Невский район. От Cортировки до Обуховского завода.

 

 

    В 40-х гг. XIX в. по западной окраине Щемиловки и Белевского поля прошла линия Петербурго-Московской ж.д. На ней ныне расположены сооружения товарной станции СПб-Московская-Сортировочная.

Московская-Сорировочная ул., 18. Центральный офис станции. Фото 1 июля 2005 г.

Московская-Сорировочная ул. Деревянные бараки путейцев. Фото 1 июля 2005 г.


Депо ст. Московская-Сорировочная.
Бюст В.И. Ленина.
Фото 1 июля 2005 г.

Депо ст. Московская-Сорировочная.
Стела сотрудникам, погибшим в 1941-1945 гг.
Фото 1 июля 2005 г.

    При входе на территорию депо станции установлен паровоз "Серго Орджоникидзе", который в 1948 г. вручен машинисту П.А. Федорову, проведшему в 1943 г. первый состав из блокадного Ленинграда по временной железнодорожной линии, проложенной по льду Ладоги. Эта серия паровозов положила начало послевоенной модернизации железнодорожного транспорта и стала технической основой движения "пятисотников тяжеловесников".

Депо ст. Московская-Сорировочная. Паровоз "Серго Орджоникидзе". Фото 1 июля 2005 г.

    Здесь же стоит масса другой, отслужившей свой век железнодорожной техники:

Депо ст. Московская-Сорировочная. Паровоз "Транссибирского экспресса". Фото 1 июля 2005 г.

Депо ст. Московская-Сорировочная. Паровозы и паровозные тендеры. Фото 1 июля 2005 г.

Депо ст. Московская-Сорировочная. Сооружения депо. Фото 1 июля 2005 г.

    В 1972-1974 гг. над путями станции был сооружен самый длинный в городе путепровод, соединивший Ивановскую улицу с проспектом Славы во Фрунзенском районе.

Невский путепровод. Фото 1 июля 2005 г.

    Пилоны путепровода украшают барельефы, выполненные скульптором Л.Л. Михайленком. Их памятные композиции посвящены выступлениям рабочих Невской заставы в мае 1901 г. (Обуховской обороне) и прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 г.

Невский путепровод. Пилоны. Фото 1 июля 2005 г.

    Белевское поле - местность на левом берегу Невы, к югу от Щемиловки. В XVIII - начале XX вв. - обширный пустырь, по восточной стороне которого проходил Шлиссельбургский тракт (ныне просп. Обуховской Обороны). Часто эта местность также именуется Леснозаводской - от названия деревни, располагавшейся на берегу Невы, в районе современного Речного вокзала. Это название сохранилось до сих пор в имени проходящей здесь улицы.

Парк "Куракина Дача". Фото 4 января 2003 г. и 7 мая 2004 г.

    В конце XVIII - начале XIX вв. в восточной части Белевского поля, вблизи деревни Леснозаводской, сооружена так называемая Куракина дача и разбит обширный сад. Во 2-й половине XIX века на даче размещалось малолетнее отделение Петербургского сиротского института.
    В 1945 - 1948 гг. на Белевском поле сооружён квартал малоэтажных жилых домов для завода "Большевик" (арх. А. В. Жук, И. И. Фомин). Это был первый опыт проектирования и строительства малоэтажного жилья в послевоенном Ленинграде.

Белевское поле (ул. Седова, д. 89-91). Фото 4 января 2003 г.

    Авторам пришлось столкнуться с большими трудностями - на участке отсутствовала инженерная подготовка, он был лишен растительности и удален от городских дорог. Квартал этот был в значительной мере построен. Сегодня, спустя более чем полвека, эта малоэтажная застройка привлекает своей сомасштабностью человеку.
    По просп. Александровской Фермы кварталы бывшего Белевского поля граничат с территорией Еврейского Преображенского кладбища (просп. Александровской Фермы, 66а). Площадь его - 27,4 га. Открыто в 1875 как еврейское отделение Преображенского кладбища (ныне кладбище памяти Жертв 9 Января). Ранее (с 1802) еврейский участок существовал на Волковском лютеранском кладбище. К открытию Еврейского кладбища сооружен деревянный молитвенный дои (дом омовения и отпевания), в 1908 - 1909 гг. он заменён каменным по проекту архитектора Я. Г. Гервица.

Просп. Александровской Фермы. Синагога Преображенского кладбища. Фото 7 мая 2004 г.

    Среди похороненных на Еврейском кладбище: скульптор М. М. Антокольский, предприниматель и общественный деятель С. С. Поляков, учёный-востоковед, издатель и меценат Д. Г. Гинцбург, художник С. Л. Абугов, историк И. Д. Амусин, революционерка В. К. Слуцкая, архитектор М. А. Хидекель, врач А. Я. Штернберг и др. На Еврейском кладбище - братские могилы моряков Балтийского флота, павших в годы Великой Отечественной войны, и ленинградцев, погибших в блокаду.
    За полотном Московской железной дороги расположено кладбище Памяти Жертв 9 января (до 1925 г. - Преображенское). Его площадь - 76 га. Открыто в 1872 после освящения деревянной церкви Преображения (архитектор П. Ю. Сюзор) - отсюда прежнее название. В XIX - начале XX вв. кладбище - место захоронения беднейших жителей Петербурга.

Покровский старообрядческий храм (б. церковь Александра Невского). Фото март 2002 г. и 22 февраля 2005 г.

    В 1888 г. в его составе выделено воинское отделение (место захоронения умерших солдат гарнизона Петербурга), где в 1895 - 96 гг. по проекту военного инженера В. А. Колянковского сооружена каменная церковь во имя Александра Невского "в память Бозе почившего Императора Александра Александровича, в царствовании которого войсковые кладбища повсюду приведены в состояние современного благоустройства". Она представляет собой типичное сооружение в "русском стиле". В церкви отпевали умерших солдат Петербургского гарнизона. Храм был великолепно украшен, её иконостас был сделан из темного дуба, на стенах размещались иконы, среди которых было много пожертвованных разными воинскими частями. Закрытая в мае 1938 года и переданная строительно-бытовой конторе Московского РЖУ, в последующие годы она была сильно повреждена. Церковь была передана в 1983 году старообрядческой православной общине Белокриницкого согласия и восстановлена к концу 1980-х годов. Храм повторно освящен в 1988 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
    В 1903 - 1905 гг. на кладбище построена деревянная Казанская церковь (не сохранилась). В годы 1-ой мировой войны на кладбище хоронили солдат, умерших в госпиталях Петербурга (т.н. Братское кладбище Жертв Великой европейской войны). В 1881 на кладбище тайно похоронены организаторы и участники покушения на императора Александра II, в 1905 г. - жертвы расстрела мирной демонстрации рабочих - отсюда современное название.

Памятник Жертвам 9 Января. Фото 22 февраля 2005 г.

    В 1931 открыт памятник Жертвам 9 Января (скульптор М. Г. Манизер, архитектор В. А. Витман).
    Среди похороненных на кладбище - поэт Л. Ларонзон, артист М.А. Куни, академик И.И. Презент,полярник В.Х. Буйницкий, участники Обуховской обороны 1901 А.И. Ермаков и Е.Д. Ямпольская, инженер и изобретатель Е.С. Фёдоров и многие другие.

Братское воинское захоронение на кладбище Жертв 9 Января. Фото 22 февраля 2005 г.

    На кладбище - братские могилы воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, и ленинградцев, погибших в блокаду.

Бывш. село Александровское. Улица Бабушкина. Фото 7 мая 2004 г.

    Александровское, местность на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля. Название от бывшего села (возникло в XVIII в.). В конце XVIII в. в Александровском основалась Александровская казённая мануфактура, в 1817 г. - карточная фабрика Воспитательного дома, в 1825 г. - Александровский механический и чугунолитейный завод, в 1863 г. - Обуховский завод. В середине XIX в. в Александровском существовала земледельческая ферма (отсюда название проспекта Александровской Фермы и Ново-Александровской улицы). Со 2-й половины XIX в. Александровское - рабочий район, один из центров революционного движения в Петербурге. В Александровском произошли основные события "Обуховской обороны" 1901 года.

Просп. Обуховской Обороны. Корпуса Обуховского завода. Фото 26 мая 2004 г.

    Обуховский завод основан в 1863 г. Товариществом П. М. Обухова, Г. С. Кудрявцева и Н. И. Путилова как сталелитейное предприятие. С 1869 г. называется Обуховский завод. В 1886 году завод был куплен казной. В техническом отношении принадлежал к числу наиболее передовых предприятий, однако не имел чёткой специализации. Здесь выпускались 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, стальное, медное и чугунное литьё, пароходные коленчатые валы, хирургические и чертёжные инструменты, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России и др. Деятельность завода тесно связана с именем учёного-металлурга Д. К. Чернова, работавшего на заводе в 1866 - 1880 г. Ему посвящена мемориальная доска на одном из корпусов предприятия, его именем названа улица, выходящая к заводу. В 1872 г. завод первым в России освоил производство бессемеровской, в 1878 г. - мартеновской стали. В 1905 г. под руководством учёного-кораблестроителя A. Н. Крылова здесь создана оптическая мастерская, в которой впервые в России освоено изготовление основных оптических приборов: прицелов, стереотруб, панорам, призматических биноклей. Успехи завода подтверждались высшими наградами на выставках: Парижской 1867 г., Всероссийской 1870 г., Московской 1871 г., Венской 1873 г., Филадельфийской 1876 г., Московской политехнической 1882 г., Нижегородской 1896 г., Всемирной парижской 1900 г., Московской лиги обновления флота 1908 г., Американской 1912 г.
    "Обуховская оборона" - принятое в литературе название забастовки рабочих Обуховского сталелитейного завода, одно из первых массовых политических выступлений российского пролетариата. В 1901 на Обуховском заводе действовало около 20 социал-демократических кружков, которые охватывали около 150-200 человек, а также несколько эсеровских кружков. Наиболее активными в политической работе были рабочие А. И. Гаврилов, А. И. Ермаков, С. В. Шотман, С. В. Малышев, А. А. Манн, Н. И. Юников. Первомайские выступления были подготовлены газетой "Искра". "Общероссийский майский листок", изданный ею, распространён и среди питерских рабочих. В маёвке на Обуховском заводе участвовало до 1500 рабочих. Администрация завода уволила 26 "зачинщиков" маёвки. Руководители кружков призвали возмущённых рабочих к забастовке. Одновременно маёвки состоялись на 14 предприятиях Выборгской стороны и Невской заставы. 7 мая тысячи рабочих невских предприятий собрались у проходной Обуховского завода. Они потребовали внесения 1 мая в табель праздников, освобождения арестованных, восстановления уволенных, введения 8-часового рабочего дня, отмены сверхурочных, ночных и праздничных работ, увольнения ряда административных лиц и др. К забастовке присоединились рабочие Александровского завода, карточной фабрики и др. Тысячи рабочих вышли на Шлиссельбургский тракт перед Обуховским заводом. Около шлагбаумов (через Шлиссельбургский тракт к заводу проходила узоколейка) появились конная полиция и войска, вызванные администрацией завода. Рабочие, которые оборонялись лишь камнями, дровами, кипятком и железными прутьями, вынуждены были отступить к флигелям карточной фабрики. Забастовкой руководил социал-демократический кружок во главе с К. И. Ивановым, Шотманам, Юниковым. Только к вечеру полиция и роты Омского полка, вызванного из Петербурга, восстановили "порядок". 8 рабочих были убиты, многие ранены. 8 мая в поддержку обуховцев забастовали рабочие других петербургских заводов. В июне они обратились к пролетариям других городов России с листовкой-призывом: "Долой самодержавие, долой царящий над нами произвол!". Над участниками "Обуховской обороны" был организован суд. Из 800 арестованных большинство выслано, 29 человек приговорены к каторге.
    Участок Шлиссельбургского тракта у Обуховского завода (проспект Села Александровского) в память об "Обуховской обороне" в 1931 году был назван проспектом Памяти Обуховской Обороны; в 1952 г. название проспект Обуховской Обороны распространилось на всю магистраль от Александро-Невской лавры до села Рыбацкого (бывшие Шлиссельбургский просп. + проспект Села Смоленского + просп. Крупской + просп. Села Володарского + просп. Памяти Обуховской Обороны + просп. Деревни Мурзинки). В память событий "Обуховской обороны" на углу проспекта и ул. Чернова сооружён памятный знак.
    С 1922 г. Обуховский завод назывался "Большевик". С 1925 г. здесь велась разработка технической документации и изготовление опытных образцов советского танка МС-1 (к 1 мая 1929 г. выпущено 30 танков). В годы первых пятилеток завод выполнял заказы Волховстроя, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, обеспечивал поковками и отливками турбо- и генераторостроение, нефтяную и химическую промышленность. В 1930-х гг. разрабатывались самоходные артиллерийские установки, создавалась отечественная тяжёлая артиллерия, особенно для ВМФ. В 1934 для первой очереди Московского метрополитена завод поставил большое количество эскалаторов, проходческих щитов, колец тюбингов. В 1937 г. изготовил стальные каркасы для рубиновых кремлёвских звёзд. В 1938 - 1941 гг. директором завода был Д. Ф. Устинов, ставший в годы войны наркомом вооружения. В 1941 - 1945 гг. свыше 5 тыс. работников ушли на фронт, 200 - в партизанские отряды. Был сформирован полк народного ополчения, рабочий батальон, 5 партизанских отрядов. На заводе выпускали и ремонтировали военную технику, изготовляли снаряды, мины и т. д. В феврале 1945 г. завод начал выпускать сельскохозяйственную технику, в 1948 г. возобновил изготовление тюбингов для Московского и Ленинградского метрополитенов, продолжая работать и над оборонными заказами. На территории предприятия установлены бронзовый памятник Ленину (1931 г., скульптор В. В. Козлов, авторская копия памятника перед зданием Смольного), памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны (1985 г., скульптор В. И. Бажинов, архитектор Ж. М. Вержбицкий).

Свято-Троицкий храм ("Кулич и Пасха"). Фото 3.03.2003 г.

    В центре села Александровского расположена церковь, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 - 1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы.
    С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие.

Свято-Троицкий храм ("Кулич и Пасха"). Фото 3.03.2003 г.

    С 1917 г. село Александровское - в черте Петербурга. В 1920-х гг. началась реконструкция Александровского, построены многочисленные жилые дома, благоустроен берег Невы. В те же годы по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха на проспекте Обуховской Обороны, 223 был сооружен Дворец культуры им. В. И. Ленина. Это крупное общественное здание с широким набором внутренних помещений различного назначения.

Речной вокзал. Фото 2 сентября 2003 г.

    В 1962 - 1974 гг. на проспекте Обуховской Обороны, 195, на берегу Невы, поднялся комплекс зданий Речного вокзала, сооруженный по проекту В. В. Попова, И. Н. Кускова, Е. Д. Розенфельда, Т. Ф. Тарыкиной и инженера Б. Ф. Семина, с шестнадцатиэтажной гостиницей.
    Комплекс, основанный на контрастном сочетании крупных объемов, стал невскими воротами города.
    Крупной градостроительной работой последних лет здесь стала застройка площади на пересечении улиц Бабушкина, Шелгунова и проспекта Александровской Фермы - с выходом на Неву у Речного вокзала. Многоэтажные жилые дома здесь были построены в 1974 - 1998 годах по проекту А. В. Аланнэ, О. М. Климентовой и Н. А. Афошина. В 1996 - 1998 гг. сооружены дома со встроенными учреждениями на проспекте Обуховской Обороны за Речным вокзалом.

Монумент революционным деятелям Невской заставы. Фото 2 сентября 2003 г.

    В 1970 - 1974 гг. коллективом авторов под руководством архитекторов А. Д. Левенкова и П. И. Мельникова на ул. Шелгунова, 23 был создан монументальный архитектурный комплекс - памятник революционным деятелям Невской заставы.
    Это высокий гранитный парапет с пилоном и пять пилонов с бюстами революционеров. Автор постаментов - архитектор В. С. Васильковский, над бюстами работал коллектив скульпторов. Здесь сохраняется и небольшой двухэтажный деревянный дом под № 23 по Ново-Александровской улице. В нем жил рабочий Обуховского завода В. А. Шелгунов, один из активных организаторов марксистских кружков, которые здесь в 1894 - 1895 г. проводил В. И. Ленин. В 1960 г. на фасаде дома установлена мемориальная доска, а в самом доме открыт Народный музей революционной истории Невской заставы. Рядом воссоздан уголок дореволюционной заставы - с булыжной мостовой, скамьей и старым фонарем, какие некогда по вечерам тускло освещали улицы рабочей окраины.

 

< На предыдущую Далее >>

 


А. Разумов, 2005 г., фото автора (2001-2005 гг.)
При написании комментариев использованы книги В.Г. Исаченко "Архитектура Санкт-Петербурга", сборник "Зодчие Санкт-Петербурга ХХ века" (под ред. В.Г. Исаченко), "Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга" и др. издания и материалы.

 

 

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz