Церковь Воскресения Христова
наб. Обводного канала, д. 116
Церковь построена в 1904 – 1908 годах архитекторами Г. Д. Гримом, Г. Г. фон Голи и А. Л. Гунном для Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, основанного протоиереем Александром Рождественским, Петербургское отделение которого насчитывало около 70 тысяч человек. Храм в модернизированных формах русской архитектуры XVII века стал важной доминантой в застройке Обводного канала. Главное в его силуэте – сочетание ажурной шатровой колокольни и массивного башнеобразного купола, который дополняется четырьмя малыми, почти декоративными куполами.
Снаружи храм облицован глазурованным кирпичом; карнизы, наличники окон и шатер колокольни отделаны песчаником. Боковые фасады здания прорезаны огромными арочными окнами. Западный фасад украшал большой образ "Воскресение Христово", написанный художником С. Т. Шелковым в 1909 году. Наружная роспись храма была завершена лишь к началу мировой войны, летом 1914 года.
В 1912 году на колокольню храма был поднят большой тысячепудовый (1064,18 пуда) колокол, названный "Отец Александр" в память учредителя общества трезвости А. В. Рождественского.
Бесстолпный по своей композиции храм, рассчитанный на 4 тысячи человек, кажется особенно просторным внутри. Это впечатление создаётся мощным и широким сводом из железобетона, высокими стенами церковного зала, нарядным полом, выстланным харьковскими пиро-гранитными плитками. К сожалению, сейчас из уникального внутреннего убранства храма почти ничего не осталось. Особенно прискорбна утрата богатого собрания икон и живописных полотен, выполненных профессором Переминовым и другими известными петербургскими художниками по картонам, с которых делались мозаики "Спаса-на-Крови". Они были подарены храму архитектором А. А. Парландом и заняли свои места в интерьере церкви в 1912 году.
Необычно выглядели три дубовых престола, обложенные мрамором, и три таких же жертвенника. Главный придел храма был освящен митрополитом Санкт-Петербургским Алексием 14 декабря 1908 года во имя Воскресения Христова, через неделю был освящен правый придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый придел во имя святого князя Александра Невского так и остался неосвященным до октября 1917 года. Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, пожертвованная Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом. В храме находился образ Святой Троицы на доске от священного Мамврийского дуба, пожертвованный храму руководителем русской миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом. В храме также находились икона Афонской Божией Матери; икона преподобного Серафима Саровского, привезенная из Сарова в 1903 году и освященная на мощах преподобного Серафима; иконы Казанской Божией Матери, "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша". Последняя икона была особенно чтима, перед ней пьяницы молились о помощи в исцелении недуга и давали обеты.
При храме были сооружены две часовни: одна - при входе в церковь со стороны канала, другая - перед главным фасадом Варшавского вокзала. За храмом находилась выстроенная в 1897 году церковно-приходская школа на 150 человек и библиотека.
Церковь Воскресения Христова стала подлинным центром борьбы православия с алкоголизмом, пробуждения в народе стремления к здоровому образу жизни. Храм был закрыт в 1930 году и на многие десятилетия превращен в склад различных организаций и железнодорожных служб. В 1990 году он был вновь передан церкви, в апреле 1991 года над храмом вновь засиял крест. В 1992 г. в Воскресенской церкви при огромном стечении народа прошла панихида по историку Льву Николаевичу Гумилеву.
Разумов А., 2003, 2004 гг. ()