РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через р. Охту
Охта (Большая Охта), река, правый приток Невы, впадает в неё в
Ленинграде, в районе Петрозавода. Длина - 90 км, площадь бассейна 768 км2,
ширина 30 - 40 м, в устье - до 60 м, преобладающая глубина 0,5 - 1 м,
наибольшая - 5,5 м. Средний расход воды в устье 7,2 м3/с. Берёт начало на южном
склоне Лемболовских высот, в 5 км к северо-востоку от деревни Термолово. Левые
притоки - Пипполовка, Токсовская протока (из озера Кавголовское), Лубья,
Оккервиль, Лапка; правые - Муринский и Безымянный ручьи. Судоходна на 8 км от
устья. Используется для водоснабжения промышленных предприятий. Вода сильно
загрязнена промышленными стоками. От названия Охта происходит наименование
местностей Большая Охта и Малая Охта.
1. Челябинский
Расположен в створе Челябинской улицы,
в районе деревни Рыбацкая. В 1950-х - 1997 гг. именовался 5-м Охтинским мостом.
2. Капсюльный
Мост через Охтинское водохранилище расположен в
створе Капсюльного шоссе. Металлическая переправа сооружена в 1994 году по
проекту инженера В. М. Фельдмана на месте прежде существовавшего 4-го Охтинского
моста. Название моста, присвоенное ему 6 ноября 1997 г., напоминает о
существовании в этом районе капсюльных мастерских пороховых заводов,
строительство которых началось в 1715 году по указу Петра I.
3. Мост-плотина на ул. Коммуны
Мост-плотина через Большую Охту расположен по улице Коммуны. Каменные и чугунные конструкции моста были заложены в 1869 г. по проекту инж.К. Ф. Гаусмана. В 1960 г. низовая часть плотины усилена в
железобетоне. Длина моста 38,6 м, ширина - 16,2 м.
4. Большой Ильинский
Мост переброшен через Большую Охту по
шоссе Революции у Ильинской церкви в 1912 г. Строение железобетонного моста -
балочное, трехпролетное, неразрезное, рамной конструкции. Он имеет пять главных
железобетонных балок высотой 80 см и систему поперечных балок. Толщина проезжей
части 20 см. Тротуары вынесены на консоли. Опоры - бетонные на свайных
основаниях. Длина моста 36,6 м, ширина - 25,28 м. Перильные ограждения состоят
из железобетонных тумб и металлических, простого рисунка решеток. С целью
сохранения сооружения в 1950 г. произведен капитальный ремонт пролетного
строения и опор. В 1997 г. мосту, прежде именовавшемуся 3-м Охтинским, было
присвоено новое имя по расположенному перед ним храму Илии Пророка. В 2001 -
2003 гг. произведена капитальная реконструкция моста с сооружением рядом со
старым нового металлического моста для обеспечения по нему двухстороннего
движения.
5. Армашевский
Железобетонный мост расположен по улице
Потапова. Открыт в октябре 1999 г., инж. Р. Р. Шипов. Длина моста 32 м.
Название мост получил от исторического имени этой части Пороховых - Армашевской
слободы, ведущегося с начала ХХ века от фамилии землевладельца. Прежде здесь
был небольшой мост, именовавшийся 2-м Охтинским; однако после его реконструкции
в 1970-х гг. название это более не употреблялось.
6. Индустриальный
Мост через реку Охту по Индустриальному
проспекту построен в 1977 г. по проекту инж. Б. Э. Дворкина и арх. Ю. Г.
Шиндина. Длина железобетонного моста 59,2 м, ширина - 34 м. Наименован в 1979
году.
7. Объездной
Мост расположен на Объездном шоссе, которое вело
из района Б. Охты на Пороховые в объезд главной там дороги - Пороховского (ныне
Революции) шоссе. С 1950-х по 1997 г. именовался Охтинским № 1-а
8. Ириновский
Железобетонный мост по Ириновскому проспекту
построен в 1983 году по проекту инженера А. А. Соколова. Длина моста 63,3 м,
ширина - 55,5 м. До этого времени немного выше по течению располагался 1-й
Охтинский мост, обеспечивающий движение трамваев по Ржевской трамвайной линии.
Название моста и проспекта ведутся от деревни Ириновки под Петербургом, где с
конца XIX века начались разработки торфа.
9. Энергетиков
Железобетонный мост через Охту по просп.
Энергетиков сооружен в 1970-х гг при прокладке южного участка проспекта.
Наименование присвоено ему в мае 1979 года.
10. Шаумяна
Трехпролетный железобетонный мост на проспекте Шаумяна
построен в 1968 году по проекту инженера П. П. Рязанцева и архитектора Л. А. Носкова.
Длина моста 72,9 м, ширина - 18,5 м.
11. Комаровский
Мост пересекает реку Охту на продолжении
линии Большеохтинского моста на Красногвардейской площади. Мост назван по
фамилии владельца суконной фабрики, располагавшейся поблизости в первой
четверти ХIX века (ранее и часть площади между мостами именовалась Комаровским
переулком). Здесь, где когда-то находилась шведская крепость Ниеншанц, с XVIII
века существовал деревянный разводной мост, называвшийся Горбатым. Его
реконструировали в 1910 - 1911 годах в связи с сооружением моста Петра Великого,
а в 1943 году, после того как с моста рухнул в воду танк Т-34, деревянные балки
пролетного строения заменили металлическими. Со временем техническое состояние
моста стало совершенно неудовлетворительным из-за загнивания наиболее
ответственных опорных частей и в 1958 году мост был закрыт.
Новый однопролетный мост из монолитного железобетона был построен в 1960 г. по
проекту инженеров Б. Б. Левина, В. В. Зайцева и архитектора Л. А. Носкова по
трассе, несколько смещенной от оси ранее существовавшего, на 29 м по левому
берегу и на 20 м по правому; этим была достигнута симметрия предмостных
площадей относительно новой оси моста. Длина моста - 74,4 м, ширина - 47 м.
Мост обладает весьма выразительным силуэтом, с очерченной по дуге круга аркой
на фасаде, облицованной плитами розового гранита; этим прёмом авторы придали
внешнему облику моста характер каменного сооружения арочной формы. Ограждения -
чугунные литые секции из стержней многогранного сечения с вогнутыми плоскостями,
увенчанных четырехгранными капителями. Фонарные колонки со светильниками
установлены на консолях малого выноса. У опор моста имеются гранитные спуски к
воде. Мост относится к числу лучших инженерных конструкций города. Теперь это
один из красивых широких мостов в городе. Он связывает обе части Охты - Большую
и Малую.
12. Мало-Охтинский
Мост, расположенный в самом устье Охты,
при ее впадении в Неву, соединяет Малоохтинский проспект и Свердловскую
набережную. Трехпролетный металлический мост сооружен в 1982 - 1984 гг. по
проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора В. М. Иванова. Одновременно был
сооружен участок гранитной набережной Невы и транспортная развязка у
Большеохтинского моста. Длина моста составляет 151,2 м, ширина - 20,3 м.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.