РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Мойку
Мойка (старое название Мья), река (протока) в дельте Невы в пределах
Ленинграда. Длина 4,67 км, ширина до 40 м, наибольшая глубина 3,2 м. Берёт
начало из Фонтанки у Летнего сада. В начале XVIII в. вытекала из болота,
находившегося близ Марсова поля. В 1711 г. соединена с Фонтанкой. Протекая
через центральную часть города, омывает с южной стороны Адмиралтейский остров;
впадает слева в Большую Неву. От Мойки отходят Зимняя канавка и Лебяжий канал,
соединяющие её с Большой Невой; Мойка пересекает Крюков канал, соединяющий её с
каналом Грибоедова и Фонтанкой, Садовую улицу, Невский проспект, Гороховую
улицу, проспект Майорова. В 1720 г. были созданы первые деревянные набережные
Мойки, в 1736 - 1737 гг. углублено дно реки. В 1798 - 1811 гг. сооружены
гранитные набережные от Фонтанки до Английского проспекта (левый берег) и
Крюкова канала (правый берег). В 1960 г. построены гранитные банкеты у
Михайловского сада, в 1975 г. - набережная от проспекта Маклина до р. Пряжка.
Набережные Мойки имеют свой неповторимый колорит; это одно из красивейших мест
Ленинграда. Через Мойку переброшено 14 мостов, большинство из них - памятники
архитектуры: Народный, Красный, Поцелуев, Синий, Почтамтский, Большой
Конюшенный, Первый Инженерный, Театральный, Первый Садовый, Певческий и др.
мосты. Одна из первых крупных построек на набережных Мойки - здание
Конюшенного ведомства (дом 6, 1720 - 1723 гг., архитектор Н. Ф. Гербель;
1817 - 1823 гг., архитектор В. П. Стасов). Во второй половине XVIII в.
сооружены дом Штегельмана (дом 50, корпус 2, 1750 - 1753 гг., архитектор Б. Ф.
Растрелли), Строгановский дворец (дом 46/17, 1752 - 1754 гг., архитектор Б. Ф.
Растрелли), дворец Разумовского (дом 48, 1762 - 1766 гг., архитектор А. Ф.
Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), Юсуповский дворец (дом 94, 1760-е гг.,
архитектор Валлен-Деламот), лесные склады Новая Голландия, Круглый рынок,
Инженерный замок и др. В доме 12 с осени 1836 г. жил и 29 января 1837 г.
скончался А. С. Пушкин (мемориальная доска), с 1925 г. здесь Музей-квартира А.
С. Пушкина.
1.Инженерный 1-й
через Мойку при её впадении в Фонтанку.
1828-1829 гг., инж. П. П. Базен. Чугунный. Не имел устоев. Рисунок перил по
проекту Л.И. Шарлеманя. Перестроен с изменением конструктивной схемы в 1952 -
1954 гг.
2. Садовый 1-й
через Мойку по Садовой улице. Впервые
деревянный мост был построен на этом месте в 1710-х гг. В 1835-1837 гг. по
проекту инж. П.П Базена, А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца сооружен каменный арочный
однопролетный мост. Частично перестроен в 1907-1908 гг. по проекту инж. А.П.
Пшеницкого и арх. Л. А. Ильина. Старые каменные опоры переложили, свод моста
заменили металлическим. Длина моста 33,8 м, ширина - 20,4 м. На мосту стоит
чугунная решетка, где наряду со скрещенными копьями можно увидеть изображение
круглых щитов. Рисунок решетки повторяет рисунок нижней части ворот у здания
Русского музея, спроектированных Росси. Фонари выполнены в виде металлических
пик, соединенных накладками из щитов и венков. В 1951, 1967 и 1969 гг.
производилась реставрация моста с восстановлением архитектурного оформления
Л.А. Ильина. В 1967 г. декоративные накладки покрыли тонким листовым золотом.
3. Садовый 2-й
через Мойку в створе западного проезда вдоль
Марсова Поля. 1876 г. - однопролетный металлический на чугунных сваях. В 1933
г. мост перестроили. Он стал трехпролетным балочным деревянным. В 1967 г. мост
перестроили по проекту инж. Е.А. Болтуновой и арх. Л.А. Носкова. Современный
мост железобетонный однопролетный, с опорами, облицованными гранитом. Длина
моста 42,8 м, ширина - 20 м. Авторы проекта сумели придать мосту черты
классицизма. Этому в значительной мере способствовало устройство оригинальных
торшеров и литых перил, являвшихся точной копией несохранившегося моста через
Таракановку у Нарвских ворот. Вид перил, выполненных по рисунку В.П. Стасова,
был воссоздан по старым фотографиям инженером П.П. Степановым,
архитекторами-реставраторами А.Е. Поляковым и И.Н. Бенуа и скульптором Г.Ф.
Цыганковым. В 1998 - 1999 гг. мост был реконструирован: усилены пролеты,
восстановлено художественное убранство моста.
4. Мало-Конюшенный
через Мойку у впадения в неё канала
Грибоедова. Вместе с Театральным мостом через последний, имея с ним одну общую
опору, создаёт замечательный единственный в мире архитектурный ансамбль мостов
Конюшенной площади. Инж. Е.А. Адам и Г.М. Треттер. 1830 г. Чугунный. Длина -
18,5 м, ширина - 15,62 м. Отремонтирован в 1936, 1953 и 1999 гг.
5. Большой Конюшенный
через Мойку, в её восточной части,
расположен в створе Мошкова переулка. Первоначально здесь был деревянный
разводной мост, спроектированный Г. ван Болесом в 1753 г. Он был обшит досками
и окрашен "под камень". В 1828 г., был построен по проекту инженеров Е. А. Адама,
В. К. Треттера и В. И. Гесте новый однопролетный арочный на каменных
береговых устоях мост. Арки моста выполнены из чугунных тюбингов, соединенных
болтами. Береговые устои облицованы гранитными блоками правильной резки. Длина моста
- 17,6 м, ширина - 11, 61 м. При въездах на переправу на гранитных парапетах на
относительно высоких чугунных пьедесталах были установлены торшеры с фонарями. Мост
отличается исключительной пышностью декора с вызолоченными деталями. Перильные
ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из
переплетенных венков, пронизанных копьями. Перила поддерживаются фигурными кронштейнами.
Реконструирован в 1935 г. по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна.
Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, тогда же были ликвидированы
ограждения тротуаров от проезжей части. В 1951 г. под руководством архитектора
А. Л. Ротача произведена реставрация торшеров с фонарями и решеток.
|
|
6. Певческий
через Мойку в восточной части Дворцовой
площади. 1839-1840 гг., инж. Е. А. Адам. Чугунный, однопролетный на каменных
устоях. Ширина 72 м.
В 2003-2004 гг. выполнена капитальная реконструкция моста.
7. Зеленый
через Мойку по Невскому проспекту. 1806 г.,
инж. В. Гесте. Чугунный, однопролетный. Перестроен и расширен в 1904 - 1907 гг.,
инж. В.А. Берс и А.Л. Становой, арх. Л.А. Ильин. Ширина моста 38,67 м, длина -
39,8 м. Фасадные арки моста украшены орнаментами. На мосту установлены железные
канделябры с позолотой, с шестигранными стеклянными фонарями. Современное
(первоначальное) название мосту возвращено в 1997 г., в 1918-1997 гг. мост
назывался Народным, а до того - Полицейским.
8. Красный
через Мойку по Гороховой улице. 1808 - 1814 гг.,
инж. В. Гесте. Чугунный, однопролетный. Перестроен в 1953 г., инж. В.В.
Блажевич. Длина - 42 м, ширина - 16,8 м. Чугунный свод заменен сварными арками.
Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части. Фасады,
сохранив традицию, выкрасили в красный цвет.
9. Синий
через Мойку на Исаакиевской площади. 1818 г., Инж.
В. Гесте. Чугунный. Расширен в 1842 - 1843 гг. Ныне это самый широкий (99,95 м)
мост Петербурга
10. Фонарный
через Мойку в ее западной части, в створе
Фонарного пер. 1973 г., инж. Л.Н. Соболев, арх. Л.А. Носков. Железобетонный.
Длина моста 30 м, ширина - 20 м. Прежде здесь существовал пешеходный мост 1906
г. постройки.
11. Почтамтский
через Мойку в створе Прачечного переулка.
1823 - 1824 гг., инж. Г. Треттер и В.А. Христианович. Висячий, цепной,
однопролетный, пешеходный. Для крепления цепей на опорах моста, сложенных из
бута и гранита, установлены чугунные обелиски, завершенные бронзовыми
золочеными шарами. Для ограждения моста была установлена железная кованая
художественная решетка, которую в начале ХХ века при ремонте моста заменили
более легкой. Мост был частично перестроен в 1905 г. с подведением под
пролетное строение свайных опор. Сохранились провисающие цепи, напоминая о
былой своей роли, но уже не отражающие конструктивную сущность. В 1953 г.
деревянное пролетное строение заменили металлическим, а речные свайные опоры
обшили досками наподобие каменных. В 1956 г. в литейном цеху трамвайного парка
им. Калинина по инициативе инж. П.П. Степанова были отлиты перила по
первоначальному рисунку. Мост восстановлен в первоначальном конструктивном виде
в 1983 г. по проекту инж. Б.Э. Дворкина и Р.Р. Шипова. Он снова стал цепным.
Длина моста 49,1 м, ширина - 2,2 м.
12. Поцелуев
через Мойку в створе улицы Глинки. 1807 - 1816
гг., инж. В.И. Гесте. Чугунный однопролетный арочный. Перестроен в 1907 - 1908
гг. по проекту инж. А.И. Пшеницкого. Металлический. Архитектурное оформление
сохранено в прежнем виде, за исключением новых фонарей с кронштейнами,
установленных на обелисках по типу существующих на Красном мосту. Длина моста
41,5 м, ширина - 23,5 м. В 1952 и 1969 гг. на мосту производились
реставрационные работы по восстановлению утраченных элементов декора. Свое
романтическое название мост получил от кабака "Поцелуй", располагавшегося здесь,
в доме купца Поцелуева.
13. Краснофлотский
Через Мойку у Поцелуева моста, ниже по
течению. 1959 - 1960 гг., инж. П.А. Куликов, арх. Л.А. Носков. Однопролетный
металлический пешеходный мост-теплопровод с криволинейным очертанием пролетного
строения. Длина моста 29,8 м, ширина - 2,8 м. На устоях моста установлены четыре
гранитные тумбы с осветительными колоннами художественного литья. Название моста
происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920 - 1930-е гг.
жили краснофлотцы - матросы Военно-Морского флота СССР.
14. Храповицкий
Храповицкий мост (в 1738 г. - официальное
название Жёлтый, на плане 1798 - Синявин, позже Галерный или Корабельный, от
Галерной верфи), соединяет улицу Писарева и набережную Адмиралтейского канала.
Современное название ведется с конца XVIII в. от соседнего особняка А. В.
Храповицкого, секретаря Екатерины II. Уже в 1737 году здесь существовал
деревянный многопролётный балочный мост с разводными пролётами, неоднократно
перестраивавшийся (последний раз в 1935 году). Современный мост построен в
1965 - 1967 годах по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А.
Носкова. Пролётное строение балочно-консольной системы выполнено из
предварительно напряжённого железобетона, опоры облицованы гранитом. Длина
моста 43,4 м, ширина 20 м.
15. Корабельный
Расположен на территории Адмиралтейского
завода. Наименован в июле 1977 г. по существовавшей ранее в этом районе
Корабельной набережной.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.