|
В 1910 году к югу от Московской заставы, между Балтийской и
Варшавской линиями железной дороги (последняя проходила по нынешней Варшавской улице) был
сооружён Корпусной аэродром, один из первых в России. Название его велось от проходившего
в этом районе Корпусного шоссе. В северной части Корпусного аэродрома были выстроены эллинги
для дирижаблей, ангары и служебные постройки, взлётная полоса простиралась от современной
Благодатной улицы до современной улицы Победы. С 1911 г. на Корпусном аэродроме ежегодно
проводились конкурсы-полёты аэропланов отечественной конструкций, отсюда в том же году
взяли курс на Москву 9 самолетов. С весны 1913 г. на аэродроме базировалась 1-я авиационная
рота. В июне 1914 г. с Корпусного аэродрома стартовал самолёт "Илья Муромец" И. И. Сикорского,
совершивший рекордный полёт по маршруту Петербург - Киев (преодолел свыше 1 тыс. км за 12
часов 50 минут). Здесь был собран и опробован крупнейший в мире аэроплан "Русский витязь".
В годы 1-й мировой войны на Корпусном аэродроме проходили подготовку военные
лётчики. В 1920-х гг. Корпусной аэродром - главный аэродром гражданской авиации Петрограда
- Ленинграда. После того как в 1932 г. аэродром был переведен в Пулково, на Корпусном
аэродроме вплоть до 1941 года располагалась база Ленинградского аэроклуба, при котором
работали авиационная и парашютная школы, планёрная станция. В эти годы здесь трудился
прославленный летчик В.П. Чкалов.
В 1930-х гг. по соседству с Корпусным аэродромом располагалось Конструкторское бюро ГВФ,
использовавшее аэродром как лётно-испытательную станцию. В августе 1941 г. в мастерских
эвакуированного КБ разместилась ремонтная база 13-й Воздушной армии (вскоре из-за
систематических обстрелов она была переведена на Комендантский аэродром).
С начала 1960-х гг. территория Корпусного аэродрома превратилась в район
массового жилого строительства, главной магистралью которого стал Новоизмайловский проспект.
Руководителем проекта планировки и строительства микрорайона стал известный ленинградский
архитектор С. Б. Сперанский. Застройка проспекта и прилегающих к нему кварталов выполнялась
в период, когда в архитектуре властвовала крайняя скудость выразительных средств. Основу
кварталов составили 5-этажные крупнопанельные дома первых серий. Для Новоизмайловского
проспекта был специально спроектирован также 12-этажный типовой "точечный" жилой дом,
благодаря которому была достигнута некоторая ансамблевость застройки, основанная на
впервые примененном тогда в городе ритмическом повторении разновысотных групп зданий.
Новоизмайловский пр. Фото 11 сентября 2005 г.
В квартале, ограниченном Бассейной, Кубинской и Кузнецовской
улицами и Новоизмайловским проспектом был разбит парк, в память о Корпусном аэродроме
получивший название Парк Авиаторов.
Парк Авиаторов. Фото 11 сентября 2005 г.
В центральной части парка на островке посреди большого
пруда в 1968 г. на железобетонном постаменте был установлен боевой истребитель МИГ-19
времен Великой отечественной войны. Памятник летчикам Корпусного аэродрома был выполнен
инженером Д.И. Рыбиным, при участии архитекторов А.С. Червяковой и С.А. Ушакова.
Парк Авиаторов. Памятник героям-летчикам. Фото 11 сентября 2005 г.
Парк Авиаторов. Пруд и памятник героям-летчикам. Фото 11 сентября 2005 г.
На противоположной стороне проспекта в 1970-х гг.
началось возведение межвузовского студенческого городка, включающено в себя студенческие
общежития, медицинские, культурно-развлекательные и социально-бытовые предприятия.
К сожалению, замысел этого городка до конца осуществлен не был.
На пересечении Новоизмайловского пр. с Ленинским
проспектом и Краснопутиловской улицей сформировалась площадь Конституции. Создание
ее архитектурного облика началось со строительства в 1968 г. кинотеатра "Меридиан"
по типовому проекту. На западной стороне площади для размещения проектных институтов
в 1974 и 1982 годах были выстроены два одинаковых по архитектурному решению здания.
Автором их проекта стал архитектор Г.Л. Бадалян. В 1990-х годах формирование площади
было продолжено - возведен офисный комплекс на углу Новоизмайловского проспекта и
Краснопутиловской ул.; начато строительство зданий на южной стороне площади.
Еще одним местом приложения сил архитекторов с 1980-х
гг. до наших дней стала территория бывшего полотна Варшавской железнодорожной линии.
В 1970-х годах Варшавская улица представляла собой широкий бульвар, сформировавшийся
после демонтажа в конце 60-х гг. этой ветки, но в начале 1980-х было решено поэтапно
застраивать западную сторону улицы новыми разноэтажными зданиями. Первые дома,
возведенные на участке от Бассейной ул. до ул. Победы, приняли жильцов к 1984 году,
а строительство продолжилось в южном направлении.
2005 г., фото А. Разумов (2005 г.)
|