г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

АНСАМБЛЬ ФЕОДОРОВСКОГО ГОРОДКА И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ПОСТРОЙКИ

 

 

Рядом с детищем Петра Великого - Петербургом, - самым европейским из всех русских городов, в 1912 году возводится древнерусский храм, в котором впервые со времен Святой Руси осознанно возрождается и намеренно подчеркивается идея соборности.

Феодоровский собор. Фото 21.09.2003 г.

Величественный Феодоровский собор - главная доминанта царскосельского "Феодоровского городка" (1909 - 1912), казарм для полков царской охраны. Создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села - летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в Царском Селе было более 30-ти приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в царскосельском гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи - Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, "где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы". Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его августейшей супруги Александры Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви. Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж. Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св. Александра Невского, так как по причине болезни Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати, и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя-Мученика иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года.
    Первоначальный проект академика архитектуры А. Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В. А. Покровскому, который принял за образец Московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В. М. Васнецов, князь А. А. Ширинский-Шихматов, князь М. С. Путятин, профессор Н. В. Покровский, граф А. А. Бобринский, А. В. Прахов, А. В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 г. возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 г., после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками. Были устроены невысокие помещения для часовен, входов, ризниц. Это придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор и сблизило его некоторыми церквами Псково-Новгородскими. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей - верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом.
    Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Белоснежный собор с золотым куполом и синими главками выделялся на зеленом фоне паркового ландшафта.

Феодоровский собор. Фото 21.09. 2003 г. и 7.05.2003 г.

20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки.
    Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов. Нижний, Пещерный, храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров.
    Кроме самой церкви в нижнем храме было особое помещение - "царская комната". Сводчатые потолки расписанные в древнерусском духе, стены, обитые старинной набойкой и украшенные древними иконами в басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными пеленами, лампадами и паникадилами, столы, скамьи, стулья и вся утварь старинных образцов, - все это создавало полное подобие древнерусской палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся в древнерусскую старину.
    Над главным входом в храм расположено мозаичное панно с изображением Феодоровской Божьей Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях. На восточной апсиде храма - мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены резными по камню рельефами.
    В 1922 году собор разорили, часть икон передали в различные музеи, часть продали иностранным коллекционерам. Спустя 11 лет собор был закрыт и обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки. В 1941 - 1944 годах храм серьёзно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб. К счастью, остов здания и несущие конструкции, в большинстве своем сохранились. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1980-х годах трестом "Леноблреставрация" был проведен большой объем общестроительных работ. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной церкви. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 29 августа 1996 года - в верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен.

Феодоровский собор. Фото 7.05.2003 г.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма 16 июля 1993 года был открыт и освящен бюст Государя Императора Николая II, работы петербургского скульптора В. В. Зайко.

Бюст Николая II на территории Феодоровского собора. Фото 21.09.2003 г.

    Большой интерес для исследования процесса развития и утверждения неорусского стиля представляет Федоровский городок, расположенный рядом с Федоровским собором на другой стороне пруда. Своим видом он напоминает древнерусскую крепость. Прообразом Федоровского городка, спроектированного архитектором С. С. Кричинским, по-видимому, послужил сооруженный в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском под Москвой. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Федоровский городок в плане представляет собой неправильный треугольник площадью 2,5 гектара, образованный каменной стеной с башнями по углам.

Феодоровский городок. Фото 4.05.2002 г. и 11.2001 г.

    Ансамбль городка включает в себя дом для священников (Белокаменная палата), дом для причетников (Желтая палата), Трапезную с квартирой ктитора, дом дъяконов, здание канцелярии и другие постройки. В их архитектурном оформлении использованы многие характерные для древнерусского зодчества формы: наружные крыльца, переходы между зданиями, шатры над башнями. В качестве материала для кровли применялась поливная зеленая черепица и вырезанная по рисунку дранка (гонт).

Феодоровский городок. Желтая палата и канцелярия. Фото 7.05.2003 г.

Феодоровский городок. Желтая палата. Фото 09.2002 г. и 7.05.2003 г.

    Все здания городка, кроме дома дьяконов, расположены по периметру участка и соединены стенами. В сторону пруда выходят фасады Трапезной палаты и дома священников, объединенные переходом над воротами.

Феодоровский городок. Дом священников. Фото 21.09.2003 г.

    Трапезная палата - наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Гранитная лестница ведет на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зеленой глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н. П. Пашкова украшала свод трапезного зала.

Феодоровский городок. Трапезная палата. Фото 7.05.2003 г. и 21.09.2003 г.

    Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси - древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. Городок задуман как миниатюрная крепость с невысокими стенами и башнями. Белокаменная зубчатая стена с шестью шатровыми башнями окружает городок, придавая ему вид "кремля". Входом в него являются белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню, в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги.

Феодоровский городок. Ворота. Фото 09.2002 г. и 7.05.2003 г.

    С точки зрения Дома Романовых единство стиля являлось еще одним свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов.
    Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса "Федоровский городок" Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

Феодоровский городок. Внутренняя территория. Фото 09.2002 г.

    Ратная палата построена в 1913 - 1916 годах у северной окраины Александровского парка в районе Федоровского городка архитектором С. Ю. Сидорчуком. Строилась она на средства частных пожертвователей. Среди них была и дочь основателя Третьяковской галереи Е. П. Третьякова. Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание в "русском стиле" с большим двухглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества.

Ратная палата. Фото 08.2002 г. и 7.05.2003 г.

    В центре здания - большой двухсветный зал на 400 мест с хорами, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен. Стены и потолок зала были украшены изображениями гербов русских губерний.
    Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником "русского стиля", переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья.
    Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М. С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914 - 1918 годов. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища.
    Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские.

    Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890 - 1900-х годах повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка.

Здание бывших казарм Е.И.В. полка казачьего конвоя. Фото 21.09.2003 г.

    Комплекс казарм как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками.

Вид комплекса со стороны внутреннего двора. Фото 21.09.2003 г.

    В настоящее время этот комплекс, построенный по проекту архитектора В. Н. Максимова, существует со значительными изменениями и утратами части зданий. В наши дни в зданиях казарменного каре расположен С.-Петербургский Государственный Аграрный университет.

Здание бывших казарм Е.И.В. полка казачьего конвоя. Фото 7.05.2003 г. и 21.09.2003 г.

    Перед зданием университета установлен памятник почвоведу, агроному и геологу В. В. Докучаеву (1846 - 1903 гг.). Фигура ученого отлита по проекту видного советского скульптора И. Крестовского.

Сквер перед зданием бывших казарм и памятник В. В. Докучаеву. Фото 21.09.2003 г.

    Императорский вокзал построен в 1912 году по проекту архитектора В.А. Покровского при участии инженера М.И. Курилко. К нему подходила так называемая собственная Императорская ветка царскосельской железной дороги, начинающейся у Императорского павильона Витебского железнодорожного вокзала (арх. С.А. Бржозовский, 1901 год). Движение по этой ветке открылось в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены Императорской фамилии и представители иностранных держав. "Вдоль железной дороги, - писал в 1925 году историк В.Я.Курбатов, - ведет второй железнодорожный путь, отклоняющийся против Кузьмина. Он был построен для Николая 11 и подвозил Царские поезда к особому, прежде недоступному для публики. Царскому павильону, который лежит между Детским Селом и Кузьмино, рядом с многочисленными постройками для войск, охранявших Царя". В 1895 году для приема Императорских поездов, прибывавших сюда через станцию Александровская, был построен Царский павильон. В 1912 году он сгорел, и на его месте возвели новый Императорский павильон.
    С вокзала до Александровского дворца по территории Фермского парка была проложена отличная шоссейная дорога. Архитектура Императорского павильона роднит его с постройками Федоровского городка, Ратной палаты и казармами собственного Его Величества конвоя. Все вместе они образовали архитектурный ансамбль, в котором широко использовались мотивы древнерусского зодчества. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных "вперебежку", образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и гербом. Рельефные изображения двухглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня. Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания. Императорский павильон сильно пострадал в период Великой Отечественной войны, но до настоящего времени не восстановлен.

Императорский вокзал. Фото 4.05.2002 г.

    Оригинальным видом отличаются Египетские (Кузьминские) ворота, созданные архитекторами А. Менеласом и И. Ивановым в 1829 - 1832 годах, встречающие въезжающих в Царское Село из Петербурга по бывшей Кузьминской дороге.

Египетские (Кузьминские) ворота. Фото 20.06.2004 г. (автор - И. Оглуздин)

    Возникновение ворот связано с расширением Царского Села (проект разработан архитектором В. И. Гесте). В 1827- 1830 гг. на месте Кузьминской заставы по проекту Менеласа была устроена круглая площадь и сооружены ворота, получившие название Египетских. Две громадных кордегардии пирамидальной формы с широкими изогнутыми карнизами сложены из кирпича и облицованы шестью поясами чугунных плит с многочисленными рельефами, изображающими сцены из жизни и мифологии древних египтян.

Египетские (Кузьминские) ворота. Фото 11.2001 г.

    Модели для рельефов вылепил В. И. Демут-Малиновский по рисункам В. Додонова. Рельефы были отлиты на фабрике Гайскона. Некоторые рельефы являются сильно увеличенными свободно трактованными копиями подлинных египетских, другие стилизованы под древнеегипетскую пластику.

Египетские (Кузьминские) ворота. Пилоны. Фото 20.06.2004 г. (автор - И. Оглуздин)

    Над караулками карнизы, отлитые из чугуна. У дверей вплотную стоят также чугунные литые гермы. На другие гермы, поставленные сбоку от караулок, опирается оригинальная арка из изображений пальмовых ветвей и примыкают решетки ограды.

Египетские (Кузьминские) ворота. Фото 20.06.2004 г. (автор - И. Оглуздин)

    В период Великой Отечественной войны ворота сильно пострадали, и в послевоенные годы была проведена их капитальная реставрация, выполнены новые фундаменты и несущие конструкции, восстановлены поврежденные коррозией и осколками снарядов рельефы. И в наши дни Египетские ворота продолжают служить парадным въездом в город.

Египетские (Кузьминские) ворота. Фото 4.05.2002 г.

    В 1937 году, в столетнюю годовщину со дня смерти А. С. Пушкина, напротив Египетских ворот, на пересечении Дворцовой улицы с Октябрьским бульваром, была поставлена статуя поэта, созданная в 1911 году по модели скульптора Л. А. Бернштама.
    До 1937 года она находилась в вестибюле Лицея. Во время войны скульптура оставалась на месте. Превратив бронзовую фигуру Пушкина в мишень, захватчики стреляли в неё. Более 100 следов от выстрелов было обнаружено в процессе реставрации, выполненной в 1949 году. Перед памятником Пушкину на пороге города, носящего его имя, разбиты цветники и устроен сквер. Этот памятник, стоящий при въезде в Царское Село, раскрывает главную тему города - его связь с русским национальным гением А. С. Пушкиным.


Памятник А. С. Пушкину
у Египетских ворот.
Фото 4.05.2002 г.

Памятник А. С. Пушкину у Египетских ворот.
Фото 20.06.2004 г. (автор - И. Оглуздин)

Фигура поэта.
Фото 20.06.2004 г. (автор - И. Оглуздин)

 


2005 г., фото А. Разумов (2001, 2002, 2003 гг.), Д. Бесараб (2003 г.), И. Оглуздин (2004 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz