г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.

 

Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Часть 2. Комплекс Камероновой галереи.
Часть 3. Старый сад.
Часть 4. Собственный садик.
Часть 5. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Часть 6. Большой пруд.
Часть 7. Юго-западная часть парка.
Часть 8. Адмиралтейство и Каскадные пруды.

 

 

    Екатерининский (Большой) Дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная парадная резиденция русских монархов.
    Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени: И. Браунштейн, И. Ферстер, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский и, последние восемь лет, Ф.-Б. Растрелли.

Екатерининский дворец. Фото 5.04.2004 г.

    В 1718 г. по проекту архитектора И. Браунштейна началось строительство небольшого дворца - "каменных палат о 16 светлицах" с садом для жены Петра I Екатерины Алексеевны. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.
    Как парадная резиденция Царское Село сформировалось к середине XVIII века. Тогда, в царствование Елизаветы Петровны, в Царском Селе началось большое строительство. В 1743 году, по распоряжению императрицы, архитектор М. Г. Земцов разработал проект нового большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден вариант проекта дворца, созданный молодым "архитекторским помощником" Андреем Квасовым. По его замыслу дворец имел "против прежнего небольшое излишество", то есть был обширнее и богаче по отделке. Перестройка Царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 году и продолжалась до 1748 года. А. В. Квасов в Царском Селе впервые выступил как автор большого дворцового комплекса. В 1745 году в Царское приехал известный русский архитектор С. И. Чевакинский (создавший впоследствии знаменитый Никольский собор в Петербурге). Он участвовал в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу архитекторов осложнило распоряжение Елизаветы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Зодчие справились с трудным поручением. Старый дом был включен в центральный корпус дворца как "средний дом", его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Квасова и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатурной и резной работой".

Деревянная модель двореца работы Чевакинского и Квасова. Фото 11.02.2007 г.

    В то же время была расширена территория дворцовых парков и начата постройка главных парковых павильонов - Эрмитажа и Монбижу. С 1748 г. строительство возглавил архитектор Ф.-Б. Растрелли (1700 - 1771). Он разработал генеральный план строительства дворца и парка. Прогрессивный художник своего времени, Растрелли сознавал, что дворцы создаются "для единой славы всероссийской", и эту идею блестяще воплотил в своих творениях в Петербурге, Москве и Киеве. В Царском Селе мастерство Растрелли, имевшего уже богатый строительный опыт, проявилось с особой силой. В 1752 - 1756 годах он заново перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию.

Екатерининский дворец. Фото 25.04.2005 г.

    Дворец, выдающийся памятник русского барокко, - композиционный центр ансамбля. Он выделяется и огромными размерами, и яркой голубизной стен, и позолотой церковных куполов. Протяженный фасад дворца не кажется монотонным благодаря богатой, пластически насыщенной игре форм его обработки, в которой главное значение имеет ритм колонн большого ордера.
    Растрелли на завершающем этапе строительства сохранил основные компоненты здания, сложившегося до него. Зрительно сразу можно определить "средний дом", заключенный в центре дворца, - его выделяют три ризалита. Заглубленные части здания по сторонам от "среднего дома" - это бывшие галереи, которые вели к флигелям.

Екатерининский дворец. "Средний дом". Фото 5.04.2004 г.

    От флигелей, включенных Растрелли в объем дворца, соединительные части (также бывшие галереи) идут с одной стороны к дворцовой церкви и с другой - к южной оконечности дворца, которая подобно церкви завершалась куполом. Купол венчался многоконечной звездой, вследствие чего эта часть дворца называлась "корпус под звездой". Впоследствии завершение было утрачено, и фасад потерял симметрию композиции.


Купола дворцовой церкви.
Фото 05.2002 г.

Купола церкви. Фото 21.09.2003 г.

Купола церкви. Фото 22.09.2005 г.

    Растрелли прекрасно владел расчетом зрительного восприятия своих творений: он не замаскировал длину здания, а, наоборот, подчеркнул ее, поместив главный вход в торце юго-восточной части дворца. Чтобы попасть во дворец, нужно было пройти по парадному двору вдоль всего фасада. Благодаря этому можно ощутить масштабность сооружения.
    Во второй половине XVIII века при устройстве личных помещений Екатерины II главный вход был вновь перенесен в центр здания, где позднее, в 1860 году, по проекту И. А. Монигетти на всю ширину здания соорудили новую лестницу, которая и ныне служит входом во дворец-музей.

Парадная лестница. Фото 11.02.2007 г.

    Надстроенный дворец стал значительно выше. Его главные фасады, развернувшиеся в длину более чем на 325 метров, получили богатую и разнообразную архитектурную обработку. Их украшают огромное количество колонн и пилястров, фигуры атлантов, картуши с гербами, кружевные балконные решетки, придающие дворцу необычайно нарядный и торжественный вид. На главном фронтоне Среднего дома был установлен картуш с короной и вензелем Императрицы "Е".

Фасады дворца со стороны парка. Фото 22.09.2005 г.

    Стены были окрашены в лазоревый цвет. Если учесть, что при Б.Ф. Растрелли он имел вызолоченную скульптуру на венчающей балюстраде, а атланты и маскароны в обрамлении окон были также покрыты позолотой, то можно представить, какое впечатление производил дворец в середине XVIII века. Не случайно современник сравнил его с ювелирным изделием, которому не хватает только футляра.
    В наши дни можно видеть фрагменты того, что было композиционной основой растреллиевского плана - анфиладность залов дворца. Двери всех залов размещаются по одной оси и обрамлены широкими полями вызолоченного резного декора. В перспективе сокращаясь, они стремительно "убегают" вдаль, и дворец кажется бесконечным.
    Представление о характере отделки растреллиевских интерьеров дает Кавалерская столовая, расположенная рядом с лестницей. Главная особенность этого помещения - обилие золоченого резного убора. Такие сугубо утилитарные устройства, как изразцовые печи, превратились у Растрелли в удивительные фигурные сооружения. В Кавалерской столовой воссоздано декоративное убранство растреллиевского времени. Большой стол и золоченые кресла - подлинные, выполненные по рисункам Растрелли.

Кавалерская столовая. Фото 11.02.2007 г.

    Существенное значение для возрождения "золотой анфилады" имела реставрация Большого, или Тронного, зала, завершенная в 1980 году. Он находится рядом с Кавалерской столовой, между "средним домом" и юго-западным флигелем. Зал поражает своими размерами (около 1000 кв. метров), высотой потолков семь метров и освещенностью: он фактически не имеет продольных стен, а лишь узкие простенки между окон, расположенных в два яруса друг против друга.
    Зеркала в простенках отражают окна противоположных сторон, игра света на позолоте тончайшей резьбы карнизов и в обрамлении окон как бы снимает пространственные границы и вызывает ощущение того, что потолок словно парит над головой. В вечернее время зеркала отражали свет семисот свечей, закрепленных в резных позолоченных бра прихотливых барочных форм.

Большой (Тронный) зал. Фото 11.02.2007 г.

    Пластическое убранство зала выполнялось по моделям И. Дункера русскими резчиками П. Валехиным, Д. Сакулистным и другими. Всю площадь потолка занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д. Валериани. В 1783 году, когда ремонтировались перекрытия над Большим залом, плафон был снят. Боковые его части в начале XIX века передали для украшения резиденции Павла I - Инженерного замка, где их спустя 150 лет обнаружили советские исследователи; центральная часть пока не найдена. Реставрация плафона с воссозданием центральной композиции проведена группой ленинградских мастеров под руководством Я. М. Казакова. Плафон Большого зала состоит из трех частей: центральная часть воссоздает утраченную композицию Д. Валериани "Триумф России", а боковые - "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира" - подлинные холсты, найденные в Инженерном замке и возвращенные на свои исторические места.
    Симметрично Кавалерской столовой, по другую сторону Парадной лестницы, находится Белая Парадная столовая, предназначавшаяся для торжественных обедов или "вечерних кушаний" императриц, обставлялся с особой роскошью. Стены столовой со времен императрицы Елизаветы Петровны затянуты белым штофом, что в сочетании с золоченой резьбой придает интерьеру особую нарядность. Мебельное убранство составляют золоченые резные консоли и стулья, выполненные по старым образцам. Живописный плафон "Триумф Аполлона" - копия XIX века с картины итальянского художника Г. Рени. На стенах столовой размещена часть серии натюрмортов И. Гроота, созданных придворным живописцем для царскосельского павильона "Монбижу". В центре зала - овальный стол, сервированный "Собственным Московским сервизом", изготовленным в начале 1790-х годов на фарфоровом заводе Ф. Гарднера. Как и в XVIII веке стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен композициями из цветов, а также фарфоровой пластикой, изображающей Большой каприз в Александровском парке.

Белая Парадная столовая. Фото 11.02.2007 г.

    Следующие в амфиладе растреллиевских залов дворца - две небольшие дворцовые гостиные, - Малиновая и Зеленая столбовые. При их отделке архитектор применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами ("столбами"), под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих комнат.

Камин в Зеленой столбовой. Фото 11.02.2007 г.

Плафон в Малиновой (?) столбовой. Фото 11.02.2007 г.

    Далее, за Портретным залом и знаменитой Янтарной комнатой, располагается Картинный зал, созданный по проекту Ф.- Б. Растрелли в 1750-х годах. Зал занимает всю ширину дворца. Характерной особенностью этого парадного барочного интерьера является шпалерная развеска картин, покрывающих сплошным живописным ковром южную и северную стены. Основная часть коллекции живописи (112 картин) была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за 12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII - начала XVIII века различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров: архитектурные композиции Э. де Витта, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Д. де Гема и Я. Фейта. В коллекции представлены картины французских и итальянских художников - аллегории скульптуры и музыки Ж. Наттье, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), мифологические и библейские сцены Ж. Бланшара, Л. Джорджано и других. Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины П. Дени Мартена Младшего "Полтавская баталия" и "Битва при Лесной". Они были написаны по личному заказу императора Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне (1700 - 1721). Сам Петр I картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.

Картинный зал. Фото 11.02.2007 г.

    Золоченой резьбы в зале немного, но резные двери, решенные как порталы - одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе. Двери обрамляют резные золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны, покровительница ремесел и наук - Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур.

Картинный зал. Десюдепорт двери в Янтарную комнату. Фото 11.02.2007 г.

    В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130 картин сохранилось 114. Для замены 16-ти погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга. В 1967 году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей.
    В северной части второго этажа реставрирована группа помещений, созданных Ч. Камероном на месте бывшего Висячего сада Растрелли в 1780-х годах: Зеленая столовая, Официантская, Опочивальня, Голубая гостиная и Китайская голубая гостиная. Убранство этих залов характеризует Камерона как исключительно тонкого и оригинального мастера интерьера.


Официантская. Фото 11.02.2007 г.

Китайская голубая гостиная. Отделка стен. Фото 11.02.2007 г.

    Материалы и приемы отделки Зеленой столовой, с которой собственно и начинаются залы дворца, созданные Ч. камероном.просты, но найденные Камероном нежные сочетания зеленого поля стен с белизной лепного декора и розовым фоном рельефов десюдепортов и настенных плакеток превратили столовую в один из самых интересных интерьеров раннего классицизма. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин. Двери расписаны гротесками. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап. Скульптурное убранство Зеленой столовой исполнено И. П. Мартосом.
    Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века, до нашего времени не сохранился. В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник большой пожар, от которого сильно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I архитектор В. Стасов возглавил комиссию по исправлению сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Ч. Камерона. Убранство зала восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепное убранство стен; мраморный камин реставрировал скульптор Ф. Трискорни; паркетный пол из разных пород древесины был набран заново. Потолок В. Стасов оставил белым. В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. Штакеншнейдер выполнил план, согласно которому, в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи "Торжество Бахуса". Картину обрамляли золоченые лепные орнаменты и декоративные живописные медальоны. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, во время которого пострадали потолки, но плафонную живопись удалось снять и вынести.
    Во время Великой Отечественной войны залы Ч. Камерона были частично разрушены и разграблены. В 1957 году по проекту архитектора А. Кедринского с этих залов начались реставрационные работы в Екатерининском дворце-музее. Лепное убранство Зеленой столовой реставрировали скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Двери были расписаны по аналогии с одной сохранившейся створкой. Паркет по старому рисунку был набран заново из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок вновь оставили белым. После окончания реставрационных работ зал был открыт в 1959 году. Сегодня архитектурно-художественное убранство Зеленой столовой дополняют белые стулья с зеленой обивкой, бронзовая каминная решетка и каминные приборы, выполненные в конце XVIII века по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера.

Зеленая столовая. Фото 11.02.2007 г.

    В Парадной Голубой гостиной сочный и крупный рисунок наборного паркета воспринимается в контрасте с темно-голубым узором набивного шелка, которым затянуты стены. Это самая большая и нарядная комната среди апартаментов, созданных Ч. Камероном. В живописи на потолке использованы излюбленные Камероном мотивы помпеянских фресок. В 1855 году согласно проекту А. Штакеншнейдера в центр потолка была вмонтирована картина Машкова "Возвращение Сципиона". По углам ее дополняли два круглых и два овальных медальона и лепной барельеф с изображением летящих женских фигур.

Голубая гостиная. Фото 11.02.2007 г.

    В Опочивальне Камерон применил белый блестящий фаянс, из которого выполнены тонкие декоративные колонки, обвитые золочеными гирляндами, расставленные вдоль стен и поддерживающие арку алькова. Эта комната в два окна, с двумя дверьми и альковом была создана еще в начале 70-х годов XVIII века архитектором В. Нееловым и служила опочивальней Наталье Алексеевне - первой супруге будущего императора Павла I. Архитектор Ч. Камерон перестраивал ее уже для второй супруги Павла Петровича - Марии Федоровны.
    Гипсовые лепные медальоны с аллегорическими фигурами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, украшающие верхнюю часть стен, выполнены одним из крупнейших скульпторов русского классицизма И. Мартосом. В мебельном убранстве Опочивальни выделяются кованый стальной столик и каминная решетка тульских кузнецов XVIII века, а также изящный туалетный столик наборного дерева, изготовленный русскими мастерами в 1770-х годах для великой княжны Марии Федоровны.

Опочивальня. Фото 11.02.2007 г.

    Из ряда помещений дворца, созданных в 1817 - 1820-х годах В. П. Стасовым, наиболее удачен кабинет Александра I с приемной и сводчатая проходная. Парадный (Мраморный) кабинет Александра I входил в состав личных апартаментов императора и предназначался для важных официальных аудиенций. Оформление кабинета сочетает в себе строгую простоту отделки с эффектным архитектурным решением. Вход в кабинет представляет собой глубокую полукруглую нишу-экседру, отделенную от основного пространства интерьера двумя колоннами ионического ордера. Противоположная входу стена оформлена сходным образом: в виде двух ионических полуколонн, между которыми располагается мраморный камин. Стены кабинета гладкие, без украшений, облицованы светло-розовым искусственным мрамором, что дало интерьеру второе название - Мраморный кабинет. Важным элементом в оформлении интерьера является роспись, выполненная масляной "бронзовой" краской. Она состоит из фриза в виде античных трофеев с фигурами путти и сюжетных композиций на тему древнегреческого мифа об Амуре и Психее.
    Убранство Парадного кабинета дополняют ваза, изготовленная на императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, декорированная сюжетной росписью, изображающей въезд императора Александра I в Париж в 1814 году, и каминные часы французской работы с фигурой полководца Юлия Цезаря. Стол императора украшает гарнитур работы Петергофской гранильной фабрики первой четверти XIX века, выполненный из уральского малахита на Петергофской гранильной фабрике, состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и ряда других предметов, принадлежащих Александру I.

Парадный кабинет Александра I. Фото 11.02.2007 г.

Выставочные комнаты дворца. Фото 11.02.2007 г.

    Фланкируют дворец по торцам два корпуса - Церковный (арх. И. В. Неелов) и Зубовский (арх. Ю. М. Фельтен).
    Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено подстать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса, пристроенного в 1782 - 1783 годах к дворцовой церкви со стороны двора. Его автор И. В. Неелов не нарушил единства архитектуры дворца и создал фасад, не составивший резкого контраста с растреллиевским.

Екатерининский дворец. Церковный корпус. Фото 05.2002 г. и 21.09.2003 г.

    Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.


Екатерининский дворец. Зубовский корпус.
Фото 09.2002 г.

Екатерининский дворец. Зубовский корпус.
Фото 25.09.2005 г.

    В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.
    К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих. С внешней стороны циркумференции имели открытую галерею, сохранившуюся часть которой и до сих пор можно видеть в западном корпусе.

Екатерининский дворец. Циркумференции. Фото 21.09.2003 г.

    Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.


Золотые ворота.
Фото 05.2002 г.

Золотые ворота.
Фото 21.09.2003 г.

    Они выполнены на Сестрорецком заводе по рисунку Б.-Ф. Растрелли мастером Кордони. Ограда между пилонами главных ворот и циркумференциями исполнена мастером Волоковым.

Екатерининский дворец. Решетка Парадного двора. Фото 05.2002 г.

    Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.
    Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Екатерининский дворец. Церковный корпус и Железные ворота. Фото 21.09.2003 г.

    По бокам от главных ворот находились два бастиона с орудиями для торжественных салютов. В 1775 - 1776 годах они были срыты и на их месте возведены два симметричных Кухонных корпуса по проекту архитектора В. И. Неелова. Они закрыли собой криволинейные части корпусов циркумференций, что значительно ослабило эффектность северо-западной панорамы дворца.

Екатерининский дворец. Кухонный корпус. Фото 21.09.2003 г.

    Работа по созданию дворца и парков под руководством Растрелли продолжалась в течении четырех лет. Ему помогал С. И. Чевакинский, а также "архитекторские помощники" В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Замыслы зодчих осуществляли тысячи работных людей, согнанные на строительство царского дворца со всех концов страны.

Панорама Екатерининского дворца с Малого Каприза. Фото 09.2002 и 5.04.2004 гг.

    В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Дворец стал композиционным центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее названного Екатерининским парком) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории нынешнего Александровского парка). Над их планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт, и несомненно, что в решении крупных паркостроительных задач не могли не участвовать ведущие архитекторы Царского Села - Растрелли и Чевакинский.
    В наши дни в сквере перед Церковным флигелем Екатерининского дворца установлен бюст основному автору ансамбля - гениальному зодчему Франческо-Бартоломео Растрелли.

Бюст Ф.-Б. Растрелли. Фото 21.09.2003 г. и 05.2002 г.

 

 

 


2007 г., фото А. Разумов (2001...2007 гг.). При описании интерьеров дворца использованы материалы официального сайта ГМЗ "Царское Село".

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz