КУПЧИНО.

 

Говоря об историческом прошлом территории на которой сейчас расположено Купчино следует отметить, что первые сведения идут от XV века, когда эти земли принадлежали Новгороду. В начале XVII века эта территория была захвачена шведами и заселялась финнами-переселенцами. На старинных шведских картах конца XVII века на берегу реки Сетуй (позднее Черная речка, ныне Волковка) были обозначены деревни Антололла, Сутилла, Куаралассия. В ходе Северной войны, эти земли были возвращены России, а возникшие в начале XVIII века на месте старых шведских поселений Волкова деревня и деревня Купчино (Купсино) были переданы Александро-Невскому монастырю. В 1714 году указом царя Петра I эти земли были подарены сыну - Алексею. Позднее они вновь отошло к монастырским владениям. В документах XVIII века уже встречается название Купчино, а на картах указывается месторасположение данного селения. Таким образом Купчино - одно из самых старинных названий в нашем городе.

РАССВЕТ НАД ЖИЛЫМИ КВАРТАЛАМИ КУПЧИНА. 30.08.2003 г.

Однообразный равнинный пейзаж местности оживляла река Волковка, петлявшая почти по всей территории нынешнего Купчина, направляясь сначала на северо-восток, а затем меняя направление на северо-западное. Ее излучина находилась недалеко от пересечения проспекта Славы и Софийской улицы, где она сливалась с безымянным ручьем. В 1972 - 1973 годах большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова.


ВОЛКОВСКИЙ КАНАЛ.
7 фото (2003, 2004 гг.)

В 1983-1984 годах пошел по искусственному руслу еще один участок реки - от улицы Димитрова к станции метро "Купчино". Теперь о ее русле напоминает лишь ряд прудов, в том числе в районе парка Интернационалистов и строящегося ипподрома около улицы Салова.

В середине 1830-х годов была проложена Царскосельская железная дорога. Работы начались с осушения земель в районе шушарских болот. На третьей версте от столицы трасса будущей линии проходила через Волково поле, на восьмой — пересекала дорогу, идущую от Московского тракта к слободе Фарфорового завода. Примерно на полпути от Петербурга, на двенадцатой версте, трасса пересекала Московский тракт. Там была построена вторая после Петербурга станция, которая получила название "У Московского шоссе" - это современная платформа "Шушары".

С 1899 года дорога стала именоваться Московско-Виндаво-Рыбинской, в связи с продажей ее акционерному обществу одноименной железной дороги, а через год началась ее реконструкция. Линия в районе платформы Воздухоплавательный Парк отодвинулась к западу, обогнув сортировочную станцию. Открытие новой линии состоялось 14 августа 1904 года.

В 1851 году по восточной границе района прошла линия Николаевской железной дороги, а в 1885-м в районе Волковой деревни — линия Окружной дороги, соединившей южную часть города с северной через Финляндский железнодорожный мост. У платформы Фарфоровская расположен карьер, заполненный водой. Из него брали землю для строительства насыпей железных дорог.

На севере района расположены несколько кладбищ. Современное Ново-Волковское кладбище включило в себя татарское, появившееся в 1827 году, и персидское кладбища. Поначалу они предназначались для "воинских чинов, исповедующих мусульманскую религию", но позднее там стали хоронить мусульман всех сословий. Место это выбрано не случайно. По некоторым сведениям, в екатерининское время здесь существовало кладбище, на котором хоронили военнопленных турок. Поблизости располагались так называемые "указанные места", где хоронили "умерших без церковного покаяния", главным образом самоубийц. В 1831 году во время эпидемии холеры рядом с мусульманским появилось холерное кладбище. В дни холерной эпидемии 1831 года к нему везли бесконечные вереницы гробов. На холерном кладбище были погребены живописец-декоратор, один из создателей Павловского парка П. Гонзаго, профессор Петербургского университета Рогов, статс-секретарь Александра I сенатор Молчанов, придворный музыкант Ширяев. В 1896 году дорога, ведшая к кладбищу, стала называться Волковским проспектом. Он проходил вдоль Черной речки до излучины и далее до линии Николаевской железной дороги (в районе нынешней станции Сортировочная).

В годы Великой Отечественной войны на Ново-Волковском кладбище захоронены воины, героически защищавшие Ленинград и жители блокадного города. В послевоенное время здесь создан воинский мемориал.


УЛИЦА САЛОВА, УГОЛ ВОЛКОВСКОГО ПРОСПЕКТА. МЕМОРИАЛ НА
НОВО-ВОЛКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ. 3 фото (2004 г.)

В конце XIX века в районе пересечения нынешних улиц Салова и Софийской были построены керосиновая фабрика и склады. Теперь это завод им. Шаумяна, специализирующийся на производстве технических смазок и масел. Вплоть до 1960-х годов рядом располагался поселок им. Шаумяна (до революции - пос. Николаевский).

В 1922 году большая часть нынешнего Купчина (севернее Южного шоссе) вошла в городскую черту и входила в Володарский (ныне Невский) район; в 1930 г. перешла к Московскому, а с 1961 г. - к Фрунзенскому району Ленинграда.

К осени 1941 года линия фронта проходила уже между Шушарами и городом Пушкином. В первые месяцы блокады с Витебского вокзала в специальных поездах жители города отправлялись в район Купчина для возведения оборонительных сооружений.

ДОТ У НАСЫПИ ВИТЕБСКОЙ Ж/Д, НАПРОТИВ ЯБЛОНЕВОГО САДИКА. Фото 24.05.2003 г. ДОТ У НАСЫПИ ВИТЕБСКОЙ Ж/Д, НАПРОТИВ д. 32 ПО БЕЛГРАДСКОЙ. Фото 23.06.2004 г.

На случай прорыва фронта для обороны города были созданы три рубежа внутренней обороны — три полосы инженерно-фортификационных сооружений. Первый проходил по Куракиной дороге. Один из его дотов сохранился на Альпийском переулке недалеко от Бухарестской улицы. Второй рубеж проходил примерно по линии Благодатная улица — улица Салова — платформа Фарфоровская. Третий рубеж проходил по Обводному каналу. Наиболее интенсивным обстрелам подвергались станция Витебская-Сортировочная, нефтехранилища и нефтезавод им. Шаумяна.

4 июля 1941 г. была сформирована 3-я фрунзенская дивизия Народного ополчения, бойцы которой приняли боевое крещение на Лужском оборонительном рубеже и в Карелии. Между домами 4 и 12 на проспекте Славы в начале 1990-х гг. бойцам дивизии установлен памятный знак.


ПРОСП. СЛАВЫ. ПАМЯТНЫЙ ЗНАК 3-Й ДИВИЗИИ
НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ. 4 фото (2003-2004 гг.)

Период массового жилищного строительства, начавшийся в 1964 - 1965 годах, совершенно изменил район. Первый крупнопанельный пятиэтажный дом и первый торгово-бытовой центр были смонтированы у перекрестка Бухарестской улицы и проспекта Славы в 1965 г. К работе над созданием микрорайона были привлечены лучшие архитекторы мастерской № 5 института "Ленпроект", которой руководил Давид Семенович Гольдгор: И. П. Тевьян, К. Н. Емельянов, А. И. Гордеев, В. Н. Щербин, А. В. Аланнэ и др. Построен целый город, по населению превышающий такие города, как Архангельск или Курск. Дома дошли уже до Окружной линии железной дороги. Остатки сильно пострадавшей в войну деревни Купчино исчезли. Бывшая Купчинская свалка превратилась в сквер, проходящий вдоль Бухарестской улицы южнее улицы Димитрова.

Однако не все, что намечалось, было осуществлено. Например, Софийская улица должна была стать продолжением Гороховой, а Бухарестская — выходить к Лиговскому проспекту напрямик через улицу Тосина. Не реализован проект Южного Обводного канала, который должен был соединить Неву южнее Володарского моста с Финским заливом. Линии электропередач все еще выдают окраинное положение района. В течении десятилетий задерживается строительство линии метро, которая должна пересечь Купчино с севера на юг вдоль Бухарестской улицы - от ул. Салова до железнодорожной станции "Купчинская" на Соединительной ветке.

ШАХТА МЕТРОСТРОЯ НА УЛ. БЕЛЫ КУНА. 4.08.2003 г.

Главная магистраль современного Купчина - проспект Славы. Проспект начал формироваться в 1964 г. Его трасса на участке от Белградской до Пражской улицы проложена примерно по бывшей Сибирской (до 1935 г. - Благовещенской) улице села Рылеево.


ПРОСПЕКТ СЛАВЫ. 9 фото (2002-2005 гг.)

Четная сторона западной половины проспекта застроена девятиэтажными кирпичными жилыми домами с помещениями универмага "Купчинский" в первых этажах. В промежутках между ними - в сквериках памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны: между дд. 4 и 12 - уже упоминавшийся памятный знак 3-й добровольной Фрунзенской дивизии народного ополчения, а между дд. 16 и 30 к 50-летию Победы установлен гранитный бюст одного из величайших российских полководцев - Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, работы скульптора В. И. Винниченко и архитектора А. Н. Васильева.


ПРОСП. СЛАВЫ, БЮСТ Г. К. ЖУКОВА.
8 фото (2003-2004 гг.)

Нечетная сторона этого отрезка магистрали формируется 16-этажными домами-пластинами и одноэтажными торговыми павильонами между ними. Проспект проектировался как часть единой Центральной Дуговой магистрали, опоясывающей весь город. В соответствии со статусом и застройка проспекта (архитекторы А. И. Наумов, Д. С. Гольдгор) отличается от остальных улиц района большей парадностью.

В восточной части проспекта нечетная сторона проспекта занята зелеными насаждениями и прудами парка Интернационалистов, заложенного в апреле 1982 года. Проект парка выполнили архитекторы под руководством А. Г. Лелякова.


ПАРК ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ.
14 фото (2002-2004 гг.)

На территории парка, на углу проспекта Славы и Бухарестской улицы, в 1998 г. возведен монумент Воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979 - 1988 гг. Авторы памятника - скульптор Николай Гордиевский и архитектор Наталья Тарасова. Монументальные, предельно обобщенные скорбные фигуры из бронзы и гранита строги и убедительны. Это реквием погибшим воинам в камне и металле. В центре мемориала - Скорбящая Мать. За ней каменные выступы, напоминающие скалы Саланга, из-за которых словно выплывают двое бойцов. Один помогает другому выбраться из огненного смерча. Слева и справа от бронзовых солдат - гранитные блоки, на которых высечены золотыми буквами имена погибших, по годам десятилетней эпопеи и Вечный пламень, зажженный от немеркнущего огня торжественно-траурной Пискаревки.


МОНУМЕНТ ВОИНАМ-АФГАНЦАМ.
10 фото (2002-2004 гг.)

Рядом, на насыпном холме, в 2004 г. установлен закладной камень памятника бойцам Спецназа России.

ПАРК ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ. ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ ПАМЯТНИКА БОЙЦАМ СПЕЦНАЗА. 30.08.2004 г.

В 1997 - 2002 году в парке, вблизи монумента, был выстроен каменный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в память всех павших за Отечество.


ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
5 фото (2003, 2004 гг.)

Всю четную сторону проспекта Славы между Бухарестской и Пражской улицами, напротив парка, заняло протяженное 13 - 15-этажное кирпичное здание (дом №40), сооруженное в 1990-х - 2001 годах. По сути, это несколько примыкающих друг к другу зданий, объединенных общим композиционным решением.


ВИД НА ПР. СЛАВЫ, Д. 40.
4 фото (2003-2004 гг).

Красную линию магистрали на участке от Пражской улицы до Софийской улицы еще предстоит сформировать. На участке, прилегающем к Пражской улице в 2003 г. началось возведение крупного торгово-досугового центра.

А на противоположной стороне проспекта на него выходит несколько зданий постройки 1940-х гг., числящихся по Южному шоссе. Вдоль них в 2003 г. также начато строительство новых высотных жилых комплексов.

ПРОСПЕКТ СЛАВЫ. ВИД С ГАМБУРГСКОЙ ПЛ. 05.2003 г.

Завершается проспект Славы у железнодорожной платформы Московская-Сортировочная. На четной стороне проспекта за д. 64 сохранились фруктовые деревья бывшего яблоневого сада. В 1990-х г. на его части выстроено здание многоэтажного гаража.

ЯБЛОНЕВЫЙ САД У ПЛАТФ. СОРТИРОВОЧНАЯ. Фото 10.2001 г.

ЯБЛОНЕВЫЙ САД У ПЛАТФ. СОРТИРОВОЧНАЯ. Фото 22.02.2007 г.
НОВОЕ
ЯБЛОНЕВЫЙ САД У ПЛАТФ. СОРТИРОВОЧНАЯ. Фото 22.02.2007 г.
НОВОЕ

В 1974 г. здесь вошел в строй путепровод над железнодорожными путями станциии Ленинград-Московский-Сортировочный. До сегодняшнего дня этот путепровод, пересекающий более 50 железнодорожных путей, остается самым протяженным мостовым сооружением в городе, и одним из крупнейших в стране. Его длина около 1250 м. Проектировал его коллектив инженеров, архитекторов под руководсгвом Г. А. Павлова, Г. М. Евдокимова, А. И. Лаврентьева. При въезде на путепровод установлены высокие пилоны, украшенные барельефами (скульптор Л. Л. Михайленко). Рельефные композиции посвящены знаменательным историческим событиям - Обуховской обороне 1901 г. и прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 г. Официально путепровод именуется Невским, хотя горожане чаще именуют его Сортировочным.

Названия улиц, пересекающих проспект Славы, напоминают о столицах бывшего социалистического лагеря, причем с запада на восток идут строго в алфавитном порядке. На карте города они появились также в январе 1964 года.

С запада район ограничен Белградской улицей.

Примечательным акцентов на этой улице является старый Яблоневый сад, значительно пострадавший от реконструкции конца 1980-х гг.,

и вновь реконструированный в 2006-2008 гг.

Также на Белградской улице, 8 построен первый в городе экспериментальный дом ставшей впоследствии знаменитой 137-й серии в 18 этажей. Здание сооружено в 1973 г. по проекту И. Н. Кускова.

За этим и примыкающим к нему зданиями (дд. 6-10) сохранился участок бывшей Алмазной улицы села Рылеево, обсаженный полувековыми тополями с малоэтажными послевоенными жилыми зданиями.

В путеводителе начала 30-х годов говорится: "За Волковым кладбищем открывается ряд распланированных полупустых кварталов. Некоторые улицы здесь еще не имеют названия. Дома небольшие, провинциального типа, иногда с садами и огородами. Более заселен поселок Рылеево". Село Рылеево (до 1917 г. - Романово) находилось севернее деревни Купчино, между современными Белградской и Пражской улицами. С 1909 года началась активная самозастройка этой территории. Утверждение наименований образовавшихся здесь улиц состоялось в Петербургской городской Думе 13 ноября 1912 года. Принцип наименования был таков, что предпочтение отдавалось наименованиям уездных российских городов. На карте того времени обозначено множество улиц: Пензенская, Прибалтийская, Байкальская, Благовещенская, Козельская, Алмазная и другие. Но, по всей видимости, они представляли собой проселочные дороги. Примерно четверть территории района занимали луга. Часть свободных земель жители распахивали под огороды. Начавшаяся вскоре война, а затем революция привели к тому, что огороды просуществовали еще полвека. В 1929 г. земли здесь были выделены профсоюзам врачей и учителей. Образовавшиеся таким образом огородные товарищества стали первыми в Ленинграде.

Перед самой войной на месте нынешних улиц Бухарестской, Будапештской, Белградской, Турку, Белы Куна, проспекта Славы, Альпийского переулка, улицы Димитрова располагался совхоз "Ударник" треста пригородных совхозов Московского района. Перед войной хозяйство имело свыше 550 гектаров земли, теплицы, 60 голов лошадей, были тракторы и автомашины. Почти в центре находившихся здесь угодий стояло небольшое двухэтажное деревянное здание, в котором размещались контора, красный уголок, два начальных класса школы, здравпункт и две комнаты - молодежные общежития. Чуть подальше стояли три барака - семейное общежитие. Были еще приземистый продовольственный магазин и несколько производственных построек - конюшня, кузница. Буквально перед самой войной был выстроен двухэтажный бревенчатый жилой дом.

В годы Великой Отечественной войны на территории Рылеева находились воинские части и танковая ремонтная мастерская. Фашисты с Пулковских высот обстреливали поселок. Здесь проходили подготовку солдаты перед отправкой на фронт. В первые послевоенные годы было построено несколько новых трехэтажных жилых зданий на Алмазной улице, которые сохранились до нашего времени (внутри квартала по ул. Турку и Белградской). Свое существование совхоз (тогда он именовался отделением "Ударник" совхоза "Ленсоветовский") и село Рылеево прекратили в начале 1960-х гг. До конца 1970-х гг. можно было видеть остатки совхозных теплиц, располагавшихся вдоль улицы Фучика, в районе больницы скорой помощи. Несколько домов да Яблоневый сад на Белградской улице - это то, что осталось от его владений.

Будапештская улица проходит от улицы Фучика до Соединительной линии железной дороги.

В дальнейшем возможно ее продление до ул. Салова, так как в настоящее время эта территория еще не освоена. Все многокилометровое протяжение улицы занимает маловыразительная застройка 1970-х гг., сформированная типовыми 5- и 9-этажными жилыми зданиями и "стекляшками" торговых центров, лишь изредка прерывающаяся зелеными зонами и архитектурными акцентами.

Открывает застройку улицы многоэтажное медицинское здание (д. 3), где расположены больница Скорой помощи, городской ожеговый центр и Научно-исследовательский институт им. проф. Джанелидзе, переведенный в 1986 г. сюда с Большого проспекта П. С. Это - многопрофильное учреждение по оказанию скорой помощи при тяжёлых травмах, острых хирургических, сердечно-сосудистых и других заболеваниях. Институт проводит комплексные клинические и экспериментальные исследования проблем неотложной хирургии и терапии и располагает клинической базой свыше 800 мест. На противоположной стороне улицы территория зарезервирована для строительства другого крупного медицинского учреждения.

На пересечении с улицами Турку и Белы Куна по проекту Н. Г. Сваричевского и О. Б. Фронтинского в 1970 г. был построен экспериментальный 9-этажный жилой дом их типовых блоков (№ 14), имеющий диагональное расположение лестничных клеток, что позволило создать более удобную планировку квартир.

В районе Альпийского переулка сохранился пруд - остаток старого, естественного русла Волковки.

На пересечении с улицей Димитрова в нач. 1990-х годов построено оригинальной архитектуры здание стоматологической поликлиники, получившее гран-при на Всесоюзной архитектурной выставке 1981 г. (арх. В. В. Хазанов и О. А. Харченко). Постройка представляет собой квадрат со стороной 40 м. Возведенная в красном кирпиче, необычно акцентированная ребрами пилонов, чередованием разнообразных элементов по горизонтали и вертикали, она выделяется пластикой, создающей эффектный ритмический рисунок. Цвет облицовачного кирпича оттеняется светлыми железобетонными перемычками, алюминиевыми переплетами верхнего, витражного этажа. Для решения функциональных проблем архитекторы обратились к приему внутреннего дворика, перекрытие которого сделано на уровне 2-го этажа. Позже этот проект был четырежды повторен в других местах города, в т.ч. в Купчине на Пражской улице.

Кинотеатр "Балканы" (Будапештская улица, 102) открыт в 1987 году. Архитекторы С. Н. Капканщиков, Р. В. Костина. Кинотеатр имеет 2 зала на 786 и 292 места, оборудован широкими экранами.

На противоположной стороне улицы здесь расположен интересный дом (№ 87) из красного кирпича, сформированный из разновысотных объемов, с большими открытыми и застекленными лоджиями. По словам "местных аборигенов", это здание было выстроено в начале 90-х гг. с использованием проекта типового восточногерманского общежития.

В настоящее время на многих участках улицы продолжается строительство новых жилых зданий.

Самая длинная и широкая среди этих улиц - Бухарестская, являющаяся планировочной осью района. Сегодня это самая протяженная магистраль С.-Петербурга из имеющих статус улицы.

Её трасса пересекла территорию бывших поселков Волково, Шаумяна, Рылеево, Купчино, а в 1968 - 1973 гг. была доведена до Соединительной железнодорожной линии, являющейся южной границей Фрунзенского района и городской застройки. В недалеком будущем, вероятно, в конце улицы будет построена путепроводная развязка над путями товарной станции Купчинская, соединяющая ее с создающейся ныне Кольцевой автомобильной дорогой вокруг С.-Петербурга.

Въезд в Купчино со стороны центра города по Бухарестской улице оформлен двумя симметрично расположенными протяженными зданиями, сооруженными в 1970-х гг. по проекту известных ленинградских архитекторов Д. С. Гольдгора, К. Н. Емельянова и Н. А. Афошина.

В районе домов №№ 31-35 внутри квартала в виде небольшого пруда также сохранился участок естественного русла реки Волковки.

В сентябре 1970 г. на Бухарестской ул., 90 распахнул двери первый в СССР универсам "Фрунзенский". Он построен по проекту специалистов института "Гипроторг" - архитектора О. А. Великорецкого, инженеров Е. А. Кузнецова, А. Д. Страхова и Л. С. Китайцевой. На пересечении с проспектом Славы было возведено типовое здание кинотеатра "Слава", характерное для 1970-х годов (арх. В. Ф. Белов, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубов, Л. П. Шимаковский).

Оригинальной архитектурой отличается комплекс 3-5-этажных зданий под номером 61-63, построенный в 1992 г. по проекту "Архитектурной мастерской Евгения Герасимова". Его архитектура возрождает язык классицизма. Этому способствуют элементы ордерной архитектуры - колонны, пилястры. Центральный объем здания увенчан шатровой башенкой. В то же время авторы использовали современные конструкции и инженерно-технические системы.

Застройка и благоустройство улицы южнее ул. Димитрова была осуществлена во второй половине 1980-х гг. На четной стороне улицы были выстроены жилые кварталы, сформированные преимущественно из домов 137-й серии. Возникли здесь тогда и новые проезды. Один из них - между улицей Димитрова и Дунайским проспектом, идущий параллельно Бухарестской улице, в 1980 году получил имя Малая Бухарестская улица.

В квартале между улицей Ярослава Гашека и Моравским переулком в 2000 г. открылась крупнейшая в городе Детская инфекционная больница, сооруженная по проекту архитекторов Н. Н. Трегубова, Г. К. Березкиной и инженеров М. И. Исаченко, Ю. П. Спиридонова. Это целый больничный городок на 600 коек. Авторы взяли за основу комбинированную планировочную систему, сочетающую павильонную (стационары, разделенные по инфекциям) с блоком лечебно-вспомогательных служб. Общая длина здания-комплекса 500 метров. Здесь организованы как лечебные, так и научные, учебные процессы с использованием новейшей аппаратуры и технологий. В облике больницы нет казенности, характерной для большинства больниц. Живой, выразительный силуэт, светлые плоскости и красный кирпич, взаимосвязь всех корпусов; пандусы, подпорные стены, переходы-галереи, наружные лестницы, лоджии, колонны - полный набор традиционных, но творчески осмысленных форм и элементов. Большие и малые дворовые пространства дают редкую возможность появления здесь в будущем малых архитектурных форм и скульптур. В окружении крупных, и надо сказать, незаурядных по своему облику жилых домов больница создает важный акцент.

Застройка нечетной стороны Бухарестской улицы южнее улицы Димитрова прерывается, уступая место зеленым насаждениям нового парка, разбитого на месте бывшей городской свалки. Неширокая полоса парка отделяет от Бухарестской улицы жилую застройку, протянувшуюся вдоль проезда, в ноябре 1973 г. получившего название Загребского бульвара - в честь югославского города-побратима Загреба, ныне столицы Хорватии. Статус бульвара этот узкий проезд получил не случайно - вместе с отрезком Бухарестской улицы и разделяющей их полосой парка это место действительно напоминает бульвар.

На углу Загребского бульвара и улицы Ярослава Гашека православная община прихода святого Серафима Вырицкого в 2002 году приступила к проектированию и сооружению своего храма. На первом этапе было решено выстроить здесь деревянную часовню, что и было выполнено в течении лета 2003 - весны 2004 г.

Рядом со стройплощадкой храма, на высоком насыпном холме посреди Загребского бульвара питерскими язычниками оборудовано капище, посреди которого установлена деревянная фигура божества. Здесь проводятся сборы общины, турниры по древнеславянским боевым искусствам.

Завершается застройка Бухарестской улицы и Загребского бульвара зданием родильного дома, выделяющегося в окружающей застройке светлыми плоскостями стен. Здесь завершается городская застройка, и за комплексом сооружений системы общественного транспорта города и путями железнодорожной станции Купчинская на Соединительной линии в настоящее время ведется строительство южного участка Кольцевой автомобильной дороги.

Застройка Пражской улицы сложилась в конце 1960 - начале 1970-х годов. Жилая застройка красной линии улицы сформирована в основном из точечных 14-этажных зданий, утопающих в зелени.

Квартал четной стороны улицы между улицей Турку и проспектом Славы застроен в 1990-х годах. На Пражскую улицу здесь выходит представительное здание (д. 46), в котором размещена Администрация Фрунзенского района.

Софийская улица на большем протяжении (от ул. Салова до ул. Белы Куна и от проспекта Славы до своего завершения у Южной ТЭЦ) носит промышленный характер. Здесь расположены корпуса комбината им. Шаумяна, концерна "Ленинец", ряд автотранспортных предприятий, завод металлоконструкций, Невская и Фрунзенская овощебазы, исправительное учреждение, домостроительный комбинат и ряд других. На участке от ул. Белы Куна до проспекта Славы по обеим сторонам улицы расположены жилые кварталы начала 1970-х годов. Их фасады сформированы периодически повторяющимися фрагментами из 9-этажной блочной пластины, 14-этажного точечного здания и двухэтажного торгового комплекса, облицованного стеклянными панелями. Как и на других магистралях района отсутствие какой-либо архитектуры в облике зданий скрашивает обилие зелени на магистралях и во дворах домов.

В октябре 1997 года пересечение Софийской улицы, проспекта Славы и улицы Турку стало называться Гамбургской площадью. Во многом облик площади еще предстоит сформировать.

С запада на восток кварталы северной, более старой части Купчина пересекают улицы Фучика, Белы Куна и Турку. Застройка ул. Фучика в настоящее время еще только формируется. На красную линию улицы жилая застройка не выходит. Здесь расположены медицинские, торгово-складские и промышленные предприятия. В квартале между улицами Белградской и Будапештской нечетная сторона улицы сформирована выходящим на неё правым крылом уже упоминавшегося НИИ Скорой помощи, числящегося по Будапештской улице, д. 3/1.

На участке между Будапештской и Бухарестской улицами территория зарезервирована также под строительство медицинского учреждения. Ныне здесь сохраняется заболоченный пруд - остаток естественного русла Волковки. За Бухарестской улицей расположено заметное здание - краснокирпичный корпус Гуманитарного Университета Культуры, бывшей Высшей профсоюзной школы (д. 15). На Бухарестскую улицу (со значительным отступом со сквером) выходит корпус студенческого общежития, оформленный открытой арочной галереей 1-го этажа. Комплекс сооружен в 1970 - 1992 годах по проекту архитектора Н. Н. Надеждина.

Среди зданий на четной стороне улицы выделяются вновь построенные корпуса из красного кирпича, где располагаются предприятие "Компакт" (д. 4, 1996 - 1997 г.), здание молельного дома религиозной секты иеговистов и производственно-складское здание (2000 - 2001 гг.). Эти здания, построенные по проекту Е. Ф. Шаповаловой, отделяют проезжую часть улицы от южной границы Ново-Волковского кладбища.

Улица Белы Куна на основном своем протяжении от Будапештской улицы до линии Октябрьской железной дороги застроена типовыми блочными девятиэтажками. На нечетной стороне улицы квартал между улицами Турку и Бухарестской, имеющий треугольную форму зарезервирован для строительства гостиницы с вестибюлем станции метро "Международная" в 1-м этаже. Строительство этой станции начато еще в конце 1980-х гг., но в настоящее время заморожено. По принятому ныне плану оно должно быть закончено к 2007 году.

Среди прямоугольной сетки купчинских улиц направление улицы Турку, пересекающей своим широким бульваром жилые кварталы под углом, неординарно. Эта трасса обозначает планировавшееся в 1950- 1960-х гг. направление Южного Обводного канала. Позже от этой идеи отказались, а возникшая широкая магистраль стала продолжением Бассейной улицы, расположенной за Витебской линией железной дороги в Московском районе. В 1987 году она была выделена в самостоятельную улицу и названа в честь финского города-побратима.

Между Белградской и Пражской улицами она представляет собой бульвар с узкими боковыми проезжими дорогами и широкими прогулочными эспланадами.

На пересечении с Будапештской улицей возник сквер с цветниками, на центральной площадке которого в 1980 г. была установлена большая деревянная скульптура талисмана московской Олимпиады-80 - Мишки, утраченная в конце 1980-х гг.

В настоящее время создана благоустроенная пешеходная зона с цветниками, декоративной скульптурой на участке между Бухарестской и Пражской улицами.

За проспектом Славы район пересекает Южное шоссе, сформировавшееся еще в XIX веке. Первоначально оно проходило от сада Куракиной дачи на невском берегу до Красного кабачка в районе Автова и его участки носили названия Куракиной дороги и Краснокабацкого шоссе. В начале XX века Куракина дорога была основной транспортной "магистралью" района. Она, начинаясь у Средней Рогатки, пересекала весь район и выходила к Неве южнее карьера Императорского фарфорового завода и Николаевского сиротского института (Куракиной дачи). На Куракиной дороге примерно посередине между линиями железных дорог на карте 1912 года обозначена бойня.

В 1941 г. Краснокабацкое шоссе, а в 1952 г. и Куракина дорога стали именоваться Южным шоссе, а позже, в 1950 - 1970-х годах ее части были разрознены застройкой новых жилмассивов Невского, Московского и Кировского районов. Ряд участков в этих районах сохранились под новыми именами (Леснозаводская улица - в Невском, Алтайская - в Московском, Краснопутиловская и Красного Казачества - в Кировском) На территории Купчина Южное шоссе сохранилось на всем протяжении, в 1950 - 1970 -х годах оно являлось фактической границей города. Прежде по линии шоссе существовал переезд через пути Витебской железной догоги, а через Волковский канал здесь был переброшен деревянный 4-й Волковский мост. В начале 1970-х гг. при постройке существующих платформ станции "Проспект Славы" сквозной проезд был ликвидирован, а новый одноименный, металлический пешеходный мост сооружен ниже по течению, у входа на платформы.

В 1976 г. участок Южного шоссе от Бухарестской до Белградской улицы, застроенный новыми домами, получил название Альпийского переулка.

Здесь, на берегу Волковки в квартале, прилегающем к Белградской улице, между Альпийским переулком и улицей Димитрова и располагалась историческая деревня Купчино.

С основания Петербурга и его постепенным ростом в город начали тянуться с продуктами крестьяне из деревень. Городские власти увидели в этом повод для увеличения государственных доходов. На дорогах при въезде в столицу установили заставы, на которых с проезжающих взимали пошлину. На Киевском тракте это был пункт Средняя Рогатка. Но мужики - кто был не при деньгах, кто не хотел раскошеливаться, - быстро нашли способ избегать встречи с тогдашними "фининспекторами": не доезжая до Средней Рогатки, сворачивали вправо, на проселочную дорогу, где в верстах в трех от тракта находилась деревушка Купсино, существовавшая с незапамятных времен. Здесь их ожидали питерские торговцы, происходила купля-продажа доставленных продуктов и товаров. Не очень удобное в произношении Купсино постепенно как-то само собой превратилось в Купчино. Рос Петербург, росла деревня. В XIX веке ее населяли главным образом огородники и извозчики. В деревню вела Купчинская дорога - ныне Витебский проспект. К началу XX века деревня стала походить на большое село, разросшись до трех улиц: Старой, Новой и Купчинской, пролегавшей тогда в районе проспекта Славы и Белградской улицы. Появились школа, читальня, кузница. Жители занимались молочным животноводством, выращиванием овощей. Особенно славились купчинские капуста и картофель. В деревне было пожарное депо, где дежурили члены добровольной дружины.

В 1903 году жители деревни решили построить собственный храм и через шесть лет заложили неподалеку от полотна железной дороги (в районе нынешнего д. 46 по Белградской ул.) удивительной красоты деревянную церковь во имя преподобного Герасима. Проект храма был создан в русском стиле архитекторами И. Т. Соколовым и В. В. Сарандинаки. Церковь была закрыта в марте 1938 года и летом того же года снесена. Святыни из неё были переданы в Николо-Богоявленский собор.

Было рядом с деревней Купчино, в южной её оконечности, и свое кладбище. На кладбище была деревянная Троицкая часовня, приписанная к местной церкви. Еще в начале 1990-х годов можно было увидеть в зарослях кустарника у оставшегося от естественного русла Волковки пруда фрагменты разрушенных надгробий.

От городской черты Купчино находилось в трех километрах. Сообщались со столицей на лошадях или пешком, так как железнодорожная платформа еще не существовала. После революции жизнь почти не изменилась, была такой же размеренной и тихой. Только в начале 1930-х годов организовали на купчинских землях колхоз имени Тельмана. Тогда же на линии теперь уже Витебской железной дороги устроили полустанок Купчино, но останавливались на нем далеко не все пригородные поезда. В декабре 1972 года одновременно с пуском новой станции метро "Купчино" - первой в Ленинграде, совмещенной со станцией железной дороги - название "Купчино" стала носить бывшая станция "Витебская" на 12-м километре дороги в районе Купчинских угольных складов, а старая была переименована в "Проспект Славы".

В годы Великой Отечественной войны население деревни эвакуировали в Ленинград, а жилые дома, за исключение трех, оставленных для военных целей, разобрали на топливо. Уже в 1944 году потянулись купчинцы на родные места, поднялись на руинах первые селения. Купчино возродилось, правда, в меньших размерах, чем до войны. Однако существовать деревне оставалось всего 20 лет.

Следующая современная магистраль, пересекающая Купчино с запада на восток - улица Димитрова. На ней, в скверике, расположен памяный знак известному болгарскому политическому деятелю, чье имя присвоено улице в 1964 г. Бронзовый барельеф революционера работы болгарского ваятеля В. Белиевой передан в дар Ленинграду городом-побратимом Пловдивом. Памятник установлен в 1982 г. по проекту архитекторов Д. С. Гольдгора и А. С. Константинова. В 1989 г. рядом установили две стелы с изображениями адмиралтейского кораблика и герба Пловдива, также подаренными болгарами. Так сложился небольшой мемориальный комплекс хорошего художественного уровня.

Примерно напротив этого монумента от ул. Димитрова берет начало Купчинская ул., хранящая в своем имени память о существовавшей здесь старинной деревне.

Тему названий, посвященных именам городов Восточной Европы, продолжает Пловдивская улица. Это имя небольшому проезду, с 1968 г. именовавшемуся Каштановой аллеей, присвоено 3 мая 1984 г. в честь Пловдива - второго по величине и значению города Болгарии. На пересечении Пловдивской и Купчинской улиц установлен памятный камень, на котором начертано "Улица названа в честь болгарского города Пловдива, побратима Ленинграда, в год 40-летия победы социалистической революции в Болгарии".

Широкой полосой с запада на восток Купчино прорезает участок Дунайского проспекта, наименованного в честь крупнейшей восточноевропейской реки в октябре 1968 года. Фактически застройка проспекта начала складываться в 1973 году между Витебской железной дорогой и Загребским бульваром, а спустя 10 лет он был продолжен до Софийской улицы.

В 2003-2004 гг. сооружен путепровод через пути Витебской ж/д, который связал два участка проспекта, которые прежде были разделены высокой железнодорожной насыпью. Проведена и реконструкция самого проспекта, в результате которой тихая зеленая магистраль превратилась в многополосную транспортную артерию.

В южной, более новой части микрорайона в настоящее время формируется крупный торгово-общественный центр в районе Балканской площади, на пересечении крупных городских транспортных потоков.

В 2003 г. на площади, в створе улицы Ярослава Гашека, установлен памятник литературному герою, вышедшему из-под пера этого чешского писателя - Бравому солдату Швейку (скульпторы А. Чаркин, Д. Пахомов, архитектор А. А. Полещук). Йозеф Швейк, стоящий в центре торговой площади на бочке с кружкой пива в руке, становится своеобразной приметой района. Этот памятник, на открытии которого присутствовал внук Я. Гашека, - дань уважения к замечательному чешскому писателю.

На самой улице Я. Гашека расположена клиника МНТК Хирургии глаза. На территории клиники в 2003 г. установлен бюст основателя центра - Святослава Федорова.

За зданиями клиники Св. Фёдорова и кинотеатра "Балканы" проходит тихий Шипкинский переулок длиной в один квартал, появившийся на карте района в конце 1978 г. Он сформирован северными крыльями домов, выходящих на Будапештскую улицу и Загребский бульвар. В 2002 г. между ними был построен высотный "точечный" дом, который приобрел широкую известность из-за строительной ошибки, в результате которой его вертикальная ось была существенно отклонена от допустимой величины. Теперь будущая судьба этой питерской "пизанской башни" не совсем ясна.

Улица Олеко Дундича названа в 1973 г. в честь командира дивизиона будённовской 1-й Конной армии во время Гражданской войны Олеко (Томы) Дундича (1897-1920), хорвата по национальности.

Последней улицей на нашем пути является Малая Балканская. Эта улица одновременно является и западной, и южной границей жилой застройки Купчина. Она начинается у улицы Димитрова, идет на юг, а за ул О. Дундича по плавной дуге поворачивает на 90 градусов и тянется вдоль Соединительной железнодорожной ветки до Малой Карпатской улицы, ограничивающей жилую застройку южного Купчина с востока.

Еще ранее (1968 г.), чем Малая Балканская, была запроектирована Балканская улица, которая должна пройти параллельно ей, ближе к железнодорожным линиям, и выйти к Софийской улице. До сих пор эта улица существует лишь на планах градостроителей. Возможно, ведущиеся в настоящее время работы в районе Балканской площади и Дунайской транспортной развязки и положат начало ее формированию.

* * *

 


А. Разумов, 2003-2005 гг.

 

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz