ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

СТРЕЛЬНА

 

Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель."

Для просмотра фото в разрешении 1152х864 щелкните по картинке:

 


С.-Петербургское шоссе у Константиновского парка.
Фото 24.06.2003 г.

С.-Петербургское шоссе у Константиновского парка.
Фото 1.05.2004 г.

    За речкой Кикенкой, где в начале XVIII века существовала усадьба А. Кикина, следует Стрельна, первое упоминание о которой делается в 1706 году, возникшая на месте шведской мызы Стрельна-хоф. Это место было выбрано Петром I в 1710 году в виду того, что протекающую здесь речку Стрелку легко было использовать для устройства фонтанов. В середине - второй половине 1710-х гг. в западной части будущего Константиновского парка построили личную усадьбу Петра I - небольшой дворец, церковь, оранжереи. Первые сведения о проекте большого стрельнинского ансамбля относятся к 1710 г., когда 27 мая Петр "в Стрелиной изволил по плану рассматривать место палатному строению, садам и прудам". В 1712 г. в Стрельне были основаны кирпичные заводы. Однако ансамбль начал создаваться только в 1715 году по проекту, составленному венецианскими мастерами-гидравликами, с участием французского садовника Годо. Работами руководил генерал-инженер Шиц, который по собственному проекту строил пристань-дамбу. Было создано искусственное русло Стрелки (400 м). В ее устье и строят пристань, а поскольку залив мелок, насыпают дамбу, делают причалы. Частично дамба сохранилась до наших дней. Строили ее крепостные и солдаты. На Стрелке были построены мельницы: мукомольная, пильная, шлифовальная (для шлифовки стекол). В движение мельницы приводились водяными колесами (диаметр до 5 м). Их техническая оснащенность была лучше, чем в других местах России. В начале XIX века они все сгорели. Остатки их свайного основания просматриваются и сейчас.
    Тогда же началось сооружение будущего Орловского (Заводского) пруда - основного резервуара для действия будущих каскадов и фонтанов, подготовка местности для строительства дворца и Нижнего сада. Царь заказал грандиозный план дворца и парка в 1716 году принятому на русскую службу архитектору Б. К. Растрелли, затем Ж.-Б. Леблону. По его проекту началось преобразование обширных территорий в районе Стрельны. На основе лесного массива к юго-востоку от реки Кикенки создавали Большой парк, распланированный с помощью системы параллельных и радиальных просек, которые были "стянуты" в две гигантские звезды. Между реками Стрелкой и Кикенкой на верхней террасе разбивали Малый парк, или Лабиринт, а также "овощной сад". Продолжали подготовку к устройству регулярного Нижнего сада: выравнивали и подсыпали территорию, подрезали склон террасы, укрепляли берега каналов, засыпали русло Стрелки, прокладывали продольные и поперечные дороги, вдоль которых сажали тысячи деревьев. В июле 1717 г. после визита во Францию Петр фактически отменил реализацию леблоновского проекта Нижнего сада.
    Наконец, весной 1718 года на русскую службу был принят итальянец Николо Микетти, который поклялся устроить в Стрельне "чего ещё не бывало на свете". При разработке проекта им были использованы элементы планировки, выполненные ранее, - каналы и дороги по их берегам, поперечные аллеи, проложенные в соответствии с замыслом Леблона. Микетти развил эту планировочную схему, придав ей суховатую правильность, которую несколько "разрядил" введением диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках. Им же были устроены еще один поперечный канал и партеры перед дворцом. В апреле следующего года Микетти приступил к реализации своего проекта в Стрельне. Летом 1720 года был заложен каменный дворец. Полным ходом шло строительство каменных подпорных стен террас с многочисленными водометами. Строительство Нижнего сада продолжалось до 1722 года. Однако вскоре установили, что болота, лежащие выше Петергофа, дают большее количество воды. То есть в Петергофе фонтаны могут бить гораздо выше. Вот почему Пётр сократил постройки в Стрельне. Незавершенный и оставленный без надлежащего ухода, сад начал приходить в упадок. Некоторые работы проводились в середине XVIII века. Своеобразным напоминанием о попытке восстановить ансамбль являются две пары пилонов ворот, возведенные Ф.-Б. Растрелли в 1750-х годах.


Константиновский парк. Вид на дворец и восточные ворота.
Фото 1.05.2004 г.

    Большой Стрельнинский (ныне известный как Константиновский) дворец был спроектирован Николо Микетти и заложен 16 июня 1720 г. До нашего времени здание дошло в основном таким, каким его задумал Микетти. Не были возведены лишь фигурные аттики над центром и боковыми крыльями, а также исчезли недостроенные галереи с башенками по сторонам дворца. Стрельнинский дворец выделяется среди других петровских резиденций, достаточно скромных и больше напоминавших загородные дома зажиточных немецких и голландских бюргеров. В нем наиболее последовательно отразились принципы итальянского барокко с его стремлением к "грандиозному", пластическому богатству, смелым пространственным решениям. В этом отношении наиболее замечателен примененный Микетти прием тройной арки, прорезавшей здание посредине и обрамленной пучками колонн, несущих балкон сложных очертаний. Сквозь арку проходит главная ось ансамбля, на которую "нанизан" дворец (эту ось подхватывал не только канал Нижнего сада, но и центральная просека созданного Леблоном к югу от дворца Большого парка).


Константиновский дворец.
Фото 24.06.2003 г.

Константиновский дворец.
Фото 1.05.2004 г.

    Строительство дворца энергично велось в 1720 - 1721 гг., затем его темпы резко упали. После отъезда Микетти на родину в 1723 году руководство строительством перешло к М. Г. Земцову. Основные работы по каменной кладке завершились к 1725 году. Со смертью Екатерины I работы полностью остановились. В 1730 году вчерне отстроенный дворец был законсервирован - накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
    В Стрельне функционировало лишь оранжерейное хозяйство, поставляющее фрукты к императорскому столу, и поддерживался в исправном состоянии деревянный дворец, который иногда посещали царствующие особы. В середине XVIII века было предпринято несколько попыток завершить ансамбль, однако их не довели до конца. В 1751 - 1761 годах работы "по возобновлению" Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям Ф.-Б. Растрелли. Он произвел в здании некоторые перепланировки, устроил большую парадную лестницу в восточном флигеле, однако работы вновь были остановлены. К концу екатерининского царствования дворец грозил разрушением.
      Из-за отсутствия ухода к началу XIX века практически перестали существовать также Большой парк и Лабиринт.
    Возрождение Стрельны началось в 1797 году, когда Павел I подарил ее своему сыну, великому князю Константину Павловичу. Дворец был достроен без изменения фасадов и заново отделан архитектором А. Н. Воронихиным, растреллиевская барочная отделка была в значительной степени уничтожена и интерьерам придан облик, характерный для архитектуры классицизма. Из числа внутренних перемен важнейшей было разделение большого зала западного крыла на два этажа и отдельные помещения. В 1802 г. Воронихин восстановил западный флигель, в котором и расположился великий князь. В частности, архитектором здесь была возведена сохранившаяся до сих пор малая парадная лестница. Одновременно разобрали полуразрушенные галереи по сторонам дворца. Но в целом воплотить свой проект в жизнь Воронихину не удалось: произошедший 28 декабря 1803 г. пожар оставил от дворца одни стены. Больше к работам по дворцу Воронихин не привлекался. В 1804 - 1805 годах здание было восстановлено по проекту Луиджи Руска. Этот этап - важнейший в истории дворца, который наконец начал полноценное существование в качестве загородной великокняжеской резиденции. Руска ввел в композицию здания довольно существенное изменение, увенчав его бельведером, что подчеркнуло значение центрального объема и одновременно усилило доминирующее значение дворца в ансамбле. Внутри, как и предполагалось ранее, был полностью перестроен один из больших залов, однако Руска использовал свой вариант планировки. Здесь, в бельэтаже, появились параллельные анфилады парадных комнат. Новую отделку получили центральный Мраморный зал и Военная галерея (Голубой зал). Личные комнаты великого князя разместились на 3-м этаже, откуда открывались великолепные виды на залив.

Финский залив у Константиновского парка. Фото 24.06.2003 г.

    Грот и террасы - важнейший элемент парадного ансамбля Стрельны. Они не только художественно оформляют природный геологический уступ, на котором стоит дворец, но и приподнимают здание над окружающей местностью, усиливают его значение в ансамбле Нижнего сада. Первое упоминание о работах по террасам относится к 1719 году, когда по проекту Микетти начали возводить каменные подпорные стенки на месте существующих сейчас земляных уступов по сторонам дворца. Одновременно заложили фундамент центральной композиции - грота с каскадом. Боковые части грота, завершенные к 1730 г., до сих пор сохранились в редакции Микетти. Каскад так и не был достроен. Что же касается подпорных стенок террас, которые предполагалось снабдить многочисленными водометами и фонтанами, то их разобрали в 1728 году. Маскароны, выполненные для них Б.-К. Растрелли, до сих пор украшают сандрики окон 2-го этажа дворца.
      В 1803 - 1805 годах А. Н. Воронихиным была возведена центральная часть грота в виде мощной дорической колоннады. Им же были сооружены сохранившиеся до сих пор скругленные боковые части из пудожского камня. На террасе перед дворцом разбили небольшой пейзажный сад.
    В начале XIX века были восстановлены оранжереи, благоустроен Нижний сад с разборкой единственного сохранявшегося фонтана и без восстановления давно разрушившихся деревянных элементов - трельяжных решеток, берсо и т. п. В дальнейшем композиция сада не изменялась; владельцы дворца оберегали его как памятник Петру Великому.

    Новый расцвет имения начался в середине XIX века, когда Николай I передал его своему сыну Константину Николаевичу. С этого времени дворец и парк стали называться Константиновскими. В 1847 - начале 1850-х годов архитекторы А. И. Штакеншнейдер и Х. Ф. Мейер реставрировали дворец, внеся небольшие изменения. Так, на северном и западном фасадах, на уровне первого этажа, появились чугунные эркеры и переходные балконы. Заново были отделаны личные апартаменты великого князя и его супруги Александры Иосифовны в комнатах 1-го этажа. В восточном флигеле дворца была устроена церковь.
    В 1843 - 1846 гг. по проекту архитектора Х. Ф. Мейера был произведен капитальный ремонт грота: укреплены его конструкции и сделана свинцовая гидроизоляция сводов. Однако по требованию Николая I в 1848 - 1849 гг. грот был вновь перестроен А. И. Штакеншнейдером, который заменил воронихинскую колоннаду аркадой. В таком виде это сооружение существует и сегодня. После завершения реконструкции на площадке террасы разбили клумбы; здесь появились скульптура, садовая мебель, фонтаны. На боковых частях установили фигуры львов и оленей. В 1862 г. боковые лестницы были выполнены в каррарском мраморе.
    После революции стоявшие перед дворцом статуи были разбиты и свалены в подвалах дворца, сад на террасе уничтожен. До войны на своих местах оставались лишь изваяния львов. В конце 1950-х гг. сильно поврежденный во время войны грот был частично реставрирован. Однако к концу ХХ века он пришел в аварийное состояние.
    К востоку от дворца в 1848 - 1849 годах А. И. Штакеншнейдер по проекту скончавшегося в августе 1848 г. Х. Ф. Майера возвел Конюшенный двор, представляющий в плане каре, с трех сторон которого располагались конские стойла, а с западной - каретники. Над конюшенными отделениями находились сенники, и в угловых башнях - жилые помещения. Рядом с конюшнями по проекту Штакеншнейдера в 1850 г. возвели небольшую кузницу. Одновременно этим архитектором юго-восточнее конюшен был сооружен дворцовый погреб.


Константиновский парк. Дворцовый погреб.
Фото 1.05.2004 г.

    В 1893 г. северная сторона конюшенного каре была расширена и превращена в манеж.
    После войны незначительно поврежденное здание было реконструировано для нужд ЛАУ. Оно подверглось перепланировке; одним этажом надстроили восточную сторону, над манежем возвели громоздкий объем двухсветного зала. В ранее глухой наружной стене по западному фасаду пробили оконные проемы.


Вид на Конюшенный корпус.
Фото 5.10.2003 г.

Вид на Конюшенный корпус.
Фото 1.05.2004 г.

    По сторонам дворца были заново разбиты новые сады - Собственный и Детский, усовершенствованы ранее возникшие Английский и Цветной, Пчельник, Нижний сад. Появляются новые парковые сооружения, стилизованные под сельские постройки в русском стиле, "помпейская" купальня, игровые сооружения для детей великокняжеского семейства.
    Собственный сад был разбит к западу от Константиновского дворца по проекту садовника Ф. Рукка в 1856 г. для великой княгини Александры Иосифовны. Ранее эта местность представляла собой зеленый газон, посредине которого располагался вытянутый восьмиугольный бассейн, устроенный в начале 1800-х годов. Разбивая сад, Рукк придал пруду пейзажную V-образную конфигурацию, окружил его свободно извивающимися дорожками. С северной стороны сада, вдоль террасы, возвели перголу. В 1860-х гг. по проекту архитектора Г. Э. Боссе у западной оконечности пруда построили "помпейскую" купальню в виде небольшого павильона, со ступенями, спускающимися к бассейну. В саду установили многочисленные статуи.
    В предвоенный период пергола была разрушена, скульптура уничтожена. Купальня сильно пострадала во время войны и была разобрана. Сад как таковой практически перестал существовать. О нем напоминает лишь сохранившийся пруд.
    Детский сад был устроен в 1850-х годах к востоку от дворца, симметрично Собственному саду. Здесь установили высокую корабельную мачту, служившую для приобщения к морскому искусству великокняжеских детей, а порой - и наследника престола. У южного берега пруда располагался детский домик великой княгини Ольги Константиновны в виде миниатюрной русской избы. В садике жил ручной медведь, стояли качели и гимнастические снаряды. Следует отметить, что до революции сад был открыт для дачников и являлся одним из самых притягательных мест для окрестных детей.
    По-видимому, все эти забавы исчезли еще на рубеже 1910 - 1920-х гг. В начале 1950-х годов у западной оконечности ванны пустого пруда была выстроена трансформаторная подстанция, решенная в несколько курьезных для данного объекта, но по-своему выразительных формах греческой дорики.
    Английский сад между дворцом и верхней Петергофской дорогой начали разбивать около 1800 г. Работами руководил садовых дел мастер Адам Холл; возможно к разработке проекта причастен царскосельский садовник Джозеф Буш, через которого шли поставки зеленого материала. При помощи плотины был устроен обширный Дворцовый пруд, игравший большую роль в композиции сада. В 1850-х гг. сад реставрировал Ф. Рукк. Он дополнил планировку введением новых пейзажных дорожек.


Дворцовый пруд и
Константиновский дворец.
Фото 1.05.2004 г.

Дворцовый пруд и
Константиновский дворец.
Фото 5.10.2003 г.

Дворцовый пруд.
Фото 1.05.2004 г.

    После 1917 г. сад начал приходить в упадок. В 1929 году, после разрушения паводком плотины, перестал существовать Дворцовый пруд, равно как и связанный с ним Кикенский. Сад был фактически позабыт; его ландшафты, покрытые самосевом, воспринимались как природные.
    Цветной сад занимает исключительно ответственное положение в системе Константиновского парка, являясь главным связующим звеном между ансамблем дворца Петра I, Нижним и Английским садами. В XVIII веке сад назывался Подлипским из-за стоявшей здесь легендарной Большой липы. По преданию, Петр I часто любовался с вершины этого дерева морскими видами и даже устроил в ее ветвях беседку. Погибшее в середине XIX века дерево заменили другим, существующим и сейчас. Оранжереи в саду устроили еще в начале XVIII века. В 1737 г. была возведена Большая оранжерея (упомянутая липа стояла у ее восточного павильона). Рядом находились подсобные строения и слобода садовников. Напротив, за дорогой, разбили крестообразно распланированный сад. В середине XVIII века эта местность была значительно преобразована. Путем сооружения запруд в старом русле реки Стрелки устроили три пруда - будущие Форелевый, Цветной и Мельничный. Разбили несколько миниатюрных садов и огородов с правильной планировкой: этого требовало ответственное положение участка в структуре парка.




Константиновский парк. Фото 24.06.2003 г.

    В начале XIX века, одновременно с восстановлением оранжерей, сад был превращен в пейзажный английский, украшен цветниками, прудами и каскадами. С запада к саду примкнула насаженная в 1810 г. березовая Константиновская роща. С незначительными изменениями эта композиция сохранялась в течение последующего столетия. Одновременно с реконструкцией сада у плотины последнего пруда соорудили водоподъемную машину в виде высокой "готической" башни. В 1851 г. она была возведена вновь в виде русской избы, по проекту А. И. Штакеншнейдера, и получила название "мельницы".
    Цветной сад пользовался особой любовью высокопоставленных посетителей Стрельны. Так, например, в 1830 г. сюда приезжал Николай I, а также императрица в сопровождении прусского принца. Они пили чай под Большой липой, осматривали оранжереи, угощались персиками, абрикосами и клубникой. Еще в 1920-х гг. сад находился в удовлетворительном состоянии. Однако уже к середине 1930-х гг. большая часть оранжерей и Мельница были разрушены, деревья Константиновской рощи почти полностью вырублены. В конце века лишь пруды, старые аллеи и сохранившийся мост начала ХХ века напоминали о былом великолепии сада.
    В плане Нижний парк представляет вытянутый прямоугольник площадью 45 гектаров. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала.

Восточный канал Нижнего парка и дорога вдоль него. Фото 1.05.2004 г.

    Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй - отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.


Мост через поперечный канал Нижнего парка.
Фото 1.05.2004 г.

Вид на Константиновский дворец с юго-восточной стороны.
Фото 1.05.2004 г.

    Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года еще более ярко выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями.
    Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов. Самые старые водоемы были созданы в 1717 - 1720 годах юго-западнее регулярной части парка. Существующая композиция приморских стрельнинских парков, сочетающих регулярные и пейзажные элементы (общей площадью 132 га), сформировалась в результате последовательной работы архитекторов XVIII и первой половины XIX века.




Константиновский парк. Фото 24.06.2003 г.

    После революции во дворце разместилась школа-колония для беспризорных детей. Началась постепенная деградация ансамбля. С 28 сентября 1941 года по 19 января 1944 года Стрельна находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: в результате обстрелов Константиновский дворец был превращен в руины. Также была сожжена петровская Спасо-Преображенская церковь, сильно пострадали парки. В послевоенное время главные здания ансамбля, восстановленные в 1955 году архитекторами Ф. Ф. Олейниковым, И. Г. Капцюгом, В. Б. Можанской, Н. М. Уствольской, Л. М. Захаровой и другими были переданы учебному заведению - мореходному Арктическому училищу, которое размещалось в них до начала 1990-х годов. На рубеже 1970 - 1980 гг. были практически полностью заменены деревья Нижнего парка во время его радикальной реставрации, теперь лишь потомки увидят сад во всем его великолепии. В последние годы огромный урон ландшафтной композиции ансамбля нанесло возведение Северо-Западной ТЭЦ на противоположном берегу залива, чьи трубы и гигантская градирня замкнули перспективу центрального канала парка. Последнее время величественный Константиновский дворец находился в крайне запущенном состоянии.
    В 2001 году Константиновский дворец передан Президенту России для создания Морской резиденции - Дворца Конгрессов Российской Федерации, здесь развернулись грандиозные работы по реконструкции всего дворцово-паркового комплекса и прилегающей территории.

Константиновский дворец на начальном этапе реконструкции. Фото: январь 2002 г.

    К 300-летию Петербурга, в мае 2003 года Константиновский дворец и парк были открыты.

Центральные ворота Дворцово-паркового комплекса. Фото 24.06.2003 г.

 


Вновь возведенная решетка Константиновского парка.
Фото 5.10.2003 г.

Вновь возведенная решетка Константиновского парка.
Фото 24.06.2003 г.

    Одновременно с реконструкцией парка, на побережье Финского залива к востоку от него, был создан комплекс из девятнадцати коттеджей, предназначенных для проживания официальных иностранных гостей, прибывающих на встречи в резиденцию Президента - так называемая "Консульская деревня".


Дорога к Консульской деревне.
Фото 1.05.2004 г.

Консульская деревня.
Фото 1.05.2004 г.

    Реконструкции подверглось также расположенное здесь здание, прежде принадлежавшее Арктическому училищу - теперь в нем размещается четырехзвездная гостиница "Балтийская Звезда".

Гостиница "Балтийская Звезда". Фото 1.05.2004 г.

    Западнее территории Константиновского парка предстает перед нами отреставрированный в конце 1990-х годов деревянный дворец Петра I c великолепным садиком с фонтаном и цветниками. Дворец был возведен в западной части нынешнего Константиновского парка на высоком холме. От дворца к морю шла прямая "перспектива" (нынешняя Портовая улица).
    На холме стоит одноэтажное здание с мезонином под треугольным фронтоном. Средняя часть здания выделена балконом, который покоится на стройных колоннах тосканского ордера; окна первого этажа обрамлены фигурными наличниками, углы акцентированы рустами, а кровля - балюстрадой с вазами. Объемное решение миниатюрного дворца, характер декоративных деталей - все это типично для архитектуры первой четверти XVIII века.

Деревянный дворец Петра I. Фото 24.06.2003 г.

    Сам дворец был возведен, возможно, в 1714 - 1715 годах, в преддверии работ по созданию большого ансамбля. В 1719 - 1720 годах дворец подвергся капитальному ремонту: на нем надстроили мезонин, заново отделали интерьеры, окрасили стены и кровлю. Здание окружил цветочный сад, обнесенный забором с балясинами. В 1749 - 1750 годах дворец был реконструирован архитектором Ф.- Б. Растрелли и его помощником С. Волковым, которые удалили нарушавшие симметрию здания пристройки, восстановили утраченный балкон, возобновили внутреннюю отделку.
    Одновременно перед домом был разбит небольшой террасный сад - вертюгартен с двумя фонтанами.

    До войны, помимо дворца, петровский ансамбль включал в себя также деревянную церковь Преображения, построенную в 1717 - 1718 годах. Церковь капитально перестраивалась в царствование Екатерины II. В начале ХIX века рядом с ней появилось небольшое кладбище, где хоронили лиц, известных своими заслугами великому князю Константину Павловичу. Незадолго до 1941 года церковь превратили в столовую, уничтожив при этом купол и колокольню. В период боевых действий Великой Отечественной войны она сгорела.

    Несколько лет назад место, где находилась церковь, передано Троице-Сергиевой пустыни для создания монастырского скита с восстановлением Преображенского храма. В 2002 - 2003 гг. недалеко от этого места, на берегу реки Стрелки, возведена небольшая бревенчатая часовня с шатровым завершением.

Преображенская часовня в западной части Константиновского парка. Фото 24.06.2003 г.

    В 1830-х годах обветшавший дворец фактически заново возвел Х. Мейер. Его художественный облик был полностью сохранен. К тому времени почти не осталось следов сада перед дворцом, а сама местность слилась с парком, раскинувшимся в западной части мызы. Во 2-й половине XIX века во дворце был устроен приемный покой больницы; таким же образом здание использовалось и в предвоенные годы. Из-за этого возвышенность, где стоит дворец, получила название "Больничной горки".

Больничная горка. Фото 24.06.2003 г.

 

Обитатели Больничной горки. Фото 24.06.2003 г.

    Уцелевший дворец был реставрирован по проекту Н. М. Уствольской в 1951 - 1952 годах, в нем разместился детский сад. В настоящее время дворец передан ГМЗ "Петергоф", в 1999 году отреставрирован вновь, в нем открыт музей.

Деревянный дворец Петра I. Фото 1.05.2004 г.

    От дворца Петра открывается замечательная панорама прилегающих уголков Стрельны.

Зимний стрельнинский пейзаж. Вид с Больничной горки. Фото: январь 2002 г.

    В деревянном дворце цари останавливались лишь на несколько часов. Стрельна превратилась в придворную мызу, снабжавшую императорский стол овощами и фруктами. В глубоких сухих подвалах дворца хранились дорогие венгерские вина. Когда осваивалось побережье, в Стрельну направили партию работных людей, казенных крестьян, солдат. Бревенчатые избы, землянки, шалаши, лавки, бани, приземистые амбары с запасом продовольствия и фуража, харчевни - такой была тогда Стрельна. Позже настраивалась и рыбачья слобода, жители которой поставляли свежую и копченую рыбу не только для приезжающего со свитой царя, но и в Петербург. С 1713 года в Стрельне начали работать кирпичные заводы. По царскому приказу сюда прислали помещичьих крестьян, умеющих делать кирпич, черепицу и кафли. Строительство дворцов требовало большого количества строительных материалов. В местах расположения заводов залегала хорошая глина. Обилие лесных массивов в верховьях Стрелки обеспечивало возможность сплавлять сюда лес. В садах Стрельны в XVIII веке впервые начали культивировать привезенные из Европы "земляные яблоки" - картофель.

    За территорией Петровского дворца вдоль Портовой улицы располагается территория так называемой Новострельнинской слободы. Слобода начала формироваться в середине XVIII века, когда здесь появилось несколько дворов, принадлежавших работникам расположенных поблизости мельниц. В начале XIX века слобода именовалась Рыбачьей. К середине 1830-х гг. она уже занимала почти весь клинообразный участок между Портовой улицей и каналом. В последней четверти XIX века здесь, на берегу залива появились богатые дачи Петрова и Треки. Близ южной оконечности Новострельнинской слободы, на берегу Портового канала, во 2-й половине XIX века была построена дача Стенбок-Фермор с высокой "готической" башней. В настоящее время большая часть Новострельнинской слободы занята корпусами профилактория Кировского завода. Часть сохранившейся рядовой застройки восходит к дореволюционному периоду, но ни одна из вышеупомянутых дач не сохранилась. В своем конце Портовая улица выводит к яхт-клубу, расположенному на побережье Финского залива.


Устье Портового канала.
Фото 24.06.2003 г.

Залив у устья Портового канала.
Фото 1.05.2004 г.

    Здесь же, на берегу залива, одновременно с реконструкцией комплекса Константиновского дворца в 2002 - 2003 гг. было возведено крупное современное здание пресс-центра с рестораном и смотровой площадкой.

Здание пресс-центра на берегу залива. Фото 24.06.2003 г.

 

Залив у пресс-центра. Фото 1.05.2004 г.

    Вдоль побережья Финского залива протянулись причалы пристани правительственного комплекса.


Залив у морской пристани. Фото 24.06.2003 г.

Морская пристань. Фото 24.06.2003 г.

Морская пристань. Фото 1.05.2004 г.

    При входе в Константиновский парк со стороны Морской пристани установлена бронзовая композиция, изображающая Петра I и Екатерину I.

Прилегающий к пристани участок Константиновского парка. Фото 24.06.2003 г.

    Среди сооружений на противоположной стороне шоссе - расположенное напротив Константиновского парка небольшое здание трамвайной станции - конечный пункт знаменитой "Оранэлы" - одной из первых в городе линий электрического трамвая, связавшей центр Петербурга и Стрельну (название её говорит о том, что первоначально её задумывали проложить до Ораниенбаума).

Трамвайная станция "Стрельна". Фото 24.06.2003 г.

    Другое замечательное здание на этой же стороне С.-Петербургского шоссе - дом 66 - появилось в Стрельнинской слободе, когда основным средством передвижения были лошади, а важнейшим средством транспортной связи оставались почтовые тракты. Все мотивы архитектурного и лепного декора этого строения характерны для русского классицизма начала XIX века. Существует предположение, что здание почтовой станции было построено в 1784 - 1785 годах по проекту Н. А. Львова и Ф. И. Волкова. В 1807 году почта была частично перестроена архитектором Луиджи Руска, а в 1830 году - И. И. Шарлеманем. Но перестройки не изменили главного в этом сооружении: четкой функциональной определенности всех частей, сочетающейся с лаконичным невыразительным декором классицистического характера. В течение двух столетий этот памятник архитектуры сохраняет своё функциональное назначение - и сегодня в здании расположено отделение связи.

С.-Петербургское шоссе, 66. Почтовая станция. Фото 1.05.2004 г.

    Далее шоссе выводит нас к мосту через Стрелку, и далее - в Орловский парк, расположенный вдоль Большого пруда на противоположной стороне Петербургского шоссе, в центре поселка.


Мост через Стрелку на С.-Петербургском шоссе. Фото 1.05.2004 г.

Орловский пруд. Фото 1.05.2004 г.

Орловский пруд. Фото 24.06.2003 г.

    В Стрельне, как и в других комплексах, соседствуют памятники XVIII и XIX веков. Так, к западному берегу Орловского пруда, созданного в первой четверти XVIII века, примыкает Орловский парк, который сформировался в 1830 - 1840 годах из нескольких участков. Создание парка (площадь 15,8 гектара) и находившегося на его территории дворца, а также и поныне существующих сооружений и служебных построек связано с именем архитектора П. С. Садовникова.
    Орловский парк - типичное произведение пейзажного стиля. В его панораме чередуются аллеи, куртины, лужайки с отдельными деревьями и живописными группами. В композицию парка включены гладь обширного Орловского пруда, а также были вырыты два пруда в глубине парковой территории. На большом пруду создан Остров Любви (Орловский пруд назывался еще со времен Петра I Заводским - от кирпичных заводов). Земля из этих прудов была использована для создания искусственного холма. По обычаю паркового строительства того времени, в парке был устроен лабиринт с аллеями сложного рисунка. В центре его, в небольшом домике было спрятано чучело медведя - зверь рычал, надвигаясь на тех, кто открывал двери. Чучело приводилось в движение при помощи скрытых рычагов. Зеленый массив парка составляют липы, клены, дубы, ясени, березы, тополя, ели, вязы, пихты и лиственницы, которые в разное время года создают живописный эффект.


Орловский парк. Фото 24.06.2003 г.

В Орловском парке. Фото 1.05.2004 г.

       Название парка дано по фамилии его первого владельца - князя Алексея Федоровича Орлова, приближенного Николая I. А. Орлов был участником Отечественной войны 1812 года. Впоследствии был назначен председателем Государственного Совета и Комитета Министров, после смерти графа Бенкендорфа стал шефом жандармов и главным начальником III-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. В 1825 году Орлов, будучи командиром лейб-гвардии Конного полка, принял участие в подавлении восстания декабристов на Сенатской площади. Летние лагеря Конного полка располагались в Стрельне. В 1834 году Николай I "пожаловал" Орлову А. Ф. в Стрельне для загородной дачи облюбованное им около пруда место "в вечное и потомственное владение".
    Выдающимся произведением зодчего П. С. Садовникова стал дворцово-парковый ансамбль, созданный для военного губернатора Петербурга графа А. Ф. Орлова, построенный в 1833 - 1839 годах в формах готики. Дворец и парк составили единый ансамбль. Дворец, построенный в готическом стиле, был деревянным. Главный его фасад выходил к пруду. К великому сожалению, в годы минувшей войны деревянный дворец романтического облика, с четырехэтажной башней (с северной стороны) был разрушен. Восьмигранные пилоны по углам здания, зубчатые парапеты над карнизами, эркеры, стрельчатые фронтоны придавали дворцу необычайно живописный вид. Планировочное решение было простым и рациональным - центральный двухэтажный объём соединялся с двумя флигелями одноэтажными корпусами. В центре обращенного к пруду главного фасада выделялась широкая крытая терраса с выходом в парк. Её крыльцо с двух сторон украшали чугунные орлы на шаре - символ рода Орловых (А.Ф. Орлов - племянник Г.Г. Орлова). Возле террасы на двух высоких постаментах стояли бронзовые изображения возничего с конем работы П.К. Клодта, авторское повторение скульптур, установленных на Аничковом мосту (похищены фашистами).
    Искусственный пруд неправильной формы с высоким насыпным холмом на восточном берегу. П. С. Садовников использовал для размещения декоративной трехъярусной башни-руины, а у подножия холма устроил полуциркульный декоративный грот с дорическими колоннами.


Орловский парк. Башня-руина.
Фото 24.06.2003 г.

Орловский парк. Башня-руина.
Фото 1.05.2004 г.

Орловский парк. Башня-руина.
Фото 1.05.2004 г.

Орловский парк. Башня-руина.
Фото 24.06.2003 г.

    Парк украшали скульптуры, беседки, фонтаны, ажурные чугунные скамьи. В сооружении построек принимал участие И. Шарлемань. Ансамбль отличался от других работ в готике особым изяществом и задушевностью, в конце XIX века усадьба считалась одной из лучших в окрестностях столицы.
    Все сооружения Шарлеманя и Садовникова, возведенные в 1840 - 1850-х годах, пострадали во время войны. Часть из них ныне восстановлена. Среди парковых построек усадьбы в наши дни можно увидеть башню-руину на насыпном холме, грот, колодец, искусственные пруды, однопролетный мост и дом привратника на Санкт-Петербургском шоссе.
    Со стороны шоссе на Петербург расположены главные ворота Орловского парка с прямоугольными в плане пилонами из естественного тесаного известняка, со стрельчатыми арками проходов-калиток, с чугунными решетками.

Орловский парк. Ворота. Фото 24.06.2003 г.

    По сей день привлекает внимание изысканностью и высоким вкусом расположенный рядом с воротами дом привратника - из кирпича, облицованный туфом разной фактуры и оттенков. В плане - равноконечный крест, стены завершены фигурными готическими фронтонами, по углам стен - декоративные уступчатые контрфорсы. В его декоре использованы также готические элементы, фигурные щипцы, стрельчатые завершения оконных проемов, геральдические щиты.

Орловский парк. Дом привратника. Фото 24.06.2003 г.

    В 1840-х годах в южной части имения близ парка Садовников выстроил ряд хозяйственных построек, из которых интерес представляют корпуса бывшего Конного двора - превосходного художественного и строительного уровня. Ныне здесь размещается автобаза. Одноэтажный лицевой корпус выходящего на шоссе комплекса украшен скульптурными головами лошадей (скульптор Д. И. Иенсен). Еще интереснее дворовые корпуса - также из красного кирпича.

Корпуса на территории примыкающей к Орловскому парку. Фото 1.05.2004 г.

    Сейчас Орловский парк и огромный пруд запущены, но со смотровой площадки Руины-Бельведера еще можно увидеть и Большой Стрельнинский, и Львовский дворцы.
    Последний возведен в стиле английской готики на нечетной стороне шоссе западнее Орловского парка в 1838 году по проекту А. К. Кольмана для генерал-майора П. К. Александрова-старшего, внебрачного сына великого князя Константина Павловича. От его фамилии усадьба получила название "Александровка". Дворец состоит из двух корпусов, соединенных крытой галереей. Зубчатые башни западной части дворца придают ему вид средневекового замка. Дворец был построен в живописном месте на прибрежной террасе.
    Позже он принадлежал князю А. Львову. Князь Александр Дмитриевич увлекался пожарным делом, и именно эта "одна, но пламенная страсть" позволила ему остаться в памяти потомков. Ведь это Львову Россия обязана созданием первой "добровольной пожарной дружины". Пожары в России, с ее деревянными строениями, были подлинным бедствием. Систематической борьбы с ними не велось: пылали города, деревни. Несколько крупных пожаров прошлось и по Стрельне в 1879 и в 1880 годах. Тогда семнадцатилетний князь Львов с согласия своей матери Александры Павловны, владевшей дачей в Александровке, отвел обширные помещения под пожарный обоз и купил за границей "пожарную трубу". Объявили набор в добровольную дружину "тушильщиков", и в июле 1881 года такая дружина, первая в России, была создана. Первоначально в нее входило восемь человек. В их распоряжении было шесть упряжных лошадей, одна верховая, упомянутая уже "труба", одна линейка, один "трубный ход", два насоса, пять бочек, один "багровый ход" и одна аптечная платформа. Впоследствии дружина выросла до тридцати двух человек. В разных местах Стрельны А. Д. Львов установил 12 пожарных электрических сигналов, что было тоже в России новинкой. Каждый последующий год вносил все новые усовершенствования и улучшения. В 1883 году А. Д. Львов выстроил восьмисаженную каланчу. Через четыре года возвел новую постройку с 12-саженной каланчой, провел телефонную, а затем и телеграфную связь с Ульянкой, где размещалась пожарная команда графа А. Шереметева. Слава "львовской команды" шагнула далеко за пределы Стрельны. Рослых, сноровистых дружинников в брезентовых робах и медных касках, ловко работающих баграми и топорами среди огня и копоти, видели и в Петергофе, и в Мартышкине, и в Лигове. В гуще дружинников, внешне мало от них отличаясь, неизменно находился и сам Александр Дмитриевич. То, что первоначально носило характер хобби, стало главным в его жизни. Князь настолько увлекся пожарным делом и его организацией, что им была открыта школа для подготовки брандмейстеров и старших чинов пожарной службы. Он издал книгу "Городские пожарные команды" - первое в России сочинение такого рода. С 1892 года князь Львов стал сотрудничать в журнале "Пожарный", издаваемом А. Шереметевым и Александром Павловичем Чеховым, братом Антона Павловича. Оценив заслуги А. Львова перед отечественным пожарным делом, его избрали председателем учрежденного в 1893 году Российского пожарного общества. За десять лет его пожарная команда участвовала в тушении примерно двухсот крупных пожаров. В его дворце есть одна архитектурная особенность. Высокая башня служила удобным местом для наблюдений, и часто в вечерних сумерках между каменных ее зубцов темнел силуэт князя с подзорной трубой в руках. Стрельнинская каланча и после революции долго использовалась по назначению. Есть в Петербурге на Васильевском острове единственный в нашей стране музей пожарного дела. Один из его разделов посвящен Стрельнинской пожарной команде. Кроме занятий пожарным делом, князь А. Львов проявлял завидную активность в общественных движениях. В разное время он являлся председателем стрельнинского общества велосипедистов-любителей, председателем правления стрельнинского общества потребителей "Польза", председателем санитарной комиссии.
    В настоящее время от усадьбы сохраняется лишь дворец. Её территория занята огородниками, пруды заросли, и только несколько старых деревьев напоминают о некогда существовавшем здесь великолепном парке.

Львовский дворец. Фото 01.2002 г.

    Западнее львовской усадьбы по правую сторону шоссе располагались две входившие в состав стрельнинского имения деревни - Ижорская и Викколово. В состав земель последней вошла и приписанная к Стрельне бывшая меншиковская усадьба "Фаворит". В деревнях останавливались на ночлег по пути в петергофские лагеря юнкера: Ижорка воспета М. Ю. Лермонтовым в его юношеской поэме "Уланша". Сейчас эти два поселения фактически слились в одно. В начале 1960-х годов здесь появились два многоэтажных здания интернатов, чужеродных окружающей застройке, сейчас ведется активное строительство коттеджей.
    В середине - 2-й половине XIX века начинает энергично застраиваться участок вдоль дороги по западной стороне Портового канала - будущая Пристанская улица. В 1905 году по проекту архитектора Д. Зайцева на берегу канала была возведена сохранившаяся до сих пор Никольская часовня, ныне отреставрированная и действующая.


Портовый канал и часовня свт. Николая.
Фото 24.06.2003 г.

Портовый канал и часовня свт. Николая.
Фото 1.05.2004 г.

    Близ Пристанской улицы, на побережье, находится стрельнинское кладбище, существующее с XVIII века. На кладбище в начале 1880-х гг. была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы. Она разрушена уже в послевоенное время.
    С проведением через Стрельну железной дороги, для неё по проекту Н. Л. Бенуа в 1857 году было построено двухэтажное здание вокзала с четырехъярусной башней. В краснокирпичном с белыми деталями двухэтажном здании стрельнинского вокзала удачно сочетается четкая функциональность и лапидарная декоративность. Его фасад, вытянутый вдоль платформы, оживлен близко поставленными окнами и нишами, связанными общим сандриком. Членение на этажи подчеркнуто профилированным поясом, а свес кровли вынесен на выступающих консолях. Особую романтическую ноту в облик вокзала вносит четырехъярусная башня северного фасада. Нижний ее ярус, имеющий небольшие контрфорсы, прорезан с трех сторон арками, а верхний завершен видовой площадкой с тройными арочными проемами и низкой пирамидальной кровлей. Включив в композицию обычную для вокзала башню, Н. Л. Бенуа, используя стилистические элементы средневековой архитектуры, придал утилитарному строению определенное сходство с замковой капеллой.
    После прокладки железной дороги вдоль Волхонского шоссе начал формироваться обширный, клинообразный в плане жилой район, в просторечии именовавшийся Волхонкой. В его восточную часть вошла перерезанная железнодорожной линией деревня Халузи (нынешняя Набережная улица). В конце 19-го столетия на месте бывшего Военного поля, между Петербургским и Волхонским шоссе, возник ещё один посёлок под названием "Новые Места". В плане он был квадратным, с прямоугольной системой улиц. Оба эти поселения сохраняются в составе современной Стрельны.
    Между Стрелкой и Кикенкой далеко на юг простирались земли стрельнинских немецких колоний, основанных в 1810 году. Дома колонистов были возведены по проекту, разработанному А. Н. Воронихиным. В 1812 году в точке схода дорог, на мысу у впадения в Стрелку ручья, была возведена лютеранская церковь с высокой колокольней (заново построенная в 1879 году). Рядом располагалась школа, неподалёку, за ручьём - колонистское кладбище. На значительном отдалении от церкви, был сооружен комплекс пастората. На рубеже XIX - XX веков роль главной композиционной доминанты колоний стал играть возведенный рядом с кирхой ансамбль "Вифезды" - больницы для калек, хронических и неизлечимых больных. В дополнение к её первому деревянному зданию, построенному в 1892 году, в 1910 г. по проекту архитектора И. С. Китнера возвели большой каменный комплекс в готическом стиле, включающий церковь, кухни, столовую, гимнастический зал. Кроме того, в колониях существовало убежище св. Марии Магдалины для женщин "древнейшей профессии". К началу ХХ века колонии превратились в большое поселение, в котором наряду с сельским хозяйством процветал дачный промысел. У пересечения Новонарвского и Волхонского шоссе в 1895 году был построен "циклодром" - велотрек, один из главных спортивных центров Петербурга. В настоящее время бывшие колонистские поселения сохранили свою планировочную основу, но утратили почти все исторические сооружения. "Вифезда" лежит в руинах. Сохранилось лишь кладбище с отдельными немецкими надгробиями.


С.-Петербургское шоссе, вид
с угла Фронтовой ул.
Фото 1.05.2004 г.

Причалы Морской пристани.
Фото 1.05.2004 г.

Хозяйственные постройки
комплекса Дворца Конгрессов.
Фото 1.05.2004 г.

 

C.-Петербург << Следующая точка на Петергофской дороге: >> усадьба Михайловка

 


2004 г., фото А. Разумов (2002...2004 гг.), Д. Бесараб (2004 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz