РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через р. Смоленку
Смоленка ответвляется от Малой Невы слева, ниже Тучкова моста,
впадает в Невскую губу. Отделяет Васильевский остров от острова Декабристов.
Длина 3,3 км. Средний расход воды в истоке 3 м3/с. В середине XVIII в.
именовалась Маякуша, Глухая, затем речка Чёрная, с 1864 г. Смоленская речка,
затем Смоленка. Начальная часть набережной застроена промышленными и жилыми
зданиями. На участке среднего течения - комплекс Смоленских кладбищ. Ниже русло
спрямлено и канализовано в 1970 - 1972 гг.; этот участок набережной называется
Новосмоленской (застроен в 1970 - 1990-х гг.).
1. Уральский
Мост соединяет 8-ю и 9-ю линии Васильевского
острова с Уральской улицей. Построен в 1974 г. по проекту инженера Е. А.
Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Длина железобетонного однопролетного
моста 24,6 м, ширина - 31 м. Мост удачно вписался в гранитные берега речки и
окружающую застройку. Монументальные гранитные пилоны моста украшены
завершениями в виде золочёных корабликов. У левобережного устоя выполнены
гранитные лестничные спуски к воде.
На этом месте с 1829 г. существовал деревянный мост, до начала ХХ века
именовавшийся Винным, так как близ него находился винный городок. Последний
представлял собой окруженную рвами территорию, где на складах хранилось вино,
доставляемое в Петербург водным путем. В начале ХХ века мост получил название
Уральский.
Автор фото - А. Ткачук. |
2. Смоленский
Соединяет остров Декабристов с Васильевским
островом в створе 16-й и 17-й линий у старинных Смоленских кладбищ. В 1960 -
1961 гг. на месте старого сгнившего деревянного моста сооружен новый арочный
железобетонный мост со сплошным сводом. Устои и фасады пролетного строения
моста облицованы гранитом. Длина моста 30,5 м, ширина - 27 м. На опорах моста
установлены фонари и перильные ограждения художественного литья. Своду придано
циркульное очертание радиусом 19,28 м. Авторы проекта моста - инженер А. Д.
Гутцайт и архитектор Л. А. Носков.
3. Без названия
Пешеходный металлический мост утилитарной
конструкции в сторе ул. Беринга сооружен в 1966 г. как временная переправа.
Пролетное строение моста изготовлено на Балтийском заводе.
4. Наличный
Соединяет Васильевский остров с островом
Декабристов по оси Наличной улицы. Железобетонный мост возведен по проекту
инженера Е. А. Болтуновой и архитектора С. И. Евдокимова. Мост был открыт в мае
1975 г. Длина моста 49 м, ширина - 70 м. Архитектура моста удачно гармонирует
с живописными берегами речки. Строгий и четкий по силуэту, он украшен
монументальными тринадцатиметровыми гранитными пилонами-обелисками около
каждого из четырех спусков к воде.
5. Кораблестроителей
Мост переброшен через Смоленку (точнее
через новое, выпрямленное ее русло) по улице Кораблестроителей, соединяет
острова Васильевский и Декабристов. Сооружение моста по проекту инженеров Л. Н.
Соболева и В. Е. Эдуардова завершено в 1982 г. Длина моста 48,4 м, ширина - 70
м.
6...9. Смоленские №№ 1...4
Четыре новых моста через два
рукава Смоленки (№№ 1 и 2 - через левый рукав, №№ 3 и 4 - через правый) при ее
впадении в Финский залив по Морской набережной, попарно соединяют острова
Васильевский и Декабристов с небольшим искусственным островком. Название мостам
присвоено в 1970-х гг.
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мост через Шкиперский канал
1. Шкиперский
Единственный мост через Шкиперский канал в
Гавани Васильевского острова возведен по оси улицы Шкиперский проток в 1950-х
годах.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.