РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Малую Невку
Малая Невка, рукав дельты Невы, отходящий от Большой Невки слева
у Стрелки Каменного острова. Впадает в Невскую губу единым устьем с Малой Невой,
между островами Петровским и Крестовским. Длина 4,9 км, ширина 120 - 300 м,
глубина 3,6 - 6,8 м. Средний расход воды в истоке 224 м3/с. Отделяет
Петроградскую сторону (острова Петровский, Петроградский, Аптекарский) от
островов Каменного и Крестовского. Вправо от Малой Невки отходит р. Крестовка,
впадающая в Среднюю Невку и отделяющая Каменный остров от Крестовского острова;
слева впадают р. Карповка, вытекающая из Большой Невки, и р. Ждановка,
вытекающая из Малой Невы.
1. Каменноостровский
Мост через Малую Невку в створе
Каменноостровского проспекта, соединяет острова Аптекарский и Каменный. Ширина
реки у моста - 169 м.
В 1760 г. на Малой Невке навели наплавной мост. С 1802 г. он стал называться
Каменноостровским. В 1819 г. вместо него был сооружен деревянный арочный в
семь пролетов мост по проекту инженера А. Бетанкура, и мост стал называться
Бетанкуровским. В начале ХХ века мосту вернули историческое название.
В 1953 - 1955 гг. взамен ветхого деревянного моста сооружен новый пятипролетный
металлический мост балочной системы с разводным пролетом посредине. Авторы
проекта: инженеры В. В. Осадченко, В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы
П. А. Арешев и В. С. Васильковский. Его трасса отклонена на незначительное
расстояние от того моста, где некогда стоял и неоднократно перестраивался
деревянный многопролетный мост. Длина нового моста 180,74 м, ширина - 27 м.
Русловые опоры бетонные, облицованные гранитом, возведены на высоких свайных
ростверках. Металлические сваи трубчатого сечения заполнены бетоном. Впервые на
мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием для крыльев
разводного пролета вместо обычных деревянных настилов. На мосту установлены
гранитные обелиски с бронзовыми звездами и венчиками.
2. Большой Крестовский
Мост через Малую Невку в створе Б.
Зелениной улицы, соединяет острова Крестовский и Петроградский. Мост сооружен
по проекту инженера П. В. Андреевского и архитектора Л. А. Носкова в 1950 -
1952 гг. на месте старого деревянного одиннадцатипролетного моста того же
названия. Мост имеет пять пролетов. Средний из них - разводной. Постоянные
пролеты перекрыты металлическими, цельносварными, двухпролетными неразрезными
балками. Стальное разводное пролетное строение - двукрылое, раскрывающейся
консольной системы, каждое крыло имеет свою ось вращения и жестко закрепленные
противовесы; раскрытие крыльев производится электрическими лебедками, но
имеется и ручной привод для непредвиденных случаев. Угол раскрытия крыльев - 78
градусов. Мост не значится в графике разводки петербургских мостов. Его
разводят всего несколько раз в год по особой заявке. Речные опоры -
железобетонные на высоких свайных ростверках. В качестве свай применены
стальные трубы, заполненные армированным бетоном. Береговые устои -
железобетонные на деревянном свайном основании. Проезжая часть - железобетонная
плита с асфальтобетонным покрытием. Длина моста 149,4 м, ширина - 25,5 м.
Перила и фонарные столбы заимствованы из готики. Перила - секции между
чугунными прямоугольными тумбами из прямых стержней четырехсекторного
поперечного сечения, которые вверху приобретают форму ряда перекрещенных
стрельчатых арок. Фонарные столбы - высокие круглые, кверху суживающиеся
металлические стойки. Основаниями для них служат высокие профилированные
пьедесталы восьмигранной формы. Светильники - многогранные фонари, подвешенные
к фигурным кронштейнам столбов. В 1993 г. был произведен ремонт моста.
3. Лазаревский
Мост соединяет Пионерскую улицу на
Петроградской стороне с Крестовским островом. Металлический балочный
11-пролетный трамвайно-пешеходный мост на древометаллических рамных опорах
построен в 1947 - 1949 гг.. Среднее пролетное строение - разводное, однокрылое.
Длина моста 140,5 м, ширина - 11,3 м. Назван в честь великого русского
флотоводца М. П. Лазарева в 1952 г., до этого назывался Колтовским. В 2002 г.
трамвайное движение через мост прекращено.
4. Большой Петровский
Соединяет через два рукава Малой Невки
острова Петровский и Крестовский. В 1838 г. на этом месте построили деревянный,
разводной мост. Около моста выставлялся сторожевой пост. Здесь же на берегу
реки Чухонки, были построены два деревянных домика для солдат. В 1845 г. по
мосту стал регулярно курсировать омнибус, перевозивший пассажиров от Публичной
библиотеки на Крестовский остров. В ночь на 17 декабря 1916 г. с моста было
сброшено в реку тело Г. Распутина, убитого в Юсуповском дворце на Мойке.
В 1947 г. деревянные пролетные строения моста заменены металлическими балочными,
перекрывающими 23 пролета. В правом протоке - один пролет - разводной,
двукрылый. Два пролета в левом протоке судоходные. Длина моста - 297,1 м,
ширина - 18,1 м.
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Среднюю Невку
Средняя Невка - протока в дельте Невы. Ответвляется от Большой
Невки слева в 3 км от устья, перед впадением в Невскую губу; соединяется с ней
в устьевой части. Омывает восточные и южные части Елагина острова и отделяет
его от Крестовского и Каменного островов. Близ места ответвления от Большой
Невки в Среднюю Невку впадает слева р. Крестовка, соединяющая её с Малой Невкой.
Длина 2,6 км, ширина в низкую воду около 100 м, глубина около 3,5 м, в высокую
воду соответственно 200 - 230 м и 8 - 8,4 м. Средний расход воды в истоке
144 м3/с, ниже впадения р. Крестовка 188 м3/с. Название "Средняя" указывает на
местоположение этой протоки по отношению к Малой и Большой Невке. Через Среднюю
Невку перекинуто 2 моста. По Средней Невке осуществляется местное пассажирское
судоходство; главная речная пристань - у Центрального парка культуры и отдыха
имени С. М. Кирова.
52. Елагин 1-й
Мост соединяет острова Елагин и Каменный. На
плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост. Первый деревянный мост на
этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его
перестройки, датированном 1880 годом, мост имеет девять пролетов. Разводной
пролет отсутствует. Ширина моста была равна 14 м. В 1908 г. мост вновь
перестроили, забив новые сваи. В это время мост сделали разводным. Следующий
капитальный ремонтмоста, с сохранением старых свай, произвели в 1931 г.
В 1952 г. ввиду сильного износа и глубокого загнивания деревянных элементов
1-й Елагин мост заменен постоянным разводным металлическим мостом. Конструкция
этого моста в принципе ничем не отличается от нового 3-го Елагина моста,
сооруженного годом раньше. Автор проекта - инженер В. В. Блажевич. Мост имеет
девять пролетов, из них два судоходных и один разводной. Мостовые устои -
бетонные, русловые опоры - древометаллические. Длина моста 107,9 м, ширина -
11,53 м.
53. Елагин 2-й
Мост переброшен через Среднюю Невку в створе
ул. Рюхина и соединяет острова Елагин и Крестовский. На плане Шуберта 1828 г.
здесь показан плашкоутный мост. В 1852 г. был построен одиннадцатипролетный
деревянный балочный мост с центральным разводным двукрылым пролетным строением.
В 1951 г. на его месте сооружен металлический восьмипролетный мост на
древометаллических рамных опорах. Длина моста 141,9 м, ширина - 14,5 м.