РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: БОЛЬШАЯ НЕВА




Фотоальбом "МОСТЫ БОЛЬШОЙ НЕВЫ"





МОСТЫ:

1. Дворцовый
Мост через Большую Неву ведет на Стрелку В.О., 1912 - 1916 гг., инж. А. П. Пшеницкий, арх. Л. Н. Бенуа, М. М. Перетяткович, Р. Ф. Мельцер, А. Н. Померанцев. Художественная отделка и строительство павильонов управления завершены лишь в 1977 г. Пятипролетный, балочной конструкции (стилизованной под арочную) со средним разводным пролетом. Длина моста - 250 м, ширина - 27,73 м. Мост должен был объединить высокохудожественные архитектурные ансамбли, разобщенные Невой, в единый уникальный комплекс. Это стало бы возможным, если бы мост обладал художественными качествами, гармонировавшими с упомянутой средой; однако, к сожалению, этого не произошло.

2. Лейтенанта Шмидта
Первый постоянный мост через Большую Неву, соединяющий Васильевский и Адмиралтейский острова, от Академии Художеств к площади Труда. Ширина Невы в этом месте достигает 280 м. По линии этого моста происходит водораздел между Невой и началом Финского залива - Невской губой. Современное название мост получил в октябре 1918 г. в память о флотском лейтенанте П. П. Шмидте (1867 - 1906), возглавившем бунт на крейсере "Очаков" Черноморского флота в 1905 г. и казненном за это.
Чугунно-арочный мост длиной 298,2 м и шириной 20,3 м был сооружен в 1843 -1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза. В то время это был самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших зодчих того времени А. П. Брюллов. Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось "ни ржавинки, ни соринки". Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролетах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной - из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м. Мост предполагалось еще украсить аллегорическими фигурами на устоях по рисункам П. К. Клодта и Н. С. Пименова. Однако на эту затею не хватило средств. Мост был открыт 21 ноября 1850 г. и получил название Благовещенский от одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега. В 1854 г. по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. В феврале 1855 г. мост переименовали в Николаевский в связи с кончиной императора Николая Павловича, в царствование которого было построено это замечательное инженерное сооружение.
Мост сразу полюбился петербуржцам. Многих гуляющих по мосту завораживали элементы архитектурного офоримления. Например, перила - непрерывный ряд ажурных секций-панелей между такими же "прозрачными" стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми вверх хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Или, установленные у каждой опоры моста газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова - стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.
К 1930-м годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое отверстие разводного пролета, уже не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта. После сооружения Беломоро-Балтийского канала увеличились количество и тоннаж проводимых по Неве судов. В то же время разводной пролет находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и пролетное отверстие были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережной опоры Васильевского острова и системы разводных механизмов вызывала все возрастающее заклинивание поворотных разводных пролетных строений, что привело к необходимости использования при разводке моста буксиров. Эти причины и послужили поводом для реконструкции старого моста.
Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г. П. Передерием. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 г. Были частично использованы опоры стаого моста. Для устройства роазводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним - восемь. Старый разводной пролет перекрыт железобетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение - двукрылое. Масса всего металлического пролетного строения нового моста составила 2400 тонн, что в четыре раза меньше старого чугунного. Кстати, арочные чугунные конструкции старого мостапрекрасно сохранились. Их использовали на строительстве нового моста через Волгу в Твери.
Архитектурная часть нового моста разработана архитектором К. М. Дмитриевым, но неудовлетворенный утвержденной композицией, которая диктовалась конструктивными соображениями, он от дальнейшего участия в проекте отказался. Для продолжения работ академик Г. П. Передерий пригласил архитектора Л. А. Носкова. Лев Александрович Носков (1903 - 1972) - архитектор, участвовавший в проектировании примерно десятой части всех городских мостов. Перильные ограждения на мосту установлены старые, автором которых был А. П. Брюллов. Старые фонари бывшего моста установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Новый мост Лейтенанта Шмидта по конструкции является более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступает своему предшественнику. Ширина моста 24 м, ширина тротуаров - 3 м, общая длина - 331 м, длина разводного пролета - 42 м.
Ныне готовится проект реконструкции моста.



Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz