ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

г. ПЕТЕРГОФ. ПАРК АЛЕКСАНДРИЯ

 

Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель."

Для просмотра фото в разрешении 1000х750 (несколько фото выложено в формате 1600х1200) щелкните по картинке:

 

Ворота парка "Александрия" (Готическая караулка). Фото - март 2002 г.

    Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" - резиденция русских императоров XIX - начала XX веков. Расположенная восточнее Нижнего парка, она отделена от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов), а северная по берегу Финского залива. Площадь парка - 115 гектаров. Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней - прибрежной и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля - Коттедж, Фермерский дворец и Капелла.

На аллеях парка и на берегу Финского залива. Фото 25 июля 2003 г. (1600х1200)

    Готическая караульня, Новая ферма и телеграфный домик возведены у С.-Петербургского шоссе, Адмиральский домик - на скате склона, на самом берегу моря прежде возвышался Нижний дворец.

Телеграфный домик. Фото 25 июля 2003 г.

    В Александрии имеются разнообразные малые архитектурные формы: Фельдъегерский домик, чугунный колодец, металлическая беседка, каменный диван, морская беседка и караулки. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи, узкие петляющие дорожки и перспективы на залив, видный со многих точек.

Побережье Финского залива. Фото 25 июля 2003 г.

    В планировке Александрии основную роль играют семь дорог: четыре продольных, проложенных по территории парка с запада на восток (одна от здания Фермы вдоль шоссе на Петербурга, вторая от Звериных ворот, третья от Никольских ворот и четвертая от каменной стены на берегу залива), три дороги пересекают парк от южной его границы до берега Финского залива. В парке растут столетние дубы, липы, клены, тополя, деревья из Сибири, Киргизии, Дальнего Востока и Европы.

На дорожках парка. Фото 25 июля 2003 г.

    Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки: подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года. По некоторым данным, А. Меншиков прибрел эти земли в 1725 - 1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец "Монкураж" ("Моя отвага"). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название "Долгоруковых пустых мест". В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк ("Ягд-Гартен") завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон "Темпель". Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками. В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название "Олений зверинец". Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон "Темпель" разобрали.
    В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название "Собственная ее величества дача Александрия". В 1826 году последовало распоряжение царя "строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый "котичь" со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка". С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали "коттедж".

Дворец Коттедж. Фото 25 июля 2003 г.

    Работы возглавил архитектор Адам Менелас (1753-1831), англичанин, приехавший в Россию в 1784 году в молодом возрасте и много лет проработавший здесь. Строительство дворца было закончено в 1829 году. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. Ажурные чугунные аркады с изящными цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас придавали дворцу легкость и нарядность. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским.

Дворец Коттедж. Фото 25 июля 2003 г. (1600х1200)

    Этот герб имеется на всех главных постройках Александрии. Все детали чугунного декора, включая "цветы" и повторяющиеся гербы Александрии, отлиты в Петербурге на Александровском литейном заводе по моделям талантливых русских мастеров-лепщиков С. Закалупина и М. Соколова. В 1841 году здание Коттеджа было несколько видоизменено. По проекту А. И. Штакеншнейдера с востока к нему был пристроен Столовый зал с открытой террасой, выстланной мозаикой из разноцветного мрамора. На террасе в 1849 г. был установлен двухъярусный мраморный фонтан со скульптурой, выполненной мадам Ф. де Фаво. В 1844 году в нише северной стены, обращенной к морю, была помещена мраморная статуя "Мадонна с младенцем" работы скульптора И. П. Витали.
    В отделке интерьеров дворца принимали участие художники и лучшие мастера первой трети XIX в.: академик живописи Дж.-Б. Скотти, художники В. Додонов, О. Коретов, резчик В. Захаров, паркетчик А. Тарасов и другие. Мебель, изготовленная в "готическом стиле" на фабрике Г. Гамбса по рисункам А. Менеласа, составляла единый ансамбль с интерьерами. В псевдоготическом стиле было выдержано и убранство внутренних помещений: часы в виде моделей средневековых соборов, ковры, узор которых повторяет лепку потолка, рамы картин, ширмы, светильники. Экспозиция двадцати музейных залов дворца насчитывает более двух с половиной тысяч произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Стены гостиных, кабинетов, столовой украшены первоклассными полотнами И. Айвазовского, М. Воробьева, О. Кипренского, С. Щедрина, Д. Доу и других известных живописцев. Значительный художественный интерес представляют люстры, коллекция миниатюр, живописные голландские марины XVII - XVIII веков, жанровые композиции мейсенского фарфора, сервизы с гербом Александрии, большой серебряный Потсдамский кубок и многие другие экспонаты.
    Некоторые помещения Коттеджа были переоформлены позже под руководством архитектора Р. Мельцера в стиле модерн. После Октябрьской революции Коттедж был превращен в музей. Реставрация здания и частичная реконструкция выполнены в 1976 - 1979 гг. по проекту И. Бенуа. Спасенные в годы Великой Отечественной войны от разграбления фашистами коллекции и предметы художественного убранства возвратились на свои места и позволили в максимальной степени воссоздать исторический облик интерьеров Коттеджа.

    Одновременно со строительством дворца шло формирование пейзажного, романтического парка. Двадцать лет трудился над созданием парка замечательный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, продолживший работы, начатые Ф. Вендельсдорфом и А. Гомбелем. Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, березы и клены, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли "готические диваны" с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зеленую металлическую беседку.

Беседка в садике у Коттеджа. Фото 25 июля 2003 г.

    Рядом с беседкой в 2001 году установлен памятник наследнику российского престола цесаревичу Алексею, убитому при расстреле царской семьи в 1918 году.

Скульптура Цесаревича Алексея. Фото 25 июля 2003 г.

    В сентябре 2001 г. в непосредственной близости от Коттеджа воссоздано одно из замечательных парковых украшений - Хрустальная колонна.

Хрустальная колонна у Коттеджа. Фото 25 июля 2003 г.

    Появление ее в Александрии в середине XIX в. имеет романтическую предысторию. Хрустальная колонна была изготовлена немецкими мастерами в 1854 г. и так понравилась Фридриху-Вильгельму IV, что он заказал еще два экземпляра этого паркового украшения, чтобы подарить их своим венценосным сестрам: королеве Баварии и русской императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Вскоре вблизи Коттеджа была установлена трехметровая колонна из голубого "молочного" стекла, увенчанная фигуркой девочки с попугаем. Позднее колонна была перенесена в другое место и погибла в годы Великой Отечественной войны, но второй экземпляр сохранился в Сан-Суси. Австрийскими мастерами восстановлена технология изготовления цветного стекла и при содействии двух крупных немецких фирм изготовлено 30 стеклянных трубок, составляющих остов колонны. Навершие - девочка с попугаем - и пьедестал из каррарского мрамора изготовлены в России.

Хрустальная колонна у Коттеджа. Фото 25 июля 2003 г.

    Территория вокруг Коттеджа украшена многочисленными клумбами и цветниками.

Цветники у Коттеджа. Фото 25 июля 2003 г.

    Кухонный корпус Коттеджа был построен к востоу от него по проекту А. Менеласа в 1829 г. В 1841 г. корпус был перестроен по проекту А. И. Штакеншнейдера в учебный дом, предназначавшийся для великих князей Николая и Михаила. За ним закрепилось название великокняжеского учебного дома.

Кухонный (Учебный) корпус. Фото 25 июля 2003 г.

    В середине XIX века на восточной границе парка был построен новый вспомогательный корпус Коттеджа, получивший наименование Служебного.

Служебный корпус. Фото 26 марта 2002 г. и 25 июля 2003 г.

    Недалеко от Служебного корпуса расположен главный вход в парк со стороны С.-Петербургского шоссе. При входе в 1827 г. по проекту А. Менеласа был выстроен Караульный дом в формах английской готики, отчего здание часто называют Готической караулкой.

Готическая караулка. Фото 25 июля 2003 г.

    Ныне в здании размещается Международный фонд помощи восстановлению и развития государственного заповедника Петергофа "Столица Фонтанов".

Готическая караулка. Урны-львы. Фото 26 марта 2002 г.

    Бывшая караулка на нижней террасе парка, рядом с Коттеджем, была перестроена в 1830-е годы А. И. Штакеншнейдером в небольшой каменный дом для великого князя Константина Николаевича - Константиновский, или Адмиральский, домик.

Константиновский (Адмиральский) домик. Фото 25 июля 2003 г.

    Еще одна караулка была выстроена в XIX веке на побережье Финского залива. И ныне караулка сохраняет свое историческое предназначение - в ней расположена спасательная станция.

Караульное здание у залива. Фото 25 июля 2003 г.

    Заслуживает внимания монументальный Большой Руинный каменный мост, перекинутый через глубокий овраг, по дну которого протекает речка.
    Вблизи этого моста сохранялись до 1941 года руины бывшего меншиковского дворца "Монкураж", отчего и мост получил название "Руинного". Построенный по проекту Менеласа в 1827 - 1829 годах, мост длиной 45 и шириной 30 метров имел три арки, из которых сквозная только средняя; меньшие боковые арки были заложены камнем. Опорные арки моста сложены из кирпича, облицованы грубо обработанными гранитными валунами и путиловским плитным камнем. Неокоренные стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. Въезды на него были акцентированы массивными постаментами, облицованными путиловской плитой, с огромными вазами из пудостского известняка, вытесанными артелью каменотесного мастера С. Копылова. Ниже моста сделали плотину, через которую ниспадал водопад. Более 100 лет мост являлся украшением парка. В 1941 - 1944 годах мост был взорван. Уцелели лишь восточный устой и два постамента с вазами. Эти сохранившиеся части моста, чертежи, фотографии и документы о его постройке дают полную возможность воссоздать Руинный мост в прежнем виде.

Речка в овраге и остатки Руинного моста. Фото 26 марта 2002 г.

    Чтобы еще сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829 - 1831 годах построил "Ферму" с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Основание Фермы было положено выпиской из Англии породистых коров и даже пастуха (англичанина) к ним. По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой.
    В 1838 - 1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника, будущего императора Александра II. В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы четырежды переделывалось Штакеншнейдером и было превращено в обширный двухэтажный Фермерский дворец императора Александра II и его семьи. Фасады и интерьеры дворца были отделаны в неоготическом стиле. В результате перестроек в его облике почти ничего не сохранилось от Фермы.
    Хозяйство же бывшей Фермы было перенесено к южной границе Александрии в невысокое здание с маленьким внутренним двориком (дом 5 по Петербургскому проспекту), построенное архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году.

Новая Ферма. Фото 25 июля 2003 г.

    В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. Это двухэтажное здание с мансардой состоит из двух флигелей: малого, западного, и большого, восточного, доминирующего по объему и декоративной отделке. Фасады здания декорированы эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами с гербом Александрии. Самый протяженный фасад - восточный. Особенность этого фасада - часто поставленные окна со стрельчатыми переплетами, выступающие террасы и балконы с узорными чугунными перилами "готического" рисунка. Между флигелями образован внутренний двор, а перед восточным фасадом дворца в 1862 году Э. Ганом был устроен "Собственный садик" с перголой, фонтаном и скульптурой. Главным его украшением был фонтан "Ночь" - один из лучших среди украшений Петергофа.
    Недалеко от Фермерского дворца архитектором Штакеншнейдером для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом.
    Интересно, что здесь, в Фермерском дворце, обсуждался указ об отмене крепостного права. После революции Фермерский дворец был превращен в историко-бытовой музей. Во время войны дворец получил серьезные повреждения, ныне он реставрируется.

Фермерский дворец. Фото 26 марта 2002 г. и 25 июля 2003 г.

    В 1856 г. рядом с Фермерским дворцом по проекту В. Гана был построен Фельдегерский домик.
    Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла - домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского. Богослужения в ней проводились только в летнее время. Расположена она на открытом зеленом холме вблизи Звериных ворот. Создание Капеллы - отражение русско-немецких культурных связей начала XIX века. Проект Капеллы был заказан берлинскому придворному архитектору Карлу Шинкелю, и выполнен им в 1829 году. Постройку Капеллы в 1831 - 1834 годах вели архитекторы Адам Менелаc и Иосиф Шарлемань.

Готическая капелла. Фото 26 марта 2002 г.

    В плане здание представляет собой квадрат с трехгранным выступом алтарной апсиды. Углы Капеллы акцентированы массивными двадцатиметровыми восьмигранными башнями со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами. Северный, южный и западный фасады имеют одинаковое архитектурно-декоративное решение: стены их прорезаны порталами с характерными стрельчатыми арками, окаймленными кружевным орнаментом, Над каждым порталом находится большое круглое окно-розетка для витража, над каждой розеткой - фигура ангела.
    Для здания церкви в 1832 году мастера Александровского литейного завода отлили из чугуна по моделям М. Соколова около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по двенадцати моделям В. И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты сорок три статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем. На Петербургском стеклянном заводе были выполнены зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами. В стрельчатых окнах церкви вставлены цветные стекла, благодаря чему в ней, как и во всех готических церквях, царит таинственный полумрак. Внутренняя роспись церкви была выполнена художником А. Нефом.
    В 1834 году все работы по сооружению церкви Александра Невского были закончены. Капелла - своеобразное архитектурное сооружение, гармоничное по своим пропорциям, великолепное по совершенству художественного декора из литого чугуна.
    Церковь была закрыта в 1918 году. В 1932 году Капелла была превращена в музей истории паркового комплекса Александрии. В годы войны зданию был нанесен большой ущерб. После проведенных в 1970 - 1999 годах реставрационных работ в здании Александро-Невской церкви был открыт музей "Готическая капелла".

Готическая капелла. Фото 26 марта 2002 г.

    Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера. Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа - Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей "практического наставления для садовой команды", которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках. Умер П.И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии.

Надгробие П. И. Эрлера. Фото 26 марта 2002 г.

    Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии - четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Первоначально на этом месте стояла башня сигнального телеграфа, служившего Николаю для связи с Кронштадтом и Петербургом. В 1883 году архитектор А. Томишко построил по желанию Александра III для наследника престола Николая Александровича павильон "итальянской архитектуры", а через десять лет, в 1895 - 1897 гг., он же пристройкой так называемой детской половины исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу. Вблизи дворца на самом берегу залива были построены служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они создали небольшой дворцово-парковый ансамбль. Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в империалистическую войну. В годы Великой Отечественной войны Нижняя дача была разрушена дотла. Проект восстановления этого ансамбля - дело будущего.

Руины Нижней дачи Николая II. Фото 25 июля 2003 г.

    В парке Александрии, недалеко от Коттеджа, в 1929 году был открыт необычный музей. Два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней "резиденцией", были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: "Империалистическая война и крушение царизма" со следующими разделами: 1) Причины мировой войны и участие в ней России. 2) Крушение царизма. 3) Последний рейс Николая Романова от Царского Села до Екатеринбурга. Недалеко от вагонов Николая II стоял еще один "железнодорожный" памятник - вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I. Во время оккупации вагоны сгорели, а их остовы были убраны уже в послевоенное время.
    В 1932 году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен еще один памятник - пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: "Работным людям - строителям Петергофа".

Обелиск "Работным людям - строителям Петергофа". Фото 25 июля 2003 г.

    Немного севернее колонны расположен Готический колодец - чугунная беседка, сооруженная в 1835 г. по проекту архитектора А. И. Шарлеманя.

Готический колодец. Фото 25 июля 2003 г.

    Несмотря на большой ущерб, нанесенный Александрии в 1941 - 1944 годах, дворцово-парковый ансамбль не утратил своего художественного значения и продолжает оставаться одним из значительных памятников русской архитектуры и ландшафтного искусства первой половины XIX века.

Дорожки парка. Фото 25 июля 2003 г.

Вид на Коттедж со стороны залива. Фото 25 июля 2003 г.

Приморская (нижняя) терраса парка. Фото 26 марта 2002 г. и 25 июля 2003 г.

Побережье Финского залива. Фото 25 июля 2003 г.

Парк летом и зимой. Фото 25 июля 2003 г. и 26 марта 2002 г.

 

усадьба Знаменка << Следующая точка на Петергофской дороге: >> Новый Петергоф

 


2003 г., фото А. Разумов (2002, 2003 гг.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru