Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Cобор во имя Воскресения Христова

на Екатерининском канале ("Спас-на-крови")

наб. канала Грибоедова, д. 2

 

Храм Воскресения Христова построен на том месте, где 1 марта 1881 г. по решению Исполнительного комитета "Народной воли" её членом И. Гриневицким был смертельно ранен император Александр II. Хотя официально Александр II не причислен Русской Православной церковью к лику святых, именно с него начинается мартиролог, пусть даже неофициальный, новомучеников российских, среди которых немало и святых покровителей Санкт-Петербурга. Поэтому вполне правомерно считать, что храм этот является памятником всем петербургским новомученикам, всем, кто пал от рук террористов.

2 марта городская дума просила Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню или памятник". Император ответил: "Желательно бы было иметь церковь, а не часовню". Однако временно решили построить часовню. По проекту архитектора Л. Н. Бенуа уже в апреле часовня была возведена. Поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милицин, он же стал старостой. Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II. Эта часовня простояла на набережной до весны 1883 г., а затем в связи с началом строительства собора она была перенесена на Конюшенную площадь. 29 апреля 1882 г. был проведен конкурс на лучший проект нового храма. В конкурсную комиссию вошли крупнейшие архитекторы того времени, в том числе А. И. Резанов (председатель) и Д. И. Гримм. Однако все представленные в Комиссию проекты не были одобрены Александром III. Император пожелал, чтобы храм был построен в стиле русских церквей XVI-XVII вв. Позднее к этому было добавлено пожелание, чтобы место, где Александр II был смертельно ранен "должно быть внутри самой церкви в виде особого придела". Император хотел иметь не обычную церковь, а мемориальный комплекс. В октябре 1882 г. Александр III одобрил проект архимандрита Игнатия, настоятеля монастыря при Троице-Сергиевой пустыни в районе Стрельны. Архимандрит Игнатий (в миру Иван Васильевич Малышев) учился на архитектурном факультете Академии Художеств и не был полным дилетантом в области архитектуры. Позже газеты сообщили, что Игнатий имел соавтора по одобренному проекту - молодого архитектора А. А. Парланда.

6 октября 1883 г. состоялась закладка нового храма, строительные работы повели в 1885 году, а окончательный проект, разработанный Парландом, был утвержден лишь в мае 1887 года. Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив их бетонным основанием. Строился храм бесконечно долго, 24 года, руководящее участие в этом принимал сын Александра II Владимир, который на строительстве нажился баснословно, значительную часть собранной на сооружение храма суммы проиграл в рулетку в Монте-Карло. Наконец, 19 августа 1907 года, в день летнего Спаса, состоялось освящение храма. На освещении присутствовали Николай II с женой, двор, представители высшего духовенства, министры. В храм допускали только по пропускам, подписанным П. А. Столыпиным.

Сложный живописный силуэт храма Воскресения Христова, его яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Надо отметить, что храм воспроизводит основные черты выдающихся русских храмов XVI-XVII вв., характерных для Ярославля, Ростова и Москвы, и особенно храма Василия Блаженного в Москве на Красной площади. А. А. Парланд создал собирательный образ русского храма. Он не просто повторил образцы XVI-XVII вв., а соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции. Храм этот восстанавливает прерванную петровской эпохой, ориентированной на Запад, московскую традицию храмового зодчества. Он отличается сложным силуэтом, богатым многоцветным архитектурным убранством. Автор проекта переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества. Пятиугольное в плане здание традиционно ориентировано на восток. К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают двухъярусная колокольня с золотым куполом, два крыльца и три апсиды, завершающиеся мелкими куполами. Все главы собора имеют луковичную форму и покрыты ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон. Центральный шатер достигает высоты 81 м. Цифра эта символична, она указывает на год кончины царя - 1881.

Декоративная отделка фасадов собора весьма насыщена и многослойна. Цокольная часть здания облицована сердобольским (карельским) гранитом. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита. На них золоченными буквами начертаны деяния Александра II. Это главные события из русской истории за период правления императора с 19 февраля 1855 г. по 1 марта 1881 г. Не останавливаясь на досках, надписи которых носят чисто мемориальный характер, отметим содержание тех, которые имеют принципиальное значение. На седьмой доске обозначены такие важные события как присоединение к России Амурского и Уссурийского краев по Айгунскому и Пекинскому договорам с Китаем (1858 и 1860 гг.). Восьмая доска отражает величайшее деяние царя - освобождение крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. На доске начертаны слова Манифеста, составленного святителем Филаретом, митрополитом Московским, и подписанного Александром II: "Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного". На девятой доске содержатся положения об экономических и финансовых преобразованиях и развитии сети железных дорог и телеграфного сообщения: в этом отношении преобразования были столь велики, что Россия за какие-то 20 лет совершила скачок, равный целой исторической эпохе. На десятой доске начертан указ от 17 апреля 1860 г. об ограничении (фактически полной отмене) телесных наказаний. На следующих досках приведены положения "О земских учреждениях", "О предоставлении печати возможных облегчений", "О всеобщей воинской повинности", которая заменила рекрутские наборы и двадцатипятилетнюю солдатскую службу непродолжительной воинской службой, обязательной для всех годных к ней мужчин. На четырнадцатой доске начертаны слова императора, посвященные судебной реформе, должной "водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных:". На пятнадцатой доске начертан ряд положений о реформе начального, среднего и высшего образования, в том числе женского. На нескольких досках прославляются деяния Александра II по укреплению военной мощи России, связанные с победоносными войнами по окончательному присоединению Кавказа и Средней Азии, восстановлению державных прав России на Черном море и освобождению Балканских христиан от османского ига.

Над цокольной частью здания расположена отделка из коричневато-красного кирпича, на фоне которого выделяются цветной и белый мраморы и керамические изразцы. Окна обрамлены разными колоннами из эстляндского мрамора, доставку и обработку которого производила фирма "Кос и Дюрр" из Эстляндии. Стены украшает орнамент в виде поясков и крестиков из цветных фарфоровых и керамических кирпичей.

Но главным украшением фасада является великолепная мозаика, сосредоточенная преимущественно с трех сторон колокольни. В технике мозаики выполнены гербы русских городов, губерний и уездов. Площадь мозаичного покрытия наружной части храма превышает 400 кв. метров.

Декоративное убранство интерьера поражает своим великолепием. Прежде всего, это относится к замечательным мозаикам, почти полностью покрывающим стены собора. В 1894 году их было решено набирать по авторским эскизам. Общая площадь покрытия - 6560 кв. метров. Самый большой заказ на мозаичные работы получила фирма Фроловых. Заказ на 800 тыс.руб. поручили мозаичному отделению Академии художеств, а четыре иконы в боковых пределах - немецкой фирме "Паул и Вагнер". Целый ряд талантливых мастеров трудился над мозаичной отделкой стен собора. Наиболее известные из них Г. Ф. Батюшков, И. М. Баранов, В. С. Кузнецов, М. А. Петров. Эскизы для мозаик создавались большой группой художников. Степень их одаренности и манеры исполнения различны. Но работа в наиболее ответственных местах поручалась самым одаренным художникам. Среди них можно отметить М. В.Нестерова, В. М. Васнецова, Н. Н. Харламова.

Среди работ Нестерова выделяется икона северного киота "Святой Александр Невский". Он изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Вдали за окном виден скромный пейзаж северной Руси. Над образом Божией Матери начертаны слова, сказанные святым князем перед Невской битвой: "Не в силе Бог, но в правде". Мозаика выполнена в серебристо-серых тонах и органично вписывается в обрамление из розового орлеца. В удивительно нежных тонах сделана по оригиналу Нестерова мозаика южного киота "Воскресение". Центральное место в обрамлении иконостасов занимают мозаики, созданные по эскизам В. М. Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель". Эти работы отличаются высоким художественным уровнем и совершенной техникой набора смальты. Удивительной красотой и высоким художественным вкусом отличаются работы Н. Н. Харламова, сына владимирского священника. Харламов долгое время был директором Холуйской школы иконописания. Ему было поручено создание большей части эскизов для мозаик собора. За три года Харламов создал для мозаик интерьера собора 42 картона, по которым были набраны мозаики: находящийся в главном куполе образ "Христос-Пантократор", запрестольное панно в главном алтаре "Евхаристия", "Спас-Эммануил", "Спас Благое Молчание", "Иоанн Предтеча" и ряд других.

Из других живописцев, по эскизам которых создавались мозаики храма, следует упомянуть известного А. П. Рябушкина, писавшего в традиционной академической манере и создавшего панно на новозаветные сюжеты - такие, как "Призвание апостола Матфея", "Исцеление бесноватого отрока", "Исцеление сухорукого", "Хождение Спасителя по водам" и многие другие. Можно отметить и таких художников, как близкий по манере иконописания к Несторову В. В. Беляев, художники-академисты Н. А. Кошелев и Н. К. Бодаревский. Отдельную группу мозаик составляют орнаменты, выполненные по оригиналам А .А. Парланда и А. П. Рябушкина, составляющие красочный настенный ковер.

Нельзя пройти мимо и другой особенности декоративного убранства храма - обилия поделочных и полудрагоценных камней, соперничающих по свой красоте и яркости с мозаиками. В оформлении храма использовано свыше двадцати отечественных и зарубежных минералов. Калабрийским мрамором облицованы стены здания и солея перед иконостасом. Сам иконостас выполнен из темно-красного и розового мрамора, также итальянского происхождения. К этому надо добавить уральскую и алтайскую яшмы, порфир, орлец, иссине-черный аспид, горный хрусталь, топазы и другие отечественные минералы.

Пол выложен из разноцветных мраморных плит, представляющих сплошные красочные орнаменты. В облицовке пола преобладают итальянские мраморы - каррарский, генуэзский, сиенский. Слой мрамора, покрывавший пол, удивительно тонкий, всего несколько миллиметров. Внутри собора четыре пилона, в нижней части облицованных киевским лабрадором.

Особое место в интерьере храма Воскресения Христова занимает сень, установленная на месте, где Александр II был смертельно ранен народовольцами. Она выполнена по рисунку А. Парланда и установлена в июле 1907 года. Основание сени составляют четыре колонны из алтайской яшмы. Колонны поддерживают высокий антаблемент и каменный резной фронтон со стилизованными вазами из "николаевской" яшмы по углам. Над антаблементом возвышаются 24 кокошника, расположенные в три ряда. Завершалась сень восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазов. Внутри сени металлический каркас был обшит фанерными листами и облицован флорентийской мозаикой из ляпис-лазури. На облицовку свода использовали 3 пуда (48 кг) бухарской лазури. Свод сени инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Сень была ограждена балюстрадой из орлеца и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Под сенью находится часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь. Пол сени расположен ниже церковного на 7 ступеней.

Входы в собор расположены с северо-западной и юго-западной сторон и решены как притворы с крыльцами на гранитных колоннах. Они идентичны, имеют шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Шатры покрыты разноцветной черепицей. Между ними, на том месте, где обычно в храмах располагается главный вход, на фасаде установлено обращенное к каналу мозаичное Распятие, исполненное по рисунку В. М. Васнецова. На фасадах собора мозаика включена в кокошники и в ниши. Фронтоны крылец собора украшены мозаичными панно, созданными на Евангельские сюжеты и выполненными по эскизам В. М. Васнецова "Несение Креста", "Распятие", "Снятие со Креста" и "Сошествие во ад". Все четыре мозаичные панно замечательны по композиции и колориту.

Собор был оборудован по последнему слову техники того времени. К моменту открытия храма здание полностью электрифицировали. Существовало три вида освещения: дежурное, обычное и парадное. Храм освещали 1689 электроламп. Сравнительно небольшие размеры здания и вместе с тем большая его теплоотдача предъявляли повышенные требования к отоплению храма. Оно было воздушным. В подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов. Подогретый воздух через каналы в стенах подавался в главный зал, в купола и к окнам 1-го яруса на южной и северной стенах. Главный купол дополнительно обогревался чугунными батареями, к которым пар подавался по медному паропроводу. Система отопления постоянно модернизировалась. Была создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни.

Воскресенский собор был единственным храмом Петербурга, который получил те же права на государственное содержание, которые имел Кафедральный собор святого Исаакия. В храме Воскресения Христова не крестили, не отпевали, не венчали, т.е. не было обычных треб приходской церкви. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды. После передачи Исаакиевского собора в 1923 г. Обновленческой церкви Воскресенский собор стал Кафедральным. С декабря 1927 г. собор стал главным храмом иосифлян - движения не признавшего компромиссов заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия с Советской властью. Однако 30 октября 1930 г. специальным постановлением ВЦИК его как действующую церковь закрыли. Предполагалось передать его обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В середине 1930-х гг. в соборе была свалка мусора. Все это время не снимался с повестки дня вопрос о возможности полного сноса здания. Только проведенные технические расчеты, показавшие, какими последствиями может грозить городу совершение этой варварской акции, заставили думать о более разумном использовании здания. Во время войны и блокады храм претерпел значительные утраты. Достаточно сказать, что в главном куполе, рядом с мозаикой Н. Н. Харламова "Пантократор", застрял неразорвавшийся снаряд, обезвреженный лишь в 1980-е годы. После войны, по окончании первоочередных восстановительных работ, здание было передано Малому оперному театру под склад декораций.

В 1970 г. опустошенный и полуразрушенный собор был передан в ведение Государственного музея "Исаакиевский собор", став его филиалом. В течение без малого тридцати лет шли работы по восстановлению мозаик и мрамора, совершенствованию системы гидроизоляции, ремонту инженерных сетей. После долголетней реставрации, частично приостановившей разрушение храма, он был открыт для посетителей 19 августа 1997 года.

К началу нового столетия работы были в основном завершены. Однако вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви по-прежнему остается открытым.

К северу от храма, за мостом через канал Грибоедова, расположена бывшая часовня Иверской иконы Божией Матери ризницы Воскресенского собора, построенная в 1907 г. по проекту Парланда. Ныне она используется в качестве музейно-выставочного зала.

От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 - 1907 гг. на предприятии К. Бинклера по проекту А. А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru