Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Церкви, разрушенные в 1920-х- 1980-х годах:

 

 

Уничтоженные храмы постройки 1870-x - 1880-x гг.:

 

 

 

64. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца.

12 апреля 1865 г. в Ницце скончался молодой Цесаревич Николай Александрович, старший сын Александра II. Желая почтить его память, жители Черной речки, тогда еще дачной местности, решили возвести каменный храм. Проект церкви в русско-византийском стиле исполнил выдающийся зодчий, академик архитектуры А. И. Кракау при участии архитектора М. Ф. Петерсона. Участок для нее пожертвовал полковник Н. И. Смирнитский. Осенью 1866 г. начались работы, и 24 июля 1867 г. в присутствии великого князя Николая Николаевича старшего состоялась торжественная закладка. Через два года небольшое здание без колокольни было вчерне готово. Небольшая стройная церковь была торжественно освящена в присутствии Императорской семьи 17 августа 1871 года. Фасады церкви были оформлены в стиле ренессанс пилястрами коринфского ордера, арочными оконными наличниками, глубокими рустами стен. Интерьер, по словам современника, "оставлял самое приятное впечатление своими легкими формами и светлой окраской". Великолепный беломраморный иконостас исполнила мастерская Г. Ботты и А. Баринова. Образа для храма написал профессор П. Ф. Плешанов. Нижний ряд окон украшали цветные витражи, сделанные в мастерской В. Д. Сверчкова в Мюнхене. Терракотовые детали выполнил Д. И. Иенсен. Г. Ботта подарил храму две мраморные колонны, на которых покоилась вырезанная из дерева алтарная сень, увенчанная короной.
      9 мая 1874 г. перед храмом поставили бронзовый бюст Цесаревича, отлитый по модели А. М. Опекушина. В 1896 году был проведен капитальный ремонт здания. Рядом с ним по проекту А. И. Ковшарова в 1902 г. был выстроен временный деревянный храм святых Космы и Дамиана, вмещавший 600 человек. В нем служились ранние литургии. Поначалу для этой цели хотели использовать подвал каменной церкви и потому сделали к ней пристройку с главкой.
      Златоглавая церковь, украшавшая набережную у впадения в Невку Чёрной речки, была закрыта в 1929 году и после года использования в качестве склада снесена в 1930 г. Иконы храма были сожжены в котельной. Сейчас на месте церкви стоит административное здание.
Выборгская наб., д. 61.

 

 

65-66. Церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и во имя Святого праведного Лазаря на кладбище в Старом Петергофе.

Старинное Троицкое кладбище на петергофском взморье получило официальный статус в 1786 году, но основано было, по-видимому, гораздо раньше.
Тёплая каменная Троицкая церковь с приделами Святого Иосифа Песнопевца и Святителя Николая построена в 1870 году по проекту архитектора И. П. Мааса. Храм действовал до начала войны и был разрушен в 1941 году. Сохранился лишь фундамент церкви.
Лазаревская церковь, также сооруженная из камня, была перестроена из существовавшей на кладбище часовни в 1852 году. Автор этой перестройки неизвестен. В 1912 году храм был вновь перестроен архитектором В. Л. Гофманом. Закрытая в 1939 году церковь была также разрушена в результате обстрела в 1941 году.
Старый Петергоф.

 

 

67. Церковь во имя Преображения Господня и во имя Святого Димитрия Ростовского (Спас Колтовский).

История этого старинного петербургского храма восходит к самому началу XVII века, когда в этой части города квартировал С.-Петербургский Невский гарнизонный полк под командованием Петра Колтовского, по имени которого получила название местность. В 1721 году в Колтовской слободе, на лугу близ будущей Гребецкой улицы, была поставлена походная полотняная церковь Преображения Господня. Первая деревянная церковь на этом месте, также во имя Спаса Преображения, была заложена 3 сентября 1727 года и освящена 24 января следующего года. Церковь стояла на живописном участке, омываемом Малой Невой и рекой Ждановкой. Как она выглядела, можно увидеть на плане Махаева 1753 года. Пожар 1740 г. нанес церкви большой ущерб, "страха ради поколебан был и самый престол". Ученик резного дела, состоящий при Адмиралтействе, Лазарь Добрынин в 1742 г. на свои средства изготовил резной престол, который и был после установлен в церкви Спасо-Преображения к празднику Рождества Христова 15 декабря 1742 года. Около церкви находилось кладбище (нынешняя территория домов по Ждановской наб. 43 и 45), на котором хоронили как жителей Колтовской слободы (в основном, солдат Невского полка), так и "переданных по отношению" из тайной канцелярии, которая находилась поблизости от Спасо-Преображенской церкви на участке на берегу реки Ждановки. Сохранились некоторые имена погребенных на кладбище Спасо-Преображенской церкви по распоряжению "канцелярии тайных розыскных дел". К 1760 г. церковь из-за частых наводнений пришла в ветхость. Третья деревянная церковь строилась, в основном, на сборы прихожан Невского полка, сбор денег в котором проводил казначей капитан полка князь Илья Девледеров. Храм был заложен в 1761 г., главный придел был освящен 10 августа 1763 г. во имя Спаса Преображения, второй придел освящен 24 мая 1763 г. во имя св. Димитрия Ростовского. Выбор пал на этого святого не случайно. Дело в том, что Димитрий Ростовский был незадолго до освящения храма причислен к лику святых в апреле 1757 года. Церковь располагалась несколько южнее первой. Внешний вид ее напоминал Троицкий собор на Петербургской стороне - однокупольная с колокольней над западным входом. Крыша и купол были покрыты деревянными досками. На обращение к митрополиту Гавриилу в 1791 г. с просьбой обить купол железом священник Спасо-Преображенской церкви Федор Александров получил отказ из-за нехватки денег. Как и в 1761 г., деньгами помогли прихожане. В результате в 1791 г. главы церкви покрыли железом, а в 1830 г. покрыли железом и всю церковь. К 1843 г. деревянная церковь Спасо-Преображения имела в своем приходе 66 дворов. Сюда входил, кроме Колтовской слободы, Петровский остров, деревня Ново-Крестовка - 8 дворов, деревня Лахта и Конная Лахта - 5 дворов. Как видим, в приходе церкви на Колтовской к 1843 г. нет ни солдат Невского полка (к этому времени полк уходит из Петербурга), ни служителей "Зелейного двора" (переведен в 1802 г. на Охту). Церковь приходила в ветхость, поэтому встал вопрос о постройке новой каменной церкви.
По распоряжению духовного управления в 1845 г. был выбран строительный комитет. Комиссия, рассмотрев первоначальный проект церкви, разработанный архитектором Есауловым, отклонила его из-за недостатка денежных средств. Комиссия располагала суммой в 54026 рублей, собранной в основном за счет пожертвований. Комиссия избрала строителя нового храма - архитектора Т. Жуковского с условием, чтобы он представил проект в соответствии с имеющейся суммой денег. В помощники к нему поставили епархиального архитектора Г. Карпова. Надо отметить, что архитектору Жуковскому в то время было 29 лет. До Спасо-Преображенской церкви им в 1860 г. был создан лишь неосуществленный проект церкви на Смоленском кладбище в Васильевской части (церковь Воскресения Христова). Архитектор Карпов к этому времени уже имел на своем счету ряд построек. В 1850 году был утвержден проект каменной церкви. 10 июня 1862 года митрополитом С-Петербургским и Новгородским Исидором в присутствии Сибирского генерал-губернатора князя Суворова была совершена закладка нового каменного храма во имя Спасо-Преображения Господня. Его постройка осуществлялась на добровольные пожертвования купцов Андриянова, Жданова, статского советника Яковлева. Закончена церковь вчерне к концу 1863 года. Завершающий этап строительства - водружение креста на главный купол храма совместили с празднованием столетия предыдущей деревянной церкви 14 сентября 1863 года. Сохранилось довольно подробное описание этого праздника. Трудно поверить, что в таком заброшенном и убогом месте, которое являла собой Колтовская слобода в середине XIX в., собралось столько народа, что церковь не смогла вместить всех желающих. А церковь была не маленькой: длина церкви составляла 16,4 сажени, ширина - 8,5 сажени. Храм построен был в стиле старинных православных церквей: в плане - базилика с четырехъярусной колокольней.
Неожиданная катастрофа произошла 18 июня 1864 г. В 10-30 утра рухнул главный купол во внутрь храма. По распоряжению министра путей сообщения комиссии во главе с архитектором Кузьминым было поручено провести расследование причины падения купола. А архитектору Р. Б. Бернгардту провести реставрацию Спасо-Преображенской церкви, предварительно составив смету на предстоящие расходы. В помощь Барнгарду был поставлен архитектор А. В. Иванов. Это была одна из первых его работ. Оба архитектора - Жуковский и Карпов были признаны виновными в падении купола по причине отступления при строительстве от плана неправомерными заменами. Однако статья уложения, по которому они должны были предстать перед судом за неправильную постройку, была заменена статьей, предусматривающей строгий выговор без внесения в послужной список. Вот так легко отделались архитекторы, истратив впустую на постройку храма 59 тысяч рублей. Архитектор Жуковский прожил короткую жизнь, 51 год, в 1873 г. его не стало. Быть может, трагический случай на Колтовской сыграл все же свою роковую роль. Это еще предстоит выяснить. Стоимость купола была оценена в 13 тысяч рублей. На реставрацию Спасо-Преображенской церкви оставалось всего 3564 рубля 96 копеек. Значительную сумму для восстановительных работ пожертвовал купец В. Я. Леонтьев, староста этой церкви. Здесь Бернгард впервые столкнулся с незнакомым ему культовым строительством. Работа очень увлекла Рудольфа Богдановича. Пять напряженных месяцев работы позволили ему разработать теорию сводов в связи с расчетом устойчивости церквей. Еще в юности он увлекался математикой, что весьма помогло Бергнгарду в его изысканиях. 6 лет ушло на восстановление храма. Но самый волнующий день пришлось пережить Бернгарду 27 сентября 1870 г., когда ему предстояло опытным путем убедиться в правильности своих теоретических расчетов. И архитектор не побоялся остаться внутри церкви при снятии страхующих купол арок, рискуя головой в случае неудачи. Но расчет оказался верным. Окончательно Спасо-Преображенская церковь была восстановлена и освящена в июне 1874 г. За работу по реставрации Спасо-Преображенской церкви Р. Б. Бернгард был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени. Совет Академии Наук за теорию сводов присвоил Бернгарду звание профессора, работа позволила занять ему одно из ведущих мест среди специалистов по вопросу теории сводов. Недаром в декабре 1872 г. совет архитекторов посылает Р. Б. Бернгарда с учениками в Рим для спасения всемирно известного храма св. Петра, на своде которого появились глубокие трещины, грозящие разрушению собора. Бернгард провел огромную кропотливую работу по установлению точных причин, грозящих храму катастрофой. После Спасо-Преображенского храма Бернгард никогда уже не участвует в постройках такого типа.
Освящение верхней церкви Преображения Господня митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором состоялось 23 июня 1874 года. Несколько ранее, 5 ноября 1872 года был освящен нижний придел храма во имя святителя Димитрия Ростовского. Каменный храм имел характер старинных православных церквей с деталями, мотивы которых встречаются в древних византийских постройках. Очертания пяти луковичных глав отличались благородным вкусом, такая же глава венчала четырёхъярусную колокольню высотой свыше 38 метров. Главы и купол колокольни покрыты железом, покрашены синей краской. В отделке интерьеров храма был использован красный финский гранит. В западной части церкви были устроены хоры, где помещалась ризница, а в передней, около северных и южных входных дверей, - места для мужчин и женщин, огороженные решетками. В храме был каменный мозаичный пол.
После окончания строительства каменной Спасо-Преображенской церкви на Колтовской, деревянная церковь, которой к тому времени было уже 113 лет, была разобрана, а на месте ее престолов насыпали два холмика с металлическими крестами.
В 1916 году храм был отремонтирован и украшен новой росписью в стиле Владимирского собора в Киеве. В храме находилась чтимая икона "Иисус Христос словом укрощает бурю на море", написанная в память спасения от наводнения 7 ноября 1824 года. Иконостас церкви - деревянный с резным изображением Успения Пресвятой Богородицы, в котором были вкраплены частицы мощей святых: Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца, царевича Димитрия, Марии Магдалины, Кирилла Белозерского, Данилы Столпника и часть древа животворящего креста Господня. Восточную часть алтаря украшали три больших окна с зеркальными разноцветными стеклами, на которых в технике витража была создана икона Преображения Господня. В храме особо почитались кипарисовый крест с изображением Успения Пресвятой Богородицы в серебряной оправе с частицами святых мощей и древа креста Господня; вызолоченный серебряный крест с частицами мощей святых; серебряная дщица с частицами мощей святых; вызолоченный серебряный крест с частицами мощей киево-печерских угодников Божиих.
При Спасо-Прображенской церкви в Колтовской состояли часовня, пришедшая в 1850 году в ветхость. По проекту архитектором Л.М. Реймерса в 1850 г. был разработан новой часовни. Вероятней же всего этот проект не был осуществлен, т.к. в справочной литературе приведены данные о часовне в ограде церкви, построенной в 1892 - 1893 гг. (арх. М. П. Львов и Б. Л.Зоин). Кроме нее к Спасо-Преображенской церкви были приписаны часовня Александра Невского в память 19 октября 1888 г. у Мытнинского перевоза (Мытнинская наб. 1) и часовня в имении Белосельских-Белозерских на Крестовском острове (1850 г., арх. А. И. Штакеншнайдер). Близ храма было расположено "Тайное" кладбище, где были захоронены умученные в 1740 - 1750-х годах в "Тайной Канцелярии", имена которых исправно поминались за богослужениями.
Церковь с богатой отделкой была закрыта в феврале 1930 года и использовалась под красный уголок завода "Вулкан". После войны здание храма было взорвано, и ныне на его месте построена школа.
Новоладожская ул., д. 8.

 

 

68. Собор во имя Святых Апостолов Петра и Павла

Первая деревянная церковь построена здесь в 1722 - 1723 годах и впоследствии разобрана. В 1781 году был выстроен каменный храм, но он был уничтожен пожаром 1868 года.
29 июня 1871 года на правом берегу реки Сестры, напротив Сестрорецкого завода, была заложена каменная церковь святых апостолов Петра и Павла. Постройка Собора осуществлялась по плану, высочайше утвержденному 6 мая 1870 года. Строительство производилось под надзором епархиального архитектора Г. И. Карпова, подрядчиком Козловым (имя архитектора проекта не известно). При строительстве храма использовались кирпичи, оставшиеся после разбора Дубковского Дворца Петра I. Каменный собор с приделом во имя Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" был построен в византийском стиле. 26 июня 1874 года Собор Петра и Павла был освящен митрополитом Исидором. Из Домовой церкви Дубковского Дворца был перенесен иконостас, различные церковные принадлежности и икона Николая Чудотворца. Внутри храм был расписан греческой живописью. Длина собора 37 метров, ширина в средней части 20 метров, высота купола 31,5 метров, высота колокольни 38,5 метров. Звонница храма состояла из 8 колоколов, самый большой весил 6 тонн.
Храм был закрыт в 1931 году и разобран в 1932 - 1933 годах. В 1939 году на его месте была построена 433 школа.
Сестрорецк, пл. Свободы, 6.

 

 

69-69а. Церкви во имя Святой Троицы и Преподобного Сергия Радонежского при подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Подворье Троице-Сергиевой лавры первоначально занимало обширный участок набережной Фонтанки, прилегающий к Невскому проспекту, позже часть этой территории перешла во владение князей Белосельских-Белозерских. На лаврской территории ещё в 1770 - 1772 годах была построена церковь, освященная в сентябре 1772 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Позднее она перестраивалась в 1831 году по проекту Шарлеманя и в 1870 году - Садовникова.
    В 1870 - 1873 годах на месте ряда старых построек было возведено новое каменное здание по проекту архитектора С. В. Садовникова, которое было освящено 12 февраля 1873 года во имя Святой Троицы. Церковь славилась прекрасным мраморным иконостасом и замечательными старинными иконами.
      В январе 1919 года храмы стали приходскими. Настоятелем их до своего ареста был архимандрит Сергий (Шеин), расстрелянный вместе с митрополитом Вениамином 13 августа 1922 года и недавно канонизированный Русской Православной Церковью. В июне 1923 года оба храма закрыли. Здание, в котором они размещались, подверглось значительной перестройке. В настоящее время оно занято Центральной городской библиотекой имени В. В. Маяковского. Фасадам здания в 1990-х гг. возвращен исторический облик. На часть помещений здания ныне претендует Троице-Сергиева лавра.
Наб. реки Фонтанки, д. 44.

 

 

70. Церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Петербургское общество Земледельческих колоний и ремесленных приютов открыло осенью 1871 г., по инициативе В. И. Чаславского, на реке Луппе, близ слободы Ржевской, колонию для малолетних преступников 10- 16 лет, где они занимались сельским хозяйствоми получали начальное и ремесленное образование. Подростки жили в деревянных домах (арх. О. Г. Гиппиус). Это было первое подобное учреждение в России. Сначала мальчики ходили в Ильинскую церковь на Пороховых, но она находилась далеко, поэтому в 1873 г. решено было выстроить собственный храм, средства на который дали Артиллерийское и Морское ведомства и И. И. Смирнов. Автором однопрестольной постройки был Ф. С. Харламов. Она размещалась на возвышенном месте, на берегу речки Лубья, возвышаясь над лесом и домами колонии. Высокое деревянное здание церкви с колокольней, построенное в "русском стиле", было увенчано множеством глав и главок, а также разнообразными фигурными украшениями. Внутри церковь была также украшена многочисленными резными орнаментами; из резного дерева был сделан и её иконостас. Храм был освящен 28 марта 1876 года. Царские врата были перенесены из домовой Троицкой церкви принцессы Ольденбургской. Ф. М. Достоевский, посетив в 1875 г. колонию, написал в "Дневнике писателя": "Архитектура, действительно, недурна, в несколько, впрочем, казенном, усиленно русском стиле, очень приевшемся". Уже через 10 лет после своего освящения храм потребовал ремонта, который завершился 6 августа 1886 г. малым освящением. После революции церковь стала приходской, что не спасло её от закрытия летом 1923 г. и последующего сноса.
Поселковая ул., д. 22.

 

 

71. Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского при Охтинском механико-техническом ремесленном училище.

Основателем училища был генерал-адъютант Ф. Ф. Трепов. Оно посвящалось памяти великого князя Александра Владимировича, и потому его покровительницей была великая княгиня Мария Павловна, мать умершего князя. Вначале учебное заведение, рассчитанное на 60 воспитанников, разместилось в двух деревянных домах на Малой Охте и имело два класса, куда мальчики принимались с 12 лет для обучения различным ремеслам в течение двух лет. В 1897 г. курс обучения увеличили вдвое, повысили возраст учеников, и училище получило свое окончательное название. Через двадцать лет оно стало средним.
Деревянная церковь для училища была построена в 1872 - 1878 годах на средства потомственного почётного гражданина Д. Н. Лебедева; храм был освящён 29 декабря 1879 года и приписан к малоохтинской церкви Марии Магдалины. Это было отдельное деревянное здание в псевдорусском стиле. Кроме училища церковь обслуживала жителей деревень Малая и Большая Яблоновка. Для училища на рубеже XIX-ХХ веков архитектором В. П. Цейдлером были выстроены каменные здания, в которых и сегодня размещается профессионально-техническое училище. Церковь, в 1918 г. ставшая приходской, простояла в первоначальном виде до закрытия в 1919 г. Пять лет спустя ее здание было разобрано.
Республиканская ул., д.39.

 

 

72. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца на Шуваловском кладбище в усадьбе Михайловка.

На старинном Шуваловском кладбище в западной части Михайловки, у самой границы с Знаменской мызой в 1877 году была возведена часовня в память цесаревича Николая Александровича. В следующем году она была обращена в церковь, освященную во имя Николая Чудотворца. После революции храм был закрыт и до наших дней не сохранился.
Петергоф, С.-Петербургское шоссе, д. 109.

 

 

73. Церковь во имя Святых Косьмы и Дамиана Лейб-гвардии Саперного батальона (Козмодемьяновская).

История храма началась в 1728 году, когда начались совершаться службы в артиллерийском госпитале Пушкарской слободы. На площади посреди госпитального двора в 1759 году была выстроена и в 1760 г. освящена деревянная церковь, принадлежавшая Артиллерийскому батальону. После закрытия госпиталя она в 1847 г. была передана расквартированному здесь Саперному батальону. В 1854 году вблизи церкви был возведен каменный дом причта, в котором была устроена временная каменная церковь. Из-за недостатка средств строительство каменной церкви по проекту архитектора М. Е. Месмахера началось лишь в 1876 году. Освящение храма состоялось в 1879 году. Спустя десять лет, в 1886 году, при ремонте каменная базилика была дополнена невысоким луковичным куполом на стройном основании. Стены северного и южного фасадов прорезывали окна-аркады, src="Космодемьянская церковь. Памятник саперам. Фото 1900-х гг.jpg" align=left> напоминавшие аркады византийских монастырей. Над окнами нависал фронтон с изображением Святых Косьмы и Дамиана. Особой святыней храма был образ этих святых, некогда пожертвованный императрицей Елизаветой Петровной; к нему обращались за помощью в деле воспитания и обучения детей и юношей. Храм, замыкавший ось Знаменской улицы, был облицован белым и отделан красным кирпичом, что придавало ему праздничный вид. Церковь принадлежала Саперному батальону вплоть до самой революции. В церкви хранились знамена батальона и были установлены памятные доски с именами павших офицеров. 3 июля 1899 года перед церковью был открыт памятник "Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона", перевезенный из летнего лагеря под Петергофом, где он стоял с 1853 г. Автор памятника неизвестен. Церковь была закрыта в ноябре 1933года и разобрана в конце 1940-х годов при постройке станции метро "Чернышевская". Памятник саперам также снесли.
Кирочная ул., д. 28а.

 

 

 

74. Церковь во имя святых Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Церковь на набережной Невы была заложена 16 августа 1869 года, но из-за нехватки средств церковь была окончена лишь в 1882 году. Автором проекта храма стал архитектор М. А. Щурупов, это сооружение стало его крупнейшей работой. Церковь первоначально предполагалось освятить во имя иконы "Всех Скорбящих Радосте", но по высочайшему повелению 24 января 1882 года она была посвящена святым Борису и Глебу. В храме имелось еще два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского. В плане здание представляло собой правильный крест. Храм венчали пять вызолоченных шатровых глав, средняя из которых достигала почти шестидесятиметровой высоты. Две западные главы служили колокольнями. Над входами были устроены арки, опирающиеся на колонны. Церковь в "русском стиле" построена в память "избавления Александра II от покушения 4 апреля 1866 года". Интерьер храма отличался великолепием убранства с купеческим размахом. Внутренняя отделка красиво высившегося на набережной храма выполнена по проекту архитектора С. О. Шестакова. Стены церкви были расписаны в русском духе. Под куполом, окрашенным голубой краской, парил в облаках Святой дух. В нишах купола были размещены лепные изображения двенадцати апостолов. В подвале церкви размещались библиотека, архив и ризница, здесь же хранилась церковная утварь. Особого внимания в Борисоглебской церкви заслуживал массивный иконостас, выполненный по рисунку Шестакова, совместившего византийский стиль с русским. Образа для храма писали известные живописцы Васильев и Пошехонов. Рельефы на фасаде выполнил Э. В. Менерт. При храме действовало Борисоглебское благотворительное общество, которое содержало приют для девочек-сирот, где их обучали чтению, письму и рукоделию, выдавало нуждающимся ежемесячные и единовременные пособия.
Закрытый в 1934 году и переданный под заводские помещения, постепенно полуразрушившийся храм был снесен до основания летом 1975 года.
Синопская наб. в створе просп. Бакунина.

 

 

 

75. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца на Сестрорецком городском кладбище.

Деревянная церковь возведена на средства сестрорецких обывателей в 1871 году на месте прежней, 1734 года постройки, сгоревшей при пожаре 1868 года, который уничтожил почти весь город. Церковь не действовала с 1937 года и в 1939 г. её здание было передано клубу. Позже оно было утрачено.
Наб. реки Сестры

 

 

76. Церковь во имя Всех Святых при Ушаковском земском училище и больнице.

19 февраля 1869 года крестьянин деревни Емельяновка Иван Михайлов и садовладелец Абрам Михайлович Ушаков пожертвовали деньги на организацию училища для крестьян на 500 учеников и церкви при нем.
      Церковь была построена в 1870 - 1872 годах и освящена епископом Кекскольмским и Ладожским Тихоном 21 мая 1872 года во имя Всех Святых. Церковь примыкала к школе с востока, была обшита тесом и увенчана куполом. У шоссе стояли ворота со звонницей и деревянная часовня в два этажа. Кто был автором икон в двухъярусном иконостасе, установить не удалось. Некоторый художественный интерес в этом скромном храме представляли только запрестольный крест и две плащаницы.
      В 1873 г. рядом со школой выросла деревянная земская больница, которую в 1878 -1881 гг. заменили каменной, а в 1911 г. значительно расширили. Её пациенты ходили молиться в училищный храм. В 1877 году училище и церковь при нем были переданы в ведение земства; школа была названа Ушаковской и в 1895 г. въехала в двухэтажное каменное здание, возведенное по проекту А. А. Докушевского.
      С 1881 г. при церкви работало Всехсвятское благотворительное общество, содержавшее детский приют. В феврале 1918 года храм стал приходским и 18 марта того же года в нем был освящен придел новопрославленного священномученика Гермогена, а 3 мая 1920 - Покрова и святителя Иоанна Златоуста, где был установлен иконостас, взятый из закрытой церкви Алафузовской больницы. Церковь простояла до середины 1930-х гг., хотя находилась в плохом состоянии. Закрыта она была в мае 1936 года, и вскоре снесена. Утварь передана храмам Ленинградской области. Место храма занял жилой дом. Здания училища и больницы сохранились в переделанном виде.
Просп. Стачек, д. 34/18.

 

 

77. Церковь во имя Священномученика Мефодия, Епископа Патарского и Тирского при приюте для бедных Священномученика Епископа Мефодия.

Приют и храм были устроены стараниями статского советника Мефодия Молчанова, первоначально предполагавшего освятить церковь во имя иконы "Благословения Детей". Церковь была устроена в 1875 - 1877 годах по проекту архитекторов Э. И. Жибера и А. В. Малова после перевода приюта из Ковенского переулка на Суворовский проспект и освящена 19 июня 1877 года. В 1878 - 1880 годах по проекту архитектора И. И. Буланова к храму была пристроена колокольня с часовней в нижнем этаже. Иерусалимский патриарх Прокопий пожертвовал храму серебряную чашу, две напрестольных пелены, большой деревянный сребропозлащенный крест и древнюю икону Спасителя греческого письма. Снаружи храма помещалась икона "Благословение детей", написанная православным арабом. С мая 1919 года храм стал приходским, до начала 1920-х годов при нём существовало "Мефодиевское трудовое братство". Закрыли его в 1930 году. Позднее и церковь, и колокольня с часовней при ней были снесены.
Суворовский просп., д. 32.

 

 

78. Церковь во имя Андрея Блаженного при Доме призрения А. Тименкова и В. Фролова.

Большая пятикупольная церковь в византийском стиле при Доме призрения для 500 купцов и мещан, возведенном на Симбирской улице по проекту архитектора А.Х. Пеля, была устроена в 1876 - 1877 годах. Автором отдельно стоящего храма стал академик К.К. Вергейм. Главный алтарь церкви был освящен 16 января 1877 года во имя Андрея Блаженного в память одного из храмоздателей А.И. Тименкова. Правый придел был освящен 23 января 1877 года во имя Василия Епископа Анкирского в память другого основателя - В.А. Фролова; левый придел - 30 января 1877 года во имя Архангела Михаила в память третьего основателя М.Н. Солодовникова. В склепе под главным алтарём в мраморных гробницах были похоронены главные жертвователи А. Тименков, В. Фролов и М. Солодовников; их имена были начертаны на мраморной доске при входе.     Трехъярусные золоченые иконостасы церкви вырезали на петербургской фабрике Шредера, образа в них написали академик П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаментальную роспись по эскизу Плешанова исполнил Н.В. Розанов. Запрестольным образом в храме было известное "Моление о чаше" Ф.А. Бруни в копии того же Плешанова. Храм был полон света: днем его освещали многочисленные окна, а в сумерки - красивые канделябры и люстры из бронзы, сделанные на фабрике Шопена. В 1890 году епархиальный архитектор Г.И. Карпов несколько переделал интерьер храма. Через семь лет его отремонтировали, а в 1908 - 1909 годах зодчие В.А. и Г.А. Косяковы превратили подвальный этаж в небольшой Никольский придел, чтобы удобнее было служить панихиды у гробниц. Здесь был установлен одноярусный майоликовый с золоченой бронзой иконостас в древнерусском стиле фирмы М.С. Кузнецова; стены расписали М.М. Васильев и В.В. Эмме. Первый из них написал также образа. 31 мая 1909 года этот придел был освящен.
    Дома богадельни и церкви при ней были одной из доминант Арсенальной набережной в излучине Большой Невы. В послереволюционные годы Дом призрения, приют и церковь при нём в 1922 г. были закрыты; в конце 1920-х годов здание церкви снесли, в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.
Ул. Комсомола, д. 4.

 

 

79. Церковь во имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги в Дудергофе.

Расположенное на возвышенности селение Дудергоф находилось к юго-востоку от Дудергофского озера, в 4 верстах от Красного Села. Селение Дудорово в XV-XVI веках являлось центром Дудоровского погоста Ореховского уезда Вотской пятины. Название это произошло от горы Дудора, упоминаемой в Новгородских писцовых книгах. Высказываются предположения, что название это возникло от финского слова Tuutari, которое в некоторых финно-угорских языках как раз и означает - "гора", "холм". Из Переписной книги Водской пятины известно, что уже в 1500 году на погосте находилась православная Введенская церковь, однако ее точное месторасположение установить пока не удалось. В XIX веке владельцем этого имения становится Великий Князь Михаил Николаевич (1832 - 1909), при котором оно превращается уютную дачную местность, имеющую железнодорожное сообщение с Петербургом.
В 1879 году местный дачевладелец Тимофей Тимофеевич Учителев выступил с инициативой постройки в имении собственной церкви и первым сделал на нее пожертвование в размере 20 000 рублей. Проект небольшого каменного храма, выдержанного в московском стиле XVII столетия, составил петербургский архитектор Василий Иванович Токарев, а Великий Князь Михаил Николаевич отвел для его постройки участок на одном из самых высоких и живописных холмов Дудергофа - Вороньей горе, где 16 сентября 1879 года и состоялась закладка храма. Несмотря на начавшиеся работы, спустя два года из-за нехватки средств возведение храма пришлось приостановить, и лишь в августе 1882 г. была образована новая строительная комиссия, которая во главе со своим председателем, почетным гражданином Арсением Николаевичем Бородулиным взялась завершить постройку к 1883 году. Благодаря новым щедрым пожертвованиям работа закипела вновь - лесопромышленник Павлов выделил на храм пиломатериалы, а подрядчик Степанов бесплатно произвел всю каменную работу. Наблюдение за постройкой осуществляли архитекторы Иван Аристархович Аристахов и Матвей Захарович Захаров. Торжественное освящение вновь выстроенного храма совершил 11 июля 1883 года епископ Ладожский Арсений (Брянцев) в сослужении красносельского духовенства при большом стечении местного населения и дачников. Крупным жертвователям были розданы памятные золотые жетоны с вензелями Великокняжеской четы.
      Новая каменная церковь во имя св. благоверной княгини Ольги вмещала около 100 человек и имела с северной и южной сторон по две открытые галереи и полукруглую апсиду с восточной стороны. Колокольня, имевшая высоту 12 саженей (25,5 метра), была видна с любой точки имения и за много верст от него. Внутри храма находился красивый резной иконостас, изготовленный из дуба под руководством резчика Петра Семеновича Абросимова по рисунку архитектора В. И. Токарева. Иконы в нем, написанные живописцем Михаилом Ивановичем Щетининым и академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным, были помещены в один ярус. Справа от Царских Врат находился образ Спасителя, далее, на южных вратах - св. архидиакона Стефана и св. княгини Ольги, слева от Царских Врат - образ Божией Матери, за ним, на северных вратах, св. архидиакона Лаврентия и св. Михаила Архангела. Храм был двухсветным, причем верхние полукруглые окна были застеклены цветным стеклом. На колокольне находился звон из семи колоколов общим весом в 103 пуда (1,6 тонны), отлитый в Москве на заводе Павла Николаевича Финляндского.
      Указом Санкт-Петербургской Духовной консистории от 24 июня 1884 г. церковь св. Ольги была приписана к красносельской Троицкой церкви, причт которой и совершал в ней богослужения. В этом же году при храме св. Ольги было образовано Благотворительное общество Дома призрения для престарелых и увечных воинов во главе с почетной председательницей Великой Княгиней Елизаветой Маврикиевной, ставящее своей целью заботу об инвалидах войны, для которых в 1885 году недалеко от церкви были построены три каменных здания-барака - одно двухэтажное и два одноэтажных (сохранившиеся доныне). В 1895 г. из-за недостатка средств Благотворительное общество вынуждено было прекратить свою деятельность, и в том же году, с согласия Великого Князя Михаила Николаевича, участок земли с находящимся на нем храмом св. Ольги, инвалидными домами и другим имуществом перешел в собственность Общины сестер милосердия св. Георгия в Санкт-Петербурге. Община эта была основана в 1870 г. по инициативе графини Елизаветы Николаевны Гейден (1833 - 1894) и ставила своей целью в мирное время бесплатный уход за больными и ранеными, а в военное время - создание санитарного персонала, готового выехать к театру военных действий. В 1897 г. на средства попечительницы Общины графини Марии Александровны Сольской, в память о Е. Н. Гейден, в Дудергофе был устроен детский приют-колония, открытый 1 июля того же года, в котором содержались от 30 до 40 детей. В 1901 г. на ее же средства, в память сестры-настоятельницы Общины Елизаветы Петровны Карцовой (1823 - 1898) был устроен каменный барак для больных раком. Несмотря на то, что с 1895 г. храм перешел в ведение Общины св. Георгия, все богослужения в нем по-прежнему продолжал отправлять причт красносельской Троицкой церкви. В 1896 г. по инициативе священника этого храма протоиерея Михаила Смирнова, на средства учительницы М. А. Фон-Григсгейм в Дудергофе была открыта Школа грамоты, в которой проходили обучение до 30 человек обоего пола.
      Церковь св. Ольги была закрыта в 1929 году, а в ее стенах устроена фабрика по производству кинопленки. В конце 1930-х годов (по словам местных жителей, это был 1937 год) в результате неосторожного обращения с огнем в здании вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибло большое число работавших там людей. Огонь был настолько сильным, что даже толстые каменные стены дали трещины, а все верхние перекрытия обвалились: В начале 1960-х годов полуразрушенные остатки храма были разобраны. Частично сохранившаяся кладка фундамента и цокольные плиты были растащены лишь в начале 1980-х годов. В настоящее время на этом месте пустырь. Церковь св. Ольги находилась в конце главной поселковой магистрали Дудергофа (в 1950 г. переименованного в пос. Можайский) - проспекте 25 Октября, недалеко от здания бывшей больницы Общины св. Георгия, ныне занятой под спортивную школу. 17 сентября 2000 г. на месте храма причтом красносельской Троицкой церкви был установлен и освящен деревянный восьмиконечный крест. В поселке создана православная община, и в недалеком будущем здесь планируется построить часовню.
Современный адрес - пос. Можайский, просп. 25-го Октября.

 

 

80. Церковь во имя Святого Мученика Фирса и Преподобного Саввы Псковского.

Церковь и часовня при ней были устроена при школе и богадельне, основанных и содержавшихся на средства купцов 1-й гильдии Ф. М. Садовникова и С. И. Герасимова.

Здание церкви было построено в 1881 - 1883 годах архитектором Ф. С. Харламовым при участии В. И. Токарева. Церковь была освящена в 1883 году. Часовня была построена в 1908 г. по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на деньги, пожертвованные купцом Громовым. Неофициально часовню называли "Громовской".

В октябре 1918 года церковь и часовня были закрыты, здание церкви было передано Педагогическому институту им. Герцена и позднее подверглось капитальной перестройке. Часовня была снесена.
Каменноостровский просп., д. 66, угол Песочной наб.

 

 

 

81. Церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины при Женской рукодельной школе Императрицы Марии Александровны.

Эта красивая церковь с колокольней на фронтоне была устроена по проекту архитектора А.В. Малова в 1881 - 1883 годах на благотворительные средства Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге, состоявшего под непосредственным покровительством императорской семьи. Внутреннее благоустройство церкви и приобретение церковного имущества производилось на пожертвования почетных членов Дома призрения, петербургского купца статского советника А.Н. Богданова и других. После революции Женская рукодельная школа и церковь при ней были закрыты. В 1932 году здание церкви снесено.
10-я Красноармейская ул., д. 22.

 

 

82. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца при подворье Староладожского Никольского мужского монастыря Петербургской епархии.

Староладожский монастырь был самым бедным в епархии, поэтому в 1827 г. - в виде исключения - ему разрешили выстроить в столице подворье с часовней по проекту В. П. Петрова. 12 ноября того же года часовня с небольшим куполом и пилястрами по фасаду была освящена. При ней полагалось "не более одного монаха". Монастырь стремился расширить подворье, дававшее ему основные средства существования. В 1882 - 1884 годах на принадлежавшей подворью территории было выстроено новое четырехэтажное здание в эклектическом стиле по проекту архитектора С.А. Поленова. На его втором этаже, над часовней, в 1885 г. была освящена в честь свт. Николая Чудотворца небольшая церковь, устроенная на деньги потомственного почетного гражданина Г. Е. Ильинского и украшенная золоченой главкой. Так как церковь оказалась тесной, то вскоре на хорах был освящен придел во имя Александра Невского, устроенный "в ознаменование совершеннолетия Государя Наследника".
В 1893 г. был одобрен проект полной перестройки подворья с размещением церкви на третьем этаже, предложенный С. А. Баранкеевым. Через девять лет Н. Н. Никонов составил проект трехпридельного храма с высокой шатровой колокольней. Однако оба проекта остались на бумаге, и в 1905 г. монахи ограничились реставрационным ремонтом церкви. Позднее купчиха А. В. Колобова подарила участок для нового храма, но дело остановила начавшаяся Первая мировая война.
Вскоре после революции подворье было упразднено. Никольская церковь с марта 1919 года действовала как приходская. Никольский храм и часовня при нем были закрыты в январе 1924 года, часть икон из них были переданы в Музей отжившего культа. Здание подворья в 1950-х гг. было капитально перестроено и приспособлено под жилье и торговые помещения.
Московский просп., д. 48/33.

 

 

83. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на Стрельнинском кладбище.


На кладбище, существующем с XVIII века, в I половине XIX века соорудили деревянную церковь. В 1886 году по проекту архитектора Х. И. Мейера на ее месте была построена новая деревянная церковь во имя Успения Богородицы. Службы в ней прекратились в 1937 году, а здание храма было разрушено уже в послевоенное время.
Стрельна, близ Пристанской улицы, Стрельнинское кладбище.

 

 

84. Церковь во имя Казанской Божьей Матери (Елисеевская) у Большеохтинского кладбища.

1 мая 1879 года скончался Степан Петрович Елисеев, один из богатейших негоциантов столицы, представитель крупнейшей торговой фирмы "Братья Елисеевы". Он завещал выстроить храм с семейной усыпальницей на Большеохтинском кладбище, где был похоронен его старший брат и отец, ярославский крестьянин, основавший в 1813 году дело. Волю Елисеева осуществил его сын Петр, и 16 августа 1881 года к югу от кладбища был заложен по проекту К. К. Вергейма и Ф. Л. Миллера большой пятикупольный храм в "византийском" стиле, похожий на церковь при богадельне Тименкова и Фролова и стоивший около 1 млн. рублей. Храм строился из кирпича двух цветов и свое название получил от чудотворного образа в Казанском соборе, перед которым Елисеев ежедневно молился в начале рабочего дня. Возведенный в 1881 - 1885 годах большой пятикупольный храм отличался великолепной акустикой и сначала был приписан к соседнему Большеохтинскому кладбищу. Строгость облика здания, лишенного декоративных деталей, подчеркивалась кирпичными стенами, прорезанными редкими окнами. 5 ноября 1885 года митрополит Исидор освятил церковь. Живописные работы в этой церкви выполнили академики В. М. Розанов и П. С. Шильцов, а иконостас вырезали в охтинской мастерской Леонтьева и Кондратьева. Жертвователь подарил богатую ризницу и утварь. Помимо главного алтаря, в церкви имелось еще три придела: во имя Преподобного Стефания Савваита, во имя Святителя Григория, Просветителя Армении и во имя Святой Мученицы Любови. 12 июня 1886 г. в храме освятили придел пророчицы Анны, матери Пресвятой Богородицы. Все приделы находились не на одной линии, отчего в них можно было служить одновременно. Церковь служила семейной усыпальницей купцов Елисеевых. Рядом с Казанским храмом в 1900 - 1903 годах на средства П. и Л. Елисеевых по проекту В. А. Демяновского была выстроена богадельня на 120 престарелых и 30 детей с амбулаторией и школой, которые обошлись купцам в 300 тыс. рублей. При Елисеевской церкви было организовано самостоятельное православное кладбище, примыкавшее к Большеохтинскому. В 1909 году церковь пытались сделать приходской, но неизвестно, удалось ли это.
Этот великолепный храм, одно из лучших украшений нашего города, был закрыт в 1920-е годы и безжалостно снесён в 1929 г. Богадельня занята ныне Гидрометеорологическим институтом.
Просп. Металлистов, д. 3

 

 

85. Церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Николо-Труниловская церковь).

Каменная церковь в "русском стиле" с приделами Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Харитона Исповедника построена в 1884-1888 годах в память коронации императора Александра III по проекту архитектора М. А. Щурупова на месте деревянной, существовавшей с середины XVIII века. Храм в народе слыл под именем Николы Трунилова потому, что первоначально эта церковь помещалась в доме комиссара Трунилова. Только в 1760 -1767 годах она была вынесена в собственное здание с приделом во имя святого Николая, а в 1835 году получила придел преподобного Харитона Исповедника. В него была помещена походная церковь Петра I, устроенная в память победы над шведами у Лесной 28 сентября 1708 года, и до того находившаяся с 1721 года в Троице-Петровском соборе. К этому собору была приписана и Матфиевская церковь, и только с 1904 года она стала самостоятельной приходской. В 1904-1905 гг. по проекту А. И. Аккермана к колокольне храма были пристроены два притвора. Особую ценность представляли царские врата, сохранявшиеся без изменений. Церковь была закрыта в марте 1932 года, до конца 1930-х годов использовалась под заводской клуб, а затем снесена.
Б. Посадская ул., д. 10/12.

 

 

86. Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря.

В 1876 г. монахи Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне основали в Абхазии, на отрогах Кавказских гор, обитель, которая к концу XIX века стала одной из самых известных и процветающих в стране благодаря покровительству императора Александра III. Вскоре после основания монастыря в столицу был послан иеромонах Илларион, чтобы наблюдать за постройкой трехэтажного подворья, которое возводилось по проекту Н. Н. Никонова, которому принадлежит и авторство создания построек самой обители в Новом Афоне. Здание, строившееся в московском стиле XVII века, было заложено 17 августа 1886 г. на месте, пожертвованном Анастасией Ивановной Клементьевой. Сооружение восьмиглавого с колокольней храма велось на деньги купцов и шло довольно быстро. Уже через два года, 26 августа 1888 г. митрополит Исидор и настоятель монастыря торжественно освятили его главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Через несколько дней были освящены и боковые приделы: - во имя святого Пантелеймона и апостола Симона Кананита. Иконостасы, изготовленные в русском стиле, привезли из Москвы, иконы исполнили в Пантелеймоновском монастыре на Афоне, а расписал храм Шубин. У богомольцев особым почитанием пользовались иконы Божией Матери "Троеручица" и "Избавительница", прославившиеся исцелениями. Из святынь в храме имелись частицы мощей Трех Святителей и Животворящего Креста Господня. На подворье работали иконописная мастерская с лавкой, книжный магазин и популярная в городе пекарня. Доходы подворья, где жило перед революцией около 50 монахов, достигали 60-80 тыс. рублей в год.
После революции Ново-Афонское подворье было упразднено, а церковь при нём с 1919 года стала приходской. Её закрыли в 1928 - 1930 годах. Большую часть подворья уничтожили уже в 1930 году. Дом, где размещалась церковь, в середине 1930-х гг. был перестроен в унылое промышленное здание. Сохранился жилой дворовый флигель, но Ново-Афонский монастырь, действующий в Абхазии, на него пока не претендует.
Московский просп., д. 25/1.

 

 

87. Церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери в селе Смоленском.

Приход церкви состоял из жителей Смоленской слободы, простиравшейся на две версты от городской границы до села Михаила Архангела при Александровском механическом заводе. Когда-то это была пустынная местность, которая начала заселяться с 1860-х годов при устройстве здесь заводов и фабрик и дешевой распродаже крестьянами деревни Смоленки своих земельных участков.
    Церковь во имя Смоленской Божьей Матери была возведена на том месте, где первоначально в 1863 году на 8-й версте Шлиссельбургского тракта была построена деревянная на каменном фундаменте часовня. Затем по проекту Г. И. Карпова к часовне были пристроены алтарь, паперть, и устроен храм, освященный 21 марта 1865 года и приписанный к Преображенской церкви. В "память избавления от покушения на императора Александра II - 2.03.1879" по проекту М. А. Щурупова в 1879 - 1882 годах рядом с деревянной церковью был выстроен большой трехпридельный каменный храм. 7 марта 1882 года был освящен главный престол церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери; сам храм был освящен в качестве приходского. В том же году были освящены приделы: 4 июля - правый - во имя Николая Чудотворца и 29 августа - левый - во имя Святого Князя Александра Невского. Храм имел в плане форму креста с небольшими выступами для алтаря и притворов. В целом он был типичным, не отличавшимся особой оригинальностью, образцом условного "византийского стиля", с некоторыми элементами его интерпретации. Фасады были прорезаны двойными окнами и украшены "романским" орнаментом. Барельеф с сюжетами из Нового Завета исполнил сам архитектор. Над храмом, вмещавшим около 2000 человек, возвышался восьмигранный купол диаметром около 10 метров, который венчала позолоченная луковичная главка с восьмиконечным крестом. Иконы в трехъярусных, белых с золотом иконостасах, которые пожертвовали окрестные заводы, написал известный иконописец В. М. Пешехонов, утварь подарил Аристов. В 1883 - 1884 годах рядом с трактом была построена внушительная трехъярусная колокольня, тогда же возведены две часовни, из которых одна находилась в церковной ограде на месте прежней деревянной церкви, а другая, перед революцией обращенная в приходскую церковь - в здании Петровско-Спасской мануфактуры. В стороне от храма находилось небольшое приходское кладбище.
    Дважды - в 1891 и 1913 годах - в церкви производился ремонт. При первом снаружи появилось четыре, а внутри сорок икон на цинке; при последнем интерьер был расписан Л. В. Шишковым. С 1880 г. при церкви работало благотворительное общество, владевшее домом, где находились приходские богоугодные и просветительные учреждения.
    Смоленская церковь была одной из примечательных в системе храмов, расположенных вдоль тракта. В сентябре 1934 года Смоленская церковь была закрыта и снесена. Ныне на этом месте находится сквер.
Просп. Обуховской Обороны, д. 83 - 85.

 

 

88. Церковь во имя Сретения Господня в Полюстрове.

"Желая на старости лет исполнить давно задуманное желание построить храм Божий ... в отдаленной, но довольно густо населенной окраине", богатый бездетный купец А. А. Дорогин в 1884 г. пожертвовал участок земли в своем саду в Полюстрове и средства на постройку церкви. Предложенный архитектором Владимиром Ильичом Карповым проект деревянной церкви на 450 человек с шатровой колокольней был утвержден 18 июля 1885 г., в следующем году она начала строится и уже 29 июня 1887 г. была освящена. Это был первый в городе храм, освященный в честь праздника Сретения Господня. В 1898 г. архитектор Н. Н. Никонов приступил к его расширению с севера пристройкой, где 29 сентября 1999 года был освящен придел во имя новопрославленного святителя Феодосия Черниговского.
В том же году на углу Александровской и Варваринской улиц была выстроена деревянная часовня. В 1912 г. в церкви был произведен капитальный ремонт, и художник Хрусталев выполнил росписи в интерьере храма. Несмотря на бедность, приход содержал две школы. К церкви была приписана Скорбященская часовня, выстроенная в 1899 г. в Пискаревке.
В феврале 1933 года храм, перешедший в 1927 г. к иосифлянам, был закрыт и использовался несколько лет службой МПВО. Позже здание было снесено.
Ул. Жукова (бывш. Варваринская), у д. 9.

 

 

89. Церковь во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка.


Первоначально батальонная церковь была освящена в 1857 году в старых казармах. В 1879 году она была переведена в новые казармы стрелкового батальона. В 1889 году церковь была освящена в новом здании, которое в 1903 - 1904 было перестроено под руководством архитектора А. Г. Успенского.
      В 1921 году церковь была закрыта, её здание сохранилось в перестроенном виде.
Царское Село, Фуражный пер., д. 4

 

 

90. Церковь во имя Святых Праведных Иоакима и Анны на городском кладбище Павловска.

Деревянная церковь была освящена в 1887 году. Храм был построен по проекту архитекторов И. Я. Потолова и Д. И. Гримма. Храм был закрыт в 1939 году, затем вновь открыт с 1942 года. В 1950-е годы церковь была разобрана.
г. Павловск, Артиллерийская ул., городское кладбище.

 

 

91. Церковь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" в Мартышкино


Деревянный храм был построен в 1888-1890 гг. по проекту архитектора А.Я. Силина при участии К.Г. Прейса. В церкви имелись приделы св. Александра Невского и Марии Магдалины. Закрыта в 1935 году и переоборудована под Дом культуры. В 1970-х гг. здание бывшей церкви было снесено.
г. Ломоносов, пос. Мартышкино

 

 

 

 

Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru