РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Большую Невку
Большая Невка - самый северный рукав дельты Невы, отходящий от неё
вправо на 400 м ниже Литейного моста. Впадает в Невскую губу, соединившись со
Средней Невкой. Левый берег Большой Невки - острова Петроградский и
Аптекарский; омывает также острова Каменный и Елагин. Длина около 8 км, ширина
50 - 360 м, глубина 3 - 8 м, средний расход воды в истоке 475 м3/с. Справа
впадает Чёрная Речка. Слева на 1,5 км ниже истока от Большой Невки отходит
протока Карповка, разделяющая острова Петроградский и Аптекарский. У Каменного
острова, ниже Кантемировского моста, влево отходит рукав Малая Невка, а у
восточной оконечности Елагина острова - Средняя Невка. На берегу Большой Невки
на Елагином острове расположены Елагин дворец и ЦПКиО имени С. М. Кирова. На
Большой Невке у Петроградской набережной на вечной стоянке находится крейсер
"Аврора". По Большой Невке развито внутригородское судоходство.
1. Сампсониевский
Мост соединяет Петроградскую и Выборгскую
стороны в створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Назван в честь
Сампсониевского собора на Выборгской стороне; в 1923 - 1991 гг. он носил имя
мост Свободы. Первоначально, в 1784 г., здесь был устроен наплавной мост,
который был назван Выборгским. В 1847 г. здесь же был сооружен деревянный
тринадцатипролетный мост длиной 242 м и шириной 12,7 м сложной
ригельно-подкосной системы, напоминающей арочный мост. Разводная часть его
находилась во втором пролете с Выборгской стороны. Мост стал называться
Сампсониевским. Мост капитально ремонтировался в 1862 г. В 1871 году он был
полностью перестроенс использованием старых свай и с сохранением прежней
конструкции. В таком виде Сампсониевский мост просуществовал до 1889 г. и был
заменен новым деревянным семнадцатипролетным мостом такой же длины, простой
подкосной системы, с разводным пролетом посредине моста. Перильные ограждения
на его пролетном строении установили деревянные, но тумбы на опорах - чугунные,
прямоугольного сечения с фонарями. В связи с предполагавшейся в 1907 - 1909 гг.
прокладкой трамвайных путей на трассе Сампсониевского моста его было необходимо
капитально перестроить. В 1906 г. профессор Инженерной академии Г. Г. Кривошеин
представил в Городскую управу два варианта металлического и железобетонного
Сампсониевского моста. Специальная комиссия отклонила вариант железобетонного
моста и признала целесообразным соорудить металлический с разводным пролетом
посредине, но построить его не на месте существующего деревянного моста, а на
60 м ниже по течению для пропуска по нему трамвая. Новый мост был сооружен в
1908 г. При капитальном ремонте в 1937 г. этот мост полностью перестроили,
установив новое металлическое разводное пролетное строение, заменив деревянные
прогоны металлическими балками. Когда в 1955 г. мост был закрыт для движения
из-за плохого технического состояния, то он был 17-пролетным, подкосной системы,
длиной 235 м, шириной - 18,2 м. В 1955-1958 гг. на основной трассе моста
Свободы сооружен новый, постоянный, металлический мост с разводным пролетом
посредине. Авторы проекта - инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин и архитекторы
Л. А. Носков, В. А. Грушке. Строился мост под руководством инженера П. В.
Андреевского. Мост представляет пятипролетную металлическую часть балочной
системы с разводным пролетом посредине реки, с обеих сторон которой симметрично
расположены железобетонные арочные прибрежные вставки, упирающиеся в береговые
устои. Его речные опоры сооружены на высоких свайных ростверках, причем
применены железобетонные трубчатые сваи, с последующим заполнением армированным
бетоном. Всего погружено 248 таких свай. Береговые опоры моста со спусками к
воде и железобетонные арочные пролетные строения облицованы розовым гранитом.
Длина моста 214,8 м, ширина - 27 м. Перильными ограждениями на пролетном
строении служат чугунные решетки художественного литья. Высокие канделябры в
виде чугунных профилированных стоек увенчаны круглыми обоймами со светильниками
по кругу. Они несколько помпезны. Им противопоставляются скромные чугунные
ограждения из часто расставленных прямых стержней, оригинально соединенных в
верхней части пояса своеобразным "узлом".
2. Гренадерский
Соединяет Петроградскую набережную с
Гренадерской улицей на Выборгской стороне. Длина моста 214 м, ширина - 27 м.
Мост назван в память о лейб-гвардии Гренадерском полке, казармы которого
размещались неподалеку, на левом берегу Большой Невки.
В районе нынешнего Гренадерского моста через Большую Невку в 1758 г. был
наведен пятый в Петербурге наплавной мост с выводным пролетом для пропуска
мачтовых судов. К 1806 г. его перевели вверх по течению, на то место, где ныне
находится Сампсониевский мост. В 1904 - 1905 гг. примерно по той же трассе был
сооружен деревянный балочный подкосный мост на сваях в 12 пролетов, названный
Гренадерским. В средней его части был устроен деревянный двукрылый разводной
пролет. Разводка производилась ручными лебедками. В 1951 г. мост был перестроен,
причем число пролетов достигло 18, а разводные пролеты стали металлическими.
В таком виде он просуществовал до 1971 г., когда по проекту инженера Б. Б.
Левина, архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева на 90 м ниже по течению
начал возводиться новый трехпролетный металлический мост с средним разводным
пролетом. Движение по мосту было открыто в 1974 г., а окончательно он был
достроен к 1975 г. Боковые пролеты перекрыты предварительно напряженными и
упруго защемленными балками. Разводной однокрылый пролет раскрывается с
неподвижной осью вращения. Длина моста 214 м, ширина - 27 м. Опоры моста
железобетонные, облицованные в надводной части гранитными блоками. На правом
берегу к мосту примыкает транспортный тоннель, к левобережному устою -
Аптекарский мост через Карповку, возведенные одновременно со строительством
Гренадерского моста.
|
|
3. Кантемировский
Мост через Большую Невку соединяет проспект
Медиков на Петроградской стороне с Кантемировской улицей и Выборгской
набережной. В 1817 - 1821 гг. здесь был организован перевоз, который
существовал долгое время. Лишь в 1978 г. началось строительство постоянного
моста по проекту инженеров Б. Н. Брудно, Б. Б. Левина и архитектора А. В.
Говорковского. Работы были окончены в 1982 г. Мост, помимо речных пролетов,
имеет также два пролета над набережными и две эстакадные части, в которых
оборудованы помещения для гаражей. Центральный пролет - разводной, однокрылый,
раскрывающийся с неподвижной осью вращения. Длина моста 315,6 м (с подходами -
664,1 м), ширина - 31,4 м. Это второй по длине мост Петербурга.
4. Ушаковский
Мост расположен в средней части течения Большой
Невки, соединяет Каменноостровский проспект с улицей Академика Крылова на
Выборгской стороне. В 1786 г. здесь впервые был наведен Строгановский мост на 12
плашкоутах. В начале XIX века его перестроили, вместо 12 стало 11
барок-плашкоутов. Затем мост был заменён свайным подкосной системы с переносом
его оси в створ Строгановской улицы (ныне Академика Крылова). Название
Строгановских дано от находившейся на берегу Б. Невки, вблизи Чёрной речки,
дачи графа А. С. Строганова. К 1885 г. конструкции моста пришли в ветхость. В
то время он был 18-пролетным на свайных опорах и таких же береговых устоях.
Десятый пролет от левого берега был разводным с горизонтальной осью вращения,
двукрылым, раскрывающимся. Разводка моста осуществлялась ручными лебёдками.
В 1953-1955 гг. взамен ветхого деревянного моста был сооружен новый
металлический. Авторы проекта инженеры В. В. Демченко и Б. Б. Левин,
архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский. Тогда же, в 1954 г. мост был
переименован в Ушаковский в память о великом русском флотоводце Ф. Ф. Ушакове.
На наименование моста повлиял тот факт, что рядом с ним находится Военно-морская
академия, здание которой построено в 1941 г.
Центральная русловая часть моста - пятипролетная металлическая балочной системы
с разводным двукрылым консольным пролетом посредине. С обеих сторон ее
запроектированы симметричные железобетонные арочные прибрежные вставки,
представляющие собой двухпролетные аркады. Трасса моста отклонена на
незначительное расстояние от того места, где некогда стоял и неоднократно
перестраивался деревянный многопролетный мост. Мост имеет бетонные, облицованные
гранитом, речные опоры, возведенные на высоких свайных ростверках. Плита
проезжей части моста - железобетонная. В качестве архитектурного оформления у
въездов на пятипролетные металлические части моста имеются металлические
колонны с каннелюрами, увенчанные бронзовыми барельефами с изображениями ордена
Ушакова (учрежден 3 марта 1944 г.) на фоне приспущенных знамен.
В 2000 г. мост был реконструирован. Одновременно на правом берегу, у Выборгской
набережной была создана транспортная развязка в 2-х уровнях.
5. Елагин 3-й
Мост соединяет Елагин остров с районом Старой
Деревни. На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост. В
соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный,
балочно-подкосный мост, имевший девять пролетов, из которых средний был
разводным с двумя раскрывающимися крыльями. В 1861 г. мост капитально
перестроили, сохранив число пролетов, но количество свай в опорах увеличили.
В дальнейшем мост капитально ремонтировали в 1874, 1899 и 1925 годах. Последний
деревянный мост до его реконструкции был семипролетным.
В 1951 г. ввиду аварийного состояния мост заменили постоянным, разводным
восьмипролетным мостом легкого типа по проекту инженера В. В. Демченко.
Береговые устои нового моста - бетонные. Промежуточные опоры состоят из
деревянного свайного основания с жестким металлическим ростверком и
металлической рамной обстройкой. Полотно проезжей части постоянных пролетов -
деревоплитное, покрытое асфальтобетоном. Однокрылое разводное пролетное
строение с неподвижной осью вращения имеет две главные балки, расположенные под
тротуарами и связанные между собой балочной клеткой. На хвостовой части
пролетного строения закреплены противовесы. Перильные ограждения на мосту -
металлические сварные, с легким заполнением. Мост отличается легкостью и
экономичностью. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м.
|
|
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.