РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через канал Грибоедова

Грибоедова канал (до 1923 г. - Екатерининский), начинается из р. Мойка у Марсова поля. Впадает в р. Фонтанка у Мало-Калинкина моста. Длина 5 км, ширина 32 м. Расход воды 3,1-3,4 м3/с. Пересекает Невский проспект, Гороховую улицу, переулок Гривцова, проспект Майорова, проспект Римского-Корсакова, Крюков канал, Лермонтовский проспект, Английский проспект. Правый берег канала Грибоедова сливается с проспектом Римского-Корсакова (от дома 133б до площади Репина). Канал Грибоедова проложен по руслу р. Кривуша, исток которой в 1739 г. соединили с р. Мойка. В 1764 - 1790 гг. углублено дно, укреплены берега и сооружены гранитные набережные (строители - инженер И. М. Голенищев-Кутузов, И. Н. Борисов, Ф. В. Баур, К. Ф. Модерах). В 1954 - 1956 гг. участок набережной от Мойки до Итальянской улицы облицован гранитом. Набережные канала являются проезжими улицами с односторонним движением. Нумерация зданий идёт от р. Мойка, правая сторона нечётная.
На набережных канала Грибоедова ряд памятников истории и культуры. В середине XVIII в. построен дом Граббе (дом 40/26). В 1783 - 1790 гг. возведено здание Ассигнационного банка (дома 30-32), ныне Финансово-экономический институт; в 1790-е гг. - Малый Гостиный двор (дом 26/2, архитектор Дж. Кваренги). В 1801 - 1805 гг. построен Дом ордена иезуитов (дом 8). На набережных канала Грибоедова сохранился ряд жилых домов, характерных для рядовой застройки первой половины XIX в. (дома 106, 87-91, 119 и др.). В 1816 - 1818 гг. в доме Валька (дом 104/25, перестроен) жил А. С. Грибоедов, в честь которого переименован канал. В доме 93 до 1836 г. помещалась Театральная школа. В 1819 - 1820 гг. в доме Паульсена на углу Театральной площади (дом 109/8, перестроен в 1902 - 1904 гг., архитектор Л. М. Харламов) в квартире Н. В. Всеволожского собиралось литературное общество "Зелёная лампа". В 1825 г. в гостинице "Неаполь" (дом 79/23, перестроен в 1855 - 1856 гг., архитектор А. И. Ланге) жил и был арестован декабрист П. Г. Каховский. В доме купца Зверкова (дом 69/18) в 1829 - 1831 гг. жил Н. В. Гоголь. В 1846 г. в домах 44/2 и 38/1 жил Н. Г. Чернышевский. В 1840-х гг. построен съезжий дом Коломенской части (дом 139, архитектор Р. А. Желязевич). На канале Грибоедова 21 мост, из них наиболее значительны как памятники архитектуры и инженерного искусства Казанский мост, Каменный мост, Мало-Калинкин мост, Аларчин мост, Пикалов мост, Львиный мост, Банковский мост, Мало-Конюшенный мост, Демидов мост.


1. Театральный
Расположен при впадениии канала Грибоедова в Мойку. Имеет общую опору с Мало-Конюшенным мостом через Мойку. Мост получил имя по находившемуся в конце XVIII века на Царицыном лугу (Марсовом поле) деревянному театру. В 1829 - 1831 гг. здесь построен "трехколенный" мост - комбинация из двух настоящих мостов: Мало-Конюшенного и Театрального, а также ложного моста. Этот фиктивный "мост", расположенный у здания Главных императорских конюшен, был сооружен по чисто архитектурным соображениям. Авторы проектов этой композиции - инженеры Е. А. Адам и Г. М. Треттер. Пролетные строения мостов собирались из типовых чугунных тюбингов, скрепленных болтами. Перильные ограждения мостов представляют собой непрерывный ряд коротких пик, на фоне которых наложены барельефы с изображением пальметт и головы Медузы Горгоны. Устойчивость перилам придается относительно часто расставленными с наружных сторон фигурными кронштейнами. Фонарные столбы первоначально были достаточно высокими. Петербургский генерал-губернатор обратился в 1831 г. в Главное управление путей сообщения с просьбой о переделке фонарей, приведя случай, когда "...один фонарщик упал с фонарем в Мойку...". Фонарные столбы укоротили. В 1936 г. произведен капитальный ремонт мостов, проезжая часть покрыта диабазом, тротуары - асфальтом, при этом они отделены от проезжей части поребриком. В 1953 г. восстановлено первоначальное архитектурное оформление мостов, частично утраченное в период обстрелов города немцами. В 1999 г. мосты в очередной раз отремонтировали по проекту инженера Б. Брудно.

2. Новоконюшенный
Расположен в створе восточной части Конюшенной площади, около Воскресенского собора ("Спаса-на-Крови"). Первоначальный мост построен в 1907 г. До 1917 г. назывался мостом Храма Воскресения Господня. С 1917 г. - мост-перекрытие.
Железобетонный мост построен в 1967 г. по проекту инженеров Ю. Л. Юркова, Л. Н. Соболева и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 21 м, ширина - 34,4 м. С мая 1975 г. он получил наименование мост Гриневицкого в честь убийцы Александра II И. И. Гриневицкого. Современное название мосту - Новоконюшенный - присвоено в январе 1998 г.

3. Итальянский
Мост сооружен в створе Итальянской улицы. Название его происходит от Итальянского дворца, построенного в 1720-х гг. на левом берегу Фонтанки, на месте нынешнего здания филиала Российской государственной библиотеки. До середины 1890-х гг. на месте моста был яличный перевоз. В 1896 г. инженер Л. Н. Колпицын построил здесь за свой счет пешеходный деревянный однопролетный мост, опорами которого служили стенки набережной канала. Пролетное строение состояло из гвоздевых дощатых ферм раскосной системы. В 1902 году под руководством архитектора К. Бальда на мосту заменили плитное покрытие из ксилолита настилом из шпунтовых досок. В таком виде мост просуществовал до 1911 г., когда по проекту инженера К. В. Ефимьева началось возведение нового, тоже деревянного моста, но на свайном основании. Он был брусчатым, подкосной системы. В 1937 г. мост капитально отремонтировали с расчетом укладки между его прогонами двух теплофикационных труб. Длина его составила 18,4 м, ширина -2,07 м. В 1955 г. в связи с ремонтом набережных и аварийным состоянием моста он был полностью перестроен по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора В. С. Васильковского. Пешеходный мост - однопролетный металлический, балочной системы. Теплофикационные трубы размещены под конструкцией покрытия. Опорами служат подпорные стенки набережных канала, покрытием - железобетонные плиты, рулонная изоляция и асфальтовое покрытие. Длина 19,66 м, ширина - 3 м. Мост обладает высокими художественными качествами; стиль его оформления характерен для петербургской архитектуры второй половины XIX века. Фонари стилизованы под старину. Секции перильных ограждений выполнены из круглых стержней со своеобразными капителями в виде бутонов, расположенных между чугунными тумбами с накладными элементами, напоминающими щиты с перекрещенными стилизованными мечами, продольными пиками, с нанизанными на них веточками акации. Фасадные стороны главных балок декорированы художественными фрагментами.

4. Казанский
Расположен на Невском проспекте около Казанского собора. Мост - каменный, однопролетный арочный, с вдающимися глубоко в воду береговыми устоями. Длина моста 17,5 м, ширина - 95 м (второй по ширине в городе). Фасады моста чрезвычайно просты, строги, монументальны. На их плоскостях нет ничего вычурного, ничего лишнего. Здесь достигнуто поразительное сочетание конструктивного совершенства с архитектурной красотой - простая и четкая конструкция пролетного строения, облеченная в строгие, классические архитектурные формы.
Здесь с 1716 г. находился деревянный мост. После постройки в 1737 г. на месте современного сквера перед Казанским собором церкви Рождества Богородицы мост стал называться Рождественским, но так как в храме хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, то храм и мост стали называть Казанскими. В 1766 г. вместо деревянного был построен однопролетный арочный каменный мост, фасадные части которого были выложены из кирпича, а устои из бута и облицованы гранитными блоками. Это один из самых старых каменных мостов. Сначала он был нешироким - меньше ширины Невского проспекта. Ограждение его состояло из гранитных тумб, между которыми были установлены чугунные секции, аналогичные чугунным перилам Екатерининского канала. Мост сооружался одновременно со строительством каменных набережных канала под руководством военных инженеров Голенищева-Кутузова (отца полководца) и Назимова. Им же приписывают авторство проекта моста, который простоял около сорока лет.
В 1805 г. в связи со строительством Казанского собора мост расширен до современных размеров, но фасады сохранили прежние очертания, только перила были заменены гранитными парапетами. Одновременно были ликвидированы "бриллиантовые" русты фасадов и спуски к воде. Перестройка моста была поручена архитектору Луиджи Руска и "Комитету для построения казарм на Петербургской стороне".
В 1880 г. по мосту проложили рельсы конно-железной дороги, а тротуары выложили гранитными плитами. В 1912 г. при обследовании моста было установлено, что неизолированный кирпичный свод стал разрушаться, но только в 1934 г. кирпичный слой был торкретирован (усилен бетонным покрытием). Последний капитальный ремонт моста выполнен в 1999 - 2002 гг.

5. Банковский
Ось моста расположена против центра ворот здания, построенного в изгибе русла архитектором Дж. Кваренги для Ассигнационного банка, от которого и получил свое название. Длина моста 25,2 м, ширина - 1,85 м.
Пешеходный цепной (висячий) однопролетный мост, отличающийся легкостью и изяществом оформления, построен в 1825 г. Авторы проекта инженеры В. К. Треттер и В. А. Христианович, работы выполнялись под руководством десятника И. Костина. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. В качестве несущих элементов смоста приняты металлические цепи из звеньев круглого сечения. На участке от чугунных плит до низа пьедестала цепи заключены в чугунные трубы, заполненные воском для предохранения их от ржавления. Опорами цепей стали заделанные в фундаменты металлические каркасы, декорированные скульптурами чугунных грифонов, крылья которых покрыты тонким листовым золотом. Грифоны отлиты по модели скульптора Петра Павловича Соколова, много работавшего в создании парковой скульптуры. Грифонами в древнегреческой и восточной мифологии называли чудищ с телом льва, крыльями птицы и чаще всего птичьей головой. Согласно древним поверьям грифоны были надежными стражами кладов. Не случайно именно эти мифические существа расположились рядом с Ассигнационным банком, в сейфах которого хранились несметные богатства.
Интересно выполнена ажурная решетка ограждений моста. Её тонкий рисунок составлен из стилизованных вееров и красиво изогнутых листьев пальм. Решетка на 125 лет моложе моста. Старая решетка не сохранилась, так как утрачена еще в конце XIX века и заменена примитивными перилами, а в 1952 г. при реставрации заново изготовлена по сохранившимся чертежам. Тогда же восстановлены утраченные фонари, представляющие собой бра с белыми круглыми абажурами, помещенные скульптором на головах грифонов. Реставрационные работы произведены по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной.
В 1967 и 1988 гг. мост был реставрирован, обновлена позолота розеток, крыльев грифонов, фигурных частей фонарей и других элементов. Позолота дает замечательный эффект на темно-зеленом или черном фоне других частей.

6. Мучной
Мост расположен в створе Мучного переулка. В 1931 г. здесь был построен деревянный пешеходный мост. В 1951 г. его перестроили по проекту инженера П. В. Баженова как мост-теплопровод с пешеходным движением. Его пролет перекрыт криволинейной стальной балкой изящного очертания, опорой которой служат стенки набережной. По концам моста устроены лестничные спуски. Длина переправы 22,5 м, ширина - 2,3 м. В 1952 году на мост перенесены перила, стоявшие на Банковском мосту с конца XIX в.

7. Каменный
Переброшен через канал Грибоедова по Гороховой улице. Назван по материалу, из которого выстроен. Длина моста 19 м, ширина - 13,88 м.
Известно, что на этом месте уже в 1752 г. находился деревянный мост, называвшийся Средним. Нынешний мост построен в 1774 - 1778 гг. по проекту инженера В. И. Назимова. Строительством руководил инженер И. Н. Борисов. Мост однопролетный, арочный. Его свод параболического очертания выложен из гранита, устои - из бутовой плиты. Фасады моста облицованы гранитными блоками. Мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, которые в конце XIX века были ликвидированы. В облицовке моста гладкие блоки чередуются с блоками, обработанными на четыре грани - так называемый "брильянтовый руст". Перильное ограждение то же, что и на набережной канала Грибоедова - чугунные балясины с гранитными тумбами и металлическим поручнем. Въезды на мост оказались крутыми. В начале ХХ века, когда были пущены первые автобусы, случалось, что в "часы пик" машина не могла одолеть подъем перед мостом; по просьбе кондуктора "уважаемые господа" выходили и шли на мост пешком, а следом за ними, натужно ревя мотором, вползал и сам автобус. К 1949 г. только на этом мосту сохранилась металлическая стойка с названием моста. По ней, как по образцу, были установлены стойки с названиями на других мостах.

8. Демидов
Расположен в средней части канала Грибоедова по оси переулка Гривцова (бывш. Демидова). В начале XVIII века здесь находился деревянный мост, называвшийся с 1739 г. Малым Саарским мостом, так как через него пролегала дорога на Саарскую мызы (Царское Село). Но не только в царскую загородную резиденцию лежал путь через этот мост. Неподалеку от него находилась одна из старейших петербургских тюрем, появившаяся еще в 1714 г. Тюрьма была пересыльной, и отсюда, через мост, колонны арестантов направлялись во все уголки Империи для отбывания наказаний в соответствии с решениями суда.
В 1834 - 1835 гг. по проекту инженеров П. П. Базена и Е. А. Адама здесь построили металлический арочный мост. Строился он под руководством Е. А. Адама. Мосту было присвоено наименование "Банковского моста", так как он был расположен вблизи здания Заемного банка; однако, это название не привилось, и мост до сих пор называется Демидовым. Металлическое арочное пролетное строение моста состояло из 91 чугунной коробки, которые скреплялись между собой болтами. Опоры - каменные, облицованные гранитом. Основания опор - свайные ростверки. Прекрасно выполненная ажурная чугунная литая решетка перильных ограждений моста, столбы с кронштейнами и фонарями (восстановлены при ремонте моста в 1954 - 1955 гг.) придают мосту легкость и выделяют его из числа подобных сооружений. Рисунок решетки напоминает решетку А. И. Штакеншнейдера для балкона здания Мариинского института (Кирочная ул., 52). В 1954 - 1955 гг. при ремонте и реставрации моста по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные фонари, фонарные столбы, решетки и заменены разбитые фасадные листы. В 1999 году мост вновь капитально отремонтирован с заменой ряда конструктивных элементов, архитектурное оформление моста при этом сохранено. Длина моста 33 м, ширина - 16,09 м.

9. Сенной
Пешеходный мост расположен в северо-западной части Сенной площади. Мост построен деревянным однопролетным в 1931 г. и имел специальное назначение - для прокладки по нему теплофикационных труб, а также для движения пешеходов. Деревянные пролетные строения его балочной системы имели три нитки прогонов. Каждый из них состоял из трех брусьев. Между прогонами на мосту были подвешены по две теплофикационные трубы. Опоры были выполнены свайными.
Ввиду аварийного состояния пролетных строений мост в 1952 г. был заменен новым металлическим по проекту инженера П. В. Баженова. В качестве опор моста служат стенки набережной. Пролетное строение имеет две главные сварные, спаренные криволинейные балки изящного очертания. Длина моста 23 м, ширина - 2,3 м. Перильные ограждения на мосту - металлические, простого рисунка. По концам моста устроены лестничные спуски.

10. Кокушкин
Мост соединяет Кокушкин пер. и улицу Пржевальского. Деревянный однопролетный мост на каменных, облицованных гранитом, опорах был построен здесь в конце XVIII века, в период окончания работ по сооружению гранитных стенок набережных Екатерининского канала. До 1872 г. мост именовали двояко - и Кокушкин и Какушкин. В 1872 г. мост был капитально отремонтирован, при этом пролетное строение его изготовили по образцу старой конструкции. В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и сохранялся в таком виде до 1946 г., когда был полностью перестроен по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова. Были сооружены новые опоры и металлическое пролетное строение. Старые опоры полностью разобрали, а в основание новых забили по 170 свай. Пролетное строение состоит из восьми двутавровых сварных балок. Длина моста 18,9 м, ширина - 13,1 м. С фасадов пролетное строение декорировано стальными листами с прикрепленными к ним литыми фрагментами. Перильные ограждения - чугунные, литые, на устоях (подобно ограждениям канала).

11. Вознесенский
Расположен в средней части канала Грибоедова, по Вознесенскому проспекту. Назван, как и проспект, по Вознесенской церкви, располагавшейся рядом с мостом с XVIII века и разрушенной в 1936 г.
В 1735 г. здесь был деревянный мост. В конце XVIII в., в период завершения работ по сооружению гранитных набережных Екатерининского канала, мост был перестроен. Он стал однопролетным и имел уже каменные устои и деревянное балочное пролетное строение. Длина его была 12 м, а ширина 10,8 м. В 1919 г. мост капитально отремонтировалии, при прежней ширине, он стал иметь ригельно-подкосное пролетное строение, состоящее из девяти прогонов. В 1930 г. в связи с прокладкой по проспекту Майорова трамвайных путей мост реконструировали, сохранив старые устои, сделав более прочное (тоже ригельно-подкосное) пролетное строение и расширив до 22 метров. Для этого по обе стороны устоев забили дополнительные свайные опоры. Во время блокады пролетное строение было повреждено взрывом немецкой авиабомбы. Часть разбитых прогонов, опирающихся на каменные устои, заменили металлическими двутавровыми балками. Однако в 1957 г. вследствие аварийного состояния моста движение по нему закрыли.
Мост был перестроен по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова. Новый Вознесенский мост тоже однопролетный. Он имеет металлическое пролетное строение рамной конструкции. Опоры моста - бетонные, возведенные на свайных основаниях. Длина моста 19,3 м, ширина - 20 м. На мосту установлены перильные ограждения, такие же, как на Итальянском мосту, и торшеры с фонарями - как на Могилевском и Балтийском мостах.

12. Подьяческий
Мост соединяет Б. Подъяческую ул. и Фонарный пер. Мост построен в 1910-е гг. В 1970 г. он был реконструирован по проекту инженера Л. Н. Соболева и архитектора Л. А. Носкова. Тогда же на нем были установлены гранитные обелиски с фонарями, снятые с Александровского моста, находившегося у впадения Введенского канала в Фонтанку (Александровский мост был разобран после засыпки в 1965 - 1970 гг. Введенского канала, проложенного в начале XIX века между Обводным каналом и Фонтанкой). Длина моста 19 м, ширина - 20 м.

13. Львиный
Пешеходный мостик расположен в створе М. Подъяческой улицы. Назван по четырем чугунным скульптурам львов, выполненных скульптором П. П. Соколовым и установленных у входов на мост. Длина моста 27,8 м, ширина - 2,42 м.
Проект возведения мостаутвержден 18 февраля 1825 г. Строительство началось 13 июля 1825 г. Автор проекта инженер В. К. Треттер, руководили строительством инженер В. А. Христианович и десятник И. Костин. Мост был открыт для движения 1 июля 1826 г. В этот день с восьми часов утра до одиннадцати часов по нему прошли около 2700 человек.
Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. Этот мост, подобно Банковскому, однопролетный, висячий. Его опоры, сложенные из бутовой и каменной, тесаной кладки, облицованной гранитом, находятся на одном уровне с набережной. Основанием опор служат ростверки на деревянных сваях. В качестве несущих и поддерживающих настил элементов были приняты металлические цепи из звеньев круглого сечения. Опорами - заделанные в фундаменты металлические каркасы, декорированные скульптурами львов на чугунных пьедесталах. На частке от чугунных плит до низа пьедестала цепи заключены в чугунные трубы, заполненные воском для предохранения их от коррозии. На мосту были установлены чугунные ограждения с двумя фонарями посреди пролета. В 1880 г. фонари сняли, а ограждения заменили неудачными по рисунку коваными решетками. Белую окраску фигур заменили темной, мрачной.
В 1951 г. произведен ремонт моста по проекту инженера А. М. Яновского. Деревянные фермы, служившие основой для настила, заменили стальными двутавровыми балками. В 1954 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной проведены реставрационные работы по воссозданию утраченных элементов архитектурного декора - ограждений, торшеров с фонарями, первоначальной окраски. В 2000 г. мост капитально отремонтировали - заменили металлическое пролетное строение, усилили опоры моста, выполнили художественную подсветку, отреставрировали скульптурные изображения львов, вернув их первоначальный цвет - под мрамор, установили новые металлические решетки перил. 25 декабря 2000 г. состоялось торжественное открытие моста.

14. Харламов
Мост перекинут через кан. Грибоедова в его средней части, по проспекту Римского-Корсакова. Здесь уже в 1753 г. находился деревянный мост на сваях. В 1880 г. мост капитально перестроили. В результате он стал деревянным однопролетным, подкосной системы с каменными, облицованными гранитом, опорами.
К 1934 г. мост перестал удовлетворять требованиям эксплуатации. Его разобрали, и на этом месте построили новый мост по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна. В основу проектирования нового моста взят проект соседнего с ним Ново-Никольского моста. Пролетное строение моста - сплошной железобетонный свод, опирающийся на бетонные устои со свайными основаниями. Мост косой - угол между продольными осями канала и моста 108 градусов. Длина моста 32,3 м, ширина - 22,2 м. Перильные ограждения выполнены в виде стальной решетки простого рисунка, а на устоях - гранитные парапеты.
В 1927 - 1991 гг. мост носил имя Комсомольский.

15. Ново-Никольский
Расположен на Никольском переулке. Назван по расположенному рядом Никольскому Морскому собору, построенному в 1753 - 1756 гг. по проекту архитектора С. И. Чевакинского в центре обширного плаца "Морского полкового двора". Здесь в 1835 - 1837 гг. был построен однопролетный чугунный арочный тюбинговый мост на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой по проекту инженеров Завадовского и Кларка. Когда настал момент открытия движения 8 октября 1837 г. мост под влиянием быстро протекающих деформаций береговых устоев от дейстивия касательных усилий обрушился. Завадовского подвергли домашнему аресту, а затем наложили арест на недвижимое имущество авторов проекта и взыскание части из их жалования. Государь повелел соорудить новый чугунный мост. В процессе его проектирования возникла идея создания однопролетного арочного моста из котельного железа с соединениями на заклепках. Его возвели в 1841 г. Это был первый металлический мост Петербурга. Верхнее строение его было выполнено деревянным, из поперечных брусьев и настилов. Опоры выложены из бута и облицованы гранитом. Автором проекта конструктивной части все тот же М. Е. Кларк - директор Александровского чугунолитейного завода, обер-берг-гауптман 4-го класса. Строительство велось под наблюдением инженера Е. А. Адама и архитектора К. И. Росси, по рисункам которого мост был украшен чугунной оградой и фонарями. В 1880 г. мост перестроили на трехпролетный с деревянными речными опорами. Среднее пролетное строение было на металлических балках, а береговые - деревянные.
Ввиду сильного загнивания опор в 1934 г. мост полностью перестроили. Он стал железобетонным арочным с железобетонными сводами и парапетами. Опоры облицевали гранитом. Авторы проекта - инженеры М. И. Жданов и А. В. Козлова, архитектор И. Г. Капцюг. Длина моста 30,2 м, ширина - 22,2 м.

16. Красногвардейский
Пешеходный мост перекинут через канал Грибоедова у Крюкова канала, ведет к Никольскому собору. Построен в 1957 - 1959 гг. по проекту инженера П. А. Куликова и архитекторов В. С. Васильковского и П. А. Арешева. По конструкции мост однопролетный, металлический, выполняющий функцию моста-теплопровода. Сварное пролетное строение состоит из двух главных балок и двух вспомогательных двутавровых. Каменные, облицованные гранитом, устои выдвинуты в канал на 3,3 м. Основания опор - из деревянных свай. Длина моста 21,5 м, ширина 4,5 м. На мосту установлены четыре гранитные тумбы с гранитными обелисками, несущими на себе светильники.

17. Пикалов
Мост перекрывает канал Грибоедова по набережной Крюкова канала. 1783 - 1785 гг. Он был одним из деревянных балочных мостов на каменных опорах (береговые устои и быки), построенных через Екатерининский канал в 1780-х гг. и лучше других сохранил свой первоначальный облик, являясь одним из ценнейших памятников города. Лишь в середине XIX в. подъемная часть в среднем пролете заменена постоянной, а в 1906 г. деревянные прогоны его пролетного строения были заменены двутавровыми металлическими балками.
Мост трехпролетный, имеет каменные, облицованные гранитные опоры. Длина моста 23,15 м, ширина - 10,58 м. Перильные ограждения моста - легкие стальные. На средних опорах за пределами пролетного строения установлены гранитные обелиски на фигурных пьедесталах, завершенные золочеными шарами. После блокады на обелисках были восстановлены кронштейны и поставлены стеклянные овальные фонари. В 1982 - 1984 гг. была произведена реконструкция моста. По проекту инженеров Л. Н. Соболева и Р. Р. Шипова металлические пролетные строения заменили железобетонными плитами.
Назван мост по фамилии строившего его подрядчика.

18. Могилевский
Расположен на Лермонтовском проспекте (бывш. Могилевской ул., названной по городу Могилеву в Белоруссии). В 1911 - 1912 годах здесь был построен трехпролетный деревянный мост длиной 49,6 м и шириной 11,5 м, капитально перестроенный и расширенный до 19 м в 1928 г. Он был тогда также трехпролетным, со средним судоходным пролетом ригельно-подкосной системы. В 1941 г. немецкий снаряд попал в мост и сжег его. В 1953 г. на его месте сооружен новый постоянный однопролетный арочный железобетонный мост. Устои моста - массивные, бетонные. Опоры и свод облицованы розовым гранитом. Длина моста 28,26 м, ширина - 23,54 м. Перильные ограждения - чугунные литые решетки, подобные решеткам набережной Мойки, но с чугунными тумбами, а на устоях гранитные парапеты. Мост украшают, установленные на устоях, литые, оформленные в виде пучка копий, торшеры с подвешенными к ним на кронштейнах шестигранными фонарями. Авторы проекта - инженер В. В. Блажевич и архитектор С. Г. Красиков.

19. Аларчин
Расположен при пересечении канала Грибоедова Английским проспектом. Название моста связано с неправильным произношением фамилии корабельного мастера Аладчанина, дом которого находился неподалеку от моста. К 1753 г. здесь уже существовал деревянный мост. В 1783 - 1787 гг. одновременно с устройством гранитной набережной канала мост перестроили. Он имел три пролета с деревянным подъемным пролетным строением, опирающимся на каменные, облицованные гранитом опоры. Четыре гранитных обелиска со стеклянными овальными фонарями находились на средних опорах моста. Железная ограждающая решетка имела простой рисунок. Ширина старого моста составляла 10,2 м. В 1840 г. разводное строение заменили новым.
В 1906 -1907 гг. мост был перестроен по проекту инженеров В. А. Берса, А. П. Пшеницкого, А. П. Станового и архитектора А. И. Зазерского. При постройке новый мост был расширен до 15,8 м. Опоры использовали старые, причем устои соответственно расширили, на них установили обелиски, снятые со средних опор. Новое пролетное строение стало металлическим, балочным. Тротуары вынесли на консоли. В 1953 и 1969 гг. произвели реконструкцию моста по проекту архитектора А. Л. Ротача, при этом были восстановлены утраченные гранитные торшеры с фонарями. Длина моста 35,3 м.

20. Коломенский
Пешеходный мост через канал Грибоедова в створе улицы Володи Ермака - первый и единственный в Европе мост из алюминиевого сплава.
В 1906 г. здесь был построен деревянный мост на свайных опорах с металлическими пролетными строениями. Ширина его составляла 2,4 м. Мост не отличался архитектурным обликом. Конструкции его к 1960-м гг. обветшали, и встал вопрос о постройке нового моста.
В 1969 г. здесь был построен один из интересных и редких пешеходных мостов. В 1967 г. инженерами В. И. Крыжановским, Н. Г. Бонч-Осмоловским и Б. Э. Дворкиным был разработан проект сварного алюминиевого моста из ферм пространственной системы. Несущими элементами моста являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки панельно-каркасной системы. Покрытие выполнено из асфальтобетона, уложенного по гофрированной плите. Опоры из монолитного бетона, облицованные гранитом, покотся на свайном основании. Длина моста 27,93 м, ширина - 2,28 м. Входы на мост оформлены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лесенок с перилами "барочного типа". В их массивы вплетены торшеры из металлических труб разных диаметров на гранитных пьедесталах. Ограждения - секции из часто расставленных стержней квадратного сечения. Мост отличается красивым силуэтом.

21. Мало-Калинкин
Мост переброшен через канал Грибоедова по набережной Фонтанки, у примыкании к ней Садовой улицы. Предшественником современного моста был постоянный трехпролетный мост с каменными опорами и деревянным верхним строением, сооруженный по проекту инженера И. Н. Борисова в 1783 г, после постройки подобных же мостов на Фонтанке. В 1808 г. мост, имевший ширину 10 м, был расширен до 16,22 м. Каменные опоры его были отремонтированы с разборкой кладки в пределах двух рядов гранитной облицовки, с забивкой дополнительных свай. Во второй половине XIX века был заменен центральный разводной пролет, а в 1908 г. деревянные балки заменены клепаными металлическими с чугунными противовесами. В 1952 и 1970 гг. по проекту архитектора А. Л. Ротача были восстановлены торшеры с фонарями и обелиски на русловых опорах.


Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz