храме молитвы к Господу, каялись и причащались, благодарили за богатые и неисчислимые милости. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери "Милующая", или "Достойно есть", и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола.

Иконостас главного придела вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Большинство икон написано профессором живописи Петербургской Академии художеств И. А. Акимовым. Внимание привлекает большой, писанный на стекле образ Божией Матери с Младенцем, помещенный на горнем месте главного алтаря. Икона исполнена в начале ХХ века для Клинического повивального института (ныне институт имени Д. И. Отта) и передана в Смоленскую церковь в 1950 году.

Кисти И. А. Акимова принадлежит и главная святыня храма – образ Божьей Матери Одигитрии Смоленской, являющийся списком с чудотворной иконы Божьей Матери, находящейся в Смоленске и сопровождавшей русское воинство в Отечественную войну 1812 года. Образ помещен в иконостасе слева от Царских врат. Почитанию образа Смоленской Божией Матери на Руси уже более девяти столетий. Византийский император Константин Багрянородный, выдавая дочь свою Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее иконой Одигитрии (Путеводительницы). Сын Анны, князь Владимир Мономах, в XII веке перенес икону в Смоленск. Смоленская икона сыграла огромную роль в истории России. Через нее Божия Матерь являла свою помощь в защите нашего Отечества от нашествия иноземных завоевателей: от татар - в XIII веке, от поляков - в XV-XVII веках, от французов - в XIX веке. Ежегодно, в день престольного праздника 10 августа Смоленская икона Божией Матери с крестным ходом обносится вокруг храма, а затем приносится в часовню святой блаженной Ксении Петербургской, где поставляется на гробницу святой.

С благоговением поклоняются прихожане образу Спасителя, находящемуся слева перед иконостасом в отдельном киоте. В центральном приделе замечательны и другие намоленные иконы: Казанская икона Божией Матери; Толгская икона конца XVII века с клеймами, изображающими события из истории основанного в 1314 году Толгского монастыря; икона святого великомученика и целителя Пантелеимона в житии, перед которой молятся об исцелении от душевных и телесных недугов. Почитаемый образ святителя Николая Чудотворца, покровителя плавающих и путешествующих, датируется первой третью XVIII века.

В 1858 году подкупольную часть храма расписал в византийском стиле художник В. В. Васильев, который создал здесь композиции "Воскрешение Лазаря", "Воскрешение дочери Иаира" и "Воскрешение сына наинской вдовы". В колоннах между окнами изображены апостолы, под окнами в парусах - четыре евангелиста.

Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся.

По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери "Милующая", или "Достойно есть". Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани. 24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом.

В северной части храма, за приделом иконы Божией Матери "Милующая", расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники.

Среди икон Рождественского придела - образ мученика Вонифатия (к нему обращают молитвы об исцелении от страсти винопития) и образ святых мучеников Гурия, Самона и Авива, перед которым молятся об укреплении семьи.

Южный придел - в честь святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года.

В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ Божией Матери "Всех скорбящих радосте (с грошиками)", или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра.

В 1987 - 1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм Васильевского острова встречал во всем великолепии.




Вблизи церкви на могиле Святой Ксении Петербургской, помогавшей возводить каменный храм Смоленской иконы Божией Матери, умершей в начале XIX века, в 1900 году по проекту А. А. Всеславина возведена часовня, освященная 12 октября 1902 года. Построенная в неорусском стиле, увенчанная невысоким чешуйчатым шатром, она стала одной из важных архитектурных достопримечательностей некрополя.

Впервые о блаженной Ксении заговорили в середине XIX века. В 1847 году на страницах "Ведомостей Санкт-Петербургской городской полиции" появилась заметка: "Лет сорок или, может быть, нескольео более назад, скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего, Ксения Григорьевна. Имея многих знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним в домы за милостынею и ничего более не брала, кроме как "царя на коне": так называла она старинные копейки, на которых, как известно, было изображение всадника на лошади... Одни называли ее сумасшедшею, другие прокаженною или юродивою, третьи предсказательницею, потому что иногда она предрекала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова. По ночам выходила молиться Богу в поле, утверждая что присутствие Божие в чистом поле явственнее, и молилась по нескольку часов, кланяясь в землю на все четыре стороны". В ее словах и поступках всегда был ей одной ведомый смысл. Сорок пять лет скитаясь в жару и морозы, угодница Божия дожила до 71 года и ни разу не хворала. Блаженная отошла в мир иной в начале XIX века - году в 1803 - 1806. Могила блаженной Ксении сразу же стала почитаемой. Уже в 1820-е годы народ стекался к ней толпами. Вскоре на пожертвования многочисленных посетителей здесь выросла небольшая часовня из серого отесанного известкового камня с железной крышей, двумя окошечками по бокам, с резным дубовым иконостасом. Впоследствии, когда число посетителей значительно увеличилось, к часовне с западной стороны пристроили стеклянную галерею.

В 1902 г. малую часовню сменила новая, более просторная и величественная, в русском стиле, увенчанная золотою главою с крестом, выстроенная по проекту архитектора Александра Александровича Всеславина. Позднее местом вечного упокоения создателя часовни (а также храма св. Димитрия Солунского в Коломягах) тоже стало Смоленское кладбище - А. А. Всеславин погребен у северного фасада церкви Смоленской иконы Божией Матери.

В изголовье мраморной гробницы Ксении стоял иконостас из мрамора и висел мозаичный образ распятого Христа, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах находилось множество икон в киотах, среди них две серебряные, которые подарил по обету уходящий на русско-турецкую войну 1877 - 1878 годов князь Масальский. С войны он вернулся цел и невредим.

Вместе со Смоленской церковью, в 1940 году часовню закрыли, а в августе того же года появилось решение городских властей: снести часовню в месячный срок. К счастью, роковое решение было отменено. Но не было силы, способной запретить народную любовь. Рядом с часовней выросла фанерная стена, вся исписанная молитвенными прошениями к угоднице Божией Ксении. В те годы были утеряны вышитое вручную изображение Ксении, серебряные иконы, пожертвованные князем Масальским, замечательной красоты витражная икона с изображением Христа Спасителя. Ризы, паникадила, подсвечники были превращены в лом и сданы в переплавку, иконы отправлены на дрова. Во время войны в часовне находился склад тары из-под горюче-смазочных жидкостей.

Блокада Ленинграда... Преодолевая все препятствия, под бомбежками, в леденящий холод, со всех концов города шли к заветной святыне горожане. Просили помощи, плакали и молились, а некоторые, упав на колени у стены, так более и не вставали.

В послевоенные годы, с февраля 1947 г. по 1960-й, часовня была открыта для верующих. Но потом власти решили устроить на месте святыни сапожную мастерскую. Лишь в 1983 году часовня была возвращена общине Смоленской церкви. Вид ее был плачевен: обвалившаяся со стен штукатурка, черные от копоти стены, разрушенный пол, снесенная главка-луковка. Часовню поднимали из руин всем миром в ожидании всероссийской канонизации Ксении. Это было заветным желанием митрополита Алексия (ныне Патриарха Московского и всея Руси), который лично направлял ход работ, принимая в них самое горячее участие. После проведения восстановительных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года. 6 июня 1988 года Юбилейный Поместный Собор Русской Православной Церкви постановил: "Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для Всероссийского церковного почитания - блаженную Ксению Петербургскую (XVIII - начало XIX вв.), бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни и на протяжении всего XIX и XX веков скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Её часовня на Смоленском кладбище Ленинграда была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству". 14 июня 1988 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II всенародно, в присутствии 10 тысяч верующих огласил перед часовней это решение Поместного Собора о причислении Ксении Петербургской к лику святых.

В октябре 2002 года исполнилось сто лет со дня освящения каменной часовни на могиле блаженной Ксении. Задолго до этой даты здание вновь оделось в леса: часовне, пережившей все грозные исторические события ХХ века, решено было вернуть первоначальный облик. Строители выполнили сложные работы по замене перекрытий и шатровой кровли, которую как и встарь, в традициях древнерусской архитектуры, отныне венчает золоченая луковка с крестом. в день памяти небесной покровительницы Петербурга, 6 февраля 2002 года преображенная часовня широко распахнула двери всем верующим.




Усилиями благоукрасителей Смоленского прихода одновременно на пути к часовне св. Ксении, у Троицкой дорожки, выросла еще одна часовня, сооруженная по проекту молодого петербургского архитектора Сергея Самусенко. Это памятный знак на месте престола храма во имя Живоначальной Троицы, за один день разобранного на кирпич по распоряжению властей в 1932 году.

Именно здесь начиналась история Смоленского кладбища, здесь сменяя друг друга, в течении двух с половиной столетий, последовательно возводились три храма: сначала первая деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери, затем архистратига Михаила и, наконец, Живоначальной Троицы. Когда на Смоленском кладбище появился каменный храм Смоленской Божией Матери, первую деревянную церковь переделали и 8 ноября 1792 года освятили как "оспенную" во имя Архангела Михаила. В 1818 году ее отремонтировали, но наводнение 1824, от которого эта часть острова сильно пострадала, нанесло постройке ощутимый ущерб. Живописец В. Л. Боровиковский, написавший в следующем году храмовый образ (ныне в Русском музее), хотел возобновить на свои деньги церковь, однако смерть в апреле 1825 года помешала ему сделать это. Полуразрушенное здание в 1829 году разобрали, передав иконостас в дом имеретинской царицы Марии.

В сентябре того же года было заложено, а 20 декабря 1831 г. во имя Пресвятой Троицы освящено новое каменное здание, возведенное слева от Смоленской церкви по проекту В. Т. Кульченкова. В нем 13 ноября 1832 г. на хорах освятили Михайловский придел, куда перенесли убранство из старого храма. В приделе висели иконы кисти Боровиковского, чья могила находилась у входа в церковь. Через восемь дней на нижнем этаже освятили придел мучеников Сергия и Вакха. Троицкая церковь была строгих пропорций, с выпуклым куполом на невысоком барабане. Главный её фасад подчеркивал дорический портик. Новые иконы исполнил Павлов, роспись - М. Я. Ширяев. Позже этот придел был переделан на средства старосты А. А. Баринова и 7 октября 1892 г. снова освящен. В 1900 году напротив храма выстроена часовня для панихид, а через три года храм подвергся основательному ремонту. Здание церкви оказалось непрочным; в 1904 началась его полная перестройка в русском стиле по проекту академика М. Т. Преображенского и архитектора И. И. Яковлева. Освящение обновленного храма совершил 21 июня 1905 года епископ Нарвский Антонин. Перестройка стоила около 100 тыс. рублей; в цокольном этаже был устроен Михайловский придел с усыпальницами, соединенный с приделом Сергия и Вакха и освященный 21 февраля 1905 года. Несмотря на довольно неудачную перестройку, здание церкви в основном сохранило живописность и компактность силуэта. Роспись храма исполнил С. И. Садиков, образа - А. Н. Новоскольцев и Ф. Р. Райлян.

Церковь была закрыта в феврале 1932 года и летом того же года снесена. Прах В. Л. Боровиковского и захоронение актера П. А. Каратыгина, находившееся у восточной стены церкви, были перенесены в Некрополь мастеров искусств на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры. В годы безбожия святое место постепенно превращалось в пустырь, зарастало бурьяном. По просьбе приходского совета Смоленского храма сотрудники института "Рудгеофизика" после кропотливых исследований точно установили местоположение разрушенного храма и его алтаря. Там и был заложен фундамент и началась стройка.

Стройная, белоснежная, украшенная мозаичной иконой Святой Троицы работы мастеров Петербургской Академии Художеств, новая часовня была торжественно освящена епископом Тихвинским Константином в день Смоленской иконы Божией Матери 10 августа 2002 года.




Еще в 1857 году, когда кладбищу отвели новый большой участок, решено было выстроить Успенскую церковь, проект которой составил Д. И. Гримм, воспроизведя в уменьшенном виде царьградский храм святой Софии. В 1884 году проект утвердили, но средств на постройку собрать не удалось. Прошло пятнадцать лет, и Алексей Иоаннович Сперанский, настоятель Смоленской церкви, поручил архитектору В. А. Демяновскому создать новый храм в стиле "нарышкинского" барокко, бытовавшем в русской архитектуре в конце XVI - начале XVII века. 16 июня 1901 года этот трехпридельный храм был заложен митрополитом Антонином на месте снесенного деревянного дома близ кладбищенских ворот.

Вид Воскресенского храма в 1900-е гг. С журнальной публикации.

Строительство, несмотря на сложные задачи, длилось всего два года. 16 и 30 июня 1903 г. освящены боковые - правый, во имя иконы Божией Матери "Утоли Моя Печали" и левый, во имя Всех Святых, приделы. 2 мая 1904 года был освящен отделенный от них глухими перегородками главный придел во имя Воскресения Христова. Золоченый барочный иконостас вырезали по рисунку зодчего в мастерской П. С. Абросимова, образа написал академик А. Н. Новоскольцев. Алтарь украшала мозаика по эскизу В. М. Васнецова.

Здание храма имеет форму "корабля" и состоит из трех изолированных церквей, богослужение могло проводиться одновременно во всех трех частях. В подвале церкви были сделаны склепы для захоронений. В одном из них похоронили известного историка и публициста М. М. Стасюлевича. 10 августа 1921 года в церкви отпевали поэта А. Блока.

Трехглавая церковь, красиво декорированная снаружи и внутри, была удачно поставлена на берегу Смоленки у входа на кладбище, придала минорный оттенок этому уголку города, занятому тремя кладбищами.

Сейчас от Воскресенской церкви, закрытой в январе 1930 года и переделанной под общежитие, остались одни голые стены. В 1977 году в обезображенном здании решили устроить насосную станцию. В ходе работ были сломаны своды в подвале и сделаны металлические конструкции. В 1989 году работы были остановлены.

13 июня 1991 года была зарегистрирована община храма. В 1995 году храм отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря, но позже вернули в пользование прихода храма Смоленской Божией Матери. В последнее время при участии городских властей развернулись работы по восстановлению этой петербургской святыни. В 1996 году при работах по расчистке территории возле храма был обретен список иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) конца XIX века.

В 1914 году В. Н. Бобров разработал проект еще одного нового кладбищенского храма, но он остался на бумаге.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru