РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через р. Охту

Охта (Большая Охта), река, правый приток Невы, впадает в неё в Ленинграде, в районе Петрозавода. Длина - 90 км, площадь бассейна 768 км2, ширина 30 - 40 м, в устье - до 60 м, преобладающая глубина 0,5 - 1 м, наибольшая - 5,5 м. Средний расход воды в устье 7,2 м3/с. Берёт начало на южном склоне Лемболовских высот, в 5 км к северо-востоку от деревни Термолово. Левые притоки - Пипполовка, Токсовская протока (из озера Кавголовское), Лубья, Оккервиль, Лапка; правые - Муринский и Безымянный ручьи. Судоходна на 8 км от устья. Используется для водоснабжения промышленных предприятий. Вода сильно загрязнена промышленными стоками. От названия Охта происходит наименование местностей Большая Охта и Малая Охта.

1. Челябинский
Расположен в створе Челябинской улицы, в районе деревни Рыбацкая. В 1950-х - 1997 гг. именовался 5-м Охтинским мостом.
2. Капсюльный
Мост через Охтинское водохранилище расположен в створе Капсюльного шоссе. Металлическая переправа сооружена в 1994 году по проекту инженера В. М. Фельдмана на месте прежде существовавшего 4-го Охтинского моста. Название моста, присвоенное ему 6 ноября 1997 г., напоминает о существовании в этом районе капсюльных мастерских пороховых заводов, строительство которых началось в 1715 году по указу Петра I.
3. Мост-плотина на ул. Коммуны
Мост-плотина через Большую Охту расположен по улице Коммуны. Каменные и чугунные конструкции моста были заложены в 1869 г. по проекту инж.К. Ф. Гаусмана. В 1960 г. низовая часть плотины усилена в железобетоне. Длина моста 38,6 м, ширина - 16,2 м.

4. Большой Ильинский
Мост переброшен через Большую Охту по шоссе Революции у Ильинской церкви в 1912 г. Строение железобетонного моста - балочное, трехпролетное, неразрезное, рамной конструкции. Он имеет пять главных железобетонных балок высотой 80 см и систему поперечных балок. Толщина проезжей части 20 см. Тротуары вынесены на консоли. Опоры - бетонные на свайных основаниях. Длина моста 36,6 м, ширина - 25,28 м. Перильные ограждения состоят из железобетонных тумб и металлических, простого рисунка решеток. С целью сохранения сооружения в 1950 г. произведен капитальный ремонт пролетного строения и опор. В 1997 г. мосту, прежде именовавшемуся 3-м Охтинским, было присвоено новое имя по расположенному перед ним храму Илии Пророка. В 2001 - 2003 гг. произведена капитальная реконструкция моста с сооружением рядом со старым нового металлического моста для обеспечения по нему двухстороннего движения.

5. Армашевский
Железобетонный мост расположен по улице Потапова. Открыт в октябре 1999 г., инж. Р. Р. Шипов. Длина моста 32 м. Название мост получил от исторического имени этой части Пороховых - Армашевской слободы, ведущегося с начала ХХ века от фамилии землевладельца. Прежде здесь был небольшой мост, именовавшийся 2-м Охтинским; однако после его реконструкции в 1970-х гг. название это более не употреблялось.
6. Индустриальный
Мост через реку Охту по Индустриальному проспекту построен в 1977 г. по проекту инж. Б. Э. Дворкина и арх. Ю. Г. Шиндина. Длина железобетонного моста 59,2 м, ширина - 34 м. Наименован в 1979 году.

7. Объездной
Мост расположен на Объездном шоссе, которое вело из района Б. Охты на Пороховые в объезд главной там дороги - Пороховского (ныне Революции) шоссе. С 1950-х по 1997 г. именовался Охтинским № 1-а

8. Ириновский
Железобетонный мост по Ириновскому проспекту построен в 1983 году по проекту инженера А. А. Соколова. Длина моста 63,3 м, ширина - 55,5 м. До этого времени немного выше по течению располагался 1-й Охтинский мост, обеспечивающий движение трамваев по Ржевской трамвайной линии. Название моста и проспекта ведутся от деревни Ириновки под Петербургом, где с конца XIX века начались разработки торфа.

9. Энергетиков
Железобетонный мост через Охту по просп. Энергетиков сооружен в 1970-х гг при прокладке южного участка проспекта. Наименование присвоено ему в мае 1979 года.

10. Шаумяна
Трехпролетный железобетонный мост на проспекте Шаумяна построен в 1968 году по проекту инженера П. П. Рязанцева и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 72,9 м, ширина - 18,5 м.


11. Комаровский
Мост пересекает реку Охту на продолжении линии Большеохтинского моста на Красногвардейской площади. Мост назван по фамилии владельца суконной фабрики, располагавшейся поблизости в первой четверти ХIX века (ранее и часть площади между мостами именовалась Комаровским переулком). Здесь, где когда-то находилась шведская крепость Ниеншанц, с XVIII века существовал деревянный разводной мост, называвшийся Горбатым. Его реконструировали в 1910 - 1911 годах в связи с сооружением моста Петра Великого, а в 1943 году, после того как с моста рухнул в воду танк Т-34, деревянные балки пролетного строения заменили металлическими. Со временем техническое состояние моста стало совершенно неудовлетворительным из-за загнивания наиболее ответственных опорных частей и в 1958 году мост был закрыт.
Новый однопролетный мост из монолитного железобетона был построен в 1960 г. по проекту инженеров Б. Б. Левина, В. В. Зайцева и архитектора Л. А. Носкова по трассе, несколько смещенной от оси ранее существовавшего, на 29 м по левому берегу и на 20 м по правому; этим была достигнута симметрия предмостных площадей относительно новой оси моста. Длина моста - 74,4 м, ширина - 47 м. Мост обладает весьма выразительным силуэтом, с очерченной по дуге круга аркой на фасаде, облицованной плитами розового гранита; этим прёмом авторы придали внешнему облику моста характер каменного сооружения арочной формы. Ограждения - чугунные литые секции из стержней многогранного сечения с вогнутыми плоскостями, увенчанных четырехгранными капителями. Фонарные колонки со светильниками установлены на консолях малого выноса. У опор моста имеются гранитные спуски к воде. Мост относится к числу лучших инженерных конструкций города. Теперь это один из красивых широких мостов в городе. Он связывает обе части Охты - Большую и Малую.

12. Мало-Охтинский
Мост, расположенный в самом устье Охты, при ее впадении в Неву, соединяет Малоохтинский проспект и Свердловскую набережную. Трехпролетный металлический мост сооружен в 1982 - 1984 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора В. М. Иванова. Одновременно был сооружен участок гранитной набережной Невы и транспортная развязка у Большеохтинского моста. Длина моста составляет 151,2 м, ширина - 20,3 м.



Back
НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz