ВДОЛЬ МОСКОВСКОГО ПРОСПЕКТА.

Часть 1. ОТ  МОСКОВСКИХ  ВОРОТ  ДО  ПУТЕПРОВОДА

 

 

 

Московские триумфальные ворота. Фото 14 марта 2003 г.

    Начнем прогулку по району у величественных Московских триумфальных ворот. Ворота - памятник победам русского оружия в войнах с Польшей, Персией и Турцией (1826 - 1829 годы). Торжественно открыты ворота 16 октября 1838 года. Московские ворота - крупнейшее в мире сооружение из чугуна, памятник высокого классицизма. Двенадцатиколонные, в виде портика дорического ордера ворота - пример синтеза искусств, где в полной мере выражен талант архитектора В. П. Стасова и скульптора Б. И. Орловского, создавшего медные изваяния гениев победы. В 1930-е годы ворота были разобраны, восстановили их по проекту архитектора И. Г. Капцюга в 1959 - 1960 годах.

Фрагменты декора Московских ворот. Фото 9 июня 2005 г.

    Со стороны города перед воротами находилась площадь, обрамленная полукруглой металлической оградой, а с двух сторон колоннады стояли караульные будки. На этом месте была первая по пути в Москву застава или Ближняя рогатка.


Московские триумфальные ворота.
Фото 23 мая 2003 г.

Верстовой столб и
Московские триумфальные ворота.
Фото 15 июня 2004 г.

Памятный знак "Московская Застава".
Фото 15 июня 2004 г.

    Слева от Московских ворот, в юго-восточном углу площади, расположено здание пожарной части с традиционной каланчой. Это было первое новое сооружение, появившееся в 1920-е годы на проспекте, а именно в 1925 году по проекту архитектора Д. П. Бурышкина. В силу скромных размеров здание никак с основным памятником не спорит. Оно неплохо сохранилось, погибло только вытянутое завершение башни, придававшее ей сходство с минаретом. Здание издали кажется то памятником средневековой архитектуры, то современным сооружением с некоторым провинциальным оттенком, то чисто функциональной постройкой. Вблизи картину усложняет обилие неожиданных деталей. Например, над тяжелыми пилонами входа помещен классически правильный (дорический) карниз с модульонами, а над ним - миниатюрные ниши, якобы для статуй. В отличии от дореволюционных пожарных депо, оно была рассчитано уже не на конные упряжки, а на пожарные машины.


Московский проспект 116. Заставская пожарная часть.
Фото 15 июня 2004 г.

Декор фронтона. Ск. Д. П. Бурышкин.
Фото 9 июня 2005 г.

    Еще до революции за Обводным каналом стали возникать промышленные предприятия. Наиболее крупными предприятиями на Забалканском проспекте, так стала называться в 1878 году бывшая Царская дорога до Московских ворот, по которой русская армия ушла из столицы на войну за Балканы и возвратилась с победой, были завод Речкина (сейчас "Вагонмаш" им. Егорова), "Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви" ("Скороход") и появившееся в начале XX века завод "Сименс-Гальскс" (позднее завод "Электросила").


Московский проспект, дома 105, 107.
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, дома 120-124.
Фото 15 июня 2004 г.

Московский проспект, дома 126, 128.
Фото 15 июня 2004 г.

    Вагоностроительное предприятие "Вагонмаш" на Московском проспекте, 115 выпускает вагоны для метрополитенов (с 1968 г.) и железнодорожные вагоны пассажирского парка (почтовые, багажные и др.). Завод основан в 1874 году Д. Смитом как фабрика по производству столярно-механических изделий. С 1897 г. называется Вагоностроительный завод Речкина и К°, с 1918 - 5-й государственный механический и обозный, с 1922 до 1990-х - вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова. Рабочие завода принимали участие в революционном движении, борьбе за Советскую власть. В честь выступления на заводе в июне 1917 г. В. И. Ленина с докладом о международном положении и задачах русской революции на здании установлена мемориальная доска.

Московский проспект. Фасад заводоуправления "Вагонмаша". Фото 9 июня 2005 г.

    Первые советские пассажирские вагоны изготовлены на заводе в 1925 году. В 1937 году мягкий вагон, выпущенный заводом, отмечен золотой медалью и дипломом Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Париже. В 1940 г. изготовлен первый в стране цельнометаллический вагон. В 1941 - 1945 гг. около 800 работников завода сражались на фронтах, завод полностью перешёл на производство военного снаряжения и боеприпасов, были организованы бригады по ремонту танков в полевых условиях. После войны на заводе спроектировано и изготовлено большое число типов вагонов. С конца 80-х гг. проводится техническое перевооружение и реконструкция предприятия. На территории завода установлен памятник В. И. Ленину (1974 г., скульпторы А. И. Далиненко, Г. Д. Ястребенецкий, архитектор Г. М. Вланин), стела работникам завода, павшим в годы блокады и на фронтах (1974 г., архитектор В. Н. Громов).


Московский проспект, дома 128 и 130
на углу Заставской ул.
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, дома 132, 134.
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, дома 136, 138.
Фото 9 июня 2005 г.


Московский проспект, д. 138.
Фото 15 июня 2004 г.

Московский проспект, д. 138.
Фото 9 июня 2005 г.

    На углу Колмовской улицы (теперь это переулок Глеба Успенского) находилась церковь Преображения Господня. Сейчас на этом месте стоит Театр Сказки (д. 121), а до войны был Дом Пионеров, в котором формировалась 2-я дивизия Народного ополчения, защищавшая Пулковские высоты. Об этом событии рассказывает мемориальная доска на стене здания.

Московский проспект, д. 121. Фото 9 июня 2005 г.


Московский проспект, д. 125,
угол ул. Г. Успенского.
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, дома 140-150.
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, д. 150.
Арх. Б.Н. Журавлёв.
Фото 9 июня 2005 г.

    Московский проспект, 129 - это здание Московского райсовета, построенное в 1930 - 1935 гг. архитектором И. И. Фоминым совместно с Б. М. Серебровским и В. Г. Даугулем. Образ и стиль этого комплекса необычен и своеобразен. Форма здания подчеркнуто ассиметрична. Мощный цилиндр главного объема, увенчанный короной из обелисков, прорезан вертикалью входной части. Образ этой доминирующей части чем-то напоминает примеры древнеримской архитектуры, в частности Колизей. Протяженный горизонтальный корпус Дома Советов, отодвинутый в глубь участка, контрастирует с цилиндром и как бы вырастает из него. Здание ограничено северным крылом, выходящим на Московский проспект. Эта часть фиксирует, зрительно закрепляет границу комплекса. Фасады, как цилиндрической, так и заглубленной частей, разделены горизонталями оконных проемов, объединенных в определенном ритме.

Здание Московского райсовета. Фото 9 июня 2005 г.

    Внутренний двор цилиндрической части был перекрыт большим стеклянным фонарем в форме конуса. Позднее, в начале 1970-х гг., форма и конструкция этого фонаря были изменены и существуют в этом виде и в настоящее время. Здание стало определенным этапом развития ленинградского зодчества тех лет. В этом здании функциональность сочетается с оригинальностью образного решения.

Здание Московского райсовета. Фото 3 июня 2003 г. и 18 мая 2004 г.

    На противоположной стороне проспекта (д. 152) расположено здание ДК имени Ильича - программное произведение стиля конструктивизма, господствовавшего в молодой Советской России в 1920-е годы и вдохновляемого известными художниками и архитекторами того времени, лидерами которых были К. Малевич, В. Татлин, Я. Чернихов и многие другие. Зародившийся в России, этот стиль под названием "функционализм" прочно вошел в архитектуру ХХ века стран Западной Европы, у нас же уступил в 1930-х годах место "сталинскому ампиру" - неоклассицизму периода 1930 - 1950-х годов. Многие здания конструктивизма были перестроены, имена архитекторов, творивших в этом стиле полузабыты. Так автором здания ДК Ильича был молодой ленинградский архитектор Н. Ф. Демков - зодчий, о котором известно крайне мало.

Здание ДК им. Ильича. Фото 9 июня 2005 г.


Московский проспект, д. 131.
Магазин "Максидом".
Фото 9 июня 2005 г.

Московский проспект, д. 133.
Фото 9 июня 2005 г.

    Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги, сооружен в 1954 - 1955 г. по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани.


Декоративный элемент виадука.
Фото 9 июня 2005 г.

Колонна около виадука.
Фото 9 июня 2005 г.

 

Далее >

 


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.)

 

 

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz