г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК



Часть 2. Пейзажные районы парка.

 

 

    Громадная территория Зверинца долгое время существовала в том состоянии, в каком она осталась после работ С. И. Чевакинского и Б.-Ф. Растрелли. Первый построил в центре ее охотничий павильон Монбижу и проложил от павильона прямые радиальные просеки, частью сохранившиеся до наших дней, а второй окружил в 1750 - 1752 годах Зверинец высокой каменной стеной. По углам стены военный инженер П. Осовский тогда же возвел четыре бастиона. Сделанные по всем правилам фортификационной науки, бастионы не уступали в мощи настоящим крепостным постройкам. Сохранился один из них в восточном углу Зверинца, неподалеку от Александровского дворца.
    К концу XVIII века Зверинец утратил свое назначение как место охоты, поэтому в начале XIX века, когда с наступлением эпохи романтизма вошли в моду парки пейзажного стиля с запутанной сетью дорожек, развалинами "средневековых" замков и построек, стилизованных под готику, Зверинец, который к этому времени стал напоминать естественно разросшийся лес, оказался самым подходящим местом для создания такого парка. Его проект был разработан архитектором А. Менеласом с участием художника И. А. Иванова. С 1817 года начались работы, которые оказались последними крупными паркостроительными мероприятиями в Царском Селе.

Аллеи пейзажной части Александровского парка. Фото 21.09.2003 г.

    Новый парк слился с уже существовавшими, но получил неповторимый характер благодаря художественным особенностям своих павильонов. Так образовалась пейзажная часть Александровского парка. Строения здесь немногочисленны и, кроме Арсенала, расположены по замыслу Менеласа ближе к границам Александровского парка, как бы замыкая его.
    На территории Зверинца были высажены тысячи молодых деревьев, прокладывались новые дороги и уничтожались некоторые из старых, расчищались и засеивались травами места для открытых полян.

Участки парка вблизи Арсенала. Фото 21.09.2003 г.

    Главным сооружением нового парка стал начатый Менеласом и Ивановым в 1819 году и законченный пятнадцать лет спустя уже А. А. Тоном (братом известного архитектора К. Тона) Арсенал.
    Это сооружение, расположенное в Александровском парке на главной геометрической оси всего дворцового ансамбля, представляет собой высокое кирпичное здание в стиле английской готики. Арсенал создан из вычурного барочного павильона "Монбижу", построенного для царской охоты архитекторами С. И. Чевакинским и Ф.-Б. Растрелли в 1747 - 1754 годах в центре "Зверинца". Здание Арсенала скопировано с павильона в поместье Шрубс-Хилл, изображенного на английской гравюре известного английского художника Томаса Сэндби, висевшей в верхнем зале Адмиралтейства. Арсенал - это четыре шестиугольные четырехэтажные башни, завершающиеся зубцами и примыкающие к центральному восьмигранному массиву. Непременный в "готических" постройках Менеласа зубчатый парапет служит завершением павильона. Красные гладкие кирпичные стены в контрасте с белой расшивкой швов и белыми же горизонтальными тягами и наличниками стрельчатых, круглых и полуциркульных окон с переплетами готического рисунка определяют облик этого сооружения.

Арсенал. Фото 21.09.2003 г.

    В нижнем этаже Арсенала находились библиотека, большой зал, освещенный огромным венецианским окном с семьюдесятью двумя витражными стеклами XVI - XVII столетий, приобоетенными в Европе, кабинет и другие помещения. О внутреннем убранстве уникального пятиэтажного павильона мы можем судить по акварелям, выполненным художником А. Рокштулем, трудившимся над ними в течение двадцати лет. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна с средневековыми витражами, изящные легкие витые колонны и росписи, украшавшие помещения, приводили посетителей в восторг. В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединенные какой-либо темой. Так, в Прихожей стояли манекены в доспехах, создавая иллюзию караула, в Албанской комнате были представлены самые ценные предметы из восточной части коллекции - японское, китайское, персидское и турецкое оружие; у лестницы посетителей встречала группа, изображавшая посвящение в рыцари. Изумительные испанские, итальянские и немецкие шпаги можно было увидеть в Кабинете; Библиотека была заполнена огнестрельным оружием.
    Дверь из вестибюля выходила на парадную каменную лестницу, ведущую на второй этаж, центральным помещением которого являлся восьмиугольный Рыцарский зал. Здесь располагалась редчайшая военная коллекция. На двух этажах и на лестнице было размещено до пяти тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Начало этому собранию положил Император Николай I, а затем его умножил Александр II. Позднее, в 1886 году, оружие было передано в Эрмитаж Санкт-Петербурга. Кроме оружия здесь хранились такие реликвии, как трость Екатерины II, трофеи Венгерской войны, сабля Т. Костюшко, секиры и палицы Шамиля, сабля и палица И. Мазепы, личные вещи императора Наполеона. Впоследствии в Арсенал были помещены точные копии формы одежды русских конных полков, коллекции стекла и фарфора Его Императорского Величества завода. В царскосельском Арсенале был первый в России публичный музей оружия. Вся его коллекция позднее была передана в музеи Санкт-Петербурга.
    В войну здание было почти разрушено, и сегодня только общие очертания напоминают о былом великолепии Арсенала.
    Около павильона находится родник, из которого течет кристально чистая ключевая вода. Источник Менелас оформил в виде небольшого гранитного грота.

Родник-грот у Арсенала. Фото 21.09.2003 г.

    Пруд в западной части Зверинца был устроен еще в 1722 году, на самом раннем этапе работ в парках, запрудой на реке Кузьминке. Здесь, вдоль берега пруда, в удаленном от дворцов месте Менелас организовал наиболее живописные пейзажи парка. Сюда можно пройти по центральной аллее Нового сада через мост Драконов и далее прямо через Зверинец, минуя Арсенал.

Ламской пруд. Фото 21.09.2003 г.

    За Ламским прудом, на окраине парка, видны руины разрушенного в годы войны Ламского павильона. К ним можно подойти от Арсенала по аллее, ведущей к металлическому мосту через Ламский пруд.

Аллея к Ламскому павильону и мост через Ламской пруд. Фото 21.09.2003 г.

    Павильон построен в 1820 - 1822 годах архитекторами А. Менеласом и И. Ивановым в качестве конюшни для лам, присланных из Южной Америки в подарок Александру I. Кроме конюшни и манежа для животных, здесь были устроены склад фуража и квартиры для присмотрщика.
    Все здания этого комплекса были связаны между собой и образовывали каре с замкнутым внутренним двором. Доминантой ансамбля служила высокая трехъярусная башня с рустованными углами и характерным зубчатым парапетом, в которой располагались парадные покои. Башня примыкала к двухэтажному зданию, соединенному глухой стеной с Фотографическим павильоном на противоположном углу каре. Этот павильон был построен архитектором И. Монигетти в 1860 году и долгое время использовался как фотографическая лаборатория.

Руины Ламского павильона. Фото 21.09.2003 г.

    При императоре Николае II в манеже для лам содержались ламы, привезенные в 1907 году из южной Монголии. В помещении для присмотрщика были устроены квартиры для парковых сторожей.
    Красносельские ворота выводили из Александровского парка на Столбовую дорогу, разделявшую Александровский и Баболовский парки. Ворота состоят из двух караулок, выстроенных Менеласом в излюбленном им ложноготическом стиле с зубчатыми парапетами. Полуразрушенные ныне караулки, построенные в 1823 - 1826 годах, своим обликом обязаны близлежащим сооружениям Александровского парка. Караулки сложены из кирпича и облицованы пудостским камнем, имеют круглые и стрельчатые окна.

Красносельские ворота. Фото 09.2002 г.

    Ворота разрушены во время войны в 1941 - 1944 годах, а их железные створы были еще в 1846 году перенесены на Старо-Красносельские ворота, расположенные на западной границе Баболовского парка.
    Столбовая дорога (ныне Волхонское шоссе), начинавшаяся у Баболовских ворот, в настоящее время асфальтирована, но она такая же прямая, как и прежде.

Волхонское шоссе. Александровский и Баболовский парки. Фото 09.2002 г.

    Дорога доходит до Александровских ворот, отмечающих границу парка у деревни Александровка. Ворота перенесены на это место в 1846 году от Ламского павильона, где они были поставлен Менеласом в 1820-х годах. Сохранилось только три чугунных столба, два из которых увенчаны изображением орлов, сидящих на сферах.
    Вот уже 175 лет в одном из самых живописных уголков парка возвышается, быть может, самое таинственное сооружение александровского царствования. Это так называемая Часовня, или Шапель. Шапель (в переводе с французского - часовня, капелла) расположена чуть западнее Китайской деревни. Эта искусственная руина построена в готическом стиле архитектором А. А. Менеласом в 1825 - 1827 годах. За основу замысла архитектор взял формы средневековых соборов, у которых порталы фланкировались башнями. По замыслу зодчего, сооружение представляло собой развалины монументального готического храма в виде двух квадратных башен, связанных между собой аркой. В арочном проходе был устроен вход в квартиру духовника императора. У основания свода - фигуры ангелов, исполненные В. И. Демут-Малиновским. Одна башня "обвалилась" и поросла деревьями, стены другой, обработанные по углам готическими контрфорсами, также несут на себе разрушительные следы времени. Башня завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками-пинаклями с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер.

Шапель. Фото 4.05.2002 г.

    Он виден далеко из-за деревьев. На стены и террасу этой искусственной руины вела специальная лестница, сохранившаяся и по сей день. Но ней можно пройти внутрь башни-часовни (капеллы). В верхнем зале башни была установлена статуя Спасителя работы немецкого скульптора И. Г. Даннекера, исполненная из каррарского мрамора в 1824 году в Штутгарте и хранящаяся сейчас в Государственном Эрмитаже. Скульптура была заказана Марией Федоровной - супругой Павла I и подарена сыну - Александру I. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами. В оконные переплеты капеллы были вставлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, а стены прорезаны искусственными трещинами. В 1827 году художник В. Додонов расписал свод капеллы и окрасил стены в светло-зеленый цвет. Из часовни можно было выйти на площадку, располагавшуюся над аркой проезда. За аркой находятся развалины столбов как бы существовавшего здесь когда-то храма.
    Рядом с Шапелью, на берегу Виттоловского пруда, из громадных валунов циклопической кладки сложен грот, который значительно усиливает романтическое настроение, производимое Шапелью, полузакрытой кронами высоких деревьев.
    Между Китайским театром и Шапелью расположен комплекс хозяйственных построек - оранжереи.
    Вдоль современной границы Александровского и Екатерининского парков расположен целый комплекс оригинальных сооружений в китайском стиле. Весь ансамбль построек создавался на протяжении 1770 - 1780 годов. Это свидетельствует о том, что "сочинить" все эти "китайские" затеи мог только один автор. Предположительно им был Антонио Ринальди - знаменитый архитектор, знаток декоративных форм Востока, ставших необычайно популярными после "открытия" Китая англичанами. По его чертежам была изготовлена модель ансамбля Китайской деревни, а архитекторы Ч. Камерон и В. И. Неелов в 1782 - 1796 годах воплотили замысел в жизнь. Комплекс китайских сооружений Царского Села включает: Китайский театр, Крестовый мост, Большой каприз, Скрипучую беседку и два железных моста через канал, но главным звеном является Китайская деревня.
    Многое из первоначально запланированного не было осуществлено, кроме того, облик деревни был искажен в XIX веке при перестройке. Композиционным центром ансамбля Китайской деревни должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован автором из гравированного вида китайской пагоды в "Описании Китайской империи". Площадь и улицу, ведущую к "обсерватории", должны были образовывать 18 домиков в китайском стиле, окруженные галереями. Со стороны Большого каприза на площадь вела улочка из одноэтажных китайских домиков (по четыре с каждой стороны), при въезде на которую предполагалось поставить ворота. Дополнением к ансамблю должна была служить восьмиярусная башня-пагода, которой отводилась роль бельведера.
    Через десятилетие после разработки проекта Китайской деревни началось ее строительство. Из 18 одноэтажных домиков удалось построить только 10. Здание обсерватории лишилось первоначально задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей. Галереи, входные ворота в деревню и пагода так и остались в проекте. Роль пагоды выполнил Большой каприз, позволяя обозревать царскосельские парки, а его меньшая арка послужила воротами для прохода в Китайскую деревню.
    Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе. Однако плитка потрескалась от морозов, и в 1780 году Ч. Камерон приказал здания оштукатурить и расписать орнаментальными восточными мотивами. Каждый дом отличается от другого каким-нибудь украшением в восточном стиле. Украшением домиков являлись расписанные драконами, "шахматами" и "под рыбью чешую" крыши с загнутыми вверх краями, декорированные украшениями из металла: изображениями драконов, шарами, шестами с цветами.

Китайская деревня. Фото 4.05.2002 г.

    Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были прекращены. В 1798 году император Павел отдал приказ о разборке домиков для получения материала на постройку Михайловского замка в Петербурге. К счастью, это распоряжение выполнено не былo.
    Нарядный декор Китайской деревни сохранялся недолго и был в значительной степени утрачен при неудачной перестройке, проводившейся в 1817 - 1822 годах В. П. Стасовым. Он перестроил деревню, соединив дома попарно. Шесть вновь образовавшихся домов с незначительными пристройками изменили первоначальный вид комплекса. Были утрачены декоративные украшения крыш и закрашены росписи стен. Обсерватория в центре площади, которую Ч. Камерон не успел достроить, была завершена В. П. Стасовым вместо предполагавшегося двухъярусного бельведера сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. При каждом из домиков были разбиты миниатюрные сады.
    В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Каждый дом был меблирован, в его убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. При каждом доме был разбит садик для отдыха. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся историограф Н. Карамзин. С 1822 года по 1825 год Н. Карамзин работал здесь над многотомным сочинением "История государства Российского", которое осталось незаконченным в связи с его смертью 22 мая 1826 года. В свое время летом здесь жил поэт Г. Р. Державин.
    В конце 1990-х годов в Китайской деревне, которая подверглась сильным разрушениям во время войны, завершились восстановительные работы. Изображения драконов на фасадах, оконные проемы заостренной кверху формы с мелкими стеклами, крыши с загнутыми вверх краями, особая красочная роспись на китайские мотивы - все это придает парковым сооружениям яркий, экзотический характер. Ныне здесь разместился закрытый пансионат для новой русской элиты.

Китайская деревня. Фото 5.04.2004 г.

    Большой Каприз находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского и является как бы композиционным узлом, связывающим ансамбли парков. Он расположен на пересечении Подкапризовой дороги с главной поперечной аллеей Александровского парка.

Подкапризовая дорога. Фото 5.04.2004 г.

    Построен в 1772 - 1774 годах по общему замыслу архитектора А. Ринальди, впоследствии осуществленному В. И. Нееловым при непосредственном руководстве работами инженера И. Герарда. Это одно из самых эффектных псевдокитайских сооружений дворцово-паркового ансамбля. Насыпная гора - пандус с двумя арками образован из земли, полученной от рытья прудов в Екатерининском парке. Основной проезд оформлен монументальной высокой (высота 7 метров и ширина 5,25 метров) аркой и проложен по оси Подкапризовой дороги. Второй проезд тех же очертаний, но значительно меньших размеров, сделан под углом к дороге и ориентирован на Александровский дворец, находящийся на центральной аллее Александровского парка.

Большой каприз. Фото 05.2002 г.

    Высокие отвесные стены арки, как и цилиндрический свод, возведены из плитняка, уложенного правильными рядами. Со стороны фасадов торцы опорных стен и полукружия свода облицованы блоками чисто отесанного пудостского известняка. Над аркой сооружена декоративная китайская беседка с восемью кирпичными колоннами, облицованными мрамором. Когда архитекторы представили проект этого комплекса Екатерине II, ее не смутила огромная сумма, необходимая для строительства этого шедевра: "Быть так: это мой каприз", - молвила Императрица и подписала проект. С ее легкой руки это сооружение получило название "Большой каприз". Восемь ионических голубовато-белых мраморных колонн поддерживают вычурную, с круто изогнутыми краями кровлю, подобную кровле Скрипучей беседки. В 1782 - 1786 годах пострадавшую от удара молнии беседку восстановил Дж. Кваренги. Из беседки-бельведера открывается великолепный вид на зеленые массивы Екатерининского и Александровского парков. Если подъехать к арке Большого каприза со стороны Санкт-Петербурга, то она служит своего рода входом в Китайскую деревню.
    Малый Каприз расположен невдалеке от Большого Каприза над Подкапризовой дорогой, разделяющей Екатерининский и Александровский парки, примерно в трехстах метрах от Екатерининского дворца. Сооружение построено в 1770 - 1772 годах по проектам В. И. Неелова и инженера И. Герарда. Трехцентровая арка Малого Каприза имеет по пять метров в ширину и высоту и построена из грубо тесанного известняка на плитном цоколе. По верху насыпи проходит дорожка, соединяющая Екатерининский и Александровский парки. Земляные насыпи по сторонам арки образуют удобные подъемы-спуски.

Малый каприз. Фото 5.04.2004 г.

    Дважды повторенное в ансамбле название "каприз" очень показательно, т. к. раскрывает смысл всего комплекса "китайских" сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, после которого открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден Малый каприз. После этого непривычного мира "капризов", где все было не так, как в обыденной жизни, можно было приблизиться к Екатерининскому дворцу.

    Старые стены Зверинца разбирались с 1818 по 1823 год. К 1825 году были сломаны все бастионы, кроме восточного. Внутри сохраненного бастиона, на месте разобранного растреллиевского люстгауза, вблизи правого крыла Александровского дворца возвышается Белая башня. Сооружение спроектировал и построил архитектор А. Менелас в 1824 году в псевдоготическом стиле. Оно предназначалось для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина - сыновей императора Николая I, занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. Это архитектурное соружение было связано с актуальной политической ситуацией. На тот момент это был Священный Союз. Лучше всего это отражено в скульптурном убранстве Белой башни. В ее основании стояли сделанные В. И. Демут-Малиновским скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств.
    Высота башни 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, окружили его земляным бастионом и опоясали рвом с водой. Весь комплекс огородили чугунной решеткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка.
    Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проемов располагаются ниши со статуями русских витязей и средневековых рыцарей. Над вторым ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.

Белая Башня. Фото 7.05.2003 г.

    На первом этаже находились столовая и буфетная, на втором - гостиная, на третьем - кабинет и спальня, а на верхнем этаже располагались гардеробная и помещение для библиотеки. Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: мебель изготовил придворный поставщик Г. Гамбс, паркеты выполнил мастер М. Знаменский, обойные работы - С. Шанин. Помещения в башне были украшены предметами вооружения из личного собрания императора Николая I. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись чугунной винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни, огражденную зубчатым парапетом. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности. У подножия террасы Белой башни установлены два чугунных изваяния львов.
    Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она в свою очередь служила отличной мишенью.
    Стоящая рядом, у оконечности стены бастиона, декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Они стилизованы под крепостные ворота с имитацией опускающейся решетки.

Белая Башня и Руина. Фото 21.09.2003 г.

    Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.
    В ансамбль Белой башни входит и мост, идущий от ворот. В качестве предмостного укрепления по проекту В. Жуковского, воспитателя наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II), согласно учению знаменитого военного инженера Франции XVII столетия маршала Вобана, была возведена земляная крепость, в плане в виде восьмиконечной звезды - шанец с зубчатыми откосами, покрытый дерном.
    Белая башня была почти полностью разрушена фашистами, остались лишь руины первого яруса на гранитном цоколе, и утилитарно восстановлена лишь в самые последние годы.
    О том, что бои с фашистами проходили непосредственно на территории парков, напоминает монумент 76-й и 77-й бригадам народного ополчения города Пушкина. Он установлен на месте, где ополченцы получили боевое крещение - невдалеке от северного угла Крестового канала на аллее, ведущей к Белой башне.

    В наши дни Александровский парк существует в северной своей части в значительно меньших размерах, поскольку раньше к парку относился обширный участок Фермы и земли для выпаса скота, принадлежавшего царскому двору. Ферма служила для содержания, разведения и продажи рогатого скота лучших русских и западноевропейских пород. Этим и объясняется обилие построек, возводившихся с 1818 года по проекту А. Менеласа взамен существовавшего на этом месте с 1810 года небольшого деревянного скотного двора.
    Ферма состоит из большого числа сооружений: центрального двухэтажного павильона, двух одноэтажных флигелей для мериносов, каменного крестообразного в плане коровника, сенных сараев, ледников, навозников и т. п.

Ферма. Фото 7.05.2003 г.

    Наиболее интересен центральный павильон из красного кирпича. Средняя часть его фасада декорирована небольшими восьмигранными готическими башенками; венчающий фасад треугольный щипец, как и башенки, украшен зубчатым парапетом. Фасад здания прорезан высоким стрельчатым окном, а щипец - небольшим круглым окном-люкарной. В этом павильоне были оформлены покои для членов царской семьи, приезжавших осматривать Ферму.
    За главным павильоном, в глубине двора, находилось здание коровника, углы которого акцентированы небольшими островерхими башенками. Близлежащая часть Александровского парка получила название Фермерского, его луга предназначались для выпаса скота. В наши дни Ферма используется по своему прямому назначению Сельскохозяйственным университетом.
    В торжественной церемонии похорон императора Александра I приняли участие два персональных царских пенсионера - мерин Толстой Орловской и кобыла Аталанта (лошади участвовали в похоронах российских императоров со времен Петра I). Свои пенсии лошади получили за участие в войне с Наполеоном - обе дважды побывали в Париже. К тому времени в императорских конюшнях в Петербурге доживали свой век восемь лошадей-пенсионеров: все они были участниками наполеоновских походов.
    После смерти Александра заботу о "ветеранах" взял на себя вступивший на престол Николай. Он приказал послать лошадей в Царское Село и устроить их на Ферме. Однако на Ферме не хватило места, и в 1827 - 1829 годах по проекту Адама Менеласа у северной границы Александровского парка было выстроено специальное здание для отслуживших свой срок лошадей "собственного императорского седла" - Пенсионерские конюшни. Двухэтажный павильон с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой возведен из кирпича с ориентацией на английскую готику. Решив его в виде маленькой крепости с круглой башней, стрельчатыми окнами и зубчатым парапетом, Менелас продолжил "готическую" тему Александровского парка. На первом этаже располагались восемь стойл и небольшое помещение для хранения конских уборов, за которым закрепилось название музея, на втором - квартиры для смотрителя и конюхов. Закрытый двор был образован деревянными хозяйственными постройками, не дошедшими до наших дней. Часть луга к западу от здания конюшни была превращена в клеверное поле для выпаса лошадей.

Вид через парк на Пенсионерские конюшни. Фото 21.09.2003 г.

    Однако пока строили богадельню, все восемь лошадей пали - похоже, о них просто забыли. Николай страшно гневался и с тех пор лично контролировал все обстоятельства жизни и смерти последующих пенсионеров: на царский пансион решили определить двух оставшихся в живых лошадей седла Александра - вороную кобылу Л'Ами и светло-гнедого мерина Сегая. Позже на Пенсионерские конюшни отправили еще нескольких лошадей, в их числе Бьюти, кобылу императрицы Александры Федоровны. И с этого времени туда стали посылать многих лошадей, прослуживших "верой и правдой" императорской семье. Но память о воинских победах еще была жива: в одной из комнат поставили шкаф с боевым оружием, а также с седлами и сбруей, которые побывали в Париже. Повесили даже картину из Эрмитажа. Комнату назвали "музеумом", и таким образом из романтической затеи Николая получился мемориал войны 1812 года.
    Весной 1834 года Бьюти пала, и на следующий же день "высочайше повелено упалую лошадь зарыть близ дома сего в лесу и сделать на камне надпись Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила Государю Императору 24 года" - так было положено начало лошадиному кладбищу. Автором и исполнителем надгробия стал мастер Степан Анисимов. Его работа послужила образцом для всех надгробий этого странного некрополя. Каждый памятник состоял из трех плит разного известняка с мраморной доской сверху: на ней указаны имя, даты жизни и отдельные "заслуги" покойника. Вот, к примеру, эпитафия на одном из последних захоронений: "Мерин рыжий <Эмир> служил под седлом Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича с 1892 по 1901 г. Родился в 1884 году. Пал в 1914 году".
    На кладбище хоронили только лошадей-пенсионеров, и всего образовалось 122 захоронения. Здесь покоятся Флора, любимая лошадь Николая I, носившая его под Варной, Коб, на котором Александр III объезжал войска. Есть версия, что здесь же зарыт и тот самый Лорд, с которого Паоло Трубецкой лепил знаменитую конную статую Александра III. Последнее захоронение сделано в 1915 году. Никаких сведений о том, что случилось после революции с лошадьми-пенсионерами, нет.
    Что же касается Пенсионерских конюшен и кладбища, то они от революции и Гражданской войны почти не пострадали. Даже Великую Отечественную комплекс пережил вполне благополучно, при том что именно на лошадином кладбище закончилась история ополчения города Пушкина: ополченцы пытались укрываться за могильными плитами, но погибли все до одного, их тела остались лежать между могилами лошадей. Впоследствии останки ополченцев захоронили в Пушкине в братской могиле, а стреляные гильзы и неизрасходованные патроны находят на кладбище до сих пор.
    А вот после войны для этого места настали тяжелые времена: сначала в конюшнях открыли мастерскую реставрации металла, то есть кузницу, а в 1962-м на кладбище устроили центр хранения и изготовления пиротехнических материалов. Если до этого кладбище просто медленно приходило в запустение, то теперь его начали энергично разрушать. Для пиротехнического центра построили новое здание, уничтожив при этом 13 захоронений 1880 - 1910-х годов: плиты сваливали в кучу, обломки использовали для засыпки блиндажей, где хранились порох и готовая взрывоопасная продукция. По могилам ездили грузовики, круша надгробные памятники. Мраморные плиты с надписями разворовали.
    В середине 80-х царскосельский комплекс получил статус музея-заповедника. Под руководством А. А. Кедринского началась реставрация. Работу на кладбище пришлось начинать с выкорчевывания выросших самосевом деревьев. Потом стали восстанавливать сохранившиеся хоть как-то плиты и собирать документальные материалы о захоронениях - ведь от большинства надгробий не осталось практически ничего. Мелиорацией здесь не занимались с послевоенных времен, а кусок территории с кладбищем - самый низкий. Сегодня парк фактически сливает сюда всю воду, надгробия и здание конюшни буквально тонут в воде. Поэтому отреставрированные плиты - а их сейчас уже около сотни - пока стоят в мастерской.

Кроны деревьев Александровского парка в лучах осеннего солнца. Фото 21.09.2003 г.

 

 

 


2003 г., фото А. Разумов (2002, 2003 гг.) и Д. Бесараб (2003 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz