Церкви, разрушенные в 1920-х - 1980-х годах:
В данный раздел включены храмы, как полностью разрушенные, так и существующие, значительно перестроенные и до сих пор занимаемые организациями, продолжающими их постепенное разрушение (последние выделены серым цветом). Материалы по истории храмов дополнены фотографиями конца XIX - середины ХХ вв., отсканированными из книг и журналов, полный перечень которых приведен на страничке "Список использованных источников".
Уничтоженные храмы середины XVIII века:
1. Троицкий собор (Троице-Петровский собор).
Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол. В 1743 г. по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 г. возведен новый "безо всякой перемены" храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 г. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 г., и зимой того же года обновленный храм был освящен.
"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа" – из описания собора конца XIX века.
Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924 - 1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня.
В соборе хранилось знамя,
сопровождавшее Петра I во время Азовских походов. Ценнейший памятник
отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.
Троицкая пл.
2. Церковь во имя Спаса Преображения Господня при Фарфоровом заводе.
В начале XVIII века на левом берегу Невы, близ казенных кирпичных заводов,
возникла деревня, где жили рабочие. Для них в 1713 г. выстроили деревянную
церковь. В 1731 - 1735 годах для мастеровых переведенного в эту местность
при Елизавете Петровне казенного фарфорового завода была выстроена скромная
каменная церковь, имевшая один купол. В ней были три придела: левый был
освящен в честь свт. Николая, правый - пророка Илии. Строителем каменного
храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди
жертвователей на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф
И. М. Головин, князья Куракин и Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие.
Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материалы. К 1811 г. храм
сильно обветшал. Е. Т. Соколов и Л. И. Миллер выполнили проект его перестройки,
но из-за недостатка средств удалось лишь изменить форму купола и частично
внутреннюю отделку. Тогда же в ограде церкви была построена часовня. Работы
длились всего одно лето, после чего храм был вновь освящен 27 сентября 1817
года.
В 1845 году здание подверглось частичной перестройке, однако это почти не нарушило его старинный внешний облик. Лишь шпиц, увенчивающий здание, был заменён восьмигранным куполом, а верхний деревянный ярус на трехъярусной колокольне заменили каменным. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковичной главкой; внутри церкви - хоры. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным.
Первоначально в храме был один алтарь, в 1736 году освященный в честь Преображения Господня. В 1775 году в церкви был устроен придел, освященный архиепископом Сильвестром 29 января 1775 г. во имя Пророка Илии. Второй придел во имя Николая Чудотворца был освящен в церкви 2 марта 1812 года. 1 июня 1858 года после перестройки храма и завода Митрополит С.-Петербургский Григорий вновь освятил главный алтарь. Иконостас церкви был высокий, четырехъярусный.
Главной святыней храма был образ Казанской Божией Матери, найденный в 1770 году корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта. Эта чудотворная икона была украшена ризой с серебряными венцами и драгоценными камнями и почиталась как целительная и чудотворная. Среди святынь храма были старинная икона Преображения Господня с частицами креста Господня и мощей святых Алексия, Георгия и Авраамия и образ Рождества Христова, писанный на стекле. Достопримечательностью церкви был колокол в 50 пудов, отлитый в Швеции в 1686 г. и перевезенный из Ниеншанца.
В 1856 г. была произведена реставрация иконостаса. В 1893 году, под руководством А. В. Малова, и в 1914 году в церкви производился основательный ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись. В 1894 году, в ознаменование юбилея фарфорового завода, перед храмом был установлен бронзовый бюст Елизаветы Петровны.
За церковью
находилось обширное кладбище. В 1871 г. было открыто приходское попечительство,
при котором состояли два училища. Церковь была закрыта 5 ноября 1932 года.
Здание её, составлявшее единый комплекс со зданием Фарфорового завода, и
являвшееся памятником архитектуры, снесено до основания в 1933 году.
Ликвидировано и старинное Преображенское кладбище - на его бывшей территории
в 1960 - 1970-е годы выстроены кинотеатр и станция метро "Ломоносовская".
Просп. Обуховской Обороны (напротив д. 151).
3.Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская церковь).
Эта церковь, одна из первых на Выборгской стороне, построена в
1714 году в Бочарной слободе по повелению Петра I. Церковь была деревянная,
однопрестольная, освящена она была 1 августа 1714 года. В 1744 - 1745 годах
на деньги купцов Дмитрия Лукьянова и Фёдора Зотова на месте обветшавшего храма
по проекту И. Я. Шумахера был возведен новый, освященный в 1745 году. Через
несколько лет вновь построенное здание было повреждено молнией. В 1749 - 1752 годах
на месте деревянной была построена каменная двухэтажная церковь в стиле барокко.
Она была освящена 7 февраля 1752 года: главный престол и два придела Тихвинской
иконы Божией Матери и во имя Священномученика Антипы. После расширения 20 июня
1761 г. был освящен придел во имя Трех Святителей, а 4 ноября 1967 г. была освящена
и верхняя Спасская церковь. Верхнюю церковь, напоминавшую по плану постройки
М. Г. Земцова, перекрывал низкий свод с двумя рядами колонн, поставленных попарно.
Зал пересекал поперечный неф, благодаря чему помещение казалось более просторным.
Деревянная церковь к тому времени была отремонтирована и перенесена на Сенную
площадь.
В 1828 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1832 г. над входом выстроена колокольня,
которую в 1902 году заменили новой, трехъярусной. В 1840 г. по проекту А. Я. Андреева
на углу были выстроены каменная ограда и часовня. Последняя подверглась перестройке
спустя четверть века при ремонте храма. В 1880 - 1881 годах храм был значительно
обновлен. В нижнем этаже, где размещались приделы во имя Тихвинской иконы Божией
Матери и священномученика Антипы, были установлены фарфоровые иконостасы, изготовленные
на фабрике Корнилова. В 1889 г. отремонтировали верхнюю церковь, превратив ее в теплую.
В верхнем храме стоял прекрасный деревянный иконостас середины XVIII века с хорошо
сохранявшейся резьбой. На хорах находилась церковь во имя Николая Чудотворца, устроенная
фабрикантом Роговиковым, позже перенесенная в его дом у Пустого рынка.
В 1902 году по проекту Н. Н. Еремеева церковь была увеличена пристройкой новой отдельной
трёхъярусной колокольни, где внизу на средства купца А. А. Денисова в конце 1906 г. был
устроен придел прп. Авраама Затворника со склепом.
В 1908 - 1909 гг. на углу Минеральной и Тимофеевской улиц по проекту Еремеева была
построена каменная Богословская часовня, заменившая деревянную. Еще раньше, в 1901 - 1902
гг., на углу Безбородкинского проспекта и Тимофеевской улицы была выстроена по проекту
Ю. Рейнера часовня св. Александра Невского.
Хотя архитектура храма не отличалась выразительностью, он был интересен своим старинным
иконостасом, утварью и уникальным образом, который по преданию принадлежал Петру I и был
написан по случаю взятия Азова. Местным почитанием пользовались две иконы: Тихвинской
Божией Матери и священномученика Антипы. В церковной библиотеке хранилось много старинных
книг и редких рукописей.
Церковь была закрыта в марте 1932 г. и тем же летом снесена, ее уникальное внутреннее
убранство уничтожено. Две иконы были переданы в Сампсониевский собор, остальные в
Госфонд и Русский музей. Ныне на месте храма разбит сквер.
Ул. Комсомола, угол ул. Михайлова, 9.
4. Церковь (с 1923 г. - собор) во имя Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной).
Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С.Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.
Согласно первоначальному плану
церковь разделялась на теплую половину с двумя приделами и однопрестольную
холодную. Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила
переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского
придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс
останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была
завершена строительством к 1762 году. 2 октября 1764 года настал черед правого
придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель,
и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, холодного, освященног сначала во
имя Сретения Господня. Позже он был переосвящен во имя Успения Божией Матери.
Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников.
Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на
многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня,
завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816 - 1817 годах архитектор Л. Руска
несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и
соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный
портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади
гауптвахты, возведенной этим же зодчим.
В 1833 - 1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал
купола и своды. Еще раньше, 14 января 1822 года был освящен им же созданный
придел на южной стороне от главного алтаря - во имя Всемилостивого Спаса, а
позже 14 февраля 1835 г. - северный придел во имя архистратига Михаила,
построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое
единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка
верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными,
несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили гланую
церковь, а после ее освящения и малая. Все пять престолов были сняты с мест,
поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873
года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897 - 1898
годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой
медью. В 1902 - 1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И.
Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой
огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг
был получен только в 1923 году.
Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII
века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный
престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами,
отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100
килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни
в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из
малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году
известный ювелир Ф. А.Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в
семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского
собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой
серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из
часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа
Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память
избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали
большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти
В. М. Пешехонова, картины Г. Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его
колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей.
Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими
произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел
542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.
Успенская церковь, более известная под именем "Спаса-на-Сенной" (по названию
одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число
особенно посещаемых храмов Петербурга. В 20-х годах XIX века при
Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах
церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым
приютом для сирот. В декабре 1871 г. при Спасо-Сенновской церкви было учреждено
Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало
действовать с 16 декабря 1873 года. При Обществе существовали богадельня для
старых женщин и приют для детей.
В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное
сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят
с охраны. Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый
храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года,
чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до
сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не
мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об
эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого
памятника старины. Ныне в память об этой святыне рядом с вестибюлем станции
метро строится небольшая часовня.
Сенная пл., 2
5. Церковь во имя Вознесения Господня.
Деревянная церковь на этом месте была построена по просьбе
корабельных мастеров. Ее заложили в августе 1728 г., в ноябре того же года был
окончен строительством первый придел - святого Иоанна Воина. Постройка
завершилась в марте 1729 г., вскоре храм был освящен. Проект его и рисунок
иконостаса выполнены архитектором И. К. Коробовым. В 1730 г. над церковью
возвели шпиль. К середине века она стала тесной из-за выросшего количества
прихожан.
Каменная приходская церковь была заложена в 1755 году по проекту арх. А. Ф.
Виста. Храм возводился пятиглавым, квадратным в плане. К нему затем пристроили
трапезную и колокольню. После того как в 1758 году рухнула колокольня, вместо
неё А. Ринальди, внесший в проект большие изменения, соорудил новую –
совершенную по контуру и пропорциям. Колокольня представляла собой трехъярусную башню, декорированную полуколоннами
и завершавшуюся шатром. Она считалась в Петербурге второй по красоте после
колокольни Никольского собора. По первоначальному плану храм разделялся на
теплую и холодную части. В западной, теплой, части были устроены два придела:
во имя святого великомученика Иоанна Воина и во имя иконы Божией Матери "Утоли
моя печали", освященные соответственно в июне 1764 г. и в сентябре 1765 г. В
1769 г. все работы были завершены и в мае холодная церковь во имя Вознесения
была освящена. Престол в ней украсили сенью
резной работы, в колоннах которой были вырезаны их дерева фигуры ангелов в
человеческий рост. В 1796 г. в углу церковной ограды была возведена каменная
часовня, которая в XIX веке неоднократно перестраивалась.
В 1805 - 1813 гг. архитектор Луиджи Руска перестроил церковь, удлинил боковые
приделы и заново отделал интерьеры, а её купола, высившиеся на высоких
барабанах, получили шлемообразную форму. Однако на столбах, поддерживающих
купола, зодчий сохранил резные украшения барочного стиля. В 1852 г.
основательно изменился интерьер храма: алтари были подняты, алтарная часть
выдвинута и ограждена изящной решеткой, иконостас поднят и надстроен одним
ярусом, пилястры оформлены под белый мрамор. В 1867 - 1869 гг. архитектор Г. И.
Карпов вновь несколько изменил форму куполов. По его же проекту в 1885 - 1886
гг. была перестроена часовня на набережной.
В церкви также находился напрестольный крест, изготовленный в
1685 году. церковная библиотека, основанная в 1730 г., состояла из богословских
книг и духовных журналов. Созданное при церкви в 1869 г. Общество попечения
бедных выдавало денежные пособия и помещало в богадельню престарелых и увечных.
При обществе существовал приют, в котором воспитывались и обучались дети.
Живописный ансамбль Вознесенской церкви, расположенный на пересечении
Вознесенского проспекта и Екатерининского канала, на протяжении 150 лет играл
роль ведущей архитектурной доминанты района. Величественный храм с высокой
колокольней был закрыт в 1935 году и снесен в 1936 г.
Церковь славилась иконостасом греческой работы, стоявшим в главном приделе.
Четырехъярусный с колоннами иконостас украшала вызолоченная по белому фону
резьба. Большую художественную ценность представлял также серебряный иконостас
правого придела, вес которого превышал 130 килограммов. Иконы для храма были
написаны художником М. Л. Колокольниковым. Среди святынь церкви особо выделялись
две древние иконы: "Утоли моя печали" в драгоценной ризе, привезенная из Москвы
и в 1820 г. вставленная в особо устроенный серебрянный киот работы мастера Помо,
и Иоанна Воина.
Вознесенский просп., 34а
В 1722 - 1723 году на месте собора была построена
деревянная "полотняная" церковь, освящённая 6 мая 1723 года во имя святителя
Николая. К сожалению, описания храма до нас не дошло. В 1735 взамен ее строится
деревянная же церковь, освященная 26 сентября во имя Святой Троицы с приделом
свт. Николая. В эту церковь в том же году был перенесен из Ям-Ижорской часовни
чудотворный образ святителя Николая - главная святыня Колпина. Рядом с церковью
образовалось сельское кладбище, в 1809 году перенесенное за село. Здесь же,
посреди села, рядом с деревянной церковью, 3 августа 1758 года была заложена
каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами -
Святителя Николая и Тихвинской Божией Матери. Никакого архивного материала за
время до 1809 года не сохранилось. Новая церковь строилась в характерном для
своего времени стиле "растреллиевско-елизаветинского" барокко, предположительно
по проекту С. И. Чевакинского, а заканчивалась в 1767 - 1773 годах другим лицом,
что сказалось в некоторых деталях отделки.
В 1773 году были освящены главный алтарь храма и его боковые приделы.
Наименование приделов было выбрано не случайно - Тихвинская икона Божией Матери
- покровительница всего Северо-запада России, а святитель Николай Чудотворец
является небесным покровителем Колпина. Колпинская Троицкая церковь являлась
крупным церковным сооружением, состоящим из храма и отдельно стоящей в 30-ти
метрах западнее его надвратной колокольни. Размещалась она на пригорке в центре
села. Высокая каменная колокольня, высотой 53 метра, выходила своим фасадом на
Соборную (Урицкого) улицу и представляла в средней своей части проезд-ворота.
Собственно колокольня возвышалась над воротами и состояла из трех уменьшающихся
ярусов, которые завершались высоким колоколообразным ребристым куполом, несущим
шпиль, общая высота которого с куполом составляла 23,5 метра. Колокола
помещались на первом и третьем ярусах. Второй ярус, вернее только пояс, был
отмечен циферблатами часов, механизм которых располагался внутри этого
помещения. К колокольне с северной и южной сторон примыкали жилые помещения для
церковного причта. Колокольня Троицкой церкви являлась главной доминантой
Колпина и была видна за много верст от него.
Пятиглавая церковь, с одним доминирующим центральным куполом и
четырьмя меньшими, расположенными по диагоналям, имела в плане форму креста,
восточная оконечность которого была закруглена и представляла собой алтарную апсиду,
а западная ее оконечность имела такую же глубину, как и восточная, но будучи
прямоугольной, производила впечатление несколько выдвинутой. Общая высота церкви
составляла всего 31 метр, однако для Колпина, состоявшего в большинстве из
деревянных домов, эта высота была достаточно внушительной. Стены и своды храма
были выложены из кирпича, и внутри и снаружи были оштукатурены известью. Во
всех четырех углах здания находились пониженные односветные части, увенчанные
луковичными маковками.
Каждый из концов крестообразных выступов здания церкви был перекрыт двускатной
крышей, которая с торца образовывала фронтон. На каждом купольном перекрытии
был установлен круглый барабан с ложными окнами, который венчала четырехметровая
восьмигранная луковичная маковка с крестом. С запада на восток церковь имела
ширину 33,6 метра, а с севера на юг - 29,5 метра. Главный западный фасад церкви
имел выступающую гранитную паперть с прямоугольной площадкой и лестницей на три
стороны в пять ступеней. Внутреннее убранство Троицкой церкви поражало своей
красотой и великолепием, и прежде всего обилием богато украшенных икон в дорогих
ризах. Наибольшего своего расцвета и великолепия церковное убранство достигло к
1914 году, благодаря щедрости прихожан и благотворителей. Внутренние своды храма
опирались на четыре массивных четырехгранных каменных столпа, служивших
одновременно опорой и для центрального купола. Колонны эти со всех сторон
были украшены иконами в огромных киотах. Однако наибольшим великолепием и
красотой поражал всех огромный центральный трёхъярусный иконостас нежно-голубого
цвета с шестнадцатью позолоченными колоннами и фигурами десяти ангелов, также
позолоченными.
Полностью позолоченные резные Царские врата иконостаса украшали иконы
Благовещения Пресвятой Девы Марии, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов,
в серебряных ризах. Над Царскими вратами находилось укрепленное деревянное
резное сияние с посеребренным изображением Святого Духа в виде голубя,
окруженного шестью резными позолоченными херувимами. Иконостас украшали
иконы великолепной работы, украшенные серебром, позолотой, горным хрусталем
разного цвета. Во втором ярусе был помещен огромный живописный образ "Спас на
престоле", высотой 2,5 метра; над ним помещалась резная позолоченная корона и
под ней вензель с литерой "Е" императрицы Екатерины II. Третий ярус состоял из
двух витых позолоченных икон, между которыми находился высокий (2,7 метра),
закругляющийся сверху образ Божией Матери на престоле, венчаемый ангелами.
Иконостасы обоих приделов были совершенно одинаковы и имели три яруса.
В художественном отношении придельные иконостасы представляли большую ценность.
В церкви хранились Кресты с мощами Святых Угодников - поистине бесценные
святыни, в том числе Крест с 55-ю частицами Святых Мощей.
На улицу из храма вело три выхода - центральный и по одному с северной и южной
стороны. В 1900 - 1901 годах были построены каменные часовни в углах церковной
ограды. Проект часовен был разработан кем-либо из заводских инженеров при
консультации Вас. А. Косякова. В каждой из них находились роскошные резные
иконостасы из темного дуба. Часовни как нельзя лучше вписались в комплекс
Троицкой церкви, завершив, тем самым, его постепенное развитие. В 1918 году
Троицкий храм был возведён в ранг собора. В 1922 году собор, принадлежавший
обновленцам, подвергся изъятию ценностей. В начале 1930-х годов собор был
поставлен на охрану, как памятник архитектуры, имеющий
художественно-историческую ценность. Закрытый в 1937 году собор подвергся
разграблению, иконостас храма был уничтожен. Через год здание было перестроено
в кинотеатр, который располагался в нем до самой войны. В начале войны, в
августе 1941 года спецгруппой НКВД была подорвана верхняя часть колокольни
собора, которая могла служить ориентиром для врага. В результате прямых
попаданий снарядов во время войны здание собора сильно пострадало, были
разрушены все его купола и своды. Полуразрушенный остов колокольни был
окончательно снесен в 1943 году. Сохранившиеся на 80-100% стены собора были
разобраны в 1957 - 1958 годах, несмотря на почти десятилетнюю борьбу ГИОП за
сохранение и восстановление здания.
Память о Троицком соборе осталась до сих пор, свидетельством чего
стала установка в городском саду на месте храма деревянного креста и памятной доски,
освящённых 29 августа 1996 года; а также воссоздание в Колпине Свято-Троицкого
прихода, которым построена деревянная церковь во имя свт. Николая и планируется
строительство нового Троицкого храма на новом месте на берегу Ижоры.
Колпино, ул. Урицкого