ГАТЧИНА.
Дворец и Дворцовый парк.

 

Часть 2.

<<В начало

 

Осень в Дворцовом парке. Фото 10 октября 2005 г.

    За углом правого (Арсенального) каре начинается Дворцовый парк. Парк распланирован в системе прихотливо переплетенных речек и озер. Перепады высот между прудами и вздымающимися островами позволяют вести обзор тех или иных построек, уголков парка как бы с высоты птичьего полета. Снизу от озер видны прекрасные берега, холмы, изогнутые мосты, террасы и смотровые площадки. В решении отдельных частей парка органично сочетаются регулярный и пейзажный стили. Озера, многочисленные поляны и луга связаны аллеями.
    С восточной стороны ко дворцу примыкают три регулярных сада, разбитых в 1794 - 1795 годах: Собственный, Верхний и Нижний Голландские сады, расположенные на террасах, спускающихся к Карпину пруду.

Карпин пруд и Карпин мост. Фото 10 октября 2005 г.

    В 90-х годах XVIII века в парке вырыли искусственные пруды необычной формы: Ковш у Адмиралтейства, Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый в Ботанических садах, Овальный у Лесной оранжереи. Карпин пруд, напоминавший линиями берегов кувшин, был выкопан на месте глубокого рва между Серебряным озером и Большой першпективной улицей (ныне проспектом Павла I). Вынутая при работах земля шла на подсыпку и выравнивание террас, соединенных между собой четырнадцатью каменными лестницами.


Терасса у Карпина пруда.
Фото 10 октября 2005 г.

Террасы парка у Карпина пруда.
Фото 14 сентября 2003 г.

Лестница у Карпина пруда.
Фото 10 октября 2005 г.

    Нижний Голландский сад лежит ниже уровня дворца и соединен лестницами с Верхним Голландским садом. Нижний Голландский сад распланировали по образцу голландских садов с фигурными цветочными партерами, которые весной засаживались тюльпанами. Цветники были окаймлены низко подстриженным кустарником, прямые дорожки покрыты толченым кирпичом. Сад украшали три привезенные из Италии мраморные статуи (копия с "Амазонки" Поликлета, "Молодой сатир" и "Марс"). "Амазонка" и "Юный Марс" - сохранились доныне. В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде.

Голландские сады. Фото 14 сентября 2003 г.

    В основу планировки Верхнего сада, куда ведет каменная лестница из Нижнего, также положен принцип "регулярности": на месте пересечения симметрично идущих дорожек находятся круглые площадки, на одной из которых была поставлена статуя Афины работы итальянского мастера XVIII века. Некогда в саду летом стояли ряды штамбовых деревьев в кадках. А в XIX веке вдоль террас были посажены клены, придающие осенью особую яркую нарядность склонам. Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду.

Голландские сады. Фото 10 октября 2005 г.

    По южной границе Верхнего сада от дворца до площади Коннетабля тянется созданный одновременно с Голландскими Липовый сад; он раскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом, огибающим дворцовый плац.

Липовый сад и ров. Фото 10 октября 2005 г.

    Здесь росли по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах. Узловатые стволы вековых деревьев напоминают о старом обычае подстригать кроны в виде правильных геометрических фигур: шара, куба, конуса.

Верхний Голландский сад. Аллея вдоль рва. Фото 14 сентября 2003 г.

    Нижний и верхний ботанические сады расположены на террасах с Круглым и Восьмигранным прудами в центре. Ботанические сады создавались под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Они предполагались как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды - Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов.
    Дорожки, пересекаясь под прямым углом, делят сады на квадраты. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, - вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.
    На небольшой насыпной террасе между Арсенальным каре и Часовой башней В. Бренна устроил в 1797 году Собственный сад. Для него пришлось соорудить каменную подпорную стену. В сад можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса.


Собственный сад. Вазы.
Фото 14 сентября 2003 г.

    Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, образующие крытые тенистые переходы. Планировка садика крайне проста: в центре - круглая площадка, на которой возвышается фигура Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб) сатиров и вакханок.


Собственный сад.
Фото 14 сентября 2003 г.

Статуя Флоры в Собственном саду.
Фото 23 июля 2013 г.

    От площадки звездой отходят радиальные аллеи, обрамленные стрижеными шпалерами и боскетами. Возле центрального корпуса дворца соорудили (1794 г.) террасу, перед ней стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня.


Собственный сад. Терраса со сфинксами.
Фото октябрь 2002 г.

Собственный сад. Терраса со сфинксами.
Фото 14 сентября 2003 г.

Фигуры крылатых сфинксов.
Фото 23 июля 2013 г.

    Угловая часть, обращенная в сторону Карпина пруда, решена наподобие балкона; ее ограждает балюстрада из пудостского камня, а вниз уходит высокая подпорная стенка, облицованная тем же известняком. Отсюда открывается великолепный вид на парк.


Собственный сад. Подпорная стенка.
Фото 10 октября 2005 г.

    Сады, расположенные на террасах, типичны для Италии, и ,если учесть, что не только Ринальди, но и Бренна, при котором эти ближайшие к дворцу части парка получили окончательное оформление, были итальянцами, то можно с известной долей уверенности предполагать непосредственное участие последнего в их создании.
    В годы после Великой Отечественной войны сады были восстановлены по старым планам, и сохраненная в земле скульптура снова поставлена на свои места.
    От Собственного сада дорожка ведет вниз к Карпинскому пруду и Серебряному озеру. Между ними находится одно из наиболее ранних сооружений парка - Восьмигранный колодец. Бьющий из земли естественный родник заключен в гранитную чашу сложного и в то же время изысканного барочного рисунка. Раньше из этого колодца брали воду для питья. Возникновение этого бассейна-колодца относится к 1770-м годам, и, вполне возможно, автором его был А. Ринальди. Излишки родниковой воды стекали в Серебряное озеро, а в колодце отражались небо и густые заросли сирени. Небольшой бассейн (его длина и ширина по наружному краю менее восьми метров, а глубина чуть больше двух) является существенной деталью в планировке парка, т. к. паркоустроители XVIII века считали, что "вода в пейзаже - это зеркало в доме или глаза на лице человека". Воды в пейзаже Гатчинского парка много и она весьма разнообразна: спокойные пруды, веселые ручьи, речки - то тихие с заводями, то бурливые с водопадами, каналы и главное украшение этого места - озера.

Озера Дворцового парка. Фото 14 сентября 2003 г.

   Серебряное озеро питают настолько мощные подземные ключи, что оно не замерзает и зимой, а вода в нем так чиста и прозрачна, что, несмотря на глубину 7,5 метра, отлично видно дно, покрытое слоем зеленоватой глины, придающей воде серебристо-изумрудный оттенок. Оно соединено протокой с самым большим в Гатчине Белым озером (площадью 143 гектара).

Озера Дворцового парка. Фото 14 сентября 2003 г.

    К берегу Серебряного озера был выведен подземный ход из дворца, который заканчивался здесь гротом, известным под названием "Эхо". Подземный ход, созданный одновременно с постройкой дворца Ринальди, обладает особым акустическим свойством - многократно повторять произведенные в нем звуки. Пол в нем выстлан плитняком, а наружная арка грота сложена из массивных, грубо отесанных камней. Наличие протяженного подземного хода еще больше при давало Гатчинскому дворцу характер средневекового замка, а грот как декоративное сооружение был почти необходимой принадлежностью тогдашнего парка.
    На покатом берегу расстилается широкий Серебряный луг, по сторонам которого высились два исполинских дуба. Эти деревья с необычно широко раскинувшимися ветвями были искусно срощены из нескольких молодых дубков. К сожалению, до настоящего времени дожил лишь один из них.


Дуб на Серебряном лугу.
Фото октябрь 2002 г.

Дуб на Серебряном лугу.
Фото 14 сентября 2003 г.

Дуб на Серебряном лугу.
Фото 10 октября 2005 г.

    Сюда в сторону луга выходит парковый фасад дворца, подчеркнутый двумя пятигранными башнями: слева (если смотреть на дворец с луга) - Часовая, справа - Сигнальная. Первоначально этот фасад считался главным. К входу ведет пологая лестница, растянувшаяся почти на всю ширину фасада и повторяющая его центральный выступ с двумя строгими колоннами, которые поддерживают балкон с красивой при всей ее простоте, кованой решеткой. По сторонам портика, как и у дворового фасада - аллегорические статуи Д. Маркиори и И. Морлейтера "Война" и "Мир", поставленные здесь еще в 1770 году.
    С именем А. Ринальди связан один из немногих мемориальных памятников парка - Чесменский обелиск, находящийся поблизости от дворца на закругленной оконечности узкого, сильно выдающегося в Белое озеро мыса.


Чесменский обелиск.
Фото 10 октября 2005 г.

Чесменский обелиск.
Фото 14 сентября 2003 г.

Чесменский обелиск.
Фото 10 октября 2005 г.

    Согласно преданию, владелец здешних мест Г. Г. Орлов приказал воздвигнуть монумент в честь своего брата Алексея, под командованием которого русская эскадра уничтожила турецкий флот в Чесменской бухте 26 июня 1770 года. Стройный светлый обелиск высотой 13,4 метра хорошо просматривается с различных мест парка и оживляет окружающие пейзажи. Если же подойти к нему почти вплотную, можно разглядеть, что при его сооружении использованы разные сорта мрамора множества оттенков: четырехгранный, сужающийся кверху обелиск вытесан из бледно-розового олонецкого мрамора, под ним плинт и профилированное основание - из красного тивдийского, а на пьедестале темно-серый с прожилками сибирский мрамор оттеняет сероватый рускольский. И хотя на большом расстоянии это цветовое разнообразие теряется, оно достигает определенной цели - придает сооружению легкость и усиливает выразительность силуэта. Утонченная прорисовка силуэта обелиска, его движение вверх, соединение контрастных по фактуре гранита и мрамора, но близких в цветовой нюансировке, нерасторжимость с пейзажем выявляют почерк, характерный для Ринальди.


Чесменский обелиск.
Фото 14 сентября 2003 г.

Чесменский обелиск.
Фото 23 июля 2013 г.

    Западный берег Белого озера, густо поросший различными породами деревьев, распланирован в духе пейзажного парка, так что порой некоторые его участки производят впечатление дикорастущего леса. У Топкого острова было начато сооружение по проекту А. Захарова бассейна для купания, или Холодной ванны; ее дно и спуск в воду сделали из камней, а каскады, устроенные плотинами, подпирающими Белое озеро, обеспечивали непрерывный водообмен. Рядом с Холодной ванной сохранились прямоугольные столбы Глухих ворот. Вдоль берега озера извиваются тропинки и дорожки, которые ведут к Лесной оранжерее. Первоначально, судя по чертежам конца XVIII века, здание имело высокую кровлю с переломом и мансардными окнами над ризалитами. В здании оранжереи есть черты, напоминающие Дворцовые конюшни, и не случайно автором считают В. Бренну. Работы по возведению одноэтажного здания осуществлялись под руководством каменных дел мастером Д. Висконти. Оранжерея построена в 1794 - 1796 годах, а называть ее Лесной оранжереей стали только в XIX веке. В оранжерее выращивали и хранили декоративные растения, которые летом выставляли в кадках на аллеях парка и украшали залы дворца. Здание Лесной оранжереи перестраивалось в 1848 году под руководством А. М. Байкова. Оранжерея была сожжена во время фашистской оккупации, остались лишь кирпичные стены, облицованные местным камнем. И все же очевидно благородство пропорций этого здания, его монументальность при сравнительно небольших размерах. Фасадная стена прорезана пятью арочными проемами, угловые части обработаны рустом. В настоящее время готовится реставрация оранжереи.


Лесная оранжерея.
Фото 14 сентября 2003 г.

Лесная оранжерея.
Фото 23 июля 2013 г.

    Около дороги, ведущей в Сильвию, на поляне стоит мраморная колонна, увенчанная изображением орла; она так и называется - колонна Орла. Существует предание, что на этом месте упал орел, метко подстреленный Павлом I, но это противоречит несомненному, подтвержденному документами факту: колонна была установлена здесь по заказу Екатерины II в 1770-х годах, задолго до перехода Гатчины в собственность Павла. Более того, известно, что эта шестиметровая колонна была изготовлена в Петербурге в мастерских Конторы строения Исаакиевского собора, первым автором которого был Ринальди. Вначале колонну предполагалось поставить в Царском Селе, но в 1770 году ее вместе с пьедесталом и "со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором" перевезли в Гатчину и установили в парке на невысоком насыпном холме. Вероятно, колонна имела аллегорическое значение, так как изображение орла входило в фамильный герб Орловых. В середине XIX века колонна настолько обветшала, что грозила падением. В 1850-х гг. ее разобрали до основания и заменили новой, исполненной в тех же пропорциях из аналогичного белого с серыми прожилками мрамора. Мраморную фигуру орла оставили старую, тщательно ее отреставрировав. Во время Великой Отечественной войны она превратилась в бесформенный кусок мрамора. В послевоенные годы фигура орла восстановлена по сохранившимся изображениям и поставлена на место.

Вид вдоль просеки на Колонну Орла.
Фото 23 июля 2013 г.

    От колонны Орла в сторону Белого озера идет обсаженная елями просека, в конце которой виден стоящий на Длинном острове залитый светом павильон Орла или, как его еще называли, Темпль. По преданию, именно отсюда стрелял Павел I в орла, упавшего там, где стоит колонна. Считается, что павильон построен по проекту В. Бренны, хотя ни авторских чертежей, ни уточняющих документов пока не найдено.

Белое озеро вблизи павильона Орла. Фото 14 сентября 2003 г.

    Круглый в плане павильон-ротонда, несмотря на небольшие размеры (высота его 7,1 метра), монументален и прекрасно смотрится издали благодаря компактному объему, хорошо найденным пропорциям, а также и потому, что поднят над уровнем земли на специальную площадку - стилобат. Задняя половина ротонды ограничена глухой стеной с нишами и перекрыта полукуполом. Другую половину ротонды, обращенную в сторону озера, образуют десять попарно стоящих мраморных колонн тосканского ордера, на которых лежит классический антаблемент. Над центральной частью колоннады возвышается также мраморная фигура орла со щитом и вензелем Павла I. Павильон сильно пострадал во время Великой Отечественной войны от разорвавшейся вблизи фугасной бомбы, но в 1969 - 1972 годах полностью реставрирован по проекту А. Н. Наумовой.


Павильон Орла.
Фото 14 сентября 2003 г.

Павильон Орла.
Фото 10 октября 2005 г.

   Колпанка, или как ее раньше называли, Пильная речка, так как на ее берегу у запруды находилась лесопилка, приводившаяся в действие водой, протекает по границе Сильвии и Зверинца - большого лесопарка площадью около 400 гектаров. Начало устройства Зверинца как охотничьего заповедника относится к 1760-м годам, когда в глухом лесу, расположенном к северу от Гатчинской мызы, стали по определенному плану прорубать прямые просеки и устраивать загоны для зверей. В конце XVIII - первой половине XIX веков работы по благоустройству и осушению Зверинца продолжались, увеличилась его огороженная территория, были выкопаны пруды для водопоя, устроены кормушки. Специальные участки отвели для оленей и ланей. Во второй половине XIX века, когда царская охота переместилась из Петергофа в Гатчину, Зверинцу уделяли особое внимание.
    В период Великой Отечественной войны в лесопарке было вырублено много деревьев, мосты разрушены, дренажная система запущена, что привело к частичной заболоченности. И все же Зверинец по сей день имеет много привлекательных черт: тенистые рощи чередуются с полянами так естественно, что человек чувствует себя ближе к природе, здесь постепенно осуществляется переход от цивилизованного Дворцового парка к окружающим Гатчину лесам.
    В невысокой каменной стене, отделяющей Зверинец от северной части Дворцового парка, находятся Зверинские ворота. Их создание можно отнести к 1780-м годам. Автор проекта пока неизвестен, существует лишь документ о том, что строительные работы вел каменных дел мастер К. А. Пластинин. Ворота очень просты: два пилона завершены шарами, вытесанными из пудостского камня; между пилонами - сквозные кованые створки с прутьями в виде копий. В XIX веке ворота называли также Большими Железными. К ним примыкает ограда из пудостского камня, чуть западнее ворот в конце XVIII века часть каменной ограды была заменена металлической решеткой. В 1881 году по проекту Л. Шперера возле ворот поставили каменную "караулку" - небольшой дом для сторожа.

Зверинские ворота. Фото 14 сентября 2003 г. и октябрь 2002 г.

    Центральное место в композиции Дворцового парка занимает обширное Белое озеро, своеобразное природное зеркало, в котором отражаются живописные группы деревьев, дворец и парковые сооружения.

Белое озеро. Фото 14 сентября 2003 г. (1600х1200)

    Его площадь - около 20 гектаров, глубина - до 7 метров. Небольшие искусственные острова придают ему особую прелесть.

Белое озеро. Фото 14 сентября 2003 г.

Белое озеро. Островки. Фото 14 сентября 2003 г. и октябрь 2002 г.

Белое озеро. Фото 10 октября 2005 г.


Белое озеро. У пристани. Фото 10 октября 2005 г.

Родник на берегу Белого озера. Фото 10 октября 2005 г.

    По восточному берегу Белого озера можно выйти на луг, откуда открывается романтический вид на парковый фасад Гатчинского дворца и торжественную террасу-пристань, расположенную на берегу Длинного острова. Её построил по проекту В. Бренны в 1792 - 1795 годах каменных дел мастер Кириан Пластинин, талантливый самородок, Терраса-пристань на Длинном острове выполнена в виде подпорной стены, имеющей высоту 4,5 м от уровня воды и 50 м в длину. Терраса, сложенная из плит пудостского камня, находится напротив фасада дворца; с противоположного берега Белого озера она кажется дворцовым пьедесталом. Но, на самом деле, и это видно с верхней площадки Террасы, между ней и дворцом находится Серебряное озеро. По краям Террасы - лестницы, их нижние площадки служили пристанями. По периметру верхней площадки шла мраморная балюстрада с четырьмя статуями скульптора И.П. Прокофьева - "Живопись", "Скульптура", "Архитектура" и "Поэзия" - и 18 вазами из пудостского камня. Лицом к дворцу находятся две каменные фигуры лежащих львов.

Терраса-пристань на Белом озере. Львы. Фото 10 октября 2005 г.

    Терраса пострадала в годы Великой Отечественной войны. Балюстрада была разбита, две статуи - "Поэзия" и "Скульптура" сброшены в озеро; они находились на дне более четверти века, зарастали илом, но в конце 1960-х годов были найдены, и бригадой спортсменов-аквалангистов под руководством Ю. Юдицкого в 1971 году подняты из воды.

Терраса-пристань на Белом озере. Фото октябрь 2002 г.

    Гатчинские (главным образом, Дворцовый) парки отличаются от других известных парков пригородов Санкт-Петербурга множеством небольших озер и островков, между которыми перекинуты мостики. Карпин пруд, наряду с прудами Ковш, Прямоугольными и другими, был вырыт в 90-х годах XVIII века. Формой своего водного зеркала он напоминает кувшин. Карпин мост через протоку между Карпиным прудом и Белым озером выполнен из ротковской плиты. Под мостом - плотина (и каскад), декорированный валунами, слив воды происходит из Карпина пруда в Белое озеро.


Карпин мост.
Фото 14 сентября 2003 г.

Карпин мост. Скамья.
Фото 10 октября 2005 г.

    Из озера вытекает речка Гатчинка; для урегулирования стока воды из озера в речку был построен шлюз с "большим каскадом". Тут же поблизости проходит так называемая Круговая дорога, огибающая по берегу Белое озеро, разделенное на неравные части Длинным островом. По сути дела, это цепь островов и полуостровов, связанных мостами с материком и между собой. Здесь в северо-западной части озера находятся два каменных моста - Малый и Большой Трехарочный, Оба были созданы в 1790-х годах под наблюдением каменных дел мастера Д. Висконти, вероятно, по проекту В. Бренны. Оба построены с использованием местных известняков: черницкого и пудостского. Предполагалось украсить мосты скульптурами и вазами, но и без них плавные светлые арки служили прекрасным дополнением к пейзажу. Во время Великой Отечественной войны Малый Каменный мост полностью разрушен и пока заменен временным деревянным. У Большого Трехарочного был взорван средний пролет, однако в ближайшие годы оба моста будут реставрированы.

Большой Трехарочный мост. Фото 10 октября 2005 г.

   Если идти Круговой аллеей по северо-восточному берегу озера, нельзя не залюбоваться четко рисующимся на фоне зелени и отраженным в воде Горбатым мостом. Он построен в 1800 - 1801 годах по проекту А. Д. Захарова и соединяет между собой две части Длинного острова.

Горбатый мост. Фото 14 сентября 2003 г.

    Смелый взлет крутой арки несколько напоминает мосты Венеции, но облицовка светло-золотистым черницким известняком органически сливает его с пейзажем гатчинского парка. Массивные устои Горбатого моста обработаны рустом и полуциркульными нишами, которые еще больше подчеркивают легкость пролета. На мост ведут широкие пологие ступени, а на верхней его площадке и на террасах береговых устоев находятся каменные скамьи. Балюстрада ограждения имеет одновременно и функциональное, и декоративное значение. Все архитектурные детали этого сооружения создают глубокую игру света и тени, рассчитанную на восприятие их с далекого расстояния.

Горбатый мост. Фото 10 октября 2005 г.

    Художественные и конструктивные достоинства Горбатого моста делают его одним из лучших образцов русского мостостроения. Мост чудом уцелел во время Великой Отечественной войны, но осколки снарядов повредили его облицовку, балюстраду и часть скамей. В 1969 - 1972 годах мост был полностью отреставрирован.
   С Круговой аллеи хорошо виден небольшой изящный павильон Венеры, стоящий у самой воды. Издали кажется, что он сооружен на мысу материка, однако еще в XVIII веке искусственно прорытые каналы отрезали полуостров от суши - так образовался остров Любви с его регулярными садами.
    Замысел оформления этой части парка был подсказан Павлу I аналогичным сооружением, увиденным им у принца Конде в Шантийи под Парижем. Судя по дошедшим изображениям, гатчинский павильон очень близок к своему прообразу. Постройка его относится к 1792 - 1793 годам. Деревянный павильон со стороны входа оформлен четырехколонным ионическим портиком, а в тимпане фронтона - рельефные изображения колчана со стрелами и пылающего факела. Все фасады поверх досок обшиты дранью в виде трельяжной сетки, что наряду с зеленой окраской и большими арочными портфенетрами (окнами-дверями) придавало павильону вид беседки.

Павильон Венеры на острове Любви. Фото 14 сентября 2003 г. и октябрь 2002 г.

    Павильон служил пристанью для судов Гатчинской флотилии; перед ним проводились морские маневры, театрализованные представления, фейерверки.

Вид на павильон Венеры со стороны Белого озера. Фото 23 июля 2013 г.

    Внутри павильона имеются маленькие сени, ведущие в светлый зал - прямоугольный в плане со скошенными углами. Четыре больших зеркала как бы раздвигают пространство; их обрамляют резные гирлянды цветов; простенки покрыты орнаментальными росписями, имитирующими лепку. Плафон, написанный известным художником-декоратором Я. Меттенлейтером в 1797 году, изображает "Триумф Венеры". Мягкие диваны у стен и четыре мраморных фонтана в виде чаш, стоящие перед окнами, дополняют внутреннее убранство.
    Во время Великой Отечественной войны павильон пострадал, стены его были пробиты осколками снарядов, живопись во многих местах прострелена, исчезли зеркала, уничтожен наборный паркет. В 1960-х годах павильон отреставрирован по проекту архитектора А.А. Кедринского и ныне, в летнее время, открыт для посетителей.
    Одновременно со строительством павильона в первой половине 1790-х годов на острове Любви был разбит регулярный сад с подстриженными липовыми аллеями, мраморными статуями и двумя небольшими каменными террасами, спускающимися к воде. Во второй половине XIX века вместо деревянных мостков связывающих остров с материком, на Петербургском Металлическом заводе по проекту архитектора С. И. Шестакова были сделаны однопролетные чугунные мосты с ажурными перилами.
    От острова Любви вверх поднимается дубовая аллея, именовавшаяся в XVIII веке "Дорогой к костру", которая приводит к монументальному и нарядному порталу из пудостского камня. Эффектно сгруппированные ионические колонны - то по четыре, то попарно - создают глубокие светло-теневые контрасты, а строгий классический фронтон дает сооружению законченность. Эта так называемая "Маска". Построена она в 1794 - 1796 годах, вероятно, по проекту В. Бренны.

Портал Маска и Берёзовый домик. Фото 14 сентября 2003 г.

    Портал, поставленный на террасе с широкой лестницей, прикрывает своей пышной декорацией большую поленницу березовых дров, которая при ближайшем рассмотрении оказывается павильоном-сюрпризом - Березовым домиком, созданным в начале 1790-х годов. Разновеликие, близкие к кубическим объемам, корпуса этого небольшого сооружения, декорированного березовыми стволами, создают живописные интересные пейзажные композиции. Сруб домика обшит рядами распиленных березовых стволов: один ряд составляют как бы продольно положенные неокоренные бревна, другой - торцы.

Портал Маска и Берёзовый домик. Фото октябрь 2002 г.

    В "поленнице" незаметно, не нарушая рядов бревен, сделаны (заподлицо) оконные ставни и двери, за которыми скрывается неожиданно нарядная комната.

Берёзовый домик. Интерьер. Фото 14 сентября 2003 г.

    Цель подобных парковых "затей" - "привесть в нечаянное удивление", и чем больше противопоставление между внешним и внутренним видом, тем сильнее эффект. Интерьер типа будуара отделан с дворцовой роскошью XVIII века: здесь были наборный паркет из дерева разных цветов, живописный плафон "Зефир и времена года", диван в алькове, обрамленном каннелированными пилястрами ионического ордера. Стены алькова обложены мелкими четырехугольными зеркалами, расписанными гирляндами цветов; пол был обит белой ковровой тканью с изображением гирлянд из зелени, деревьев, цветов, бабочек; занавеси, драпировка алькова, обивка мебели были сделаны из драгоценной голубой шелковой материи, где по голубому полю была вышивка серебром.

Берёзовый домик. Интерьер. Альков. Фото 14 сентября 2003 г.

    Домик имел и другие комнаты, в т.ч. кухню с отдельным входом.
    Имя автора этого павильона остается неизвестным, высказывались предположения, что им был Н. А. Львов, однако пока они не получили документального подтверждения. В годы фашистской оккупации Березовый домик сгорел. В 1971 - 1972 годах был воссоздан его внешний облик, а в 1976 году под руководством А. А. Кедринского закончена реставрация интерьера.

Берёзовый домик. Интерьер. Фото 14 сентября 2003 г.

    Чуть поодаль, на границе Дворцового парка стоят Березовые ворота, несколько напоминающие триумфальные арки древнего Рима. Их постройку "из пудовского самого чистого камня" вели в 1795 - 1798 годах по проекту Бренны каменных дел мастера Джованни Висконти и К. А. Пластинин. В 40-х годах XIX века ворота были перестроены А. Байковым.

Берёзовые ворота. Фото 14 сентября 2003 г.

    Центральный массив ворот прорезает высокая арка с полуциркульным завершением; роль пилонов исполняют небольшие квадратные в плане павильоны с глубокими нишами, в которых должны были стоять, судя по сохранившемуся чертежу, статуи Марса и Беллоны. Со стороны проезда сделаны входы в помещения внутри павильонов, откуда лестницы вели на их кровли, где были площадки-бельведеры. Сильно выступающие карнизы, венчающие пилоны, рассчитаны так, что воспринимаются как опора для свода арки. Соотношение масс и четкая профилировка простых, но выразительных деталей, таких как балясины балюстрад, или мощный замковый камень на тонко прорисованном архивольте арки, выдают руку большого мастера.
    От Березовых ворот тенистыми аллеями можно вернуться к Белому озеру. В одном из его заливов находится Водный лабиринт.

Белое озеро. Вид в сторону водного лабиринта. Фото 14 сентября 2003 г.

    Лабиринты были излюбленной затеей и украшением регулярных парков, но, как правило, их устраивали на суше из шпалер стриженых кустарников, ограждавших сложную систему дорожек. В данном случае лабиринт, автор которого неизвестен, образован на месте залива Белого озера четырьмя разновеликими насыпными островками с причудливо изрезанной линией берега, огибающей множество крохотных бухточек, мысов, извилистых проток и тупиков.

Водный лабиринт. Фото 23 июля 2013 г.

    Создан он был в конце XVIII века для лодочных прогулок, однако для пешеходов над каналами перекинуты легкие мостики, вначале деревянные, а с 1881 года - металлические.


Водный лабиринт. Мостик.
Фото 14 сентября 2003 г.

Тропинки и мостики Водного лабиринта.
Фото 23 июля 2013 г.

Тропинки и мостики Водного лабиринта.
Фото 23 июля 2013 г.

    Поблизости находятся Адмиралтейские ворота, за которыми начинается территория города. Торжественные и монументальные ворота возведены в 1794 - 1796 годах по проекту В. Бренны. Они служат главным входом в парк со стороны проспекта 25-го Октября и оформлены в виде арки, по сторонам которой у пилонов поставлены сдвоенные коринфские колонны.


Адмиралтейские ворота.
Фото октябрь 2002 г.

Адмиралтейские ворота.
Фото 14 сентября 2003 г.

Адмиралтейские ворота.
Фото 10 октября 2005 г.

    Завершает композицию строгий фронтон. Ворота, как и большинство парковых сооружений, облицованы пудостским камнем. Строгие по рисунку металлические створки изготовлены на Ижорском заводе в 1796 году.
   Гатчинское Адмиралтейство появилось в парке в начале 1790-х годов. Это было крупное здание, основу которого составляли 12 массивных столбов из черницкого камня; между столбами закреплялись узкие доски, создававшие ребристую поверхность фасада. Первоначально при помощи системы блоков и канатов эти простенки поднимались и опускались, открывая стапеля со стоящими судами. Адмиралтейство было местом сборки, ремонта и хранения небольших парусных и гребных судов, вооружения и оснастки гатчинской эскадры. В конце XVIII века она насчитывала двадцать четыре судна, при помощи которых на озере разыгрывали потешные морские сражения со стрельбой, взятием "вражеских" судов на абордаж и высадкой десантов. Рядом с Адмиралтейством - круглый пруд Ковш, служивший гаванью (Адмиралтейство в старых документах иногда тоже называли "Гаванью" или "Голландией"). Построенные суда спускались со стапелей в Ковш, из него по протоке проходили в Белое озеро. Через протоку был перекинут подъемный деревянный мост на каменных устоях. Вплоть до конца XIX века по традиции напротив Большой террасы стояло живописно оснащенное парусное судно, придавая этому уголку парка своеобразный колорит.В конце XIX века Адмиралтейство было превращено в кладовые оружия, вышедшего из употребления, затем - в музей старинных корабельных моделей, редких предметов матросского и офицерского оружия, рыболовных снастей, небольших парусников и весельных судов.
    После Великой Отечественной войны пострадавшее здание было восстановлено и использовалось, в частности, для проведения концертов, танцевальных вечеров, шахматных турниров и т.д. Впоследствии здание сгорело. Осталось от него лишь несколько каменных столбов, на которые опиралась деревянная в прошлом постройка.

Столбы Адмиралтейства. Фото 23 июля 2013 г.

    Возле Адмиралтейских ворот проспект Павла I разрезает дворцово-парковый ансамбль, по одну сторону за оградой раскинулся Дворцовый парк с Белым и Серебряным озерами, по другую - Черное озеро с Приоратским парком и дворцом. Туда мы отправимся в следующей части нашего путешествия по Гатчине.

Фрагмент решетки Дворцового парка. Фото 14 сентября 2003 г.

<<В начало

 


А. Разумов. 2004...2006 гг.
Фото: (с) Александр Разумов (2002, 2003, 2005 гг.) и (с) Дмитрий Бесараб (2003 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz