Церкви, разрушенные в 1920-х- 1980-х годах:
23-24. Церкви во имя Сошествия Святого Духа и во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
На месте этих церквей, размещавшихся в устье Большой Охты, при
её впадении в Неву, в 1618 году, после заключения Столбовского мира, шведским
королём Густавом-Адольфом была основана крепость Ниеншанц, вскоре превратившаяся
в центр городской застройки. Поселок при крепости - Ниен (Ниенштадт) - в конце
1640-х годов при королеве Кристине получил права города. В крепости была
лютеранская церковь, а в городе - два лютеранских и один православный храм.
После взятия крепости 1 мая 1701 года русскими войсками под началом царя Петра
I и генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крепость Ниеншанц и город Ниенштадт
были переименованы в Шлотбург. Крепостные укрепления срыли. На месте крепости
Петром была основана Охтинская верфь (ныне "Петрозавод"), где строились военные
и торговые корабли. При верфи Петр устроил поселение для свезенных со всей
России корабельных плотников. В 1722 году жители Охтинских слобод обратились
в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. В том же году была построена
часовня, освященная во имя Праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников и
корабелов. В 1725 году часовня была превращена в церковь. В 1731 году церковь
разобрали и перенесли в Ямскую слободу. На месте разобранной церкви построили
часовню. Рядом с ней жители Охты в том же, 1731 году выстроили и освятили
каменную церковь: главный престол был освящен во имя Святой Троицы, правый
придел - во имя Иосифа Древодела, а левый - во имя Николая Чудотворца. Cо
временем, несмотря на капитальный ремонт 1815 года, церковь и колокольня при ней
сильно обветшали. В 1825 году старую колокольню разобрали, а на её месте
построили новую стройную четырехъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Легкая и
ажурная, она не уступала в изяществе колокольне Никольского собора, удивительно
дополняла собой четкий силуэт Смольного собора, стоявшего на другом берегу Невы.
Позднее было разобрано и старое здание церкви, на месте которого возвели новое
- храм с тремя престолами, освященными 15 октября 1844 года. Главный алтарь
освятили во имя Сошествия Святого Духа, а боковые во имя Иосифа Древодела и во
имя Смоленской иконы Божией Матери. Каменный Святодуховской (на снимке) храм
построен в 1833 - 1844 гг. по плану неизвестного архитектора. Новый
внушительный однокупольный Святодуховский храм с трёх сторон окружали
дорические портики с фронтонами. Его своды покрывали внутри художественные
росписи, облагораживала деревянная резьба. Среди святынь церкви достойны
упоминания: Смоленская икона Божией Матери, привезенная из разобранной церкви
на озере Ильмень; чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте",
которую передали из частного дома после исцеления молившихся перед ней женщин;
икона Святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1812 г. уральскими
казаками, которые "занимали пост" на Охте; Иверская икона Божией Матери,
пожертвованная императрицей Марией Александровной в 1862 году; икона Знамения
Пресвятой Богородицы; икона св. Александра Невского, пожертвованная прихожанами
в память мученической кончины императора Александра II; старинная икона Святого
Иосифа Древодела, возвращенная из Крестовоздвиженской церкви Ямской слободы;
напрестольное Евангелие в драгоценном окладе, напечатанное в Москве в 1697 году.
При церкви существовало кладбище.
После революции Святодуховская церковь продолжала оставаться одной из самых
посещаемых в городе. В 1929 году она была закрыта.
На одной оси со Святодуховской церковью, в 15 метрах
восточнее её, стояла небольшая Покровская церковь, построенная в 1746 - 1748
годах при императрице Елизавете Петровне. Храм был каменным с деревянным
куполом. В 1832 году обветшавшее здание церкви Покрова было отремонтировано и
перестроено и 15 октября того же года вновь освящено. Пристроенные к её фасадам
в XIX веке портики придавали зданию классический облик. В итоге сложился единый
архитектурный ансамбль, ставший украшением невских берегов. С 1880 по 1896 год
службы в храме не совершались. В 1896 году храм был заново отделан и вновь
освящен 1 октября 1896 года. Самой знаменитой святыней храма была привезённая
из разобранной церкви на озере Ильмень большая икона Бога Саваофа. В 1932 году
церковь Покрова, закрытая за несколько лет до этого, была разрушена одновременно
со Святодуховской церковью и колокольней.
Большеохтинский просп., д. 3
25. Церковь во имя Воскресения Христова при психиатрической больнице Святого Пантелеймона. В середине XIX века была устроена городская больница Святого Пантелеймона. Она считалась временной и занимала деревянные корпуса бывшей землевладельческго училища удельной фермы, возведенные в 1832 - 1833 гг. по проекту архитектора академика Х. Ф. Мейера. Для училища и жителей фермы и была устроена церковь, деревянное здание которой было возведено на средства Департамента уделов в 1833 году и 1 октября того же года освящено. Строительство двухэтажного здания церкви производилось под наблюдением министра уделов Л. А. Перовского. 12 образов для иконостаса храма написал академик Д. И. Антонелли. В 1876 году церковь, ставшая больничной, была капитально отремонтирована, расширена и повторно освящена митрополитом Исидором 15 декабря. В 1888 г. больница, реконструированная И. С. Китнером, отошла к городу. При очередном ремонте храма, проводимом гражданским инженером А. П. Максимовым, он был вновь расширен. В 1899 г. возвышавшуюся на крыше звонницу заменили деревянной колокольней. За год до этого церковный флигель отремонтировали после пожара и надстроили вторым этажом. В 1910 г. к церкви была сделана каменная пристройка.
26. Церковь во имя Святого Равноапостольного князя Владимира
14 сентября 1825 г. на уединенной аллее Лесного парка стрелялись на дуэли
флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Константин Чернов. Оба были
смертельно ранены, и спустя несколько часов скончались. Поводом для дуэли
послужил отказ Новосильцева - из-за сопротивления его матери, урожденной
графини Орловой, - жениться на сестре Чернова. Секундантом Чернова был поэт
К. Рылеев, который содействовал превращению дуэли в общественное событие, а
похороны Чернова - в публичную манифестацию. Потеряв по собственной вине
собственного сына, Е. В. Новосильцева очень печалилась и, желая искупить грех,
приобрела постоялый двор в Лесном, где умер ее сын и истратив около 1 миллиона
рублей, возвела на этом месте богадельню и церковь.
Церковь в комплексе Орлово-Новосильцевской богадельни была
построена по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя. Храм был заложен 1 мая 1834
года и освящен через 4 года, 15 мая 1838 года, как и три здания богадельни,
стоявшие по сторонам. Богадельня была открыта в 1842 году. Храм в строгом стиле
позднего классицизма был в плане круглым и оформлен дорическим портиком.
Внутри его свод поддерживали 16 ионических колонн искусственного серого мрамора,
стены украшали такие же пилястры. Иконы в двухъярусном иконостасе красного дерева
написал академик А. К. Виги, а лепку исполнил Ф. Торичелли. Витражи в алтаре
выполнила мастерская Орлова в Москве. Две алтарные картины - "Иерусалимский храм"
и "Часовня в Вифлееме" (1836 г.) академика М. Н. Воробьева - графиня приобрела
прямо с академической выставки. К освящению она также подарила храму золоченую
серебряную утварь, бархатную ризницу, Евангелие, украшенное серебром, эмалью и
полудрагоценными камнями, большое бронзовое паникадило и обеспечила причт доходами.
На стенах церкви висели две бронзовые доски: одна рассказывала истоию постройки,
другая посвящалась памяти погребенного в склепе под церковью действительного
статского советника Е. П. Пражевского, наблюдавшего за ее возведением. В 1897 г.
в храме произвели реставрационный ремонт. В конце XIX - начале ХХ века у офицеров
существовал обычай в случае грозящей им опасности (например, перед предстоящей
дуэлью) приходить молиться в эту церковь.
К церкви была приписана деревянная Преображенская часовня,
существовавшая с начала XIX века на углу Большой и Малой Спасских улиц (нынешняя
пл. Мужества). В 1864 г. часовню обновили и расширили. К ней в Преображение из
храма устраивался Крестный ход.
С 1919 года церковь стала приходской. Ампирная церковь-ротонда,
украшавшая весь квартал, была закрыта 17 марта 1932 г. и в июне того же года взорвана.
Часть имущества из нее передали в Русский музей. Здания богадельни частично снесли,
частично перестроили. Сейчас в них размещается стоматологическая клиника. В 1988 г.
в парке Лесотехнической академии, на месте дуэли Чернова и Новосильцева, установлена
памятная стела.
Просп. Энгельса, д. 1-3, угол Новороссийской ул.
27. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы на Смоленском православном кладбище Когда на Смоленском кладбище появился каменный храм Смоленской Божией Матери, первую деревянную церковь переделали и 8 ноября 1792 года освятили как "оспенную" во имя Архангела Михаила. В 1818 году ее отремонтировали, но наводнение 1824, от которого эта часть острова сильно пострадала, нанесло постройке ощутимый ущерб. Живописец В. Л. Боровиковский, написавший в следующем году храмовый образ (ныне в Русском музее), хотел возобновить на свои деньги церковь, однако смерть в апреле 1825 помешала ему сделать это. Полуразрушенное здание в 1829 году разобрали, передав иконостас в дом имеретинской царицы Марии. В сентябре того же года было заложено, а 20 декабря 1831 г. во имя Пресвятой Троицы освящено новое каменное здание, возведенное слева от Смоленской церкви по проекту В. Т. Кульченкова. В нем 13 ноября 1832 г. на хорах освятили Михайловский придел, куда перенесли убранство из старого храма. В приделе висели иконы кисти Боровиковского, чья могила находилась у входа в церковь. Через восемь дней на нижнем этаже освятили придел мучеников Сергия и Вакха. Новая, Троицкая, церковь была строгих пропорций, с выпуклым куполом на невысоком барабане. Главный её фасад подчеркивал дорический портик. Новые иконы исполнил Павлов, роспись - М. Я. Ширяев. Позже этот придел был переделан на средства старосты А. А. Баринова и 7 октября 1892 г. снова освящен. В 1900 году напротив храма выстроена часовня для панихид, а через три года храм подвергся основательному ремонту. Здание церкви оказалось непрочным; в 1904 началась его полная перестройка в русском стиле по проекту академика М. Т. Преображенского и архитектора И. И. Яковлева. Освящение обновленного храма совершил 21 июня 1905 года епископ Нарвский Антонин. Перестройка стоила около 100 тыс. рублей; в цокольном этаже был устроен Михайловский придел с усыпальницами, соединенный с приделом Сергия и Вакха и освященный 21 февраля 1905 года. Несмотря на довольно неудачную перестройку, здание церкви в основном сохранило живописность и компактность силуэта. Роспись храма исполнил С. И. Садиков, образа - А. Н. Новоскольцев и Ф. Р. Райлян. Церковь была закрыта в феврале 1932 года и летом того же года снесена. Прах В. Л. Боровиковского и захоронение актера П. А. Каратыгина, находившееся у восточной стены церкви, были перенесены в Некрополь мастеров искусств на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры. В 2001 - 2002 годах на месте алтаря главного престола церкви возведен небольшой изящный монумент-часовня с памятной мемориальной доской.
28-29. Церковь во имя Сретения Господня и церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на Волковом единоверческом кладбище.
Деревянная Сретенская церковь была первым единоверческим храмом Санкт-Петербурга. Когда Павел I разрешил старообрядцам иметь церкви, беспоповцы-федосеевцы в 1799 г. на своем кладбище на правом берегу Волковки выстроили деревянную часовню, которую единоверцы, ее новые хозяева, вскоре расширили, пристроив алтарь и колокольню. 27 января 1801 года эта небольшая постройка была освящена как Сретенская церковь. Она мало изменилась и в последующие годы, хотя в 1804 и 1813 годах ее хотели заменить на каменную. В трехъярусном иконостасе церкви было много старинных икон, особенно выделялись образ святой Седьмицы, святого Отечества и преподобного Авраамия Галичского 1694 года. К началу ХХ века здание обветшало, но неоднократно ремонтировалось и поддерживалось в хорошем состоянии.
Богаче и величественнее выглядела
Благовещенская церковь, первый проект которой составил в 1809 г. Ж. Ф. Тома де
Томон. Однако этот проект показался чересчур дорогим и осуществлен был более
скромный проект Викентия Беретти, по которому каменный ампирный храм и был
заложен 29 июля 1913 года. 5 мая 1818 года состоялось ее освящение. В 1835 -
1836 годах его полностью перестроил и расширил архитектор Авраам Мельников.
Внешний вид церкви превратился в коллекцию разнообразных
архитектурных курьезов, что снизило ее художественную ценность; хотя некоторые
историки находили в ней нечто близкое работам М. Казакова. Основной объем
храма венчала странная композиция: здесь к круглому барабану как бы приросли
четыре маленькие звонницы (совершенно ненужные, так как у церкви была отдельная
колокольня), и всю эту громоздкую группу венчала тяжелая луковица, похожая на
купол мечети. Лучше получилась колокольня, чья ярусная композиция, традиционная
для позднего классицизма, кажется более русской, нежели стилизованные кокошники
трапезной и собственно церкви. План храма нетипичен для Мельникова, который чаще
строил центрические церкви, и свидетельствует о творческом упадке, постигшем
зодчего во второй половине 1830-х гг.
Роспись интерьера храма принадлежала
кисти М. С. Пешехонова. В 1843 году под колокольней
церкви на средства церковного старосты почетного гражданина М. Леонтьева был
устроен теплый придел, освященный во имя Святого Пророка Илии, где была помещена
икона "Достойно есть" XVI века. 15 июля 1890 г. был освящен придел Поклонения
честным веригам апостола Петра, устроенный по проекту архитектора П. И. Буланова
на деньги старосты П. В. Васильева. Церковь Благовещения была богата древними
антиминсами, иконами и богослужебными книгами. Древняя икона Казанской Божией
Матери, принадлежавшая этой церкви, считалась чудотворной, с разрешения духовного
начальства ее возили по домам.
Обе церкви Волковского единоверческого кладбища были
закрыты в 1930 году и вскоре снесены. На их месте находятся промышленные
предприятия.
Наб. реки Волковки, 7
30. Церковь во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя на Волковом православном кладбище.
Волковское православное кладбище было устроено императрицей Елизаветой Петровной сенатским указом от 11 мая 1756 г. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при заложенном кладбище деревянную часовню. Наконец, к концу лета 1756 г., кладбище было открыто для погребений, а к концу года на нем было похоронено 898 человек. Отсутствие до 1759 г. своего постоянно приписанного к часовне священника не мешало захоронениям, т.к. почти всех умерших привозили либо уже отпетыми в приходских церквах, либо провожали и отпевали в кладбищенской часовне приходские священники. К концу 1759 г. была построена первая здесь однопрестольная деревянная церковь, освещенная 3 декабря во имя Спаса Нерукотворного Образа в присутствии Елизаветы Петровны. Где находилась эта церковь, определить трудно, т.к. не сохранилось или просто не было планов кладбища этого времени. Все, что известно о первой церкви, так это то, что она была небольшая и деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная и холодная. Записей о внутреннем убранстве церкви практически нет. Можно только предположить, что иконы, впоследствии находившиеся в деревянной Воскресенской церкви (построенной в 1777 г.), принадлежали Спасо-Преображенской церкви. При императоре Александре I сильно обветшавший деревянный Спасский храм был в 1812 году отреставрирован, и принято решение о постройке нового храма, проект которого разработал В. И. Беретти. Однако, заложена была церковь только в 1837 году, когда Николай I приказал разобрать старый, тесный и холодный, деревянный храм. Большой кладбищенский храм был построен по упрощенному и значительно удешевленному проекту, выполненному архитектором Ф. И. Руска. Величавый четырехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 года экзарх Грузии митрополит Иона. Главный престол был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, второй - во имя святых царей Константина и Елены, третий - во имя Казанской Божией Матери и четвертый - во имя архистратига Михаила. В облике здания отчетливо прослеживалось влияние классицизма. Его пять куполов покоились на дорических колоннах. В 1865 г. Спасская церковь была отремонтирована: стены украсили иконы, хранившиеся до того времени в ризнице, были сменены лампады и подсвечники, облачения, заменен жертвенник. Церковь засияла новыми красками. В 1880 г. сделан мраморный стол для запрестольного ковчега и тумба для запрестольного креста. Перед революцией это был главный и самый большой, постоянно действующий храм единого прихода Волковского кладбища. Достоянием Спасского собора была икона "Анна Пророчица" работы К. П. Брюллова. В его ограде были похоронены писатели Д. В. Григорович, К. Д. Кавелин, Г. И. Успенский; рядом с храмом находились могилы М. Е. Салтыкова-Щедрина и И. С. Тургенева. В мае 1936 года церковь была закрыта, и в конце 1930-х годов здание храма было частично перестроено под цех завода "Монументскульптура", который продолжает занимать изуродованное здание и в настоящее время.
Камчатская ул., д. 4, Волково православное кладбище
31-32. Церковь во имя Всех Святых и церковь во имя Успения Пресвятой богородицы на Волковом православном кладбище.
К началу XX века Волковское православное кладбище превратилось в
одно из крупнейших кладбищ Петербурга, протяженность дорожек которого достигала
пятнадцати километров. На кладбище действовали пять православных храмов.
Церковь Всех Святых построена в 1850 – 1852 гг. по проекту архитектора Франца
Ивановича Руска, по образцу построенной им рядом Спасской церкви. Храм
возводился на средства богатейшего русского купца, старосты единого прихода
Порфирия Пономарёва, известного своей благотворительностью. После освящения
церкви 22 августа 1852 года погребения Пономарёвых были перенесены в неё, а
через год здесь же был погребён сам жертвователь П. И. Пономарёв. Поэтому
церковь Всех Святых в народе обычно называлась "Пономарёвской".
В 1854 - 1855 годах близ входа на Волковское кладбище на
месте раскольнической молельни на средства, пожертвованные семьёй табачных
фабрикантов Колобовых (отсюда и второе название церкви - "Колобовская") была
возведена новая церковь по проекту И. В. Штрома. Церковь была освящена в 1855
году. В 1910 – 1912 годах деревянное здание церкви было разобрано и сооружена
каменная Успенская церковь, освященная лишь в 1918 году.
Первоначальный проект храма составил А. Д. Шиллинг, но епархиальный архитектор
А. П. Аплаксин изменил отделку фасадов.
Церковь Всех Святых была закрыта в феврале 1930 года и
весной - летом 1931 г. разобрана на кирпичи. Церковь Успения Пресвятой
Богородицы закрылась в конце 1920-х годов, а к 6 сентября 1929 года была "срыта
до основания".
33. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в Кайдановской. Церковь при бумажной фабрике построена в 1837 году. Храм был закрыт в 1933 году и разрушен в войну. Белоостров
34. Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе.
Основание церкви св. Екатерины в Екатерингофе было приурочено к
памяти первой победы Петра над шведами 6 мая 1703 года неподалеку от деревни
Кальюля (Калинкина). В 1707 году была построена первая деревянная Екатерининская
церковь, здесь же Петр построил деревянный дворец, который подарил своей
супруге Екатерине. Ближайшая местность получила название Екатерингоф. По
преданию, именно в Екатерининской церкви Петр I тайно обвенчался с Екатериной
Алексеевной. Деревянная церковь святой Екатерины, как и многие ей подобные,
просуществовала недолго. Ее разобрали в 1721 году в связи с устройством
одноименной церкви в здании казенной мануфактуры. В 1781 г. здание мануфактуры
по повелению Екатерины II было обращено в Калинкинскую больницу, и через три
года поблизости возвели новый деревянный храм. В 1826 году в ответ на
многочисленные просьбы екатерингофских прихожан Николай I объявил конкурс на
лучший проект церкви в Екатерингофе.
Большой каменный храм в память о Петре I построен в 1831 -
1837 годах, став первой культовой постройкой архитектора К. А. Тона, победившего
в многоступенчатом конкурсе двух авторитетных архитекторов-академиков. Это один
из первых примеров "русско-византийского стиля". Проект архитектора
Тона император Николай I признал образцовым для церковного зодчества. Средства
для постройки церкви были собраны прихожанами.
Главный Екатерининский престол был освящён в ноябре 1837
года епископом Гдовским Венедиктом. Кроме него в храме были приделы: правый -
во имя святителя Николая и левый - во имя святой Царицы Александры, освященные
в 1844 году. План церкви был приближен к квадратной форме с тремя полукружиями
апсид на восточной алтарной стене и небольшим притвором на западной. Над
церковью были вознесены пять небольших луковиц на высоких барабанах, для
украшения использовались мотивы московской архитектуры XV - XVI столетий:
килевидные кокошники, пояса, стрельчатые арки, ложные закомары, декоративная
аркатура на тонких колонках. Тем самым создавался легкий архитектурный образ. В
1871 - 1873 годах по проекту В. А. Дорогулина при консультации Тона к церкви
была пристроена высокая колокольня. Иконы для храма писал новгородский
живописец Чистяков; здесь находились также копии с работ Рафаэля, Рембрандта,
Бруни и старинные образа прежних Екатерининских храмов.
При церкви с 1873 г. существовало Общество вспоможения
бедным, с 1874 г. - богадельня и с 1875 г. - детский приют.
Здание церкви, хранившее на протяжении почти столетия
бесценные сокровища петровского и елизаветинского времени, было безжалостно
взорвано в 1929 году. На его развалинах, которые не разбирались несколько лет,
можно было обнаружить чудом сохранившиеся иконы, таким образом оказавшиеся в
частных владениях. Позже на месте храма было выстроено здание кинотеатра
"Москва".
Старо-Петергофский просп., д. 6
35. Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор) лейб-гвардии Семеновского полка.
Старая деревянная однопрестольная полковая церковь, построенная
для расквартированного за рекой Фонтанкой Семеновского полка еще при императрице
Елизавете Петровне в 1748 году, первоначально располагалась на углу
Загородного проспекта и Можайской улицы, а затем, в 1764 г. по распоряжению
Екатерины II была перенесена восточнее, к засыпанному теперь Введенскому каналу.
В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала
Екатерина II. В 1800 г., проектируя новый комплекс Семеновских казарм, Ф. И.
Демерцов задумал посреди него большой купольный храм, который так и не был
построен. Старая же церковь мешала строительству Царскосельского вокзала, и к
тому же вместимость её была недостаточной.
Место для нового полкового храма выбрали по другую сторону Загородного
проспекта, близ полкового госпиталя. 22 августа 1837 года он был заложен.
Строительство храма по проекту Константина Тона, датированному 1834 - 1836
годами, велось под личным наблюдением министра Императорского двора князя П. М.
Волконского. Помощниками Тона при возведении храма были Н. Л. Бенуа, К. К.
Мейснер и А. К. Росси - сын знаменитого архитектора. К осени 1839 г. выдержанная
в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка длилась
еще три года, закончившись освящением 20 ноября 1842 г. в присутствии самого
Императора, который дал от себя две трети из того миллиона рублей, что стоил
храм. В 1843 году, вскоре после постройки каменного храма, здание деревянной
церкви было разобрано. Художественный образ новой церкви был своеобразной
интерпретацией московского XVI и владимиро-суздальского XVII веков
храмового зодчества.
Собор был первоначальной, своего рода макетной в материале, или вариантной,
проработкой архитектурного решения для храма Христа Спасителя в Москве,
ставшего крупнейшим произведением К. А. Тона. Стены массивного, почти
кубического основного объема Введенского собора, так же как у московского храма,
завершались традиционными для древнего русского зодчества закомарами. В
композиции здания Тон сочетал приемы, традиционные для русской архитектуры
XV - XVI веков (пятиглавие, луковичные золоченые главы, кокошники, тонкие
колонки, членящие фасады), с отдельными отголосками классицизма - сравнительно большими
нерасчлененными плоскостями гладко оштукатуренных стен, колоннами подкупольных
барабанов, горизонтальным аттиковым завершением основного куба храма.
В силуэте доминировала крупная центральная глава, а ей аккомпанировали четыре
боковые. Оригинально интерпретировал здесь архитектор восходящую еще к
византийскому зодчеству четырехстолпную опорную конструкцию купола. Разложив
опоры по диагоналям подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел
тем самым усилить пространственную жесткость сооружения, соответственно
уменьшить сечение опор, сделать интерьер просторнее и привести таким образом
архитектурную композицию к лучшему согласованию с конструктивной системой.
В храме было три придела: главный - Введенский, южный - во имя Святого князя
Александра Невского, северный - в честь святых праведных Захарии и Елисаветы.
Они были освящены одновременно 20 ноября 1842 года. Живописное убранство храма
отличалось особой изысканностью.
Трехъярусный иконостас в нем был вырезан по рисунку К. А. Тона в мастерской
охтинских резчиков Николая Тарасова, Василия Бобкова и Егора Скворцова. Лепку
внутри исполнил известный Федор Дылев, рельефы снаружи - скульпторы Н. А.
Рамазанов, И. И. Реймерс, М. Г. Крылов, А. И. Мануйлов. Образа написали
академики П. В. Басин, В. К. Шебуев, Ф. И. Яненко, Т. А. Нефф, А. К. Виги, Ф. П.
Брюлло; паруса расписал А. Т. Марков, купол - В. К. Сазонов. Из прежней церкви
в приделы взяли часть икон, в том числе две бережно сохраняемые иконы
"греческого письма": Нерукотворный Спас и Знамение Божией Матери, бывшие с
Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его
московском храме. Они были размещены в главном алтаре по сторонам
запрестольного образа. Главный запрестольный образ "Снятие с Креста", копия с
картины Даниила де Вальтера работы Гобель-Цеттеля, был передан из Эрмитажа. В
другом приделе находился запрестольный образ "Рождество Христово", копия с
известной "Ночи" Корреджо, тканый на Императорской Шпалерной фабрике. В 1877
г. храму было пожертвовано оригинальное, сделанное из перламутра "Введение"; в
1914 г. Иерусалимским патриархом Дамианом - образ Воскресения Христова с
частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 году из
золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, сама же плащаница была отбита
семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма.
Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно все было
обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями.
16 декабря 1906 года в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и
орнаментом нижний храм сщмч. Иакова с походным иконостасом николаевского
времени. Здесь в мраморной гробнице были похоронены убитый
революционерами-террористами командир полка генерал-майор Г. А. Мин и трое
павших при подавлении восстания в Москве семеновцев. На гробнице находился
образ "Спаситель в терновом венце" кисти В. М. Васнецова, а на стене была
написана сочиненная Г. А. Мином молитва. Кроме того, в церкви были погребены
другой командир полка - гр. В. П. Клейнмихель и министр Императорского Двора кн.
П. М. Волконский, ведавший ее постройкой.
Кроме того, в верхнем храме среди полковых знамен были установлены мраморные
доски с именами офицеров, павших во время военных кампаний. Там же в витринах
лежали мундиры августейших шефов и фельдмаршальский жезл вел. кн. Николая
Николаевича (старшего).
Архитектурная критика середины XIX века отзывалась о
Введенской церкви в самых восторженных выражениях. Особенно отмечалось
конструктивное совершенство постройки. В 1907 году в храме был произведен
большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел
новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 году
полковая церковь получила статус собора. В конце 1916 г. В. Н. Бобров сделал
проект мраморного иконостаса в память погибших в Мировую войну офицеров,
которых хоронили в нижней церкви.
К храму было приписано три часовни: на Загородном,
напротив Семеновских казарм, имевшая вид мраморного киота и освященная в 1885
году (арх. Н. В. Набоков); рядом с храмом - во имя св. Александра Невского, в
память спасения в Борках, выстроенная в 1893 - 1894 годах (арх. С. А. Баранкеев);
шатровая, слева от вокзала, освященная в 1898 г. в память о спасении Цесаревича
в Отсу. С 1873 г. при храме существовало благотворительное общество, которое
содержало богадельню и школу-приют для бедных девочек. Церковь ежегодно
жертвовала по 300 рублей на содержание полкового приюта для солдатских дочерей.
Находившийся первое время после революции, ввиду высокой
художественной ценности росписей и интерьеров, под охраной государства как
памятник архитектуры, храм снесен в 1933 году. Годом позже за счет
освободившегося места расширили соседний сквер. Снесли и все три часовни. В
2001 г. на месте алтаря собора в сквере установлен памятный крест. На месте
Александро-Невской часовни в 1997 г. выстроено здание ресторана "Макдональдс".
Загородный просп., между домами 45 и 47.
36. Собор во имя Святой Екатерины в Царском Селе
Великолепный собор на главной площади Царского Села построен в 1835 - 1840 годах по проекту К. А. Тона. Композиция здания в основном повторяла композицию одноименной церкви в Екатерингофе и Введенского собора. Пять позолоченных луковичных глав собора опирались на круглые барабаны, фасады имели горизонтальное аттиковое завершение. Интерьер украшали живописные полотна "распятие" А. Ван Дейка и "Слава Богородице" П. Веронезе. Роспись "Евангелисты" в куполе принадлежала кисти Ф. П. Брюллова. Святой престол храма имел серебряную одежду. В 1916 - 1917 годах настоятелем собора служил протоиерей Иоанн Кочуров, в 1895 - 1907 годах - один из основателей Северо-Американской Православной Церкви, созидатель православных храмов в Соединенных Штатах, в том числе величественного храма Пресвятой Троицы в Чикаго. Когда 13 ноября 1917 года в Царское Село вступили отряды большевиков и арестовали священников, отец Иоанн, пытавшийся разъяснить дело, был расстрелян разъяренной толпой солдат на глазах его сына. По просьбе прихожан пастырь был погребен в усыпальнице собора. В 1994 году Архиерейским Собором он был причислен к лику святых под именем Священномученика Иоанна, пресвитера Царскосельского. Екатерининский собор был действующим до 1939 года. В начале июня 1939 года, рано утром жители близлежащих домов были разбужены взрывом - это ушел в небытие уникальный собор. В послевоенные годы на месте храма был воздвигнут памятник В. И. Ленину. Ныне с ним соседствует православный крест, установленный на месте алтаря разрушенного собора.
37. Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
38-40. Церковь во имя Святителя Митрофания Воронежского, церковь во имя Всемилостивейшего Спаса и иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" и церковь во имя Сошествия Святого Духа и Семи Отроков Эфесских ("Кекинская") на Митрофаниевском кладбище. Сейчас, пожалуй, лишь петербуржцы старшего поколения помнят, где располагалось некогда самое большое городское православное кладбище - Митрофаниевское. А перед революцией, в престольный праздник 7 августа, съезжалось для поминовения до 100 000 горожан. Ныне огромный участок между Балтийской и Варшавской линиями железной дороги, где некогда возвышались три прекрасных храма, занят гаражами, складами и свалками. Митрофаниевское кладбище было основано в 1831 году на месте векового леса. Тогда же здесь появилась часовня, а через четыре года сюда была перенесена деревянная церковь лейб-гвардии Измайловского полка, стоявшая на месте нынешнего Троице-Измайловского собора. 20 октября 1835 года она была торжественно освящена в честь новопрославленного в 1832 году святителя Митрофана Воронежского. Святитель Митрофаний (1623 - 1703), будучи Воронежским епископом, оказывал деятельную помощь Петру I в годы приготовления к Азовскому походу, он даже отдал на нужды царя все свои деньги. Петр сделал его епископом Азовским. В 1732 году мощи Митрофания были найдены нетленными.
Церковь во имя Происхождения
Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивейшего Спаса) с
придельным храмом во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" была старейшим
храмом на кладбище. Это именно та, перенесенная церковь Измайловского полка,
первоначально освященная здесь как Митрофаниевская, но затем в 1859 г., после
ремонта переосвященная с новым именем. Придел во имя иконы "Неопалимая Купина"
был освящен еще в 1841 г. Утварь и престольный образ для него подарила мещанка
Комарская. Из Измайловской церкви был взят иконостас охтинского резчика
Брызгалова с образами работы Краснова. В апреле 11883 г. произошел пожар,
уничтоживший храм, не удалось спасти даже иконостас. Архитектор Г. И. Карпов
всего за одно лето восстановил двухсветное здание с главкой, лишь немного
отступив от первоначального вида. 13 октября 1883 г. епископ Ладожский Арсений
произвел освящение. Новый иконостас сделал Райский, иконы написал академик В. В.
Васильев. Эта новая деревянная церковь предназначалась для увечных воинов -
инвалидов русско-турецкой войны. Главной святыней храма считался местный образ
святителя Митрофана.
Храм был закрыт в сентябре 1927 года и через два года
снесен.
Церковь во имя Сошествия Святого
Духа и Семи отроков Эфесских, напоминавшая большую часовню, была построена в 1885
- 1887 годах на пожертвования известного петербургского купца-благотворителя,
уроженца Ростова Великого, А. Л. Кекина (1838 - 1897) на могиле его сына
Максимилиана, студента университета, умершего 22 октября 1885 г. В двухэтажном
здании церкви размещались два алтаря: во имя Семи Эфесских Отроков-мучеников - в
нижнем этаже, освященный 22 октября 1887 г., в день их памяти, и во имя Святого
Духа в верхнем этаже, освященный тремя днями позже. В 1902 г. церковь по своему
проекту и на свои средства перестроил гражданский инженер С. И. Андреев.
Храм был закрыт летом 1927 года и в следующем году снесен.
Кроме храмов, на кладбище было
немало часовен: святого Александра Невского у ворот; часовня для отпеваний,
построенная в 1905 г. гражданским инженером С. И. Андреевым; часовня-палисад
над могилой странника А. М. Крайнева; часовня над склепом адмирала В. М.
Головнина и его сына - министра народного просвещения. В 1927 году властями было
принято решение о "немедленном закрытии Митрофаниевского кладбища". В это время
на нем действовала еще одна церковь - во имя преподобного Серафима Саровского,
очевидно освященная в каменном склепе-часовне после захвата обновленцами
кладбищенских храмов. Спустя два года были закрыты и снесены все кладбищенские
храмы, территория кладбища пришла в полное запустение. В 1930-е гг. несколько
исторических захоронений были перенесены в музейные некрополи. В послевоенные
годы значительная часть кладбища была уничтожена; лишь остатки Старообрядческого
участка, получившего в народе название Громовского, также лишившегося в 1930-х
годах своего величественного храма Покрова, да немногочисленные старые деревья
напоминают о некогда великом "святом поле".
Митрофаньевское шоссе, дд. 12-14.
41. Церковь во имя Преображения Господня.
6 августа 1808 г. в одном из домов близ Ботанического сада
была освящена Преображенская церковь, предназначенная для служащих медицинского
ведомства. Иконы для неё написал академик С. А. Безсонов. Так как население
Аптекарского острова быстро росло, то 7 июля 1840 г. была заложена новая
однопрестольная церковь на 360 человек. Автором ее проекта был академик трёх
европейских академий, президент Российской Академии Художеств К. А. Тон.
За работами по возведению храма наблюдал А. И. Гомзин. Церковь в
русско-византийском стиле возводилась на насыпном холме и обошлась в 85 тыс.
рублей. Вчерне она была готова уже через два года, но освящение состоялось лишь
16 сентября 1845 года, так как отделку храма поручили известным художникам.
Иконы Спасителя и Божией Матери "по золотому фону" в трехъярусном иконостасе и
образа четырёх Евангелистов в парусах были написаны К. П. Брюлловым. Остальные
образа написал академик В. К. Сазонов. Церковь принадлежит тому типу бесстолпных
пятиглавых храмов c луковичными главками, который был хорошо знаком русскому
зодчеству XVII века. С древней композиционной системой Тон соединил классические
декоративные детали фасадов, разместив на них колонны коринфского ордера,
сгруппированные по две и собранные на углах "пучками". Барельефы на
фасаде вылепили Н. А. Рамазанов и М. Г. Крылов.
Церковь была воздвигнута для жителей Аптекарского острова,
а в 1873 г. перешла к гвардейскому Гренадерскому полку, чьи казармы находились
неподалеку. В нее были перенесены из упраздненной казарменной церкви
священномученика Артемона чтимые полковые иконы XVIII века св. Себастиана и
Казанской Божией Матери, серебряная утварь 1829 года и богатые сосуды. На стенах
храма были повешены полковые знамена и траурные доски.
Церковь была закрыта в апреле 1930 года и передана под
спортклуб Электротехнического института. Лишенная "оглавления", перестроенная
внутри и снаружи в 1930-х годах церковь - единственная уцелевшая культовая
постройка К. А. Тона в городе. В ней размещается лаборатория электрофизической
акустики Электротехнического университета.
Инструментальная ул., 3
У здания казарм
Гренадерского полка, близ истока Карповки, 24 апреля 1883 года была освящена,
возведенная по проекту архитектора Эдуарда Гольдберга в русско-византийском стиле,
с золоченой главкой, часовня святого Александра Невского - в память убиенного
императора Александра II - шефа полка. Лепные украшения в часовне выполнил скульптор
Д. И. Иенсен. Раз в неделю причтом церкви Преображения Господня в часовне служились
молебны. После революции часовня была закрыта и в начале 1930-х годов снесена.
Наб. реки Карповки, д. 2а.
42. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Трёхпрестольный
величественный храм построен в 1844 - 1849 гг. в центре площади, устроенной к
этому времени южнее строившегося первого постоянного Благовещенского моста
через Неву для нужд расквартированного здесь лейб-гвардии Конного полка, одного
из старейших полков русской гвардии, созданного ещё в 1730 году повелением
Императрицы Анны Иоанновны. До этого богослужения совершались в церкви при
полку. В 1807 г. полк занял Кавалергардские казармы и в одной из их помещений
разместили церковь. В 1843 г. Николай I повелел соорудить для полка новую
церковь. Строительство храма велось по проекту архитектора К. А. Тона в
русско-византийском стиле, который был одобрен Императором Николаем I как
образцовый. 2 июля 1844 года состоялась торжественная закладка храма в
присутствии Государя, на средства которого храм, в основном, и сооружался.
20 марта 1849 года состоялось торжественное освящение церкви главным
священником армии и флота В. И. Кутневичем в присутствии Императора. Главный
алтарь был освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; правый придел -
во имя свт. Николая Чудотворца, святого покровителя храмоздателя, шефа
Конногвардейского полка императора Николая I; левый - во имя праведной Анны
Пророчицы, святой покровительницы царицы Анны Иоанновны, основавшей полк и при
нём первый полковой храм.
Изящная церковь была украшена группой из пяти шатров.
В плане храм имел вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем. Как и в
некоторых русских церквах, каждый угол здания был обработан тремя колоннами,
собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие
здание, соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. В наружной
отделке здания были использованы путиловский камень и финский гранит. Барельефы
на фасаде исполнил скульптор Н. А. Рамазанов.
Внутри храм был отделан искусственным мрамором; лепные
украшения из алебастра местами позолочены. Стены покрывали росписи. Деревянные
иконостасы храма созданы охтинским резчиком С. Тарасовым. Во всех приделах
иконостасы украшали резные колонны, капители; царские врата и боковые двери
были прорезные. Иконы для иконостасов церкви написали на холсте видные мастера
академизма: Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, М. И. Скотти, П. М. Шамшин, А. Т. Марков.
Запрестольный образ главного алтаря - Вознесение
Богородицы написал профессор Габерцетель, запрестольный образ в правом
приделе - Богоявление Господне - профессор Жеваго. Великолепием поражало
внутреннее убранство храма – одной серебряной утвари и украшений было более 160
килограммов. На стенах храма висели бронзовые доски с именами павших в боях под
Аустерлицем и Бородино офицеров, полковые знамёна, георгиевские штандарты,
высочайше пожалованные полку за боевые заслуги. В витринах хранились мундиры
Императоров Александра I и Николая I - шефов полка как "знак царской любви к
войскам и в вознаграждение по заслугам их в память о государях-благодетелях,
изволивших носить их". Среди святынь и достопримечательностей храма были два
напрестольных креста с двадцатью пятью и девятнадцатью частицами мощей святых
угодников; малое Евангелие, напечатанное в 1625 году, некогда принадлежавшее
Петру Великому; серебряные сосуды для святого
причастия работы петербургского мастера Захара Дейхмана. Особенно чтилась икона
Благовещения Пресвятой Богородицы (1815 г.), пожертвованная в храм Великим
Князем Николаем Николаевичем-старшим, полученная им в Святой Земле от
Иерусалимского Патриарха. В склепе храма были погребены два командира полка -
участник войны 1812 года князь А. Ф. Орлов (1787 - 1861) и князь В. Д. Голицын
(1816 - 1888) и там же устроен небольшой Владимирский придел.
В 1918 году Благовещенская церковь стала приходской. Храм
выполнял немаловажную градостроительную роль, выделяя в силуэте города узел
оживленных коммуникаций.
Церковь была закрыта и снесена в 1929 году, так как
якобы "стесняла трамвайное движение". Ныне её место пустует. При проведении в
середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью
были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь
Благовещенского храма.
Пл. Труда