Церковь Воскресения Христова

наб. Обводного канала, д. 116

 

Церковь построена в 1904 – 1908 годах архитекторами Г. Д. Гримом, Г. Г. фон Голи и А. Л. Гунном для Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, основанного протоиереем Александром Рождественским, Петербургское отделение которого насчитывало около 70 тысяч человек. Храм в модернизированных формах русской архитектуры XVII века стал важной доминантой в застройке Обводного канала. Главное в его силуэте – сочетание ажурной шатровой колокольни и массивного башнеобразного купола, который дополняется четырьмя малыми, почти декоративными куполами.

Снаружи храм облицован глазурованным кирпичом; карнизы, наличники окон и шатер колокольни отделаны песчаником. Боковые фасады здания прорезаны огромными арочными окнами. Западный фасад украшал большой образ "Воскресение Христово", написанный художником С. Т. Шелковым в 1909 году. Наружная роспись храма была завершена лишь к началу мировой войны, летом 1914 года.

В 1912 году на колокольню храма был поднят большой тысячепудовый (1064,18 пуда) колокол, названный "Отец Александр" в память учредителя общества трезвости А. В. Рождественского.

Бесстолпный по своей композиции храм, рассчитанный на 4 тысячи человек, кажется особенно просторным внутри. Это впечатление создаётся мощным и широким сводом из железобетона, высокими стенами церковного зала, нарядным полом, выстланным харьковскими пиро-гранитными плитками. К сожалению, сейчас из уникального внутреннего убранства храма почти ничего не осталось. Особенно прискорбна утрата богатого собрания икон и живописных полотен, выполненных профессором Переминовым и другими известными петербургскими художниками по картонам, с которых делались мозаики "Спаса-на-Крови". Они были подарены храму архитектором А. А. Парландом и заняли свои места в интерьере церкви в 1912 году.

Необычно выглядели три дубовых престола, обложенные мрамором, и три таких же жертвенника. Главный придел храма был освящен митрополитом Санкт-Петербургским Алексием 14 декабря 1908 года во имя Воскресения Христова, через неделю был освящен правый придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый придел во имя святого князя Александра Невского так и остался неосвященным до октября 1917 года. Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, пожертвованная Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом. В храме находился образ Святой Троицы на доске от священного Мамврийского дуба, пожертвованный храму руководителем русской миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом. В храме также находились икона Афонской Божией Матери; икона преподобного Серафима Саровского, привезенная из Сарова в 1903 году и освященная на мощах преподобного Серафима; иконы Казанской Божией Матери, "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша". Последняя икона была особенно чтима, перед ней пьяницы молились о помощи в исцелении недуга и давали обеты.

При храме были сооружены две часовни: одна - при входе в церковь со стороны канала, другая - перед главным фасадом Варшавского вокзала. За храмом находилась выстроенная в 1897 году церковно-приходская школа на 150 человек и библиотека.

Церковь Воскресения Христова стала подлинным центром борьбы православия с алкоголизмом, пробуждения в народе стремления к здоровому образу жизни. Храм был закрыт в 1930 году и на многие десятилетия превращен в склад различных организаций и железнодорожных служб. В 1990 году он был вновь передан церкви, в апреле 1991 года над храмом вновь засиял крест. В 1992 г. в Воскресенской церкви при огромном стечении народа прошла панихида по историку Льву Николаевичу Гумилеву.

 

Храмы Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ

Back
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()


Используются технологии uCoz
Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru