Х Р А М Ы      П Е Т Е Р Б У Р Г А

 

Часовня во имя святого великомученика Иоанна Нового Сочавского

в память Успенского собора "Спас-на-Сенной".

Сенная пл, д. 2

 

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С.Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.

Спас-на-Сенной. Отсканировано из альбома "Пушкинский Петербург"

Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, холодного Трёхсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. 2 октября 1764 года настал черед придела преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, теплого, названного вопреки первоначальному намерению Успенским, хотя в народе продолжало бытовать прежнее наименование. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников.

Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833 - 1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, в 1822 был освящен им же созданный южный придел с алтарём Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 - северный архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897 - 1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902 - 1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году. Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов. Храмоздатель Яковлев подарил плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей Критский" кисти В. М. Пешехонова, и картины Г. Г. Мясоедова.

Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова. Успенская церковь, более известная под именем "Спаса-на-Сенной" (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.

Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины.

В 2003-2005 гг. в память об этой святыне по проекту А.А. Столярчука рядом с вестибюлем станции метро выстроена небольшая часовня, освященная в честь покровителя торговли Иоанна Нового (Сочавского).

Строительство часовни. Апрель 2003 г.

Строительство часовни. Май 2003 г.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004, 2010 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru