Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церковь во имя Успения Божьей Матери

при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни

наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27

 


Фото 2003 г.

Фото 2005 г.

На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря, в здании подворья была устроена домовая церковь Рождества Христова. В 1833 г. архитектор А. И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н. А. Мельникова. В 1893 г. по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева на углу здания выстроили часовню. В 1894 году дом подворья был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Величественную церковь заложил 15 августа 1895 г. архимандрит Феогност. Освящение главного алтаря с хорами состоялось 18 декабря 1897 года. В нем временно был установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. При всей богатой и тщательно выполненной отделке (зодчий применил излюбленный им желтый кирпич, 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаику), главным для него было достижение "солидности и простоты". Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролетом в 10 саж. для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 гг. исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф. А. Соколова. Предполагается, что в создании эскизов настенной росписи (ныне на реставрации) участвовал В. М. Васнецов. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова - наружные мозаики. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года храм, ставший после революции приходским, но сохранявший связь с Киевом, был закрыт и передан Ленвоенпорту под склад. В 1956-1957 годах в нем был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески в интерьере храма сначала побелили, а потом закрасили масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

Храм вновь был передан Русской Православной церкви в 1991 году. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Восстановление здания потребовало огромных затрат. В конце 1993 года в церкви возобновились богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 г. завершилось восстановление иконостаса. Художники-реставраторы под руководством Ярослава Штыренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, восстанавливают фрески.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

А. Разумов, 2003...2005 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru