ОЗЕРКИ, ШУВАЛОВО, ПАРГОЛОВО.

 

 

Для просмотра фото в разрешении 1024х768 щелкните по картинке:

 

Озерки и Шувалово

      Путешествие по Озеркам начнем с Поклонной горы. О ее названии высказывается немало предположений. По одной из версий, оно пошло от старинной русской традиции при въезде в город и выезде из него класть земные поклоны с горы, расположенной близ дороги. По другой версии - с древним обычаем населявших эти места карел устраивать на возвышенных местах молельни, куда в определенные дни, связанные с праздниками или важными событиями, приходили поклоняться языческим богам. Существует также предание, что во время Северной войны шведы, убедившись в непобедимости русского оружия, посылали с этой горы послов на поклон к Петру I просить мира.
      "В ясный летний вечер с Поклонной горы можно любоваться Петербургом сверху вниз и чувствовать себя выше Исаакиевского собора, блестящего издали своею золоченой царской шапкой. Это, бесспорно, лучший вид на Петербург с суши, даже не исключая вида на него с Пулковской горы", - писалось в справочнике конца XIX века.

Вид с Поклонной горы в сторону Коломяг. Фото 24 сентября 2003 г.

      В истории Петербурга Поклонная гора оказалась связанной с именем Жамсарана (Петра) Бадмаева - известного врача, знатока тибетской медицины, чья дача еще совсем недавно стояла на самой вершине горы. В советское время его представляли как шарлатана и политического интригана. Только в последние годы, когда были раскрыты уникальные архивы Бадмаева, началось признание его как врача-подвижника, создавшего целую научную школу, учение, за свою полувековую врачебную деятельность оказавшего помощь полумиллиону больных. Жамсаран Бадмаев, по рождению монгол, приехал в Петербург из Бурятии вслед за своим братом, начавшим в столице врачевание тибетской медициной, а после смерти брата продолжил его дело. По учению Тибета, первыми условиями здоровья детей являются чистые воздух и вода, незагрязненная почва и теплосвет. Именно поэтому Бадмаев решил обосновать свое хозяйство не в центре города, а на Поклонной горе, вдали от фабрик и заводов, среди лесов, озер и живописных дач. Здесь он купил участок земли и построил в 1880-х годах двухэтажный каменный дом с башенкой. Рядом возникло небольшое хозяйство, где держали коров, чтобы дети пили только парное молоко. На Поклонной горе Бадмаев вел прием больных (наряду с его клиникой на Литейном), здесь же находилась аптека тибетских лекарственных трав, привозившихся из Бурятии, Монголии и Тибета. Кроме того, на Поклонной стажировались врачи Медико-хирургической академии.
      Дачу Бадмаева, в которой на протяжении многих лет находилось отделение милиции, постигла печальная участь - в 1981 году ее снесли как мешающую строительству транспортной развязки.
      В ноябре 1949 г. напротив дачи Бадмаева установили памятник И.В. Сталину - одно из нескольких произведений монументальной сталинианы, появившихся в Ленинграде к 70-летию "отца народов". Его автором был талантливый скульптор Владимир Ингал - один из авторов памятника Римскому-Корсакову на Театральной пл. Современники признавали, что этот памятник на северном въезде в город был лучшим памятником Сталину в Ленинграде. Он был отлит по модели "И.В. Сталин - генералиссимус", законченной Ингалом в 1947 г. и представленной на выставке к 800-летию Москвы, поэтому памятник в Ленинграде также получил гордое название "И.В. Сталин - генералиссимус" (иногда его называли также "Сталин - полководец"). Ныне от этого памятника не осталось ничего - он был демонтирован вскоре после ХХ съезда партии и отправлен в переплавку.

На западном склоне Поклонной горы. Фото 24 сентября 2003 г.

      Уникальное положение Поклонной горы как одной из редких возвышенностей среди равнинного Петербурга давно привлекало архитекторов. После войны были предложения построить здесь здания Ленинградского университета - наподобие МГУ на Ленинских горах. Однако проект так и остался на бумаге, а Поклонная гора оставалась любимым местом, куда горожане зимой ездили на трамвае кататься на лыжах с гор. Потом постепенно до горы добрался город и в 1970-х годах Поклонная оказалась в районе новостроек.

Поклонная гора, проспект Энгельса. Фото 24 сентября 2003 г.

У начала Выборгского шоссе. Фото 24 сентября 2003 г.

      В допетровское время территории к северу от Поклонной горы входили в состав Парголовской мызы. В начале XVIII века мыза была подарена Петром I своей дочери Елизавете Петровне, которая начала строить здесь свой загородный дворец и сад, а в 1746 г. императрица подарила мызу графу П.И. Шувалову за содействие в возведении ее на престол. Новый владелец переселил на эти земли своих крепостных из суздальских имений. Отсюда пошло название озер - Суздальские.

Верхнее Суздальское озеро. Фото 24 сентября 2003 г.

На берегу Верхнего озера. Фото 24 сентября 2003 г.

      Часть парголовской мызы между Поклонной и Церковной горами вплоть до середины XIX века представляла собой густой сосновый лес. Вслед за железной дорогой Петербург - Гельсингфорс на земли шуваловского имения, купленные "Товариществом на паях" у наследников Андрея Шувалова, находившихся в затруднительном финансовом положении, пришло дачное строительство. Так на берегах 1-го (Верхнего Суздальского) и 2-го (Среднего Суздальского) озёр в начале 1870-х годов возник дачный посёлок и железнодорожная станция Шувалово. Многие улицы были названы по именам членов семьи Шуваловых - Варваринская, Екатерининская, Елизаветинская. Новая дачная местность сначала называлась Шувалово. Затем в 1877 г. по инициативе В.В. Стасова между 1-м и 2-м озёрами было построено здание музыкального вокзала с садом, получившего название "Озерки". Он стал настолько популярен, что вскоре была построена специальная железнодорожная платформа Озерки, которую соединили с вокзалом крытой галереей. Вскоре название "Озерки" распространилось на всю окрестность.

Тарзанка на берегу Верхнего озера. Фото 24 сентября 2003 г.

      "В Озерках и Шувалове можно найти роскошнейшие и благоустроеннейшие дачи..." - говорилось во многих путеводителях по Петербургу. Среди дачников бывали известные писатели, музыканты, артисты, художники. В разное время на озерковских дачах жили писатель Н. Лесков, этнограф С. Максимов, а на даче композитора Глазунова на берегу 1-го озера очень любил бывать Шаляпин. В начале ХХ века именно в Озерках А. Блок повстречал очаровательную таинственную "Незнакомку". В тех самых Озерках, "с семафором на дальнем берегу", воспетых в его стихах.

Парк у Верхнего озера. Фото 24 сентября 2003 г.

      В основном, жизнь в Озерках кипела летом. Элементами дачной жизни были прогулки на Парнас и в Токсово, празднества, устраиваемые владельцами усадеб, катания по озёрам на лодках и яхтах, верховая езда, рыбная ловля. На озерах были устроены многочисленные купальни и лодочные станции. На 3-м озере был яхт-клуб, каждое лето несколько раз устраивались парусные гонки. Особенно славились Озерки своей театральной жизнью. С мая по сентябрь в саду "Озерки" играл военный оркестр, проводились танцевальные вечера, устраивались базары с детскими праздниками, в театре выступали знаменитые столичные актёры. Потом открылся ещё один театр - "Эльдорадо", весной 1907 г. - "Буфф", спустя три года переименованный в "Шантеклер". В саду "Шантеклера" устроили скетинг-ринг, и дачная молодежь хлынула туда кататься на роликах. В те же годы в Озерках появилось и казино. По вечерам давались сеансы кинематографа.

Прибрежные холмы. Фото 24 сентября 2003 г.

      В самом начале ХХ века в Озерках появилась архитектурная доминанта - православная церковь Пресвятой Троицы на Бол. Озёрной улице, возведенная по проекту архитектора А. С. Тиханова при участии П. П. Трифонова. Здание сохранилось до наших дней, с 1960-х гг. оно принадлежит церкви христиан-баптистов. В конце 1970-х гг. оно было отремонтировано.

Бывшая Троицкая церковь в Озерках. 1900-е гг. Фото - ноябрь 2001 г.

      В советское время Озерки стали пригородом Ленинграда, где летом продолжали снимать дачи, а зимой ездили кататься на лыжах. Сегодня жителей Озерков можно разделить на прежних их обитателей, живущих в ставших большими коммунальными квартирами прежних уютных деревянных домиках с мезонинами и башенками; обосновавшихся здесь художников и скульпторов Творческого объединения "Озерки" и "новых русских" в особняках и коттеджах за высокими глухими заборами на берегах озёр.

Особняк на Бол. Озёрной ул. Фото 9 мая 2004 г.

      Севернее Среднего озера за местностью до сих пор сохранилось название Шувалово. В одном из путеводителей начала ХХ века говорилось, что в Шувалово "местность с правой стороны железной дороги застроена сплошь дачами, с левой тянется обширный Каменский лес, разбитый на участки, отдающиеся в долгосрочную аренду и также застраивающийся дачами". В ту пору здесь летом отдыхало до 50 тысяч человек, не считая публики, которая наведывалась сюда по праздникам.
      К удобству дачников от станции Шувалово до Шуваловского парка ходил пароход. Водное сообщение было организовано еще в 1870 году контр-адмиралом А. Шейнкейцем. Первая пристань помещалась возле железнодорожной станции Шувалово, вторая - на противоположном берегу Большого озера в 1-м Парголово, а третья - близ Шуваловского парка. Проезд по озеру стоил 10 копеек.

Среднее озеро. Фото 9 мая 2004 г.

      Особенно прославилось Шувалово своими спортивными делами.
      В 1879 году на Большом озере открылся яхт-клуб, а спустя девять лет, - парусный и гребной кружки. Парусные гонки в яхт-клубе были любимым зрелищем местных дачников, а особенно дачниц. Клуб располагал тридцатью судами, в том числе и для академической гребли. В дни соревнований на Суздальском озере можно было увидеть парусные и гребные суда не только из Петербурга, но и из Москвы и Финляндии. В свою очередь местные любители участвовали в соревнованиях, устраиваемых столичными яхт-клубами на Неве, а с конца 1880-х гг. шуваловские яхт-клубовцы участвовали и в международных соревнованиях.
      На всю Россию была известна созданная на Большом озере первая в стране школа плавания, открытая здесь доктором медицины В.Н. Песковым, открытая в 1908 году. Уже в том же году удалось обучить плаванию 17 человек, в следующем году этим навыкам было обучено 56 человек. В сезоне 1910 года было принято решение обучать детей, дам, а также нескольких офицеров и солдат. В программу курса входили все виды плавания, прыжки, раздевание в воде, спасение утопающих, подача первой помощи, фигурное плавание и игры на воде. Неудивительно, что на Первой Российской Олимпиаде, проходившей в августе 1913 г. в Киеве, представители Шуваловской школы добились замечательных успехов.
      Зимой в Шувалово процветал лыжный спорт. Здесь появился первый в Петербурге кружок его любителей - "Полярная звезда". На зимний период кружок стал снимать дачу на Старо-Орловской улице. Лыжные прогулки и соревнования совершались по столь удобным для спорта окрестностям - на озерах в Шувалово и Озерках, на горах в соседних Юкках и Токсово. За зимние месяцы в иной год лыжники приезжали сюда до 30 раз для соревнований, дальних прогулок и обучения молодежи. После революции кружок прекратил своё существование и возродился в 1985 году в Парголово, где с 1986 г. ежегодно стал проводить открытые соревнования "Парголовская лыжня", собирающие тысячи участников из стран СНГ, Финляндии, Дании и Швеции. Есть в "Полярной звезде" и уникальный музей истории клуба, где хранятся и дореволюционные экспонаты.

У Среднего озера. Фото 9 мая 2004 г.

 

1-е Парголово

      Несколько лет назад отмечалось 500-летие первого упоминания о Парголове, которое прозвучало в переписной окладной книге Водской пятины 1500 года. В ней сообщалось, что на Парголовских холмах расположены четыре деревни Паркола, в которых было всего восемь дворов.
      После того как Парголовская мыза в начале XVIII века стала владением Шуваловых, спустя некоторое время они переселили сюда крепостных из своих суздальских и вологодских имений. Поэтому с тех пор установились двойные названия: 1-е Парголово стало одновременно Суздальской слободой, а 2-2 и 3-е - соответственно Малой и Большой Вологодскими слободами.
      От Шувалова историческая территория 1-го Парголова отделяется Церковной горой с расположенными на Шуваловском кладбище двумя храмами - большим каменным Спасо-Парголовским и расположенным рядом деревянным - во имя святого Александра Невского. В 1758 году Петр Иванович Шувалов пожертвовал значительную сумму на постройку в Шуваловском поместье деревянной церкви Спаса Нерукотворного Образа, которая была возведена в том же году. Эта церковь, в постройке которой принимал участие Ф. Б. Растрелли, сгорела в 1791 году. В том же году вдовой графа Андрея Петровича Шувалова по проекту Л. Руска была построена новая, также деревянная церковь, несколько в стороне от прежней. Её строительство велось под надзором управляющего шуваловскими имениями Боде. При церкви в середине XVIII века возникло кладбище. Здесь похоронены китаевед В.М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П. Бадмаев, лингвист В.И. Чернышёв, футболист М.П. Бутусов, капитан советского ледокольного флота В.И. Воронин, литературовед В.А. Десницкий, химик, историк и искусствовед В.Я. Курбатов, скульптор В.В. Лишев, архитектор И.А. Монигетти, ориенталист Ф.И. Сарруф, певец Н.К. Печковский, почвовед К.Д. Глинка, химик А.Е. Порай-Кошиц, геолог В.П. Нехорошев, другие деятели науки и культуры, а также Герои Советского Союза П.А. Маркуца, Н.А. Зеленов, В.В. Хрустицкий. На Шуваловском кладбище находятся братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 10 исторических захоронений находятся под охраной государства.
      Каменная Спасо-Парголовская церковь заложена к северу от здания деревянной весной 1876 года и строилась на средства церковно-попечительского общества, представителем которого был граф Андрей Павлович Шувалов. Храм был освящен 8 сентября 1880 года, при этом одновременно были освящены все три престола храма: во имя Спаса Нерукотворного, Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Здание церкви построено по проекту архитектора К. А. Кузьмина. Высота церкви с крестом - 28,81 метра, высота встроенной в западную часть здания восьмигранной колокольни с куполом - 25,5 метра. Вместимость церкви составляет 1400 человек. Спасо-Парголовская церковь никогда не закрывалась, богослужения в ней не прерывались и в годы Ленинградской блокады.

Спасо-Парголовская церковь. Фото 2 марта 2003 г.

      Расположенная слева от Спаса небольшая деревянная, обшитая тёсом Александро-Невская церковь построена К.А. Кузьминым на месте разобранной деревянной Спасо-Парголовской церкви. Работы начались в 1885 году и окончились освящением храма 22 июля 1886 г. Большое количество икон храму пожертвовал Илларион Иванович Воронцов-Дашков, друг императора Александра III, женатый на Елизавете Андреевне Шуваловой, которой перешли по наследству Шуваловские имения. Церковь Александра Невского, как и Спасо-Парголовская, щедро субсидировалась И.И. Воронцовым-Дашковым. В церкви хранилось большое количество старинных икон XVIII века. Первый раз церковь закрыли в 1930-е годы. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны её возвратили верующим. В 1961 году его закрыли вновь, но в начале 1967 года окончательно вернули верующим в качестве компенсации закрытия храма на Гражданке.

Церковь Александра Невского. Фото 2 марта 2003 г.

      1-е Парголово уже давно вошло в черту городской застройки. Остатки его можно сегодня увидеть на западной стороне Выборгского шоссе, примыкающей к Нижнему Суздальскому озеру. А та часть 1-го Парголова, которая находилась на другой стороне Выборгского шоссе, была снесена в начале 1980-х гг. На месте ее выросли новостройки Шувалово-Озерков вдоль улиц Композиторов и Жени Егоровой. Напоминанием о бывшей Суздальской слободе стал Суздальский проспект, выходящий здесь к Выборгскому шоссе.

Выборгское шоссе у Шуваловского кладбища. Фото апрель 2002 г.

 

2-е Парголово, Шуваловский парк

      Там, где теперь на северном выезде из Петербурга по Выборгскому шоссе стоит табличка "Парголово", как раз и начиналось 2-е Парголово. Главной достопримечательностью этой местности является обширнейший Шуваловский парк, со второй половины XVIII века являющийся частью мызы Шуваловых. Он включил в себя систему прудов и гидротехнических сооружений. Пруды фигурной формы, среди которых "Шляпа Наполеона" и "Рубаха Наполеона" можно видеть и сегодня.

В Шуваловском парке. Фото 2 марта 2003 г.

      Долгое время одной из главных достопримечательностей северных окрестностей Петербурга была гора Парнас в Шуваловском парке. Гора эта, высотой 60 метров, была насыпана руками крепостных графа Шувалова в середине XVIII века. Название ее связано с древнегреческой мифологией, где Парнас считался местом обитания бога Аполлона и муз. Сюда непременно приезжали дачники любоваться восхитительным закатом солнца. С вершины горы, на которой была устроена специальная огороженная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. Сегодня с горы так далеко не видно - можно оглядеть разве что панораму северных новостроек.
      В 1946 году название горы распространилось на расположенную недалеко, в районе пос. Бугры, железнодорожную станцию на новой ветке Ручьи - Парголово. Позже оно перешло и на возникшую вблизи этой станции промзону.

На дорожках Шуваловского парка. Фото 2 марта 2003 г.

      С пейзажем парка прекрасно сочетается классическая архитектура дворца княгини Е.А. Воронцовой-Дашковой, построенного к 1915 году. Проект здания выполнил архитектор Степан Кричинский, а скульптурный декор дворца, включая скульптуры львов у входа, выполнил А. Т. Матвеев. Здание это сохранилось доныне в неплохом состоянии, по крайней мере, снаружи. Постройка точно воспроизводит черты усадьбы начала XIX века, в ее московском варианте, с характерным большим полукруглым окном в центре ложного фронтона. Необычен только бельведер, такой же как у Павловского дворца, но несколько утяжеленных пропорций. Необычное применение дорики в таком месте можно сравнить с некоторыми поздними работами Стасова и его учеников. К западу от дома устроен изящный кухонный корпус, связанный с домом переходом на уровне первого этажа. Значение перехода весьма своеобразно: внутри был устроен конвейер, по которому прямо в столовую подавались блюда. Идея эта не нова - это всего лишь модернизация эрмитажного стола (в Петергофе и Царском Селе) на новом техническом уровне. Во дворце воедино слились новаторские инженерные решения (высокое пожаростойкое основание, бетонные своды, кондиционирование) и ампирная декорация.
      Еще раньше, в 1906-1907 гг., по проекту того же архитектора - С.С. Кричинского в имении Воронцовой-Дашковой был сооружен Конный двор. К сожалению, последующие перестройки исказили облик этого сооружения, интересного отдельными необычными деталями. Например, окна собственно конюшни имели фантастическую перевернутую форму, так что их традиционное полукруглое завершение смотрело вниз. В плане Конный двор представляет собой свободную комбинацию разных по величине объемов, вполне типичную для архитектуры модерна.

Шуваловский парк. Усадьба Воронцовой. Большой дворец. Фото 2 марта 2003 г.

      В комплекс построек усадьбы, вошли также баня и ферма, возведенные в 1900-1910-х годах.


Служебный корпус усадьбы Воронцовой.
Фото 2 марта 2003 г.

Постройка усадьбы Шуваловых - Воронцовых. 1900-е гг.
Фото 2 марта 2003 г.

      В 1831 - 1840 годах в Шуваловском парке была возведена церковь Святых Апостолов Петра и Павла, проект которой в неоготическом стиле разработал архитектор А.П. Брюллов. Церковь построена по заказу тогдашней владелицы Шуваловского парка - графини В.П. Полье. Вдова графа П.А. Шувалова, она во втором браке стала женой церемониймейстера двора графа Адольфа Полье. Память о своём втором супруге, умершем в 1830 году, графиня Полье решила увековечить церковью, построенной неподалеку от склепа, в котором он был погребен. И склеп, врытый в склон холма, и поставленная на холме церковь были построены в готическом стиле: в этом можно видеть не только дань романтическим тенденциям тех лет, но и желание заказчицы напомнить о том, что предки графа Полье были выходцами из Западной Европы. Своеобразие трактовки готики заключалось в том, что автор отказался от дробного архитектурно-скульптурного декора, свойственного ей, и разработал строго симметричную и легкочитаемую композицию. Стены небольшой церкви зального типа он оставил почти гладкими, расчленив их только тонкими вертикальными тягами и незначительно выступающими контрфорсами. Между редко расставленными контрфорсами на боковых фасадах помещаются узкие стрельчатые окна. Сравнительно богатый архитектурно-скульптурный декор имеет место только со стороны западного фасада, где расположен главный вход, сделанный в виде стрельчатого портала, контрастно отмеченный башней с ажурным готическим шпилем. По ее сторонам спроектированы ещё две симметричные небольшие граненые башни с зубчатыми завершениями. Удачными в проекте оказались близкие к классическим пропорции, контрастное сопоставление основного лаконично решенного объёма и лёгкого, ажурного завершения, а также постановка церкви на возвышении таким образом, чтобы она отражалась в водном зеркале пруда. Проект парголовской церкви был утверждён в конце 1830 года, а в следующем году осуществлялось строительство при участии архитектора К. Бейне. Храм был освящен 27 июня 1846 года. Церковь была закрыта в 1935 году и ее здание передано под клуб. В 1989 году храм, лишенный готических шпилей и башенок над западной частью здания, был возвращен приходу, и с конца 1990 года, после проведенной первичной реставрации, в нем проводятся богослужения.

Шуваловский парк. Петропавловская церковь. Воссоздание. Фото 2 марта 2003 г.

 

3-е Парголово

      Парголовские жители последние лет сто не были крестьянами в полном смысле этого слова. Еще с 1870-х годов в Парголово процветал дачный промысел, но еще и раньше парголовские места рекомендовались столичными врачами как "благоприятные для здоровья". Недаром, когда в 1830-х годах вспыхнула холера, многие горожане стремились спастись от неё именно в Парголово. А потом начала действовать дачная индустрия. Местные крестьяне сдавали "городским господам" часть своего участка, на котором строили дачи - как правило двухэтажные особняки, проект которых заказывали архитекторам. Условия были такие: "господа" арендовали часть земли на определенное время (лет 10-15), затем дача переходила в собственность крестьянина - владельца участка. Деревенский дом обычно стоял у дороги, а дача - в глубине двора. Летом парголовские крестьяне обслуживали дачников, а зимой подавались на заработки в Петербург - возили дрова, песок, а иногда оставались и на лето в городе. Говорят, даже речь парголовских крестьян была не деревенская, а городская "господская". Так что это были своего рода "европеизированные" крестьяне.
      Живя в Парголове, горожане оказывались в необычной культурной среде: в Парголово и окрестностях жили и русские, и ижоры, и ингерманландские финны. Народные обычаи и традиции здесь бережно хранились и вызывали неподдельный интерес у приезжих петербуржцев. Русско-финский колорит сохранялся здесь до самой войны: весной 1942 года парголовских финнов вместе со всеми ингерманландскими финнами подвергнули депортации.
      3-е Парголово, уже несколько десятков лет официально входящее в состав Выборгского района города, и по сей день сохранило свой сельский характер.

Домик на холме у железнодорожной станции Парголово.
Фото 2 марта 2003 г.

      В 1995-1999 годах в 3-м Парголове, вблизи железнодорожной станции Парголово была выстроена деревянная церковь необыкновенной красоты и изящества, украшенная чешуйчатой луковкой, шатровой звонницей и высоким резным крыльцом главного входа. Её проект составил архитектор А. А. Петров. Храм покоится на высоком фундаменте и хорошо просматривается из соседних кварталов. Храм построен на месте дома настоятеля прежней одноименной церкви, выстроенной в 1914 году и разрушенной в 1941. Ныне на месте прежнего храма находится производственное здание.

Церковь Иоасафа Белгородского. Фото 2 марта 2003 г.

 


А. Разумов, 2004 г., фото автора (2001-2003 гг.)
При написании комментария использована книга С.Е. Глезерова "Исторические районы Санкт-Петербурга" и др. источники.

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz