РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Крюков канал

Крюков канал, от р. Фонтанка до Адмиралтейского канала на площади Труда, пересекает Садовую улицу, канал Грибоедова, проспект Римского-Корсакова, улицу Декабристов и р. Мойка. Длина 1015 м, средний расход воды 0,6-1,0 м3/с. Крюков канал был проложен в 1717 - 1720 гг. от Невы до Мойки под руководством старшего подрядчика строительных работ посадского человека Семена Крюкова, которого хорошо знал Петр I. В его честь канал и получил свое наименование. В 1782 - 1787 гг. продолжен до р. Фонтанка (этот участок до 1828 г. назывался Никольским каналом). В 1801 - 1807 гг. сооружены гранитные набережные (инженер И. К. Герард, мастер-каменотёс С. К. Суханов). В 1847 г. участок от Большой Невы до Адмиралтейского канала заключён в трубу. У пересечения Крюкова канала с каналом Грибоедова расположен Никольский Морской собор. Крюков канал проходит за Театром оперы и балета имени С. М. Кирова, мимо восточной части Новой Голландии. Застройка набережных - конец XVIII - начало XX вв. В доме 23 в разные годы жил и в 1800 г. умер А. В. Суворов (мемориальная доска), в доме 11/43 в 1818 г. жил В. А. Жуковский, в 1865 - 1868 гг. - М. П. Мусоргский, в доме 6/27 жил и умер Э. Ф. Направник (мемориальная доска). В доме 12 (1887 г., архитектор М. Е. Месмахер) - Студия документальных фильмов. На Крюковом канале 6 мостов.

1. Матвеев
Мост через Крюков канал перекинут по левой стороне набережной Мойки. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте. Мост построен в 1782 - 1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был трехпролетным, деревянным на каменных, облицованных гранитом, опорах. Основания опор - свайные. В конце XIX века средний разводной пролет заменили постоянным, а в 1905 г. вместо деревянных прогонов уложили металлические двутавровые балки с двойным деревянным настилом. Перила моста - металлические, упрощенного типа. На двух средних опорах по бокам пролетного строения имелись гранитные пьедесталы, на которых установили железные фонарные столбы. До 1919 г. мост назывался Тюремным, так как поблизости располагался Литовский замок - городская тюрьма, сожженная во время февральской революции 1917 г.
В 1950 - 1954 гг. пришедший в ветхость Матвеев мост был капитально отремонтирован: заново переложены все опоры, металлические балки пролетного строения заменены новыми, большего сечения. На опорах восстановлены чугунные столбы с фонарями, подобными утраченным. Авторы проекта реконструкции моста - инженеры П. В. Андреевский, А. Д. Гутцайт и архитектор Т. В. Берсеньева. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м.

2. Декабристов
Мост расположен в створе улицы Декабристов. Впервые в 1784 - 1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой кладки с гранитной облицовкой и балочным деревянным пролетным строением. Средний пролет был разводным. В связи с возрастающим движением транспорта по Офицерской (ныне Декабристов) улице возникла необходимость расширить мост. В 1914 г. по проекту инженера А. П. Пшеницкого мост перестроили, расширив его с 13 до 23,3 м. При сооружении нового моста его опоры были разобраны до ростверков. В местах расширения опор были забиты дополнительные сваи и уложена бетонная подушка, после чего возведены новые опоры. Для этого часть Крюкова канала вместе с мостом была отделена двумя поперечными перемычками, замкнутыми позади устоев. Вода удалялась с помощью насосов, и работы велись в сухом котловане. Верхнее строение моста сооружено из десяти железных, клепаных, неразрезных трехпролетных балок двутаврового сечения, связанных между собой. Перильные ограждения - металлическая кованая решетка. В таком виде мост сохранился до нашего времени. Длина моста 29 м, ширина - 23,3 м.

3. Торговый
Мост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывш. Торговой). Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку, на месте нынешнего ДК им. 1-й Пятилетки, с 1789 до середины 1920-х гг. (арх. Дж. Кваренги). Впервые мост сооружен здесь в 1785 г. Это была деревянная трехпролетная конструкциия с опорами бутовой кладки, облицованными гранитом. Средний пролет был разводным. В 1868 г. мост капитально отремонтировали с некоторыми изменениями конструкции деревянного пролетного строения. В 1905 г. мост вновь капитально отремонтировали, заменив деревянные прогоны металлическими двутавровыми балками. В 1946 - 1947 гг. вследствие размораживания опор и разрушения гранитной облицовки опоры моста частично переложили. Торговый мост в таком виде сохранился до наших дней. Архитектурное оформление моста также осталось в первоначальном виде. Капитальный ремонт моста произведен в 1960 - 1961 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора А. Л. Ротача. Старое металлическое пролетное строение заменено новым трехпролетным неразрезным с криволинейным очертанием нижних поясов балок. Восстановлены торшеры с фонарями. Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м.

4. Кашин
Мост перекинут через канал по проспекту Римского-Корсакова. Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением был построен здесь в 1805 - 1810 гг. В 1839 - 1840 гг. мост перестроили и он стал трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах. Мост имел деревянное пролетное строение с металлическими перильными ограждениями. В 1863 г. мост капитально отремонтировали, сохранив внешний вид.
Вследствие разрушения каменной кладки и гранитной облицовки в подводной части быков, а также прилегающей к мосту стенки гранитной набережной, в 1930 г. было решено мост переустроить. В 1932 г. по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Ф. К. Кузнецова сооружен новый однопролетный мост со сплошным железобетонным сводом. Его опорами служат бетонные устои со свайным основанием. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м. Ограждения моста - металлические, простого рисунка.

5. Старо-Никольский
Расположен на Садовой улице. Мост существует со времени прорытия Крюкова канала, т.е. с 1717 г. В 1786 г. он уже был постоянным трехпролетным и имел каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное балочное пролетное строение. Набережные канала были одеты в гранит лишь в 1806 г. Верхнее строение моста неоднократно ремонтировалось: в 1842 г. были установлены новые перильные ограждения; в 1887 г. его пролетное строение ригельно-подкосной системы заменили деревянным балочным. Ширина его была около 11 м. Перильные ограждения состояли из металлических прутьев и гранитных квадратных тумб на быках и устоях.
В связи с намеченным открытием по Садовой улице трамвайного движения в 1906 г. мост был перестроен по проекту инженеров А. П. Пшеницкого, К. В. Ефимьева и В. А. Берса. Новое пролетное строение металлическое, состоит из трехпролетных клепаных неразрезных балок переменного сечения. В среднем пролете балки имеют криволинейное очертание для увеличения судоходного габарита. Тротуары моста вынесены на консоли. Перильные ограждения - металлическая, кованая решетка несложного рисунка. Длина моста 28 м, ширина - 20,2 м.

6. Смежный
Мост переброшен через Крюков канал при его впадении в Фонтанку. В 1800 - 1810 гг. деревянный мост заменили постоянным трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным пролетным строением. В 1867 г. его капитально отремонтировали, заменив деревянные прогоны металлическими балками и переложив опоры. В 1940 г. пролетное строение моста вновь отремонтировали с усилением верхних и нижних полок металлических прогонов. Сохранена разрезная трехпролетная система верхнего строения. Внешний вид моста сохранен прежний. В 1964 г. проведена реконструкция по проекту инженера Е. Е. Розенфельда для прокладки по мосту теплотрассы.

Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz