ГАТЧИНА.
Городские кварталы.

 

    Главная магистраль Гатчины - проспект Павла I (ныне - 25-го Октября) разрезает дворцово-парковый ансамбль Гатчины на две части: по одну сторону за оградой раскинулся Дворцовый парк с Белым и Серебряным озерами, по другую - Черное озеро с Приоратским парком и дворцом.

Проспект 25-го Октября у парков. Фото 10 октября 2005 г.

    На этом участке проспекта заслуживают внимания два моста: Адмиралтейский с кордегардиями и трехарочный Карпичный (Львиный), а также находящаяся между ними каменная терраса. Ближайший к главным воротам одноарочный каменный, ранее подъемный, Адмиралтейский мост был в 1792 - 1794 годах перекинут над протокой, соединявшей два самых больших гатчинских озера. Под каменной аркой моста вода из Черного озера с шумом низвергалась в Белое. У моста были сооружены два каменных, квадратных в плане павильона-кордегардии для караула, перекрытые каменными же куполами и завершенные медными шарами.


Адмиралтейский мост. Вид из Дворцового парка.
Фото 14 сентября 2003 г.

Купол кордегардии.
Фото 14 сентября 2003 г.

Адмиралтейский мост. Кордегардия.
Фото 10 октября 2005 г.

    Несмотря на то, что фашисты при отступлении взорвали арку моста, он все же сохранил свое романтическое очарование, которое еще усиливается стоящим неподалеку каменным верстовым столбом - одним из двух сохранившихся на проспекте. Каменные верстовые столбы на Петергофской и Царскосельской дорогах установлены еще в 1770-х годах. Для Гатчины они были изготовлены из пудостского камня К. А. Пластининым в 1795 - 1797 годах. Столбы имеют форму усеченных конусов, поставленных на профилированное основание, и завершены декоративной вазой, пересеченной массивным квадратным рустом.


Верстовой столб на пр. 25-го Октября.
Фото 10 октября 2005 г.

    Рядом с Адмиралтейским мостом на юго-восточной оконечности Длинного острова находится еще одно интересное и необычное сооружение - так называемый "Балкон на проспекте". Пятиугольный в плане, он напоминает террасу-бельведер и, одновременно, бастионы около дворца. Вид с "балкона близ каскады, истекающей из Черного озера" действительно прекрасный. Первоначально терраса была построена в 1792 году по проекту неизвестного автора. В 1799 - 1800 годы по проекту Д. Висконти под наблюдением К. Висконти были возведены по сторонам "старого балкона" боковые пристройки с лестницами. В 1880-х годах скульптор К. О. Гвиди реставрировал облицовку террасы, заменив выветрившиеся блоки пудостского камня черницким известняком. Во время Великой Отечественной войны была частично разрушена балюстрада, которая восстановлена в 1950-х годах.


"Балкон на проспекте".
Фото 10 октября 2005 г.

Балюстрада балкона.
Фото 14 сентября 2003 г.

    По другую сторону террасы - еще один мост - трехарочный Львиный, или Карпичный. Он замыкает перспективу канала, который должен был соединить Карпин пруд с Черным озером, но так и остался незавершенным. Постепенно глухая протока заболотилась, затянулась илом и заросла тростником настолько, что стало трудно разглядеть прекрасную архитектуру моста, построенного А. Д. Захаровым в 1799 - 1801 годах. Все три арки были одинаковыми по высоте, средние устои укреплены полукруглыми каменными контрфорсами, украшенными рельефными каменными же гирляндами. На замковых камнях арок - выразительные львиные маски, исполненные скульптором М. П. Александровым-Уважным.
    По сторонам моста находились четыре низких постамента, на которых Захаров собирался поместить скульптурные группы, изображающие "Изобилие рек", однако после смерти Павла I этот замысел осуществлен не был. Так же, как и Адмиралтейский, Карпичный мост в 1944 году был поврежден взрывом при отступлении фашистов и полностью восстановлен к 1991 году.

Карпичный мост. Фото 10 октября 2005 г.

    Несмотря на тяжкий ущерб, нанесенный Гатчине во время Великой Отечественной войны, на территории города сохранились архитектурные памятники, представляющие как исторический, так и художественный интерес. Постройки XVIII - первой половины XIX веков, так же как и планировка города Гатчины в целом, дают яркое представление о ее истории с момента возникновения в виде барской усадьбы, а затем великокняжеской и императорской загородной резиденции. Эти архитектурные памятники, часто связанные с именами прославленных зодчих, бережно хранят и реставрируют в наше время.
    Ещё до того, как появились специально определенные главные архитекторы, по проектам А. Ринальди и В. Бренны возвели сооружения, которые во многом предопределили масштаб, ритм и характер застройки города, сохранив до наших дней своё доминирующее положение и значение. В конце XVIII века ведущими гатчинскими архитекторами были Н.А. Львов и А.Д. Захаров, с 1816 до начала 1850-х гг. - А.М. Байков, вслед за ним до 1854 года - Р.И. Кузьмин; в 1855 - 1877 годах - А.В. Кокарев. Его сменил Л.Ф. Шперер, он проработал в этой должности до 1882 года. В 1885 - 1902 гг. главный гатчинский архитектор - Н.В. Дмитриев, а в 1902 - 1917 годах - Л.М. Харламов.
    Одним из лучших памятников на территории города является ансамбль площади Коннетабля с обелиском в центре.
    Дорога к площади, расположенной на высоком холме, шла по узкому перешейку между Белым и Черным озерами, над протоками которых в конце XVIII века возникли прекрасные каменные мосты. Четырехгранный, сужающийся кверху обелиск, увенчанный золоченым шаром, был виден издалека и господствовал над всем окружением. Он был сложен из блоков черницкого камня за один строительный сезон 1793 года артелью каменщиков под руководством К.А. Пластинина и в свое время являлся самым высоким обелиском в Европе (его высота - 32,8 метра).


Площадь Коннетабля. Обелиск.
Фото 14 сентября 2003 г.

Фрагмент обелиска.
Фото 10 октября 2005 г.

    Автор проекта обелиска неизвестен; высказывались неподтвержденные документально предположения, что его замысел принадлежит В. Бренне, но известен прототип ансамбля в целом - это площадь в резиденции принца Конде в Шантийи с памятником одному из представителей этого древнего аристократического рода Анн Монморанси, который с 1538 г. являлся "коннетаблем" - главнокомандующим королевской армией. Павлу, которому импонировали сравнения его личности с выдающимися деятелями прошлого, пришлась по душе идея подобного монумента в Гатчине - ведь для русской армии он был главнокомандующим. Между памятниками нет прямых аналогий или заимствований, но общие архитектурные идеи породили близкие образы. Площадь Коннетабля примыкает к придворцовому Липовому саду, она связана бывшим Екатеринвердерским, ныне Красноармейским, проспектом с плацем перед дворцом, а Большим проспектом (25 Октября) - со всем городом. Одновременно с обелиском сооружен и ограждающий площадь парапет из пудостского камня общей протяженностью более 450 метров. На нем были сделаны специальные зарубки с цифрами, и тень, падавшая на них от обелиска, показывала время. Таким образом, площадь с обелиском являлась как бы гигантскими солнечными часами.


Фрагмент парапета вокруг площади.
Фото 10 октября 2005 г.

    У пьедестала обелиска стояли четыре каменные тумбы, соединенные цепями. Стилистически площадь включалась в дворцовый ансамбль не только благодаря тождественному строительному материалу, но и потому, что форма парапета несколько напоминала бастионы на плацу, а шесть пушек, стоявших в амбразурах парапета, дополняли сходство. 23 мая 1881 года обелиск, весивший более 600 тонн, был почти до основания разрушен ударом молнии, попавшей в медный шар. Только в 1886 году он вновь отстроен в прежнем виде и из того же известняка, разработку которого специально возобновили в Черницких каменоломнях в 1884 году. При восстановительных работах был сделан проволочный громоотвод, пропущенный через центр обелиска и проведенный в землю на 30 метров. Второй раз обелиск реставрировали в 1904 году, когда заново были переложены двенадцать обветшавших верхних рядов камней. Еще через 10 лет были заменены отдельные блоки бастионного парапета. Во время Великой Отечественной войны был утрачен медный шар, разбиты тумбы, соединенные чугунными цепями, пострадали отдельные каменные блоки. Но проведенные реставрационные работы сохранили памятник, вернув ему художественную выразительность.

Площадь Коннетабля. Вид от Адмиралтейского моста. Фото 14 сентября 2003 г.

   Обойдя площадь Коннетабля и выйдя на проспект в южном направлении, можно познакомиться с одним из наиболее ранних строений Гатчины - это так называемая Круглая рига. Ее возникновение следует отнести к 1760-м или 1770-м годам, то есть к тому времени, когда эти места принадлежали Г. Г. Орлову. Цилиндрическая башнеобразная постройка, окруженная оградой, сложенной из грубоотесанных каменных блоков, и завершенная зубцами, напоминает крепость. На самом же деле она использовалась по своему прямому назначению: здесь сушили снопы и веяли зерно. Высокая центральная цилиндрическая часть сложена из каменных блоков местного камня, который добывался близ селений Черницы и Парицы. Над карнизом из приты по всему периметру идут прорезные зубцы в виде ласточкина хвоста. В этой части велись просушка и обмолот. Вокруг среднего цилиндра, образуя довольно узкий кольцевой двор, построена низкая каменная стена диаметром 32 метра с цоколем из двух рядов крупных блоков и широким карнизом. От стены радиусами расходятся приземистые строения - "хлебные магазины" - хранилища для зерна. Романтический внешний вид риги хорошо сочетался с многобашенным охотничьим замком. По чьему проекту возведена рига - неизвестно. Пожар 1852 года значительно повредил здание, однако вскоре его восстановили. В 1880-х годах, когда рига использовалась как склад лейб-гвардии Кирасирского полка, в ее стенах были пробиты четыре оконных проема. Сильно разрушенная во время военных действий и пострадавшая от нерадивого использования в наши дни, Круглая рига тем не менее своим обликом вызывает в памяти ассоциации с памятниками средневековой архитектуры Англии.


Круглая рига. Фото 14 сентября 2003 г.

Круглая рига. Фото 10 октября 2005 г.

    Примечательная черта Гатчины - ворота триумфального типа у въездов в город. Монументальные Мозинские ворота, расположенные вблизи деревни Мозино, значительно севернее современной городской черты, на границе бывших владений Г. Орлова, предваряют архитектурные впечатления от Гатчины. Сдержанной суровостью веет от облика этого сравнительно небольшого сооружения из пудостского камня. Его фасад, вписанный в почти квадрат, с первого взгляда вызывает ощущение устойчивой и несокрушимой силы. Мощные пилоны из 15 рядов рустов связаны архитравом с четырьмя радиальными рустами, симметрично расходящимися по сторонам замкового камня. Ворота перекрыты массивной, сильно выступающей над объемом плитой, которая зрительно акцентирует конструктивное назначение пилонов как несущих частей. Средняя часть ворот несколько заглублена, и в неё врезана строгая полуциркульная арка. Авторство Мозинских ворот документально не установлено, но стилистический анализ и совпадение ряда фактов позволяют с достаточной определенностью назвать имя А. Ринальди. Как известно, Ринальди проектировал мраморные Гатчинские (Орловские) ворота в Царском Селе, от которых начинался путь в Гатчину. Нет сомнения, что оформить конечный пункт пути из Царского Села в Гатчину могли поручить именно Ринальди. Архитектор, проектируя Мозинские ворота, решал их контрастно по отношению к Гатчинским. Если Гатчинские построены по канонам древнеримских триумфальных арок, то Мозинские восходят к образцам раннего древнегреческого зодчества.
    Неподалеку от Круглой риги на шоссе Петербург - Смоленск в начале 1830-х годов архитектором В.А. Глинкой были воздвигнуты Смоленские (Двинские) ворота, отмечавшие южную границу Гатчины. По сторонам дороги возведены массивные прямоугольные пилоны, сложенные из черницкой плиты, декорированные парными мраморными колоннами с ионическими бронзовыми капителями и базами. Пилоны над уровнем гранитного цоколя обработаны двенадцатью рустами. Основание колонн выступает за линию фасада. Каждый пилон завершают военные арматуры - доспехи со шлемом, щитами и мечом.

Смоленские ворота. Фото 10 октября 2005 г.

    По указанию Николая I в 1830 году исполненные в конце XVIII века великолепные ворота с гранитными столбами, мраморными колоннами и коваными решетчатыми створами, украшенными золоченой бронзой, были сняты с ограды Михайловского замка и отправлены в Гатчину. Отдельные части разобранных ворот Глинка использовал при сооружении и расположенных в противоположном конце города (при въезде со стороны Петербурга), Ингербургских ворот. Однако завершающие и те и другие ворота арматуры были вычеканены из листовой меди по рисунку архитектора на Петербургском Александровском чугунолитейном заводе в 1831 году. Достраивал ворота архитектор А. М. Байков. В 1889 году обветшавшие Смоленские ворота были заново отстроены в прежнем виде. После Великой Отечественной войны ворота реставрированы, причем похищенные фашистами арматуры на пилонах восстановил архитектор А. А. Кедринский по старым фотографиям.

Смоленские ворота. Фото 14 сентября 2003 г.

    Ингербургские ворота первоначально были сооружены значительно раньше Смоленских - в 1795 - 1797 годах, одновременно с созданием военизированного предместья Ингебург. Его окружали земляные валы и рвы с перекинутыми через них мостами. Внутри крепости появились каменные казармы, ратуша, школа, жилые дома с высокими мансардными кровлями, круглыми слуховыми окнами и небольшими регулярными садиками. Укрепленный форштадт просуществовал недолго: в первой трети XIX века валы были срыты, дома проданы на снос, а казармы перестоены по проекту В.А. Глинки. В 1875-1876 гг. инженер Клодницкий вновь осуществил перестройку казарм. В облике зданий ныне превалирует утилитарность, но столбы кирпичной ограды украшены рельефными изображениями орудийных стволов. Они не только напоминают о том, что здесь располагалась 24-я артиллерийская бригада, но вместе с тем являются декоративным элементом, связанным со скульптурным убранством городских ворот.

Пр. 25-го Октября. Ингербургские казармы. Фото 3 мая 2006 г.

    Первые Ингербургские ворота в соответствии с характером предместья напоминали ворота средневековых европейских городов. По сторонам стояли двухэтажные каменные кордегардии, а над проездом - маленькая надвратная церковь в ложноготическом стиле. Эти ворота были снесены в 1830 году, а на их месте В. А. Глинка соорудил новые, аналогичные Смоленским, только из пудостского камня. Нарядные металлические створы, снятые с ограды Михайловского замка, еще больше придавали характер торжественного въезда из столицы в загородную резиденцию. Еще в начале XX века при очередном ремонте пилоны и колонны были оштукатурены и окрашены в цвет натурального камня. В таком виде они стоят и по сей день. В советское время в связи с увеличением движения по шоссе створы ворот были сняты.

Ингербургские ворота. Фото 3 мая 2006 г.

    Перспектива проспекта 25-го Октября не вызывает ощущения монотоноости. Это достигается включению в его композицию по восточной стороне нескольких улиц. В местах перехода от улиц к проспекту открываются перспективы, замкнутые выразительными строениями общественного назначения.

На проспекте 25-го Октября. Фото 3 мая 2006 г.

Пр. 25-го Октября, дд. 38-40. Фото 3 мая 2006 г.

    В точке ответвления от проспекта улицы Гагарина (бывш. Кирочной - от слова "кирха") расположено здание Евангелическо-лютеранской церкви св. Николая. Прямоугольный объем здания венчается цилиндрическим барабаном с полусферическим завершением. Барабан прорезан четырьмя полуциркульными проемами, простенки между которыми выявлены парными пилястрами ионического ордера. Вход в храм подчеркнут подиумом с пятиступенчатой лестницей и четырехколонным портиком греко-дорического ордера с треугольным фронтоном. Церковь была сооружена в 1825-1828 гг. по проекту архитектора Д. И. Квадри. Возведением здания руководил архитектор А.М. Бойков, внесший также свои коррективы в детали его архитектурного облика.

Николаевская евангелическо-лютеранская церковь. Фото 3 мая 2006 г.

    В композицию проспекта включен ансамбль госпитального городка, доминантой которого служит здание бывшего Городового госпиталя (ныне одно из зданий Гатчинской Администрации). Постройка первоначального здания была начата в 1792 г. Здание состояло из двух этажей - нижнего каменного и верхнего деревянного. Оно было задумано как главенствующее в композиции площади, открытой со стороны Большого проспекта. Возможно, что общий замысел этого ансамбля принадлежит Бренне, который в эти годы создавал проекты зданий, окружающих резиденцию.
    В 1820-1822 г. по проекту А.Е. Штауберта госпиталь был капитально перестроен. Второй этаж стал каменным, а средняя часть здания увеличена пристройкой церковного корпуса с нарядным четырехколонным классическим портиком, обращенным в сторону самой большой гатчинской площади и проспекта.

Администрация (здание бывш. Городового госпиталя). Фото 3 мая 2006 г.


Здание комплекса районной Администрации
со стороны улицы Карла Маркса.
Фото 3 мая 2006 г.

Сквер у комплекса районной Администрации
со стороны улицы Радищева.
Фото 3 мая 2006 г.

    Левую сторону ансамбля Госпитальной площади формирует дом, названный по фамилии бывших владельцев Е. Чеблокова и М. Кусовникова (1800-1801, 1825-1827), примечательный своей типичностью. Классицистическое композиционное решение, детали декора и использованный материал (местный камень) делают этот дом своего рода эталоном городской застройки Гатчины первой трети XIX века. В ансамбле с ним воспринимаются выходящие на проспект дома №№ 12 и 14. Первый из них - пример рядовых зданий классицистической архитектуры на главной гатчинской магистрали, появившихся в 1838 г. Это двухэтажное каменное здание, облицованное блоками пудостского камня. Фактура, цвет и рисунок швов между камнями придают фасаду особую выразительность. Со стороны проспекта здание прорезано семью оконными проемами, а по боковому фасаду - пятью. Верхняя пеемычка каждого окна в первом этаже завершается тройным замковым камнем. Проемы второго этажа имеют более нарядную обработку. Три средних окна завершены прямолинейными сандриками на кронштейнах. По сторонам от них - по одному оконному проему без оформления - это точно рассчитанная пауза, подчеркивающая архитектурную обработку крайних проемов главного фасада, которые связаны с балконами. Окна-двери решены как своего рода порталы. Их окаймляют пилястры ионического ордера, завершенные антаблементом и треугольным сандриком. Чугунные волютообразные орнаментированные консоли и тонко прорисованная ажурная решетка балконов оттеняют массивность стены.

Пр. 25-го Октября, д. 12-14. Фото 3 мая 2006 г.

   Вертикальными доминантами города служат купола двух крупнейших православных гатчинских храмов. C проспекта 25-го Октября в перспективе Соборной улицы видны купола городского собора во имя апостола Павла.

Соборная улица. Фото 14 сентября 2003 г.

    Каменный собор св. апостола Павла с двумя приделами - святых Константина и Елены и святого князя Александра Невского построен в 1846 - 1852 годах по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Храм был закрыт в 1939 году, и вновь действует с 1942 года.

Собор св. ап. Павла. Фото октябрь 2002 г.

    Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами св. Александра Невского и святителя Николая была построена в 1905 - 1914 годах архитектором Л. М. Харламовым при участии А. А. Барышникова для подворья Пятогорского Богородицкого женского монастыря. Ныне - это крупнейший храм Ленинградской области. В 1939 году церковь была закрыта и вновь действует с 1992 года в статусе собора.


Покровский собор.
Фото 14 сентября 2003 г.

Покровский собор.
Фото 10 октября 2005 г.

    В перспективе примыкающей к проспекту 25-го Октября небольшой Красной улицы видно двухэтажное с пожарной каланчой здание бывшей полицейской части - так называемый Съезжий дом. Здание возведено на месте подобного деревянного дома в 1852-1855 годах по проекту А.В. Кокарева, занимавшего в 1850-х гг. должность главного архитектора Гатчины. Здание не лишено определенной образности и архитектурной выразительности, подчиненной функциональному назначению. Бывший Съезжий дом интересен как типичное для небольших российских городов казенное строение.
    Композиционно бывший Съезжий дом стал объемно-пространственной доминантой центра Гатчины. Его значение в современной градостроительной ситуации подчеркнуто сооружением в масштабе с ним зданий кинотеатра "Победа" и ресторана "Гатчина".


Вид на здание Съезжей части.
Фото 14 сентября 2003 г.

Ресторан "Гатчина" и кинотеатр "Победа".
Фото 14 сентября 2003 г.

    Гатчина, как любой современный город, продолжала развиваться и застраиваться новыми зданиями, особенно в послевоенные десятилетия. В 1940-1950-х гг. в городе появилось несколько общественных зданий, выдержанных в стиле ордерной классической архитектуры. Наиболее удачное из них - здание Варшавского вокзала, сооруженное по проекту Д.П. Бурышкина. В нем использованы мотивы архитектуры Гатчинского дворца, соответственно переработанные.


Дворец культуры.
Фото 10 октября 2005 г.

Варшавский железнодорожный вокзал.
Фото 14 сентября 2003 г.

    В последние десятилетия город продолжает развиваться, на его карте появляются новые жилые районы - Въезд, Хохлово Поле, Аэродром и другие.


Пр. 25-го Октября ("Въезд"). Фото 3 мая 2006 г.

Въезд. Рощинская улица. Фото 3 мая 2006 г.

    Город вплотную приблизился к своим бывшим предместьям. Так, например, лютеранский храм св. Петра в поселке Малые Колпаны, прежде звершавший архитектурный ансамбль Гатчины с южной стороны - теперь располагается на территории одного из гатчинских заводов. Кирха, вызывавшая ассоциации с готическим зодчеством, была построена в 1799-1800 г. по проекту Адреяна Захарова. Нынешний вид здания - результат предварительной реставрации. Прежде ее венчал восьмигранный шпиль с золоченым шаром и выполненной из меди фигуркой петуха на вершине.

Малые Колпаны. Церковь святого Петра. Фото 3 мая 2006 г.

М. Колпаны. Стоянка локомотивного резерва. Фото 3 мая 2006 г.

    В заключение еще несколько кадров с улиц Гатчины:


Здание вблизи Покровского собора.
Фото 10 октября 2005 г.

Деревянный дом на ул. Чкалова.
Фото 10 октября 2005 г.

Дома на ул. Карла Маркса. Фото 10 октября 2005 г.

Улица Радищева. Фото 3 мая 2006 г.


Здание вблизи Балтийского вокзала.
Фото 10 октября 2005 г.

Уголок вблизи Балтийской ж.д.
Фото 14 сентября 2003 г.

 


2004, 2006 г., фото (с) А. Разумов (2002-2006 гг.)
При подготовке странички спользованы материалы книги Д.А. Кючарианц и А.Г. Раскина "Гатчина. Художественные памятники".

НА ГЛАВНУЮ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz