РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Мойку

Мойка (старое название Мья), река (протока) в дельте Невы в пределах Ленинграда. Длина 4,67 км, ширина до 40 м, наибольшая глубина 3,2 м. Берёт начало из Фонтанки у Летнего сада. В начале XVIII в. вытекала из болота, находившегося близ Марсова поля. В 1711 г. соединена с Фонтанкой. Протекая через центральную часть города, омывает с южной стороны Адмиралтейский остров; впадает слева в Большую Неву. От Мойки отходят Зимняя канавка и Лебяжий канал, соединяющие её с Большой Невой; Мойка пересекает Крюков канал, соединяющий её с каналом Грибоедова и Фонтанкой, Садовую улицу, Невский проспект, Гороховую улицу, проспект Майорова. В 1720 г. были созданы первые деревянные набережные Мойки, в 1736 - 1737 гг. углублено дно реки. В 1798 - 1811 гг. сооружены гранитные набережные от Фонтанки до Английского проспекта (левый берег) и Крюкова канала (правый берег). В 1960 г. построены гранитные банкеты у Михайловского сада, в 1975 г. - набережная от проспекта Маклина до р. Пряжка. Набережные Мойки имеют свой неповторимый колорит; это одно из красивейших мест Ленинграда. Через Мойку переброшено 14 мостов, большинство из них - памятники архитектуры: Народный, Красный, Поцелуев, Синий, Почтамтский, Большой Конюшенный, Первый Инженерный, Театральный, Первый Садовый, Певческий и др. мосты. Одна из первых крупных построек на набережных Мойки - здание Конюшенного ведомства (дом 6, 1720 - 1723 гг., архитектор Н. Ф. Гербель; 1817 - 1823 гг., архитектор В. П. Стасов). Во второй половине XVIII в. сооружены дом Штегельмана (дом 50, корпус 2, 1750 - 1753 гг., архитектор Б. Ф. Растрелли), Строгановский дворец (дом 46/17, 1752 - 1754 гг., архитектор Б. Ф. Растрелли), дворец Разумовского (дом 48, 1762 - 1766 гг., архитектор А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), Юсуповский дворец (дом 94, 1760-е гг., архитектор Валлен-Деламот), лесные склады Новая Голландия, Круглый рынок, Инженерный замок и др. В доме 12 с осени 1836 г. жил и 29 января 1837 г. скончался А. С. Пушкин (мемориальная доска), с 1925 г. здесь Музей-квартира А. С. Пушкина.

1.Инженерный 1-й
через Мойку при её впадении в Фонтанку. 1828-1829 гг., инж. П. П. Базен. Чугунный. Не имел устоев. Рисунок перил по проекту Л.И. Шарлеманя. Перестроен с изменением конструктивной схемы в 1952 - 1954 гг.

2. Садовый 1-й
через Мойку по Садовой улице. Впервые деревянный мост был построен на этом месте в 1710-х гг. В 1835-1837 гг. по проекту инж. П.П Базена, А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца сооружен каменный арочный однопролетный мост. Частично перестроен в 1907-1908 гг. по проекту инж. А.П. Пшеницкого и арх. Л. А. Ильина. Старые каменные опоры переложили, свод моста заменили металлическим. Длина моста 33,8 м, ширина - 20,4 м. На мосту стоит чугунная решетка, где наряду со скрещенными копьями можно увидеть изображение круглых щитов. Рисунок решетки повторяет рисунок нижней части ворот у здания Русского музея, спроектированных Росси. Фонари выполнены в виде металлических пик, соединенных накладками из щитов и венков. В 1951, 1967 и 1969 гг. производилась реставрация моста с восстановлением архитектурного оформления Л.А. Ильина. В 1967 г. декоративные накладки покрыли тонким листовым золотом.

3. Садовый 2-й
через Мойку в створе западного проезда вдоль Марсова Поля. 1876 г. - однопролетный металлический на чугунных сваях. В 1933 г. мост перестроили. Он стал трехпролетным балочным деревянным. В 1967 г. мост перестроили по проекту инж. Е.А. Болтуновой и арх. Л.А. Носкова. Современный мост железобетонный однопролетный, с опорами, облицованными гранитом. Длина моста 42,8 м, ширина - 20 м. Авторы проекта сумели придать мосту черты классицизма. Этому в значительной мере способствовало устройство оригинальных торшеров и литых перил, являвшихся точной копией несохранившегося моста через Таракановку у Нарвских ворот. Вид перил, выполненных по рисунку В.П. Стасова, был воссоздан по старым фотографиям инженером П.П. Степановым, архитекторами-реставраторами А.Е. Поляковым и И.Н. Бенуа и скульптором Г.Ф. Цыганковым. В 1998 - 1999 гг. мост был реконструирован: усилены пролеты, восстановлено художественное убранство моста.

4. Мало-Конюшенный
через Мойку у впадения в неё канала Грибоедова. Вместе с Театральным мостом через последний, имея с ним одну общую опору, создаёт замечательный единственный в мире архитектурный ансамбль мостов Конюшенной площади. Инж. Е.А. Адам и Г.М. Треттер. 1830 г. Чугунный. Длина - 18,5 м, ширина - 15,62 м. Отремонтирован в 1936, 1953 и 1999 гг.

5. Большой Конюшенный
через Мойку, в её восточной части, расположен в створе Мошкова переулка. Первоначально здесь был деревянный разводной мост, спроектированный Г. ван Болесом в 1753 г. Он был обшит досками и окрашен "под камень". В 1828 г., был построен по проекту инженеров Е. А. Адама, В. К. Треттера и В. И. Гесте новый однопролетный арочный на каменных береговых устоях мост. Арки моста выполнены из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Береговые устои облицованы гранитными блоками правильной резки. Длина моста - 17,6 м, ширина - 11, 61 м. При въездах на переправу на гранитных парапетах на относительно высоких чугунных пьедесталах были установлены торшеры с фонарями. Мост отличается исключительной пышностью декора с вызолоченными деталями. Перильные ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетенных венков, пронизанных копьями. Перила поддерживаются фигурными кронштейнами.
Реконструирован в 1935 г. по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна. Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, тогда же были ликвидированы ограждения тротуаров от проезжей части. В 1951 г. под руководством архитектора А. Л. Ротача произведена реставрация торшеров с фонарями и решеток.

6. Певческий
через Мойку в восточной части Дворцовой площади. 1839-1840 гг., инж. Е. А. Адам. Чугунный, однопролетный на каменных устоях. Ширина 72 м.
В 2003-2004 гг. выполнена капитальная реконструкция моста.

7. Зеленый
через Мойку по Невскому проспекту. 1806 г., инж. В. Гесте. Чугунный, однопролетный. Перестроен и расширен в 1904 - 1907 гг., инж. В.А. Берс и А.Л. Становой, арх. Л.А. Ильин. Ширина моста 38,67 м, длина - 39,8 м. Фасадные арки моста украшены орнаментами. На мосту установлены железные канделябры с позолотой, с шестигранными стеклянными фонарями. Современное (первоначальное) название мосту возвращено в 1997 г., в 1918-1997 гг. мост назывался Народным, а до того - Полицейским.

8. Красный
через Мойку по Гороховой улице. 1808 - 1814 гг., инж. В. Гесте. Чугунный, однопролетный. Перестроен в 1953 г., инж. В.В. Блажевич. Длина - 42 м, ширина - 16,8 м. Чугунный свод заменен сварными арками. Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части. Фасады, сохранив традицию, выкрасили в красный цвет.

9. Синий
через Мойку на Исаакиевской площади. 1818 г., Инж. В. Гесте. Чугунный. Расширен в 1842 - 1843 гг. Ныне это самый широкий (99,95 м) мост Петербурга

10. Фонарный
через Мойку в ее западной части, в створе Фонарного пер. 1973 г., инж. Л.Н. Соболев, арх. Л.А. Носков. Железобетонный. Длина моста 30 м, ширина - 20 м. Прежде здесь существовал пешеходный мост 1906 г. постройки.

11. Почтамтский
через Мойку в створе Прачечного переулка. 1823 - 1824 гг., инж. Г. Треттер и В.А. Христианович. Висячий, цепной, однопролетный, пешеходный. Для крепления цепей на опорах моста, сложенных из бута и гранита, установлены чугунные обелиски, завершенные бронзовыми золочеными шарами. Для ограждения моста была установлена железная кованая художественная решетка, которую в начале ХХ века при ремонте моста заменили более легкой. Мост был частично перестроен в 1905 г. с подведением под пролетное строение свайных опор. Сохранились провисающие цепи, напоминая о былой своей роли, но уже не отражающие конструктивную сущность. В 1953 г. деревянное пролетное строение заменили металлическим, а речные свайные опоры обшили досками наподобие каменных. В 1956 г. в литейном цеху трамвайного парка им. Калинина по инициативе инж. П.П. Степанова были отлиты перила по первоначальному рисунку. Мост восстановлен в первоначальном конструктивном виде в 1983 г. по проекту инж. Б.Э. Дворкина и Р.Р. Шипова. Он снова стал цепным. Длина моста 49,1 м, ширина - 2,2 м.

12. Поцелуев
через Мойку в створе улицы Глинки. 1807 - 1816 гг., инж. В.И. Гесте. Чугунный однопролетный арочный. Перестроен в 1907 - 1908 гг. по проекту инж. А.И. Пшеницкого. Металлический. Архитектурное оформление сохранено в прежнем виде, за исключением новых фонарей с кронштейнами, установленных на обелисках по типу существующих на Красном мосту. Длина моста 41,5 м, ширина - 23,5 м. В 1952 и 1969 гг. на мосту производились реставрационные работы по восстановлению утраченных элементов декора. Свое романтическое название мост получил от кабака "Поцелуй", располагавшегося здесь, в доме купца Поцелуева.

13. Краснофлотский
Через Мойку у Поцелуева моста, ниже по течению. 1959 - 1960 гг., инж. П.А. Куликов, арх. Л.А. Носков. Однопролетный металлический пешеходный мост-теплопровод с криволинейным очертанием пролетного строения. Длина моста 29,8 м, ширина - 2,8 м. На устоях моста установлены четыре гранитные тумбы с осветительными колоннами художественного литья. Название моста происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920 - 1930-е гг. жили краснофлотцы - матросы Военно-Морского флота СССР.

14. Храповицкий
Храповицкий мост (в 1738 г. - официальное название Жёлтый, на плане 1798 - Синявин, позже Галерный или Корабельный, от Галерной верфи), соединяет улицу Писарева и набережную Адмиралтейского канала. Современное название ведется с конца XVIII в. от соседнего особняка А. В. Храповицкого, секретаря Екатерины II. Уже в 1737 году здесь существовал деревянный многопролётный балочный мост с разводными пролётами, неоднократно перестраивавшийся (последний раз в 1935 году). Современный мост построен в 1965 - 1967 годах по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Пролётное строение балочно-консольной системы выполнено из предварительно напряжённого железобетона, опоры облицованы гранитом. Длина моста 43,4 м, ширина 20 м.

15. Корабельный
Расположен на территории Адмиралтейского завода. Наименован в июле 1977 г. по существовавшей ранее в этом районе Корабельной набережной.

Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz