Часовня во имя святого великомученика Иоанна Нового Сочавского
в память Успенского собора "Спас-на-Сенной". Сенная пл, д. 2 Мысль о постройке храма возникла у
сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8
лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса
Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на
новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная
церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С.Яковлева.
Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки
главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал
Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача. Через пять лет
храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды,
отчего освящение первого, левого, холодного Трёхсвятительского придела задержалось
до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с
Сампсониевского кладбища. 2 октября 1764 года настал черед придела преподобного
Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765
года - главного, теплого, названного вопреки первоначальному намерению
Успенским, хотя в народе продолжало бытовать прежнее наименование. Образа в
этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. Величественный и
просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К
высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным
куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню,
которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и
холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном,
такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной
этим же зодчим. В 1833 - 1835 годах
архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал
купола и своды. Еще раньше, в 1822 был освящен им же созданный южный придел с
алтарём Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 - северный архистратига
Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило
стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная
переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены
кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Работы
продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже
освящен. В 1897 - 1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и
облил купола золоченой медью. В 1902 - 1903 годах были удлинены боковые приделы
храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три
года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг
собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.
Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII
века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный
престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами,
отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100
килограммов. Храмоздатель Яковлев подарил плащаницу из малинового бархата,
шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир
Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по
образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более
всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с
осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который
27 июня выставлялся на паперти для поклонения и Христа Спасителя, перед которым
вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их
города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение
Спасителя" и "Прп. Андрей Критский" кисти В. М. Пешехонова, и картины Г. Г.
Мясоедова. Гордостью храма
были также его колокола, несравненный благовест
которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые
вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного
литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве
на заводе Ясона Струговщикова. Успенская церковь, более известная под именем
"Спаса-на-Сенной" (по названию одного из приделов), стоявшая на большой
торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В
1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное
сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят
с охраны. Старшее поколение
горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над
входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой
станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению
ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является
павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно
потерял с исчезновением этого памятника старины. В 2003-2005 гг. в
память об этой святыне по проекту А.А. Столярчука рядом с вестибюлем станции метро
выстроена небольшая часовня, освященная в честь покровителя торговли Иоанна Нового
(Сочавского). Разумов А., 2003, 2004, 2010 гг. ()