Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церкви, разрушенные в 1920-х- 1980-х годах:

 

 

Уничтоженные храмы 1850-х - 1860-х гг.:

 

 

 

43. Церковь во имя Святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка.

Церковь восходила своей историей к 1796 году, когда был сформирован гвардейский полк конных охотников (егерей) и при нем открыта временная церковь. Первая полковая церковь святого Мирония находилась близ староегерских казарм, между Семеновским плацем и Звенигородской улицей. Посвящение святому мученику Миронию полковой церкви связано с битвой при Кульме 17 августа 1813 года, в которой егеря нанесли противнику победный удар. День битвы - 17 августа - по церковному календарю был отмечен памятью святого мученика. После постройки новых казарм полковую церковь перенесли в их расположение.
      Возведенная в 1849 - 1855 годах по проекту архитектора К. А. Тона каменная церковь строилась преимущественно на средства Кабинета Его Императорского Величества. За основу её конструктивно-планировочного замысла было принято зодчим усложненное сочетание крестово-купольного и базиликального типа церковных сооружений. Церковь венчала группа из пяти шатров. С запада к высокому основному четверику храма примыкала трапезная и многоярусная колокольня, также завершенная шатром. Центральный неф автор спроектировал выше и шире боковых. Всё это, при взлете колокольни около 70 метров и лишь немного отстающих от неё высотой шатрах, а также значительная протяженность храма придавали ему вид некоего горделивого небесного корабля, особую выразительность, благодаря чему здание вошло в городской силуэт заметным ориентиром. Церковь по праву считалась одной из красивейших в городе. Скупость внешней отделки придавала зданию суровый облик, соответствующий его "военному" значению. 17 августа 1855 года состоялось освящение церкви в присутствии новокоронованного императора Александра II. Церковь имела три престола: главный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла - в память об императоре Павле Петровиче, при котором был сформирован полк; правый во имя святого Александра Невского - святого покровителя нового императора и левый - одноименный церкви - святого мученика Мирония. Мирониевская церковь была известна своими чудесными иконостасами, большинство икон в которых написал профессор М. И. Скотти. Шефство над полком и храмом Николая I выразилось и в выделении средств на создание для него роскошной утвари и богослужебных предметов. Одним из наиболее значительных художественных сокровищ церкви был главный престол. Его дубового дерева основа, отделанная частично мрамором, блистала чеканными из серебра деталями; передняя часть имела большую чеканную панель с необычайно тонко исполненной композицией "Тайная Вечеря" в окружении изображений ангелов. Иконы для церкви писали художники Ф. Г. Солнцев, П. И. Скотти, А. Т. Марков, Ф. Завьялов и другие.
      Несмотря на известную условность формы, церковь Святого Мирония явилась наиболее удачной попыткой Тона воскресить стилистику старинного русского зодчества. Церковь закрыта в марте 1930 года и взорвана в 1934 году. Сейчас на этом месте пустырь.
Наб. Обводного кан., д. 99/18.

 

 

 

44. Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины в имении Светлейшей княгини Е. В. Салтыковой.

В конце XVIII - начале XIX века в местности за Малой Охтой стояли богатые дачи. Одна из них, деревянная, в три этажа с бельведером, принадлежала А. М. Сухаревой, известной своей жестокостью "Полторачихе". В 1846 г. дача перешла к статс-даме светлейшей княгине Екатерине Васильевне Салтыковой, урожденной Долгоруковой, которая основала в ней небольшую богадельню. Для этой богадельни академик В. П. Львов разработал утвержденный 29 ноября 1847 г. проект одноглавого с портиком каменного храма размером 8,5 на 5,5 саженей. Через два года одноэтажный храм с небольшой деревянной колокольней, возводимый на средства Салтыковой, был вчерне готов. 6 сентября 1850 г. состоялось его освящение в честь небесной покровительницы княгини. Облик церкви ярко характеризовал наметившуюся на фоне общего кризиса классицизма стилистическую расплывчатость церковной архитектуры середины XIX века.
      В церкви находился фамильный склеп семьи Салтыковых, в котором княгиня была похоронена в 1863 г. Из ее моленной в храм были переданы 37 больших и малых образов, частью старинных. Иконы в иконостасе храма принадлежали кисти В. М. Пешехонова. К числу чтимых образов относились иконы Казанской Божией Матери и святой Екатерины в ризах с драгоценными камнями.
      В 1918 г. причт хлопотал об открытии при богадельне своего кладбища. Остатки закрытого в 1935 г. храма были разобраны в 1960-х гг., чтобы уступить место складским постройкам.
Уткин просп., д. 12.

 

 

 

45. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца (Миловская церковь).

С этой церкви в столице началось единоверие. Первоначально церковь была устроена на втором этаже дома любимского купца И. И. Милова (ныне д. 16), по фамилии которого и названа Миловской. Освящена она была 29 июня 1799 года. Антиминс церкви был освящён еще при царе Иоанне IV Грозном и архиепископе Новгородском Пимене во имя Святителя Николая Чудотворца. На организацию церкви было получено разрешение императора Павла I, который лично усердно поддерживал единоверие и пожертвовал храмовый образ Святителя Николая, пожелав чтобы храм был освящен во имя этого святого. Плащаница была вышита дочерью Милова. 21 декабря 1800 года император Павел I даровал "Миловской" церкви крест и амвон для солеи храма. После смерти Милова в 1839 году священнослужители церкви ходатайствовали о постройке рядом с его домом отдельного церковного здания. С разрешения императора Николая I новый храм с колокольней был построен по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Она была заложена 8 июля 1845 г. на участке земли, подаренном М. И. Морозовой, дочерью Милова, и уже через два года вчерне готова. Однако работы замедлились из-за распрей и нехватки средств, и освящение храма состоялось лишь 6 мая 1852 г., в день храмового праздника. Архитектура церкви была близка тоновским храмам "русско-византийского стиля". Иконостас и образа были перенесены из прежней церкви. Также в храме хранились старопечатные книги, дорогая утварь, часть Ризы Господней, купленная Миловым у грузинских царевичей, и несколько частиц со святыми мощами в напрестольном кресте. В 1870 году по проекту М. А. Щурупова к храму пристроили сторожку. В 1901 г. церковь отреставрировали.
      Богатый старинными иконами очень нарядный, с пятью куполами и высокой шатровой колокольней единоверческий храм был закрыт в 1932 году, когда ею владели старообрядцы-окружники белокриницкого согласия, и взорвана. Сейчас на ее месте расположен корпус Военного инженерно-технического университета.
Захарьевская ул., д. 18.

 

 

 

46. Церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины при Малоохтинском кладбище.

В истории этого храма много белых пятен. Известно, что в 1698 году здесь стояла небольшая деревянная церковь шведского лютеранского прихода - церковь святой Девы Марии. В 1720-х годах в перестроенном здании лютеранской церкви был устроен православный храм, освященный во имя Святой Марии Магдалины. Рядом с храмом возникло кладбище, на котором в 1762 г. уже существовала деревянная часовня. Каменная церковь на Малоохтинском кладбище выстроена в 1778-1781 годах при императрице Екатерине II неизвестным архитектором. Храм был однопрестольным, с деревянным куполом, увенчанным луковичной главкой. Население слободы, достигавшее нескольких тысяч человек, было очень набожным, часто ходило на службы. В 1849 году церковь начали перестраивать сначала В. Ф. Небольсин, а затем К. Я. Маевский. В 1851 г. на средства купцов был выстроен правый придел Иоанна Златоуста, позже - левый во имя благоверного князя Георгия, а также был возведен каменный купол. Тогда же у храма появилась двухъярусная колокольня, завершавшаяся остроконечным шатром. 30 марта 1857 года состоялось освящение главного престола перестроенной церкви. Основной объем храма имел вид четверика, увенчанного небольшими главками на высоких барабанах. Приделы друг от друга отделялись перегородками, что позволяло служить одновременно литургию и панихиды. Охтяне сделали двухъярусные золоченые резные иконостасы, в которых было несколько старинных икон, прежде всего - Божией Матери. При церкви было довольно большое кладбище, на котором хоронили жителей Матросской слободы. На нем был похоронен писатель Н. Г. Помяловский, неоднократно упоминавший эту церковь в своих произведениях. В 1913 г. жители увековечили имя своего знаменитого земляка, назвав его именем улицу у кладбища.
      Старинная Тихвинская часовня в 1900 г. была перенесена от перевоза через Неву на площадку по другую сторону проспекта. Неподалеку от церкви находилась Никольская часовня, выстроенная в 1903 г. по проекту архитектора О. Л. Игнатовича в честь выздоровления Николая II. В конце Мариинской улицы стояла Воскресенская часовня, перестроенная Игнатовичем в 1904-1905 годах. Две другие приписанные к церкви часовни - деревянные - находились на месте холерного кладбища, возникшего во время эпидемии 1831 г. и в деревне Клочки.
      13 мая 1938 г. в связи с предполагаемой реконструкцией Охты Леноблисполком постановил снести церковь и кладбище. Однако закрытая в августе одна из старинных и своеобразных церквей Петербурга чудом уцелела и была передана фабрике по ремонту и изготовлению электроизмерительной аппаратуры; после войны в ней устроили кинотеатр, а снесли лишь в середине 1970-х годов. На месте уничтоженного кладбища образовался обширный пустырь, часть которого занимает спортивная площадка. В 1996 - 2001 годах на территории пустыря выстроен новый каменный Успенский храм в память жертв Ленинградской блокады.
Малоохтинский просп., напротив д. 53а

 

 

 

47. Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.

В 1854 году, когда ожидалось вторжение в Финский залив англо-французского флота, в Лисьем Носу был устроен редут и размещена артиллерийская батарея. В 1855 году служивший здесь ополченец Иван Быков построил деревянную часовню, рядом с которой в июне того же года была заложена церковь. Здание деревянной церкви было выстроено всего за два месяца, и 28 августа 1855 года она была освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь была обнесена деревянной оградой, над ней возвышались два купола с позолоченными крестами. В 1857 году при церкви построили колокольню. В конце XIX - начале ХХ века храм не действовал и был возобновлён в 1914 - 1917 годах архитектором Г. С. Войницким. Особой любовью прихожан пользовалась икона Божией Матери "Утоли моя печали", пожертвованная великой княгиней Еленой Павловной в ноябре 1855 года, и икона св. Петра Александрийского, пожертвованная в память о погибшем в 1855 году вице-адмирале П. А. Караулове его сыном. Вновь церковь была закрыта в 1924 году и в 1928 году её здание было перенесено в Тарховку и переделано под железнодорожный вокзал. Ж/д станция Лисий Нос.

 

 

48-50. Церковь во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского, церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и церковь во имя Преподобной Марии, именованной Марином на Большеохтинском кладбище (единоверческие).

Для погребения единоверцев купец Иван Иванович Милов, основатель единоверия в Петербурге, купил в 1803 г. у Православного Георгиевского кладбища на Большой Охте землю, где через два года была выстроена деревянная часовня. По фамилии купца кладбище Церковь Димитрия Солунского стало называвться Миловским.

      Димитриевская церковь была построена по проекту архитектора Карла Ивановича Брандта. Для "большей благовидности" его пришлось переделать в Главном управлении Путей сообщения, отчего лишь 23 июня 1846 г. состоялась закладка каменного храма. Здание имело один престол, трапезную и колокольню над входом. Выдержанная в русско-византийском стиле постройка была готова уже в следующем году, но ее освящение с разрешения митрополита Санкт-Петербургского Никанора состоялось 27 сентября 1853 года, когда храм получил свой причт. Иконостас вырезали охтяне Трубников и Алексеевский, иконы "древнего извода" написал В. М. Пешехонов, а часть старинных образов была получена из наследства Макушева. Лепку в интерьере исполнил Онисифор Косолапов.
      Строительство обошлось в 52 тысячи рублей. Средства на постройку церкви были завещаны шапочным цеховым мастером Д. Г. Макушевым, просившем в своем завещании освятить церковь во имя святого Димитрия Солунского. По названию церкви вся единоверческая юго-восточная часть Большеохтинского кладбища отныне называлась также и Димитровской.

      Поскольку церковь была холодной, прежнюю часовню перестроили в теплую однопрестольную Покровскую церковь, где тоже имелось несколько старинных икон. 28 сентября 1854 г. эта красивая деревянная церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы и сорок лет простояла без изменений. В 1894 г. её закрыли, отремонтировали и по проекту воекнного инженера И. И. Григорьева пристроили колокольню и новый придел. 1 октября 1896 года состоялось освящение обновленного здания.

      Третий, тоже однопрестольный храм, был выстроен на кладбище по проекту гражданского инженера Николая Никитича Никонова. Церковь была возведена на деньги вдовы потомственного почетного гражданина Марии Трофимовны Козминой на месте погребения ее родителей. Храм был заложен 24 сентября 1895 г., через три года завершен и освящен 14 ноября 1902 года во имя небесной заступницы жертвовательницы - преподобной Марии, именовавшейся Марином, жившей в VI веке. Каменная, крестообразная в плане церковь была выдержана в московско-ярославском стиле. Облицованное красным и желтым кирпичом здание вмещало 600 человек. Иконостас церкви был позлащен, стены расписаны. Престол был отделан серебром, образа и росписи выдержаны в древнерусском стиле. Изразцы и терракотовые украшения исполнила художественно-промышленная школа в Миргороде. Внизу находилась семейная усыпальница.

В августе 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета, согласно которому все единоверческие храмы Большеохтинского кладбища были закрыты и вскоре снесены. Сейчас на их месте - часть Большеохтинского кладбища.
      Партизанская (б. Единоверческая) ул.

 

 

 

51. Церковь во имя Воскресения Христова и Михаила Архангела (Малоколоменская).

По случаю прекращения вспышки холеры и желая отметить рождение младшего сына Николая I Великого Князя Михаила Николаевича, жители Малой Коломны в 1832 году просили выстроить на "Козьем Болоте" храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тысяч рублей, но прошло еще семь лет, прежде чем нужные средства были собраны. Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня для сбора пожертвований, которую начали строить 16 декабря 1845 г. и освятили 8 марта 1846 года. 12 октября 1847 года был заложен по проекту Н. Е. Ефимова каменный двухэтажный храм, близкий по своему русско-византийскому стилю постройкам К. А. Тона. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях. Работами руководили сперва архитектор А. И. Шевцов, служивший в Главном управлении путей сообщения, и его помощник В. Ф. Небольсин, а с 1850 года - архитектор Ф. И. Руска. 10 января 1848 г. последовало высочайшее соизволение и благословение Синода на устройство временной церкви. В том же году при часовне устроили и 22 февраля освятили временный деревянный храм во имя Рождества Христова, разобранный впоследствии в феврале 1861 года. Хотя в 1851 году здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вёл К. Я. Маевский. 28 февраля 1859 года митрополитом Григорием был освящен главный придел верхнего храма. За ним последовали 4 октября 1859 года - правый Тихвинский и 8 ноября 1861 года - левый Михайло-Архангельский, от которого пошло народное название церкви - Михайловская.
      Спустя восемь лет после освящения церкви в главном куполе открылась течь, вследствие чего началось исправление всего здания. Работы проводились в 1867 - 1869 гг. под наблюдением архитектора К. Я. Маевского.
      Компактное двухэтажное здание увенчивали пять свободно расставленных куполов, отличавшихся редкой пропорциональностью формы. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П. М. Алексеев, иконы в главном приделе написали В. Н. Бовин и К. С. Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С. И. Муратов. Церковная утварь отличалась особым изяществом.
      Уникальность всему храму придавала нижняя церковь-вертеп в центре подвального этажа - точная копия Рождественского храма в Вифлееме на месте рождения Спасителя. Она была отделана в 1870-е годы архитектором С. В. Садовниковым. В вертеп вел длинный проход, освещенный множеством лампад. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью "Слава в вышних Богу" размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами "Видевшие звезду возрадовашеся радостию велию зело". Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень - место отдыха паломников, а рядом находился мраморный колодец с освященной водой. 47 лампад тонкой ручной работы спускались со сводчатого потолка, стены были расписаны восковыми красками на темы Рождества Иисуса Христа и висело множество икон. Вертеп в нижнем храме был освящен митрополитом Исидором 22 июня 1880 года, а придел св. Иоанна Крестителя, созданный на средства старосты Н. И. Глазова, - 22 декабря 1887 года. В этой церкви с 1894 года до постройки своего храма молились православные эстонцы.
      Близ храма была устроена богадельня для бедных женщин. В феврале 1870 г. при церкви образовалось Общество для вспоможения приходским бедным, в ведение которого поступила и богадельня. При Обществе были открыты приюты для девочек и для мальчиков. Обществу оказывала покровительство великая княгиня Ксения Александровна.
      После того как замолк огромный, в 9 тонн колокол, созывавший прихожан, в марте 1932 года храм был закрыт и взорван по решению Ленсовета от 29 февраля 1932 года. Сейчас о нём напоминает лишь небольшой кусок гранита в сквере.
Пл. Кулибина в створе ул. Союза Печатников

 

 

52. Церковь во имя Святого Дмитрия Солунского (Греческая).

Вплоть до 1861 года греческое население Петербурга в качестве храма для богослужения использовало один из приделов Казанского собора. В 1861 г. в связи с ростом числа прихожан греческое посольство получило участок на Песках, между 4-й и 5-й Рождественскими улицами. Закладка храма по проекту Р. И. Кузьмина состоялась 25 мая 1861 г. Великолепный храм, вмещавший до 1000 прихожан был построен на средства богатого грека Д. Е. Бенардаки, который был впоследствии погребен в церковной крипте. При закладке в стену южной пристройки к алтарю была вделана доска с надписью: "Православный храм сей во имя святого Димитрия Солунского заложен во славу Божию 25 мая 1861 г. усердием и иждивением отставного поручика Дмитрия Егоровича Бенардаки в бытность полномочным министром греческого короля в Санкт-Петербурге князя И. М. Суццо при сотрудничестве греческого генерального консула И. Е. Кондоянаки по проекту, составленному строителем сего храма профессором архитектуры Р. И. Кузьминым".
      Храм был освящен 31 октября 1865 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором в присутствии греческого посла. В основу его архитектурного решения был заложен образ главного храма православного мира - собора святой Софии Константинопольской. Однако талантливый зодчий привнес новые декоративные элементы и достижения современной ему строительной техники. Строгое стилистическое решение отличало храм. Плоский главный купол, лежавший на легких аркадах-окнах, плавно дополняли боковые полукупола, покоившиеся на таких же окнах-аркадах. Над входом возвышалась небольшая звонница, решенная в форме арки. Со стороны восточного фасада были возведены пристройки для диаконника и ризницы. В подвальном этаже были устроены отопительные пневматические печи. Купол поддерживался не столпами, а четырьмя гигантскими арками, позволявшими сохранить полностью открытым пространство храма. Здание имело хорошую акустику; равномерный свет сквозь окна с матовыми стеклами освещал настенные изображения. Резной двухъярусный иконостас из орехового дерева и утварь были привезены из Греции. По примеру греческих церквей под куполом вместо паникадила был укреплен обруч (хорос) для свечей, изготовленный из оксидированного серебра. В зените сияющей выси, в световом ореоле купола парил пронизывающий душу образ Христа Пантократора (Вседержителя). Интерьер был отделан красным мрамором, пол - белым. Роспись и орнаментику церкви исполнили соответственно художники П. М. Шамшин и Бремсон. Живописные изображения были расположены ярусами, все надписи выполнены на греческом языке. Росписи южной апсиды и купола были посвящены Христу, северной - Богоматери. Алтарную апсиду украшала "Тайная вечеря". Царские врата иконостаса украшала сцена Благовещения, северные двери - изображение архангела Гавриила, южные - святого Стефана первомученика. Церковь вызывала всеобщее восхищение изяществом линий, соразмерностью своих внешних и внутренних форм.
      Из святынь храма наибольшим почитанием петербуржцев отличались чудотворные иконы святой Параскевы и Благовещения Пресвятой Богородицы, писанные на кипарисовом дереве. Богослужения в храме совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью в России и в Греции: он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин. Церковь была закрыта в январе 1939 года и снесена в 1961 году при постройке БКЗ "Октябрьский".
  В 1996 году архитекторы, искусствоведы и учёные, принимавшие участие в разработке проектов церквей Георгия Победоносца на Средней Рогатке (1994) и Рождества Христова в Веселом Поселке (1995), объединились в православную общину церкви великомученика Димитрия Солунского (Греческой). Община ставит целью строительство часовни в память Димитрия Солунского на углу Лиговского проспекта и 5-й Советской улицы, рядом с местом снесенной церкви. Проект часовни разработан архитекторами В. В. Зайцевым и В. Н. Питаниным.
Лиговский просп., д. 6

 

 

53. Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Зверина Покровского женского монастыря Новгородской епархии.

Покровская обитель существовала с первой половины XII века и находилась на Софийской стороне Новгорода, где некогда был княжеский зверинец, от которого и пошло ее название.
      Подворье монастыря в столице было построено в 1861 - 1863 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова. Здесь, на верхнем этаже, расположилась небольшая, тщательно ухоженная церковь, увенчанная высокой главкой, а на нижнем - часовня и кельи для двух монахинь и послушниц. Однопрестольная церковь была освящена 23 марта 1863 года епископом Ревельским Леонтием в присутствии великой княгини Александры Петровны. Позже на средства полковника С. П. Констади был устроен придел свт. Николая, освященный 16 сентября 1897 г. епископом Гдовским Назарием. Из Иерусалима в церковь была привезена старинная икона Успения Пресвятой Богородицы, для которой в Петербурге была сделана золотая риза с драгоценными украшениями.
      В январе 1923 года после упразднения Зверина монастыря храм стал приходским. Церковь действовала до марта 1931 года, когда ее здание было передано ИЗО рабочей молодежи. Во время блокады здание было разрушено прямым попаданием авиабомбы. После войны на этом месте было сооружено школьное здание.
Ул. Жуковского, д. 16/9.

 

 

54. Церковь во имя Михаила Архангела при Александровском Механическом заводе.

Церковь построена на 5-й версте Шлиссельбургского тракта на левом берегу Невы, на участке, где по распоряжению императора Александра I в 1824 году был размещен Императорский механический завод, позднее перешедший в собственность Главного общества российских железных дорог. В 1861 году рабочие завода стали свободными и назвали село, прилегавшее к заводу, Александровским в память царя-освободителя. На территории села находилась построенная в 1834 году начальством Механического завода часовня Успения Божией Матери. На её месте в 1860 - 1862 годах на средства, выделенные Департаментом железных дорог, и добровольные отчисления рабочих и служащих по проекту архитектора Б. Ф. Лорберга была построена каменная церковь с шатровой колокольней высотой в 16 саженей, освященная в честь Михаила Архангела. Её купола вместе с куполами расположенной рядом Успенской церкви подворья Задне-Никифоровского монастыря образовали выразительную архитектурную группу, далеко видную с Шлиссельбургского проспекта.

Храм был освящен 23 сентября 1862 года. Во вместитекльном храме имелась богатая серебряная утварь и дарохранительница в виде пятиглавого собора. Иконы в трехъярусном иконостасе храма были написаны петербургскими художниками В. В. Васильевым, П. И. Брусниковым и другими и одеты в драгоценные серебряные ризы. Стены храма были украшены картинами на сюжеты Евангельских притч. Церковь Михаила Архангела пользовалась большой любовью прихожан. В 1867 г. у тракта была возведена Александровская часовня. По имени храма и село вскоре получило новое имя - оно стало именоваться поселком Михаила Архангела.
Окруженный тенистым садом заводской храм был закрыт в марте 1932 года и через месяц был снесён. Сейчас ее место занято корпусами Пролетарского завода.
Просп. Обуховской Обороны, д. 125/2а.

 

 

55. Часовня (с 1919 г. - церковь) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при подворье Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря Петроградской епархии.

Череменецкий монастырь основан в XV веке на Череменецком озере, расположенном в 20 верстах к югу от Луги. Его главной святыней была старинная икона Иоанна Богослова.
Первый проект небольшой монастырской часовни в Петербурге составил В. В. Виндельбандт, но заложена она была 14 августа 1863 г. после переделки проекта епархиальным архитектором Г. И. Карповым. Часовня, напоминавшая по композиции фасада иконостас, была пристроена слева к дому купца Т. О. Туранова, подарившего для нее место в память о сыне Василии. Освящая 3 января 1865 г. сооруженную на частные пожертвования часовню, митрополит Исидор поднес ей копию монастырской святыни. Ее поставили в киоте и украсили золоченым серебряным окладом. В другом киоте находился образ Тихвинской Божией Матери. Иконостас часовни состоял всего из трех образов, зато много икон висело на стенах. Фасад здания украшал образ святого Иоанна Богослова. Часовня была увенчана большим кованым крестом. В 1878 г. по проекту архитектора П. С. Самсонова часовня была надстроена этажом, предназначенным для проживания служившего в ней иеромонаха и настоятеля. В праздничные и воскресные дни в часовне совершались молебны. В 1919 году она была передана православному приходу и действовала как церковь до мая 1931 года, когда была закрыта и вскоре перестроена под жилье. Позднее, при капитальном ремонте соседнего дома, здание часовни было снесено.
Моховая ул., д. 25а.

 

 

56. Церковь Преображения Господня Преображенского синодального подворья.

В 1810 году по распоряжению императора Александра I для Протопресвитера (главного священника) армии и флота был куплен дом и в нем была устроена церковь, освященная в том же году во имя Преображения Господня. В 1866 году дом, а вместе с ним и церковь, были перестроены заново, и церковь была вновь освящена. В 1891 году Протопресвитер Военного и Морского духовенства переехал в новое помещение на Фурштадтской улице. Дом на Большой Подъяческой и церковь в нём перешли в ведение Святейшего Синода, и в доме было устроено Преображенское синодальное подворье. После революции подворье было упразднено. Принадлежащая ему церковь в 1917 году была передана Физико-хирургическому институту. Храм действовал до начала 1922 года, когда, несмотря на ходатайства прихожан и больных хирургического института, был закрыт. В 1926 году церковь была ликвидирована, имущество из нее частично было изъято, частично передано в другие храмы. Позже здание подворья и церкви было снесено.
Б. Подъяческая ул., д. 32.

 

 

57. Церковь во имя Святого Василия Великого на мызе Левашевых "Осиновая Роща".

Красивая деревянная церковь сооружена в 1861 - 1862 годах иждивением графа Левашёва по проекту архитектора Ф. С. Харламова как домовая церковь при усадьбе Вяземских. При церкви имелось небольшое сельское кладбище. Церковь была закрыта в 1930-х годах и впоследствии не сохранилась. По благословению митрополита Владимира в 2003 г. начались работы по воссозданию церкви.
пос. Левашово.

 

 

58. Морской собор Богоявления Господня.

13 июля 1722 года Император Петр издал указ о строительстве в Морской слободе Кронштадта храма во имя Богоявления Господня. Место для строительства было выбрано самим царем, на горке вблизи двух вековых дубов, под сенью которых часто любил отдыхать, находясь на острове Котлин, Государь. Однако к исполнению воли Императора приступили уже после кончины Петра Великого. Храм был торжественно заложен в 1728 году и освящен 24 мая 1731 года. Первоначальный храм был однопрестольным, деревянным и вмещал до 1300 человек. Обширный и крестообразный в плане, возведен он был, предположительно, по проекту Ивана Коробова. Церковь была увенчана высокой семиярусной колокольней, которую в хорошую погоду можно было видеть из С.-Петербурга, и которая служила хорошим ориентиром для моряков. На внутреннюю отделку и украшение храма, ввиду недостатка средств, по единодушному согласию все военные моряки Кронштадта отчисляли из жалованья по копейке с рубля. Верхнюю площадку амвона в храме выполнили в виде компаса, румбы которого сделали из разных пород дерева. В декабре 1841 года из-за ветхости храм вместе с его колокольней были разобраны, Само место, где стояла церковь, сровняли с землей, чтобы в будущем на этом месте, указанном Петром I, построить каменный храм для моряков.

Из-за недостатка средств решение вопроса о постройке каменного храма откладывалось. В начале 1861 года главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Ф.М. Новосильский поручил городскому архитектору Трапезникову построить новую деревянную Богоявленскую церковь в северо-западном углу старой церковной ограды. В том же году новый храм был заложен. Строительство его велось по проекту городских архитекторов Ф. Трапезникова и А.С. Кудинова в стиле "русской готики" времени Императора Александра II на пожертвования частных лиц. Часть средств выделили Епархия и Морское ведомство. 23 сентября 1862 года храм был освящен. Церковь вмещала до 1000 человек. Вначале она была однопрестольной, но 5 октября 1904 года был торжественно освящен новый правый придел во имя святителя Алексия митрополита Московского, сооруженный в память рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича (1904 - 1918). В начале века храм получил статус собора. В храме хранились многие церковные реликвии и исторические ценности: белый круглый медальон слоновой кости с изображением св. Апостола Андрея Первозванного в рамке бамбукового дерева, работы Петра Великого; множество старинных икон, в том числе писанные в начале XVIII века, изображавшие по мысли Петра священные события, происходившие на море. Почитанием у прихожан пользовался образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". Богоявленский храм был закрыт в 1931 и снесен в 1932 году. Существовавшее при нем кладбище было разорено. В настоящее время на месте собора выстроены детские ясли.
Кронштадт, Интернациональная ул., д. 6.

 

 

59-60. Церкви ("старая" и "новая") во имя Святой Живоначальной Троицы на городском кладбище Кронштадта.

В 1788 году усердием кронштадтской купчихи Феодосии Прокофьевны Рыбниковой на Православном кронштадтском кладбище была поставлена первая деревянная церковь Святой Живоначальной Троицы. Освящена она была 5 октября 1788 года и была небольшой и однопрестольной. Сначала храм имел деревянную крышу, но в 1836 году был покрыт железом. С 1823 года храм имел собственный причт, до того в Троицкой церкви служили священники Андреевского собора и Богоявленской церкви. В 1858 году был осуществлен ремонт храма на церковные суммы. В 1906 году старую Троицкую церковь на некоторое время закрыли, и она в третий раз была отреставрирована и поновлена. 14 декабря 1906 года церковь была вновь освящена епископом Гдовским Кириллом.
Из-за маловместительности храма и его ветхости 29 сентября 1862 года на кладбище была заложена новая, более просторная церковь. Она была сооружена по проекту архитектора Г. И. Карпова, и освящена также в честь Святой Троицы митрополитом Исидором 19 сентября 1865 года. Новая церковь была поставлена на высоком каменном фундаменте и сооружена из прекрасного леса. Венчали её пять глав и колокольня. Стилистически она была выдержана в русском стиле. Гармоничен был и строгий, выполненный в византийском духе, иконостас.
Оба храма были закрыты в 1931 и снесены в 1932 году. Ныне на месте "старого" Троицкого храма - земляные отвалы и свалка мусора, на месте "нового" - захоронения.
Кронштадтское шоссе

 

 

61. Церковь во имя Святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского Митрофаниевского синодального подворья.

Место, где перед революцией находился каменный дом Синодального подворья и церковь при нём, в начале XIX века принадлежало Министерству народного просвещения. При Александре I здесь размещался Главный педагогический институт, на базе которого в 1819 году был основан Императорский Санкт-Петербургский университет. Для него по проекту П. Д. Шретера было построено обширное здание, занимавшее весь квартал между Звенигородской, Кабинетской и Ивановской улицами, близ Семеновского плаца. После того, как Университет в 1837 году был переведён на Васильевский остров, освобожденное им здание было куплено Духовным ведомством и полностью перестроено архитектором Логановским. В деревянном доме на углу Кабинетской и Звенигородской улиц было устроено Синодальное подворье с открытой в 1838 г. церковью во имя Святителя Митрофания Воронежского, прославленного шесть лет назад. В 1866 - 1868 году для подворья по проекту архитектора академика А. С. Кудинова был выстроен большой каменный дом. На первом этаже здания на средства купца Попова была устроена часовня святителя Тихона Задонского, иконы для которой написал академик В. В. Васильев. Автором проведенной тогда же отделки в "византийском вкусе" самого храма был М. А. Канилле. В 1877 - 1878 годах при перестройке корпуса по Звенигородской улице по проекту архитекторов Ф. С. Харламова возвели колокольню. В 1880 г. подворье было значительно расширено возведением еще одного здания по Кабинетской улице. После того как В. М. Елкашев сделал к храму пристройку с небольшой главкой и провел в помещении ремонт, архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний 29 ноября 1895 г. вновь освятил храм.
Ещё в 1866 г. был утвержден проект новой двухэтажной с колокольней церкви в псевдороманском стиле, выполненный Н. А. Сычевым и И. Б. Слупским, но осуществлен он не был. В 1905 г. вновь возник замысел полностью перестроить храм, и в 1916 г. В. М. Андреев составил проект, который однако реализован тоже не был.
После революции Синодальное подворье было упразднено, храм стал действовать как приходской с мая 1918 года. 25 января 1927 года церковь была закрыта и передана типографии им. Лоханкова под клуб. Здание было разрушено во время войны, позже его заменил новый жилой дом в "сталинском" стиле.
Звенигородская ул., д. 12/17.

 

 

62. Единоверческая церковь во имя Святого Алексия Человека Божия
при Анастасьевской богадельне Тарасовых.

В 1850 г. коммерческий советник Н. С. Тарасов основал в память своей дочери Анастасии богадельню, разместившуюся в двухэтажном доме с садом близ Большеохтинского единоверческого кладбища. Богадельня была рассчитана на 60 призреваемых охтинских женщин.
При богадельне по проекту академика И. В. Штрома, утвержденному 20 июля 1867 г. была построена церковь, освященная 1 февраля 1868 года во имя святителя Алексия, в память умершего сына жертвователя. Храм примыкал к южной стороне богадельни. Пятиярусный иконостас был вырезан из ореха, иконы написал В. М. Пешехонов. В небольшом храме, который в 1870 г. стал приходским, имелся антиминс XVI века, а также несколько старопечатных книг. Под алтарем находился склеп семьи инженеров и промышленников Тарасовых. Богадельня в 1896 г. была надстроена третьим этажом по проекту Х. Х. Тацки.
После революции богадельня была закрыта, ее здание частично сохранилось. Церковь закрыли в 1923 г., а её здание снесли.
Партизанская ул., д. 13.

 

 

63. Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святителя Павла Нового.

В 1839 году на правом берегу Невы в трех верстах от южной границы города, напротив Фарфорового завода, была открыта писчебумажная фабрика братьев А. и П. Варгуниных, которая вскоре стала одной из лучших в России. При фабрике возник рабочий посёлок. В 1867 - 1868 годах в посёлке была построена каменная однопрестольная церковь во имя святого Александра Невского и святителя Павла Нового, освящённая 22 сентября 1868 года. Фасад храма украшал крест, на крыше располагалась деревянная звонница. Церковь вмещала около 500 верующих. Образа в иконостасе храма были выполнены М. И. Щетининым. Святынь и особо чтимых икон в храме не было, кроме иконы "Воскресение Христово", подаренной в 1913 г. Патриархом Иерусалимским Дамианом. Небогатой была и утварь, лишь облачения были сшиты из дорогой парчи. В церкви все "до подсвечника было сделано из простого дуба". В 1911 г. фирма Жевержеева сделала для храма Голгофу. Молились в храме в основном рабочие самой фабрики и окрестных предприятий. Многое для них сделал Владимир Павлович Варгунин, который устроил школу, давал средства для улучшения жизни и образования местного населения.
Вначале церковь подчинялась Фарфоровской, но с 1880 г. стала приходской.
В августе 1923 года церковь закрыли, а в начале 1960-х годов её здание было снесено при застройке Весёлого посёлка жилыми домами.
Октябрьская наб., д. 54-56, угол ул. Новосёлов.

 

 

Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru