Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церковь во имя Святого Праведного Иова Многострадального

(Крюковская церковь)

Камчатская ул., д. 6, Волково православное кладбище

 

Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, - Волковского православного кладбища. Единственная на всем северо-западе Руси церковь, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой (1818 - 1902) над могилой её мужа, потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816 - 1884). 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Храм был освящен и отдан в пользование единого прихода храмов Волкова кладбища 28 октября 1887 года. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых: последовательно в склепах храма были погребены 9 лиц потомков из этого семейства; здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал Император Николай II. Церковь была составной частью интересного церковного комплекса Волкова кладбища, в который входили, кроме неё, собор Спаса Нерукотворного (арх. Ф. И. Руска и В. И. Беретти, 1837 – 1842 гг.), перестроенный в 1930-е гг. в цех завода "Монументскульптура", уничтоженные в те же годы церкви во имя Всех Святых (Ф. И. Руска, 1850 – 1852 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы (А. П. Аплаксин и А. Д. Шиллинг, 1910 – 1912 гг.). В предреволюционный период в церкви св. Иова совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения - при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях.

Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Его основоположником стал академик, профессор архитектуры К.А. Тон. Его образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались. Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К. Тона и традиционной для русского зодчества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. "Московско-ярославский" или "романовский" стиль начал распространяться с 1870-х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVIII века. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких как церковь св. Иова. Основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви оштукатурены и покрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены.

Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте майоликовое изображение Богоматери с младенцем работы 1994 года. Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994 - 1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова (слева) и Спасителя (справа).

Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане "латинский крест". Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и в софитах арок - живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия, облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов в парусах свода. В основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост. Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы.

Двухъярусный резной иконостас главного храма выполнен мастером П.С. Абросимовым в русском стиле XVII века, богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним - трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

Эта церковь никогда не закрывалась, работала даже во время Ленинградской блокады. В церкви сохранились не только ее убранство, иконы, но также в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. и уничтоженных храмов Волковского кладбища. Но и утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. К 1934 году исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м этаже колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник. Главным достоянием церкви является икона Святого Артемия с частицами его мощей на престоле нижнего Спасского придела храма, освященного 13 августа 1976 г. в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Ремонтно-реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х годов, включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады церкви. В 2001 г. осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма. Согласно указу Президента РФ, эта единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И. Аристархова в феврале 1995 г. объявлена памятником истории и культуры федерального значения. Церковь пользуется в наши дни большой любовью среди верующих.

Возле северо-западного угла церкви находится часовня-усыпальница второй половины XIX - начала ХХ века с шатровым завершением; в ней ныне совершаются отпевания.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru