Финляндский железнодорожный мост, через Неву, расположен на Финляндской соединительной дорожной ветке, служащей северной границей района. На левом берегу проходит над проспектом Обуховской Обороны, на правом - над Октябрьской набережной. Построен в 1910-13 гг. (инженер Н. А. Белюбский, Г. Г. Кривошеин, И. Г. Александров, архитектор В. П. Апышков). Мост двухпутный, русло перекрыто четырьмя одинаковыми железными пролётными строениями в виде арок с затяжками и разводным пролётом посредине. На левом берегу устроена рамная эстакада из железобетона длиной около 610 м (проект фирмы "Христиани", Дания), на правом - металлический путепровод. Общая длина с подходами около 1130 м. В 1983 - 87 гг. параллельно старому мосту с низовой стороны сооружён новый (главный инженер проекта О. Ю. Русин). Пролётные строения (длина 110 м, вес 540 т.) собраны на берегу, затем на специальных понтонах по воде доставлены к месту установки на опоры.
Церковь во имя прославленной чудесами иконы
Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)" неподалеку от
левобережного устоя моста (просп. Обуховской Обороны 22-24) возведена в 1894
- 1898 годах на народные деньги. 23 июля 1888 во время страшной грозы, молния
ударила в деревянную Тихвинскую часовню, стоявшую здесь, спалив все иконы,
находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех
Скорбящих Радости" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии
мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований
прихожан. Император Александр III после этого почтил своим посещением окраину и
повелел возвести здесь храм для сохранения иконы рядом с местом, где находилась
Тихвинская часовня. Церковь строилась для жителей расположенного в этой
части невского левобережья Стеклянного городка - поселения стеклянного завода,
на земле, принадлежавшей Кабинету Его Императорского Величества. Храм был
построен исключительно на частные пожертвования. Архитекторы А. И. фон Гоген и
А. В. Иванов создали живописную церковь в стиле "узорочной"
архитектуры Москвы XVII века. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет,
имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые
шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками,
были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого
цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного
декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения:
сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер
церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора.
Большой пятикупольный каменный храм с многоярусной колокольней был торжественно
освящен 2 августа 1898 года. Церковь во имя Скорбященской иконы Божией Матери
была одной из самых посещаемых и любимых церквей Петербурга - Петрограда.
На месте старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы в 1906 - 1909
годах была возведена новая. Она выдержана в том же характере, что и церковь;
за образец А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в
Путинках середины XVII века.
Изящная церковь с легкой шатровой колокольней, нарядными галереями
и декоративным пятиглавием на поясах кокошников варварски снесена 26 ноября 1932
года.
Сохранилась, правда без шатровых завершений,
лишь часовня при ней. После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 - 1938 годах
часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в
ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО.
Чудотворный образ Скорбященской (Петербуржской) Божией Матери был спасён
прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич
и Пасха", где и находится в настоящее время.
В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с часовней
передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого
Зеленецкого мужского монастыря. В 1996 году получено благословение правящего
архиерея на восстановление храма, произведена расчистка фундамента. Ведутся работы
по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве храма.
Вдоль левого берега Невы протянулась самая длинная магистраль Петербурга - проспект Обуховской Обороны.
На нечетной стороне проспекта выделяется сталинское здание с башней (д. 39) на углу улицы Книпович.
В северной части района расположено
много промышленных предприятий. "Невский завод" им. В. И. Ленина (просп. Обуховской
Обороны, 51) - производственное объединение, ведущее в стране в области крупного
турбокомпрессоростроения, выпускающее компрессорные и газоперекачивающие агрегаты
для чёрной металлургии, химической и газовой промышленности, сложное стальное и
чугунное литьё и поковки. Головное предприятие объединения - Невский
машиностроительный завод основан в 1857 на месте небольшого чугунолитейного
предприятия инженерами П. Ф. Семянниковым и В. А. Полетикой.
Старые корпуса завода, возведенные в 1857 и 1863 - 1864 гг. по
проекту архитектора Р. Р. Генрихсена, являются характерным примером краснокирпичной
промышленной архитектуры. Объединение имеет стадион, народный музей. Перед зданием
заводоуправления в 1926 г. установлен первый в Ленинграде бронзовый памятник Ленину
(скульптор М. Я. Харламов).
Между проспектом Обуховской Обороны
и берегом Невы здесь расположено здание Дворца культуры "Невский" (д. 32). Еще
в 1953 - 1954 гг. архитекторами Е. А. Левинсоном и Б. Григорьевым был
разработан проект клуба им. Ленина. Однако тогда заложили лишь фундамент здания,
которое должно было быть сходно со зданием Биржи на Стрелке Васильевского
острова. Строительство возобновилось лишь в 1964 г., однако проект его был
авторами (совместно с Ю. И. Земцовым) переработан в духе новых архитектурных
веяний. Здание Дворца культуры, сооружение которого завершилось к 1972 г.,
выделяется выразительными формами, наклонным покрытием и заглубленным
стеклянным фойе. Прекрасная функциональная организация дворца - несомненная
удача его авторов.
К югу располагается историческая территория села Смоленского.
Прежде в центре села Смоленского, простиравшегося на две версты от городской
границы до села Михаила Архангела при Александровском механическом заводе.
Когда-то это была пустынная местность, которая начала заселяться с 1860-х
годов при устройстве здесь заводов и фабрик и дешевой распродаже крестьянами
деревни Смоленки своих земельных участков. В "память избавления от покушения
на императора Александра II - 2.03.1879" по проекту М. А. Щурупова в 1879 -
1882 годах здесь был выстроен каменный храм (на месте дд. 83-85 по просп.
Обуховской Обороны). 7 марта 1882 года был освящен главный престол церкви во
имя Смоленской иконы Божией Матери. В конце того же года были освящены
приделы Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. В 1883
году была построена внушительная колокольня, тогда же возведена часовня в
церковной ограде. Храм имел в плане форму креста с небольшими выступами для
алтаря и притворов. В целом он был типичным образцом условного "византийского
стиля", с некоторыми элементами его интерпретации. Над храмом возвышался
восьмигранный купол диаметром около 10 метров, который венчала позолоченная
луковичная главка с восьмиконечным крестом. Смоленская церковь была одной из
примечательных в системе храмов, расположенных вдоль Шлиссельбургского тракта.
В июне 1934 года Смоленская церковь была закрыта и снесена.
Ныне память о селе сохраняется в названии Большого Смоленского
проспекта. Территория села Смоленского стала активно осваиваться городом с
1920-х годов, когда здесь поднялся Палевский жилмассив (просп. Елизарова, 2, 4,
10, просп. Обуховской Обороны, 93, 95 и др., арх. Н. Ф. Рыбин). В те же годы
возник жилмассив на вновь проложенной улице Ткачей (ул. Ткачей, 8 - 38, 58 - 68,
ул. Бабушкина, 18, 20, 23, 25) Его авторы - Д. П. Бурышкин и Л. М. Тверской в
1926 - 1927 гг. создали здесь целый ансамбль из малоэтажных каменных домов,
соединенных арками. На пересечении улиц Ткачей и Бабушкина возникла площадь,
ставщая композиционным центром жилмассива.
В 1926 г. на проспекте Села Смоленского (ныне - Обуховской Обороны) в районе улицы Ткачей по проекту архитектора Овсянникова было выстроено здание Дворца культуры им. Н. К. Крупской, ставшее центром культурной жизни нового микрорайона. Помимо большого театрального зала, в объем здания включены спортзал, аудитории, клубные помещения. Перед зданием установлен памятник Н. К. Крупской, созданный скульптором Л. М. Холиной и архитектором Л. Л. Шретером. В конце 1950-х гг., когда были сооружены кварталы крупнопанельных пятиэтажных домов вдоль проспекта Елизарова и ул. Седова, в основном формирование микрорайона было завершено.
В декабре 1970 г. в его центре
открылась станция метрополитена "Елизаровская". Её наземный вестибюль, сооруженный на
пересечении просп. Елизарова и Приамурской (ныне Бабушкина) улицы, спроектировали
архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова.
На 5-й версте Шлиссельбургского тракта на левом берегу Невы (просп.
Обуховской Обороны, 121), по распоряжению императора Александра I, в 1824 году
был размещен Императорский чугунолитейный и механический завод, позднее перешедший
в собственность Главного общества российских железных дорог и разделенный на
Александровский механический завод и Главные вагонные мастерские (ныне АО
"Пролетарский завод" и Октябрьский вагоноремонтный завод). Это был выдающийся
ансамбль промышленных, административных и жилых зданий, созданный архитектором А.И.
Постниковым в 1825 - 1827 гг. В 1880-х годах для завода были сооружены по проекту
И.И. Шапошникова и Ф.С. Ясинского новые корпуса (дд. 123 - 127).
Львы перед зданием Пролетарского завода. Фото 15 мая 2005 г. |
Корпуса Пролетарского завода. Вид с ул. Крупской. Фото 15 мая 2005 г. |
Целый комплекс сооружений на заводе был построен в
1900-х г. архитектором Л. П. Шишко - это прекрасно спланированное, изящного облика
здание больницы, школа и Электротехническое училище.
На этом заводе был создан один из первых пароходов русского флота -
"Нева", который открыл первую на Черном море регулярную пароходную линию Одесса -
Константинополь. Заводские мастера принимали участие в сооружении Аничкова, Николаевского,
Синего мостов, в востановлении Зимнего дворца после пожара 1837 г., заводское чугунное
литье до сих пор украшает Московские и Нарвские ворота, арку Главного штаба и
Александрийский театр. В 1861 году рабочие завода стали свободными и назвали
село, прилегавшее к заводу Александровским, в память царя-освободителя.
На территории села находилась построенная в 1834 году начальством Механического завода часовня Успения Божией Матери. На её месте в 1860 - 1862 годах на средства, выделенные Департаментом железных дорог, по проекту архитектора Б. Ф. Лорберга была построена каменная церковь в честь Михаила Архангела (просп. Обуховской Обороны, 125/2а). Её купола вместе с куполами расположенной рядом церкви Успения подворья Задне-Никифоровского монастыря (ул. Крупской, бывш. Красная, д. 5) образовали выразительную архитектурную группу, далеко видную с Шлиссельбургского проспекта. Храм был освящен в 1867 году. Стены храма были украшены картинами на сюжеты Евангельских притч. Церковь Михаила Архангела пользовалась большой любовью прихожан. Вскоре наименование церкви перешло и на село, которое к началу ХХ века стало называться поселком Михаила Архангела (т. к. в нескольких верстах к югу было еще одно село Александровское). Храм был закрыт в марте 1932 года и через месяц был снесён. Разобран был и Успенский храм, а само здание Задне-Никифоровского подворья капитально перестроено.
В районе поселка Михаила Архангела в первые послевоенные годы началось массовое малоэтажное строительство. Это прежде всего здания вдоль улицы Крупской (б. Московской). Её застройка осуществлена архитекторами Е.А. Левинсоном и Л. Е. Ассом. Удачны планировка квартала, озеленение. Это своеобразный оазис, состоящий из группы двухэтажных жилых домов с повторяющимися архитектурно-декоративными элементами, свойственными почерку Левинсона.
Строительство в этом районе продолжилось и в
1950- 1960-х годах, когда был возведен ряд крупноблочных домов на улицах Седова и
Цимбалина. В конце 1980-х годов возведен квартал 9-этажных жилых зданий между
улицами Дудко, Седова, Бабушкина и Железнодорожным проспектом.
На противоположной стороне улицы Седова расположены цеха бывшего
Александровского Механического завода - ныне Октябрьский электровагоноремонтный
- одно из крупнейших предприятий Невской заставы. На территории другого
правопреемника этого старинного предприятия - Пролетарского завода - можно
увидеть памятник изготовленному здесь в 1845 г. первому отечественному паровозу.
Памятник установлен в 1958 г. по инициативе рабочих предприятия. Точную модель
первого паровоза, установленную на постаменте, изготовили мастера-умельцы
ремонтного цеха.
Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (пр. Обуховской Обороны, 151),
ведущее предприятие в стране по изготовлению высокохудожественного фарфора.
Выпускает около 500 наименований изделий из твёрдого, мягкого и костяного
фарфора. Раскрыть тайну создания фарфора и основать более двух веков назад
фарфоровое производство в России довелось другу и сподвижнику М. В. Ломоносова
талантливому русскому ученому и инженеру Д. И. Виноградову. Предприятие по выпуску
фарфора было основано в 1744 году на месте существовавших с петровских времен
кирпичных заводов и именовалось - Невская Порцелиновая мануфактура (в Европе
того времени фарфор называли порцелином). По соседству с мануфактурой
образовалась и так называемая "фарфоровая колония", в которой проживали
"работные люди" со своими семьями. Мануфактура - это первое в России и одно из
старейших в Европе фарфоровых производств. С 1765 г. - Императорский фарфоровый
завод, с 1917 г. - Государственный фарфоровый завод. В 1925 году предприятию
присвоено имя М. В. Ломоносова. На территории завода действует музей,
основанный в 1844 г. В его коллекции - около 20 тыс. экспонатов, представляющих
все периоды в истории завода. Фасад одного из заводских корпусов украшает
мемориальная доска, посвящённая создателю русского фарфора Д. И. Виноградову.
От названия Фарфорового завода происходят наименования Фарфоровской улицы и
платформы Фарфоровская, расположенной на Московской ветке железной дороги.
До 1926 г. проходящий здесь по берегу Невы участок
шлиссельбургского тракта именовался проспектом Села Фарфорового завода.
На углу улиц Фарфоровской и Бабушкина (д. 57) сохранилось
оригинальное здание католического храма Сердца Иисусова - яркий образец
архитектуры модерна. Храм сооружен в 1907 - 1917 гг. по проекту профессора ИГИ
С. П. Галензовского.
На противоположной стороне улицы Бабушкина раскинулись зеленые насаждения Парка культуры и отдыха имени Бабушкина - бывшего сада "Вена" Невского общества народных развлечений. Здесь на народные деньги был создан театр, а также находилась народная читальня Невской заставы. Это было едва ли не самое культурное место во всей округе: эта рабочая окраина, называемая за обилие фабрик и заводов "русским Манчестером", славилась обилием кабаков, трактиров и портерных лавок. В реконструированном в советские годы парке, получившем имя И.В. Бабушкина, в 1956 г. установлен памятник этому революционеру, исполненный скульптором И. С. Знобой и архитектором К. Л. Иогансеном (не сохранился).
При Фарфоровом заводе имелась скромная каменная церковь, имевшая один купол, построенная в 1731 - 1734 годах на месте деревянной, существовавшей с 1711 г., и позже приписанная к заводу, переведенному в эту местность при Елизавете Петровне. В 1845 году здание подверглось частичной перестройке, однако это почти не нарушило его старинный внешний облик. Лишь шпиц, увенчивающий здание, был заменён куполом. За церковью находилось обширное кладбище. В конце XIX века, когда шло быстрое заселение прилегающих районов, Преображенская церковь при Фарфоровом заводе в праздничные дни уже не могла вмещать всех прихожан. Поблизости от неё, на участке, где сейчас располагается вестибюль станции метро "Ломоносовская", по проекту архитектора А. Ф. Красовского было возведено кирпичное, площадью около 250 кв. м, здание церкви, освящённой в 1912 году во имя Сошествия Святого Духа. Спасо-Преобрженская церковь была закрыта 5 ноября 1932 года, здание её, составлявшее единый комплекс со зданием Фарфорового завода, снесено до основания в 1933 году. В конце 1938 года была закрыта и позже снесена Духовская церковь. Ликвидировано и старинное Преображенское кладбище - на его бывшей территории в 1960 - 1970-е годы выстроен кинотеатр "Спутник" и распланирован сквер вокруг станции метро "Ломоносовская". Проходящий по селению Фарфорового завода участок современной ул. Бабушкина в 1912 - 1940 гг. именовался Кладбищенской улицей.