г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 4. Южный и восточный берега Большого пруда, Каскадные пруды.

 

 


Верхние пруды вблизи Пудостского мостика.
Фото 25.04.2005 г.

    В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 1769 - 1770 годах.

Большой пруд. Палладиев мост. Фото 08.2002 г.

    Образцом для Мраморного моста, созданного по модели В. Неелова, послужил мраморный мост в усадьбе Уилтон, в Англии, воспроизводивший известный проект итальянского зодчего эпохи Возрождения А. Палладио.
    На основе его проекта Неелов изготовил деревянную модель (несколько отличающуюся от оригинала) , по которой в начале 1770-х годов на Уральской (Екатеринбургской) гранильной фабрике уральские камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного голубовато-серого Горношитского и белого Становского мрамора колонны, капители, тумбы, балясины и другие детали. Это обусловио еще одноназвание моста - Сибирская Мраморная галерея. Облицовки устоев была выполнены из серовато-розового гранита. Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году крытый пятипролетный мост-галерея был собран в Царском Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П. Петровским и Ф. Шахуриным уже из готовых деталей.
    Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин.


Палладиев мост.
Фото 5.04.2004 г.

Палладиев мост.
Фото 25.04.2005 г.

    Художественное своеобразие этого памятника определяется строго классическими пропорциями его колоннад и арок. Легкая ионическая колоннада как бы парит в воздухе, придавая пейзажу неповторимое очарование.
    Мост перекинут через маленький пролив, отходящий от Большого пруда в сторону Лебяжьего, отделяющий от Большого пруда целую сеть каналов и заливов Английского сада.


Канал у Палладиева мостика.
Фото 25.04.2005 г.

    Лебяжий пруд относится к системе Верхних прудов в пейзажной части парка. В этом месте был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди. Острова и пруд и по сей день сохраняют название Лебяжьих.


Лебяжьи острова.
Фото 5.04.2004 г.

Лебяжьи острова.
Фото 25.04.2005 г.

    На берегу пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части Екатеринского парка - Пирамида.

Лебяжьи острова и Пирамида. Фото 5.04.2004 г.

    Пирамида сложена из кирпича по проекту архитектора В. Неелова в 1770 году, а в 1772 году облицована плитами гранита. В 1774 году она была разобрана до основания и отстроена заново Ч. Камероном в 1782 - 1783 годах. Ее лицевую часть прорезает вход, а по углам стояли четыре колонны на пьедесталах, тела которых были вытесаны из серого уральского мрамора.
    В стенах восьмигранного зала внутри Пирамиды сделаны ниши для траурных ваз-пеплохранительниц. Такой тип павильона, восходящий к древнеегипетским надгробиям и распространенный в декоративной парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.
    Пирамида - интересное по замыслу парковое сооружение; ее позеленевшая, обомшелая поверхность придает строению вид древнего мавзолея.

Пирамида. Фото 5.04.2004 г.

    Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, были связаны с Большим прудом. Вода, свободно стекающая по склону холма, спускающегося к Большому пруду, стала вымывать ложбину, что привело бы к высыханию Верхних прудов, поэтому было решено создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И. Герард. До наших дней сохранился целый ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать уровень воды в Верхних прудах. Осуществлены из них были только два проекта.
    Среди них - Красный, или Турецкий каскад, представляющий собой плотину, сложенную из блоков гранита и пудостского камня, с двумя суживающимися кверху "готическими" башенками по сторонам. Плотина преграждает протоку, отходящую от Лебяжьего пруда в сторону Рамповой аллеи.

Красный каскад. Фото 08.2002 г.

    Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их светлые рустованные обрамления из пудостского камня четко выделяются на кирпичном фоне. Вид крепостного сооружения каскаду придают узкие щели-бойницы в нишах и завершающий стены башенок и плотину зубчатый парапет.

Красный каскад. Фото 25.04.2005 г.

    Планировку пейзажной части парка, в том числе и участка Лебяжьего пруда, делал в 1770-х годах В. И. Неелов. Он же автор архитектурного оформления мостов и каскадов.

Протока. Вид из башни Красного каскада.
Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

    Выше Турецкого каскада протоку перегораживает плотина с мостом над ней, называемым Пудостским, так как весь он облицован пудостским камнем.

Пудостский мост. Фото 25.04.2005 г.

    Мост особенно интересен при взгляде на него сбоку, когда видны большие поверхности камня, оживленные тонким рисунком резного орнамента. К этому мосту, полого спускаясь, подходит Рамповая аллея.

Пудостский мост и Рамповая аллея. Фото 5.04.2004 г.

    Отсюда видно Розовое поле. Так называется район Английского сада, прилегающий с северо-запада к продолжению Рамповой аллеи после Пудостского моста и ограниченный с юго-запада Виттоловским каналом. Это был обширнейший луг, обрамленный кустами роз и простиравшийся до Подкапризовой дороги. В конце XVIII века поле служило для игр и забав на открытом воздухе. От единственного павильона, построенного здесь в 1793 году, - Круглой беседки - остался лишь гранитный цоколь. Она разрушена в XIX веке. После 1811 года Розовое поле было отдано для игр и прогулок воспитанникам Александровского лицея.


Виттоловский канал. Фото 09.2002 г.

Виттоловский канал. Фото 5.04.2004 г.

    Две гранитные пристани на берегах Виттоловского канала отмечают место, где ходил паром от Розового поля к Дубовой роще, посаженной за каналом в последней четверти XVIII века. Она занимает всю территорию между каналом и границей парка от Гатчинских до Баболовских ворот. Дубрава насажена ровными рядами. На ее середине была оставлена прямоугольная лужайка (позднее и там были посажены деревья) для того, чтобы с Розового поля была видна Крымская колонна.
    На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета - так называемая Турецкая баня.
    Павильон был построен в 1852 году по велению Николая I в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828 - 1829 годов, и использовался как купальня.

Турецкая баня. Фото 08.2002 г.

    Первый проект павильона, выполненный в 1848 году зодчим К. И. Росси, не понравился Императору. Создание нового было поручено архитектору И. А. Монигетти - одному из крупнейших мастеров периода эклектики в русской архитектуре, тонкому стилизатору, прекрасно чувствовавшему своеобразие различных архитектурных стилей. Он работал в течение двух лет и закончил проект в 1850 году.
    Архитектор придал павильону вид мавританской мечети, использовав мотивы построек, зарисованных в Турции. Строительство павильона велось под руководством А. М. Камуцци. Первоначально укрепили берег пруда, затем на глубину 3,2 метра была вынута земля и после утрамбовки дна котлована на него уложили слой бетона из гидравлической извести и гравия.

Участок парка у Большого пруда и Турецкой бани.
Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

    Фундаменты павильона устроили бутовые на растворе извести. Под полами на кирпичных столбах возвели своды в 1,5 кирпича. Плоскости наружных стен расчленены тонко прорисованными тягами. Купол был вызолочен, устроенные в нем люнеты служат для освещения помещения. Минарет увенчан шпилем с полумесяцем. Двери и большой купол украшает лепнина, повторяющая рисунок турецкого орнамента.
    В 1852 году все работы были закончены, включая устройство причала и замощение береговых откосов. Турецкая баня, последний по времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль, не нарушив его единства.

Турецкая баня. Фото 5.04.2004 г.

    Внутренние помещения выполнены в "мавританском" стиле. В оформлении интерьеров были использованы вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню открывал богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована цветной мозаикой, верхняя - украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды. Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным восьмиугольным купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Убранство помещений с подлинными деталями турецкой бани, восточными коврами, турецким диваном, бронзовыми фонарями и беломраморным бассейном дополняло восточную тему павильона.
    Во время войны 1941 - 1945 годов павильон был почти полностью разрушен. В 1953 году восстановили только фасады Турецкой бани.

Турецкая баня. Фото 5.04.2004 г.

    Орловские или Гатчинские ворота построены в 1771 - 1782 годах на южной границе Екатерининского парка. Проект выполнен архитектором А. Ринальди. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Неелова и каменных дел мастера И. Пинкетти. Ворота представляют собой почти строгий квадрат в виде монументальной арки высотой около 15 метров. Ворота сложены из кирпича и облицованы мрамором разных цветов. Основной цвет серый, цокольная часть - красная, колонны и филенки - розовые. Гатчинские ворота - сооружение, где декоративные качества цветных мраморов раскрываются с предельной выразительностью благодаря большим поверхностям использованного камня.


Орловские ворота.
Фото 08.2002 г.

Орловские ворота.
Фото 25.04.2005 г.

    В архитектуре Гатчинских ворот ощутим характерный для раннего классицизма контраст между строгостью классической композиции, сдержанным ритмом форм и пропорций и изысканным декоративным решением. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем.
    В 1781 году решили сделать Орловские ворота запирающимися: створы железных ворот были выполнены по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1787 году. В 1784 - 1786 годах были сделаны железные решетки, установленные по обеим сторонам ворот. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество. Мраморные части ворот сделаны в Санкт-Петербурге из олонецких (карельских) пород мрамора русскими умельцами, а железные решетки - на Сестрорецком оружейном заводе.

Орловские ворота. Фото 5.04.2004 г.

    Ворота поставлены по распоряжению Императрицы Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На той стороне, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: "Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями". Орловские ворота являются памятником искусства русских мастеров каменного дела. "...Каменных обелисков, колонн и строений, подобных созданным на берегах Невы, - писал академик А. Е. Ферсман, - нет нигде в мире, перед ними бледнеют чудесные создания эпохи Возрождения". Место для ворот было выбрано не случайно. Тут расположен выезд на дорогу в Гатчину, где находилось имение Г. Орлова. В 1789 году Орловские ворота использовались для торжественной встречи князя Г. А. Потемкина-Таврического, прибывшего в Санкт-Петербург с вестью о взятии А. В. Суворовым крепости Очаков и победах русской армии над турецкими войсками в Молдавии. После этого ворота украсили эмблемами и военными доспехами, и они приобрели дополнительное значение памятника воинской славы
    Башня-руина находится вблизи Орловских ворот, в новой части парка, где были воздвигнуты памятники русской воинской славы, посвященные блестящим победам в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. и свидетельствующие о триумфах России. Башня относится к распространенному в конце XVIII века типу парковых павильонов, напоминающих развалины античных или средневековых храмов, крепостей или замков. Башня-руина похожа на развалины средневекового крепостного замка. Даже глубокие трещины и выбоины в кладке ее стен были сделаны искусственно для придания ей вида древней постройки.
    Композиция сооружения проста - по своему облику она напоминает ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну, завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками. К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Возведена она по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771 году также в честь героических сражений русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов.

Башня-руина. Реставрация. Фото 5.04.2004 г.

    Строительные работы велись архитектором И. М. Ситниковым. Мощная каменная башня в виде колонны тосканского ордера увенчана круглым бельведером-павильоном, установленным над плоским перекрытием, сделанным из плитного камня. Бельведер - в виде полуразрушенной башенки со сквозными готическими стрельчатыми проемами. Летом 1773 года художник А. Бельский и помогавшие ему живописцы расписали альфреско наружные стены Башни-руины. На оштукатуренной поверхности были высечены трещины, имитирующие естественные повреждения кладки стен.
    От Башни перекинута огромная каменная арка, продолжением которой служит искусственная насыпь-пандус, имитирующая как бы оборонительный крепостной вал. По краям насыпи в 1784 году были посажены деревья. Арка служит входом в узкий коридор с винтообразным пологим пандусом для подъема на бельведер башни, служивший видовой площадкой для обозрения панорамы Екатерининского и Александровского парков с высоты 21 метра. Массивный импост арки расположен почти на уровне земли у основания Башни. Это еще более усиливает впечатление, что Башня ушла глубоко в землю. На замковом камне арки высечена надпись, раскрывающая мемориальное значение павильона: "На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году".
    В 1780-х годах между Башней-руиной и расположенными близ нее Гатчинскими воротами были посажены дубы. Деревьями были обсажены и склоны земляной горы. В годы войны и оккупации большая часть деревьев была вырублена, и сейчас склоны горы скрыты яркой зеленью молодых насаждений.
    В пейзажной части Екатерининского парка, недалеко от Адмиралтейства, начинается подъем на искусственную земляную гору у Башни-руины. В начале этого подъема установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге на Демидовских заводах в 1777 - 1778 годах по проекту Ю. Фельтена. Рисунок ворот был заимствован архитектором из альбома "Gothik Architecture Decorativ", известного в России уже в 1760-х годах. Это одно из первых в России архитектурных произведений из чугуна.

Готические ворота. Фото 5.04.2004 г.

   Работы по установке ворот начались в 1779 году, когда вырыли рвы и соорудили фундаменты. В 1780 году в Царское Село доставили более 25 тонн чугунных отливок. В течение лета этого же года ворота собрали и поставили на место.
    Изящный тонко выполненный рисунок - свидетельство высокого мастерства русских литейщиков. Глядя на их легкие изящные конструкции тонкого листья, трудно поверить, что вес ворот составляет 25,5 тонн. В рисунке ажурной стрельчатой арки хорошо имитированы готические мотивы. Готические ворота Екатерининского парка являются одним из лучших образцов русского чугунного художественного монументального литья.

Готические ворота. Фото 08.2002 г.

    Шестигранные пьедесталы ворот обработаны филенками с готическим орнаментом. Высокие колонны в виде шестилистников в сечении образуют ажурные устои, соединенные "готической" аркой. В XVIII веке ворота украшали чугунные скульптурные фигуры, поставленные между колоннами.
    В годы войны некоторые детали Готических ворот были утрачены, но и в сегодняшнем состоянии ворота являются интересным образцом русского чугунного литья XVIII века.
    На берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, на месте деревянного шлюпочного сарая, архитектор В. И. Неелов возвел три красных кирпичных здания под общим названием Адмиралтейство. Постройка павильонов, в основном, была осуществлена в течение лета 1773 года, внутренняя отделка производилась в 1774 - 1775 годах. Все здания Адмиралтейства построены в память присоединения к России Таврического ханства.
    Симметричный ансамбль из трех павильонов, которые имеют своеобразный силуэт, напоминает крепостные сооружения. Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен, использованные в корпусах Адмиралтейства, - свидетельство увлечения мотивами готической архитектуры в украшении парков второй половины XVIII века.

Большой пруд. Вид на Адмиралтейство. Фото 25.04.2005 г.

    Василий Иванович Неелов, отправленный Екатериной в 1770 году в Англию вместе с младшим сыном Петром, получил задание от Императрицы привезти чертежи "строений древнейших и новейших". Оставив сына доучиваться, В. И. Неелов вернулся через год со множеством гравюр и рисунков, часть которых позднее была вывешена на стенах верхнего зала шлюпочного сарая Адмиралтейства. В результате в Царском Селе появились новые типы фасадов в готическом стиле - Эрмитажная кухня, Адмиралтейство и другие.
    Все три корпуса помимо декоративного имели и хозяйственное назначение. Центральный двухэтажный прямоугольный корпус со ступенчатым фронтоном и примыкающими по сторонам круглыми башнями, где расположены гранитные винтовые лестницы, называется Шлюпочный сарай.

Центральный корпус Адмиралтейства. Фото 5.04.2004 г.

    В первом его этаже хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской "флотилии", среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Во время Великой Отечественной войны эта коллекция погибла. В башнях центрального корпуса располагаются лестницы, ведущие в большой светлый зал во втором этаже; зал назывался Голландским - по традиции, идущей от Петра I, морская тема в России часто связывалась с Голландией. Во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. Пол зала покрыт керамической плиткой, а стены облицованы белым кафелем. На стенах зала размещались 166 английских гравюр с изображением видов пейзажных парков, привезенные В. Нееловым из Англии в 1770 году. В 1901 году в зал был помещен огромный Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет, начиная с 1654 года, и в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Во время Великой Отечественной войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, в послевоенное время возвращен и сейчас находится в Академии Наук в Санкт-Петербурге.
    Это и определило название павильона - Адмиралтейство.
    В боковых флигелях размещались птичники, где содержались редкие красивые птицы: фазаны и павлины, которых разводили для придания экзотического вида паркам, а также белые и черные лебеди, плавающие по парковым прудам. Птичные корпуса решены одинаково: круглая башня, вкомпонованная в лицевой фасад, оформленный ступенчатым фронтоном.

Адмиралтейство. Птичники. Фото 5.04.2004 г.

    В составе комплекса в 1781 - 1783 годах В. И. Нееловым был выстроен и небольшой одноэтажный Матросский домик с металлическим штандартом над крышей, расположенный правее птичьего флигеля. В домике жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали и перевозили гуляющих на остров Большого пруда.
    В подражание голландским постройкам фасады шлюпочного сарая, двух птичьих флигелей и домов для матросов оставили неоштукатуренными.
    На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги и др. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом.
    Башни увенчиваются зубчатыми парапетами и шпилями. В Адмиралтействе, как и в Эрмитажной кухне, мы видим черты декора, характерные для раннего классицизма; белое обрамление окон и дверей, легкие белые рельефные изображения драпировок, пропущенных через кольца в верхних частях башен. Между главным зданием и флигелями были вырыты круглые пруды для птиц, а в одном из птичьих флигелей до 1917 года имелся бассейн для лебедей и уток с помещением для их зимовки. До революции на берегу Большого пруда находился ажурный крытый причал для прогулочных лодок, построенный в 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И. К. Герардом.
    Адмиралтейство - пример романтического направления в архитектуре эпохи классицизма, характерного для дворцово-парковых ансамблей конца XVIII века. Фасады павильона сейчас восстановлены в их первоначальном виде, в левом корпусе теперь размещается ресторан.
    Между главным зданием и флигелями, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и вырыты два круглых пруда.

У Адмиралтейства. Фото 10.2001 г.
    На месте Каскадных прудов ранее протекал по оврагу ручей, на котором была запруда и стояла мельница. В начале XVIII века с устройством нескольких деревянных плотин образованы ступенями пять прудов прямоугольной формы. В 1774 - 1778 годах под руководством инженера И. К. Герарда и архитектора В. И. Неелова были проведены работы по укреплению и углублению прудов, берегам которых приданы естественные очертания. Перемычки между ними были превращены в каменные мосты-плотины с романтическими порогами из больших валунов.

1-й Каскадный пруд. Фото 5.04.2004 г.

    Три Каскадных пруда находятся на территории парка. Каскадный мост между первым и вторым прудами называется Чертовым, между вторым и третьим - Зеленым.

Зеленый мост. Фото 5.04.2004 г.

    На территории города находятся два пруда - Иорданский и Купальный. Павловская плотина между третьим и четвертым прудами расположена уже за границей Екатерининского парка, в конце Садовой улицы, у Нижних конюшен.

Павловская плотина. Фото 5.04.2004 г.

    Морейская, или Малая Ростральная колонна - один из памятников победам русской армии и флота. Она воздвигнута у каскада между первым и вторым нижними прудами в октябре 1771 года. Имя автора проекта Морейской колонны точно не установлено. Им был, по-видимому, архитектор А. Ринальди - на это указывает сходство Морейской колонны с Кагульским обелиском: присущее им изящество форм, тождество стилистических приемов, одинаковая трактовка стилобатов и цоколя, однородность использованных материалов.

Морейская колонна. Фото 5.04.2004 г.

    На пьедестале колонны укреплена бронзовая доска, надпись на которой повествует о блестящих победах русских войск под предводительством графа Ф. Г. Орлова над турками на полуострове Морея в Средиземном море 17 февраля 1770 года. Она гласит: "1770 года, февраля 17 дня, Граф Феодор Орлов с двумя Российскими военными кораблями приплыл к полуострову Морее в Средиземном море у порта Витуло, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам к Модону по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со Спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту; капитан же Князь Долгорукий со Спартанским западным легионом покорил Каламату, Леонтари и Аркадию: крепость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войск Российских было числом шестьсот человек; кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он? в плен турков взято шесть тысяч". На мемориальной доске упомянуто имя двоюродного деда А. С. Пушкина командира третьего десанта И. А. Ганнибала. Это он взял штурмом неприступную крепость Наварин (южная Греция) 30 марта 1770 года, а также другие турецкие бастионы на полуострове.
    Место для семиметрового обелиска выбрано в створе трех аллей старого сада, в конце аллеи, ведущей от северного кабинета Эрмитажа к Чертовому мосту - плотине, разделяющей первый и второй Каскадные пруды. Колонна хорошо просматривается с многих точек Екатерининского парка, в том числе с другого берега пруда.
    Постамент сооружен на небольшой площадке, возвышающейся над уровнем земли на две ступени. Пьедестал и фуст колонны изготовлены из серого с белыми прожилками сибирского мрамора, а плинт, база и капитель - из белого каррарского. Колонну увенчивает небольшой конусообразный обелиск из розового тивдийского мрамора с рострами - носами кораблей. Введение ростр образно свидетельствовало, что победа была одержана при участии флота. Основные соотношения элементов Морейской колонны соответствуют закономерностям римско-дорического ордера. Нижний плинт постамента придает силуэту колонны устойчивость и монументальность. Высота обелиска на колонне соответствует высоте антаблемента римско-дорического ордера. На этих простых пропорциональных соотношениях и построена тектоническая основа памятника и найдены цветовые и стилевые решения.

Морейская колонна и Чёртов мост. Фото 5.04.2004 г.

    Местность за Каскадными прудами была освоена и присоединена к парку одновременно с устройством прудов. Она носит пейзажный характер. Имя садового мастера Трифона Ильина, работавшего здесь, осталось в названии Трифоновой горки - продолговатой возвышенности вдоль берега первого пруда, образованной насыпной землей, взятой при углублении прудов.

1-й Каскадный пруд и Трифонова горка. Фото 5.04.2004 г.

    В 1779 году на ее склонах были посажены деревья, а вершина украшена беседкой в "китайском" стиле с голубятней на крыше. Почти на всех возвышенных местах в парках Царского Села имелись беседки, служившие видовыми площадками. Беседка на Трифоновой горке исчезла еще в начале XIX века. От нее сохранился лишь гранитный цоколь.
    В этой же части парка у Зеленого моста находится Чугунная беседка - одна из девяти, которыми предполагали украсить парки в конце 1760-х годов. Беседка была отлита на Сестрорецком заводе и представляет большой интерес как пример высокого уровня русского художественного литья того времени и свидетельство разнообразия приемов, которыми пользовались архитекторы для украшения парков. Кровля беседки с переломом и легким изгибом нижней части опирается на восемь врытых в землю восьмигранных чугунных столбов. Мраморные скамьи в беседке не сохранились и заменены деревянными. Вставка из серого мрамора, вделанная в потолок, была первоначально расписана.

3-й Каскадный пруд. Фото 5.04.2004 г.

    Ворота "Любезным Моим Сослуживцам" построены в 1817 году по проекту В. П. Стасова и расположены напротив Запасного дворца в ограде Екатерининского парка. Они служат въездом в парк из города с Павловского шоссе и являются памятником Отечественной войны 1812 года. В этом сооружении сказалось присущее В. Стасову тяготение к суровым и мужественным, ясным и лаконичным формам. Архитектор придал воротам характерные для стиля ампир монументальные формы и сделал богатый декор на темы военной истории эпохи Римской империи. "Любезным моим сослуживцам" - так назвал Александр I памятник тем, кто разгромил армию Наполеона.

Ворота "Любезным моим сослуживцам". Фото 5.04.2004 г.

    Именно эта надпись накладными бронзовыми буквами на русском и французском языках украшает фриз ворот с обеих сторон. Сооружение возведено в чрезвычайно короткий срок - за 92 дня. Сборка и установка ворот "Любезным моим сослуживцам" были закончены 17 августа 1817 года. Все части восьмиколонного портика отлиты из чугуна в Петрозаводске. Мощные дорические каннелированные колонны высотой 6,4 метра поддерживают тяжелый антаблемент. "Эти колонны символизируют воинский строй, - отметил историк архитектуры М. Михайлов, - могучие усилия тысяч воинов, несущих на своих плечах героическое бремя войны". Известный формовщик М. Кларк впервые в Европе применил необычные приемы и способы литья. Он изготовил ворота высотой 9,2 метра. Длина этого сооружения - 12 м, ширина - 4,3 м, а общий вес - 100,5 т.
    Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа; модели для отливки орнаментальных деталей ограды вырезал из дерева известный в начале XIX века резной мастер К. Шейбе. Накладки в виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют массивность монолитных чугунных колонн.
    Первоначально ворота были установлены перед входом в Екатерининский парк у Адмиралтейства напротив Лицейского пансиона (ныне Высшее военно-морское инженерное училище), а в 1821 году были перенесены в ограду, напротив Запасного (Владимирского) дворца, с которым они составили небольшой архитектурный ансамбль, и некоторое время служили одним из входов в парк. Пышная листва деревьев парка контрастно подчеркивает торжественное звучание стасовской архитектуры.

Ворота "Любезным моим сослуживцам". Фото 09.2002 г.

 

 

 

Использованная литература:
Е. Первушина. "Пушкин, Павловск, Петродворец". СПб, 2003 г.
Д. Кючарианц, А. Раскин. "Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов". СПб, 2003 г.
Сборник "Зодчие Санкт-Петербурга" (под. ред. В.Г. Исаченко). Тома 2 и 3. "Лениздат", 2000 г.
А. Сочагин. "Царское Село в открытках конца XIX - начала ХХ века". СПб, 2002 г.
Материалы "Царскосельской газеты".


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.), Л. Бесараб (2005 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz