Собор во имя Святителя Николая Чудотворца
в память Императора Павла I
г. Павловск, Артиллерийская ул., д. 2
Собор Святителя Николая расположен в стороне от всемирно известного парка, в бывшей солдатской слободе города Павловска. Храм был возведен на месте деревянной церкви, построенной здесь же при 5-й гвардейской батарее Конно-Артиллерийской бригады в 1841 году, предназначавшейся для солдат и офицеров Образцового Кавалерийского полка.
В декабре 1894 года сельский священник Иоанн Жемчужин прибывает по назначению в приход С.-Петербурга - г. Павловск. Батюшка полагал, что увидит храм под стать столичным, но извозчик остановил лошадей около воинской казармы, над входом в которую возвышался небольшой крест, - это и была церковь. В церкви-бараке холод. Богослужебных книг и отчетной документации нет. Наступившее лето принесло новое неприятное известие. Выяснилось, что все гарнизонные постройки подлежат ремонту. Чтобы заменить в срубе нижние сгнившие бревна, одну казарму полностью разобрали. Та же участь ожидала и церковь. Мысль о новом храме уже не оставляла о. Иоанна. Он обращается с проповедями к прихожанам, просит помощи у состоятельных горожан Павловска, ищет содействия и поддержки у влиятельных особ, посещает различные канцелярии. Время идет, а прикомандированный священник всюду получает отказ.
В 1897 году г. Павловск отмечал 100 лет со дня своего основания. Группа активистов собирала средства на статую Августейшей основательнице - Императрице Марии Феодоровне; скульптура должна была стать аналогичной памятнику Императору Павлу. Отец Иоанн невольно оказался в одном ряду с инициаторами юбилейных кампаний - он призывает местных жителей воздвигнуть храм в память великих Императора и Императрицы.
В то время в
Павловске жила очень почтенная дама - госпожа Екатерина Сергеевна Мясоедова,
супруга председателя Департамента Государственной экономии. Было ей больше 80
лет, и она очень серьезно готовилась к смерти. Старушка ведет длинные беседы cо
священником о смерти и будущей жизни. Беседы длятся часами. Наконец, узнала
Екатерина Сергеевна о желании батюшки построить церковь в Павловске и жалеет,
что не имеет достаточных средств. И записочка Е. С. Мясоедовой Военному
министру пробила несокрушимую бюрократическую стену: вскоре пришел приказ по
Военному ведомству от 5 октября 1898 года за № 259, в котором говорилось, что
гарнизонная церковь возведена в штат. Отец Иоанн Жемчужин был столь счастлив,
что тут же отправляется к отцу Иоанну Кронштадтскому поделиться своей радостью.
С теплотой в глазах выслушивает великий молитвенник земли Русской рассказ
священника из Павловска, ненадолго задумывается:
- Поздравляю! - воскликнул пастырь. - Стройте церковь, да непременно каменную.
Если Господь судил строить церковь, она будет выстроена, и деньги будут.
Как вдохновенное пророчество прозвучали эти слова, и отец Иоанн Жемчужин крепко поверил в успех задуманного дела. Не прекращая ежедневных служб, он часто наведывается к подрядчикам, изучает правила построения церквей и, наконец, получает эскиз будущего храма. Изображенная церковь очень понравилась отцу Иоанну: она была недорогой, без украшений и напоминала храм на его родине. Теперь эскизный проект следовало согласовать с владельцем Павловска - Великим князем Константином Константиновичем, прося разрешения на постройку. Казалось, дело постройки храма начало двигаться. Отец протопресвитер Иоанн Кронштадтский благословил сбор пожертвований, и в эти дни состоятельные горожане пожертвовали сотни и тысячи рублей. Отец Иоанн Кронштадтский тоже вручил на храм 50 рублей, пророчески обещая, что деньги на храм будут. Сумма пожертвований постепенно росла, росло и сочувствие людей к начатому делу. Утверждение проекта у владельца Павловска затянулось почти на полтора года. Великий князь Константин Константинович то не имел времени на рассмотрение проекта, то просто отсутствовал, то желал видеть фасад церкви с видом окружающей местности. На переделку проектов уходило время и деньги, первый проект церкви был изготовлен в конце 1898 года, а подписан Великим князем лишь 11 марта 1900 года, когда церковь уже начала строиться. Забраковав первый проект, Великий князь Константин Константинович велел передать священнику: "Нужно строить церковь художественную, красивую, чтобы она была памятником, достойным имени великих основателей и устроителей Павловска и не резала бы глаза жителям города своим некрасивым видом. А такая церковь, как спроектирована, годна для деревни или для захолустного уездного города, а не для Павловска".
Второй проект отец Иоанн заказал у академика архитектуры Карбоньера. По этому проекту церковь стоила бы 50 тыс. рублей. За выполненные чертежи г-н Карбоньер запросил 300 рублей и предложил свои дальнейшие разработки и авторское наблюдение за строительством за 4000 рублей. Но и проект академика Карбоньера также не понравился Августейшему владельцу Павловска. Оказалось, что Великому князю Константину Константиновичу нравилась церковь "Всех скорбящих Радость", находившаяся в Петербурге между Невой и Шлиссельбургским трактом, рядом с одноименной часовней. (Ныне адрес часовни: пр. Обуховской обороны, 24, а церковь была снесена в 1932 году). Снесенная ныне церковь, которая так нравилась Великому князю, и стала прототипом Никольского храма. Скорбященская церковь была построена в великорусском стиле, облицована камнем и красной глазурованной плиткой. Этот цвет живописно сочетался с разноцветной керамической черепицей и золотой мозаикой.
Автором проекта Скорбященской церкви был модный академик архитектуры фон Гоген, ему и заказал проект отец Иоанн. Этот зодчий, создатель роскошных дворцов и особняков, за проекты и строительство Скорбященской церкви в Санкт-Петербурге и Никольского храма в Павловске денег не взял. Эскизы Никольского храма были выполнены в том же 1899 году. С восторженной любовью разглядывал отец Иоанн проект фон Гогена: "Вот, значит, какая у нас будет церковь: легкая, изящная, похожая на корабль, несущийся по волнам житейского моря". Одно только смущало батюшку: "Сколько же будет стоить этот великолепный храм?" Видно было, что обойдется он уже не в 50 тысяч, и даже не в 100, а будет стоить значительно дороже, но отец Иоанн теперь целиком полагается на Божью помощь.
Казалось, сам Бог пришел на помощь отцу Иоанну. Главнокомандующий войсками гвардии Санкт-Петербургского округа Великий князь Владимир Александрович приказывает образовать комиссию для построения церкви. В комиссию вошли: четыре полковника, подпоручик Великий князь Андрей Владимирович (сын главнокомандующего), академик архитектуры А. И. фон Гоген и сам отец Иоанн Жемчужин. Благодаря пожертвованиям было собрано 22 тысячи рублей, что позволяло обеспечить постройку церкви "вчерне". В начале июля бутовая кладка ундаментов была окончена, и цоколь на алтарной стене окончательно выложен. Главнокомандующий назначил день торжественной закладки храма в память основателей и устроителей г. Павловска - Павла I и его жены Марии Феодоровны - 18 июля 1900 года, в два часа дня. В дальнейшем для работы фон Гоген пригласил знакомого студента из института Гражданских инженеров - Валентина Людвиговича Гофмана, в Павловске ему сняли дачу, чтобы он мог постоянно следить за ходом работ. Церковь была построена к 1904 году. Храм был сооружен в "русском стиле". Стены возвели из красно-коричневого кирпича, оштукатурив декоративные элементы. Сооруженная в военном городке церковь могла вместить до 1000 молящихся.
Общая стоимость здания составила 120 тысяч рублей. Храм - квадратный в плане с выступающей полукруглой апсидой с востока и колокольней с запада, пятиглавый. По углам здания возвышались шатровые башенки, украшенные царскими гербами. С трех сторон кроме апсиды, на уровне фасада были установлены три образа покровителей артиллерийских батарей, стоящих в Павловске: святителя Николая, Михаила Архангела и Георгия Победоносца. Кирпич для облицовки фасадов церкви привезли из Франции, колокола для церкви изготовили на заводе Орлова в Петеребурге. Самый большой колокол весил 169 пудов. Ажурный крест, установленный на центральной главе имел в середине шлифованные стекла и, когда свет преломлялся о грани стекол, то от креста распространялись радужные отражения. Удивителен был проект купола, благодаря которому в церкви было какое-то особенное освещение. Такой проект был новинкой для северной России. Резной из дуба иконостас был исполнен "в русском стиле XVII и XVIII веков" художником Субботиным. Образы для иконостаса написал художник Порфиров. На царских вратах изображения евангелистов и сюжет "Благовещения" были написаны на фарфоре художницей Зедергольм. Образы Марии Магдалины, Апостола Павла и другие были исполнены художником Розановым. Стены и своды храма были покрыты росписями. Освящение церкви произошло 15 августа 1902 года. В освящении храма принимали участие Государь Наследник Михаил Александрович и члены августейшей фамилии. Св. Иоанн Кронштадтский служил в соборе на третий день после открытия и в изумлении воскликнул: "Какой чудный, какой дивный храм!"
В 1926 году церковь была закрыта, и здание очень сильно пострадало за годы советской власти, и, особенно в период фашистской оккупации Павловска. До 1991 года в храме находились танковая мастерская и склад военной части. Вторичное освящение Престола, связанное с возвращением храма верующим, состоялось 29 июня 1991 года, тогда же храм получил статус собора.
Сырое разбитое здание, лишенное шатров и куполов, с полностью уничтоженным интерьером зияло пустыми глазницами окон, крыша протекала, в алтаре была пробита дверь, уродливой стеной храм разбит на две части, ни электричества, ни коммуникаций нет. Удручающее впечатление производили перекошенная разбитая дверь и ободранные испещренные грубыми надписями стены. За лето 1991 была закрыта крыша слоем рубероида, смонтированы выское хоры, сделан временный иконостас. Появились в соборе иконы, подаренные храму и принесенные из дома самим настоятелем собора. Осенью начались подготовительные работы к зиме. Были остеклены все окна, заделаны дыры в стенах. Начиная с зимы 1991 года в храме ведутся постоянные Богослужения, отправляются требы. Позже в соборе начались серьезные реставрационно-восстановительные работы.
Восстановлены шатровые башенки, купола и луковицы глав собора и его звонницы, отреставрированы наружные стены храма. Реставраторам еще предстоит заново создать великолепие внутренних интерьеров храма. В декабре 2001 года на Балтийском заводе был отлит особый колокол для Никольского собора.
В августе 2002 года собор отметил своё 100-летие. При соборе действует швейная мастерская, где искусные мастера, используя старинные образцы, восстанавливают традиции петербургского золотого церковного шитья по бархату, парче и шелку, создают необычайной красоты богослужебные облачения и предметы церковного быта.
У алтаря храма сохранилась и ныне восстановлена усердием прихода могила его основателя - протоиерея Иоанна Жемчужина (1863-1913).
Разумов А., 2003, 2004 гг. ()