РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Пряжку
Река Пряжка (первоначально, в 1738 - 1762 гг. - Чухонская речка)
- левый рукав р. Мойка, ответвляющийся от неё в 0,4 км выше устья; впадает в
Сальнобуянский канал, по руслу которого Пряжка сбрасывает сток в приустьевую
часть Большой Невы. Прежде она протекала от р. Мойки до рукава р. Фонтанки. По
указу от 23 сентября 1804 г. она была выведена в Неву. После того, как в начале
1860-х гг. был засыпан южный участок русла, воды речки протекают по руслу
Сальнобуянского канала, проложенного по тому же указу в 1804 г., и отделившего
от Матисова острова остров Сальный Буян. Длина 1,32 км, ширина в низкую воду
около 20 м, глубина 1 - 1,2 м, в высокую воду соответственно 30 - 33 м и 2,5 -
2,8 м. Средний расход воды около 4 м3/с. Через Пряжку переброшены мосты Банный,
Матисов, Бердов. Название Пряжки связано с прядильными мастерскими,
переведёнными (после 1738 г.) в Коломну из района Адмиралтейства. Туда же была
перемещена слобода, где проживали мастеровые и работные люди. Застройка берегов
Пряжки корпусами завода Берда и жилыми домами происходила с концом XVIII в.
Памятником архитектуры позднего классицизма является дом С. Суханова (дом 50).
В конце XIX - начале XX вв. построен ряд многоэтажных доходных домов (дом 66,
1898 г., архитектор В. Ф. Розинский; дом 34б, 1904 - 1905 гг., архитектор А. Г.
Успенский; дом 40, 1910 - 1911 гг., архитектор В. В. Фридлейн и др.). В доме на
углу бывшей Офицерской улицы (ныне улица Декабристов, 57) и набережной р.
Пряжки с 1912 г. жил и умер в 1921 г. А. А. Блок (мемориальная доска); с 1980
здесь Музей-квартира А. А. Блока.
.
1. Матисов
Расположен при впадении реки Пряжки в Мойку у
больницы св. Николая Чудотворца, соединяя левый берег Мойки с Матисовым
островом. С 1737 г. на этом месте существовал деревянный мост. В 1836 - 1839 гг.
его заменили также деревянным трехпролетным арочным мостом на каменных устоях
по проекту инженеров А. Д. Готмана и А. Ф. Буттаца. Пролетные строения моста
были заменены металлическими в 1935 году.
В 1993 - 2000 годах мост был полностью перестроен. Металлические арки пролета
установили на железобетонные опоры, облицованные гранитом. Установили
художественное чугунное ограждение, гранитные тумбы и парапеты.
Мост назван в 1828 г. по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою
слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную
разведку действий шведских войск в первые годы Северной войны. В середине XIX
века мост назывался Сухариным.
2. Банный
Мост расположен в створе улицы Декабристов. С 1821
г. здесь находился деревянный мост. Название дано по располагавшемуся на
Матисовом острове зданию бань Исправительного заведения.
Современный однопролетный мост консольной конструкции из предварительно
напряженного железобетона построен в 1964 г. по проекту инженера Ю. Л. Юркова и
архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 35 м, ширина - 15 м.
3. Бердов
Мост расположен в створе Мясной улицы. Назван в
1846 г. в честь основателя Чугунолитейного завода на Матисовом острове в 1780-х
гг. Чарлза Берда. Пешеходный мост вел к проходной этого завода и назывался
сначала Чугунным, затем Кузнечным.
Современный пешеходный мост построен в 1952 г. по проекту инженера Е. А.
Болтуновой. Длина моста составляет 31,4 м, ширина - 2,25 м.
4. Подзорный
Мост расположен на территории Адмиралтейского
завода. Наименован в 1977 г. по существовавшему ранее поблизости Подзорному
острову.
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Адмиралтейский канал
Канал проложен в первые годы существования Петербурга, и
первоначально по трассе нынешнего Конногвардейского бульвара доходил до здания
Адмиралтейства. Первоначально, с 1710-х гг. канал именовался Прядильным, а в
1738 г. получил свое современное название. Участок от Адмиралтейства до Крюкова
канала был засыпан в 1842 г. Сохранившийся участок в 1922 - 1991 г. именовался
каналом Круштейна, в честь К. Я. Круштейна (K. Krustein, 1887 - 1921) -
эстонского революционера, комиссара Главного управления мореплавания, убитого на
набережной этого канала. Длина около 0,44 км, ширина 9-14 м, глубина 1,5-2,7 м,
средний расход воды около 0,05 м3/с. Через канал перекинуты два моста Круштейна
(построены на месте деревянных мостов, существовавших ещё в XVIII в.): № 1 и
№ 2, ранее именовавшиеся Новоголландскими мостами. Набережная левого берега -
низкая железобетонная, облицованная гранитом бранкетная стенка (выше моста
Круштейна № 2; 1959 г.) и высокая железобетонная стенка - ниже моста. Набережная
правого берега - высокая, бутовой кладки (до моста Круштейна № 1; 1847 г.) и
железобетонная, с гранитной облицовкой стенка - ниже моста (1959, 1967 гг.). На
левом берегу канала Круштейна - комплекс построек Новой Голландии, при слиянии
р. Мойка и канала Круштейна - бывший дворец Бобринских.
1. Круштейна №1
Мост перекинут через Адмиралтейский канал
у площади Труда, ведет на остров Новая Голландия. Этим объясняется то, что в
1836 - 1846 гг. мост именовался Голландским. Существующий мост сооружен в 1939
году; он - металлический, балочной конструкции.
2. Круштейна №2
Мост расположен у набережной
Ново-Адмиралтейского канала. В справочнике 1836 г. обозначен как Чугунный мост.
Наименование было дано по названию материала, из которого он был сооружен.
Ныне существующий мост - 1958 - 1959 года постройки (инженер А. А. Куликов,
архитектор Л. А. Носков); железобетонный, рамный, с гранитной облицовкой.
Современное название присвоено мостам в 1950-х гг. по существовавшему в то
время наименованию канала.
|
|
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мост через Ново-Адмиралтейский канал
Канал протекает от слияния Мойки и Адмиралтейского канала до Невы,
разделяя острова Адмиралтейский и Ново-Адмиралтейский. Длина 275 м, ширина 6-10
м, глубина 1-2 м, средний расход воды 1 м3/с. Прорыт в 1716 - 17 как один из
трёх каналов Галерного двора, служил его восточной границей. Набережная левого
берега (высокая железобетонная стенка, облицованная розовым гранитом) построена
в 1970 - 1971 гг. Решётка набережной подобна решёткам набережной р. Мойки. На
правом берегу низкая железобетонная банкетная стенка с гранитной облицовкой. На
Ново-Адмиралтейский канал выходит западной оконечностью Английская набережная
В 1738 - 1828 гг. канал именовался Галерным, а затем до 1836 г., когда получил
нынешнее имя, - 1-м Адмиралтейским каналом.
1. Адмиралтейский
Мост перекинут через Ново-Адмиралтейский
канал в створе Галерной улицы, перед проходной Адмиралтейских верфей. С апреля
1738 г. предшественник современного моста именовался Галерным по наименованию
Галерной верфи, а с 1829 г. известен под нынешним именем. Официально же оно
было узаконено лишь в 1977 году.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.