РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты Волковки и Монастырки.

Прежде Волковка и Монастырка составляли единую протоку, воды которой текли с Пулковских высот в Неву. В новгородских писцовых книгах 1500 г. она была названа река Сетуй. Рскоре эти земли были захвачены шведскими завоевателями. С отвоеванием Россией приневских земель она стала носить название Черная речка. Первоначальная длина ее составляла 17 км. Во время строительства Обводного канала в XIX веке участок речки около южного берега канала был спрямлен и образовавшаяся речка получила название Волковка (она впадала в Обводный канал вблизи села Волково, в 3 км от его истока), а участок между каналом и Невой, огибающий Александро-Невскую лавру стал именоваться Монастыркой.

РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты Волковского канала и реки Волковки

В 1972 - 1973 гг. большая часть русла Волковки засыпана, и прорыт прямой Волковский канал (от железной дороги станции Купчино вдоль Белградской улицы до улицы Салова). В начале 1990-х годах канализированы и спрямлены отдельные части Волковки в районах Балканской площади и Пулковского шоссе. Искусственный участок русла вдоль Витебской железной дороги именуется ныне Волковским каналом; для верхнего течения реки в районе Пулкова до сих пор применяется наименование Чёрная речка. В приустьевой части ширина Волковки от 7 - 8 до 20 м. Глубина 0,6 - 1 м. Средний расход воды на участке среднего течения около 0,5 м3/с. Вода Волковки сильно загрязнена промышленными и бытовыми стоками.

1,2. Не наим.
Два одинаковых железобетонных моста через Волковку (Черную речку) по восточной и западной полосам Пулковского шоссе. 1970-е гг.
3. Не наим.
Железобетонный мост через Черную речку сооружен в 2004-2005 гг. на Витебском проспекте за сооружениями метродепо "Московское".
4. Не наим.
Металлический балочный мост на железобетонном основании через Волковский канал возведен в 2009-2010 гг. в створе улицы Олеко Дундича у ее выхода к Балканской площади.

5. Пешеходный мост у Балканского рынка
Пешеходный мост через Волковский канал в южной части Балканской площади. Металлический с деревянным настилом. Построен при переносе русла канала и реконструкции площади в 1984 - 1985 гг. Одновременно под транспортным проездом к площади в створе улицы Я. Гашека новый участок русла канала был проложен в двух железобетонных трубах прямоугольного сечения.

6. 4-й Волковский
Мост через Волковский канал расположен у железнодорожной платформы "Проспект Славы". Пешеходный. Металлический. Построен в начале 1970-х гг. Прежде одноименный (название присвоено в конце 1960-х гг.) мост располагался в створе нынешнего Альпийского переулка.

7. Ново-Волковский
Мост через Волковский канал в створе проспекта Славы расположен рядом с железнодорожным путепроводом. Сооружен в конце 1960-х гг., название присвоено в нач. 1990-х гг.

8. Белградский
Железобетонный мост консольно-балочной конструкции построен через Волковский канал по Белградской улице в 1968- 1969 гг. по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 40,8 м, ширина - 24 м, расположен под углом к руслу канала.

9. Алмазный
Железобетонный мост через Волковку по ул. Салова сооружен в 1965 г., инж. А. А. Куликов, арх. Л. А. Носков. Длина 23,5 м, ширина - 27 м. С 1930-х гг. здесь существовал деревянный мост балочной конструкции. Название дано по находящемуся недалеко производству Абразивного завода.

10. Волковский 3-й
Пешеходный мост через Волковку сооружен в 1950-х гг.

11. Волковский 2-й
Пешеходный мост через Волковку сооружен в 1950-х гг.
12. Касимовский
Мост через Волковку расположен по Касимовской улице. Впервые деревянный балочный мост здесь построен в 1889 г.
Современный железобетонный однопролетныйбалочный мост построен в 1974 г. по проекту инженера Л. Н. Соболева. Длина моста - 26,8 м, ширина - 27 м.

13. Волковский 1-й
Пешеходный металлический мост через Волковку перекинут при входе на Волковское православное кладбище в створе Средней улицы. Сооружен в 1950-е гг.

14. Старообрядческий
Мост через Волковку в створе Расстанного переулка расположен около бывших старообрядческих богадельни и кладбища. Впервые деревянный балочный мост построен здесь в 1829 г. В 1848 - 1862 гг. он назывался Немецким по расположенному рядом Волковскому Лютеранскому кладбищу.
Новый железобетонный однопролетный мост рамной конструкции построен в 1969-1970 гг. по проекту инженера Л. Н. Соболева и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 15,9 м, ширина - 27 м.

15. Грааповский
Железобетонный мост через Волковку соединяет ее набережную с Днепропетровской улицей. В 1914 г. здесь был построен деревянный однопролетный балочный мост. Существующий ныне мост сооруженн в 1963 г. по проекту инженера Ю. Л. Юркова и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 27,8 м, ширина - 20,4 м. Мост имеет необычно сконструированные железобетонные устои - они сквозные и их наклонные, выдвинутые вперед "ноги" позволили значительно сократить пролет балок. Ограждения моста - металлические, с гранитными тумбами по краям.
Мост назван в 1910-х гг. по находившейся поблизости лесной бирже братьев Грааповых.

16. Ново-Кирпичный
Мост перекинут через Волковку по набережной Обводного канала. Первоначальный мост был построен на старом, естественном русле Волковки в первой половине XIX века. Он назывался Кирпичным по использованному при его постройке материалу. Мост имел деревянное трехпролетное строение ригельно-подкосной системы, речные опоры из металлических свай с деревянной надстройкой и каменные устои, облицованные кирпичом. В 1855 и 1888 гг. его капитально ремонтировали, а в 1908 г. разобрали при строительстве нового железнодорожного моста через Обводный канал, который прошел по его левому устою. Русло Волковки отвели ниже по течению Обводного канала, где Управлением Николаевской железной дороги был сооружен Ново-Кирпичный мост по конструкции, подобной старой. В 1926 году на его месте по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева построен новый трехпролётный мост, перекрытый железобетонной бесшарнирной аркой с двумя полуарками (над боковыми пролётами), стянутыми поверху затяжкой и сквозным надарочным строением. Тротуары моста частично расположены на консолях. Это первый железобетонный мост, построенный в Ленинграде в советское время. Длина моста 49 м, ширина 13,2 м.



РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты реки Монастырки

Часть бывшей Черной речки от Обводного канала до Синопской набережной Невы, огибающая территорию Александро-Невской лавры, длиной около 1,15 км (в 1820-е гг. участок русла будущей р. Монастырка, примерно в 700 м от Обводного канала, был засыпан и течение направлено по вновь прорытому спрямлённому руслу), в 1864 г. официально названа Монастырской речкой, или в обиходе Монастыркой. 10 апреля 1887 улица по берегу реки наименована набережная р. Монастырки.

1. Казачий
Расположен по правому берегу Обводного канала. Первоначально сооружён в 1832 - 1833 гг. (инженер П. П. Базен) как деревянный 4-пролётный ригельно-подкосный на устоях из бутового камня и русловых опорах в виде чугунных колонн. До 1875 года он именовался Казацким. Название ему дано по находившимся неподалеку казармам лейб-гвардии Казачьего полка, построенным архитектором И. Д. Черником в середине XIX века. В 1880 г. мост превращён в деревянный балочно-подкосный, а в 1934 г. уложены металлические балки.
Современный железобетонный мост балочной конструкции сооружен в 1965 г. по проекту инж. А. А. Соколова и архитектора Л. А. Носкова. Длина моста 27,5 м, ширина - 27 м. Пролетные балки моста опираются на облицованные гранитом устои. К нижнему ярусу набережной ведут гранитные лестничные сходы.

2. Без назв.
Пешеходный металлический мост расположен в створе Атаманской ул.
3. Лаврский 2-й
Мост через Монастырку по Лаврскому проезду, назывался прежде также Конюшенным и Экономическим. В середине XVIII в. построен деревянный балочный мост. В 1830-х гг. вместо него сооружён деревянный однопролётный арочный мост на кирпичных устоях. В 1980 - 1982 гг. мост реконструирован по проекту инженеров З. Г. Васильевой и Б. Э. Дворкина и архитектора В. М. Иванова. Усилены опоры, арка из гнутых брусьев и другие деревянные конструкции заменены аналогичными элементами из сосновых досок, склеенных эпоксидной смолой. Это первый в городе мост, где применено такое решение - уникальное в практике отечественного мостостроения. Выполненный в виде арки на старинных устоях мост прекрасно гармонирует с архитектурным ансамблем Александро-Невской лавры. Длина моста 17,7 м, ширина - 12 м. На въездах на мост установлены старинные фонари. Мост взят под охрану государства как памятник архитектуры и инженерного искусства.

4. Лаврский 1-й
Мост расположен при въезде в Александро-Невскую лавру по главной монастырской аллее. С 1712 г. на этом месте существовал наплавной мост, с 1718 г. - подъёмный. В 1830-х гг. построен деревянный однопролётный арочный мост на кирпичных устоях. В 1924 году арки заменены деревянными, в 1949 г. - металлическими балками. Железобетонный мост построен в 1970 - 1972 гг. инженером А. И. Рубашевым и архитектором Л. А. Носковым. Балочное пролётное строение по фасадам закамуфлировано сборными арками, облицованными гранитом. Длина моста 18 м, ширина - 9,5 м.

5. Монастырский
Мост перекинут по западной полосе проспекта Обуховской Обороны. Мост здесь построен впервые в 1833 году по проекту инженера П. П. Базена. Он имел деревянное арочное пролетное строение с дощатыми арками и каменные, облицованные цокольной плитой, устои. Первоначально мост назывался Благовещенским. В 1887 году мост капитально перестроили, но он имел также деревянное арочное однопролетное строение, состоящее из восьми дубовых, в три бруса, арок. Опоры моста - каменные на свайных ростверках. На мосту был уложен один путь парового трамвая. В 1914 году пришедшие в ветхость деревянные арки были подкреплены вспомогательными деревянными опорами. В 1926 г. старый мост был заменен однопролетным арочным железобетонным сооружением по проекту инж. О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева. Пролетное строение его состояло из десяти железобетонных арок.
В связи со строительством моста Александра Невского мост разобрали, а в 1961 - 1964 г. построили ниже по течению по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова новый балочный из предварительно напряженного железобетона. Длина нового моста 39,9 м, ширина - 34 м. Опоры моста облицованы гранитом, ограждения - металлические, упрощенного рисунка.

6. Обуховской Обороны
Под одним названием существуют два рядом расположенных моста через Монастырку по проспекту Обуховской Обороны - автотранспортный и железнодорожный, построенные в 1963 - 1964 г.
Железнодорожный мост построен по проекту инж. К. Е. Палицына. Его длина 23,5 м, ширина 11,5 м.
Проект автотранспортно-трамвайного моста по основному транзитному полотну проспекта выполнили инженер А. Д. Гутцайт и архитектор Л. А. Носков. Длина моста 24,2 м, ширина 46,5 м. Оба моста железобетонные.

 


Разумов А., 2004 г.

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz