Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы
5-я Советская ул., д. 33/16
Удачным образцом сооружения в "русском стиле" стала церковь во имя Благовещения Божьей Матери и иконы Божией Матери "В скорбях и печалех Утешение" при подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, построенная по проекту Н. Н. Никонова в 1889 - 1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н.Муравьева обратили в Скит Св. Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М. А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери "В скорбях и печалях Утешение".
Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А. У. Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Нарядный двухэтажный храм напоминал церкви Москвы и Ярославля XVII века. Фасады храма и связанных с ним жилых корпусов декорированы скромными наличниками окон.
В церкви было освящено в 1890 году пять престолов: в нижнем этаже - главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери "В скорбях и печалех Утешение" и придел во имя Алексия Человека Божия, в верхнем этаже - главный Благовещенский престол, правый придел Святого Александра Невского и левый во имя Апостола Андрея Первозванного. С большим мастерством был выполнен иконостас церкви во имя иконы Божьей Матери "В Скорбях и Печалех Утешение". Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами. Главной святыней подворья стала чтимая икона "В скорбях и печалях Утешение".
Во многом благодаря именно пожертвованиям собранным на подворье в Санкт-Петербурге на Афоне был построен величественный Андреевский собор, ставший самым большим храмом не только на Святой Горе, но во всей Греции (остающийся таковым и доныне). Величие собора должно было прославить и саму Россию, хранительницу вселенского Православия. Так на брегах Невы появилась частица Святого Афона, а на Афоне появился "петербургский" храм, приношение Святой Горе от града Святого Петра. Действительно, Афонское подворье стало связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской Империи. Те, кто не мог побывать на Афоне, могли на хотя бы на подворье ощутить дух Афона, соприкоснуться с афонскими традициями. Служба на подворье совершалась по афонским правилам. С Афона были привезены частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. (После закрытия подворья афонский мощевик был перенесен в Никольский собор). С Афона к Вербному воскресению в Петербург доставлялись освященные лавровые ветви, которые раздавались богомольцам.
В 1919 году подворье было закрыто, а церковь передана верующим. В 1933 году она была закрыта и ее здание после перестройки заняло Архивное управление. И ныне в храме, лишенном куполов, располагается Центральный архив научно-технической документации.
Летом 2000 года через семьдесят лет после закрытия подворья в него впервые вошли три афонских монаха. У монахов был один вопрос: возможность возвращения подворья. Естественно, это возможно, если Архиву будет предоставлено другое помещение. Так что решение вопроса находится всецело в руках городских властей. Святогорцы внимательно осмотрели помещения подворья, внутренний дворик, поражаясь как умело на малой площади были размещены монастырские постройки и в центре Петербурга создан настоящий афонский скит.
Разумов А., 2003, 2004 гг. ()