Собор Святого Апостола Андрея Первозванного
(Андреевский Собор)
6-я линия В. О., д. 11
Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного.
Святой Апостол Андрей всегда был глубоко почитаем в России. Именно он первым последовал за Христом. По преданию, в своем служении святой Андрей Первозванный утвердил Животворящий Крест на днепровских холмах, на месте колыбели матери русских городов – Киева, а затем поднялся до невских и ладожских берегов, впервые начав проповедь христианства в славянских землях. Недаром высшим орденом Российской Империи стал орден Святого Андрея Первозванного, а белоснежный с голубым крестом андреевский флаг гордо взвился на мачтах кораблей российского флота.
При Петре I была изготовлена деревянная модель церкви для кавалеров ордена Андрея Первозванного и был открыт сбор пожертвований, но начать постройку тогда не удалось. Капризная Нева, угрожавшая наводнениями, внесла коррективы в петровские планы. Место для церкви, намеченное у здания Двенадцати Коллегий, пришлось заменить на нынешнее. На этом месте в самом начале 1731 года, уже при императрице Екатерине I, появилась однопрестольная бревенчатая со звонницей церковь на каменном фундаменте, а в 1732 году святейший синод решил что, так как
"в Петербурге во имя св. Апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола в Российской империи имеются кавалеры, среди который сама её императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержитца всероссийская, быть изволит, и по всемилостивейшему её императорского величества указу, многие знатные особы обетающиеся в России и в службе ея императорского величества: гг. Министры, генералитет и придворные чины кавалерства того удостоены. Чего для, в день того апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно ноября 30 числа бывает публичное торжество, и прилично святейшему синоду освятить её во имя св. апостола Андрея первозванного"
8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе.
Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось "под присмотром" архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов.
Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня.
В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.
Престольным праздником собора были дни, посвященные апостолу Андрею - 30 июля и 30 ноября (13 июня и 13 декабря по н. ст.). Самым тожественным в приходе храма были крестный ход на Первый Спас 1 августа (14 августа по н.ст.). По преданию, это был день крещения Руси.
В 1922 году в Андреевском соборе произвели изъятие церковных ценностей, а 16 мая 1938 года собор был закрыт. Прихожане успели заколотить досками и фанерой иконостас собора, что сохранило его до наших дней. Долгие годы в соборе был склад, в конце 1940-х годов его передали институту Ленморниипроект, а после 1980 года в соборе разместили часть антропологических коллекций Музея антропологии и этнографии.
Возрождение собора началось в год 1000-летия Крещения Руси - в 1988 году. 13 декабря 1990 года была отслужена первая после 52-летнего перерыва Божественная литургия и получено благословение владыки Иоанна совершать ежедневные богослужения. В 1996 году были установлены кресты на куполах собора. В 2001 году перед зданием собора был установлен обелиск, посвященный ордену Андрея Первозванного, и началось восстановление часовни и ограды собора.
15 ноября 2001 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил часовню во имя святого равноапостольского великого князя Владимира, крестившего Русь на берегах Днепра спустя 900 лет после того, как там побывал святой Андрей Первозванный. Эта часовня была возведена в ограде Андрееского собора конца XVIII столетия и перестроена по проекту архитектора Кракау А. И. в конце XIX века. Она была снесена во время гонений на Церковь в начале 1920-х годов. Ныне она воссоздана по проекту архитектора мастерской "КРОМ", трудами Балтийской Строительной компании.
За собором располагается небольшое, похожее на обычный дом, поскольку венчающий его небольшой куполок почти не виден из-за высокой двускатной крыши, здание церкви Трёх Святителей. Это редкий для Петербурга случай, когда два храма находятся рядом.
В 1740 году прихожане Андреевской церкви обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом теплую каменную церковь. Из-за нехватки средств строительство затянулось. Церковь была построена в 1760 году, почти за тридцать лет до возведения каменного Андреевского собора. 17 сентября 1760 года она была освящена во имя Трёх Святителей, с приделом Благовещения на хорах. Деревянный двухъярусный иконостас и церковную утварь перенесли из разобранной домовой церкви князя Меньшикова. Архитектором церкви, вероятно, был Джузеппе Трезини, во всяком случае, сохранились документы, что он был причастен к ее и деревянного здания собора постройке.
Церковь имеет три входа: северный, южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Одноглавая, с явными следами архитектуры барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно, что вид церкви за четверть тысячелетия практически не изменился. Внутри здание церкви разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых.
В ноябре 1916 года Трехсвятительская церковь была временно предоставлена для богослужений грузин, которых в Петербурге насчитывалось около 6000 человек, а в январе 1917 года епископы Кирилл и Антоний открыли здесь грузинский приход.
Приход Трехсвятительской церкви был закрыт весной 1918 года. В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений России, с 30-х годов здесь размещалась трикотажная фабрика.
15 июля 1991 года собору вернули здание Трёх Святителей Вселенских, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, с уничтоженным внутренним убранством. На пожертвования горожан ведутся восстановительные работы. 12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены церковные службы в отремонтированной Трёхсвятительской церкви. В установленном иконостасе помещены как иконы старинного письма, так и новые, специально написанные. Украшением церкви стали бронзовый запрестольный крест и паникадило, изготовленные в мастерских г. Софрино.
A. Разумов, 2003, 2004 гг. ()