Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира
(Князь-Владимирский Собор)
ул. Блохина, д. 26
Собор Князя Владимира расположен недалеко от берега Малой Невы. На этом месте первоначально, в 1708 году, была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1712 - 1717 годах она была заменена мазанковой церковью с двумя приделами - Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. Храм был освящен митрополитом рязанским Стефаном (Яворским) 5 апреля 1719 года и вскоре стал собором. В народе он был известен как Успенский собор на Мокрушах, поскольку находился в одном из самых низменных и затопляемых мест города. К 1732 здание изрядно обветшало, так что пришлось даже снести колокольню при нем. В 1740 году по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с мазанковой было начато строительство каменной церкви по проекту архитектора М.Г. Земцова. Анна Иоанновна хотела посвятить этот храм святому Иоанну Предтече, имя которого носили ее отец, царь Иоанн Алексеевич и внук, будущий император Иоанн Антонович, в младенчестве свергнутый с престола Елизаветой. Затем, через два года отделкой и достройкой храма стал руководить архитектор Пьетро Антонио Трезини. Запроектированный одноглавым, в форме трехнефной базилики со встроенной колокольней, как практически все земцовские церковные сооружения, он был доведен до стадии внутренней отделки. Став императрицей в результате переворота 25 ноября 1741 года, Елизавета повелела изменить проект и название храма, распорядившись вместо одноглавой строить храм "о пяти главах по древнему российскому обычаю", по образцу Успенского собора в Московском Кремле с добавлением колокольни и назвать его собором Успения Пресвятой Богородицы, о чем Трезини составил новый проект. Он, однако не понравился, и собор не был достроен и при императрице Елизавете Петровне. В течении последующего времени, вплоть до середины 60-х годов, несколько видных архитекторов принимались выполнять проектв по его реконструкции, но работа не шла. Наконец, в 1766 году императрица Екатерина II утвердила проект достройки собора, разработанный архитектором Антонио Ринальди, который осуществлял инженер А. А. Дьяков, возводивший по соседству Тучков буян. В работе по разборке старых верхов и установке пяти барабанов с куполами промелькнуло еще несколько лет, пока храм не постигло несчастье. Собор уже был почти возведен, когда в июне 1772 года его сильно повредило пожаром, стоявший же рядом старый мазанковый Успенский собор был совершенно уничтожен огнем. Всё же в недостроенном, крытом тесом храме 8 сентября 1773 был освящен холодный Успенский придел. В 1783 году императрица повелела завершить строительство Конторе строений Александро-Невского монастыря и поручила руководство работами архитектору И. Е. Старову. В 1785 году был освящен еще один придел.
В 1789 г. храм был построен и 1 октября был освящен его главный престол в память святого равноапостольного Князя Владимира, в честь 800-летия крещения Руси, которое отмечалось годом раньше. В январе и мае 1867 года состоялось повторное освящение боковых приделов Успения Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, перенесенных с западной стороны и поставленных в ряд с главным алтарём.
Перипетии строительства, оттянувшие полное завершение работ почти на полстолетия, не могли не отразиться на внешнем виде собора. Но несмотря на определенное смешение мотивов раннего и зрелого барокко и раннего классицизма, собор воспринимается как целое по художественному стилю сооружение. Боковые столпообразные купола храма удачно согласованы с центральным, так что вся их группа удивительно едина.
С ней органично слита стройная 57-метровая колокольня, четырехгранная внизу и цилиндрическая наверху, вырастающая из общего церковного здания. На колокольне 7 колоколов, самый большой из них весит 310 пудов и отлит в 1779 году. Собор вмещает до 3 тысяч человек.
Внутреннее пространство прямоугольного в плане здания собора делится колоннами на три нефа. Стены декорированы пилястрами дорического ордера. Парными пилястрами украшен и центральный барабан. Росписей ни на стенах, ни на сводах ни в куполе нет, кроме изображения в парусах храма четырех Евангелистов, написанных, возможно, К. П. Брюлловым. Иконостас, установленный перед главным алтарем собора при его освящении, не сохранился, не сохранились и первые иконостасы двух боковых приделов. Выполненные в ампирном стиле существующие иконостасы (1823 г.) являются превосходными образцами художественной резьбы по дереву. В алтаре, на стене апсиды, расположена огромная композиция "Святая Евхаристия", копия росписи В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Там же находится большой запрестольный образ-витраж Спасителя, исполненный в 1910 году. Храм украшают копии картин известных мастеров: "Оплакивание Христа" Паоло Веронезе, "Преображение" Рафаэля, "Моление о чаше" Ф. Бруни, "Уверение Апостола Фомы", "Богородица с Младенцем и Иоанном Предтечей" и "Рождество Христово" неизвестных авторов, размещенные на западной стене храма.
В алтаре Успенского придела размещены три образа святого князя Владимира, образа Николая Чудотворного и преподобного Серафима Саровского, Иверской и Тихвинской Божией Матери.
С 1806 года при храме действовало Князь-Владимирское духовное училище. Указом императора Николая I от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский собор был сделан собором Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней. Знак Ордена был помещен над главным входом в собор. С тех пор в день учреждения Ордена 22 сентября в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру. В 1875 году при приходе Князь-Владимирского собора было создано благотворительное общество и основан приходской приют для сирот, а несколько позже - церковно-приходская школа.
В годы советской власти собору, если можно так выразиться, повезло. Во время послереволюционной разрухи, 6 декабря 1920 года был освящен придел во имя Всех Русских Святых, устроенный в крестильном помещении. В 1922 году из собора были изъяты церковные ценности, а сам храм заняли "живоцерковники". Собор временно закрывался лишь с ноября 1926 по ноябрь 1927 года, когда он был возвращён Патриаршей Церкви. С этого периода вплоть до начала Великой Отечественной войны храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Собор действовал в годы войны и послевоенные годы. В него передавались иконы из закрывающихся церквей. В соборе с 1940 по 2001 год хранилась главная святыня С.-Петербурга – икона Казанской Божией Матери из Казанского собора, старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа. Она была передана в собор из закрывающейся церкви Смоленской Божией Матери. В 1947 году митрополит Гор Ливанских Илия Салиб возложил на икону золотой венец, украшенный драгоценными камнями. 3 июля 2001 г. икона была возвращена на свое историческое место в Казанский кафедральный собор. Сейчас на ее месте находится прекрасная копия. Образ Успения Божией Матери – копия с иконы – главной святыни Киево-Печерской Лавры, был передан из закрывающейся церкви Успения С.-Петербургского подворья Лавры. В соборе хранятся замечательные Евангелия, в том числе Берлинское Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной.
В 1989 году было отпраздновано 200-летие собора, по этому поводу была отчеканена памятная медаль. Князь-Владимирский собор до сих пор остается единственным действующим приходским храмом на Петроградской стороне.
В 1872 - 1873 годах, окружая здание оградой, архитектор Н. Ф. Брюлло построил две часовни. В 1882 - 1886 годах на углу Большого проспекта П.С. и Владимирского сквера перед собором близ Тучкова моста по проекту архитектора Н.Н. Ковригина была возведена каменная Александро-Невская часовня в память убиенного императора Александра II. Часовня уцелела и в начале 1990-х годов возвращена собору.
Еще одна часовня - Казанской иконы Божией Матери на Тучковом буяне, сооруженная купцами в 1856 году - до наших дней не сохранилась.
Разумов А., 2003, 2004 гг. ()