г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца и Камероновой галереи.

 

 

    Екатерининский (Большой) Дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная парадная резиденция русских монархов.
    Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени: И. Браунштейн, И. Ферстер, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский и, последние восемь лет, Ф.-Б. Растрелли.

Екатерининский дворец. Фото 5.04.2004 г.

    В 1718 г. по проекту архитектора И. Браунштейна началось строительство небольшого дворца - "каменных палат о 16 светлицах" с садом для жены Петра I Екатерины Алексеевны. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.
    Как парадная резиденция Царское Село сформировалось к середине XVIII века. Тогда, в царствование Елизаветы Петровны, в Царском Селе началось большое строительство. В 1743 году, по распоряжению императрицы, архитектор М. Г. Земцов разработал проект нового большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден вариант проекта дворца, созданный молодым "архитекторским помощником" Андреем Квасовым. По его замыслу дворец имел "против прежнего небольшое излишество", то есть был обширнее и богаче по отделке. Перестройка Царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 году и продолжалась до 1748 года. А. В. Квасов в Царском Селе впервые выступил как автор большого дворцового комплекса. В 1745 году в Царское приехал известный русский архитектор С. И. Чевакинский (создавший впоследствии знаменитый Никольский собор в Петербурге). Он участвовал в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу архитекторов осложнило распоряжение Елизаветы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Зодчие справились с трудным поручением. Старый дом был включен в центральный корпус дворца как "средний дом", его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Квасова и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатурной и резной работой". В то же время была расширена территория дворцовых парков и начата постройка главных парковых павильонов - Эрмитажа и Монбижу. С 1748 г. строительство возглавил архитектор Ф.-Б. Растрелли (1700 - 1771). Он разработал генеральный план строительства дворца и парка. Прогрессивный художник своего времени, Растрелли сознавал, что дворцы создаются "для единой славы всероссийской", и эту идею блестяще воплотил в своих творениях в Петербурге, Москве и Киеве. В Царском Селе мастерство Растрелли, имевшего уже богатый строительный опыт, проявилось с особой силой. В 1752 - 1756 годах он заново перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию.

Екатерининский дворец. Фото 25.04.2005 г.

    Дворец, выдающийся памятник русского барокко, - композиционный центр ансамбля. Он выделяется и огромными размерами, и яркой голубизной стен, и позолотой церковных куполов. Протяженный фасад дворца не кажется монотонным благодаря богатой, пластически насыщенной игре форм его обработки, в которой главное значение имеет ритм колонн большого ордера.
    Растрелли на завершающем этапе строительства сохранил основные компоненты здания, сложившегося до него. Зрительно сразу можно определить "средний дом", заключенный в центре дворца, - его выделяют три ризалита. Заглубленные части здания по сторонам от "среднего дома" - это бывшие галереи, которые вели к флигелям.

Екатерининский дворец. "Средний дом". Фото 5.04.2004 г.

    От флигелей, включенных Растрелли в объем дворца, соединительные части (также бывшие галереи) идут с одной стороны к дворцовой церкви и с другой - к южной оконечности дворца, которая подобно церкви завершалась куполом. Купол венчался многоконечной звездой, вследствие чего эта часть дворца называлась "корпус под звездой". Впоследствии завершение было утрачено, и фасад потерял симметрию композиции.

Екатерининский дворец. Купола церкви. Фото 05.2002 г. и 21.09.2003 г.

    Растрелли прекрасно владел расчетом зрительного восприятия своих творений: он не замаскировал длину здания, а, наоборот, подчеркнул ее, поместив главный вход в торце юго-восточной части дворца. Чтобы попасть во дворец, нужно было пройти по парадному двору вдоль всего фасада. Благодаря этому можно ощутить масштабность сооружения.
    Во второй половине XVIII века при устройстве личных помещений Екатерины II главный вход был вновь перенесен в центр здания, где позднее, в 1860 году, по проекту И. А. Монигетти на всю ширину здания соорудили новую лестницу, которая и ныне служит входом во дворец-музей.
    Надстроенный дворец стал значительно выше. Его главные фасады, развернувшиеся в длину более чем на 325 метров, получили богатую и разнообразную архитектурную обработку. Их украшают огромное количество колонн и пилястров, фигуры атлантов, картуши с гербами, кружевные балконные решетки, придающие дворцу необычайно нарядный и торжественный вид. На главном фронтоне Среднего дома был установлен картуш с короной и вензелем Императрицы "Е".
    Стены были окрашены в лазоревый цвет. Если учесть, что при Б.-Ф. Растрелли он имел вызолоченную скульптуру на венчающей балюстраде, а атланты и маскароны в обрамлении окон были также покрыты позолотой, то можно представить, какое впечатление производил дворец в середине XVIII века. Не случайно современник сравнил его с ювелирным изделием, которому не хватает только футляра.
    В наши дни можно видеть фрагменты того, что было композиционной основой растреллиевского плана - анфиладность залов дворца. Двери всех залов размещаются по одной оси и обрамлены широкими полями вызолоченного резного декора. В перспективе сокращаясь, они стремительно "убегают" вдаль, и дворец кажется бесконечным.
    Фланкируют дворец по торцам еще два корпуса - Церковный (арх. И. В. Неелов) и Зубовский (арх. Ю. М. Фельтен).
    Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено подстать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса, пристроенного в 1782 - 1783 годах к дворцовой церкви со стороны двора. Его автор И. В. Неелов не нарушил единства архитектуры дворца и создал фасад, не составивший резкого контраста с растреллиевским.

Екатерининский дворец. Церковный корпус. Фото 05.2002 г. и 21.09.2003 г.

    Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.

Екатерининский дворец. Зубовский корпус. Фото 09.2002 г.

    В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.
    К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих. С внешней стороны циркумференции имели открытую галерею, сохранившуюся часть которой и до сих пор можно видеть в западном корпусе.

Екатерининский дворец. Циркумференции. Фото 21.09.2003 г.

    Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.


Золотые ворота.
Фото 05.2002 г.

Золотые ворота.
Фото 21.09.2003 г.

    Они выполнены на Сестрорецком заводе по рисунку Б.-Ф. Растрелли мастером Кордони. Ограда между пилонами главных ворот и циркумференциями исполнена мастером Волоковым.

Екатерининский дворец. Решетка Парадного двора. Фото 05.2002 г.

    Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.
    Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Екатерининский дворец. Церковный корпус и Железные ворота. Фото 21.09.2003 г.

    По бокам от главных ворот находились два бастиона с орудиями для торжественных салютов. В 1775 - 1776 годах они были срыты и на их месте возведены два симметричных Кухонных корпуса по проекту архитектора В. И. Неелова. Они закрыли собой криволинейные части корпусов циркумференций, что значительно ослабило эффектность северо-западной панорамы дворца.

Екатерининский дворец. Кухонный корпус. Фото 21.09.2003 г.

    Работа по созданию дворца и парков под руководством Растрелли продолжалась в течении четырех лет. Ему помогал С. И. Чевакинский, а также "архитекторские помощники" В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Замыслы зодчих осуществляли тысячи работных людей, согнанные на строительство царского дворца со всех концов страны.

Панорама Екатерининского дворца с Малого Каприза. Фото 09.2002 и 5.04.2004 гг.

    В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Дворец стал композиционным центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее названного Екатерининским парком) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории нынешнего Александровского парка). Над их планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт, и несомненно, что в решении крупных паркостроительных задач не могли не участвовать ведущие архитекторы Царского Села - Растрелли и Чевакинский.
    В наши дни в сквере перед Церковным флигелем Екатерининского дворца установлен бюст основному автору ансамбля - гениальному зодчему Франческо-Бартоломео Растрелли.

Бюст Ф.-Б. Растрелли. Фото 21.09.2003 г. и 05.2002 г.

    В 1780-е годы появились камероновские постройки, включенные в дворцовый комплекс. Это было вызвано не только потребностями владельцев, но и сменой художественных вкусов на рубеже 70 - 80-х годов XVIII века, в переходный период от барокко к классицизму. В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандус.

Камеронова галерея и Холодные бани. Фото 5.04.2004 г.

    В те времена великолепие и пышность растреллиевской архитектуры стали восприниматься как грубость и "варварская роскошь". Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы. Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать такое произведение в летней парадной резиденции российской императрицы. Француз Ш. де Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их покровительнице - Минерве. Величайший знаток античности, Ш. Клериссо предложил построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана, который по своим размерам превосходил Большой (Екатерининский) дворец, и уже поэтому не был принят императрицей. Однако именно Клериссо принадлежала мысль, что термы, как типичное сооружение Древнего Рима, можно воссоздать в Царском Селе для того, чтобы устроить "игру", похожую на античную жизнь. Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые условия французского художника, однако и не отказалась от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона". Программу работ, предложенную Камероном, осуществили в течение семи лет, с 1780 по 1787 год. В результате со стороны Большого пруда появились сооружения в классическом стиле, заслонившие растреллиевскую архитектуру. Позднее у паркового фасада был посажен ряд лип, которые, разрастаясь, закрывали дворец со стороны Старого сада.
    В 1783 - 1787 годах Ч. Камероном была построена галерея, служащая для парадных обедов, прогулок и обозрения парка в плохую погоду. Изящная белая ионическая колоннада из сорока восьми колонн легко вознеслась над мощной аркадой цоколя, облицованного рваными рустами темного пудостского известняка. Архитектор мастерски использовал наклон участка в сторону Большого пруда.

Камеронова галерея. Фото 5.04.2004 г.

    С этой наиболее высокой стороны галереи расположена парадная лестница. На высоких уступах ее широкого нижнего марша стоят бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры (в переводе с лат. соответственно "сильный человек" и "богиня цветов")- свободные повторения античных оригиналов, отлитые по модели Ф. Г. Гордеева литейным мастером В. Б. Можаловым.

Камеронова галерея. Лестница. Фото 5.04.2004 г.

    В архитектуре Камероновой галереи нашли отражение характерные черты классицизма: прямые, четкие линии, строгость и красота пропорций, скромность декоративного оформления фасадов.

Камеронова галерея. Фото 25.04.2005 г.

    Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским.


Фрейлинский садик. Фото 5.04.2004 г.

Фрейлинский садик. Фото 25.04.2005 г.

    В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.

Фрейлинские ворота. Фото 5.04.2004 г.

    Своеобразное украшение галереи составляет скульптура: бронзовые бюсты древних философов, поэтов, политических и военных деятелей. Скульпторы и литейщики Ф. Гордеев, Ф. Шубин, Э. Гастилу, В. Можалев создали образы римских императоров: Цезаря, Веспасиана, Пия, Аврелия; мифологических персонажей: Аполлона - бога солнца, Минервы - богини мудрости, Бахуса - бога виноделия и его жены Ариадны; греческих философов: Сократа, Платона, Гераклита, Эпикура; оратора Демосфена, драматурга Софокла, поэта Овидия; русского ученого, современника Екатерины II - М. В. Ломоносова; английского политика парламентария Ч. Д. Фокса, предотвратившего войну с Россией; немецкого императора Иосифа II, бывшего гостем Императрицы.
    Галерея вместе с другими тремя сооружениями - Агатовыми комнатами, Висячим садом и пандусом (спуск в парк) - составляют единый ансамбль, по праву занимающий место в числе лучших произведений русской классической архитектуры. Весь этот комплекс создан по проекту Чарлза Камерона в 1780 - 1795 годах, в период расцвета русского классицизма. Камерон сумел мастерски включить новые сооружения в уже сложившийся к этому времени комплекс дворца и парка.

Вид на Камеронову галерею с Большого пруда. Фото 5.04.2004 г.

    В комплексе сооружений, построенных Ч. Камероном, Холодным баням принадлежит центральное место. Исторически сложившееся название "Холодные бани" было призвано заменить слово "термы". Павильон Холодных бань возведен Камероном в 1780 - 1787 годах у южной части дворца. Он соединен с Зубовским корпусом дворца Висячим садом, а с парком - широким пологим пандусом. Нижний этаж павильона, где помещались Холодные бани, трактован Камероном как мощное цокольное основание для второго этажа с Агатовыми комнатами. Крупные русты рваного пудостского камня, которым облицован низ павильона, составляют подчеркнутый контраст с гладью оштукатуренных светло-охристых стен второго этажа (Агатовых комнат), с изящными решетками "французских" балконов и скульптурами в нишах терракотового цвета.

Холодные бани (Агатов павильон). Фото 5.04.2004 г.

    Холодные бани - уникальный комплекс сооружений, воссоздающий облик античных римских терм. Разрабатывая проект павильона Холодных бань, Ч. Камерон исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам Палладио. В первом этаже Холодных бань - помещения для купаний. Во втором - шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений. Архитектурное оформление полностью выдержано в духе римской античности, соединяющей геометричность линий и богатство декоративного убранства. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых - прямоугольные. В простенках второго этажа - полуциркульные ниши с каменными статуями и скульптурными группами из темной бронзы. По верху стен - крупные лепные медальоны - барельефы мифологического содержания.

Холодные бани. Фото 25.04.2005 г.

    Свою приверженность к античному искусству Ч. Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и планировке здания. В декоративном убранстве овальных и многоугольных залов также широко использованы мотивы римских построек. Архитектор украшал своды, перекрывающие помещения, сочетая живопись с рельефной скульптурой и лепным узором. Агатовые комнаты включают в себя овальный, яшмовый и агатовый кабинеты, большой зал и библиотеку. Интерьеры Большого (Мраморного) зала и двух кабинетов - Яшмового и Агатового - отделаны мрамором и порфиром, различными сортами уральской и алтайской яшмы.
    Уже в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию "цветных каменьев" в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 172 5 году в пригороде Санкт-Петербурга - Петергофе - открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезному искусству. В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов: давняя мечта об убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой. Весной 1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины Н подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань. Архитектор выполнил волю императрицы и подготовил рисунки к проекту убранства яшмой двух кабинетов. В соответствии с замыслом Ч. Камерона, стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров, покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы - шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась вручную русскими мастерами. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли "мясным агатом", в связи с чем интерьеры, созданные по проекту Ч. Камерона, получили название Агатовых комнат. Всего для их убранства было использовано 25 тонн этого камня.
    Веерообразная гранитная лестница ведет в 1-й этаж павильона, где были оборудованы купальные помещения с бассейном, получившие название Холодных бань. Первый этаж отличается от второго более скромной отделкой. Здесь находится "отдыхательная комната", купальный зал, ванная, угловой кабинет и русская баня.
    В оформлении интерьеров Холодных бань Ч. Камерон применил цветной камень, а также живопись и лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников - крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы - Ж. -Д. Рашет и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф. Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.
    В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, б яшмовых ваз, 9 бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на повреждения военных лет, отделка интерьеров первого и второго этажей павильона хорошо сохранилась. Сейчас в Агатовых комнатах открыт музей, где демонстрируются их замечательные интерьеры.
    Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон с полукруглым портиком-ротондой. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, за которым располагаются Агатовые комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием таких же, как на Камероновой галерее колонн ионического ордера, чем подчеркивается единство этих сооружений. Дорожки Висячего сада, идущие от Агатовых комнат к пандусу, огибают зеленую лужайку, в центре которой установлена скульптура Венеры - копия XIX века с античного оригинала III века до н. э.
    В 1787 году Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму, чем та, которую мы видим сейчас; расширили сад пятью годами позже. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным - к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. Южный угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной: архитектурное оформление ее как в зеркальном отражении повторяет Камеронову галерею - каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями Екатерины II: дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет - одну из личных комнат императрицы. Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа, поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.
    Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита - камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились: еще в начале XIX века они сильно обветшали и их заменили деревянными, окрашенными белой краской. При проектировании и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел ту форму, которая существует и поныне.

Своды под Висячим садом. Фото 5.04.2004 г.

    В начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся в конце Камероновой галереи лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено. Спуск впоследствии назвали Пандусом (с фр. - спокойный, легкий спуск).
    Пандус построен в виде постепенно понижающихся семи арок-сводов и трех безарочных пилонов. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маскароны античных богов - Юпитера, Аполлона, Юноны, Дианы, Марса, Минервы, Меркурия и других мифологических персонажей.

Пандус. Фото 5.04.2004 г.

    Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим стoронам спуска, были установлены бронзовые статуи муз - Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры-Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. Богатое скульптурное оформление послужило поводом назвать Пандус в XVIII веке "Лестницей богов". Бронзовые статуи находились здесь недолго; по указу императора Павла I в 1798 году их перевезли в Павловск. Вместо них в 1826 году поставили чугунные треножники с чашей для цветов, отлитые на Петербургском казенном заводе по рисунку архитектора В. Стасова.

Пандус Камероновой галереи. Фото 09.2002 г.

    В самом конце Пандуса находились две колоссальные бронзовые вазы, отлитые по образцам античных. Вазы оставались на своих местах до 1941 года; во время оккупации города немецкими захватчиками они бесследно исчезли.
    Сооружение Пандуса началось осенью 1792 и завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. Неелова, состоявшего постоянным помощником Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Ч. Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах; эти ворота простояли до середины XIX века.
    В 1811 году Пандус был передвинут. Это было связано с тем, что в 1810 году неподалеку от Висячего сада и Пандуса была построена Гранитная терраса, рядом с которой пролегала широкая прямая аллея, пересекающая весь парк от Екатерининского дворца до Орловских ворот. Ныне эта аллея называется Рамповой. Чтобы совместить направление Пандуса с Рамповой аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от Екатерининского дворца. В таком виде Пандус сохранился до наших дней.

Камеронова галерея и пандус. Фото 25.04.2005 г.

    В 1860-х годах император Александр II избрал Зубовский флигель Екатерининского дворца для летней штаб-квартиры. В связи с этим значительную часть прилегающего к флигелю парка отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году камероновские ворота заменили новыми, исполненными по проекту архитектора А. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней.

 


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz