ГАТЧИНА.
Приоратский парк и городские кварталы.

 

Приоратский парк и дворец. Фото 14 сентября 2003 г. (1600x1200)

    Проспект Павла I разрезает дворцово-парковый ансамбль Гатчины на две части: по одну сторону за оградой раскинулся Дворцовый парк с Белым и Серебряным озерами, по другую - Черное озеро с Приоратским парком и дворцом.
    На этом участке проспекта заслуживают внимания два моста: Адмиралтейский с кордегардиями и трехарочный Карпичный (Львиный), а также находящаяся между ними каменная терраса. Ближайший к главным воротам одноарочный каменный, ранее подъемный, Адмиралтейский мост был в 1792 - 1794 годах перекинут над протокой, соединявшей два самых больших гатчинских озера. Под каменной аркой моста вода из Черного озера с шумом низвергалась в Белое. У моста были сооружены два каменных, квадратных в плане павильона-кордегардии для караула, перекрытые каменными же куполами и завершенные медными шарами.

Адмиралтейский мост. Вид из Дворцового парка и купол кордегардии. Фото 14 сентября 2003 г.

    Несмотря на то, что фашисты при отступлении взорвали арку моста, он все же сохранил свое романтическое очарование, которое еще усиливается стоящим неподалеку каменным верстовым столбом - одним из двух сохранившихся на проспекте. Каменные верстовые столбы на Петергофской и Царскосельской дорогах установлены еще в 1770-х годах. Для Гатчины они были изготовлены из пудостского камня К. А. Пластининым в 1795 - 1797 годах. Столбы имеют форму усеченных конусов, поставленных на профилированное основание, и завершены декоративной вазой, пересеченной массивным квадратным рустом.
    Рядом с Адмиралтейским мостом на юго-восточной оконечности Длинного острова находится еще одно интересное и необычное сооружение - так называемый "Балкон на проспекте". Пятиугольный в плане, он напоминает террасу-бельведер и, одновременно, бастионы около дворца. Вид с "балкона близ каскады, истекающей из Черного озера" действительно прекрасный. Первоначально терраса была построена в 1792 году по проекту неизвестного автора. В 1799 - 1800 годы по проекту Д. Висконти под наблюдением К. Висконти были возведены по сторонам "старого балкона" боковые пристройки с лестницами. В 1880-х годах скульптор К. О. Гвиди реставрировал облицовку террасы, заменив выветрившиеся блоки пудостского камня черницким известняком. Во время Великой Отечественной войны была частично разрушена балюстрада, которая восстановлена в 1950-х годах.

Балюстрада балкона. Фото 14 сентября 2003 г.

    По другую сторону террасы - еще один мост - трехарочный Львиный, или Карпичный. Он замыкает перспективу канала, который должен был соединить Карпин пруд с Черным озером, но так и остался незавершенным. Постепенно глухая протока заболотилась, затянулась илом и заросла тростником настолько, что стало трудно разглядеть прекрасную архитектуру моста, построенного А. Д. Захаровым в 1799 - 1801 годах. Все три арки были одинаковыми по высоте, средние устои укреплены полукруглыми каменными контрфорсами, украшенными рельефными каменными же гирляндами. На замковых камнях арок - выразительные львиные маски, исполненные скульптором М. П. Александровым-Уважным.
    По сторонам моста находились четыре низких постамента, на которых Захаров собирался поместить скульптурные группы, изображающие "Изобилие рек", однако после смерти Павла I этот замысел осуществлен не был. Так же, как и Адмиралтейский, Карпичный мост в 1944 году был поврежден взрывом при отступлении фашистов.

Карпичный мост. Фото октябрь 2002 г.

    В годы царствования Павла I - время наиболее интенсивного строительства Гатчины - расширяется благоустроенная территория и на месте Малого Зверинца появляется новый Приоратский парк с небольшим, но удивительным по своей художественной выразительности Приоратским дворцом, отделенный от Дворцового шоссейной дорогой на Петербург. Место для этой постройки выбрано на низком дальнем берегу Черного озера, и кажется, что невозможно было найти лучшего места для светлого изящного в своей простоте, романтического замка, зеркально отражающегося в тихой, спокойной воде. Топкий берег пришлось осушать и укреплять. Со дна озера были вынуты десятки тысяч кубометров земли, созданы искусственные островки, холмы, чередующиеся с оврагами.

Приоратский парк. Черное озеро. Фото 14 сентября 2003 г.

    На западном берегу образовалась высокая насыпная холмистая гряда, по откосам которой посадили ели и сосны. Характер такой пересеченной местности вполне соответствовал новому пейзажному парку, где среди густых зарослей и по берегам причудливо вились прогулочные дорожки.

Приоратский парк. Аллеи. Фото 14 сентября 2003 г.

    Вполне вероятно, что первоначальный проект парка был сделан В. Бренной или Н.А. Львовым - автором Приоратского дворца. Тогда ограничились формированием небольшого пейзажного парка по берегам Черного озера. В феврале 1798 г. под наблюдением садового мастера Дж. Гекета начались работы: углубляли озера, обрабатывали склоны и береговую полосу, а также прокладывали дороги к месту строительства Приората. Частично благоустроили и район парка, связанный с Филькиным, или, как его также называли, Глухим озером. Это вызвано тем, что здание Приората намечалось возвести именно на перешейке между двумя озерами.

Приоратский парк. Черное озеро и Приоратский дворец. Фото 14 сентября 2003 г.

    Есть своя прелесть в том, что парк, раскинувшийся по берегам Черного и Глухого озер на площади свыше 154 гектаров, украшает единственное архитектурное сооружение, которое естественно становится композиционным центром всей территории. Неповторимой особенностью Приората - "Земляного игуменства", как называл его Львов, - является то, что он выстроен из прессованной земли; исключение составляют стройная башня из местной парицкой плиты и каменная подпорная стенка террасы, на которой стоит замок.

Приоратский дворец. Башня. Фото 14 сентября 2003 г.

    В Приорате, по мысли Павла I, должен был обитать приор монашеского рыцарского ордена, официально носившего имя Иоанна Иерусалимского, но более широко известного как Мальтийский, французский принц Конде, который э мигрировал в Россию после буржуазной революции 1789 г. Павел I вскоре по вступлении на престол, в январе 1797 года, образовал "великое приорство русское". Ему были поднесены титул "протектора" и высшие знаки ордена, а еще через год, "Приора" - в духовно-рыцарских орденах следующее после великого магистра лицо; после занятия острова Мальты войсками французской республики, русский царь принял звание великого магистра (гроссмейстера) рыцарского ордена, и мальтийский восьмиконечный крест был официально помещен в русский государственный герб. В это время и был построен Приоратский дворец - резиденция приора, которым был тогда французский эмигрант, принц Конде, но он никогда в Гатчине не жил, и Приорат по своему прямому назначению не использовался. Здесь останавливался император при выезде на охоту. В XIX веке замок служил запасным дворцом, а с середины 1880-х годов и до Октябрьской революции в нем жили придворные певчие. В 1917 году здесь размещался Гатчинский комитет РСДРП(б), в советский период - Дворец пионеров, а затем краеведческий музей. В сентябре 2002 года завершилась реставрация здания. Сейчас в нем находится музей.

Приоратский дворец. Фото 14 сентября 2003 г. (1600x1200)

    Н. А. Львов - автор Приоратского дворца - был исключительно талантливым и разносторонне одаренным человеком: поэт и переводчик, рисовальщик и гравер, изобретатель, геолог и архитектор. С присущей ему увлеченностью, стремясь сохранить российские леса от вырубки, а крестьянские избы от губительных пожаров, опустошавших целые губернии, Н.А. Львов стал ратовать за возведение домов из негорючих материалов. Не будучи первооткрывателем технологии земляного строительства, он являлся страстным и убежденным ее сторонником и пропагандистом. Подготовив руководство для крестьян, как строить избу из земли, в целях повсеместного распространения невиданных на Руси построек "из умятой земли", он добился в 1797 году от правительства Павла I учреждения "Училища земляного битого строения" для обеспечения сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ. Здание Приората - плод его новаторства. Проект этого здания относится к концу 1797 года, но, поскольку землебитные постройки следовало возводить в летние месяцы, к его осуществлению приступили только в июне следующего, 1798 года. В пояснительной записке к чертежам Приората Львов писал, что "Долина, на которой расположено строение земляного Игуменства лежит между двух гор в конце Черного озера в Гатчине, окружена с трех сторон лесом, а четвертой водою. С полуденной стороны приезд к воротам по правому берегу сухим путем, а с северной стороны к пристани и водою. Все строение сделано из чистой земли без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолков, особым образом для того устроенных. Ограда и две приворотные будки для жилища привратных служащих сделаны особым образом от прочего строения. Они построены из четвероугольных земляных глыб, сбитых в станке во время дурной погоды и известью в стене соединенных. Внутренняя сторона оных оштукатурена обыкновенною обмазкою, а наружная оставлена без всякой штукатурки для показания швов, коими соединены земляные камни. Приворотные будки построены в два этажа, внутри оштукатурены посредством скипидарной воды с размешанною в оной известью. На правую руку из ворот земляная битая кухня более половины своей высоты в горе построена, внутри оштукатурена обыкновенным образом, а снаружи спрыснута скипидарною водою и затерта только по земле. Главный корпус, сверх фундамента каменного построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою. Высота комнат нижнего жилья от полу до потолка 5 аршин 4 вершка; верхнего же жилья комнаты имеют высоты от полу до потолка в касетонах 5 аршин 3 вершка. А все строение от горизонта воды до кровельного шалома 4 сажени 2 аршина. Башня [...] построена из парицкой плиты, высоты имеет к горизонту воды до верхней звезды 14 сажен с половиною. Толстота стен один аршин. В средине башни сделана круглая каменная лестница. Во всем строении оной, кроме лантерна не употреблено ни одной железной связи. Дорическая колонна [...] и навес поддерживающая, сделана также из чистой земли. Капитель и подножная плита из пудовского камня, из которого и вся набережная сторона оградной стены построена. Все строение покрыто железом, кроме ограды, закрытой прямой черепицею".
В этом кратком пояснении, не сохранившемся до наших дней в оригинале, Львов глухо упоминает об одном новшестве, им примененном. Для облегчения междуэтажных перекрытий в трех залах нижнего этажа он использовал потолки без штукатурки, оформленные кессонами из досок. Кессоны с гладким дном или с фигурными точеными украшениями обогатили как интерьеры дворца, так и арсенал декоративных архитектурных приемов русского классицизма. В пяти верхних комнатах потолки были расписаны мастером Ф. Бонгом "сходно против данных рисунков и показания господина Львова".

Приоратский дворец. Фото 14 сентября 2003 г.

    Техника землебитного строительства была разнообразна, и в каждом отдельном случае применялись различные способы, что нашло отражение в здании Приората. Стены его сделаны монолитными путем прессовки, или, как тогда выражались, "набивки" земли в специальные деревянные переносные станки-опалубки. Для прочности каждый слой земли толщиной 5-6 сантиметров смачивался разведенной в воде известью. По мере высыхания стена становилась крепкой, как камень, и не боялась огня. Между первым и вторым этажами пояс, где крепились деревянные балки перекрытий, был сделан не "набивной", а сложен из обычного кирпича; выше снова шли монолитные стены, По свидетельству Львова "ограда и две приворотные будки для жилища привратника служащие... построены из четырехугольных земляных глыб, сбитых в станке во время дурной погоды и известью в стене соединенных". В том же 1798 году начались внутренние отделочные работы, которые затянулись до 1799 года.
    Приорат должен был служить своего рода показательным зданием, которое могло бы привлечь внимание правительства, а следовательно, облегчило бы "распространение среди широких слоев населения такого рода строений, не требующих ни дерева, ни камня" и безопасных в пожарном отношении, предназначавшихся главным образом для "доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ, а также "для сбережения лесов российских". Однако землебитная техника строительства не получила распространения, и в наши дни Приоратский дворец в Гатчине является единственной в мире постройкой такого типа.
    Живописность лежит в основе планировки и объемно-пространственного решения дворца. Приорат составлен из четырех прямоугольных разновеликих корпусов - двух двухэтажных с высокими четырехскатными кровлями и двух одноэтажных. Одно здание в два этажа торцом направлено в сторону Черного озера, другое - равное ему по высоте, но меньшее по занимаемой площади, примыкает к нему вплотную и со стороны двора образует с первым единый фасад, но под отдельной крышей. Между этими зданиями, совпадая с ними в фасадных линиях, впритык поставлен одноэтажный флигель окнами к озеру. Над входом флигеля устроен навес, опиравшийся первоначально на земляную, а позднее на деревянную колонну. Вход ведет в башню, пять ярусов которой вырастают почти на месте соединения трех корпусов. К боковой стене меньшего двухэтажного блока пристроен одноэтажный в плане близкий к квадрату флигель с трехгранной апсидой и со стрельчатыми окнами. Наружные стены и ограда дворца укреплялись контрфорсами. Простая горизонтальная тяга, разделяющая этажи, и деревянные модильоны карниза являются единственными декоративными элементами фасадов. Ясность композиции сочетается с гладкими фасадными стенами, не имеющими украшений, но впечатляющими своей монастырской строгостью. Суровость архитектуры смягчена цветом здания, его чистыми локальными тонами. Все детали поражают идеальными пропорциональными соотношениями, гармонией частей и целого, масштабным соответствием с окружающим пейзажем.
    Четыре нижние комнаты и три на втором этаже имели одинаковую отделку стен. Их штукатурная поверхность окрашивалась клеевой краской легкого розовато-золотистого (палевого) цвета. На этом фоне выделялись белые двери, подоконные доски, шкафы и светло-желтые переплеты оконных рам. Белые плинтусы, подчеркивая форму комнат, заключали плоскость пола, сбитую из широких досок, окрашенных светло-желтой охрой, натертую до блеска воском. Кессонированные фигурные деревянные плафоны тонировались либо разными красками (как в капелле), либо под цвет стен (на первом этаже), либо покрывались белилами. Отапливалось здание каминами и кафельными печами. Освещался дворец на первом этаже хрустальными жирандолями, настольными и настенными, во втором - золочеными бронзовыми стенниками. В каждой комнате стояли ломберные, инкрустированные перламутром или красного полированного дерева столы, консоли, крытые мраморными досками. Часть диванов, стульев и кресел - краснодеревные с сиденьями, обитыми сафьяном, часть - резные, золоченые, крытые пунцовым, зеленым или малиновым бархатом. В некоторых комнатах висели соломенные шторы, в остальных - из белого полотна, И непременной принадлежностью каждой комнаты, как свидетельствуют описи убранства, были зеркала, иногда о двух стеклах, в золоченых рамах, украшения из фарфора и мрамора. Все здесь создавало приветливую колористическую среду, типичную для жилых покоев русской усадьбы конца XVIII века.

Приоратский дворец. Силуэт. Фото 14 сентября 2003 г.

    Львов был не только архитектором-практиком и изобретателем новых строительных материалов, он был еще и выдающимся теоретиком. В частности, он писал: "Земляное битое строение как для удобства в постройке, так и для прочности своей требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной", Приорат вполне отвечает требованиям, предъявленным Львовым к этому виду зодчества: простоты, красоты и прочности. Действительно, здание лишено каких-либо внешних декоративных элементов; все его очарование заключается в прекрасно найденных соотношениях простых объемов разной высоты. Двухэтажный основной корпус пластически сочетается с одноэтажной пятигранной пристройкой с вытянутыми "готическими" окнами и пологой кровлей. Всю пространственную композицию, как стержень, держит высокая граненая башня, завершенная шпилем. Высота Приората от уровня водного зеркала Черного озера до конька кровли в соответствии с проектом составляла около 10 метров, а его башни до "верхней звезды", венчавшей шпиль, - около 31 метра. Стены помещений оштукатурены и покрашены. Уникальная постройка сохранилась без изменений до наших дней. Землебитные стены оказались необычайно крепкими - они не пострадали даже от разорвавшихся в Приоратском парке фашистских бомб. Поставленный на самом берегу Черного озера, дворец удивительно гармонично слит с окружающим пейзажем. Склон слева от дворца облюбовали местные жители - здесь они купаются и загорают.

Приоратский парк. Дерево на берегу Черного озера. Фото 14 сентября 2003 г.

    Большой комплекс работ в Приоратском парке проводился с 1840 года, в ходе которых выровняли дорожки, осушили заболоченные места, искусственному Глухому (или Филькину) озеру придали очертания естественного водоема. В течении семнадцати лет система извилистых пейзажных аллей была значительно увеличена и усложнена.

Приоратский парк. Глухое (Филькино) озеро. Фото 14 сентября 2003 г.

    Вся территория Приоратского парка в 1845 - 1846 годах была обнесена земляным валом высотой более одного метра, засаженного липами. Получилась природная линейная ограда, окончательно определившая границы парка. Через три года у двух входов построили караулки в "швейцарском стиле". На территории парка создали разветвленную дренажную систему, что позволило осушить заболоченные места и посадить на них деревья. Только в 1857 г. было посажено две тысячи деревьев.
    Во второй половине 1880-х годов появились новые элементы планировки парка. В это время провели шоссирование дорог протяженностью около 17 километров, максимально улучшив их для прогулок верхом и в колясках. Черное озеро тщательно очистили от накопившихся в нем осадков, упорядочили дренажную сеть и проложили водопроводные магистрали. Учитывая, что Приоратский парк был единственным открытым для посещения обывателями города, в нем расставили скамейки, сделали небольшие деревянные мостики и устроили пять входов. Все они имели одинаковое архитектурное решение. Чугунные решетки крепились к столбам из пудожского камня с небольшими закругленными каменными стенками. На массивных столбах установили чугунные фонари - торшеры. У каждых ворот поставили сторожки из красного кирпича с декоративными деталями из грубо отесанного пудостского камня. Последовательно совершенствуя изначальную идею, садовые мастера создали замкнутую гармоничную пейзажную композицию, ориентированную на Приоратский дворец.

Приоратский парк. На берегу Глухого озера. Фото 14 сентября 2003 г.

    В годы оккупации Гатчины Приоратский парк пострадал более всех других частей гатчинского комплекса, понеся огромные потери зеленого массива, дорожной сети, малых архитектурных форм, пострадала гидротехническая система. В послевоенный период на территории парка проведены посадки деревьев и первые реставрационные работы. Однако, парк ещё далёк от того состояния, которое отвечает его художественному значению, и только отдельные частности воскрешают воспоминания о былом великолепии.
    В наше время западная, южная и часть восточной границы Приоратского парка охвачены полукольцом Балтийской и Варшавской железных дорог, которые в 1854 и 1872 годах подступили к парковому массиву. На значительном протяжении восточная парковая граница соседствует с городской застройкой, формирующей улицу Чкалова.

Дом на ул. Чкалова и Варшавский железнодорожный вокзал. Фото 14 сентября 2003 г.

    Несмотря на тяжкий ущерб, нанесенный Гатчине во время Великой Отечественной войны, на территории города сохранились архитектурные памятники, представляющие как исторический, так и художественный интерес. Постройки XVIII - первой половины XIX веков, так же как и планировка города Гатчины в целом, дают яркое представление о ее истории с момента возникновения в виде барской усадьбы, а затем великокняжеской и императорской загородной резиденции. Эти архитектурные памятники, часто связанные с именами прославленных зодчих, бережно хранят и реставрируют в наше время.
    Ещё до того, как появились специально определенные главные архитекторы, по проектам А. Ринальди и В. Бренны возвели сооружения, которые во многом предопределили масштаб, ритм и характер застройки города, сохранив до наших дней своё доминирующее положение и значение. В конце XVIII века ведущими гатчинскими архитекторами были Н.А. Львов и А.Д. Захаров, с 1816 до начала 1850-х гг. - А.М. Байков, вслед за ним до 1854 года - Р.И. Кузьмин; в 1855 - 1877 годах - А.В. Кокарев. Его сменил Л.Ф. Шперер, он проработал в этой должности до 1882 года. В 1885 - 1902 гг. главный гатчинский архитектор - Н.В. Дмитриев, а в 1902 - 1917 годах - Л.М. Харламов.
    Одним из лучших памятников на территории города является ансамбль площади Коннетабля с обелиском в центре.
    Дорога к площади, расположенной на высоком холме, шла по узкому перешейку между Белым и Черным озерами, над протоками которых в конце XVIII века возникли прекрасные каменные мосты. Четырехгранный, сужающийся кверху обелиск, увенчанный золоченым шаром, был виден издалека и господствовал над всем окружением. Он был сложен из блоков черницкого камня за один строительный сезон 1793 года артелью каменщиков под руководством К.А. Пластинина и в свое время являлся самым высоким обелиском в Европе (его высота - 32,8 метра).

Площадь Коннетабля. Обелиск. Фото 14 сентября 2003 г.

    Автор проекта обелиска неизвестен; высказывались неподтвержденные документально предположения, что его замысел принадлежит В. Бренне, но известен прототип ансамбля в целом - это площадь в резиденции принца Конде в Шантийи с памятником одному из представителей этого древнего аристократического рода Анн Монморанси, который с 1538 г. являлся "коннетаблем" - главнокомандующим королевской армией. Павлу, которому импонировали сравнения его личности с выдающимися деятелями прошлого, пришлась по душе идея подобного монумента в Гатчине - ведь для русской армии он был главнокомандующим. Между памятниками нет прямых аналогий или заимствований, но общие архитектурные идеи породили близкие образы. Площадь Коннетабля примыкает к придворцовому Липовому саду, она связана бывшим Екатеринвердерским, ныне Красноармейским, проспектом с плацем перед дворцом, а Большим проспектом (25 Октября) - со всем городом. Одновременно с обелиском сооружен и ограждающий площадь парапет из пудостского камня общей протяженностью более 450 метров. На нем были сделаны специальные зарубки с цифрами, и тень, падавшая на них от обелиска, показывала время. Таким образом, площадь с обелиском являлась как бы гигантскими солнечными часами. У пьедестала обелиска стояли четыре каменные тумбы, соединенные цепями. Стилистически площадь включалась в дворцовый ансамбль не только благодаря тождественному строительному материалу, но и потому, что форма парапета несколько напоминала бастионы на плацу, а шесть пушек, стоявших в амбразурах парапета, дополняли сходство. 23 мая 1881 года обелиск, весивший более 600 тонн, был почти до основания разрушен ударом молнии, попавшей в медный шар. Только в 1886 году он вновь отстроен в прежнем виде и из того же известняка, разработку которого специально возобновили в Черницких каменоломнях в 1884 году. При восстановительных работах был сделан проволочный громоотвод, пропущенный через центр обелиска и проведенный в землю на 30 метров. Второй раз обелиск реставрировали в 1904 году, когда заново были переложены двенадцать обветшавших верхних рядов камней. Еще через 10 лет были заменены отдельные блоки бастионного парапета. Во время Великой Отечественной войны был утрачен медный шар, разбиты тумбы, соединенные чугунными цепями, пострадали отдельные каменные блоки. Но проведенные реставрационные работы сохранили памятник, вернув ему художественную выразительность.

Площадь Коннетабля. Вид от Адмиралтейского моста. Фото 14 сентября 2003 г.

   Обойдя площадь Коннетабля и выйдя на проспект в южном направлении, можно познакомиться с одним из наиболее ранних строений Гатчины - это так называемая Круглая рига. Ее возникновение следует отнести к 1760-м или 1770-м годам, то есть к тому времени, когда эти места принадлежали Г. Г. Орлову. Цилиндрическая башнеобразная постройка, окруженная оградой, сложенной из грубоотесанных каменных блоков, и завершенная зубцами, напоминает крепость. На самом же деле она использовалась по своему прямому назначению: здесь сушили снопы и веяли зерно. Высокая центральная цилиндрическая часть сложена из каменных блоков местного камня, который добывался близ селений Черницы и Парицы. Над карнизом из приты по всему периметру идут прорезные зубцы в виде ласточкина хвоста. В этой части велись просушка и обмолот. Вокруг среднего цилиндра, образуя довольно узкий кольцевой двор, построена низкая каменная стена диаметром 32 метра с цоколем из двух рядов крупных блоков и широким карнизом. От стены радиусами расходятся приземистые строения - "хлебные магазины" - хранилища для зерна. Романтический внешний вид риги хорошо сочетался с многобашенным охотничьим замком. По чьему проекту возведена рига - неизвестно. Пожар 1852 года значительно повредил здание, однако вскоре его восстановили. В 1880-х годах, когда рига использовалась как склад лейб-гвардии Кирасирского полка, в ее стенах были пробиты четыре оконных проема. Сильно разрушенная во время военных действий и пострадавшая от нерадивого использования в наши дни, Круглая рига тем не менее своим обликом вызывает в памяти ассоциации с памятниками средневековой архитектуры Англии.

Круглая рига. Фото 14 сентября 2003 г.

    Примечательная черта Гатчины - ворота триумфального типа у въездов в город. Монументальные Мозинские ворота, расположенные вблизи деревни Мозино, значительно севернее современной городской черты, на границе бывших владений Г. Орлова, предваряют архитектурные впечатления от Гатчины. Сдержанной суровостью веет от облика этого сравнительно небольшого сооружения из пудостского камня. Его фасад, вписанный в почти квадрат, с первого взгляда вызывает ощущение устойчивой и несокрушимой силы. Мощные пилоны из 15 рядов рустов связаны архитравом с четырьмя радиальными рустами, симметрично расходящимися по сторонам замкового камня. Ворота перекрыты массивной, сильно выступающей над объемом плитой, которая зрительно акцентирует конструктивное назначение пилонов как несущих частей. Средняя часть ворот несколько заглублена, и в неё врезана строгая полуциркульная арка. Авторство Мозинских ворот документально не установлено, но стилистический анализ и совпадение ряда фактов позволяют с достаточной определенностью назвать имя А. Ринальди. Как известно, Ринальди проектировал мраморные Гатчинские (Орловские) ворота в Царском Селе, от которых начинался путь в Гатчину. Нет сомнения, что оформить конечный пункт пути из Царского Села в Гатчину могли поручить именно Ринальди. Архитектор, проектируя Мозинские ворота, решал их контрастно по отношению к Гатчинским. Если Гатчинские построены по канонам древнеримских триумфальных арок, то Мозинские восходят к образцам раннего древнегреческого зодчества.
    Неподалеку от Круглой риги на шоссе Петербург - Смоленск в начале 1830-х годов архитектором В. А. Глинкой были воздвигнуты Смоленские (Двинские) ворота, отмечавшие южную границу Гатчины. По сторонам дороги возведены массивные прямоугольные пилоны, сложенные из черницкой плиты, декорированные парными мраморными колоннами с ионическими бронзовыми капителями и базами. Пилоны над уровнем гранитного цоколя обработаны двенадцатью рустами. Основание колонн выступает за линию фасада. Каждый пилон завершают военные арматуры - доспехи со шлемом, щитами и мечом. По указанию Николая I в 1830 году исполненные в конце XVIII века великолепные ворота с гранитными столбами, мраморными колоннами и коваными решетчатыми створами, украшенными золоченой бронзой, были сняты с ограды Михайловского замка и отправлены в Гатчину. Отдельные части разобранных ворот Глинка использовал при сооружении но расположенных в противоположном конце города (при въезде со стороны Петербурга), Ингербургских ворот. Однако завершающие и те и другие ворота арматуры были вычеканены из листовой меди по рисунку архитектора на Петербургском Александровском чугунолитейном заводе в 1831 году. Достраивал ворота архитектор А. М. Байков. В 1889 году обветшавшие Смоленские ворота были заново отстроены в прежнем виде. После Великой Отечественной войны ворота реставрированы, причем похищенные фашистами арматуры на пилонах восстановил архитектор А. А. Кедринский по старым фотографиям.

Смоленские ворота. Фото 14 сентября 2003 г.

    Ингербургские ворота первоначально были сооружены значительно раньше Смоленских - в 1795 - 1797 годах, одновременно с созданием военизированного предместья Ингебург. Его окружали земляные валы и рвы с перекинутыми через них мостами. Внутри крепости появились каменные казармы, ратуша, школа, жилые дома с высокими мансардными кровлями, круглыми слуховыми окнами и небольшими регулярными садиками. Укрепленный форштадт просуществовал недолго: в первой трети XIX века валы были срыты, дома проданы на снос, а казармы перестроены. Первые Ингербургские ворота в соответствии с характером предместья напоминали ворота средневековых европейских городов. По сторонам стояли двухэтажные каменные кордегардии, а над проездом - маленькая надвратная церковь в ложноготическом стиле. Эти ворота были снесены в 1830 году, а на их месте В. А. Глинка соорудил новые, аналогичные Смоленским, только из пудостского камня. Нарядные металлические створы, снятые с ограды Михайловского замка, еще больше придавали характер торжественного въезда из столицы в загородную резиденцию. Еще в начале XX века при очередном ремонте пилоны и колонны были оштукатурены и окрашены в цвет натурального камня. В таком виде они стоят и по сей день. В советское время в связи с увеличением движения по шоссе створы ворот были сняты.
    Вертикальными доминантами города служат купола двух крупнейших православных гатчинских храмов. Каменный собор св. Апостола Павла с двумя приделами - святых Константина и Елены и святого князя Александра Невского построен в 1846 - 1852 годах по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Храм был закрыт в 1939 году, и вновь действует с 1942 года.

Собор св. ап. Павла. Фото октябрь 2002 г.

    Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами св. Александра Невского и святителя Николая была построена в 1905 - 1914 годах архитектором Л. М. Харламовым при участии А. А. Барышникова для подворья Пятогорского Богородицкого женского монастыря. Ныне - это крупнейший храм Ленинградской области. В 1939 году церковь была закрыта и вновь действует с 1992 года в статусе собора.

Покровский собор. Фото 14 сентября 2003 г.

    В заключение еще несколько кадров с улиц Гатчины:

Соборная улица. Фото 14 сентября 2003 г.

Виды города. Фото 14 сентября 2003 г.

 


2004 г., фото А. Разумов и Д. Бесараб (2003 г.)

НА ГЛАВНУЮ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz