РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Обводный канал

Обводный канал, от р. Нева в районе Александро-Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке). Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую железную дорогу Московского и Витебского направлений. В Обводный канал впадают pp. Монастырка (справа) и Волковка (слева). В соответствии с замыслом выдающегося зодчего-градостроителя А. В. Квасова, в 1769 - 1776 гг. по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом прорыт от р. Екатерингофка до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). В 1805 г. инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала , углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816 - 1833 гг. под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. Обводный канал стал южной границей города. В навигацию 1835 г. открылось судоходство по всей трассе. Канал стал важной судоходной артерией Петербурга, по нему осуществлялась транспортировка грузов к быстро растущим в этой части города промышленным предприятиям (судоходство прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов). Во второй половине XIX в. Обводный канал фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. Только в 1930-х гг. началась реконструкция канала под руководством архитектора К. М. Дмитриева и инженера И. Б. Тарасенко, прерванная войной. Была проведена расчистка и углубление Обводного канала, сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 1960 г. было предложено засыпать канал и сделать его автомагистралью, однако предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции, в результате которой сильно загрязненная артерия с неблагоустроенными берегами совершенно преобразилась благодаря подземному коллектору и новым набережным и мостам, не уступающим в эстетическом отношении своим собратьям в центре города.
На Обводном канале имеются 19 городских и 2 железнодорожных моста. В застройке набережных Обводного канала доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817 - 1819 гг., архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169-173, 1819 - 1821 гг., архитектор В. П. Стасов). В 1840-х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23-39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти). Во второй половине XIX - начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО "Красный треугольник"), Воскресенская церковь (дом 116, 1904 - 1908 гг., архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912 г., архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 г. на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890 - 1891 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина. В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 г. на собрании рабочего кружка выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В мае 1896 г. рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной Обводного канала у дома 163 в 1904 г. был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В. К. Плеве. На набережных Обводного канала находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1-я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат "Советская звезда" (дом 158), коксогазовый завод (дома 72-74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика "Интурист" (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты "Ленгипрогаз" (дом 94/1), "Ленаэропроект" (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10-летия Октября (дом 62).



1. Шлиссельбургский
Мост расположен у истока канала, по проспекту Обуховской Обороны. В 1832 - 1833 гг. по проекту инж. П. П. Базена на Шлиссельбургском проспекте, на месте существовавшего здесь с 1820-х гг. деревянного моста, был построен новый однопролетный арочный мост на устоях из бутовой кладки с гранитной облицовкой. Первоначально мост назывался Архангелогородским, так как трасса, на которой он находится, ведет в Архангельск. На мосту был уложен железнодорожный путь. В 1886 г. мост капитально перестроили, пролет был перекрыт дубовой аркой. Перильные ограждения на устоях были чугунные, на пролетном строении - стальные.
Со временем Шлиссельбургский проспект приобрел важное транспортное значение и мост не мог обеспечить нормальное движение по проспекту всех видов транспорта. Потребовалась его реконструкция и расширение. В 1928 - 1929 гг. старый Шлиссельбургский мост по проекту инж. Б. Д. Васильева и О. Е. Бугаевой заменили железобетонным однопролетным арочным. Длина моста ныне составляет 34,8 м, ширина - 24 м.

2. Атаманский
Мост расположен в восточной части Обводного канала, в створе Креченчугской ул. и Глухоозерского шоссе. Название получил от располагавшихся поблизости казарм лейб-гвардии Атаманского полка.
В 1853 г. было закончено строительство казарм гвардейских казаков на Обводном канале по поекту арх. И. Д. Черника. В 1860 г. здесь были построены здания конного манежа и полкового храма, которые фасадами выходили на магистраль, получившую в 1887 г. название Атаманская улица. Перед окнами атаманских казарм (ныне Обводный канал, 37-39) за каналом рос густой сосновый лес, пожалованный казакам вместо имевшихся у других полков огородов. Здесь же находилось большое озеро, на котором имелись лодки. На досуге можно было приятно провести время, совершая водные прогулки.
В середине XIX века здесь был сооружен мост, который стал именоваться Американским. Такое название он получил потому, что его пролетное строение было выполнено по системе американского инженера Уильяма Гау. Оно представляло собой сочетание деревянных поясов и раскосов с металлическими вертикальными тяжами. Сам Гау не знал точных расчетов, и сечения элементов выполнялись им эмпирически. Теорию расчетов этой системы создал русский инженер Д. И. Журавский - автор шпиля колокольни Петропавловского собора, изложив её в своем труде "О мостах раскосной системы Гау". Этот мост существовал до конца 1880-х гг. Впоследствии здесь построили новый трехпролетный деревянный автогужевой мост. В 1932 г. он был реконструирован, а в 1940-м получил современное название. Название Американских закрепилось за расположенными западнее железнодорожными мостами.
Современный железобетонный мост построен в 1972 - 1975 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова на новом месте. Длина его - 39,5 м, ширина - 31,7 м. Под береговыми устоями моста созданы сходы на нижний ярус набережной, сооружены проходы под мостом.

3. Предтеченский
Мост соединяет ул. Черняховского (бывш. Предтеченскую - от придела Рождества Иоанна Предтечи расположенной неподалеку Крестовоздвиженской церкви) и Тамбовскую улицу. В 1887 году началось строительство пешеходного моста, который перестроили в дереве в 1914 г. Железобетонный мост построен в 1962 - 1963 гг. по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Мост имеет двухшарнирный железобетонный свод, опоры, одетые в гранит и чугунные ограждения. Длина моста 47,7 м, ширина - 27 м.

4. Ново-Каменный
Мост переброшен через Обводный канал по Лиговскому проспекту. Название моста отражает историю строительства каменных мостов в Петербурге. Первый мост на этом месте, ещё деревянный, был построен в конце 1800-х годов, когда под руководством инженера Ф. И. Герарда велись работы по прокладке Обводного канала. Основным назначением моста был пропуск вод самотечного Лиговского канала, уровень воды в котором был значительно выше, чем в Обводном. Мост-акведук получил название Ямского водопроводного. В 1814 году строительство Обводного канала возглавил инженер П. П. Базен. По его проекту в 1816 - 1821 гг. здесь был построен однопролетный акведук длиной 25,6 м. Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с деревянными водопроводными руслами для пропуска Лиговского канала. В 1846 - 1848 гг. была произведена перестройка моста инженером путей сообщения А. Н. Ераковым - одной из центральных и чрезвычайно колоритных фигур в общественной и литературно-музыкальной жизни Петербурга, другом крупнейших писателей, одаренным литератором. Женатый на сестре Н. А. Некрасова, Ераков был одним из виднейших инженеров Николаевской железной дороги. Новый акведук был построен из гранита и кирпича и назван Ново-Каменным. Он имел длину 42,7 м. Воды Лиговского канала протекали теперь по открытому лотку вдоль оси моста и гранитным резервуарам на берегах канала. Акведук был однопролетным, арочной системы, с четырьмя спускающимися к воде гранитными лестницами, с выносными гранитными тротуарами, огражденными чугунными перилами на металлических кронштейнах. При перестройках и ремонтах 1862, 1872 и 1874 гг. изменения конструкции и внешнего вида не последовало. Водяной лоток был перекрыт в 1895 г. в процессе работ по заключению Лиговского канала в трубу на участке от Таврического сада до Обводного канала. Гранитные бассейны на берегу были разобраны уже в начале ХХ века. Тогда же на мосту были установлены новые перильные ограждения, рисунок которых имел ярко выраженный узбекский орнамент. Таким образом, здесь проявился эклектический стиль.
В 1950-х гг. в связи с интенсивным строительством в южных районах Ленинграда, мост уже не обеспечивал пропуск автотранспорта, так как ширина его была всего 14 м, из которых 5,3 м занимали трамвайные пути. Положение осложнялось тем, что по набережной Обводного канала пролегла трасса транзитного грузового транспорта. Все это обуславливало необходимость транспортной развязки на пересечении этих магистралей. В 1967 г. инженером А. Д. Гутцайтом и архитектором Л. А. Носковым был разработан проект транспортного комплекса, который помимо моста, включал туннель на северном берегу под Лиговским проспектом и двухъярусную набережную. Новая планировка набережных предусматривала сдвиг оси русла канала на 7 м. Работы по этому проекту были выполнены в 1968 - 1970 гг. под руководством инженера Н. П. Агапова. Движение по новому однопролетному железобетонному мосту было открыто 7 ноября 1970 г. Ширина моста стала равной ширине Лиговского проспекта, что обеспечивает трехрядное движение транспорта в каждом направлении, наличие трамвайных путей, уложенных в специальном корыте, и тротуаров шириной до 6 м. Мост, спуски к воде, стены набережных и парапеты туннеля облицованы гранитом. Металлические ограждения моста довольно невыразительны по сравнению с решетками XIX века. Длина моста (без тоннеля) - 38,2 м, ширина - 44,8 м.

5. Боровой
Мост расположен по оси Боровой улицы. До 1961 г. здесь находился пятипролетный деревянный мост на высоких свайных опорах, построенный в 1881 году. Его длина составляла 52, а ширина - 13 м.
В 1960 - 1961 гг. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора Л. А. Носкова был возведен новый однопролётный мост. Его пролетное строение собрано из отдельных, предварительно напряженных железобетонных элементов, наружные плоскости которых облицованы гранитными плитами. Опоры - каменные, на свайных основаниях, также облицованные гранитом. Длина пролета моста - 34 м, ширина - 18,5 м. Мост косой, его ось расположена под углом 74 0 к оси Обводного канала, чтобы обеспечить нормальные условия движения транспорта по Боровой улице. Внешне мост не отличается ни изысканностью, ни пышностью; наоборот, он создаёт впечатление строгости и декоративной сдержанности, что определяется удачными пропорциями его частей и новизной архитектурных форм элементов декора. Чугунные литые секции оград между такими же тумбами прямоугольной формы состоят из многогранных стержней с вогнутыми плоскостями, завершенных капителями. При въездах на мост установлены торшеры с фонарями.

6. Ипподромный
Деревянный трехпролетный мост находился в средней части Обводного канала, восточнее створа Подъездного переулка. Современное название получил в 1944 г. по находившемуся на месте нынешней Пионерской площади Ипподрому, сгоревшему во время блокады. Ныне существующий пешеходный металлический однопролетный мост длиной 26,8 м и шириной 3 м построен в 1985-1986 гг. по проекту инженеров В.И. Фельдмана, А.П. Петрова и архитектора З.Г. Артемьева. Мост служит также для проводки на противоположный берег канала инженерных коммуникаций. Мост украшают торшеры с фонарями.

7. Рузовский
Мост расположен немного западнее Витебской железной дороги, соединяя Рузовскую и Рыбинскую улицы. Первоначальный деревянный мост построен в 1905 г., и также, как и прилегающая улица, назван по городу Руза Московской губернии. Во время войны мост разобрали. В 1961 г. на этом месте вновь соорудили деревянный трехпролетный балочный мост. Существующий ныне мост построен в 1985 г. по проекту инженера С.Н. Шилкина. Длина моста 30,5 м, ширина - 27,3 м.

8. Можайский
Металлический пешеходный мост расположен в створе Можайской ул. Построен в 1984 г. по проекту инженера Б. Э. Дворкина и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 30,7 м, ширина - 3 м. Строительство этого и соседних с ним мостов велось одновременно с реконструкцией набережной вдоль левого берега канала.

9. Газовый
Расположен в створе Серпуховской улицы. В 1830-х годах через Обводный канал в районе Серпуховской улицы построили деревянный мост. Мост был построен Обществом освещения газом, для прокладки газовых труб. Название мосту присвоено во вторй половине XIX века по расположенному рядом заводу. Опыты по использованию газа для освещения начали производить в Петербурге в начале XIX века. В 1835 г. образовалось "Общество освещения газом С.-Петербурга", которое и построило завод на Обводном канале. После революции мост был реконструирован. В 1930-х гг. по мосту была проложена теплотрасса, а в 1946 г. по нему было открыто пешеходное движение. В 1984 г. рядом был построен новый мост. Авторы проекта моста - инженер Б. Э. Дворкин и архитектор В. М. Иванов. Мост - пешеходный, металлический. Длина его составляет 30,7 м, ширина - 3 м.

10. Масляный
Металлический пешеходный мост перекинут через Обводный канал в створе Масляного переулка. Сооружен по единому проекту с двумя предыдущими мостами, составленному инженером Б. Э. Дворкиным и архитектором В. М. Ивановым. Построен в 1984 году. Длина моста также составляет 30,7 м, а ширина - 3,0 м.

11. Ново-Московский
Мост расположен по Московскому проспекту. В 1808 - 1816 гг. здесь был построен чугунный арочный мост с каменными, облицованными гранитом, опорами по проекту В. И. Гесте и П. П. Базена. Общая ширина его составляла 16,6 м. В 1908 г. при прокладке по Московскому проспекту трамвайной линии его расширили до 22 м, добавив с каждой стороны две балочные металлические фермы. При открытии по мосту троллейбусного движения его ширина вновь оказалась недостаточной, и в 1941 - 1947 гг. мост вновь расширили, забив дополнительные свайные береговые основания, на которые уложили пролетное строение из двутавровых парных балок, перекрытых деревоплитой с асфальтобетонным орожным покрытием. В 1961 г. из-за деформаций пролетного строения мост был усилен металлическими разгружающими конструкциями.
В 1965 - 1967 гг. по проекту инженера П. П. Рязанцева и архитектора Л. А. Носкова был сооружен новый железобетонный мост. Его пролетное строение выполнено в виде трехшарнирной рамы. Передние грани устоев моста частично облицованы гранитом, установлено чугунное ограждение художественного литья. За правобережным устоем сооружен транспортный тоннель. Длина моста (без тоннеля) 29,7 м, ширина - 47 м.

12. Варшавский
Мост находится в створе Измайловского проспекта, у Варшавского вокзала - первого вокзала России, от перронов которого можно было отправиться в Западную Европу (1858 г., арх. П. О. Сальмонович, ныне закрыт, реконструируется под торговый центр). В 1869 - 1870 гг. здесь взамен временного деревянного моста Обществом Российских железных дорог был построен металлический арочный однопролетный мост на каменных опорах шириной 22,1 м. Пролетное строение имело 12 двухшарнирных арок. Здесь впервые в Петербурге, вместо чугунных, были применены стальные балки. В связи с увеличивающимся транспортным потоком и прокладкой трамвайных путей по Измайловскому проспекту ширина моста оказалась недостаточной. Поэтому в 1908 - 1910 гг. мост расширили. Сегодня длина моста составляет 38,2 м, ширина - 30,6 м. Элементы конструкции моста не имеют архитектурных украшений. Опоры, вынесенные в канал, облицованы путиловским известняком, с разделкой гранитом. В качестве перильных ограждений на открылках устоев установлены гранитные парапеты, а на пролетном строении - металлические кованые решетки с чугунными тумбами.

13. Митрофаньевский
Однопролетный автотранспортный мост длиной 33 м с металлической аркой и глубоко вдающимися в русло канала опорами сооружен в ходе реконструкции Митрофаньевского шоссе в 2007 г. Опоры моста облицованы гранитом, металлические перила имеют простой рисунок.
14. Балтийский
Однопролетный железобетонный пешеходный мост у Балтийского вокзала был построен для прокладки теплофикационных труб в 1956 - 1957 гг. инженером А. А. Куликовым и арх. П. А. Арешевым. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Архитектура моста достаточно нарядна и парадна. Бетонные береговые устои, так же как и наружные поверхности арок, облицованы гранитными плитами. Середины арок акцентируют "сочные" гранитные замки. Из надмостных сооружений выделялись торшеры, оригинальные по форме, художественные по исполнению и красочные по расцветке, и чугунные литые ограждения в виде перекрещивающихся окружностей, места сопряжения которых прикрывают розетки. Композиция торшеров представляла собой пучки пик (копий), перевитых орнаментованными лентами, причем средняя и наиболее высокая пика удерживает стрелу с подвешенным к ней фигурным многогранным фонарем. Мост следует считать творческой удачей авторов проекта, хотя элементы декора моста интересны, но не объединены стилистически.
К сожалению, вид на мост с востока ныне перекрыт не гармонирующим с его архитектурой Митрофаньевским мостом. При его сооружении исчезли и торшеры Балтийского моста.

15. Ново-Петергофский (Лермонтовский)
Мост соединяет Лермонтовский (б. Ново-Петергофский) проспект с площадью у Балтийского вокзала. Первый деревянный, трехпролетный, подкосный мост был сооружен здесь в 1857 г. В дальнейшем, с незначительными изменениями конструкции и ширины, мост капитально перестраивался в 1889 и 1909 годах. Последний ремонт выполняли по проекту инж. К. В. Ефимьева. На картах Петербурга до 1914 года мост обозначен как Штиглицкий, так как Петергофская железная дорога была построена в 1857 г. на средства придворного банкира барона А. Л. Штиглица.
В связи с прокладкой трамвайной линии по Лермонтовскому проспекту в 1931 - 1932 годах на том же месте был возведен однопролетный железобетонный мост рамной конструкции, с облицованными гранитом устоями. Авторами проекта этого моста были инженеры О. Е. Бугаева, Н. Е. Ермолаев и М. И. Жданов, архитектор К. М. Дмитриев. Проект консультировал профессор Г. П. Передерий. В архитектурном оформлении моста принимал участие главный архитектор Ленинграда Л. А. Ильин. Длина моста - 32,5 м, ширина - 23,26 м. В 1960 г. перила, не отличавшиеся художественными качествами заменили новыми по проекту архитектора И. Н. Бенуа. Секции их ограждений из перекрещенных окружностей с накладными щитами, с львиной маской посредине, заключены в орнаментальные рамки античного рисунка. Перила напоминают рисунок ограждения бывшего Лиговского моста (через засыпанный Лиговский канал) у Московских ворот, приписываемый архитектору В. П. Стасову.

16. Краснооктябрьский
С 1914 г. здесь находился деревянный мост, названный Лейхтенбергским. Это название он получил по расолагавшимся неподалеку Бронзовому и Чугунолитейному заводам герцога Лейхтенбергского. Его пришлось разобрать в 1925 году, так как мост пришел в негодность.
В 1957 - 1958 годах через Обводный канал в створе ул. Розенштейна был построен новый мост для частичной разгрузки Лермонтовского моста. Кроме того, на мосту установлены две теплофикационные трубы. Мост однопролетный. Рамное железобетонное пролетное строение состоит из девяти рам, объединенных сверху монолитной плитой толщиной 14 см, упирающихся в массивные бетонные, глубоко вдающиеся в воду, береговые устои. Опоры моста облицованы гранитными плитами. Надмостные сооружения, одновременно являющиеся декоративными элементами моста, - торшеры с фонарями и перила - не претендуют на новизну форм и высокохудожественное литьё; они повторяют элементы декора Балтийского моста. Автор проекта моста - инженер В. В. Блажевич. Длина моста - 32,44 м, ширина - 18,8 м.

17. Таракановский
Пешеходный мост расположен в створе ул. Циолковского. Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907 - 1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица, названная тогда Таракановской (с 1952 г. - ул. Циолковского).
Металлический мост с красивыми фонарями построен в 1975 г. по проекту инж. А. Д. Гутцайта. Длина моста 33,5 м, ширина - 3,5 м.

18. Борисов
Мост объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала напротив проходной завода РТИ. Название моста ведется с конца XIX века от фамилии домовладельца. В то время купцу Борисову принадлежали два больших дома на набережной. В 1928 г. деревянный пешеходный мост был капитально перестроен. Это был пятипролетный мост балочной конструкции.
Современный пешеходный металлический мост выстроен на месте прежнего в 1988 - 1989 гг. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина - 3,0 м.

19. Ново-Калинкинский
Деревянный мост через Обводный канал по Старо-Петергофскому проспекту был построен инженером П. П. Базеном в 1836 г. при завершении работ по сооружению канала. Это был трехпролётный мост с деревянными пролётными строениями, быки в виде чугунных колонн, устои кирпичной кладки - с гранитной облицовкой. В 1866 году мост капитально отремонтировали, а в 1876 - перестроили. Он стал иметь каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное арочное однопролетное строение. Перильные ограждения на мосту состояли из чугунных решеток и двенадцати тумб, на которых были установлены восемь чугунных, художественного литья, столбов с фонарями. В 1902 году мост снова капитально отремонтировали, сохранив внешний вид и архитектурное оформление. В дальнейшем при прокладке трамвайных путей мост усилили, а при прокладке путей по южному берегу канала окрылки их расширили, но вновь оформление сохранили прежнее.
В 1930 г. ввиду ветхости старого моста и возросшего автомобильного и трамвайного движения сооружен железобетонный арочный мост по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева. Перильные ограждения нового моста - железобетонные парапеты. Длина моста 34 м, ширина - 22,85 м.

20. Степана Разина
через Обводный канал, соединяет улицы Степана Разина и Лифляндскую. Первоначальный мост был построен здесь в 1914 году и до 1923 г. назывался Эстляндским, так как находился на трассе, ведущей в Эстляндию (северная часть Эстонии). В 1923 г. его переименовали в мост Стеньки Разина, а в 1939 - в мост Степана Разина.
Ныне существующий железобетонный мост выстроен в 1977 - 1979 гг. инженером А. Д. Гутцайтом и арх. В. М. Ивановым. Длина моста 38,3 м, ширина - 20 м.

Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz