МОСКОВСКИЙ РАЙОН.

Западные кварталы

 

 

    В 1910 году к югу от Московской заставы, между Балтийской и Варшавской линиями железной дороги (последняя проходила по нынешней Варшавской улице) был сооружён Корпусной аэродром, один из первых в России. Название его велось от проходившего в этом районе Корпусного шоссе. В северной части Корпусного аэродрома были выстроены эллинги для дирижаблей, ангары и служебные постройки, взлётная полоса простиралась от современной Благодатной улицы до современной улицы Победы. С 1911 г. на Корпусном аэродроме ежегодно проводились конкурсы-полёты аэропланов отечественной конструкций, отсюда в том же году взяли курс на Москву 9 самолетов. С весны 1913 г. на аэродроме базировалась 1-я авиационная рота. В июне 1914 г. с Корпусного аэродрома стартовал самолёт "Илья Муромец" И. И. Сикорского, совершивший рекордный полёт по маршруту Петербург - Киев (преодолел свыше 1 тыс. км за 12 часов 50 минут). Здесь был собран и опробован крупнейший в мире аэроплан "Русский витязь".
    В годы 1-й мировой войны на Корпусном аэродроме проходили подготовку военные лётчики. В 1920-х гг. Корпусной аэродром - главный аэродром гражданской авиации Петрограда - Ленинграда. После того как в 1932 г. аэродром был переведен в Пулково, на Корпусном аэродроме вплоть до 1941 года располагалась база Ленинградского аэроклуба, при котором работали авиационная и парашютная школы, планёрная станция. В эти годы здесь трудился прославленный летчик В.П. Чкалов. В 1930-х гг. по соседству с Корпусным аэродромом располагалось Конструкторское бюро ГВФ, использовавшее аэродром как лётно-испытательную станцию. В августе 1941 г. в мастерских эвакуированного КБ разместилась ремонтная база 13-й Воздушной армии (вскоре из-за систематических обстрелов она была переведена на Комендантский аэродром).
    С начала 1960-х гг. территория Корпусного аэродрома превратилась в район массового жилого строительства, главной магистралью которого стал Новоизмайловский проспект. Руководителем проекта планировки и строительства микрорайона стал известный ленинградский архитектор С. Б. Сперанский. Застройка проспекта и прилегающих к нему кварталов выполнялась в период, когда в архитектуре властвовала крайняя скудость выразительных средств. Основу кварталов составили 5-этажные крупнопанельные дома первых серий. Для Новоизмайловского проспекта был специально спроектирован также 12-этажный типовой "точечный" жилой дом, благодаря которому была достигнута некоторая ансамблевость застройки, основанная на впервые примененном тогда в городе ритмическом повторении разновысотных групп зданий.

Новоизмайловский пр. Фото 11 сентября 2005 г.

    В квартале, ограниченном Бассейной, Кубинской и Кузнецовской улицами и Новоизмайловским проспектом был разбит парк, в память о Корпусном аэродроме получивший название Парк Авиаторов.

Парк Авиаторов. Фото 11 сентября 2005 г.

    В центральной части парка на островке посреди большого пруда в 1968 г. на железобетонном постаменте был установлен боевой истребитель МИГ-19 времен Великой отечественной войны. Памятник летчикам Корпусного аэродрома был выполнен инженером Д.И. Рыбиным, при участии архитекторов А.С. Червяковой и С.А. Ушакова.

Парк Авиаторов. Памятник героям-летчикам. Фото 11 сентября 2005 г.

Парк Авиаторов. Пруд и памятник героям-летчикам. Фото 11 сентября 2005 г.

    На противоположной стороне проспекта в 1970-х гг. началось возведение межвузовского студенческого городка, включающено в себя студенческие общежития, медицинские, культурно-развлекательные и социально-бытовые предприятия. К сожалению, замысел этого городка до конца осуществлен не был.
    На пересечении Новоизмайловского пр. с Ленинским проспектом и Краснопутиловской улицей сформировалась площадь Конституции. Создание ее архитектурного облика началось со строительства в 1968 г. кинотеатра "Меридиан" по типовому проекту. На западной стороне площади для размещения проектных институтов в 1974 и 1982 годах были выстроены два одинаковых по архитектурному решению здания. Автором их проекта стал архитектор Г.Л. Бадалян. В 1990-х годах формирование площади было продолжено - возведен офисный комплекс на углу Новоизмайловского проспекта и Краснопутиловской ул.; начато строительство зданий на южной стороне площади.
    Еще одним местом приложения сил архитекторов с 1980-х гг. до наших дней стала территория бывшего полотна Варшавской железнодорожной линии. В 1970-х годах Варшавская улица представляла собой широкий бульвар, сформировавшийся после демонтажа в конце 60-х гг. этой ветки, но в начале 1980-х было решено поэтапно застраивать западную сторону улицы новыми разноэтажными зданиями. Первые дома, возведенные на участке от Бассейной ул. до ул. Победы, приняли жильцов к 1984 году, а строительство продолжилось в южном направлении.

 


2005 г., фото А. Разумов (2005 г.)

 

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz